Редактирование: Приглючения в Глюколяндии
Перейти к навигации
Перейти к поиску
Внимание: Вы не вошли в систему. Ваш IP-адрес будет общедоступен, если вы запишете какие-либо изменения. Если вы войдёте или создадите учётную запись, её имя будет использоваться вместо IP-адреса, наряду с другими преимуществами.
Правка может быть отменена. Пожалуйста, просмотрите сравнение версий ниже, чтобы убедиться, что это нужная вам правка, и запишите страницу ниже, чтобы отменить правку.
Текущая версия | Ваш текст | ||
Строка 1: | Строка 1: | ||
{{TVTropes|MushroomSamba|Mushroom Samba|ThroughTheEyesOfMadness|Through the Eyes of Madness | {{TVTropes|MushroomSamba|Mushroom Samba|ThroughTheEyesOfMadness|Through the Eyes of Madness}} | ||
{{Spoilers ahoy}} | {{Spoilers ahoy}} | ||
{{Q|pre=1| | {{Q|pre=1| | ||
И уносят меня, и уносят меня, в цветную звенящую хрень | И уносят меня, и уносят меня, в цветную звенящую хрень | ||
Три белых | Три белых коня, два красных слона, пингвин, бегемот и олень.|Народное}} | ||
{{q|В [[альтернативная история|альтернативной истории]] есть подводные камни. Если ваш дедушка окажется главарем банды орков, бабушка — принцессой на горошине, а маршал Жуков понесёт Кольцо Всевластья через всю Европу, чтобы бросить его в пылающий Рейхстаг, — насторожитесь. Возможно, вместо [[фэнтези]] мы имеем дело со скрытыми возможностями фармакологии. Во всём виновата ваша рассеянность: перед сном нужно было съесть таблетку от аллергии и зарядить антикомариную таблетку в «Фумитокс», а не наоборот.|Михаил Попов, «Что делать, если вы [[попаданец|попали]] в фэнтези»}} | {{q|В [[альтернативная история|альтернативной истории]] есть подводные камни. Если ваш дедушка окажется главарем банды орков, бабушка — принцессой на горошине, а маршал Жуков понесёт Кольцо Всевластья через всю Европу, чтобы бросить его в пылающий Рейхстаг, — насторожитесь. Возможно, вместо [[фэнтези]] мы имеем дело со скрытыми возможностями фармакологии. Во всём виновата ваша рассеянность: перед сном нужно было съесть таблетку от аллергии и зарядить антикомариную таблетку в «Фумитокс», а не наоборот.|Михаил Попов, «Что делать, если вы [[попаданец|попали]] в фэнтези»}} | ||
{{Video|WcPpWjIWDxo|Кислотные грёзы [[Leisure Suit Larry|Ларри Лаффера]]}} | {{Video|WcPpWjIWDxo|Кислотные грёзы [[Leisure Suit Larry|Ларри Лаффера]]}} | ||
Герой приходит в себя в неком непонятном месте. Или вообще не помнит, как он оказался в том месте, где находится. И вскоре, начинает замечать, что окружающий мир кажется всё более нереальным и сюрреалистичным, а окружающие люди начинают вести себя [[OOC|нехарактерно для себя]], и герой начинает понимать, что с реальностью что-то не то. [[Машина лотофагов]]? Нет, обошлось без машины. [[Твист Амброза Бирса]] или [[Приключения в Комаляндии]]? Нет, в '''Глюколяндии''', и, скорее, '''приглючения'''. Тело героя живо и здорово, и он находится в сознании, однако мозг воспринимает реальность неадекватно и не способен отличить реальное от воображаемого из-за психической болезни или одурманивания алкоголем, наркотиками или галлюциногенами. При этом грани между тем и другим размыты (например, вроде бы реальный человек внезапно превращается в фантастического монстра); это особенно добавляет драматизма, если герой, например, выполняет какое-то важное задание или ведёт детективное расследование и не может отличить реальные «ниточки» от воображаемых. | Герой приходит в себя в неком непонятном месте. Или вообще не помнит, как он оказался в том месте, где находится. И вскоре, начинает замечать, что окружающий мир кажется всё более нереальным и сюрреалистичным, а окружающие люди начинают вести себя [[OOC|нехарактерно для себя]], и герой начинает понимать, что с реальностью что-то не то. [[Машина лотофагов]]? Нет, обошлось без машины. [[Твист Амброза Бирса]] или [[Приключения в Комаляндии]]? Нет, в '''Глюколяндии''', и, скорее, '''приглючения'''. Тело героя живо и здорово, и он находится в сознании, однако мозг воспринимает реальность неадекватно и не способен отличить реальное от воображаемого из-за психической болезни или одурманивания алкоголем, наркотиками или галлюциногенами. При этом грани между тем и другим размыты (например, вроде бы реальный человек внезапно превращается в фантастического монстра); это особенно добавляет драматизма, если герой, например, выполняет какое-то важное задание или ведёт детективное расследование и не может отличить реальные «ниточки» от воображаемых. | ||
Субтроп — [[Психиатрический триллер]]. Часто приводит к эффекту [[Обыденный кошмар|обыденного кошмара]]. Если персонаж сходит с ума постепенно, может сочетаться с тропом [[Дневник катастрофы | Субтроп — [[Психиатрический триллер]]. Часто приводит к эффекту [[Обыденный кошмар|обыденного кошмара]]. Если персонаж сходит с ума постепенно, может сочетаться с тропом [[Дневник катастрофы]]. | ||
== Примеры == | == Примеры == | ||
Строка 14: | Строка 14: | ||
=== [[Фольклор]] === | === [[Фольклор]] === | ||
* Анекдот «в бане не срать!». | * Анекдот «в бане не срать!». | ||
* [[Наше Всё|В первый раз закинул он невод]] | * [[Наше Всё|В первый раз закинул он невод]] — пришёл невод с одною тиной. Огорчился старик, испугался: «Что мне делать с утопшей Тиной Тёрнер»? Второй раз закинул он невод — пришёл невод с травою морскою. [[увеселительная травка|Покурил дед морской травы]], и стало всё, как в сказке: и рыбки говорят, и желания исполняются. | ||
=== [[Литература]] === | === [[Литература]] === | ||
* [[Герберт Уэллс]], «Мистер Блетсуорси на острове Рэмполь»: когда [[капитан-отморозок]] умышленно оставляет ГГ на борту тонущего судна, тот теряет связь с реальностью и проживает вымышленную жизнь на необитаемом острове среди дикарей и [[Доисторический — значит, страшный|ужасных мегатериев]]. В действительности его спасли и благополучно доставили в Нью-Йорк. | * [[Герберт Уэллс]], «Мистер Блетсуорси на острове Рэмполь»: когда [[капитан-отморозок]] умышленно оставляет ГГ на борту тонущего судна, тот теряет связь с реальностью и проживает вымышленную жизнь на необитаемом острове среди дикарей и [[Доисторический — значит, страшный|ужасных мегатериев]]. В действительности его спасли и благополучно доставили в Нью-Йорк. | ||
* | * Роджер Желязны, «Остров мёртвых» — поедание некоего корешка вызывает групповые галлюцинации. Используется в похоронном ритуале и в дуэлях. | ||
* [[Philip Kindred Dick|Филип К. Дик]] вообще любил этот троп: | * [[Philip Kindred Dick|Филип К. Дик]] вообще любил этот троп: | ||
** «Вера отцов наших» — [[субверсия]]: глюки ГГ после принятого порошка оказались реальностью, так как порошок снимал действие галлюциногенов, добавляемых властями в питьевую воду. | ** «Вера отцов наших» — [[субверсия]]: глюки ГГ после принятого порошка оказались реальностью, так как порошок снимал действие галлюциногенов, добавляемых властями в питьевую воду. | ||
Строка 34: | Строка 25: | ||
** «Три стигмата Палмера Элдрича» — любой, кто хоть раз попробует чуинг-зет, обречён быть Богом своей личной реальности, силой мысли творить вселенные, но никогда не узнать, в реальности он или очередной иллюзии. Но над всеми реальностями правит заглавный Палмер Элдрич, и всякий отведавший наркотик обретает его стигматы — искусственные руку, челюсть и глаза. Избавиться от действия наркотика невозможно — можно только принять очередную реальность как данность. | ** «Три стигмата Палмера Элдрича» — любой, кто хоть раз попробует чуинг-зет, обречён быть Богом своей личной реальности, силой мысли творить вселенные, но никогда не узнать, в реальности он или очередной иллюзии. Но над всеми реальностями правит заглавный Палмер Элдрич, и всякий отведавший наркотик обретает его стигматы — искусственные руку, челюсть и глаза. Избавиться от действия наркотика невозможно — можно только принять очередную реальность как данность. | ||
*** Есть точка зрения, что сам мир романа — галлюцинация самого Палмера Элдрича, и потому «святым» и бессмертным является тот, кто понимает иллюзорность и этого мира. | *** Есть точка зрения, что сам мир романа — галлюцинация самого Палмера Элдрича, и потому «святым» и бессмертным является тот, кто понимает иллюзорность и этого мира. | ||
** «Око | ** «Око Небесное» и «Убик» — доведено до логичного завершения. | ||
** «Лабиринт Смерти» — и вышло за его пределы. | ** «Лабиринт Смерти» — и вышло за его пределы. | ||
* Михаил Успенский, «Кого за смертью посылать» — путешествие зарытого в курган главгероя в загробный мир оказалось вроде как галлюцинацией. Впрочем, когда главгерой приходит в себя, то оказывается, что труп из кургана таки ушёл, куда полагается. | * Михаил Успенский, «Кого за смертью посылать» — путешествие зарытого в курган главгероя в загробный мир оказалось вроде как галлюцинацией. Впрочем, когда главгерой приходит в себя, то оказывается, что труп из кургана таки ушёл, куда полагается. | ||
* Павел Пепперштейн и Сергей Ануфриев, «Мифогенная любовь каст» — [[Эстетика девяностых|знаковое произведение контркультуры девяностых]] про парторга Владимира Дунаева во время [[Вторая мировая война|Отечественной войны]]. В результате контузии и употребления [[Волшебные грибочки|лесных грибочков]] он застревает между бредом и реальностью, встречает сказочных героев (Бабу-Ягу, [[Мэри Поппинс]], [[Астрид Линдгрен|Карлсона]], Пеппи Длинныйчулок и др.), переживает разные психоделические приключения и доходит до Берлина… После чего 9 мая 1945 его находят едва живого в лесу под Смоленском. | * Павел Пепперштейн и Сергей Ануфриев, «Мифогенная любовь каст» — [[Эстетика девяностых|знаковое произведение контркультуры девяностых]] про парторга Владимира Дунаева во время [[Вторая мировая война|Отечественной войны]]. В результате контузии и употребления [[Волшебные грибочки|лесных грибочков]] он застревает между бредом и реальностью, встречает сказочных героев (Бабу-Ягу, [[Мэри Поппинс]], [[Астрид Линдгрен|Карлсона]], Пеппи Длинныйчулок и др.), переживает разные психоделические приключения и доходит до Берлина… После чего 9 мая 1945 его находят едва живого в лесу под Смоленском. | ||
** Отдельного внимания заслуживает эпизод, где героя нашёл врач, диагностировал ему бред, вызванный контузией, и вроде как вернул его в реальность… После чего оказалось, что врач — не кто иной, как [[Чуковский|доктор Айболит]], [[Вы — один из них?|тоже один из сказочных героев]], и «пробуждение от бреда» было ложным. | ** Отдельного внимания заслуживает эпизод, где героя нашёл врач, диагностировал ему бред, вызванный контузией, и вроде как вернул его в реальность… После чего оказалось, что врач — не кто иной, как [[Чуковский|доктор Айболит]], [[Вы — один из них?|тоже один из сказочных героев]], и «пробуждение от бреда» было ложным. | ||
* | * Станислав Лем, «Футурологический конгресс» — вся книга об этом. В самом конце герой все-таки выходит в реальность. | ||
* | * «Победитель крыс» Владимира Кантора. Все приключения главгероя оказываются в итоге высокотемпературным бредом. | ||
* | * Кен Кизи «Над кукушкиным гнездом» — в книге Вождь Бромден сообщает множество такого, что не экранизируешь. | ||
* | * Сказка Гофмана «Песочный человек» — [[старше, чем радио]], причем излагается всё настолько тонко, что невозможно понять, изначально ли безумен главный герой или же его понемногу сводит с ума воплощенное в облике Песочного Человека-Коппелиуса зло. | ||
* | * Н. В. Гоголь, «Записки сумасшедшего» — как бы не [[кодификатор]] в отечественной литературе. | ||
* [[Гринландия|Александр Грин]]: | |||
** События «Серого автомобиля» (девушка, оказавшаяся ожившей куклой, и загадочный автомобиль, преследующий ГГ) — по всей видимости, бред главного героя. [[Может, магия, а может, реальность|А возможно, и нет]]. | |||
** «Крысолов» — тоже под вопросом. ГГ таки действительно переживал все эти фантастические события, или это тифозный бред? | |||
* Макс Далин, «Рукопись, найденная под прилавком» — про тяжёлую жизнь [[Кошмар в метро|продавца книг в метро]]. Среди пассажиров бродят мертвецы, из детективных романов вытекает кровь, пластмассовые пауки пьют электричество из приборов, а некоторые линии метро ведут в [[Жуткая альтернативная реальность|жуткую альтернативную реальность]]. [[Может, магия, а может, реальность|А возможно, это не такой уж и бред…]] | |||
* Мишель Демют, «Чужое лето» — главный герой сражается с монстрами на чужой планете, но в финале выясняется, что всё это он вытворял на Земле. | |||
* Эдгар Аллан По — постоянно. Самый хрестоматийный пример — «Сердце-обличитель»: скорее всего, рассказчик (или рассказчица, в оригинале непонятно, а По писал и от лица женщин) слышит стук чужого сердца исключительно в своей голове. | |||
* «[[Дом, в котором]]» — с фитильком. Большинство обитателей Дома всё же не сумасшедшие (хотя встречаются и такие), но практически все они, скажем так, с ''очень'' богатым воображением, а некоторые ещё и склонны употреблять [[Убойный лимонад|сомнительные вещества]]. Поэтому остаётся непонятным, насколько реальны происходящие с ними мистические события и иные миры, в которые они погружаются. | |||
* «Дьяволиада» [[Булгаков]]а — кафкианская история про советского служащего, который постепенно сходит с ума на почве увольнения с работы и бюрократических перипетий. Доходит до того, что он начинает считать своего начальника Кальсонера (в котором некоторые видят намёк на Ленина) представителем нечистой силы и видит, как он превращается в чёрного кота. | |||
* «Океан в конце дороги» [[Нил Гейман|Нила Геймана]] — пополам с тропом [[Ужас у холодильника]]. Действительно ли на ферме поселились сверхъестественные создания — или вся мистика была плодом воображения мальчика, потрясённого самоубийством соседа, распадом семьи и жестокостью няни? А ведь, скорее всего, в этом случае Лесли тонет по-настоящему — а вот чудесного воскрешения ожидать не приходится… | |||
* «Going Bovine» Либбы Брэй — чёрная комедия про подростка, страдающего галлюцинациями после заражения [[:w:Болезнь Крейтцфельдта — Якоба|коровьим бешенством]]. Вместе с другом он сбегает из больницы и отправляется в безумное путешествие по всей Америке, чтобы добраться до [[:w:Диснейуорлд|Диснейленда во Флориде]], где обитает учёный-физик [[Икс — это звучит круто|доктор Икс]], который сможет его спасти. По пути он попадает на вечеринку в Новом Орлеане, где знакомится с говорящим садовым гномом, скрывается от [[Заговор Весёлых Мебельщиков|секретных агентов из компании]], производящей [[:w:Снежный шар|снежные шары]], и переживает ещё множество диких прик(г)лючений. | |||
* «Луна» Игоря Буракова — самая непротиворечивая и простая версия происходящего состоит в том, что протагонист давно и прочно сошёл с ума, а, узнав об измене девушки в свой же день рождения, просто убил и её, и своего друга-соблазнителя, а сам себя вообразил иностранным шпионом. | |||
* «Убежище» Валерия Тищенко — в начале рассказа кажется, что дело идёт к мистическому варианту вируса ненависти — но на самом деле мистика тут работает совсем не так, и с головой не в порядке как раз у протагониста. | |||
* «Нет царя у тараканов» Вайсса Дэниэла — то, что в планах героев-тараканов зияют дыры, становится ясно почти сразу. Однако болезнь прогрессирует со временем, и кончается всё полным вымиранием колонии и попытками протагониста потреблять кокаин и приставать к жене покойного хозяина квартиры. Не нужно было тараканам отказываться от своей эгоистичной природы и нахватываться от людей культуры: на них это плохо влияет. | |||
==== [[Сетевая литература]] ==== | ==== [[Сетевая литература]] ==== | ||
* | * «[[Неприкаянный]]. Красный мессия» Ильи Гутмана. После внедрения в психиатрическую лечебницу под видом пациента Эл попадает под струю галлюциногенного газа, после чего в глюках путешествует по городам, странам и эпохам. | ||
* «[[Антиреклама наркотиков|Детская народная микстура от наркотиков]]», куплеты про ЛСД и грибы: | * «[[Антиреклама наркотиков|Детская народная микстура от наркотиков]]», куплеты про ЛСД и грибы: | ||
{{Q|pre=1|Все внутри зашевелилось, а вокруг раздалось вширь, | {{Q|pre=1|Все внутри зашевелилось, а вокруг раздалось вширь, | ||
Ты уже не просто мальчик, а советский самолет. | Ты уже не просто мальчик, а советский самолет. | ||
Строка 64: | Строка 59: | ||
Он огромен, как Чуковский, и [[не твоё дело, кого я джавахарлал!|ужасно михалков]], | Он огромен, как Чуковский, и [[не твоё дело, кого я джавахарлал!|ужасно михалков]], | ||
Он гораздо михалковей всех районных мудаков...|}} | Он гораздо михалковей всех районных мудаков...|}} | ||
{{Q|pre=1|А вокруг уже не город, а волшебный [[тёмный лес]] | {{Q|pre=1|А вокруг уже не город, а волшебный [[тёмный лес]] | ||
Светофоры на бульваре приглашают в мир чудес | Светофоры на бульваре приглашают в мир чудес | ||
Всё почти как у Бианки, только очень страшно, нах, | Всё почти как у Бианки, только очень страшно, нах, | ||
И на всех деревьях белки при погонах и в штанах...|}} | И на всех деревьях белки при погонах и в штанах...|}} | ||
В общем, «Никогда не ешь наркотик, ешь | В общем, «Никогда не ешь наркотик, ешь наркотик — никогда!» | ||
=== [[Кино]] === | === [[Кино]] === | ||
* «Кабинет доктора Калигари» | * «Кабинет доктора Калигари» 1920 года — первый пример изображения в кино измененного психического состояния человека. | ||
* «Арабеска» (1966) | * «Арабеска» (1966) — приглючения начались у героя Грегори Пека, когда его обкололи «сывороткой правды». И в этом состоянии он ещё и [[Пьяному море по колено|доехал на велосипеде из Лондона в Оксфорд]], никуда не свалившись и не попав под машину! | ||
* «Трип» — весь фильм об этом. | * «Трип» — весь фильм об этом. | ||
* «Игры разума» — у молодого гениального математика вроде бы всё в жизни идёт хорошо: у него есть лучший друг (бывший сосед по комнате в общежитии), он совершает научные открытия, успешно делает предложение любимой девушке, и его даже приглашают на работу агенты спецслужб… А потом выясняется, что он шизофреник, и часть его жизни (а именно, друг по комнате и работа на спецслужбы) существует лишь у него в воображении. Бред очень тонко вплетён в его повседневную жизнь, поэтому ему не сразу удаётся научиться отличать его от реальности. | * «Игры разума» — у молодого гениального математика вроде бы всё в жизни идёт хорошо: у него есть лучший друг (бывший сосед по комнате в общежитии), он совершает научные открытия, успешно делает предложение любимой девушке, и его даже приглашают на работу агенты спецслужб… А потом выясняется, что он шизофреник, и часть его жизни (а именно, друг по комнате и работа на спецслужбы) существует лишь у него в воображении. Бред очень тонко вплетён в его повседневную жизнь, поэтому ему не сразу удаётся научиться отличать его от реальности. | ||
Строка 80: | Строка 75: | ||
* «Обед нагишом» — главный герой-писатель постепенно «подсаживается» на наркотики, теряет контакт с реальностью и «уезжает» в вымышленную арабскую страну, где выполняет шпионские задания и встречается с фантастическими монстрами. При этом не всегда понятно, что происходит в реальности, а что — в галлюцинациях: например, его задерживают вроде бы обычные с виду полицейские и приводят на встречу с жуком-монстром. | * «Обед нагишом» — главный герой-писатель постепенно «подсаживается» на наркотики, теряет контакт с реальностью и «уезжает» в вымышленную арабскую страну, где выполняет шпионские задания и встречается с фантастическими монстрами. При этом не всегда понятно, что происходит в реальности, а что — в галлюцинациях: например, его задерживают вроде бы обычные с виду полицейские и приводят на встречу с жуком-монстром. | ||
* «Химера» (реж. и сценарист Митци Пейроне) — две героини-наркоманки задолжали денег «серьёзным ребятам» и решили ограбить подругу детства, живущую в богатом особняке. Ситуация осложняется тем, что подруга — шизофреничка, живущая в странных фантазиях, и чтобы проникнуть в дом, надо [[Игра в реальном мире|сыграть с ней в «игру»]]. Под влиянием наркотиков [[Заразное безумие|героини сами перестают отличать игру от реальности]], {{spoiler|а в конце оказывается, что они уже давно находятся в этом доме и пытаются найти сейф с деньгами и сбежать отнюдь не первый раз}}. | * «Химера» (реж. и сценарист Митци Пейроне) — две героини-наркоманки задолжали денег «серьёзным ребятам» и решили ограбить подругу детства, живущую в богатом особняке. Ситуация осложняется тем, что подруга — шизофреничка, живущая в странных фантазиях, и чтобы проникнуть в дом, надо [[Игра в реальном мире|сыграть с ней в «игру»]]. Под влиянием наркотиков [[Заразное безумие|героини сами перестают отличать игру от реальности]], {{spoiler|а в конце оказывается, что они уже давно находятся в этом доме и пытаются найти сейф с деньгами и сбежать отнюдь не первый раз}}. | ||
* «Маяк» | * «Маяк» 2020 года. Да, ГГ явно сошёл с ума в конце, но когда именно и что из увиденного им реально, а что нет? Да и причины его безумия непонятны: жестокость Томаса Уэйка (при этом непонятно, намеренно Уэйк сводит ГГ с ума или он просто [[старый козёл]]) или сверхъестественные силы. | ||
* «Август. Восьмого» (2012) | * «Запрещённый приём» (2011) и «Август. Восьмого» (2012). Значительная часть из происходящего в кадре явно приглючивается героям. Но некоторым образом является отражением реальных событий (с первым фильмом всё не так однозначно). | ||
* «Остров | * «Остров Проклятых» — только в последнюю минуту становится понятно, что всё произошедшее — бред главного героя. И то не факт… | ||
* «Любит — не любит» — большую часть фильма события показаны глазами героини. И только к концу — так, как это происходило в реальности. | * «Любит — не любит» — большую часть фильма события показаны глазами героини. И только к концу — так, как это происходило в реальности . | ||
* | * Новый «Джокер» же, ну! | ||
* «Франклин» | * «Франклин» 2008 года. Один из основных героев, Джон Прист, ведёт своё расследование в Междутемном Городе, выглядящем, как безумный параллельный мир — это и есть в некотором смысле безумный параллельный мир, существующий в голове {{spoiler|Дэвида}}, вернее сам мир не безумен и не параллелен — просто герой наш мир таким видит. {{spoiler|Дэвид тяжело перенёс смерть сестры, но ещё тяжелее перенёс реакцию своего отца, Питэра, который, будучи глубоко религиозным человеком, зациклился на том, что то была «Воля Божья»® — Дэвид не смог принять тот факт, что такая реакция возможна в нормальном мире, а потому сам убедил себя в безумности нашего мира: [[Ирония судьбы|он сам свёл себя с ума, пытаясь не сойти с ума]].}} {{spoiler|Позже оказывается, что Майло наш мир тоже не совсем нормальным видел, хотя в его случае [[Тульпа|отличия]] были не такие радикальные, впрочем даётся намёк, что встреча с Эмилией может ему помочь — помогло бы ещё это ей самой…}} | ||
=== [[ | === [[Телесериал]]ы === | ||
* «[[Supernatural|Сверхъестественное]]»: в 7-м сезоне Сэм заполучает в свою голову Люцифера, от чего его начинает нехило так плющить. Апогея ситуация достигает в одной из серий, когда Сэму приходится отыскивать пропавшего на деле Дина, параллельно пытаясь разобраться, где глюки, а где реальность. Глюцифер развлекается как может: то выдаёт себя за Дина, то в красках напоминает, как хорошо им с Сэмом вместе сиделось в клетке, то внезапно помогает в расследовании, подкидывая идеи. В итоге Дина-то Сэм находит, но чуть не пристреливает при встрече, приняв за очередной глюк. | * «[[Supernatural|Сверхъестественное]]»: в 7-м сезоне Сэм заполучает в свою голову Люцифера, от чего его начинает нехило так плющить. Апогея ситуация достигает в одной из серий, когда Сэму приходится отыскивать пропавшего на деле Дина, параллельно пытаясь разобраться, где глюки, а где реальность. Глюцифер развлекается как может: то выдаёт себя за Дина, то в красках напоминает, как хорошо им с Сэмом вместе сиделось в клетке, то внезапно помогает в расследовании, подкидывая идеи. В итоге Дина-то Сэм находит, но чуть не пристреливает при встрече, приняв за очередной глюк. | ||
* «[[The X-Files|Секретные материалы]]» — в эпизоде шестого сезона «Полевой выезд» и Малдер, и Скалли под влиянием грибов (нет, не тех) оказываются именно там. Ближе к финалу Малдер начинает что-то подозревать, но спасает их обоих Скиннер. | * «[[The X-Files|Секретные материалы]]» — в эпизоде шестого сезона «Полевой выезд» и Малдер, и Скалли под влиянием грибов (нет, не тех) оказываются именно там. Ближе к финалу Малдер начинает что-то подозревать, но спасает их обоих Скиннер. | ||
** Еще раньше, в пятом сезоне, серии «Kill Switch» и «Постмодернистский Прометей». В первом случае глюки Малдера создает пытающий его злобный компьютер, а во втором глючат вообще все подряд из-за монстра недели, который использует сковороду с галлюциногеном для одурманивания жертв. [[ | ** Еще раньше, в пятом сезоне, серии «Kill Switch» и «Постмодернистский Прометей». В первом случае глюки Малдера создает пытающий его злобный компьютер, а во втором глючат вообще все подряд из-за монстра недели, который использует сковороду с галлюциногеном для одурманивания жертв. [[Сточкер|Новеллизация эпизода]] в российском издании и вовсе давит педаль в пол. | ||
* Одна из серий «[[Светлячок|Светлячка]]» начинается с того, что Ривер бредёт по лесу и поднимает веточку странной формы. А потом камера переключается «на нормальность» и оказывается, что она стоит посреди космического корабля с заряженным пистолетом в руках. | * Одна из серий «[[Светлячок|Светлячка]]» начинается с того, что Ривер бредёт по лесу и поднимает веточку странной формы. А потом камера переключается «на нормальность» и оказывается, что она стоит посреди космического корабля с заряженным пистолетом в руках. | ||
* | * «Доктор Хаус» — сам Хаус однажды получил пулю, и в коме видел глюки, которые на самом деле были его приключениями внутри своей головы в коматозном состоянии (прикрученно в фитильком, но во время этой комы ему казалось, что он нормально функционирует после того, как излечился от пулевой раны, но его по некоторым причинам глючит, что не мудрено, учитывая пристрастие доктора к викодину). | ||
** Одним из похожих случаев в сериале является момент(ы), когда Хаусу виделась его мертвая работница Эмбер, которая отпускала обо всем комментарии и давала советы (спойлер: всё закончилось плохо). До этого имел место быть момент, когда Хаус специально вводил себя в подобное состояние, чтобы вспомнить момент из прошлого, затерявшийся в его подсознании, чтобы вспомнить, у кого из пассажиров автобуса он увидел признаки болезни. Травма головы ему в этом помогала, перекидывая во внеочередной глюк. Частым гостем в глюках Хауса являются женщины, поэтому он периодически флиртует с собственными галлюцинациями («Я галлюцинация, Хаус, а не фантазия»). | ** Одним из похожих случаев в сериале является момент(ы), когда Хаусу виделась его мертвая работница Эмбер, которая отпускала обо всем комментарии и давала советы (спойлер: всё закончилось плохо). До этого имел место быть момент, когда Хаус специально вводил себя в подобное состояние, чтобы вспомнить момент из прошлого, затерявшийся в его подсознании, чтобы вспомнить, у кого из пассажиров автобуса он увидел признаки болезни. Травма головы ему в этом помогала, перекидывая во внеочередной глюк. Частым гостем в глюках Хауса являются женщины, поэтому он периодически флиртует с собственными галлюцинациями («Я галлюцинация, Хаус, а не фантазия»). | ||
=== [[Мультфильмы]] === | === [[Мультфильмы]] === | ||
* «[[Astérix/Полнометражные мультфильмы|Большой бой Астерикса, или Менгиром по голове]]» — [[с прикрученным фитильком]], поскольку приглючениям Панорамикса уделено не так уж много экранного времени. | * «[[Astérix/Полнометражные мультфильмы|Большой бой Астерикса, или Менгиром по голове]]» — [[с прикрученным фитильком]], поскольку приглючениям Панорамикса уделено не так уж много экранного времени. | ||
* [[Пиво, кнедлики и Швейк|Чешский]] «Сон Алёнки» (Neco z Alenky, 1988, реж. Ян Шванкмайер). Если у [[Alice in Wonderland|Кэрролла чётко разграничено, когда Алиса]] засыпает, а затем просыпается и возвращается в реальный мир, то здесь непонятно, где реальность, словно у Алёнки приступы галлюцинаций, и её вроде бы реальная комната какая-то грязная и мрачная. | * [[Пиво, кнедлики и Швейк|Чешский]] «Сон Алёнки» (Neco z Alenky, 1988, реж. Ян Шванкмайер). Если у [[Alice in Wonderland|Кэрролла чётко разграничено, когда Алиса]] засыпает, а затем просыпается и возвращается в реальный мир, то здесь непонятно, где реальность, словно у Алёнки приступы галлюцинаций, и её вроде бы реальная комната какая-то грязная и мрачная. | ||
* Босс-молокосос | * Босс-молокосос −1 и −2. Да, у главного героя очень развитое воображение, и часть событий происходила в нём. Но какая именно? | ||
=== [[Мультсериалы]] === | === [[Мультсериалы]] === | ||
Строка 109: | Строка 99: | ||
* «[[Futurama|Футурама]]» — полнометражка-полусезон «Игра Бендера», где Бендер ''немного слишком увлёкся'' [[Dungeons & Dragons]], вплоть до того, что его глюки спроецировались на реальный мир, превратив всё в фэнтезийное средневековье. | * «[[Futurama|Футурама]]» — полнометражка-полусезон «Игра Бендера», где Бендер ''немного слишком увлёкся'' [[Dungeons & Dragons]], вплоть до того, что его глюки спроецировались на реальный мир, превратив всё в фэнтезийное средневековье. | ||
* «Salad Fingers» — согласно одной из фанатских теорий, действие мультсериала происходит в самом обычном мире, а пустошь и мутанты это лишь видение Сэледа. | * «Salad Fingers» — согласно одной из фанатских теорий, действие мультсериала происходит в самом обычном мире, а пустошь и мутанты это лишь видение Сэледа. | ||
=== [[Комиксы]] === | === [[Комиксы]] === | ||
Строка 117: | Строка 106: | ||
* «[[Хроники Эвиллиоса]]» — песня «Продажный приговор» рассказывает о событиях с точки зрения Галлериана. А на самом деле дочерью он считает куклу, адское пламя — пожар в его доме, а в образе демонессы ему явилась собственная живая дочь, этот самый пожар и устроившая. | * «[[Хроники Эвиллиоса]]» — песня «Продажный приговор» рассказывает о событиях с точки зрения Галлериана. А на самом деле дочерью он считает куклу, адское пламя — пожар в его доме, а в образе демонессы ему явилась собственная живая дочь, этот самый пожар и устроившая. | ||
** Только это не была галлюцинация. В песне он видел сон о том, что случится с ним после смерти, а Немезиду он встретит позже, в песне «Дуло Немезиды». Кукла же с помощью магии заставляла его видеть в себе Мишель. | ** Только это не была галлюцинация. В песне он видел сон о том, что случится с ним после смерти, а Немезиду он встретит позже, в песне «Дуло Немезиды». Кукла же с помощью магии заставляла его видеть в себе Мишель. | ||
* Режиссёр Сатоси Кон явно любил данный приём, а также троп [[Вывих мозга]]: | * Режиссёр Сатоси Кон явно любил данный приём, а также троп [[Вывих мозга]]: | ||
** [[Perfect Blue]] — по сюжету главгероиня медленно, но верно сходит с ума, из-за чего воспринимает реальность в искажённом виде (в частности, ей постоянно мерещится двойник). А в самом конце мы видим кульминацию с точки зрения одновременно '''двух''' сумасшедших персонажей — самой Мимарин и её подруги Руми. Последняя-то и оказалась настоящей [[Маньячка|маньячкой]]. | ** [[Perfect Blue]] — по сюжету главгероиня медленно, но верно сходит с ума, из-за чего воспринимает реальность в искажённом виде (в частности, ей постоянно мерещится двойник). А в самом конце мы видим кульминацию с точки зрения одновременно '''двух''' сумасшедших персонажей — самой Мимарин и её подруги Руми. Последняя-то и оказалась настоящей [[Маньячка|маньячкой]]. | ||
Строка 125: | Строка 113: | ||
=== [[Видеоигры]] === | === [[Видеоигры]] === | ||
[[ | * Escape from Dead Island — крайне неудачная, по мнению автора правки, реализация тропа. Игра начинается с закоса под реалистичную поездку молодых раздолбаев на остров, переживший эпидемию зомби-вируса, но по ходу сюжета происходящее постепенно становится всё более безумным и абсурдным, выражая комплексы и страхи внутреннего мира протагониста. К концу игры решительно невозможно отличить шизу от того, что всё-таки было реальностью, и с какого момента вообще начались глюки у героя. [[Педаль в пол]] — не совсем ясно, даже {{spoiler|[[Лелуш Шрёдингера|жив ли главный герой в конце или уже нет]]}}. {{spoiler|А концовка после титров ещё и жирно намекает на цикличность сюжета.}} | ||
* Седьмая часть «[[Leisure Suit Larry]]» — одна из девушек подсыпает Ларри некую «оргазмическую пудру», после чего у него начинаются кислотные глюки, а затем он просыпается в фонтане (см. видео в начале статьи). | * Седьмая часть «[[Leisure Suit Larry]]» — одна из девушек подсыпает Ларри некую «оргазмическую пудру», после чего у него начинаются кислотные глюки, а затем он просыпается в фонтане (см. видео в начале статьи). | ||
* «[[The Witcher 3|Ведьмак 3: Дикая Охота]]»: | * «[[The Witcher 3|Ведьмак 3: Дикая Охота]]»: | ||
** Квест «Пещера снов» — весь об этом. | ** Квест «Пещера снов» — весь об этом. | ||
Строка 151: | Строка 138: | ||
* [[League of Legends]] — [[псих-наёмник|Джин]], крайне [[культурный мерзавец]], смотрит на убийства как на вид искусства. Довольно [https://youtu.be/bKkaWI0RfKE красиво выглядит] — на его взгляд, как минимум. | * [[League of Legends]] — [[псих-наёмник|Джин]], крайне [[культурный мерзавец]], смотрит на убийства как на вид искусства. Довольно [https://youtu.be/bKkaWI0RfKE красиво выглядит] — на его взгляд, как минимум. | ||
* [[Layers of Fear]] — такой вот квест. Управляя сумасшедшим художником, мы можем детально проследить, как у него едет крыша. И даже в какой-то степени поучаствовать. Вид от первого лица только добавляет эмоций — реально жуткая вещь; есть на ютубе цикл прохождения без комментариев… | * [[Layers of Fear]] — такой вот квест. Управляя сумасшедшим художником, мы можем детально проследить, как у него едет крыша. И даже в какой-то степени поучаствовать. Вид от первого лица только добавляет эмоций — реально жуткая вещь; есть на ютубе цикл прохождения без комментариев… | ||
* [[Five Nights at Freddy's]] — в третьей игре мы играем за охранника, у которого явно с головой не всё в порядке. Единственный противник, который нам реально угрожает — Спрингтрап. А все остальные это просто галлюцинации. | * [[Five Nights at Freddy's]] — в третьей игре мы играем за охранника, у которого явно с головой не всё в порядке. Единственный противник, который нам реально угрожает — Спрингтрап. А все остальные это просто галлюцинации. | ||
** Более того, герой настолько боится аниматроника, что при повреждении какой-либо системы в вентиляции иногда может появиться второй Спрингтрап, галлюцинация. И эта галлюцинация может уже реально убить игрока, пока настоящий кроль будет блуждать в абсолютно другой камере. | ** Более того, герой настолько боится аниматроника, что при повреждении какой-либо системы в вентиляции иногда может появиться второй Спрингтрап, галлюцинация. И эта галлюцинация может уже реально убить игрока, пока настоящий кроль будет блуждать в абсолютно другой камере. | ||
Строка 157: | Строка 143: | ||
** В четвёртой игре серии мы играем за мальчика с повреждённым мозгом. И фактически всю игру мы переживаем коматозный сон, где мы обороняемся от кошмарных аниматроников. | ** В четвёртой игре серии мы играем за мальчика с повреждённым мозгом. И фактически всю игру мы переживаем коматозный сон, где мы обороняемся от кошмарных аниматроников. | ||
** Впрочем, [[Вывих мозга|тут всё сложно]]. Фанаты ломают голову, что является реальностью, а что нет. Есть даже теория, что вся серия игр тоже является коматозным сном мальчика из четвёртой части. | ** Впрочем, [[Вывих мозга|тут всё сложно]]. Фанаты ломают голову, что является реальностью, а что нет. Есть даже теория, что вся серия игр тоже является коматозным сном мальчика из четвёртой части. | ||
* [[Mark of the Ninja]] — протагонист из-за нанесённой на его тело татуировок из волшебных чернил начинает постепенно сходить с ума | * [[Mark of the Ninja]] — собственно, протагонист из-за нанесённой на его тело татуировок из волшебных чернил начинает постепенно сходить с ума. {{spoiler|В конце выясняется, что Ора, спутница героя, является [[Тульпа|галлюцинацией]]}} | ||
* Manhunt 2 — | * Manhunt 2 — | ||
* Draugen — герой и его подруга ищут пропавшую сестру… а точнее, герой, который не в состоянии принять реальность, и его воображаемая подруга ищут придуманную сестру. | * Draugen — герой и его подруга ищут пропавшую сестру… а точнее, герой, который не в состоянии принять реальность, и его воображаемая подруга ищут придуманную сестру. | ||
* [[Мор (Утопия)]] — [[OOC|очень странное поведение]] многих персонажей игры при игре за Самозванку вполне объяснимо, если считать, что там этот троп. | * [[Мор (Утопия)]] — [[OOC|очень странное поведение]] многих персонажей игры при игре за Самозванку вполне объяснимо, если считать, что там этот троп. | ||
* [[The Dark Pictures Anthology: Little Hope]] — {{spoiler|В концовке выясняется, что никаких демонов, никакой группы студентов и событий из прошлого, в которые попадали главные герои, не было. Всё это были галлюцинации настоящего главного героя — Энтони Кларка. У многих летсплейщиков, ютуберов и людей проходивших игру (в том числе у автора правки) такой поворот вызвал [[Вывих мозга|вывих мозга]]}} | |||
* [[Disco Elysium]] — главный герой мало того, что является алкоголиком с тяжёлой амнезией, так ещё разговаривает со своими аспектами личности в ходе его расследований. | * [[Disco Elysium]] — главный герой мало того, что является алкоголиком с тяжёлой амнезией, так ещё разговаривает со своими аспектами личности в ходе его расследований. | ||
* [[Incubus City]] | * [[Incubus City]] — пополам с [[приключения в Комаляндии|парным тропом]], а конкретно сюда — потому что [[протагонист-злодей]] не сам попадает в кому, а «влезает» в чужую. Это произойдёт, если [[проституция|воспользоваться]] Луной при достаточно высоком навыке гипноза — тогда инкуб поимеет не «брёвнышко», а увидит красочный сон о сексе на пляже. А если ещё и иметь высокую брутальность, то в этой Глюкомаляндии он [[участь хуже смерти|так и останется]]. | ||
=== [[Визуальные романы]] === | === [[Визуальные романы]] === | ||
* [[Saya no Uta]] — главному герою Фуминори, чудом пережившему автокатастрофу, мир теперь мерещится гротескным биомеханическим адом из гниющей плоти и кишок, а окружающие — как отвратительные чудовища; и наоборот — Сайя предстаёт как прекрасная и милая девочка, хотя на самом деле это вырвиглазное [[Чужеродное чудовище|Чу-чу]] с щупальцами. Да и остальные чувства вскоре после прозрения пришли в соответствие со зрением: Фуминори слышит человеческую речь как бурчание и бульканье, обычная еда кажется ему помоями и т. д. И хотя герой умудрился скрыть свой недуг ото всех, опасаясь угодить в дурку, такое восприятие мира (и особенно людей) добром не кончилось… | * [[Saya no Uta]] — главному герою Фуминори, чудом пережившему автокатастрофу, мир теперь мерещится гротескным биомеханическим адом из гниющей плоти и кишок, а окружающие — как отвратительные чудовища; и наоборот — Сайя предстаёт как прекрасная и милая девочка, хотя на самом деле это вырвиглазное [[Чужеродное чудовище|Чу-чу]] с щупальцами. Да и остальные чувства вскоре после прозрения пришли в соответствие со зрением: Фуминори слышит человеческую речь как бурчание и бульканье, обычная еда кажется ему помоями и т. д. И хотя герой умудрился скрыть свой недуг ото всех, опасаясь угодить в дурку, такое восприятие мира (и особенно людей) добром не кончилось… | ||
** В неофициальном [[ремейк]]е [[Saya no uta: Derangement]] добавили альтернативных концовок, где всё может кончиться [[Светлее и мягче|не так уж плохо]]. | ** В неофициальном [[ремейк]]е [[Saya no uta: Derangement]] добавили альтернативных концовок, где всё может кончиться [[Светлее и мягче|не так уж плохо]]. | ||
* [[ | * [[Subarashiki Hibi]] — внушительная часть главы «It’s my own invention». Ибо сказать, что у героя этой главы плохо с башкой, будет очень-очень мягко. Глава «Down the Rabbit-Hole» в чем-то покруче — вырвиглазных и пугающих видений там почти нет, но большая часть показанного вообще не происходит в объективной реальности, чего героиня этой главы не осознает — как и игрок при первом прохождении. | ||
== Ссылки == | == Ссылки == |