Редактирование: Русский хоррор
Перейти к навигации
Перейти к поиску
Внимание: Вы не вошли в систему. Ваш IP-адрес будет общедоступен, если вы запишете какие-либо изменения. Если вы войдёте или создадите учётную запись, её имя будет использоваться вместо IP-адреса, наряду с другими преимуществами.
Правка может быть отменена. Пожалуйста, просмотрите сравнение версий ниже, чтобы убедиться, что это нужная вам правка, и запишите страницу ниже, чтобы отменить правку.
Текущая версия | Ваш текст | ||
Строка 5: | Строка 5: | ||
{{Q|Ему грезилось в болезни, будто весь мир осужден в жертву какой-то страшной, неслыханной и невиданной моровой язве, идущей из глубины Азии на Европу. Все должны были погибнуть, кроме некоторых, весьма немногих, избранных. Появились какие-то новые трихины, существа микроскопические, вселявшиеся в тела людей. Но эти существа были духи, одаренные умом и волей. Люди, принявшие их в себя, становились тотчас же бесноватыми и сумасшедшими. Но никогда, никогда люди не считали себя так умными и непоколебимыми в истине, как считали зараженные. Никогда не считали непоколебимее своих приговоров, своих научных выводов, своих нравственных убеждений и верований. Целые селения, целые города и народы заражались и сумасшествовали. Все были в тревоге и не понимали друг друга, всякий думал, что в нем в одном и заключается истина, и мучился, глядя на других, бил себя в грудь, плакал и ломал себе руки. Не знали, кого и как судить, не могли согласиться, что считать злом, что добром. Не знали, кого обвинять, кого оправдывать. Люди убивали друг друга в какой-то бессмысленной злобе. Собирались друг на друга целыми армиями, но армии, уже в походе, вдруг начинали сами терзать себя, ряды расстраивались, воины бросались друг на друга, кололись и резались, кусали и ели друг друга.|«[[Преступление и наказание]]»}} | {{Q|Ему грезилось в болезни, будто весь мир осужден в жертву какой-то страшной, неслыханной и невиданной моровой язве, идущей из глубины Азии на Европу. Все должны были погибнуть, кроме некоторых, весьма немногих, избранных. Появились какие-то новые трихины, существа микроскопические, вселявшиеся в тела людей. Но эти существа были духи, одаренные умом и волей. Люди, принявшие их в себя, становились тотчас же бесноватыми и сумасшедшими. Но никогда, никогда люди не считали себя так умными и непоколебимыми в истине, как считали зараженные. Никогда не считали непоколебимее своих приговоров, своих научных выводов, своих нравственных убеждений и верований. Целые селения, целые города и народы заражались и сумасшествовали. Все были в тревоге и не понимали друг друга, всякий думал, что в нем в одном и заключается истина, и мучился, глядя на других, бил себя в грудь, плакал и ломал себе руки. Не знали, кого и как судить, не могли согласиться, что считать злом, что добром. Не знали, кого обвинять, кого оправдывать. Люди убивали друг друга в какой-то бессмысленной злобе. Собирались друг на друга целыми армиями, но армии, уже в походе, вдруг начинали сами терзать себя, ряды расстраивались, воины бросались друг на друга, кололись и резались, кусали и ели друг друга.|«[[Преступление и наказание]]»}} | ||
== [[Цари, стрельцы и терема]] == | === [[Цари, стрельцы и терема]] === | ||
=== [[Фольклор]] === | ==== [[Фольклор]] ==== | ||
* Сказки про мертвяков, упырей, чертей, Лихо Одноглазое… | * Сказки про мертвяков, упырей, чертей, Лихо Одноглазое… | ||
=== [[Литература]] === | ==== [[Литература]] ==== | ||
* «[http://trounin.ru/taleofantoniygalichanin Повесть о видении Антония Галичанина]» — Клайв Баркер отдыхает. | * «[http://trounin.ru/taleofantoniygalichanin Повесть о видении Антония Галичанина]» — Клайв Баркер отдыхает. | ||
* «Повесть о бесноватой жене Соломонии». | * «Повесть о бесноватой жене Соломонии». | ||
== Золотой век русской литературы == | === Золотой век русской литературы === | ||
=== [[Фольклор]] === | ==== [[Фольклор]] ==== | ||
* Былички и страшные сказки русского крестьянства, легенды других народов России. | * Былички и страшные сказки русского крестьянства, легенды других народов России. | ||
=== [[Литература]] === | ==== [[Литература]] ==== | ||
[[Файл:Вий1.jpg|right|мини|Иллюстрация к повести Гоголя «Вий»]] | [[Файл:Вий1.jpg|right|мини|Иллюстрация к повести Гоголя «Вий»]] | ||
В начале эпохи русская культура была значительно подвержена влиянию западного романтизма и [[Готика|готического]] романа, сохраняя, тем не менее, свою самобытность. В хорроре это проявилось не меньше, чем в других жанрах. Помимо готической традиции, отечественный мистический и страшный жанр ощутимо тяготеет к традиции былички и святочного рассказа. | В начале эпохи русская культура была значительно подвержена влиянию западного романтизма и [[Готика|готического]] романа, сохраняя, тем не менее, свою самобытность. В хорроре это проявилось не меньше, чем в других жанрах. Помимо готической традиции, отечественный мистический и страшный жанр ощутимо тяготеет к традиции былички и святочного рассказа. | ||
* «Нашим всё» для поклонников хоррора стал, разумеется, '''[[Николай Васильевич Гоголь]]''' со своими «[[Сало и горилка|малоросскими]]» сборниками «Вечера на хуторе близ Диканьки» и «Миргород». Разумеется, далеко не все из этих произведений можно отнести к хоррору, а многие проходят по разделу мистической фантазии, однако | * «Нашим всё» для поклонников хоррора стал, разумеется, '''[[Николай Васильевич Гоголь]]''' со своими «[[Сало и горилка|малоросскими]]» сборниками «Вечера на хуторе близ Диканьки» и «Миргород». Разумеется, далеко не все из этих произведений можно отнести к хоррору, а многие проходят по разделу мистической фантазии, однако три повести по сей день входят в мировую сокровищницу ужасов: | ||
** «Вий». | ** «Вий». | ||
** «Вечер накануне Ивана Купалы». | ** «Вечер накануне Ивана Купалы». | ||
** «Страшная месть». | ** «Страшная месть». | ||
** К этому следует добавить неоконченный рассказ «Кровавый бандурист», который должен был войти в также неоконченный исторический роман «Гетман». | ** К этому следует добавить неоконченный рассказ «Кровавый бандурист», который должен был войти в также неоконченный исторический роман «Гетман». | ||
** [[Психиатрический триллер]] «Записки сумасшедшего». | ** [[Психиатрический триллер]] «Записки сумасшедшего». | ||
Строка 34: | Строка 33: | ||
* Многие баллады '''Василия Жуковского'''. Некоторые, правда, переведены с западных языков. | * Многие баллады '''Василия Жуковского'''. Некоторые, правда, переведены с западных языков. | ||
* '''[[Наше Всё|А. С. Пушкин]]''' в мистику тоже подавался частенько, но к хоррору ближе всего: | * '''[[Наше Всё|А. С. Пушкин]]''' в мистику тоже подавался частенько, но к хоррору ближе всего: | ||
** Поэма «Утопленник». | ** Поэма «Утопленник». | ||
** Многие из «Песен западных славян» — «Видение короля», «Марко Якубович», «Вурдалак» (здесь, правда, больше [[инверсия]] в виде [[Разрядка смехом|разрядки смехом]])… К слову говоря, само слово «вурдалак» в русский язык было принесено именно Александром Сергеевичем. | ** Многие из «Песен западных славян» — «Видение короля», «Марко Якубович», «Вурдалак» (здесь, правда, больше [[инверсия]] в виде [[Разрядка смехом|разрядки смехом]])… К слову говоря, само слово «вурдалак» в русский язык было принесено именно Александром Сергеевичем. | ||
Строка 53: | Строка 50: | ||
** «Призраки». | ** «Призраки». | ||
== Серебряный век == | === Серебряный век === | ||
После революции 1905 года [[цензура]] в России порядком ослабла, сместившись в основном в политическую плоскость; таким образом, писать можно было даже то, за что в Европе сделали бы а-та-та. | После революции 1905 года [[цензура]] в России порядком ослабла, сместившись в основном в политическую плоскость; таким образом, писать можно было даже то, за что в Европе сделали бы а-та-та. | ||
=== [[Фольклор]] === | ==== [[Фольклор]] ==== | ||
* Былички и страшные сказки русского крестьянства, легенды других народов России. | * Былички и страшные сказки русского крестьянства, легенды других народов России. | ||
=== [[Театр]] === | ==== [[Театр]] ==== | ||
* В 1909 г. в [[Город, которого нет|Санкт-Петербурге]] открывается Театр на Литейном, в котором ставятся пьесы знаменитого [[Увидеть и умереть|парижского]] [[w:Гран-Гиньоль|Гран-Гиньоля]]. | * В 1909 г. в [[Город, которого нет|Санкт-Петербурге]] открывается Театр на Литейном, в котором ставятся пьесы знаменитого [[Увидеть и умереть|парижского]] [[w:Гран-Гиньоль|Гран-Гиньоля]]. | ||
=== [[Литература]] === | ==== [[Литература]] ==== | ||
[[Файл:Красный смех2.jpg|right|мини|[[Война — это кошмар|Ну разве война не ад]]?]] | [[Файл:Красный смех2.jpg|right|мини|[[Война — это кошмар|Ну разве война не ад]]?]] | ||
* '''Алексей Михайлович Ремизов''': | * '''Алексей Михайлович Ремизов''': | ||
Строка 97: | Строка 94: | ||
* '''Алексей Николаевич Бежецкий (Маслов)''', сборник «Музей восковых фигур». | * '''Алексей Николаевич Бежецкий (Маслов)''', сборник «Музей восковых фигур». | ||
=== [[Кино]] === | ==== [[Кино]] ==== | ||
Хоррор снимался очень активно — не хуже, чем на Западе. | Хоррор снимался очень активно — не хуже, чем на Западе. | ||
* Вторая в мире экранизация «Дракулы» (первую в 1918 году выпустили венгры), снятая, как ни смешно, в солнечной Ялте в 1920-м году. Увы, не сохранившаяся, но сам факт… | * Вторая в мире экранизация «Дракулы» (первую в 1918 году выпустили венгры), снятая, как ни смешно, в солнечной Ялте в 1920-м году. Увы, не сохранившаяся, но сам факт… | ||
Строка 106: | Строка 103: | ||
* «Портрет» (1915). | * «Портрет» (1915). | ||
* «Загробная скиталица» (1915). | * «Загробная скиталица» (1915). | ||
== [[Белая эмиграция]] == | === [[Белая эмиграция]] === | ||
* Георгий Песков [[Фальшивые усы|aka Елена Дейша]], «Злая вечность» — про странные приключения русского князя-эмигранта в Париже, где он влюбляется в [[Жуткая кукла|куклу из витрины магазина]], встречается с бородатой ведьмой-торговкой и чуть не [[Сделка с дьяволом|продаёт душу дьяволу]]… [[Глазами сумасшедшего|или это ему всё только кажется?]] | * Георгий Песков [[Фальшивые усы|aka Елена Дейша]], «Злая вечность» — про странные приключения русского князя-эмигранта в Париже, где он влюбляется в [[Жуткая кукла|куклу из витрины магазина]], встречается с бородатой ведьмой-торговкой и чуть не [[Сделка с дьяволом|продаёт душу дьяволу]]… [[Глазами сумасшедшего|или это ему всё только кажется?]] | ||
* Александра Свида, детективная дилогия «За закрытыми ставнями» и «Паника в Борках», опубликованная в Риге в 1931. В детективе повествуется об агенте уголовного сыска Зенине, который расследует серию убийств в подмосковном посёлке и связанные с ними слухи о вампирах и оборотнях, и впоследствии, уже после эмиграции, продолжает расследование в Париже. По факту получился [[Пинкертоновщина|скорее детектив]], поскольку [[План Стэплтона|мистика ненастоящая]]. Что характерно, в романе фигурирует кружок московских оккультистов, возглавляемый приват-доцентом '''[[Нет, не тот|Сталиным]]'''. | * Александра Свида, детективная дилогия «За закрытыми ставнями» и «Паника в Борках», опубликованная в Риге в 1931. В детективе повествуется об агенте уголовного сыска Зенине, который расследует серию убийств в подмосковном посёлке и связанные с ними слухи о вампирах и оборотнях, и впоследствии, уже после эмиграции, продолжает расследование в Париже. По факту получился [[Пинкертоновщина|скорее детектив]], поскольку [[План Стэплтона|мистика ненастоящая]]. Что характерно, в романе фигурирует кружок московских оккультистов, возглавляемый приват-доцентом '''[[Нет, не тот|Сталиным]]'''. | ||
== [[СССР|В СССР секса и хоррора нет]] == | === [[СССР|В СССР секса и хоррора нет]] === | ||
[[Мастер и Маргарита|Что же это у вас, чего ни хватишься, ничего нет!]] '''Спойлер''': галимая антисоветская пропаганда — всё было. Секс не афишировался, хоррор конспирировался под детектив или фантастику, так как мистике была объявлена война — долой суеверия! В [[Перестройка|Перестройку]] русский хоррор, опасливо озираясь, вылез из подпола, чтобы тут же быть придавленным обломками рухнувшего Союза. | [[Мастер и Маргарита|Что же это у вас, чего ни хватишься, ничего нет!]] '''Спойлер''': галимая антисоветская пропаганда — всё было. Секс не афишировался, хоррор конспирировался под детектив или фантастику, так как мистике была объявлена война — долой суеверия! В [[Перестройка|Перестройку]] русский хоррор, опасливо озираясь, вылез из подпола, чтобы тут же быть придавленным обломками рухнувшего Союза. | ||
=== [[Фольклор]] === | ==== [[Фольклор]] ==== | ||
* Недосягаемость ужастиков, помноженная на исконную детскую тягу к страшному, привела к появлению обширнейшего пласта [[Пионерский фольклор|пионерского фольклора]] — страшилок, которые травили в пионерлагерях по ночам. Изначально они основывались на старом добром деревенском фольклоре — мертвецы, вампиры, вурдалаки etc. По мере поглощения городом деревни к ним добавлялись причудливые фантазии городских детей, перерабатывавших в сабж все мало-мальски пугающие сцены из классической литературы, фантастики, киносказок и мультфильмов. Некоторые, с рождения оторванные от деревенской традиции, пересказывали [[городские легенды]] ([[Ели мясо мужики…|пирожки с человечиной]], мясорубки под креслами в кинотеатрах, старухи-людоедки, [[Зловещий автомобиль|машина ССД — Смерть Советским Детям]]) либо уходили в откровенный сюр, где угрозой становились обычные [[Помидоры-убийцы|предметы]] и части тела — занавески, перчатки, глаза, ноги, руки, головы, зубы — [[Цвета зловещей радуги|всех цветов радуги]], [[Непонятно — значит страшно|непостижимые]] и [[Неизвестность пугает больше|неизвестно откуда взявшиеся]]… Подробнее об этом явлении и его разновидностях можно узнать в сборнике Эдуарда Успенского и Андрея Усачёва «[[Жуткий детский фольклор]]». | * Недосягаемость ужастиков, помноженная на исконную детскую тягу к страшному, привела к появлению обширнейшего пласта [[Пионерский фольклор|пионерского фольклора]] — страшилок, которые травили в пионерлагерях по ночам. Изначально они основывались на старом добром деревенском фольклоре — мертвецы, вампиры, вурдалаки etc. По мере поглощения городом деревни к ним добавлялись причудливые фантазии городских детей, перерабатывавших в сабж все мало-мальски пугающие сцены из классической литературы, фантастики, киносказок и мультфильмов. Некоторые, с рождения оторванные от деревенской традиции, пересказывали [[городские легенды]] ([[Ели мясо мужики…|пирожки с человечиной]], мясорубки под креслами в кинотеатрах, старухи-людоедки, [[Зловещий автомобиль|машина ССД — Смерть Советским Детям]]) либо уходили в откровенный сюр, где угрозой становились обычные [[Помидоры-убийцы|предметы]] и части тела — занавески, перчатки, глаза, ноги, руки, головы, зубы — [[Цвета зловещей радуги|всех цветов радуги]], [[Непонятно — значит страшно|непостижимые]] и [[Неизвестность пугает больше|неизвестно откуда взявшиеся]]… Подробнее об этом явлении и его разновидностях можно узнать в сборнике Эдуарда Успенского и Андрея Усачёва «[[Жуткий детский фольклор]]». | ||
* Среди детей и взрослых ходят жуткие байки о маньяках и бандитах, обильно приукрашенные вымыслом, так как реальные преступления в СМИ либо замалчивались, либо подробно не афишировались, а за неимением объективной информации [[У страха глаза велики|воображение пускалось вразнос]]. | * Среди детей и взрослых ходят жуткие байки о маньяках и бандитах, обильно приукрашенные вымыслом, так как реальные преступления в СМИ либо замалчивались, либо подробно не афишировались, а за неимением объективной информации [[У страха глаза велики|воображение пускалось вразнос]]. | ||
=== [[Театр]] === | ==== [[Театр]] ==== | ||
* '''Анатолий Луначарский''', «Медвежья свадьба» — по мотивам новеллы Проспера Мериме «Локис». | * '''Анатолий Луначарский''', «Медвежья свадьба» — по мотивам новеллы Проспера Мериме «Локис». | ||
=== [[Литература]] === | ==== [[Литература]] ==== | ||
* '''[[Гринландия|Александр Грин]]''' | * '''[[Гринландия|Александр Грин]]''' | ||
** «Крысолов». | ** «Крысолов». | ||
Строка 146: | Строка 142: | ||
* '''Владимир Короткевич''', «[[Дзікае паляванне караля Стаха|Дикая охота короля Стаха]]». | * '''Владимир Короткевич''', «[[Дзікае паляванне караля Стаха|Дикая охота короля Стаха]]». | ||
=== [[Кино]] === | ==== [[Кино]] ==== | ||
[[Файл:ВийПостер.jpg|thumb|right|]] | [[Файл:ВийПостер.jpg|thumb|right|]] | ||
* «Медвежья свадьба» (1925) — немой фильм по мотивам пьесы Луначарского. Доступен в сети. Удостоился язвительных комментариев от Ильфа и Петрова. А также Маяковского: | * «Медвежья свадьба» (1925) — немой фильм по мотивам пьесы Луначарского. Доступен в сети. Удостоился язвительных комментариев от Ильфа и Петрова. А также Маяковского: | ||
Строка 160: | Строка 156: | ||
* «День гнева» — экранизация рассказа Севера Гансовского. | * «День гнева» — экранизация рассказа Севера Гансовского. | ||
=== [[ | ==== [[Мультфильмы]] ==== | ||
* «Большой Тылль» | * «Большой Тылль» | ||
== [[Перестройка]] == | === [[Перестройка]] === | ||
=== [[Литература]] === | ==== [[Литература]] ==== | ||
* '''Андрей Саломатов''' — вся безнадёга поздних 1980-х — самого начала 1990-х: | * '''Андрей Саломатов''' — вся безнадёга поздних 1980-х — самого начала 1990-х: | ||
** «Кузнечик». | ** «Кузнечик». | ||
Строка 183: | Строка 178: | ||
* '''Юрий Коваль''', рассказ «Ножевик». | * '''Юрий Коваль''', рассказ «Ножевик». | ||
=== [[Кино]] === | ==== [[Кино]] ==== | ||
* «Странная история доктора Джекила и мистера Хайда» (1985) по мотивам повести [[Роберт Льюис Стивенсон|Р. Л. Стивенсона]]. | * «Странная история доктора Джекила и мистера Хайда» (1985) по мотивам повести [[Роберт Льюис Стивенсон|Р. Л. Стивенсона]]. | ||
* Две экранизации «Вельда» [[Брэдбери|Рэя Брэдбери]], вышедшие почти одновременно в 1987 году: | * Две экранизации «Вельда» [[Брэдбери|Рэя Брэдбери]], вышедшие почти одновременно в 1987 году: | ||
Строка 203: | Строка 198: | ||
* «[[Дина (фильм, 1991)|Дина]]» (1991). | * «[[Дина (фильм, 1991)|Дина]]» (1991). | ||
=== [[ | ==== [[Мультфильмы]] ==== | ||
* Мультэкранизация гоголевской «Страшной мести» (Киевнаучфильм, 1988). Добавили сюрреализма, убрали [[бафос]] оригинального текста. | * Мультэкранизация гоголевской «Страшной мести» (Киевнаучфильм, 1988). Добавили сюрреализма, убрали [[бафос]] оригинального текста. | ||
* «Ветер» (Арменфильм, 1988). [[Экзистенциальный ужас]] на [[Вывих мозга|мозголомном]] стратегическом объекте. Роберт Саакянц превзошёл сам себя. | * «Ветер» (Арменфильм, 1988). [[Экзистенциальный ужас]] на [[Вывих мозга|мозголомном]] стратегическом объекте. Роберт Саакянц превзошёл сам себя. | ||
* «Страсти-мордасти» (1991) — лютый мульт-альманах из трёх историй общей продолжительностью около десяти минут. В первой кусок мяса пытается спастись от мясорубки, куда его пытаются запихнуть [[Живая часть тела|отрезанные руки]], во второй неожиданный гость появляется в логове [[монстр]]ов-[[людоед]]ов, в третьей Колобок катится по лесу, пожирая встреченных им оголодавших животных. По многочисленым просьбам советских зрителей (Союз распался — [[Унылый совок|менталитет остался]]) мульт был изъят из эфира, но недавно, к счастью, был вытащен из украинских архивов и стал вновь доступен, теперь уже на торрентах. | * «Страсти-мордасти» (1991) — лютый мульт-альманах из трёх историй общей продолжительностью около десяти минут. В первой кусок мяса пытается спастись от мясорубки, куда его пытаются запихнуть [[Живая часть тела|отрезанные руки]], во второй неожиданный гость появляется в логове [[монстр]]ов-[[людоед]]ов, в третьей Колобок катится по лесу, пожирая встреченных им оголодавших животных. По многочисленым просьбам советских зрителей (Союз распался — [[Унылый совок|менталитет остался]]) мульт был изъят из эфира, но недавно, к счастью, был вытащен из украинских архивов и стал вновь доступен, теперь уже на торрентах. | ||
== [[Бесславные 90-е]] с переходом в [[Сытые нулевые]] == | === [[Бесславные 90-е]] с переходом в [[Сытые нулевые]] === | ||
=== [[Фольклор]] === | ==== [[Фольклор]] ==== | ||
* Пионеров уже нет, но фольклор остался. | * Пионеров уже нет, но фольклор остался. | ||
* Некоторые газетные утки, порождённые расплодившейся [[Навозная пресса|жёлтой прессой]], а также псевдоисторические исследования и разоблачения надёжно вошли в фольклор. | * Некоторые газетные утки, порождённые расплодившейся [[Навозная пресса|жёлтой прессой]], а также псевдоисторические исследования и разоблачения надёжно вошли в фольклор. | ||
=== [[Литература]] === | ==== [[Литература]] ==== | ||
Основной проблемой получивших практически полную свободу творчества авторов стало практически полное отсутствие опыта и понимания, что такое хоррор. В результате многие из них скатывались в: | Основной проблемой получивших практически полную свободу творчества авторов стало практически полное отсутствие опыта и понимания, что такое хоррор. В результате многие из них скатывались в: | ||
* Более привычные им социальную фантастику и [[городское фэнтези]]. | * Более привычные им социальную фантастику и [[городское фэнтези]]. | ||
Строка 282: | Строка 277: | ||
* А ещё была серия, называвшаяся «Страшные истории для девочек и мальчиков», хотя описываемые там истории [[Детям это смотреть нельзя!|могли вызвать приступ дурноты и у взрослого]] — с подробными описаниями зверств бандитов, чернухой, пытками, людоедством и т. д. В книге «Ужасная история», начинавшейся со сцены изуверского убийства [[Домашний тиран|озверевшим хуторянином]] своих родных (выбил жене глаз и зарезал её, отрубил голову маленькому сыну и задушил падчерицу, называя её потаскухой) стояла маркировка: «Для младшего (!!!) школьного возраста». | * А ещё была серия, называвшаяся «Страшные истории для девочек и мальчиков», хотя описываемые там истории [[Детям это смотреть нельзя!|могли вызвать приступ дурноты и у взрослого]] — с подробными описаниями зверств бандитов, чернухой, пытками, людоедством и т. д. В книге «Ужасная история», начинавшейся со сцены изуверского убийства [[Домашний тиран|озверевшим хуторянином]] своих родных (выбил жене глаз и зарезал её, отрубил голову маленькому сыну и задушил падчерицу, называя её потаскухой) стояла маркировка: «Для младшего (!!!) школьного возраста». | ||
=== [[Кино]] === | ==== [[Кино]] ==== | ||
[[Файл:Прикосновение-5.jpg|right|мини|Жизнь прекрасна и удивительна]] | [[Файл:Прикосновение-5.jpg|right|мини|Жизнь прекрасна и удивительна]] | ||
* Белорусский короткометражный ужастик «Кешка и Фреди» (с одним «д», да) 1992 года — пародия на «Кошмар на улице Вязов». Форматом и ГГ-школьником, а также очень странной (возможно, пародийной) моралью, выносимой оным, подозрительно напоминает типичную серию «Ералаша» — собственно, в «Ералаше» есть эпизод «Чужой», где по душу мальчишки также является Фредди Крюгер, которому пацан навешивает люлей, после чего оказывается, что он отдубасил вернувшегося с работы отца. Самый же трэш заключается в [[Спецдефекты|спецдефектах]]. | * Белорусский короткометражный ужастик «Кешка и Фреди» (с одним «д», да) 1992 года — пародия на «Кошмар на улице Вязов». Форматом и ГГ-школьником, а также очень странной (возможно, пародийной) моралью, выносимой оным, подозрительно напоминает типичную серию «Ералаша» — собственно, в «Ералаше» есть эпизод «Чужой», где по душу мальчишки также является Фредди Крюгер, которому пацан навешивает люлей, после чего оказывается, что он отдубасил вернувшегося с работы отца. Самый же трэш заключается в [[Спецдефекты|спецдефектах]]. | ||
Строка 315: | Строка 310: | ||
* Балабанов решил выделиться, его хоррор не мистический, а реалистичный. «Груз-200» не содержит мистики, однако зрители отмечают его криповость. | * Балабанов решил выделиться, его хоррор не мистический, а реалистичный. «Груз-200» не содержит мистики, однако зрители отмечают его криповость. | ||
* Фильмы [[Типа я Тарковский|самопровозглашённого гения]] '''Павла Руминова''': | * Фильмы [[Типа я Тарковский|самопровозглашённого гения]] '''Павла Руминова''': | ||
** «Мёртвые дрочеры»… э-э… «Мёртвые дочери». А лучше было бы назвать «Сука, перестань трясти камерой, а то нас стошнит!». Бездарное подражание J-хоррорам вроде «Звонка» и «Проклятия» | ** «Мёртвые дрочеры»… э-э… «Мёртвые дочери». А лучше было бы назвать «Сука, перестань трясти камерой, а то нас стошнит!». Бездарное подражание J-хоррорам вроде «Звонка» и «Проклятия». | ||
** Уже в следующее десятилетие выпустил чуть менее безблагодатный [[слэшер]] «Дизлайк». Тот случай, когда судить фильм можно и по названию. | ** Уже в следующее десятилетие выпустил чуть менее безблагодатный [[слэшер]] «Дизлайк». Тот случай, когда судить фильм можно и по названию. | ||
* [[Слэшер]] по мотивам пионерских страшилок «ССД». Посреди фильма создатели внезапно осознали, что историю про маньяка не вытягивают… и быстренько присобачили концовку про Одержимость Ужаснейшим Демоном Из Самых Глубин Уж0сающего АДА!!! | * [[Слэшер]] по мотивам пионерских страшилок «ССД». Посреди фильма создатели внезапно осознали, что историю про маньяка не вытягивают… и быстренько присобачили концовку про Одержимость Ужаснейшим Демоном Из Самых Глубин Уж0сающего АДА!!! | ||
* «Юленька» (2009) — не самый плохой фильм про [[Жуткие детишки|девочку-убийцу]]. Музыку к фильму сочинил маэстро Аркадий Укупник, что в год выхода стало причиной насмешек. Очень зря, кстати: саундтрек на удивление хорош | * «Юленька» (2009) — не самый плохой фильм про [[Жуткие детишки|девочку-убийцу]]. Музыку к фильму сочинил маэстро Аркадий Укупник, что в год выхода стало причиной насмешек. Очень зря, кстати: саундтрек на удивление хорош. | ||
* «Фобос: Клуб страха» (2010) | * «Фобос: Клуб страха» (2010). | ||
=== [[Телесериалы]] === | ==== [[Телесериалы]] ==== | ||
* «Посредник» 1990 года по мотивам повести Александра Мирера «[[Дом скитальцев|Главный полдень]]». Здесь красивая местность. | * «Посредник» 1990 года по мотивам повести Александра Мирера «[[Дом скитальцев|Главный полдень]]». Здесь красивая местность. | ||
* «По ту сторону волков» по мотивам повести Алексея Биргера с Балуевым, Галкиным и Гафтом. И, знаете ли, весьма неплохо. | * «По ту сторону волков» по мотивам повести Алексея Биргера с Балуевым, Галкиным и Гафтом. И, знаете ли, весьма неплохо. | ||
* «Полнолуние» (2004) — вторая экранизация романа Сергея Белошникова, поставленная на этот раз им самим. В этот раз денег на компьютерного оборотня хватило… [[Спецдефекты|лучше бы не хватало]]. | * «Полнолуние» (2004) — вторая экранизация романа Сергея Белошникова, поставленная на этот раз им самим. В этот раз денег на компьютерного оборотня хватило… [[Спецдефекты|лучше бы не хватало]]. | ||
* «Вепрь» (2007) по мотивам романа Олега Егорова. Унылая тягомотина (как вариант — фантастический детектив) с редкими появлениями [[Свинья-страшилка|компьютерного кабанчика]] (который способен злодействовать в сцене, при этом не попадая в кадр) и кrовавыми чекистами. А ведь тот же Дмитрий Светозаров снял отличных «Псов». | * «Вепрь» (2007) по мотивам романа Олега Егорова. Унылая тягомотина (как вариант — фантастический детектив) с редкими появлениями [[Свинья-страшилка|компьютерного кабанчика]] (который способен злодействовать в сцене, при этом не попадая в кадр) и кrовавыми чекистами. А ведь тот же Дмитрий Светозаров снял отличных «Псов». | ||
=== [[ | ==== [[Мультфильмы]] ==== | ||
* «Клиника» (1993) — [[Вынос мозга|мозговыносящая]] мульт-экранизация знаменитой [[Вий|повести]] [[Гоголь|Гоголя]]. «Приведите Рентгенолога!» | * «Клиника» (1993) — [[Вынос мозга|мозговыносящая]] мульт-экранизация знаменитой [[Вий|повести]] [[Гоголь|Гоголя]]. «Приведите Рентгенолога!» | ||
* «День рождения Юлии» (1994) по сценарию [[Валерий Роньшин|Валерия Роньшина]], который он впоследствии переработал в одноимённый рассказ. | * «День рождения Юлии» (1994) по сценарию [[Валерий Роньшин|Валерия Роньшина]], который он впоследствии переработал в одноимённый рассказ. | ||
=== [[Комиксы]] === | ==== [[Комиксы]] ==== | ||
* Полупародийно-бафосный вариант — некоторые комиксы в журнале «Муха» 1990-х, например «Портрет» Вадима Рубцова, в котором ещё и обыгрываются и передразниваются классические американские киноужастики 1980-х (и [[камео]] Фредди Крюгера и Джейсона Вурхиса налицо — эти деятели появляются среди гостей тёмного шабаша). | * Полупародийно-бафосный вариант — некоторые комиксы в журнале «Муха» 1990-х, например «Портрет» Вадима Рубцова, в котором ещё и обыгрываются и передразниваются классические американские киноужастики 1980-х (и [[камео]] Фредди Крюгера и Джейсона Вурхиса налицо — эти деятели появляются среди гостей тёмного шабаша). | ||
* В той же «Мухе» — комикс Сергея Логунова «Роковые яйца» по мотивам одноимённой повести Булгакова. Вот тут-то Рокк и поседел… | * В той же «Мухе» — комикс Сергея Логунова «Роковые яйца» по мотивам одноимённой повести Булгакова. Вот тут-то Рокк и поседел… | ||
=== [[Видеоигры]] === | ==== [[Видеоигры]] ==== | ||
* «[[ГЭГ: Отвязное приключение]]» — стильная пародия на многочисленные западные триллеры про [[мраккультист]]ов. | * «[[ГЭГ: Отвязное приключение]]» — стильная пародия на многочисленные западные триллеры про [[мраккультист]]ов. | ||
* «[[Страшилки: Шестое чувство]]» — детективный триллер с элементами хоррора. | * «[[Страшилки: Шестое чувство]]» — детективный триллер с элементами хоррора. | ||
Строка 346: | Строка 341: | ||
* Оргазм Нострадамуса посередь поисков алкогольной экзистенциальной свободы нет-нет, да и тыкнет слушателя носом в хоррор. «Званый ужин», «Ночью в комнатушке», развесёлая «Спроси у мёртвого здоровья» — много их. | * Оргазм Нострадамуса посередь поисков алкогольной экзистенциальной свободы нет-нет, да и тыкнет слушателя носом в хоррор. «Званый ужин», «Ночью в комнатушке», развесёлая «Спроси у мёртвого здоровья» — много их. | ||
== [[Эпоха айфона и мемов]] / [[Ковидная эпоха]]: Тёмная волна и другие == | === [[Эпоха айфона и мемов]] / [[Ковидная эпоха]]: Тёмная волна и другие === | ||
[[Файл:ССК-2021.jpg|right|мини|За козла ответишь!]] | [[Файл:ССК-2021.jpg|right|мини|За козла ответишь!]] | ||
В первой половине 2010-х ситуация с хоррором в России была весьма плачевной — причём даже с зарубежным. Во многом причиной тому стало специфическое развитие жанра на Западе — многие зарубежные авторы давно заигрывают с мейнстримом, нарушая чистоту жанра не меньше, чем это делали русскоязычные авторы, а издатели, не имевшие к ужасам какого-либо интереса, кроме коммерческого, ориентировались на полученные литературные премии и откровенно рекламные отзывы в прессе. В результате сборники-лауреаты, доверху набитые псевдохоррорной тягомотиной, пылились на полках, а издатели укреплялись во мнении, что в нашей стране ужасы никому не нужны. Кроме Стивена Кинга, сравнение с которым упорно лепили на обложку почти любого автора, пишущего ужасы и триллеры, что предсказуемо отпугивало публику — зачем читать «нового русского/французского/немецкого/итальянского Стивена Кинга», когда есть старый американский? В то голодное время вампиры, оборотни и демоны встречались только под обложками бесчисленных лавбургеров и девочковой мистики, заполонившей книжный рынок на волне успеха «[[Сумерки|Сумерек]]». «Варго-серия» постепенно вырождалась, полнясь наряду с неплохими произведениями откровенным трэшем. Вдобавок издатели в лучших традициях лихих 1990-х откровенно дурили читателей, публикуя старые произведения под новыми названиями и с новыми обложками, однако лох в читательской среде проявил тенденцию к вымиранию, что губительно сказалось на тиражах и репутации серии. | В первой половине 2010-х ситуация с хоррором в России была весьма плачевной — причём даже с зарубежным. Во многом причиной тому стало специфическое развитие жанра на Западе — многие зарубежные авторы давно заигрывают с мейнстримом, нарушая чистоту жанра не меньше, чем это делали русскоязычные авторы, а издатели, не имевшие к ужасам какого-либо интереса, кроме коммерческого, ориентировались на полученные литературные премии и откровенно рекламные отзывы в прессе. В результате сборники-лауреаты, доверху набитые псевдохоррорной тягомотиной, пылились на полках, а издатели укреплялись во мнении, что в нашей стране ужасы никому не нужны. Кроме Стивена Кинга, сравнение с которым упорно лепили на обложку почти любого автора, пишущего ужасы и триллеры, что предсказуемо отпугивало публику — зачем читать «нового русского/французского/немецкого/итальянского Стивена Кинга», когда есть старый американский? В то голодное время вампиры, оборотни и демоны встречались только под обложками бесчисленных лавбургеров и девочковой мистики, заполонившей книжный рынок на волне успеха «[[Сумерки|Сумерек]]». «Варго-серия» постепенно вырождалась, полнясь наряду с неплохими произведениями откровенным трэшем. Вдобавок издатели в лучших традициях лихих 1990-х откровенно дурили читателей, публикуя старые произведения под новыми названиями и с новыми обложками, однако лох в читательской среде проявил тенденцию к вымиранию, что губительно сказалось на тиражах и репутации серии. | ||
Строка 394: | Строка 389: | ||
Тем временем в кино всё далеко не так радужно. Фильмы стали намного совершеннее технически, однако актёрская игра и сценарии в большинстве своём по-прежнему оставляют желать лучшего. Некоторые картины имели определённый кассовый успех, некоторые добрали своё в зарубежном прокате (в основном в Латинской Америке), но в отечественных кинотеатрах большинство не окупилось. В 2017 вышел «[[Последний богатырь]]», который не был ужастиком, но доказал прибыльность славянского фольклора — и в 2020 вышло несколько сериалов, так или иначе использущие фольклорные мотивы и страх. С 2020-х дела у сериальных ужасов идут в гору, а полные метры собирают на Кинопоиске больше рейтинга, чем в прошлом и позапрошлом десятилетии. | Тем временем в кино всё далеко не так радужно. Фильмы стали намного совершеннее технически, однако актёрская игра и сценарии в большинстве своём по-прежнему оставляют желать лучшего. Некоторые картины имели определённый кассовый успех, некоторые добрали своё в зарубежном прокате (в основном в Латинской Америке), но в отечественных кинотеатрах большинство не окупилось. В 2017 вышел «[[Последний богатырь]]», который не был ужастиком, но доказал прибыльность славянского фольклора — и в 2020 вышло несколько сериалов, так или иначе использущие фольклорные мотивы и страх. С 2020-х дела у сериальных ужасов идут в гору, а полные метры собирают на Кинопоиске больше рейтинга, чем в прошлом и позапрошлом десятилетии. | ||
=== [[Фольклор]] === | ==== [[Фольклор]] ==== | ||
* С развитием интернета и социальных сетей страшилки перекочевали туда — современная [[Creepypasta|крипипаста]] пользуется неизменным успехом не только у детей, но и у подростков, и даже у взрослых. | * С развитием интернета и социальных сетей страшилки перекочевали туда — современная [[Creepypasta|крипипаста]] пользуется неизменным успехом не только у детей, но и у подростков, и даже у взрослых. | ||
=== [[Литература]] === | ==== [[Литература]] ==== | ||
==== Тёмная волна ==== | ===== Тёмная волна ===== | ||
* Серия «'''Самая Страшная Книга'''»: | * Серия «'''Самая Страшная Книга'''»: | ||
** Ежегодники (ССК-2014 — ССК- | ** Ежегодники (ССК-2014 — ССК-2020 и т. д.) | ||
** Тематические сборники — «Хеллоуин», «13 маньяков», «13 ведьм», «13 монстров», «13 привидений», «Страшная общага», «Колдовство»… | ** Тематические сборники — «Хеллоуин», «13 маньяков», «13 ведьм», «13 монстров», «13 привидений», «Страшная общага», «Колдовство»… | ||
** Авторские сборники — «Запах» Владислава Женевского, «Зона ужаса» М. С. Парфёнова, «Чёртовы пальцы» Дмитрия Тихонова, «Призраки» Максима Кабира, «Ночной взгляд» Дарьи Бобылёвой. | ** Авторские сборники — «Запах» Владислава Женевского, «Зона ужаса» М. С. Парфёнова, «Чёртовы пальцы» Дмитрия Тихонова, «Призраки» Максима Кабира, «Ночной взгляд» Дарьи Бобылёвой. | ||
Строка 410: | Строка 405: | ||
* Серия «'''Тёмная сторона'''» Марии Артемьевой. | * Серия «'''Тёмная сторона'''» Марии Артемьевой. | ||
==== Другие авторы ==== | ===== Другие авторы ===== | ||
* '''Марина и Сергей Дяченко''', повесть «Электрик». | * '''Марина и Сергей Дяченко''', повесть «Электрик». | ||
* '''Константин Образцов''', трилогия «Красные цепи». Отличная вещь. | * '''Константин Образцов''', трилогия «Красные цепи». Отличная вещь. | ||
Строка 434: | Строка 429: | ||
* '''[[Александр Пелевин]]''', «[[Покров-17]]» | * '''[[Александр Пелевин]]''', «[[Покров-17]]» | ||
==== Сетевая литература ==== | ===== Сетевая литература ===== | ||
* '''Олег Новгородов''' с его циклом «Опольцевских рассказов» — о потусторонних ужасах [[Пацаны с раёна|полукриминального]] района на окраине Москвы. Визитной карточкой цикла является маньяк по прозвищу Мясорубщик с [[Мраккультист|тёмным]] и таинственным прошлым, находящий новых жертв посредством снов. | * '''Олег Новгородов''' с его циклом «Опольцевских рассказов» — о потусторонних ужасах [[Пацаны с раёна|полукриминального]] района на окраине Москвы. Визитной карточкой цикла является маньяк по прозвищу Мясорубщик с [[Мраккультист|тёмным]] и таинственным прошлым, находящий новых жертв посредством снов. | ||
* '''Александр Леонидов''', «[https://denliteraturi.ru/article/4883 Стая]». Эта часть серии<ref>На момент написания правки серия была трилогией, к выходу готовится четвёртая книга о наших днях</ref> об академике Совенко посвящена лихим 90-м и нашествию бесов. В прямом смысле. | * '''Александр Леонидов''', «[https://denliteraturi.ru/article/4883 Стая]». Эта часть серии<ref>На момент написания правки серия была трилогией, к выходу готовится четвёртая книга о наших днях</ref> об академике Совенко посвящена лихим 90-м и нашествию бесов. В прямом смысле. | ||
* Ещё один яркий автор — '''Евгений Васин'''. Из его произведений можно отметить фантасмагорию «Чудовища», переосмысление сказки про Колобка под названием «Колобоморок», «Колыбельную для Юджина» (ещё одну фантасмагорию в антураже [[La Belle Époque|Западной Европы конца 19 — начала 20 века]]), «Уездный трип» про психоделическую альтернативную версию Российской Империи, и «Полдень» и «Забудь» в жанре [[Постсоветская хтонь|постсоветской хтони]]. | * Ещё один яркий автор — '''Евгений Васин'''. Из его произведений можно отметить фантасмагорию «Чудовища», переосмысление сказки про Колобка под названием «Колобоморок», «Колыбельную для Юджина» (ещё одну фантасмагорию в антураже [[La Belle Époque|Западной Европы конца 19 — начала 20 века]]), «Уездный трип» про психоделическую альтернативную версию Российской Империи, и «Полдень» и «Забудь» в жанре [[Постсоветская хтонь|постсоветской хтони]]. | ||
=== [[Кино]] === | ==== [[Кино]] ==== | ||
* Фильмы про зомби: | * Фильмы про зомби: | ||
** «Метелица: Зима мертвецов» (2012). | ** «Метелица: Зима мертвецов» (2012). | ||
Строка 489: | Строка 484: | ||
* «Ледяной демон» (2021). | * «Ледяной демон» (2021). | ||
=== [[Телесериалы]] === | ==== [[Телесериалы]] ==== | ||
* «[[Гоголь (сериал)|Гоголь]]» (телеверсия), включая два эпизода, не шедшие в кинотеатрах. | * «[[Гоголь (сериал)|Гоголь]]» (телеверсия), включая два эпизода, не шедшие в кинотеатрах. | ||
* «[[Кровавая барыня]]» — [[Основано на реальных событиях|история]] [[Маньячка|Салтычихи]]. | * «[[Кровавая барыня]]» — [[Основано на реальных событиях|история]] [[Маньячка|Салтычихи]]. | ||
Строка 498: | Строка 493: | ||
* «Топи». | * «Топи». | ||
=== [[Комиксы]] === | ==== [[Комиксы]] ==== | ||
* '''Аскольд Акишин''', «Пионерская правда. Horror». | * '''Аскольд Акишин''', «Пионерская правда. Horror». | ||
=== [[Видеоигры]] === | ==== [[Видеоигры]] ==== | ||
* «[[Зайчик]]» — нашумевшая визуальная новелла по мотивам рассказа Дмитрия Мордаса из сборника «ССК: Лучшее». Классический пример тропа «[[затмить адаптацией]]», хотя сам первоисточник безусловно великолепен и к прочтению всячески рекомендуется. | * «[[Зайчик]]» — нашумевшая визуальная новелла по мотивам рассказа Дмитрия Мордаса из сборника «ССК: Лучшее». Классический пример тропа «[[затмить адаптацией]]», хотя сам первоисточник безусловно великолепен и к прочтению всячески рекомендуется. | ||
=== [[Музыка]] === | ==== [[Музыка]] ==== | ||
* [[Аффинаж]], альбом «Мимо. Ранен. Убит» — криминальная мистерия происходящая в нулевые. Их же «Кошечки», «Серьги» и другие. Группа любит хоррор. | * [[Аффинаж]], альбом «Мимо. Ранен. Убит» — криминальная мистерия происходящая в нулевые. Их же «Кошечки», «Серьги» и другие. Группа любит хоррор. | ||