Редактирование: Русский хоррор

Перейти к навигации Перейти к поиску

Внимание: Вы не вошли в систему. Ваш IP-адрес будет общедоступен, если вы запишете какие-либо изменения. Если вы войдёте или создадите учётную запись, её имя будет использоваться вместо IP-адреса, наряду с другими преимуществами.

Правка может быть отменена. Пожалуйста, просмотрите сравнение версий ниже, чтобы убедиться, что это нужная вам правка, и запишите страницу ниже, чтобы отменить правку.

Текущая версия Ваш текст
Строка 5: Строка 5:
{{Q|Ему грезилось в болезни, будто весь мир осужден в жертву какой-то страшной, неслыханной и невиданной моровой язве, идущей из глубины Азии на Европу. Все должны были погибнуть, кроме некоторых, весьма немногих, избранных. Появились какие-то новые трихины, существа микроскопические, вселявшиеся в тела людей. Но эти существа были духи, одаренные умом и волей. Люди, принявшие их в себя, становились тотчас же бесноватыми и сумасшедшими. Но никогда, никогда люди не считали себя так умными и непоколебимыми в истине, как считали зараженные. Никогда не считали непоколебимее своих приговоров, своих научных выводов, своих нравственных убеждений и верований. Целые селения, целые города и народы заражались и сумасшествовали. Все были в тревоге и не понимали друг друга, всякий думал, что в нем в одном и заключается истина, и мучился, глядя на других, бил себя в грудь, плакал и ломал себе руки. Не знали, кого и как судить, не могли согласиться, что считать злом, что добром. Не знали, кого обвинять, кого оправдывать. Люди убивали друг друга в какой-то бессмысленной злобе. Собирались друг на друга целыми армиями, но армии, уже в походе, вдруг начинали сами терзать себя, ряды расстраивались, воины бросались друг на друга, кололись и резались, кусали и ели друг друга.|«[[Преступление и наказание]]»}}
{{Q|Ему грезилось в болезни, будто весь мир осужден в жертву какой-то страшной, неслыханной и невиданной моровой язве, идущей из глубины Азии на Европу. Все должны были погибнуть, кроме некоторых, весьма немногих, избранных. Появились какие-то новые трихины, существа микроскопические, вселявшиеся в тела людей. Но эти существа были духи, одаренные умом и волей. Люди, принявшие их в себя, становились тотчас же бесноватыми и сумасшедшими. Но никогда, никогда люди не считали себя так умными и непоколебимыми в истине, как считали зараженные. Никогда не считали непоколебимее своих приговоров, своих научных выводов, своих нравственных убеждений и верований. Целые селения, целые города и народы заражались и сумасшествовали. Все были в тревоге и не понимали друг друга, всякий думал, что в нем в одном и заключается истина, и мучился, глядя на других, бил себя в грудь, плакал и ломал себе руки. Не знали, кого и как судить, не могли согласиться, что считать злом, что добром. Не знали, кого обвинять, кого оправдывать. Люди убивали друг друга в какой-то бессмысленной злобе. Собирались друг на друга целыми армиями, но армии, уже в походе, вдруг начинали сами терзать себя, ряды расстраивались, воины бросались друг на друга, кололись и резались, кусали и ели друг друга.|«[[Преступление и наказание]]»}}


== [[Цари, стрельцы и терема]] ==
=== [[Цари, стрельцы и терема]] ===


=== [[Фольклор]] ===
==== [[Фольклор]] ====
* Сказки про мертвяков, упырей, чертей, Лихо Одноглазое…
* Сказки про мертвяков, упырей, чертей, Лихо Одноглазое…


=== [[Литература]] ===
==== [[Литература]] ====
* «[http://trounin.ru/taleofantoniygalichanin Повесть о видении Антония Галичанина]» — Клайв Баркер отдыхает.
* «[http://trounin.ru/taleofantoniygalichanin Повесть о видении Антония Галичанина]» — Клайв Баркер отдыхает.
* «Повесть о бесноватой жене Соломонии».
* «Повесть о бесноватой жене Соломонии».


== Золотой век русской литературы ==
=== Золотой век русской литературы ===


=== [[Фольклор]] ===
==== [[Фольклор]] ====
* Былички и страшные сказки русского крестьянства, легенды других народов России.
* Былички и страшные сказки русского крестьянства, легенды других народов России.


=== [[Литература]] ===
==== [[Литература]] ====
[[Файл:Вий1.jpg|right|мини|Иллюстрация к повести Гоголя «Вий»]]
[[Файл:Вий1.jpg|right|мини|Иллюстрация к повести Гоголя «Вий»]]
В начале эпохи русская культура была значительно подвержена влиянию западного романтизма и [[Готика|готического]] романа, сохраняя, тем не менее, свою самобытность. В хорроре это проявилось не меньше, чем в других жанрах. Помимо готической традиции, отечественный мистический и страшный жанр ощутимо тяготеет к традиции былички и святочного рассказа.
В начале эпохи русская культура была значительно подвержена влиянию западного романтизма и [[Готика|готического]] романа, сохраняя, тем не менее, свою самобытность. В хорроре это проявилось не меньше, чем в других жанрах. Помимо готической традиции, отечественный мистический и страшный жанр ощутимо тяготеет к традиции былички и святочного рассказа.
* «Нашим всё» для поклонников хоррора стал, разумеется, '''[[Николай Васильевич Гоголь]]''' со своими «[[Сало и горилка|малоросскими]]» сборниками «Вечера на хуторе близ Диканьки» и «Миргород». Разумеется, далеко не все из этих произведений можно отнести к хоррору, а многие проходят по разделу мистической фантазии, однако четыре повести по сей день входят в мировую сокровищницу ужасов:
* «Нашим всё» для поклонников хоррора стал, разумеется, '''[[Николай Васильевич Гоголь]]''' со своими «[[Сало и горилка|малоросскими]]» сборниками «Вечера на хуторе близ Диканьки» и «Миргород». Разумеется, далеко не все из этих произведений можно отнести к хоррору, а многие проходят по разделу мистической фантазии, однако три повести по сей день входят в мировую сокровищницу ужасов:
** «Вий».
** «Вий».
** «Вечер накануне Ивана Купалы».
** «Вечер накануне Ивана Купалы».
** «Страшная месть».
** «Страшная месть».
** «Портрет».
** К этому следует добавить неоконченный рассказ «Кровавый бандурист», который должен был войти в также неоконченный исторический роман «Гетман».
** К этому следует добавить неоконченный рассказ «Кровавый бандурист», который должен был войти в также неоконченный исторический роман «Гетман».
** [[Психиатрический триллер]] «Записки сумасшедшего».
** [[Психиатрический триллер]] «Записки сумасшедшего».
Строка 34: Строка 33:
* Многие баллады '''Василия Жуковского'''. Некоторые, правда, переведены с западных языков.
* Многие баллады '''Василия Жуковского'''. Некоторые, правда, переведены с западных языков.
* '''[[Наше Всё|А. С. Пушкин]]''' в мистику тоже подавался частенько, но к хоррору ближе всего:
* '''[[Наше Всё|А. С. Пушкин]]''' в мистику тоже подавался частенько, но к хоррору ближе всего:
** Повести «Пиковая дама» и «Уединённый домик на Васильевском» (вторая в соавторстве с Владимиром Титовым).
** Пьеса «Каменный гость».
** Поэма «Утопленник».
** Поэма «Утопленник».
** Многие из «Песен западных славян» — «Видение короля», «Марко Якубович», «Вурдалак» (здесь, правда, больше [[инверсия]] в виде [[Разрядка смехом|разрядки смехом]])… К слову говоря, само слово «вурдалак» в русский язык было принесено именно Александром Сергеевичем.
** Многие из «Песен западных славян» — «Видение короля», «Марко Якубович», «Вурдалак» (здесь, правда, больше [[инверсия]] в виде [[Разрядка смехом|разрядки смехом]])… К слову говоря, само слово «вурдалак» в русский язык было принесено именно Александром Сергеевичем.
Строка 53: Строка 50:
** «Призраки».
** «Призраки».


== Серебряный век ==
=== Серебряный век ===
После революции 1905 года [[цензура]] в России порядком ослабла, сместившись в основном в политическую плоскость; таким образом, писать можно было даже то, за что в Европе сделали бы а-та-та.
После революции 1905 года [[цензура]] в России порядком ослабла, сместившись в основном в политическую плоскость; таким образом, писать можно было даже то, за что в Европе сделали бы а-та-та.


=== [[Фольклор]] ===
==== [[Фольклор]] ====
* Былички и страшные сказки русского крестьянства, легенды других народов России.
* Былички и страшные сказки русского крестьянства, легенды других народов России.


=== [[Театр]] ===
==== [[Театр]] ====
* В 1909 г. в [[Город, которого нет|Санкт-Петербурге]] открывается Театр на Литейном, в котором ставятся пьесы знаменитого [[Увидеть и умереть|парижского]] [[w:Гран-Гиньоль|Гран-Гиньоля]].
* В 1909 г. в [[Город, которого нет|Санкт-Петербурге]] открывается Театр на Литейном, в котором ставятся пьесы знаменитого [[Увидеть и умереть|парижского]] [[w:Гран-Гиньоль|Гран-Гиньоля]].


=== [[Литература]] ===
==== [[Литература]] ====
[[Файл:Красный смех2.jpg|right|мини|[[Война — это кошмар|Ну разве война не ад]]?]]
[[Файл:Красный смех2.jpg|right|мини|[[Война — это кошмар|Ну разве война не ад]]?]]
* '''Алексей Михайлович Ремизов''':
* '''Алексей Михайлович Ремизов''':
Строка 97: Строка 94:
* '''Алексей Николаевич Бежецкий (Маслов)''', сборник «Музей восковых фигур».
* '''Алексей Николаевич Бежецкий (Маслов)''', сборник «Музей восковых фигур».


=== [[Кино]] ===
==== [[Кино]] ====
Хоррор снимался очень активно — не хуже, чем на Западе.
Хоррор снимался очень активно — не хуже, чем на Западе.
* Вторая в мире экранизация «Дракулы» (первую в 1918 году выпустили венгры), снятая, как ни смешно, в солнечной Ялте в 1920-м году. Увы, не сохранившаяся, но сам факт…
* Вторая в мире экранизация «Дракулы» (первую в 1918 году выпустили венгры), снятая, как ни смешно, в солнечной Ялте в 1920-м году. Увы, не сохранившаяся, но сам факт…
Строка 106: Строка 103:
* «Портрет» (1915).
* «Портрет» (1915).
* «Загробная скиталица» (1915).
* «Загробная скиталица» (1915).
* «Пиковая дама» (1916) — считается не только лучшим дореволюционным фильмом ужасов, но и одним из лучших фильмов того периода вообще.


== [[Белая эмиграция]] ==
=== [[Белая эмиграция]] ===
* Георгий Песков [[Фальшивые усы|aka Елена Дейша]], «Злая вечность» — про странные приключения русского князя-эмигранта в Париже, где он влюбляется в [[Жуткая кукла|куклу из витрины магазина]], встречается с бородатой ведьмой-торговкой и чуть не [[Сделка с дьяволом|продаёт душу дьяволу]]… [[Глазами сумасшедшего|или это ему всё только кажется?]]
* Георгий Песков [[Фальшивые усы|aka Елена Дейша]], «Злая вечность» — про странные приключения русского князя-эмигранта в Париже, где он влюбляется в [[Жуткая кукла|куклу из витрины магазина]], встречается с бородатой ведьмой-торговкой и чуть не [[Сделка с дьяволом|продаёт душу дьяволу]]… [[Глазами сумасшедшего|или это ему всё только кажется?]]
* Александра Свида, детективная дилогия «За закрытыми ставнями» и «Паника в Борках», опубликованная в Риге в 1931. В детективе повествуется об агенте уголовного сыска Зенине, который расследует серию убийств в подмосковном посёлке и связанные с ними слухи о вампирах и оборотнях, и впоследствии, уже после эмиграции, продолжает расследование в Париже. По факту получился [[Пинкертоновщина|скорее детектив]], поскольку [[План Стэплтона|мистика ненастоящая]]. Что характерно, в романе фигурирует кружок московских оккультистов, возглавляемый приват-доцентом '''[[Нет, не тот|Сталиным]]'''.
* Александра Свида, детективная дилогия «За закрытыми ставнями» и «Паника в Борках», опубликованная в Риге в 1931. В детективе повествуется об агенте уголовного сыска Зенине, который расследует серию убийств в подмосковном посёлке и связанные с ними слухи о вампирах и оборотнях, и впоследствии, уже после эмиграции, продолжает расследование в Париже. По факту получился [[Пинкертоновщина|скорее детектив]], поскольку [[План Стэплтона|мистика ненастоящая]]. Что характерно, в романе фигурирует кружок московских оккультистов, возглавляемый приват-доцентом '''[[Нет, не тот|Сталиным]]'''.


== [[СССР|В СССР секса и хоррора нет]] ==
=== [[СССР|В СССР секса и хоррора нет]] ===
[[Мастер и Маргарита|Что же это у вас, чего ни хватишься, ничего нет!]] '''Спойлер''': галимая антисоветская пропаганда — всё было. Секс не афишировался, хоррор конспирировался под детектив или фантастику, так как мистике была объявлена война — долой суеверия! В [[Перестройка|Перестройку]] русский хоррор, опасливо озираясь, вылез из подпола, чтобы тут же быть придавленным обломками рухнувшего Союза.
[[Мастер и Маргарита|Что же это у вас, чего ни хватишься, ничего нет!]] '''Спойлер''': галимая антисоветская пропаганда — всё было. Секс не афишировался, хоррор конспирировался под детектив или фантастику, так как мистике была объявлена война — долой суеверия! В [[Перестройка|Перестройку]] русский хоррор, опасливо озираясь, вылез из подпола, чтобы тут же быть придавленным обломками рухнувшего Союза.


=== [[Фольклор]] ===
==== [[Фольклор]] ====
* Недосягаемость ужастиков, помноженная на исконную детскую тягу к страшному, привела к появлению обширнейшего пласта [[Пионерский фольклор|пионерского фольклора]] — страшилок, которые травили в пионерлагерях по ночам. Изначально они основывались на старом добром деревенском фольклоре — мертвецы, вампиры, вурдалаки etc. По мере поглощения городом деревни к ним добавлялись причудливые фантазии городских детей, перерабатывавших в сабж все мало-мальски пугающие сцены из классической литературы, фантастики, киносказок и мультфильмов. Некоторые, с рождения оторванные от деревенской традиции, пересказывали [[городские легенды]] ([[Ели мясо мужики…|пирожки с человечиной]], мясорубки под креслами в кинотеатрах, старухи-людоедки, [[Зловещий автомобиль|машина ССД — Смерть Советским Детям]]) либо уходили в откровенный сюр, где угрозой становились обычные [[Помидоры-убийцы|предметы]] и части тела — занавески, перчатки, глаза, ноги, руки, головы, зубы — [[Цвета зловещей радуги|всех цветов радуги]], [[Непонятно — значит страшно|непостижимые]] и [[Неизвестность пугает больше|неизвестно откуда взявшиеся]]… Подробнее об этом явлении и его разновидностях можно узнать в сборнике Эдуарда Успенского и Андрея Усачёва «[[Жуткий детский фольклор]]».
* Недосягаемость ужастиков, помноженная на исконную детскую тягу к страшному, привела к появлению обширнейшего пласта [[Пионерский фольклор|пионерского фольклора]] — страшилок, которые травили в пионерлагерях по ночам. Изначально они основывались на старом добром деревенском фольклоре — мертвецы, вампиры, вурдалаки etc. По мере поглощения городом деревни к ним добавлялись причудливые фантазии городских детей, перерабатывавших в сабж все мало-мальски пугающие сцены из классической литературы, фантастики, киносказок и мультфильмов. Некоторые, с рождения оторванные от деревенской традиции, пересказывали [[городские легенды]] ([[Ели мясо мужики…|пирожки с человечиной]], мясорубки под креслами в кинотеатрах, старухи-людоедки, [[Зловещий автомобиль|машина ССД — Смерть Советским Детям]]) либо уходили в откровенный сюр, где угрозой становились обычные [[Помидоры-убийцы|предметы]] и части тела — занавески, перчатки, глаза, ноги, руки, головы, зубы — [[Цвета зловещей радуги|всех цветов радуги]], [[Непонятно — значит страшно|непостижимые]] и [[Неизвестность пугает больше|неизвестно откуда взявшиеся]]… Подробнее об этом явлении и его разновидностях можно узнать в сборнике Эдуарда Успенского и Андрея Усачёва «[[Жуткий детский фольклор]]».
* Среди детей и взрослых ходят жуткие байки о маньяках и бандитах, обильно приукрашенные вымыслом, так как реальные преступления в СМИ либо замалчивались, либо подробно не афишировались, а за неимением объективной информации [[У страха глаза велики|воображение пускалось вразнос]].
* Среди детей и взрослых ходят жуткие байки о маньяках и бандитах, обильно приукрашенные вымыслом, так как реальные преступления в СМИ либо замалчивались, либо подробно не афишировались, а за неимением объективной информации [[У страха глаза велики|воображение пускалось вразнос]].


=== [[Театр]] ===
==== [[Театр]] ====
* '''Анатолий Луначарский''', «Медвежья свадьба» — по мотивам новеллы Проспера Мериме «Локис».
* '''Анатолий Луначарский''', «Медвежья свадьба» — по мотивам новеллы Проспера Мериме «Локис».


=== [[Литература]] ===
==== [[Литература]] ====
* '''[[Гринландия|Александр Грин]]''' 
* '''[[Гринландия|Александр Грин]]''' 
** «Крысолов».
** «Крысолов».
Строка 146: Строка 142:
* '''Владимир Короткевич''', «[[Дзікае паляванне караля Стаха|Дикая охота короля Стаха]]».
* '''Владимир Короткевич''', «[[Дзікае паляванне караля Стаха|Дикая охота короля Стаха]]».


=== [[Кино]] ===
==== [[Кино]] ====
[[Файл:ВийПостер.jpg|thumb|right|]]
[[Файл:ВийПостер.jpg|thumb|right|]]
* «Медвежья свадьба» (1925) — немой фильм по мотивам пьесы Луначарского. Доступен в сети. Удостоился язвительных комментариев от Ильфа и Петрова. А также Маяковского:
* «Медвежья свадьба» (1925) — немой фильм по мотивам пьесы Луначарского. Доступен в сети. Удостоился язвительных комментариев от Ильфа и Петрова. А также Маяковского:
Строка 160: Строка 156:
* «День гнева» — экранизация рассказа Севера Гансовского.
* «День гнева» — экранизация рассказа Севера Гансовского.


=== [[Мультфильм]]ы ===
==== [[Мультфильмы]] ====
* «Большой Тылль» — самый кровавый советский мультфильм. Если какого нибудь Халифа-Аиста детям смотреть ещё можно, то это [[определённо не для детей]].
* «Большой Тылль»
* «Полигон» по рассказу вышеупомянутого Севера Гансовского


== [[Перестройка]] ==
=== [[Перестройка]] ===


=== [[Литература]] ===
==== [[Литература]] ====
* '''Андрей Саломатов''' — вся безнадёга поздних 1980-х — самого начала 1990-х:
* '''Андрей Саломатов''' — вся безнадёга поздних 1980-х — самого начала 1990-х:
** «Кузнечик».
** «Кузнечик».
Строка 183: Строка 178:
* '''Юрий Коваль''', рассказ «Ножевик».
* '''Юрий Коваль''', рассказ «Ножевик».


=== [[Кино]] ===
==== [[Кино]] ====
* «Странная история доктора Джекила и мистера Хайда» (1985) по мотивам повести [[Роберт Льюис Стивенсон|Р. Л. Стивенсона]].
* «Странная история доктора Джекила и мистера Хайда» (1985) по мотивам повести [[Роберт Льюис Стивенсон|Р. Л. Стивенсона]].
* Две экранизации «Вельда» [[Брэдбери|Рэя Брэдбери]], вышедшие почти одновременно в 1987 году:
* Две экранизации «Вельда» [[Брэдбери|Рэя Брэдбери]], вышедшие почти одновременно в 1987 году:
Строка 203: Строка 198:
* «[[Дина (фильм, 1991)|Дина]]» (1991).
* «[[Дина (фильм, 1991)|Дина]]» (1991).


=== [[Мультфильм]]ы ===
==== [[Мультфильмы]] ====
* Мультэкранизация гоголевской «Страшной мести» (Киевнаучфильм, 1988). Добавили сюрреализма, убрали [[бафос]] оригинального текста.
* Мультэкранизация гоголевской «Страшной мести» (Киевнаучфильм, 1988). Добавили сюрреализма, убрали [[бафос]] оригинального текста.
* «Ветер» (Арменфильм, 1988). [[Экзистенциальный ужас]] на [[Вывих мозга|мозголомном]] стратегическом объекте. Роберт Саакянц превзошёл сам себя.
* «Ветер» (Арменфильм, 1988). [[Экзистенциальный ужас]] на [[Вывих мозга|мозголомном]] стратегическом объекте. Роберт Саакянц превзошёл сам себя.
* «Страсти-мордасти» (1991) — лютый мульт-альманах из трёх историй общей продолжительностью около десяти минут. В первой кусок мяса пытается спастись от мясорубки, куда его пытаются запихнуть [[Живая часть тела|отрезанные руки]], во второй неожиданный гость появляется в логове [[монстр]]ов-[[людоед]]ов, в третьей Колобок катится по лесу, пожирая встреченных им оголодавших животных. По многочисленым просьбам советских зрителей (Союз распался — [[Унылый совок|менталитет остался]]) мульт был изъят из эфира, но недавно, к счастью, был вытащен из украинских архивов и стал вновь доступен, теперь уже на торрентах.
* «Страсти-мордасти» (1991) — лютый мульт-альманах из трёх историй общей продолжительностью около десяти минут. В первой кусок мяса пытается спастись от мясорубки, куда его пытаются запихнуть [[Живая часть тела|отрезанные руки]], во второй неожиданный гость появляется в логове [[монстр]]ов-[[людоед]]ов, в третьей Колобок катится по лесу, пожирая встреченных им оголодавших животных. По многочисленым просьбам советских зрителей (Союз распался — [[Унылый совок|менталитет остался]]) мульт был изъят из эфира, но недавно, к счастью, был вытащен из украинских архивов и стал вновь доступен, теперь уже на торрентах.


== [[Бесславные 90-е]] с переходом в [[Сытые нулевые]] ==
=== [[Бесславные 90-е]] с переходом в [[Сытые нулевые]] ===


=== [[Фольклор]] ===
==== [[Фольклор]] ====
* Пионеров уже нет, но фольклор остался.
* Пионеров уже нет, но фольклор остался.
* Некоторые газетные утки, порождённые расплодившейся [[Навозная пресса|жёлтой прессой]], а также псевдоисторические исследования и разоблачения надёжно вошли в фольклор.
* Некоторые газетные утки, порождённые расплодившейся [[Навозная пресса|жёлтой прессой]], а также псевдоисторические исследования и разоблачения надёжно вошли в фольклор.


=== [[Литература]] ===
==== [[Литература]] ====
Основной проблемой получивших практически полную свободу творчества авторов стало практически полное отсутствие опыта и понимания, что такое хоррор. В результате многие из них скатывались в:
Основной проблемой получивших практически полную свободу творчества авторов стало практически полное отсутствие опыта и понимания, что такое хоррор. В результате многие из них скатывались в:
* Более привычные им социальную фантастику и [[городское фэнтези]].
* Более привычные им социальную фантастику и [[городское фэнтези]].
Строка 282: Строка 277:
* А ещё была серия, называвшаяся «Страшные истории для девочек и мальчиков», хотя описываемые там истории [[Детям это смотреть нельзя!|могли вызвать приступ дурноты и у взрослого]] — с подробными описаниями зверств бандитов, чернухой, пытками, людоедством и т. д. В книге «Ужасная история», начинавшейся со сцены изуверского убийства [[Домашний тиран|озверевшим хуторянином]] своих родных (выбил жене глаз и зарезал её, отрубил голову маленькому сыну и задушил падчерицу, называя её потаскухой) стояла маркировка: «Для младшего (!!!) школьного возраста».
* А ещё была серия, называвшаяся «Страшные истории для девочек и мальчиков», хотя описываемые там истории [[Детям это смотреть нельзя!|могли вызвать приступ дурноты и у взрослого]] — с подробными описаниями зверств бандитов, чернухой, пытками, людоедством и т. д. В книге «Ужасная история», начинавшейся со сцены изуверского убийства [[Домашний тиран|озверевшим хуторянином]] своих родных (выбил жене глаз и зарезал её, отрубил голову маленькому сыну и задушил падчерицу, называя её потаскухой) стояла маркировка: «Для младшего (!!!) школьного возраста».


=== [[Кино]] ===
==== [[Кино]] ====
[[Файл:Прикосновение-5.jpg|right|мини|Жизнь прекрасна и удивительна]]
[[Файл:Прикосновение-5.jpg|right|мини|Жизнь прекрасна и удивительна]]
* Белорусский короткометражный ужастик «Кешка и Фреди» (с одним «д», да) 1992 года — пародия на «Кошмар на улице Вязов». Форматом и ГГ-школьником, а также очень странной (возможно, пародийной) моралью, выносимой оным, подозрительно напоминает типичную серию «Ералаша» — собственно, в «Ералаше» есть эпизод «Чужой», где по душу мальчишки также является Фредди Крюгер, которому пацан навешивает люлей, после чего оказывается, что он отдубасил вернувшегося с работы отца. Самый же трэш заключается в [[Спецдефекты|спецдефектах]].
* Белорусский короткометражный ужастик «Кешка и Фреди» (с одним «д», да) 1992 года — пародия на «Кошмар на улице Вязов». Форматом и ГГ-школьником, а также очень странной (возможно, пародийной) моралью, выносимой оным, подозрительно напоминает типичную серию «Ералаша» — собственно, в «Ералаше» есть эпизод «Чужой», где по душу мальчишки также является Фредди Крюгер, которому пацан навешивает люлей, после чего оказывается, что он отдубасил вернувшегося с работы отца. Самый же трэш заключается в [[Спецдефекты|спецдефектах]].
Строка 315: Строка 310:
* Балабанов решил выделиться, его хоррор не мистический, а реалистичный. «Груз-200» не содержит мистики, однако зрители отмечают его криповость.
* Балабанов решил выделиться, его хоррор не мистический, а реалистичный. «Груз-200» не содержит мистики, однако зрители отмечают его криповость.
* Фильмы [[Типа я Тарковский|самопровозглашённого гения]] '''Павла Руминова''':
* Фильмы [[Типа я Тарковский|самопровозглашённого гения]] '''Павла Руминова''':
** «Мёртвые дрочеры»… э-э… «Мёртвые дочери». А лучше было бы назвать «Сука, перестань трясти камерой, а то нас стошнит!». Бездарное подражание J-хоррорам вроде «Звонка» и «Проклятия». В фильме есть ровно одна пугающая сцена - первые 5 секунд. Дальше - скучная хрень и тягомотина.
** «Мёртвые дрочеры»… э-э… «Мёртвые дочери». А лучше было бы назвать «Сука, перестань трясти камерой, а то нас стошнит!». Бездарное подражание J-хоррорам вроде «Звонка» и «Проклятия».
** Уже в следующее десятилетие выпустил чуть менее безблагодатный [[слэшер]] «Дизлайк». Тот случай, когда судить фильм можно и по названию.
** Уже в следующее десятилетие выпустил чуть менее безблагодатный [[слэшер]] «Дизлайк». Тот случай, когда судить фильм можно и по названию.
* [[Слэшер]] по мотивам пионерских страшилок «ССД». Посреди фильма создатели внезапно осознали, что историю про маньяка не вытягивают… и быстренько присобачили концовку про Одержимость Ужаснейшим Демоном Из Самых Глубин Уж0сающего АДА!!!
* [[Слэшер]] по мотивам пионерских страшилок «ССД». Посреди фильма создатели внезапно осознали, что историю про маньяка не вытягивают… и быстренько присобачили концовку про Одержимость Ужаснейшим Демоном Из Самых Глубин Уж0сающего АДА!!!
* «Юленька» (2009) — не самый плохой фильм про [[Жуткие детишки|девочку-убийцу]]. Музыку к фильму сочинил маэстро Аркадий Укупник, что в год выхода стало причиной насмешек. Очень зря, кстати: саундтрек на удивление хорош. Да и сама история (если не знать спойлеров) способна держать в напряжении до самого конца...
* «Юленька» (2009) — не самый плохой фильм про [[Жуткие детишки|девочку-убийцу]]. Музыку к фильму сочинил маэстро Аркадий Укупник, что в год выхода стало причиной насмешек. Очень зря, кстати: саундтрек на удивление хорош.
* «Фобос: Клуб страха» (2010) - сильно посредственный фильм, в который намешали все сразу по принципу "натащим всякого плагиата из кучи западных фильмов - авось хоть что-то будет пугать". Не получилось. Зато фильм был обстебан БэдКомедианом - за что, собственно, и известен сейчас. Ведь (как это нередко бывает) обзор от Бэда посмотрела куда больше народу, чем сам фильм.
* «Фобос: Клуб страха» (2010).


=== [[Телесериалы]] ===
==== [[Телесериалы]] ====
* «Посредник» 1990 года по мотивам повести Александра Мирера «[[Дом скитальцев|Главный полдень]]». Здесь красивая местность... Неплохой триллер для своего времени, но - ужасы??? Где???
* «Посредник» 1990 года по мотивам повести Александра Мирера «[[Дом скитальцев|Главный полдень]]». Здесь красивая местность.
* «По ту сторону волков» по мотивам повести Алексея Биргера с Балуевым, Галкиным и Гафтом. И, знаете ли, весьма неплохо.
* «По ту сторону волков» по мотивам повести Алексея Биргера с Балуевым, Галкиным и Гафтом. И, знаете ли, весьма неплохо.
* «Полнолуние» (2004) — вторая экранизация романа Сергея Белошникова, поставленная на этот раз им самим. В этот раз денег на компьютерного оборотня хватило… [[Спецдефекты|лучше бы не хватало]].
* «Полнолуние» (2004) — вторая экранизация романа Сергея Белошникова, поставленная на этот раз им самим. В этот раз денег на компьютерного оборотня хватило… [[Спецдефекты|лучше бы не хватало]].
* «Вепрь» (2007) по мотивам романа Олега Егорова. Унылая тягомотина (как вариант — фантастический детектив) с редкими появлениями [[Свинья-страшилка|компьютерного кабанчика]] (который способен злодействовать в сцене, при этом не попадая в кадр) и кrовавыми чекистами. А ведь тот же Дмитрий Светозаров снял отличных «Псов».
* «Вепрь» (2007) по мотивам романа Олега Егорова. Унылая тягомотина (как вариант — фантастический детектив) с редкими появлениями [[Свинья-страшилка|компьютерного кабанчика]] (который способен злодействовать в сцене, при этом не попадая в кадр) и кrовавыми чекистами. А ведь тот же Дмитрий Светозаров снял отличных «Псов».


=== [[Мультфильм]]ы ===
==== [[Мультфильмы]] ====
* «Клиника» (1993) — [[Вынос мозга|мозговыносящая]] мульт-экранизация знаменитой [[Вий|повести]] [[Гоголь|Гоголя]]. «Приведите Рентгенолога!»
* «Клиника» (1993) — [[Вынос мозга|мозговыносящая]] мульт-экранизация знаменитой [[Вий|повести]] [[Гоголь|Гоголя]]. «Приведите Рентгенолога!»
* «День рождения Юлии» (1994) по сценарию [[Валерий Роньшин|Валерия Роньшина]], который он впоследствии переработал в одноимённый рассказ.
* «День рождения Юлии» (1994) по сценарию [[Валерий Роньшин|Валерия Роньшина]], который он впоследствии переработал в одноимённый рассказ.


=== [[Комиксы]] ===
==== [[Комиксы]] ====
* Полупародийно-бафосный вариант — некоторые комиксы в журнале «Муха» 1990-х, например «Портрет» Вадима Рубцова, в котором ещё и обыгрываются и передразниваются классические американские киноужастики 1980-х (и [[камео]] Фредди Крюгера и Джейсона Вурхиса налицо — эти деятели появляются среди гостей тёмного шабаша).
* Полупародийно-бафосный вариант — некоторые комиксы в журнале «Муха» 1990-х, например «Портрет» Вадима Рубцова, в котором ещё и обыгрываются и передразниваются классические американские киноужастики 1980-х (и [[камео]] Фредди Крюгера и Джейсона Вурхиса налицо — эти деятели появляются среди гостей тёмного шабаша).
* В той же «Мухе» — комикс Сергея Логунова «Роковые яйца» по мотивам одноимённой повести Булгакова. Вот тут-то Рокк и поседел…
* В той же «Мухе» — комикс Сергея Логунова «Роковые яйца» по мотивам одноимённой повести Булгакова. Вот тут-то Рокк и поседел…


=== [[Видеоигры]] ===
==== [[Видеоигры]] ====
* «[[ГЭГ: Отвязное приключение]]» — стильная пародия на многочисленные западные триллеры про [[мраккультист]]ов.
* «[[ГЭГ: Отвязное приключение]]» — стильная пародия на многочисленные западные триллеры про [[мраккультист]]ов.
* «[[Страшилки: Шестое чувство]]» — детективный триллер с элементами хоррора.
* «[[Страшилки: Шестое чувство]]» — детективный триллер с элементами хоррора.
Строка 346: Строка 341:
* Оргазм Нострадамуса посередь поисков алкогольной экзистенциальной свободы нет-нет, да и тыкнет слушателя носом в хоррор. «Званый ужин», «Ночью в комнатушке», развесёлая «Спроси у мёртвого здоровья» — много их.
* Оргазм Нострадамуса посередь поисков алкогольной экзистенциальной свободы нет-нет, да и тыкнет слушателя носом в хоррор. «Званый ужин», «Ночью в комнатушке», развесёлая «Спроси у мёртвого здоровья» — много их.


== [[Эпоха айфона и мемов]] / [[Ковидная эпоха]]: Тёмная волна и другие ==
=== [[Эпоха айфона и мемов]] / [[Ковидная эпоха]]: Тёмная волна и другие ===
[[Файл:ССК-2021.jpg|right|мини|За козла ответишь!]]
[[Файл:ССК-2021.jpg|right|мини|За козла ответишь!]]
В первой половине 2010-х ситуация с хоррором в России была весьма плачевной — причём даже с зарубежным. Во многом причиной тому стало специфическое развитие жанра на Западе — многие зарубежные авторы давно заигрывают с мейнстримом, нарушая чистоту жанра не меньше, чем это делали русскоязычные авторы, а издатели, не имевшие к ужасам какого-либо интереса, кроме коммерческого, ориентировались на полученные литературные премии и откровенно рекламные отзывы в прессе. В результате сборники-лауреаты, доверху набитые псевдохоррорной тягомотиной, пылились на полках, а издатели укреплялись во мнении, что в нашей стране ужасы никому не нужны. Кроме Стивена Кинга, сравнение с которым упорно лепили на обложку почти любого автора, пишущего ужасы и триллеры, что предсказуемо отпугивало публику — зачем читать «нового русского/французского/немецкого/итальянского Стивена Кинга», когда есть старый американский? В то голодное время вампиры, оборотни и демоны встречались только под обложками бесчисленных лавбургеров и девочковой мистики, заполонившей книжный рынок на волне успеха «[[Сумерки|Сумерек]]». «Варго-серия» постепенно вырождалась, полнясь наряду с неплохими произведениями откровенным трэшем. Вдобавок издатели в лучших традициях лихих 1990-х откровенно дурили читателей, публикуя старые произведения под новыми названиями и с новыми обложками, однако лох в читательской среде проявил тенденцию к вымиранию, что губительно сказалось на тиражах и репутации серии.
В первой половине 2010-х ситуация с хоррором в России была весьма плачевной — причём даже с зарубежным. Во многом причиной тому стало специфическое развитие жанра на Западе — многие зарубежные авторы давно заигрывают с мейнстримом, нарушая чистоту жанра не меньше, чем это делали русскоязычные авторы, а издатели, не имевшие к ужасам какого-либо интереса, кроме коммерческого, ориентировались на полученные литературные премии и откровенно рекламные отзывы в прессе. В результате сборники-лауреаты, доверху набитые псевдохоррорной тягомотиной, пылились на полках, а издатели укреплялись во мнении, что в нашей стране ужасы никому не нужны. Кроме Стивена Кинга, сравнение с которым упорно лепили на обложку почти любого автора, пишущего ужасы и триллеры, что предсказуемо отпугивало публику — зачем читать «нового русского/французского/немецкого/итальянского Стивена Кинга», когда есть старый американский? В то голодное время вампиры, оборотни и демоны встречались только под обложками бесчисленных лавбургеров и девочковой мистики, заполонившей книжный рынок на волне успеха «[[Сумерки|Сумерек]]». «Варго-серия» постепенно вырождалась, полнясь наряду с неплохими произведениями откровенным трэшем. Вдобавок издатели в лучших традициях лихих 1990-х откровенно дурили читателей, публикуя старые произведения под новыми названиями и с новыми обложками, однако лох в читательской среде проявил тенденцию к вымиранию, что губительно сказалось на тиражах и репутации серии.
Строка 394: Строка 389:
Тем временем в кино всё далеко не так радужно. Фильмы стали намного совершеннее технически, однако актёрская игра и сценарии в большинстве своём по-прежнему оставляют желать лучшего. Некоторые картины имели определённый кассовый успех, некоторые добрали своё в зарубежном прокате (в основном в Латинской Америке), но в отечественных кинотеатрах большинство не окупилось. В 2017 вышел «[[Последний богатырь]]», который не был ужастиком, но доказал прибыльность славянского фольклора — и в 2020 вышло несколько сериалов, так или иначе использущие фольклорные мотивы и страх. С 2020-х дела у сериальных ужасов идут в гору, а полные метры собирают на Кинопоиске больше рейтинга, чем в прошлом и позапрошлом десятилетии.
Тем временем в кино всё далеко не так радужно. Фильмы стали намного совершеннее технически, однако актёрская игра и сценарии в большинстве своём по-прежнему оставляют желать лучшего. Некоторые картины имели определённый кассовый успех, некоторые добрали своё в зарубежном прокате (в основном в Латинской Америке), но в отечественных кинотеатрах большинство не окупилось. В 2017 вышел «[[Последний богатырь]]», который не был ужастиком, но доказал прибыльность славянского фольклора — и в 2020 вышло несколько сериалов, так или иначе использущие фольклорные мотивы и страх. С 2020-х дела у сериальных ужасов идут в гору, а полные метры собирают на Кинопоиске больше рейтинга, чем в прошлом и позапрошлом десятилетии.


=== [[Фольклор]] ===
==== [[Фольклор]] ====
* С развитием интернета и социальных сетей страшилки перекочевали туда — современная [[Creepypasta|крипипаста]] пользуется неизменным успехом не только у детей, но и у подростков, и даже у взрослых.
* С развитием интернета и социальных сетей страшилки перекочевали туда — современная [[Creepypasta|крипипаста]] пользуется неизменным успехом не только у детей, но и у подростков, и даже у взрослых.


=== [[Литература]] ===
==== [[Литература]] ====


==== Тёмная волна ====
===== Тёмная волна =====
* Серия «'''Самая Страшная Книга'''»:
* Серия «'''Самая Страшная Книга'''»:
** Ежегодники (ССК-2014 — ССК-2024 и т. д.)
** Ежегодники (ССК-2014 — ССК-2020 и т. д.)
** Тематические сборники — «Хеллоуин», «13 маньяков», «13 ведьм», «13 монстров», «13 привидений», «Страшная общага», «Колдовство»…
** Тематические сборники — «Хеллоуин», «13 маньяков», «13 ведьм», «13 монстров», «13 привидений», «Страшная общага», «Колдовство»…
** Авторские сборники — «Запах» Владислава Женевского, «Зона ужаса» М. С. Парфёнова, «Чёртовы пальцы» Дмитрия Тихонова, «Призраки» Максима Кабира, «Ночной взгляд» Дарьи Бобылёвой.
** Авторские сборники — «Запах» Владислава Женевского, «Зона ужаса» М. С. Парфёнова, «Чёртовы пальцы» Дмитрия Тихонова, «Призраки» Максима Кабира, «Ночной взгляд» Дарьи Бобылёвой.
Строка 410: Строка 405:
* Серия «'''Тёмная сторона'''» Марии Артемьевой.
* Серия «'''Тёмная сторона'''» Марии Артемьевой.


==== Другие авторы ====
===== Другие авторы =====
* '''Марина и Сергей Дяченко''', повесть «Электрик».
* '''Марина и Сергей Дяченко''', повесть «Электрик».
* '''Константин Образцов''', трилогия «Красные цепи». Отличная вещь.
* '''Константин Образцов''', трилогия «Красные цепи». Отличная вещь.
Строка 434: Строка 429:
* '''[[Александр Пелевин]]''', «[[Покров-17]]»
* '''[[Александр Пелевин]]''', «[[Покров-17]]»


==== Сетевая литература ====
===== Сетевая литература =====
* '''Олег Новгородов''' с его циклом «Опольцевских рассказов» — о потусторонних ужасах [[Пацаны с раёна|полукриминального]] района на окраине Москвы. Визитной карточкой цикла является маньяк по прозвищу Мясорубщик с [[Мраккультист|тёмным]] и таинственным прошлым, находящий новых жертв посредством снов.
* '''Олег Новгородов''' с его циклом «Опольцевских рассказов» — о потусторонних ужасах [[Пацаны с раёна|полукриминального]] района на окраине Москвы. Визитной карточкой цикла является маньяк по прозвищу Мясорубщик с [[Мраккультист|тёмным]] и таинственным прошлым, находящий новых жертв посредством снов.
* '''Александр Леонидов''', «[https://denliteraturi.ru/article/4883 Стая]». Эта часть серии<ref>На момент написания правки серия была трилогией, к выходу готовится четвёртая книга о наших днях</ref> об академике Совенко посвящена лихим 90-м и нашествию бесов. В прямом смысле.
* '''Александр Леонидов''', «[https://denliteraturi.ru/article/4883 Стая]». Эта часть серии<ref>На момент написания правки серия была трилогией, к выходу готовится четвёртая книга о наших днях</ref> об академике Совенко посвящена лихим 90-м и нашествию бесов. В прямом смысле.
* Ещё один яркий автор — '''Евгений Васин'''. Из его произведений можно отметить фантасмагорию «Чудовища», переосмысление сказки про Колобка под названием «Колобоморок», «Колыбельную для Юджина» (ещё одну фантасмагорию в антураже [[La Belle Époque|Западной Европы конца 19 — начала 20 века]]), «Уездный трип» про психоделическую альтернативную версию Российской Империи, и «Полдень» и «Забудь» в жанре [[Постсоветская хтонь|постсоветской хтони]].
* Ещё один яркий автор — '''Евгений Васин'''. Из его произведений можно отметить фантасмагорию «Чудовища», переосмысление сказки про Колобка под названием «Колобоморок», «Колыбельную для Юджина» (ещё одну фантасмагорию в антураже [[La Belle Époque|Западной Европы конца 19 — начала 20 века]]), «Уездный трип» про психоделическую альтернативную версию Российской Империи, и «Полдень» и «Забудь» в жанре [[Постсоветская хтонь|постсоветской хтони]].


=== [[Кино]] ===
==== [[Кино]] ====
* Фильмы про зомби:
* Фильмы про зомби:
** «Метелица: Зима мертвецов» (2012).
** «Метелица: Зима мертвецов» (2012).
Строка 489: Строка 484:
* «Ледяной демон» (2021).
* «Ледяной демон» (2021).


=== [[Телесериалы]] ===
==== [[Телесериалы]] ====
* «[[Гоголь (сериал)|Гоголь]]» (телеверсия), включая два эпизода, не шедшие в кинотеатрах.
* «[[Гоголь (сериал)|Гоголь]]» (телеверсия), включая два эпизода, не шедшие в кинотеатрах.
* «[[Кровавая барыня]]» — [[Основано на реальных событиях|история]] [[Маньячка|Салтычихи]].
* «[[Кровавая барыня]]» — [[Основано на реальных событиях|история]] [[Маньячка|Салтычихи]].
Строка 498: Строка 493:
* «Топи».
* «Топи».


=== [[Комиксы]] ===
==== [[Комиксы]] ====
* '''Аскольд Акишин''', «Пионерская правда. Horror».
* '''Аскольд Акишин''', «Пионерская правда. Horror».


=== [[Видеоигры]] ===
==== [[Видеоигры]] ====
* «[[Зайчик]]» — нашумевшая визуальная новелла по мотивам рассказа Дмитрия Мордаса из сборника «ССК: Лучшее». Классический пример тропа «[[затмить адаптацией]]», хотя сам первоисточник безусловно великолепен и к прочтению всячески рекомендуется.
* «[[Зайчик]]» — нашумевшая визуальная новелла по мотивам рассказа Дмитрия Мордаса из сборника «ССК: Лучшее». Классический пример тропа «[[затмить адаптацией]]», хотя сам первоисточник безусловно великолепен и к прочтению всячески рекомендуется.


=== [[Музыка]] ===
==== [[Музыка]] ====
* [[Аффинаж]], альбом «Мимо. Ранен. Убит» — криминальная мистерия происходящая в нулевые. Их же «Кошечки», «Серьги» и другие. Группа любит хоррор.
* [[Аффинаж]], альбом «Мимо. Ранен. Убит» — криминальная мистерия происходящая в нулевые. Их же «Кошечки», «Серьги» и другие. Группа любит хоррор.


Пожалуйста, учтите, что любой ваш вклад в проект «Posmotreli» может быть отредактирован или удалён другими участниками. Если вы не хотите, чтобы кто-либо изменял ваши тексты, не помещайте их сюда.
Вы также подтверждаете, что являетесь автором вносимых дополнений, или скопировали их из источника, допускающего свободное распространение и изменение своего содержимого (см. Posmotreli:Авторские права). НЕ РАЗМЕЩАЙТЕ БЕЗ РАЗРЕШЕНИЯ ОХРАНЯЕМЫЕ АВТОРСКИМ ПРАВОМ МАТЕРИАЛЫ!