Редактирование: Не в ладах с богословием

Перейти к навигации Перейти к поиску

Внимание: Вы не вошли в систему. Ваш IP-адрес будет общедоступен, если вы запишете какие-либо изменения. Если вы войдёте или создадите учётную запись, её имя будет использоваться вместо IP-адреса, наряду с другими преимуществами.

Правка может быть отменена. Пожалуйста, просмотрите сравнение версий ниже, чтобы убедиться, что это нужная вам правка, и запишите страницу ниже, чтобы отменить правку.

Текущая версия Ваш текст
Строка 39: Строка 39:
** Кроме того, никто не отменял сложностей в детальном освоении языка-цели либо языка-источника тогдашними переводчиками, так что поиски точного смысла непонятных мест в чём-либо, кроме зачастую давно утерянных оригиналов выглядят весьма сомнительно.
** Кроме того, никто не отменял сложностей в детальном освоении языка-цели либо языка-источника тогдашними переводчиками, так что поиски точного смысла непонятных мест в чём-либо, кроме зачастую давно утерянных оригиналов выглядят весьма сомнительно.
** В своё время был очень популярен вопрос: «А почему в Библии не было про [[динозавр]]ов?». Вообще-то, было. Не конкретно про динозавров, а про создание животных в целом. Уже древний человек вполне отдавал себе отчёт, что амфибии совершеннее рыб, а рептилии совершеннее амфибий.
** В своё время был очень популярен вопрос: «А почему в Библии не было про [[динозавр]]ов?». Вообще-то, было. Не конкретно про динозавров, а про создание животных в целом. Уже древний человек вполне отдавал себе отчёт, что амфибии совершеннее рыб, а рептилии совершеннее амфибий.
*** Описания [[бегемоты и гиппопотамы|бегемота]] и [[левиафан]]а в Книге Иова совпадают с описаниями [[зауропод]]а и [[доисторические морские рептилии|мозазавра]] до такой степени, что одно время даже служили доказательством, будто [[доисторическое Средневековье|динозавры вымерли не миллионы, а всего лишь тысячи лет назад]].
** Что, за день, когда учёные говорят о миллионах лет? «Для Бога один день как тысяча лет и тысяча лет как один день». Да, всё иносказательно, и ни один ''толковый'' батюшка это опровергать не станет. Скептики на это замечают, что толкуя аллегорически, можно вообще из любого текста получить любую произвольную мысль. ''Толковые'' христиане на это объясняют, что любой текст толкуется средой, традицией и культурой, в которой он создан и функционирует, а не впервые заглянувшим в него Васей Пупкиным. Герменевтика как наука именно так и возникла.
** Что, за день, когда учёные говорят о миллионах лет? «Для Бога один день как тысяча лет и тысяча лет как один день». Да, всё иносказательно, и ни один ''толковый'' батюшка это опровергать не станет. Скептики на это замечают, что толкуя аллегорически, можно вообще из любого текста получить любую произвольную мысль. ''Толковые'' христиане на это объясняют, что любой текст толкуется средой, традицией и культурой, в которой он создан и функционирует, а не впервые заглянувшим в него Васей Пупкиным. Герменевтика как наука именно так и возникла.
* [[Стандартная христианская мифология]] во многих произведениях — это именно такой напев по телефону.
* [[Стандартная христианская мифология]] во многих произведениях — это именно такой напев по телефону.
** В дхармических религиях (большинство направлений буддизма и индуизма такие) существование или несуществование богов вообще ничего не меняет ни в догматике, ни в вероучении. Дхарму и карму никто не создавал, они существуют, потому что иначе никакого мира не получится.
** В дхармических религиях (большинство направлений буддизма и индуизма такие) существование или несуществование богов вообще ничего не меняет ни в догматике, ни в вероучении. Дхарму и карму никто не создавал, они существуют, потому что иначе никакого мира не получится.
** Во многих языческих культах (особенно у малых народов, живущих небольшими поселениями в привычной природной среде) либо нет представления о богах (есть духи, с ними и надо общаться), либо считается, что творец был, но после творения куда-то ушёл (видимо, занят на других планетах).
** Во многих языческих культах (особенно у малых народов, живущих небольшими поселениями в привычной природной среде) либо нет представления о богах (есть духи, с ними и надо общаться), либо считается, что творец был, но после творения куда-то ушёл (видимо, занят на других планетах).
** [[Деизм]] (Бог сотворил мир, наделил людей способностью различат добро и зло, но больше в него не вмешивается) — скорее разновидность атеизма, чем разновидность христианства. Вольтер и прочие вольнодумцы XVIII века были именно деистами, объяснить иначе сложность окружающего их мира они не могли, но просто указывали, что из этого не следуют другие католические догматы.
** [[Деизм]] (Бог сотворил мир, наделил людей способностью различат добро и зло, но больше в него не вмешивается) — скорее разновидность атеизма, чем разновидность христианства. Вольтер и прочие вольнодумцы XVIII века были именно деистами, объяснить иначе сложность окружающего их мира они не могли, но просто указывали, что из этого не следуют другие католические догматы.
** Наконец, в самом христианстве вера в то, что Бог есть, но это никак не влияет на поведение человека, называется ''бесовской'' и осуждается (в конце концов, дьявол тоже знает о существовании Бога на собственном опыте, но это не делает его христианином). Настоящая вера предполагает именно доверие христианскому вероучению и жизнь по его принципам.
** Наконец, в самом христианстве вера в то, что Бог есть, но это никак не влияет на поведение человека, называется ''бесовской'' и осуждается (в конце концов, Дьявол тоже знает о существовании Бога на собственном опыте, но это не делает его христианином). Настоящая вера предполагает именно доверие христианскому вероучению и жизнь по его принципам.
** Также существует довольно сильный ответ, приписываемый обычно генералу Суворову — на вопрос «Где Бог?» он рассеянно оглядывался и вопрошал в ответ: «А где его нет?». И нет, это не православная версия пантеизма с намёком, что весь мир и есть Его тело, а вполне догматически корректный тезис о вездесущности Творца (ср. Пс.138:7-12, Иер. 23:24, Деян. 17:27-28) и присутствии Его в творении как Автора (ср. Рим.1:20).
** Также существует довольно сильный ответ, приписываемый обычно генералу Суворову — на вопрос «Где Бог?» он рассеянно оглядывался и вопрошал в ответ: «А где его нет?». И нет, это не православная версия пантеизма с намёком, что весь мир и есть Его тело, а вполне догматически корректный тезис о вездесущности Творца (ср. Пс.138:7-12, Иер. 23:24, Деян. 17:27-28) и присутствии Его в творении как Автора (ср. Рим.1:20).
*** Если строго канонически, то существует воззрение, согласно которому Его нет в [[ад]]у — Он оттуда самоустранился и грешников, желающих существовать без Него, [[за что боролись, на то и напоролись|туда и помещает]] из уважения к их свободе — другое дело, что поскольку Он есть источник всех благ, то там, где нет Его, нет и никаких благ. После второго суда (того самого Страшного) часть воскресших грешников всё же спасётся, «[[очищение огнём|но как бы из огня]]» (1Кор, 3:15), остальным же будет предоставлено всё то же самое, но уже навечно.
*** Если строго канонически, то существует воззрение, согласно которому Его нет в [[ад]]у — Он оттуда самоустранился и грешников, желающих существовать без Него, [[за что боролись, на то и напоролись|туда и помещает]] из уважения к их свободе — другое дело, что поскольку Он есть источник всех благ, то там, где нет Его, нет и никаких благ. После второго суда (того самого Страшного) часть воскресших грешников всё же спасётся, «[[очищение огнём|но как бы из огня]]» (1Кор, 3:15), остальным же будет предоставлено всё то же самое, но уже навечно.
* «Католики верят в то, что [[папа римский]] совершенно безгрешен!». Происходит от додумывания и так [[Надмозги|надмозгового]] перевода слова infallibilitas («безошибочность»), которое не имеет никакого отношения к греху. На самом деле догмат говорит, что папа может воспользоваться правом произнести нечто ex cathedra (нравоучительно, торжественно), и это будет infallibilitas (не ошибочно). То есть, например, есть какая-то богословская проблема, и её не удаётся решить ни комиссией, ни собором. Папа имеет право заявить, что канонична именно позиция X и так оно и будет.
* «Католики верят в то, что папа римский совершенно безгрешен!». Происходит от додумывания и так [[Надмозги|надмозгового]] перевода слова infallibilitas («безошибочность»), которое не имеет никакого отношения к греху. На самом деле догмат говорит, что папа может воспользоваться правом произнести нечто ex cathedra (нравоучительно, торжественно), и это будет infallibilitas (не ошибочно). То есть, например, есть какая-то богословская проблема, и её не удаётся решить ни комиссией, ни собором. Папа имеет право заявить, что канонична именно позиция X и так оно и будет.
** «Папа римский этим правом пользуется регулярно или как минимум активно». На самом деле оно применялось только для решения богословских дискуссий внутри церкви, и всего три раза за всю её историю.
** «Папа римский этим правом пользуется регулярно или как минимум активно». На самом деле оно применялось только для решения богословских дискуссий внутри церкви, и всего три раза за всю её историю.
*** И более того, этот догмат был принят не всеми католическими церквями — часть церквей не признали положения Первого Ватиканского собора, стали называть себя старокатолическими и создали Утрехтскую унию.
*** И более того, этот догмат был принят не всеми католическими церквями — часть церквей не признали положения Первого Ватиканского собора, стали называть себя старокатолическими и создали Утрехтскую унию.
Строка 60: Строка 59:
***** Или очистить после смерти душу, которая запачкана грязью греха. В общем-то завершить покаяние после смерти. И такая возможность является закономерным следствием Милосердия Божьего. Не просто так по учению Католической Церкви в Чистилище попадают именно люди, умершие в мире с Богом(с прощенными тяжкими грехами). Хотя, конечно, одно восприятие Чистилища не исключает другого.
***** Или очистить после смерти душу, которая запачкана грязью греха. В общем-то завершить покаяние после смерти. И такая возможность является закономерным следствием Милосердия Божьего. Не просто так по учению Католической Церкви в Чистилище попадают именно люди, умершие в мире с Богом(с прощенными тяжкими грехами). Хотя, конечно, одно восприятие Чистилища не исключает другого.
* Мытарства и чистилище, вопреки популярному заблуждению, не одна и та же концепция. Мытарства — это один из образов посмертного суда, в мытарствах грехи не дают искупить, а лишь спрашивают за них. Чистилище же — место очистительных страданий, место принесения сатисфакции за грехи (см. выше).
* Мытарства и чистилище, вопреки популярному заблуждению, не одна и та же концепция. Мытарства — это один из образов посмертного суда, в мытарствах грехи не дают искупить, а лишь спрашивают за них. Чистилище же — место очистительных страданий, место принесения сатисфакции за грехи (см. выше).
* «[[Протестантская мораль]] состоит в том, что Бог помогает только богатым и успешным, а бедных и невезучих ненавидит». На самом деле протестантских конфессий очень много, и даже если кто-то из последователей Кальвина понимает его учение именно в такой [[упростили и опошлили|упрощённой и опошленной форме]], их меньшинство даже среди самих реформатов (а неопятидесятнические загоны о «евангелии процветания» ими самими расцениваются как ересь). Более того, эта концепция очень поздняя, из XIX века и сам Кальвин крайне осуждал людей, которые ставят богатство выше нравственности. Учение о предопределении, восходящее к Августину, утверждает, что именно Бог и дал человеку свободную волю, чтобы он мог придти к спасению. Кальвинистские проповедники с этого и начали: если ты разочаровался в развращённых прелатах католической церкви, а потом встретил добродетельного кальвинистского проповедника — это случилось неспроста, сам Бог указывает тебе, за кем надо следовать, чтобы спастись.
* «[[Протестантская мораль]] состоит в том, что Бог помогает только богатым и успешным, а бедных и невезучих ненавидит». На самом деле протестантских конфессий очень много, и даже если кто-то из последователей Кальвина понимает его учение именно в такой [[упростили и опошлили|упрощённой и опошленной форме]], их меньшинство даже среди самих реформатов (а неопятидесятнические загоны о «евангелии процветания» ими самими расцениваются как ересь). Более того, эта концепция очень поздняя, из XIX века и сам Кальвин крайне осуждал людей, которые ставят богатство выше нравственности. Учение о предопределении, восходящее к Августину, утверждает, что именно Бог и дал человеку свободную волю, чтобы он мог придти к спасению. Кальвинистские проповедники с этого и начали: если ты разочаровался в развращённых прелатах католической церкви, а потом встретил добродетельного кальвинистского проповедника — это случилось неспроста, сам Бог указывает тебе, за кем надо следовать, чтобы спастись.
* «Протестанты верят, что можно спастись одной верой! То есть воруй-убивай сколько хочешь — если веришь в Бога, всё равно спасёшься». На самом деле учение Лютера о спасении верой подразумевает, что истинно верующий по благодати Бога получает силы и возможность жить праведной жизнью. То есть если человек твёрдо решит стать хорошим, то у него это непременно получится: ведь сам Бог играет на его стороне.
* «Протестанты верят, что можно спастись одной верой! То есть воруй-убивай сколько хочешь — если веришь в Бога, всё равно спасёшься». На самом деле учение Лютера о спасении верой подразумевает, что истинно верующий по благодати Бога получает силы и возможность жить праведной жизнью. То есть если человек твёрдо решит стать хорошим, то у него это непременно получится: ведь сам Бог играет на его стороне.
** Что не мешает ИРЛ отдельным верующим выдавать сентенции, о том что спастись можно только верой, а поступки роли не играют. Автор правки никогда бы не поверил, что можно верить в подобную чушь, но встречал таких субъектов лично.
** Что не мешает ИРЛ отдельным верующим выдавать сентенции, о том что спастись можно только верой, а поступки роли не играют. Автор правки никогда бы не поверил, что можно верить в подобную чушь, но встречал таких субъектов лично.
** Это, похоже, испорченный телефон. Дурные поступки того, кто уже верующий и спасенный (в протестантском понимании), не имеют силу вышвырнуть его из спасения, это правда. Но суть в том, что, если он спасен, то есть покаялся и переродился под влиянием Духа Святого, то он уже, априорно, не будет жить по принципу «воруй, убивай, надругивайся над гусями». Ему, конечно, все равно не удастся вести себя идеально, но он будет стараться жить поближе к заповедям и вряд ли сможет скатиться до уровня «немногим лучше полного чудовища».
** Это, похоже, испорченный телефон. Дурные поступки того, кто уже верующий и спасенный (в протестантском понимании), не имеют силу вышвырнуть его из спасения, это правда. Но суть в том, что, если он спасен, то есть покаялся и переродился под влиянием Духа Святого, то он уже, априорно, не будет жить по принципу «воруй, убивай, надругивайся над гусями». Ему, конечно, все равно не удастся вести себя идеально, но он будет стараться жить поближе к заповедям и вряд ли сможет скатиться до уровня «немногим лучше полного чудовища».
*** Тут часто имеет место путаница причины и следствия. Протестанты считают, что поступки являются следствием веры или безверия, то есть тот, кто спасся верой будет совершать хорошие поступки потому, что спасен, а не спасается потому что совершал хорошие поступки.
*** Тут часто имеет место путаница причины и следствия. Протестанты считают, что поступки являются следствием веры или безверия, т.е. тот, кто спасся верой будет совершать хорошие поступки потому, что спасен, а не спасается потому что совершал хорошие поступки.  
* [[Религия — это магия|Магическое мышление]]. Идея, что свечка нужному святому или правильная молитва с гарантией сотворят соответствующее чудо. Для некоторых, преимущественно языческих, культов это характерно, но ни одна из христианских конфессий такого не допускает.
* [[Религия — это магия|Магическое мышление]]. Идея, что свечка нужному святому или правильная молитва с гарантией сотворят соответствующее чудо. Для некоторых, преимущественно языческих, культов это характерно, но ни одна из христианских конфессий такого не допускает.
** Теоретически не допускает, на практике же подобные представления цветут и пахнут, к изрядному огорчению добросовестных священников.
** Теоретически не допускает, на практике же подобные представления цветут и пахнут, к изрядному огорчению добросовестных священников.
Строка 79: Строка 78:
** Однако, согласно каноническому тексту Евангелия, фарисеи настолько озлобились против Иисуса (за подрыв их авторитета в народе и отказ провозгласить себя Мессией в смысле политического вождя и поднять восстание), что изменили своим принципам (хотя, возможно, многие из них были простыми лицемерами, лишь кажущимися ревнителями — не зря же Иисус их в этом обвинял) и [[Враг моего врага|объединились с саддукеями]], хотя разногласия между ними были непримиримыми, о чём писал тот же евангелист Лука, но уже в другой книге. Доносить римлянам они, по Евангелию, не собирались, а хотели убить Христа втайне от народа. Но саддукей Каиафа их убедил, мол, лучше сдать римским властям одного проповедника (всё равно не помогающего восстанию), чем римляне покарают всех, пока народ ещё не готов к сопротивлению — и вместе с тестем Ананом срежиссировал «законную» расправу, в которой и фарисеи приняли, согласно Иоанну, участие. Но и на суде у Пилата они показали себя, фактически навязывая свою волю римскому наместнику, да и освобождённый Варавва, по некоторым трактовкам, был не простым убийцей, а политическим преступником против римской власти. Вышеупомянутый Хвольсон объясняет упоминание фарисеев в числе предавших Христа на смерть искажениями переписчиков. Впрочем, сама история с Вараввой очень тёмная: нигде, кроме Евангелий, нет упоминания об обычае отпускать осуждённых на Пасху, и римский прокуратор, разумеется, не стал бы спрашивать у толпы потенциальных бунтовщиков, стоит ли ему отпустить на свободу и помиловать их потенциального вождя.
** Однако, согласно каноническому тексту Евангелия, фарисеи настолько озлобились против Иисуса (за подрыв их авторитета в народе и отказ провозгласить себя Мессией в смысле политического вождя и поднять восстание), что изменили своим принципам (хотя, возможно, многие из них были простыми лицемерами, лишь кажущимися ревнителями — не зря же Иисус их в этом обвинял) и [[Враг моего врага|объединились с саддукеями]], хотя разногласия между ними были непримиримыми, о чём писал тот же евангелист Лука, но уже в другой книге. Доносить римлянам они, по Евангелию, не собирались, а хотели убить Христа втайне от народа. Но саддукей Каиафа их убедил, мол, лучше сдать римским властям одного проповедника (всё равно не помогающего восстанию), чем римляне покарают всех, пока народ ещё не готов к сопротивлению — и вместе с тестем Ананом срежиссировал «законную» расправу, в которой и фарисеи приняли, согласно Иоанну, участие. Но и на суде у Пилата они показали себя, фактически навязывая свою волю римскому наместнику, да и освобождённый Варавва, по некоторым трактовкам, был не простым убийцей, а политическим преступником против римской власти. Вышеупомянутый Хвольсон объясняет упоминание фарисеев в числе предавших Христа на смерть искажениями переписчиков. Впрочем, сама история с Вараввой очень тёмная: нигде, кроме Евангелий, нет упоминания об обычае отпускать осуждённых на Пасху, и римский прокуратор, разумеется, не стал бы спрашивать у толпы потенциальных бунтовщиков, стоит ли ему отпустить на свободу и помиловать их потенциального вождя.
*** И, кстати, сторонником Христа после спасения Варавва не стал. Это заблуждение пошло от созвучия с именем Варсава, одного из апостолов от семидесяти (претендовал на попадание в число апостолов от двенадцати на вакантное после самоубийства Искариота место, но выбор пал на Матфия), предположительно одного из соавторов книги Деяний святых апостолов (провёл много времени и с апостолом Павлом, и с евангелистом Лукой — как раз основным авторoм книги; считается, что многое записано с его слов).
*** И, кстати, сторонником Христа после спасения Варавва не стал. Это заблуждение пошло от созвучия с именем Варсава, одного из апостолов от семидесяти (претендовал на попадание в число апостолов от двенадцати на вакантное после самоубийства Искариота место, но выбор пал на Матфия), предположительно одного из соавторов книги Деяний святых апостолов (провёл много времени и с апостолом Павлом, и с евангелистом Лукой — как раз основным авторoм книги; считается, что многое записано с его слов).
* «Евангелий было много, и только Вселенские Соборы утвердили их список». Евангелий и правда было много, но уже в конце II века Отцы Церкви однозначно выделяют четыре канонических, а остальные относят к апокрифам. И отличить их от каноничных очень легко: они напоминают писания современных эзотериков, и состоят из [[оккультрёп]]а, всевозможных историй из жизни эпизодических персонажей Евангелий и довольно жутковатых историй о том, как маленький Иисус низводил и курощил тех, кто сомневался в его божественности. Те из апокрифов, что были позанимательней, ходили в списках всё средневековье и сюжеты из них обычны в церковном искусстве.
* «Евангелий было много, и только Вселенские Соборы утвердили их список». Евангелий и правда было много, но уже в конце II века Отцы Церкви однозначно выделяют четыре канонических, а остальные относят к апокрифам. И отличить их от каноничных очень легко: они напоминают писания современных эзотериков, и состоят из [[оккультрёп]]а, всевозможных историй из жизни эпизодических персонажей Евангелий и довольно жутковатых историй о том, как маленький Иисус низводил и курощил тех, кто сомневался в его божественности. Те из апокрифов, что были позанимательней, ходили в списках всё средневековье и сюжеты из них обычны в церковном искусстве.
** Сюда же заявления о том, будто церковь выбрала только самые для себя удобные Евангелия, остальные приписала к апокрифам. Всё проще гораздо: в канон вошли те Евангелия, про которые можно сказать, что они сохранились в первозданном варианте. А вот утраченные и перепетые тексты таки пошли в апокрифе. Хотя в деяниях апостолов можно найти на них ссылки, но тогда-то оригинальный текст утрачен ещё не был.
** Сюда же заявления о том, будто церковь выбрала только самые для себя удобные Евангелия, остальные приписала к апокрифам. Всё проще гораздо: в канон вошли те Евангелия, про которые можно сказать, что они сохранились в первозданном варианте. А вот утраченные и перепетые тексты таки пошли в апокрифе. Хотя в деяниях апостолов можно найти на них ссылки, но тогда-то оригинальный текст утрачен ещё не был.
** И никакого «Евангелия от Иисуса» не было. Точнее, была фальсификация X века за авторством какого-то не в меру ретивого мусульманина (который и сам подходил под троп, поскольку приписывать свои слова почитаемому в Исламе пророку Иссе ну такое себе). Отдельный [[Сарказм|респект]] деятелям, рассказывающим об ''обнаруженном недавно'' тексте «Евангелия от Иисуса», за которое [[Что за идиот|они приняли]] одноимённый роман замечательного португальского писателя Жозе Сарамаго.
** И никакого «Евангелия от Иисуса» не было. Точнее, была фальсификация X века за авторством какого-то не в меру ретивого мусульманина (который и сам подходил под троп, поскольку приписывать свои слова почитаемому в Исламе пророку Иссе ну такое себе). Отдельный [[Сарказм|респект]] деятелям, рассказывающим об ''обнаруженном недавно'' тексте «Евангелия от Иисуса», за которое [[Что за идиот|они приняли]] одноимённый роман замечательного португальского писателя Жозе Сарамаго.
* «Всё, чему когда-либо учили церковники — это догмы». Случай [[стремительный домкрат|стремительного домкрата]]. '''До́гматами''' называются только те теоретические положения, которые являются неотъемлемыми частями вероучения. Догматы отличаются: 1) теологичностью — все догматы так или иначе связаны с Богом и Его действиями в отношении к миру. Поэтому Триединство Бога — догматично, а геоцентризм либо гелиоцентризм догматами быть не могут. 2) богооткровенностью — догматы могут быть основаны только на том, во что христиане верят как в Божественное Откровение (Священное Писание и, за исключением протестантизма, Предание), так что чисто философские построения догматизированы быть не могут; 3) церковностью — в православии только авторитет Вселенской Церкви достаточен для того, чтобы определить, что считать догматами, а что не считать. В узком смысле догматы — все теоретические положения, утверждённые Вселенскими соборами, а в широком — вероучительные положения, в которые православные верили всегда и везде (Consensus Patrum — согласие Святых Отцов; если бы все Отцы оказались на одном Вселенском соборе и если бы эти положения были вынесены на обсуждение, то были бы утверждены почти единогласно), например, это догмат Искупления; 4) общеобязательностью — для принадлежности к конфессии необходимо верить во все эти догматы без исключения, иначе, по учению этой конфессии, спастись невозможно. В православии считается, что новые догматы не могут возникнуть с самого начала Церкви, а возможно лишь формулирование и официальное утверждение того, во что уже верили; у католиков существует теория догматического развития, по которой некоторые имплицитные положения развиваются в новые догматы. Итак, хоть духовенство много чему учило, не всё это может быть отнесено к догматам. Если по некому вопросу возможны разногласия, возникают '''частные богословские мнения'''. Если мнения противоречат большинству, но не преданы анафеме — это '''теологумены'''. Положения, которые не относятся к вероучению, называются иначе: нравственные правила Священного Писания — это '''заповеди'''. Правила, регулирующие распорядок церковной жизни — это '''каноны'''. А внешние способы выражения веры — это '''обряды''' (хотя они чаще всего следуют традиции, их изменение ересью не является, хотя [[Справочник автора/Старообрядчество|старообрядцы]] с этим не согласятся).
* «Всё, чему когда-либо учили церковники — это догмы». Случай [[стремительный домкрат|стремительного домкрата]]. '''До́гматами''' называются только те теоретические положения, которые являются неотъемлемыми частями вероучения. Догматы отличаются: 1) теологичностью — все догматы так или иначе связаны с Богом и Его действиями в отношении к миру. Поэтому Триединство Бога — догматично, а геоцентризм либо гелиоцентризм догматами быть не могут. 2) богооткровенностью — догматы могут быть основаны только на том, во что христиане верят как в Божественное Откровение (Священное Писание и, за исключением протестантизма, Предание), так что чисто философские построения догматизированы быть не могут; 3) церковностью — в православии только авторитет Вселенской Церкви достаточен для того, чтобы определить, что считать догматами, а что не считать. В узком смысле догматы — все теоретические положения, утверждённые Вселенскими соборами, а в широком — вероучительные положения, в которые православные верили всегда и везде (Consensus Patrum — согласие Святых Отцов; если бы все Отцы оказались на одном Вселенском соборе и если бы эти положения были вынесены на обсуждение, то были бы утверждены почти единогласно), например, это догмат Искупления; 4) общеобязательностью — для принадлежности к конфессии необходимо верить во все эти догматы без исключения, иначе, по учению этой конфессии, спастись невозможно. В православии считается, что новые догматы не могут возникнуть с самого начала Церкви, а возможно лишь формулирование и официальное утверждение того, во что уже верили; у католиков существует теория догматического развития, по которой некоторые имплицитные положения развиваются в новые догматы. Итак, хоть духовенство много чему учило, не всё это может быть отнесено к догматам. Если по некому вопросу возможны разногласия, возникают '''частные богословские мнения'''. Если мнения противоречат большинству, но не преданы анафеме — это '''теологумены'''. Положения, которые не относятся к вероучению, называются иначе: нравственные правила Священного Писания — это '''заповеди'''. Правила, регулирующие распорядок церковной жизни — это '''каноны'''. А внешние способы выражения веры — это '''обряды''' (хотя они чаще всего следуют традиции, их изменение ересью не является, хотя [[Справочник автора/Старообрядчество|старообрядцы]] с этим не согласятся).
* «Кант опроверг доказательства бытия Бога, которых пять, но выдвинул шестое». Слишком много веры Воланду, который, на минуточку, «отец всякой лжи». Пять доказательств было у Фомы Аквинского. Кант показал, что они сводятся к трём, которые по большому счёту сводятся ко второму и не убедительны, после чего выдвинул т. н. моральное доказательство: раз люди различают добро и зло, кто-то должен был им вложить нравственное чувство. Вокруг этого пункта и спорят биологи и теологи: с одной стороны, животные тоже заботятся друг о друге, а с другой, почему бы Всевышнему не вложить мораль и в животных?
* «Кант опроверг доказательства бытия Бога, которых пять, но выдвинул шестое». Слишком много веры Воланду, который, на минуточку, «отец всякой лжи». Пять доказательств было у Фомы Аквинского. Кант показал, что они сводятся к трём, которые по большому счёту сводятся ко второму и не убедительны, после чего выдвинул т. н. моральное доказательство: раз люди различают добро и зло, кто-то должен был им вложить нравственное чувство. Вокруг этого пункта и спорят биологи и теологи: с одной стороны, животные тоже заботятся друг о друге, а с другой, почему бы Всевышнему не вложить мораль и в животных?
* «За что канонизировали [[богатыри и чудища лесные|князя]] [[Владимир Красно Солнышко|Владимира]]-а-а? Он же столько грешил!» Канонизируют не по каждому поступку, совершённому в жизни — ведь вера христианская основана на искуплении Богом грехов человека, и вообще, одними делами никто не спасся — но по тому, в каком состоянии человек отошёл ко Господу. Христос ввёл в рай разбойника — и что, разве это обязывает славить его лихие дела? А Владимир после крещения [[Кающийся грешник|деятельно раскаялся]], порвал со своим прошлым и вовсю заглаживал свои вины щедрой милостыней, насаждением православной веры, ради которой забирал детей учиться книгам.
* «За что канонизировали [[богатыри и чудища лесные|князя]] [[Владимир Красно Солнышко|Владимира]]-а-а? Он же столько грешил!» Канонизируют не по каждому поступку, совершённому в жизни — ведь вера христианская основана на искуплении Богом грехов человека, и вообще, одними делами никто не спасся — но по тому, в каком состоянии человек отошёл ко Господу. Христос ввёл в рай разбойника — и что, разве это обязывает славить его лихие дела? А Владимир после крещения [[Кающийся грешник|деятельно раскаялся]], порвал со своим прошлым и вовсю заглаживал свои вины щедрой милостыней, насаждением православной веры, ради которой забирал детей учиться книгам.
** То же самое касается императора Николая II. Святым его почитают не за [[глупый король|то, как правил]], а за то, как умер. И не его одного, а всю семью в чине страстотерпцев, см. ниже. При этом тысячи священников и мирян, жертв советских репрессий, канонизированы в более значимом чине (ново)мучеников и исповедников — то есть репрессированных конкретно за веру с возможностью купить себе жизнь или свободу ценой отречения от неё.
** То же самое касается императора Николая II. Святым его почитают не за [[глупый король|то, как правил]], а за то, как умер. И не его одного, а всю семью в чине страстотерпцев, см. ниже. При этом тысячи священников и мирян, жертв советских репрессий, канонизированы в более значимом чине (ново)мучеников и исповедников — то есть репрессированных конкретно за веру с возможностью купить себе жизнь или свободу ценой отречения от неё.
* [[Апостол]]ов было не двенадцать, и даже не тринадцать. После предательства и самоубийства Искариота прошли выборы на вакантное место: выбрали двух кандидатов, окончательного победителя определил жребий (им стал Матфий; нет, не тёзка апостола-евангелиста Матфея, пишется иначе). В дальнейшем, согласно преданию, двенадцать апостолов отправились проповедовать по разным странам, однако ещё до этого был убит апостол Иаков Старший (брат Иоанна Богослова). Судя по всему, его место и занял Павел (согласно Деяниям, он как раз находился в это время в Иерусалиме), а дальше кооптации не проводились. Так что всего «апостолов от двенадцати» таки было четырнадцать, канонизированы тринадцать. Однако в 1Кор.13 кроме Двенадцати (как собственного название коллегии, членов которых во время явлений воскресшего Христа фактически было одиннадцать) через запятую упоминаются «все апостолы». Помимо 12-ти ближайших учеников Христос посылал на проповедь ещё 70. Поскольку их имена неизвестны, уже в VI веке был составлен список из 70 самых прославленных проповедников раннего христианства (собственно, почти всех лиц, упоминаемых в Деяниях и посланиях апостолов), который и вошёл в богослужебные книги. Это не те же самые 70, среди них есть и много позже обращённые ученики апостола Павла. Наконец, упоминаются некие «апостолы (в синодальном переводе „посланники“) церквей» (2Кор.8:23).
* [[Апостол]]ов было не двенадцать, и даже не тринадцать. После предательства и самоубийства Искариота прошли выборы на вакантное место: выбрали двух кандидатов, окончательного победителя определил жребий (им стал Матфий; нет, не тёзка апостола-евангелиста Матфея, пишется иначе). В дальнейшем, согласно преданию, двенадцать апостолов отправились проповедовать по разным странам, однако ещё до этого был убит апостол Иаков Старший (брат Иоанна Богослова). Судя по всему, его место и занял Павел (согласно Деяниям, он как раз находился в это время в Иерусалиме), а дальше кооптации не проводились. Так что всего «апостолов от двенадцати» таки было четырнадцать, канонизированы тринадцать. Однако в 1Кор.13 кроме Двенадцати (как собственного название коллегии, членов которых во время явлений воскресшего Христа фактически было одиннадцать) через запятую упоминаются «все апостолы». Помимо 12-ти ближайших учеников Христос посылал на проповедь ещё 70. Поскольку их имена неизвестны, уже в VI веке был составлен список из 70 самых прославленных проповедников раннего христианства (собственно, почти всех лиц, упоминаемых в Деяниях и посланиях апостолов), который и вошёл в богослужебные книги. Это не те же самые 70, среди них есть и много позже обращённые ученики апостола Павла. Наконец, упоминаются некие «апостолы (в синодальном переводе „посланники“) церквей» (2Кор.8:23).
* «Страсти по…» — это описание «Страстей Господних», изложенных евангелистами Матфеем, Марком, Лукой и Иоанном, в вовсе не переживания по чему (картошка) или кому (Чапай).
* «Страсти по…» — это описание «Страстей Господних», изложенных евангелистами Матфеем, Марком, Лукой и Иоанном, в вовсе не переживания по чему (картошка) или кому (Чапай).
* «[[Не убий]]» — подавляющее большинство рускоязычных атеистов искренне уверено, что христианство осуждает ЛЮБОЕ убийство. А наличие ветхозаветного «забить камнями до смерти», концепцию «[[святая война|священной войны]]» и традицию освящать оружие они объясняют… тем, что верующие тупые. Весь прикол в том, что шестая заповедь дословно переводится на русский как «не совершай криминального убийства». То есть, с точки зрения Библии, убийство на войне (и то смотря какая война), убийство в процессе самозащиты, а так же казнь — те случаи, когда отнятие жизни… нет, не «не греховно», а ''законно''. То есть, каяться и нести за это епитимью по-прежнему придётся, потому что душу свою ты этим действием всё же ранил (а уж если ещё и [[Зло - это приятно|удовольствие получил]], то вообще караул), но ''вины'' на тебе нет, юридически ты перед законом Божьим чист.
* «[[Не убий]]» — подавляющее большинство рускоязычных атеистов искренне уверено, что христианство осуждает ЛЮБОЕ убийство. А наличие ветхозаветного «забить камнями до смерти», концепцию «[[святая война|священной войны]]» и традицию освящать оружие они объясняют… тем, что верующие тупые. Весь прикол в том, что шестая заповедь дословно переводится на русский как «не совершай криминального убийства». То есть, с точки зрения Библии, убийство на войне (и то смотря какая война), убийство в процессе самозащиты, а так же казнь — те случаи, когда отнятие жизни… нет, не «не греховно», а ''законно''. То есть, каяться и нести за это епитимью по-прежнему придётся, потому что душу свою ты этим действием всё же ранил (а уж если ещё и [[Зло - это приятно|удовольствие получил]], то вообще караул), но ''вины'' на тебе нет, юридически ты перед законом Божьим чист.

Пожалуйста, учтите, что любой ваш вклад в проект «Posmotreli» может быть отредактирован или удалён другими участниками. Если вы не хотите, чтобы кто-либо изменял ваши тексты, не помещайте их сюда.
Вы также подтверждаете, что являетесь автором вносимых дополнений, или скопировали их из источника, допускающего свободное распространение и изменение своего содержимого (см. Posmotreli:Авторские права). НЕ РАЗМЕЩАЙТЕ БЕЗ РАЗРЕШЕНИЯ ОХРАНЯЕМЫЕ АВТОРСКИМ ПРАВОМ МАТЕРИАЛЫ!