Редактирование: Справочник автора/ВС СССР

Справочник автора/ВС СССР
Перейти к навигации Перейти к поиску

Внимание: Вы не вошли в систему. Ваш IP-адрес будет общедоступен, если вы запишете какие-либо изменения. Если вы войдёте или создадите учётную запись, её имя будет использоваться вместо IP-адреса, наряду с другими преимуществами.

Правка может быть отменена. Пожалуйста, просмотрите сравнение версий ниже, чтобы убедиться, что это нужная вам правка, и запишите страницу ниже, чтобы отменить правку.

Текущая версия Ваш текст
Строка 1: Строка 1:
{{DISPLAYTITLE:Вооружённые силы СССР}}
Армия СССР — сильнейшая армия XX века.
Армия СССР — сильнейшая армия XX века.


Строка 25: Строка 24:


* Воинское '''звание''' — с 1935 года. До этого — воинская '''категория'''.
* Воинское '''звание''' — с 1935 года. До этого — воинская '''категория'''.
** При этом в 1935 году звания сменили категории, но некоторые назывались по-прежнему нестандартно — комбриг, а не бригадный генерал, комдив, а не генерал-майор, Флагман 2-го ранга, а не контр-адмирал, и т. п.
* '''Генерал''' — с 1940 года. До этого — '''командир''' высшего командующего состава.
* '''Генерал''' — с 1940 года. До этого — '''командир''' высшего командующего состава. Одновременно звания заменяются на стандартные офицерские. Но офицеров продолжают именовать командирами.
* '''Погоны''' — с 1943 года. До этого — нарукавные нашивки и петлицы. Одновременно с этим было официально возвращено именование командиров '''офицер'''ами.
* '''Погоны''' — с 1943 года. До этого — нарукавные нашивки и петлицы. Одновременно с этим было официально возвращено именование командиров '''офицер'''ами.
* '''Солдат''' — с 1946 года. До этого — красноармеец, боец или воин Красной Армии.
* '''Солдат''' — с 1946 года. До этого — красноармеец, боец или воин Красной Армии.
Строка 43: Строка 41:
* ТТ (Тульский Токарева) — пистолет конструкции Токарева. Пиратская (и сильно ухудшенная) копия Кольта М1911…<ref>Что интересно, заимствования никто не стеснялся: в НСД к ленд-лизовскому Кольту прямо дана отсылка к ТТ — дескать, он является '''улучшенной''' версией американского пистолета. Вообще-то, именно что нашим ответом. Заимствованы разве что схема с перекосом ствола, но она стала классикой почти сразу, как была изобретена, и клавиша спуска вместо крючка. В остальном — скорее, найдите сходство. УСМ совсем другой, плюс прогрессивно выполнен моноблоком</ref> В плюс — неплохой, очень мощный для своего калибра, патрон. Вот только опять «ублюдочный» калибр — здесь, однако, ещё и вызванный необходимостью унификации с мосинкой — на стволы от ТТ шёл брак от производства первой. В итоге, огнестрельные ранения ТТ наносил тяжелые, но цель при этом — не останавливал. Имеющая высокую энергию и малый калибр пуля просто проходила тушку врага насквозь. В 90-е — любимое оружие киллеров: дешевый и чхать он хотел на бронежилеты ниже 3 класса. Вдобавок — плоский и потому очень удобный для скрытого ношения. Обладал омерзительной особенностью: в рамках упрощения конструкции из него исключили автоматический предохранитель, выключающийся у «Кольта» при охвате рукоятки ладонью. Обычного же — и в проекте не было. В итоге, количество бойцов отстреливших себе что-то в результате неудачной попытки засунуть данный агрегат за поясной ремень оказалось чрезвычайно велико.<ref>По слухам, благодарить за это следует Буденного: командарм своими лапами-лопатами никак не мог взять М1911 так, что бы предохранитель отключился. Через раз случались осечки. Кончилось тем, что он потребовал в советской копии этот раздражающий фактор вообще убрать.</ref> Нарекания вызывала и эргономика: применение достаточно длинного патрона в сочетании с желанием конструктора обеспечить приемлемое удобство удержания рукой небольшого размера (как у самого Токарева) привело к появлению не самой удобной по форме рукоятки. ТТ военных годов выпуска часто выпускался не из оружейной стали, на которую был рассчитан, а из обычной стали, что при эксплуатации приводило к поломкам «не выдержал металл».
* ТТ (Тульский Токарева) — пистолет конструкции Токарева. Пиратская (и сильно ухудшенная) копия Кольта М1911…<ref>Что интересно, заимствования никто не стеснялся: в НСД к ленд-лизовскому Кольту прямо дана отсылка к ТТ — дескать, он является '''улучшенной''' версией американского пистолета. Вообще-то, именно что нашим ответом. Заимствованы разве что схема с перекосом ствола, но она стала классикой почти сразу, как была изобретена, и клавиша спуска вместо крючка. В остальном — скорее, найдите сходство. УСМ совсем другой, плюс прогрессивно выполнен моноблоком</ref> В плюс — неплохой, очень мощный для своего калибра, патрон. Вот только опять «ублюдочный» калибр — здесь, однако, ещё и вызванный необходимостью унификации с мосинкой — на стволы от ТТ шёл брак от производства первой. В итоге, огнестрельные ранения ТТ наносил тяжелые, но цель при этом — не останавливал. Имеющая высокую энергию и малый калибр пуля просто проходила тушку врага насквозь. В 90-е — любимое оружие киллеров: дешевый и чхать он хотел на бронежилеты ниже 3 класса. Вдобавок — плоский и потому очень удобный для скрытого ношения. Обладал омерзительной особенностью: в рамках упрощения конструкции из него исключили автоматический предохранитель, выключающийся у «Кольта» при охвате рукоятки ладонью. Обычного же — и в проекте не было. В итоге, количество бойцов отстреливших себе что-то в результате неудачной попытки засунуть данный агрегат за поясной ремень оказалось чрезвычайно велико.<ref>По слухам, благодарить за это следует Буденного: командарм своими лапами-лопатами никак не мог взять М1911 так, что бы предохранитель отключился. Через раз случались осечки. Кончилось тем, что он потребовал в советской копии этот раздражающий фактор вообще убрать.</ref> Нарекания вызывала и эргономика: применение достаточно длинного патрона в сочетании с желанием конструктора обеспечить приемлемое удобство удержания рукой небольшого размера (как у самого Токарева) привело к появлению не самой удобной по форме рукоятки. ТТ военных годов выпуска часто выпускался не из оружейной стали, на которую был рассчитан, а из обычной стали, что при эксплуатации приводило к поломкам «не выдержал металл».
** Встречается версия, что заимствование было не у Кольта 1911, а пистолета «Браунинг 1903».<ref>Вообще 1903-й год для Джона Мозеса Браунинга выдался весьма <s>''«оружейным»''</s> ''«урожайним»'': целых два пистолета ушло в производство на мощностях «Colt’s Manufacturing Company» и ещё один на мощностях «Fabrique Nationale Herstal» — так вот «Браунинг 1903» называется именно последний (и у него запирания ствола нет, в отличие от Colt Model 1903 Pocket Hammer), потому как ребята из FN использовали фамилию автора конструкции в качестве «брэнда», тогда как ребята из Colt предпочитали продвигать свою марку. До Colt M1911 Джон Браунинг действительно использовал в своих пистолетных системах кривошипы (как минимум начиная с Colt M1900), но он использовал их парами, ставя один около дульного среза, а другой около казённого среза, за счёт чего ствол опускался, не перекашиваясь. В Colt M1911 система размыкания ствола с (цельной с затвором) затворной рамой изменилась на пластину с проточкой, что позволило обеспечить небольшую часть в начале дистанции отката, на которой отпирание не начинается, а ствол при отпирании начал перекашиваться. Так вот в ТТ используется кривошип, но один, а ствол при отпирании перекашивается: то есть конструктивно есть общие элементы с Colt Model 1903 Pocket Hammer, а принцип работы отчасти сходен с Colt M1911 — но при этом ни одна из конструкций не ''«скопирована»'', так что максимум можно притянуть за уши, что ТТ можно считать ''«альтернативным ответвлением»'' развития [[w:Colt M1900|Colt M1900]] (который потом дорабатывался в виде M1902 и M1903 Pocket Hammer), причём ''«альтернативной»'' по отношению к [[Справочник автора/M1911|Colt M1911]].</ref> Действительно, некоторое внешнее сходство налицо, но конструктивное — отсутствует напрочь. Браунинг оснащён УСМ со скрытым курком и использует автоматику отката свободного затвора, ТТ — открытый курок и более сложную схему автоматики с перекосом ствола при его коротком ходе (впервые изобретена на М1911 и быстро стала самой распространенной для пистолетов).
** Встречается версия, что заимствование было не у Кольта 1911, а пистолета «Браунинг 1903».<ref>Вообще 1903-й год для Джона Мозеса Браунинга выдался весьма <s>''«оружейным»''</s> ''«урожайним»'': целых два пистолета ушло в производство на мощностях «Colt’s Manufacturing Company» и ещё один на мощностях «Fabrique Nationale Herstal» — так вот «Браунинг 1903» называется именно последний (и у него запирания ствола нет, в отличие от Colt Model 1903 Pocket Hammer), потому как ребята из FN использовали фамилию автора конструкции в качестве «брэнда», тогда как ребята из Colt предпочитали продвигать свою марку. До Colt M1911 Джон Браунинг действительно использовал в своих пистолетных системах кривошипы (как минимум начиная с Colt M1900), но он использовал их парами, ставя один около дульного среза, а другой около казённого среза, за счёт чего ствол опускался, не перекашиваясь. В Colt M1911 система размыкания ствола с (цельной с затвором) затворной рамой изменилась на пластину с проточкой, что позволило обеспечить небольшую часть в начале дистанции отката, на которой отпирание не начинается, а ствол при отпирании начал перекашиваться. Так вот в ТТ используется кривошип, но один, а ствол при отпирании перекашивается: то есть конструктивно есть общие элементы с Colt Model 1903 Pocket Hammer, а принцип работы отчасти сходен с Colt M1911 — но при этом ни одна из конструкций не ''«скопирована»'', так что максимум можно притянуть за уши, что ТТ можно считать ''«альтернативным ответвлением»'' развития [[w:Colt M1900|Colt M1900]] (который потом дорабатывался в виде M1902 и M1903 Pocket Hammer), причём ''«альтернативной»'' по отношению к [[Справочник автора/M1911|Colt M1911]].</ref> Действительно, некоторое внешнее сходство налицо, но конструктивное — отсутствует напрочь. Браунинг оснащён УСМ со скрытым курком и использует автоматику отката свободного затвора, ТТ — открытый курок и более сложную схему автоматики с перекосом ствола при его коротком ходе (впервые изобретена на М1911 и быстро стала самой распространенной для пистолетов).
** Отстрелившим себе что-то желаем запомнить, а лучше записать, что в ТТ роль предохранителя выполняет предохранительный взвод, на котором его и полагалось носить с патроном в патроннике. Даже в «Ликвидации» показано правильно: передергиваем затвор, затем, удерживая курок пальцем, нажимаем на спуск и плавно отпускаем курок до щелчка. Он останавливается, не доходя до ударника, и только тогда суем за пояс. В таком положении спуск, затвор и ход курка вперед блокированы намертво, даже падение пистолета курком на камень не может привести к выстрелу. Точнее может, но удар должен быть такой, что проломит любой предохранитель и навсегда выведет пистолет из строя. Чтобы снять с предохранителя, курок нужно оттянуть назад до упора (пальцем, не затвором, он блокирован). Автоматический же предохранитель как-то с 1920-х вообще вышел из моды, наверное, не только Буденному не нравился…
** Отстрелившим себе что-то желаем запомнить, а лучше записать, что в ТТ роль предохранителя выполняет предохранительный взвод, на котором его и полагалось носить с патроном в патроннике. Даже в «Ликвидации» показано правильно: передергиваем затвор, частично оттягиваем (до первого щелчка) и отпускаем курок, и только тогда суем за пояс. В таком положении спуск, затвор и ход курка вперед блокированы намертво, даже падение пистолета курком на камень не может привести к выстрелу. Точнее может, но удар должен быть такой, что проломит любой предохранитель и навсегда выведет пистолет из строя. Чтобы снять с предохранителя, курок нужно оттянуть назад до упора (пальцем, не затвором, он блокирован). Автоматический же предохранитель как-то с 1920-х вообще вышел из моды, наверное, не только Буденному не нравился…
*** Кстати, на ДП тоже сначала был автоматический предохранитель. На ДПМ убрали. Тоже Буденный виноват?
*** Кстати, на ДП тоже сначала был автоматический предохранитель. На ДПМ убрали. Тоже Буденный виноват?
*** Хм, значит, у Маузера легкая, но скоростная пуля компенсировала недостаток калибра гидрошоком, а у ТТ ублюдочный калибр, наносивший раны, но не останавливавший? С учётом того, что это один и тот же патрон? По большому счету, даже 7,63 у Маузера и 7,62 у ТТ были обусловлены тем, кто в какую сторону округлял, и они были взаимозаменяемы, а начальная скорость у Маузера была аж на целых 5 из 420 м/с больше, так что на это не спишешь.
*** Хм, значит, у Маузера легкая, но скоростная пуля компенсировала недостаток калибра гидрошоком, а у ТТ ублюдочный калибр, наносивший раны, но не останавливавший? С учётом того, что это был почти один и тот же патрон? По большому счету, даже 7,63 у Маузера и 7,62 у ТТ были обусловлены тем, кто в какую сторону округлял, и они были взаимозаменяемы, а начальная скорость у Маузера была аж на целых 5 м/с больше, так что на это не спишешь.
*** На стволы для ТТ шел брак от винтовки Мосина? Вы с «Наганом» не путаете? Это он в комплексе с винтовкой Мосина принимался по этой причине. И там специально подгонялись по условиям конкурса не только калибр, но и направление, частота и шаг нарезов. У ТТ они тоже под винтовку Мосина подгонялись? А запирающие кольца (которыми ствол сцепляется с затвором) кузнечной сваркой наклепывали?<ref>По идее стенка ствола у винтовки Мосина потолще будет, чем у пистолета ТТ, так что, если всё совсем плохо и других вариантов просто не осталось, наверно можно извернуться и обточить обрезок такого ствола на токарке, чтобы получить те самые кольца, а вот петлю для кривошипа в любом случае как-то приваривать придётся. Но дело тут не в этом, а в том, что унификация винтовок и пистолетов по калибру позволяет обойтись производством свёрел для каналов стволов только одного диаметра, а эти свёрла — одна из самых дорогих составляющих производства огнестрельного оружия, потому заводить отдельное производство свёрел для пистолетов — жутчайшее расточительство, по крайней мере по тем временам (а переставить ''«поношенные»'' свёрла с линии для винтовок на линию для пистолетов, поставив на линию для винтовок ''«свежие»'' — вполне вариант: к винтовочным стволам требования по точности изготовления всё же повыше, чем к пистолетным, потому, если перед инженером на заводе стоит выбор, на какой линии обновить свёрла в первую очередь, скорее всего он выберет винтовки — другое дело, что производство одних и других стволов бывало разнесено, из-за чего инженер мог перед таким выбором и не оказаться).</ref>
*** На стволы для ТТ шел брак от винтовки Мосина? Вы с «Наганом» не путаете? Это он в комплексе с винтовкой Мосина принимался по этой причине. И там специально подгонялись по условиям конкурса не только калибр, но и направление, частота и шаг нарезов. У ТТ они тоже под винтовку Мосина подгонялись? А запирающие кольца (которыми ствол сцепляется с затвором) кузнечной сваркой наклепывали?<ref>По идее стенка ствола у винтовки Мосина потолще будет, чем у пистолета ТТ, так что, если всё совсем плохо и других вариантов просто не осталось, наверно можно извернуться и обточить обрезок такого ствола на токарке, чтобы получить те самые кольца, а вот петлю для кривошипа в любом случае как-то приваривать придётся. Но дело тут не в этом, а в том, что унификация винтовок и пистолетов по калибру позволяет обойтись производством свёрел для каналов стволов только одного диаметра, а эти свёрла — одна из самых дорогих составляющих производства огнестрельного оружия, потому заводить отдельное производство свёрел для пистолетов — жутчайшее расточительство, по крайней мере по тем временам (а переставить ''«поношенные»'' свёрла с линии для винтовок на линию для пистолетов, поставив на линию для винтовок ''«свежие»'' — вполне вариант: к винтовочным стволам требования по точности изготовления всё же повыше, чем к пистолетным, потому, если перед инженером на заводе стоит выбор, на какой линии обновить свёрла в первую очередь, скорее всего он выберет винтовки — другое дело, что производство одних и других стволов бывало разнесено, из-за чего инженер мог перед таким выбором и не оказаться).</ref>
* Винтовка Мосина — наследие царизма номер один, винтовка конструкции С. И. Мосина. Удачная конструкция магазина и обойм для его наполнения была лицензирована у бельгийца Леона Нагана, поэтому в зарубежных источниках трёхлинейку именуют Mosin-Nagant. Классическая магазинная винтовка рубежа веков, мощная, тяжелая, надежная. В целом, машинка замечательная, если бы не дико неудобная рукоятка затвора (по условиям конкурса, манипуляции с винтовкой должна быть максимально приближены к винтовке Бердана, которую мосинка и заменила). Зато, в сочетании с очень мощным винтовочным патроном и неплохим качеством изготовления, в руках у умелого стрелка воистину превращалась в «косу смерти». Для снайперской версии — переделывали рукоять затвора. Снайперский вариант крайне удобен, однако напомним читателю, что изготовление искривлённых деталей крайне затруднено по сравнению с прямой рукоятью, для которой достаточно токарного станка. Напомним читателю, что мосинка не является ультимативно устойчивой к загрязнению. Попадание грязи в пространство между верхом ствольной коробки и затвором заклинивают винтовку — в интернете достаточно видео, в которых мосинку тестируют загрязнением. При этом часто в винтовке были зазоры между деталями, вызванные большими допусками.
* Винтовка Мосина — наследие царизма номер один, винтовка конструкции С. И. Мосина. Удачная конструкция магазина и обойм для его наполнения была лицензирована у бельгийца Леона Нагана, поэтому в зарубежных источниках трёхлинейку именуют Mosin-Nagant. Классическая магазинная винтовка рубежа веков, мощная, тяжелая, надежная. В целом, машинка замечательная, если бы не дико неудобная рукоятка затвора (по условиям конкурса, манипуляции с винтовкой должна быть максимально приближены к винтовке Бердана, которую мосинка и заменила). Зато, в сочетании с очень мощным винтовочным патроном и неплохим качеством изготовления, в руках у умелого стрелка воистину превращалась в «косу смерти». Для снайперской версии — переделывали рукоять затвора. Снайперский вариант крайне удобен, однако напомним читателю, что изготовление искривлённых деталей крайне затруднено по сравнению с прямой рукоятью, для которой достаточно токарного станка. Напомним читателю, что мосинка не является ультимативно устойчивой к загрязнению. Попадание грязи в пространство между верхом ствольной коробки и затвором заклинивают винтовку — в интернете достаточно видео, в которых мосинку тестируют загрязнением. При этом часто в винтовке были зазоры между деталями, вызванные большими допусками.
Строка 111: Строка 109:
* Т-26 — Один из самых массовых танков в мире (около 10 000 единиц), лицензионный «Виккерс». Впрочем, надо отдать должное советским инженерам, из «шеститонки» Виккерса они, к концу 30-х, смогли выжать максимум возможного. Аппарат «потолстел» до 8 тонн с копейками, обзавелся какой-никакой пушкой (с достаточно хорошими характеристиками осколочно-фугасного снаряда. Следует напомнить автору, что танки того времени предназначались в основном для поддержки пехоты (!), а роль борьбы с танками отводилась ПТО) и несколько увеличенной броней. Впрочем, более-менее вменяемо он смотрелся только на фоне немецких ранних машин. Да и дожило их, в более-менее исправном техническом состоянии, до боев ВОВ, не так что бы очень много.
* Т-26 — Один из самых массовых танков в мире (около 10 000 единиц), лицензионный «Виккерс». Впрочем, надо отдать должное советским инженерам, из «шеститонки» Виккерса они, к концу 30-х, смогли выжать максимум возможного. Аппарат «потолстел» до 8 тонн с копейками, обзавелся какой-никакой пушкой (с достаточно хорошими характеристиками осколочно-фугасного снаряда. Следует напомнить автору, что танки того времени предназначались в основном для поддержки пехоты (!), а роль борьбы с танками отводилась ПТО) и несколько увеличенной броней. Впрочем, более-менее вменяемо он смотрелся только на фоне немецких ранних машин. Да и дожило их, в более-менее исправном техническом состоянии, до боев ВОВ, не так что бы очень много.
* Танки серии БТ (БТ-2, БТ-5, БТ-7/7М) — колесно-гусеничные <s>автострадные™</s> танки, созданные на базе танка Кристи. Те самые «автострадные танки» пера Резуна. На самом деле, данные машины стали вынужденной мерой: на начало 20-х годов, было уже понятно, что танк — это хорошо. Вот только как его доставить до поля боя не убив крайне скромный ресурс гусениц? Танковозы — удовольствие недешевое и было бы неплохо, если бы хотя бы от железнодорожной станции, цари поля боя изволили добираться «пешком». И да, так-то, танк есть машинка автономная, но в силу низкого технологического уровня, в те времена, гусеницы жили настолько мало, что замена «пальцев» траков шла уже через пару десятков намотанных километров. Изнашивались и сами траки. Идея сделать танки «трансформерами», способными ездить вне поля боя на колесах, пришла в голову, конечно, не только Кристи. Но вот удачная реализация — таки его. СССР, с его просторами, мысль так понравилась, что вокруг БТ (с подачи Тухлачевского) был развернут целый культ. В итоге, армия получила машину, конечно, быструю. Кто бы спорил… Но с бензиновым двигателем<ref>Впрочем, тогда ВСЕ танки были с бензомоторами, дизеля кроме Т-34 имели только часть «Шерманов» (которые, впрочем, отдельная песня)</ref>, никакой броней, ужасной с точки зрения компоновки, свечной подвеской и весьма ломучую, так ещё и с хреновыми приборами наблюдения. Так и мучались пока не появилась «тридцатьчетверка». Причем, забавный факт, выросла она из проекта развития все того же БТ, так что унаследовала все ту же «свечную подвеску». Избавились от неё только на танке нового поколения — Т-44, который на войну, как это ни печально, опоздал.
* Танки серии БТ (БТ-2, БТ-5, БТ-7/7М) — колесно-гусеничные <s>автострадные™</s> танки, созданные на базе танка Кристи. Те самые «автострадные танки» пера Резуна. На самом деле, данные машины стали вынужденной мерой: на начало 20-х годов, было уже понятно, что танк — это хорошо. Вот только как его доставить до поля боя не убив крайне скромный ресурс гусениц? Танковозы — удовольствие недешевое и было бы неплохо, если бы хотя бы от железнодорожной станции, цари поля боя изволили добираться «пешком». И да, так-то, танк есть машинка автономная, но в силу низкого технологического уровня, в те времена, гусеницы жили настолько мало, что замена «пальцев» траков шла уже через пару десятков намотанных километров. Изнашивались и сами траки. Идея сделать танки «трансформерами», способными ездить вне поля боя на колесах, пришла в голову, конечно, не только Кристи. Но вот удачная реализация — таки его. СССР, с его просторами, мысль так понравилась, что вокруг БТ (с подачи Тухлачевского) был развернут целый культ. В итоге, армия получила машину, конечно, быструю. Кто бы спорил… Но с бензиновым двигателем<ref>Впрочем, тогда ВСЕ танки были с бензомоторами, дизеля кроме Т-34 имели только часть «Шерманов» (которые, впрочем, отдельная песня)</ref>, никакой броней, ужасной с точки зрения компоновки, свечной подвеской и весьма ломучую, так ещё и с хреновыми приборами наблюдения. Так и мучались пока не появилась «тридцатьчетверка». Причем, забавный факт, выросла она из проекта развития все того же БТ, так что унаследовала все ту же «свечную подвеску». Избавились от неё только на танке нового поколения — Т-44, который на войну, как это ни печально, опоздал.
* Т-28 — трехбашенный средний танк, весьма неплохая для 30-х годов машина. Перед войной был начата модернизация этих танков поднимающий уровень бронирования с противопульного до более-менее сравнимого с Т-34 (к сожалению, к лету 1941 года успели модернизировать примерно треть этих танков), расплачиваясь за это существенным падением скорости танка. Примечателен тем, что стал своего рода пиком развития многобашенной схемы (главная башня с орудием, две впереди по бокам — с пулеметами). Неплохо показал себя во время Советско-финской войны 1939-40 гг. и даже в начале Великой Отечественной, но как-то серьезно повлиять на ситуацию не смог. Версия с улучшенным бронированием до уровня сравнимого с Т-34 (Т-28Э — экранированный), очень хорошо проявила себя при обороне Ленинграда. Но увеличение веса брони настолько снизило скорость, что для наступления в конце войны танк оказался негоден по причине скорости (и невозможности модернизации — ходовая еле-еле выдерживала вес танка с экранами), потому все танки этого типа в конце войны послали недалеко — в Финляндию. Переговоры с добрыми словом и с танком прошли настолько успешно в 1945 году Финляндия объявила войну Третьему Рейху — там, где не требовались большие скорости, Т-28 оказался вполне адекватной машиной. Кстати, финны также вовсю использовали трофейные и переданные экземпляры вплоть до середины 50-х годов.
* Т-28 — трехбашенный средний танк, весьма неплохая для 30-х годов машина. Перед войной был начата модернизация этих танков поднимающий уровень бронирования с противопульного до более-менее сравнимого с Т-34 (к сожалению, к лету 1941 года успели модернизировать примерно треть этих танков), расплачиваясь за это существенным падением скорости танка. Примечателен тем, что стал своего рода пиком развития многобашенной схемы (главная башня с орудием, две впереди по бокам — с пулеметами). Неплохо показал себя во время Советско-финской войны 1939-40 гг. и даже в начале Великой Отечественной, но как-то серьезно повлиять на ситуацию не смог. Версия с улучшенным бронированием до уровня сравнимого с Т-34 (Т-28Э - экранированный), очень хорошо проявила себя при обороне Ленинграда. Но увеличение веса брони настолько снизило скорость, что для наступления в конце войны танк оказался негоден по причине скорости (и невозможности модернизации - ходовая еле-еле выдерживала вес танка с экранами), потому все танки этого типа в конце войны послали недалеко — в Финляндию. Переговоры с добрыми словом и с танком прошли настолько успешно в 1945 году Финляндия объявила войну Третьему Рейху — там, где не требовались большие скорости, Т-28 оказался вполне адекватной машиной. Кстати, финны также вовсю использовали трофейные и переданные экземпляры вплоть до середины 50-х годов.
* Т-35 — пятибашенный тяжелый танк. Ужас на колесах и пример того, как делать бронетехнику не надо. Танк размером с сарай и бронированный… Ну как сарай же, в смысле — никак. Вооружение, при этом — крайне скромное, для такой-то махины. И все это на перегруженном, технически сложном и КРАЙНЕ ломучем шасси (доходило до того, что преодолевание таких примитивных преград, как поваленные деревья вызывали перегрев двигателя). В итоге, в ходе первых месяцев ВОВ, большая часть этих танков досталась немцам попросту без боя: «бегемоты» выходили из строя на марше, вязли в грунте, застревали перед мостом и в целом воевать отказывались. В редких же боестолкновениях, легко уничтожались даже легкими танками противника, ибо броню имели, фактически, противопульную, уязвимую даже для 2 см KWK 30 разведывательных Kpfw. II (как минимум в боковой проекции и в ослабленной части лобовой). Впрочем, боев с участием Т-35 истории известно очень немного.
* Т-35 — пятибашенный тяжелый танк. Ужас на колесах и пример того, как делать бронетехнику не надо. Танк размером с сарай и бронированный… Ну как сарай же, в смысле — никак. Вооружение, при этом — крайне скромное, для такой-то махины. И все это на перегруженном, технически сложном и КРАЙНЕ ломучем шасси (доходило до того, что преодолевание таких примитивных преград, как поваленные деревья вызывали перегрев двигателя). В итоге, в ходе первых месяцев ВОВ, большая часть этих танков досталась немцам попросту без боя: «бегемоты» выходили из строя на марше, вязли в грунте, застревали перед мостом и в целом воевать отказывались. В редких же боестолкновениях, легко уничтожались даже легкими танками противника, ибо броню имели, фактически, противопульную, уязвимую даже для 2 см KWK 30 разведывательных Kpfw. II (как минимум в боковой проекции и в ослабленной части лобовой). Впрочем, боев с участием Т-35 истории известно очень немного.
** [https://youtu.be/zmefkYxpqvE| Ну судя по приведённым тут воспоминаниям танкиста не так плох был танк как снабжение тех лет.]
** [https://youtu.be/zmefkYxpqvE| Ну судя по приведённым тут воспоминаниям танкиста не так плох был танк как снабжение тех лет.]
** Как боевая единица танк был откровенно ниже среднего, однако как пропагандистская машина он работал превосходно: на военных плакатах, на парадах и даже на медали «За отвагу» Т-35 символизировал военную мощь РККА.
** Как боевая единица танк был откровенно ниже среднего, однако как пропагандистская машина он работал превосходно: на военных плакатах, на парадах и даже на медали «За отвагу» Т-35 символизировал военную мощь РККА.
* Т-34 — знаменитый средний танк, ставший основой советских танковых войск во время войны. Несмотря на культ Т-34, явился изначально крайне сырой машиной — разработан за 40 дней коллективом который руководился человеком без соответствующего опыта и образования — до этого Котов вообще был секретарём партийной ячейки КБ. Поэтому многое взято с танка БТ-ИС, вкупе с плохими приборами наблюдения. Доводка танка продолжалась аж по 43 год (и завершилась выпуском Т-34-85).
* Т-34 — знаменитый средний танк, ставший основой советских танковых войск во время войны. Несмотря на культ Т-34, явился изначально крайне сырой машиной - разработан за 40 дней коллективом который руководился человеком без соответствующего опыта и образования - до этого Котов вообще был секретарём партийной ячейки КБ. Поэтому многое взято с танка БТ-ИС, вкупе с плохими приборами наблюдения. Доводка танка продолжалась аж по 43 год (и завершилась выпуском Т-34-85).
* КВ — тяжелый танк, обладавший выдающимся для начала 1940-х годов бронированием (держал 76 мм в лоб).
* КВ — тяжелый танк, обладавший выдающимся для начала 1940-х годов бронированием (держал 76 мм в лоб).
** КВ-2 — чудо инженерной мысли, вооруженное 152-мм гаубицей М-10 (см ниже). Несмотря на грозный внешний вид имел ряд недостатков — высокий центр тяжести из-за тяжелой пушки в башне, плохой темп её поворота (напомним что операция производилась электромотором, однако если электромотор выйдет из строя, танк превратится в САУ), помимо этого — малый боезапас и низкую скорострельность. Были вершиной концепции танка на тот момент — мощное оружие для поддержки пехоты, в основном с бетонобойными снарядами, бронирование от КВ. Реально оказался не нужен из-за низкой скорострельности, скорости, надежности, или всего сразу.
** КВ-2 — чудо инженерной мысли, вооруженное 152-мм гаубицей М-10 (см ниже). Несмотря на грозный внешний вид имел ряд недостатков - высокий центр тяжести из-за тяжелой пушки в башне, плохой темп её поворота (напомним что операция производилась электромотором, однако если электромотор выйдет из строя, танк превратится в САУ), помимо этого - малый боезапас и низкую скорострельность. Были вершиной концепции танка на тот момент - мощное оружие для поддержки пехоты, в основном с бетонобойными снарядами, бронирование от КВ. Реально оказался не нужен из-за низкой скорострельности, скорости, надежности, или всего сразу.


'''Бронетехника Великой Отечественной войны'''
'''Бронетехника Великой Отечественной войны'''
* Т-60 и Т-70 — легкие танки, активно использовавшиеся в первой половине войны. Были мобилизационными, производились на заводе «ГАЗ». Существовал и танк Т-80, который был улучшенной версией Т-70, но не пошёл в серию из-за перепрофилирования завода. Стояла пушка 45 мм, броня была достаточно крепкой из-за рациональных углов наклона. Два члена экипажа.
* Т-60 и Т-70 — легкие танки, активно использовавшиеся в первой половине войны. Были мобилизационными, производились на заводе "ГАЗ". Существовал и танк Т-80, который был улучшенной версией Т-70, но не пошёл в серию из-за перепрофилирования завода. Стояла пушка 45 мм, броня была достаточно крепкой из-за рациональных углов наклона. Два члена экипажа.
* Т-34-85 — модернизированная версия Т-34 с новой башней и 85-мм пушкой.
* Т-34-85 — модернизированная версия Т-34 с новой башней и 85-мм пушкой.
* Т-44 — несмотря на некоторое внешнее сходство с Т-34, это принципиально новая машина. Было пересмотрено всё: компоновка, подвеска, силовая установка, схема бронирования. Не пошел в большую серию, стал основой для Т-54.
* Т-44 — несмотря на некоторое внешнее сходство с Т-34, это принципиально новая машина. Было пересмотрено всё: компоновка, подвеска, силовая установка, схема бронирования. Не пошел в большую серию, стал основой для Т-54.
* КВ-1С/КВ-85 — КВ с улучшенной ходовой (1С — скоростной), КВ-85 — еще и с новой башней и 85-мм пушкой. Однако, изменения привели к некоторому снижению бронирования и возникновению предложений снять танк с производства, так как с техникой Вермахта до 1943 года (и появления «тигров» на фронте) успешно справлялся и Т-34.
* КВ-1С/КВ-85 — КВ с улучшенной ходовой (1С - скоростной), КВ-85 — еще и с новой башней и 85-мм пушкой. Однако, изменения привели к некоторому снижению бронирования и возникновению предложений снять танк с производства, так как с техникой Вермахта до 1943 года (и появления "тигров" на фронте) успешно справлялся и Т-34.
* ИС-1 (ИС-85) — новый тяжелый танк, башня аналогична башне КВ-85.
* ИС-1 (ИС-85) — новый тяжелый танк, башня аналогична башне КВ-85.
* ИС-2 (ИС-122) — развитие ИС-1, новая башня со 122-мм пушкой<ref>Пушка на базе А-19 (см. ниже) была способна убить прямым попаданием любой танк и расковырять долговременную огневую точку. Вот только скорострельность была не ахти.</ref>.
* ИС-2 (ИС-122) — развитие ИС-1, новая башня со 122-мм пушкой<ref>Пушка на базе А-19 (см. ниже) была способна убить прямым попаданием любой танк и расковырять долговременную огневую точку. Вот только скорострельность была не ахти.</ref>.
Строка 136: Строка 134:
'''Послевоенная бронетехника'''
'''Послевоенная бронетехника'''
* ПТ-76 — легкий плавающий танк. Несмотря на крайне скромные ТТХ (противопульное бронирование, 76-мм орудие) заслужил большую популярность во многих воюющих странах Азии и Африки. Дело в том, что ПП-76 за счет небольшой для танка массы и способности быстро и, главное, самостоятельно преодолевать водные преграды основательно обходит полноценные танки по возможностям стратегического перемещения. А дальше срабатывает принцип «лучше плохой танк, который есть на поле боя, чем хороший, которого нет».
* ПТ-76 — легкий плавающий танк. Несмотря на крайне скромные ТТХ (противопульное бронирование, 76-мм орудие) заслужил большую популярность во многих воюющих странах Азии и Африки. Дело в том, что ПП-76 за счет небольшой для танка массы и способности быстро и, главное, самостоятельно преодолевать водные преграды основательно обходит полноценные танки по возможностям стратегического перемещения. А дальше срабатывает принцип «лучше плохой танк, который есть на поле боя, чем хороший, которого нет».
* Т-54/Т-55 — средний танк со 100-мм пушкой, созданный на замену Т-34 после второй мировой, один из самых массовых танков в мире. По сути одна и та же машина, отличия только в устойчивости к поражающим факторам ядерного взрыва (Если оригинальный Т-54 обр.1947 легко можно опознать по башне, то поздний Т-54АМ отличить от Т-55АМ можно только вплотную) Существует укреплённая версия Т-55М (1983 г.) с ДЗ «Контакт-и наварками на лоб башни, повышающими стойкость.
* Т-54/Т-55 — средний танк со 100-мм пушкой, созданный на замену Т-34 после второй мировой, один из самых массовых танков в мире. По сути одна и та же машина, отличия только в устойчивости к поражающим факторам ядерного взрыва (Если оригинальный Т-54 обр.1947 легко можно опознать по башне, то поздний Т-54АМ отличить от Т-55АМ можно только вплотную) Существует укреплённая версия Т-55М (1983 г.) с ДЗ "Контакт-1" и наварками на лоб башни, повышающими стойкость.  
* Т-62 (1961 г.) — дальнейшее развитие Т-55, с 115-мм гладкоствольной пушкой. Побочных ветвей не имеет, даже после замены башни название не поменяли (Т-62 обр. 1967 г.). Также, как и в прошлом пункте — есть версия Т-62М (1983 г.) с бронированными «Бровями Брежнева» и ДЗ.
* Т-62 (1961 г.) — дальнейшее развитие Т-55, с 115-мм гладкоствольной пушкой. Побочных ветвей не имеет, даже после замены башни название не поменяли (Т-62 обр. 1967 г.). Также, как и в прошлом пункте - есть версия Т-62М (1983 г.) с бронированными "Бровями Брежнева" и ДЗ.  
* Т-64 (1963 г.) — изначально еще один средний танк (Достаточно сырой), но дальнейшие доработки Т-64А (1969 г.)/Т-64Б (1976 г.) — уже основные боевые танки со 125-мм пушкой (Т-64БВ вообще из 80-ых с «Контактом-). На момент появления были самыми совершенными по ТТХ ОБТ, по сравнению с которыми западные образцы техники выглядели весьма уныло. На экспорт не шёл, но размещался в ГДР, что сильно напрягало заокеанских коллег по цеху.
* Т-64 (1963 г.) — изначально еще один средний танк (Достаточно сырой), но дальнейшие доработки Т-64А (1969 г.)/Т-64Б (1976 г.) — уже основные боевые танки со 125-мм пушкой (Т-64БВ вообще из 80-ых с "Контактом-1"). На момент появления были самыми совершенными по ТТХ ОБТ, по сравнению с которыми западные образцы техники выглядели весьма уныло. На экспорт не шёл, но размещался в ГДР, что сильно напрягало заокеанских коллег по цеху.
* Т-72 «Урал» (1973 г.) — второй (и первый по численности) основной боевой танк СССР, более простой, чем Т-64 — был мобилизационным вариантом танка (Не совсем, по мере создания новых вариантов — постепенно превзошёл предшественника, а стоковых «Уралов» на складах уже и нету). Существуют более современные и забронированные версии Т-72А обр.1979/Т-72АВ обр.1985/Т-72Б обр.1985/Т-72Б обр.1989 (Отличаются наполнителем брони, поколениями пушки, прицельными комплексами и динамической защитой). Главное преимущество над Т-64 — это гораздо более простой мотор, ведущий родословную со времён ВОВ (И гораздо больше места под его размещение), а также гораздо более живучая ходовая. Есть паршивенькие экспортные варианты Т-72М/Т-72М1/Т-72М1М, а также их локализации вроде М-84 (Из-за стремления всё удешевить до предела и нарастить поставки союзникам вышло полное говно с отвратительной бронестойкостью, которое на Ближнем Востоке выпиливали килотоннами, что убило танку всю репутацию. Хотя чисто советские машины на практике более вменяемы).
* Т-72 "Урал" (1973 г.) — второй (и первый по численности) основной боевой танк СССР, более простой, чем Т-64 - был мобилизационным вариантом танка (Не совсем, по мере создания новых вариантов - постепенно превзошёл предшественника, а стоковых "Уралов" на складах уже и нету). Существуют более современные и забронированные версии Т-72А обр.1979/Т-72АВ обр.1985/Т-72Б обр.1985/Т-72Б обр.1989 (Отличаются наполнителем брони, поколениями пушки, прицельными комплексами и динамической защитой). Главное преимущество над Т-64 - это гораздо более простой мотор, ведущий родословную со времён ВОВ (И гораздо больше места под его размещение), а также гораздо более живучая ходовая. Есть паршивенькие экспортные варианты Т-72М/Т-72М1/Т-72М1М, а также их локализации вроде М-84 (Из-за стремления всё удешевить до предела и нарастить поставки союзникам по коммунистическому припадку - вышло полное говно с отвратительной бронестойкостью, которое на ближнем востоке выпиливали килотоннами, что убило танку всю репутацию. Хотя чисто советские машины на практике более вменяемы).  
* Т-80 (1976 г.)— третий и самый совершенный ОБТ, в отличие от предыдущих оснащался газотурбинным двигателем<ref>Была и версия с дизельным двигателем</ref>. На момент выпуска пусть и не был насколько прорывным, как в своё время Т-64, но доставлял не меньше. Мотор на 1000 л. с. (В дальнейшем вместо него начали ставить ГТД-1100Ф/1250 или дизели на 1100 л. с.), вменяемые 10 км/ч скорости заднего хода за счёт переработанной трансмиссии (Все танки до этого задницей вперёд ползли как черепахи, что выглядело убого на фоне НАТОвских машин). После принятия на вооружение пошёл разными путями развития: Т-80Б (1978 г.)/Т-80БВ (1985 г.)/Т-80БВМ (2017 г.) — прямая линейка модификации Омсктраншмаш, Т-80У(1985 г.)/Т-80УМ (1992 г.)/Объект 640 «Чёрный Орёл» — линейка, изначально разработанная на кировском заводе (Т-80У был единственной советской машиной, на которую успели поставить «Контакт-) и серия Т-80УД/Т-84 «Оплот»/БМ «Оплот», родом из Харькова (Взяли Т-80У и заменили ему движок на дизельный 6ТД). Также первый танк СССР с тепловизионным прицелом на борту (Т-80УМ, 1992, при этом «Агава-2» заданных характеристик не достиг (дальность обнаружения и опознания вдвое ниже заявленной, 8 попаданий из 21 зимней ночью, то есть в идеальных условиях). «Агаву-1» мариновали все 80-е и бросили, как из-за слабых характеристик, так и из-за неготовности войск обеспечивать ТО аппарата с охлаждением на гелии. А потом произошли бесславные 90-е, в которые за рубежом произошло изобретение неохлаждаемых болометрических тепловизоров с качественно лучшими характеристиками. Кто-то еще удивляется закупке Thales Catherine FC для Т-90А?
* Т-80 (1976 г.)— третий и самый совершенный ОБТ, в отличие от предыдущих оснащался газотурбинным двигателем<ref>Была и версия с дизельным двигателем</ref>. На момент выпуска пусть и не был насколько прорывным, как в своё время Т-64, но доставлял не меньше. Мотор на 1000 л.с. (В дальнейшем вместо него начали ставить ГТД-1100Ф/1250 или дизели на 1100 л.с.), вменяемые 10 км/ч скорости заднего хода за счёт переработанной трансмиссии (Все танки до этого задницей вперёд ползли как черепахи, что выглядело убого на фоне НАТОвских машин). После принятия на вооружение пошёл разными путями развития: Т-80Б (1978 г.)/Т-80БВ (1985 г.)/Т-80БВМ (2017 г.) - прямая линейка модификации Омсктраншмаш, Т-80У(1985 г.)/Т-80УМ (1992 г.)/Объект 640 "Чёрный Орёл" - линейка, изначально разработанная на кировском заводе (Т-80У был единственной советской машиной, на которую успели поставить "Контакт-5") и серия Т-80УД/Т-84 "Оплот"/БМ "Оплот", родом из Харькова (Взяли Т-80У и заменили ему движок на дизельный 6ТД). Также первый танк СССР с тепловизионным прицелом на борту.
* ИС-3 — дальнейшее развитие линейки ИС, немного опоздавший на войну (первые машины были собраны в апреле 1945 года)
* ИС-3 — дальнейшее развитие линейки ИС, немного опоздавший на войну (первые машины были собраны в апреле 1945 года)
* ИС-4 — альтернативное развитие ИС-2, производился малой серией.
* ИС-4 — альтернативное развитие ИС-2, производился малой серией.
* Т-10 — последний отечественный тяжелый танк, объединивший удачные решения ИС-3 (концепция бронирования) и ИС-4 (конструкция ходовой части).
* Т-10 — последний отечественный тяжелый танк, объединивший удачные решения ИС-3 (концепция бронирования) и ИС-4 (конструкция ходовой части).
Строка 153: Строка 151:
* МТЛБ — многоцелевой гусеничный бронетранспортер, изначальное его назначение — артиллерийский тягач и транспортер боеприпасов на поле боя. Но из-за крайне удачной конструкции стал безусловным лидером в ВС СССР по конверсии в эрзац-самоходоки, бронетранспортеры, эрзац-боевые машины пехоты. Вполне официальных САУ на его базе тоже немало, а в голодные 1990-е он стал массово и стихийно заменять в боевых частях и настоящие БТР и БМП.
* МТЛБ — многоцелевой гусеничный бронетранспортер, изначальное его назначение — артиллерийский тягач и транспортер боеприпасов на поле боя. Но из-за крайне удачной конструкции стал безусловным лидером в ВС СССР по конверсии в эрзац-самоходоки, бронетранспортеры, эрзац-боевые машины пехоты. Вполне официальных САУ на его базе тоже немало, а в голодные 1990-е он стал массово и стихийно заменять в боевых частях и настоящие БТР и БМП.
* БМП-1 — боевая машина пехоты, предназначенная для поддержки пехоты на переднем крае. В отличие от БТР, вооружается пушкой (БМП-1 — 73-мм пушкой низкой баллистики «Гром») и противотанковыми управляемыми ракетами (ПТУР «Малютка»).
* БМП-1 — боевая машина пехоты, предназначенная для поддержки пехоты на переднем крае. В отличие от БТР, вооружается пушкой (БМП-1 — 73-мм пушкой низкой баллистики «Гром») и противотанковыми управляемыми ракетами (ПТУР «Малютка»).
* БМП-2 — развитие БМП-1, установлена скорострельная 30-мм пушка и ПТУР «Фагот»/«Конкурс». Принята на вооружение в том числе и потому, что у БМП-1 отсутствовала возможность стрелять высоко вверх — что было незаменимо в условиях Афганистана. Кстати, одной из штатных задач машины было прикрытие танков на марше от низколетящих вертолётов.
* БМП-2 — развитие БМП-1, установлена скорострельная 30-мм пушка и ПТУР «Фагот»/«Конкурс». Принята на вооружение в том числе и потому, что у БМП-1 отсутствовала возможность стрелять высоко вверх - что было незаменимо в условиях Афганистана. Кстати, одной из штатных задач машины было прикрытие танков на марше от низколетящих вертолётов.
* БМП-3 — реинкарнация идеи легкого плавающего танка, вооруженная 100-мм и 30-мм пушками.
* БМП-3 — реинкарнация идеи легкого плавающего танка, вооруженная 100-мм и 30-мм пушками.
* БМД-1 — специальная авиадесантируемая машина, вооружение в целом аналогично БМП-1
* БМД-1 — специальная авиадесантируемая машина, вооружение в целом аналогично БМП-1
Строка 159: Строка 157:
* БРДМ — разведывательная плавающая бронемашина, вооружение аналогично БТР-60
* БРДМ — разведывательная плавающая бронемашина, вооружение аналогично БТР-60


Стоит понимать, что бронирование подавляющего большинства подобных машин неспособно защитить экипаж от пулемётов 50 калибра — то есть огня ДШКМ и КПВТ (КПВТ — уже 14 мм, больше чем 50 калибр). Исключение составляет БМП-3 и БМП-2Д (последняя — только в лоб. Также такая версия потеряла возможность плавать)
Стоит понимать, что бронирование подавляющего большинства подобных машин неспособно защитить экипаж от пулемётов 50 калибра - то есть огня ДШКМ и КПВТ (КПВТ - уже 14 мм, больше чем 50 калибр). Исключение составляет БМП-3 и БМП-2Д (последняя - только в лоб. Также такая версия потеряла возможность плавать)


'''Автотехника'''
'''Автотехника'''
* АМО Ф-15 — первый отечественный грузовик-полуторка, творческая переработка итальянского «Фиат-15». Выпускался в 1924-31 годах на заводе АМО<ref>Позже переименован в завод имени Сталина (ЗИС), а затем — имени Лихачева (ЗИЛ)</ref>
* АМО Ф-15 — первый отечественный грузовик-полуторка, творческая переработка итальянского «Фиат-15». Выпускался в 1924-31 годах на заводе АМО<ref>Позже переименован в завод имени Сталина (ЗИС), а затем — имени Лихачева (ЗИЛ)</ref>
* ЗИС-5 — трехтонный грузовик выпускался в 1933-48 годах на московском автозаводе ЗИС и его эвакуированных «дочках» УльЗИС (ныне УАЗ) и УралЗИС (ныне УралАЗ). Второй по массовости грузовик времен войны.
* ЗИС-5 — трехтонный грузовик выпускался в 1933-48 годах на московском автозаводе ЗИС и его эвакуированных «дочках» УльЗИС (ныне УАЗ) и УралЗИС (ныне УралАЗ). Второй по массовости грузовик времен войны.
** ЗИС-6 — трехосная модификация ЗИС-5 с грузоподъемностью 4 тонны. На его базе были созданы первые «Катюши» БМ-13-16.
** ЗИС-6 — трехосная модификация ЗИС-5 с грузоподъемностью 4 тонны. На его базе были созданы первые «Катюши» БМ-13-16.
** ЗИС-42 — полугусеничный грузовик повышенной проходимости.
** ЗИС-42 — полугусеничный грузовик повышенной проходимости.
* ГАЗ-АА — знаменитая полуторка, самый массовый отечественный грузовик времен войны. Выпускался на Горьковском автозаводе и заводе КИМ (будущий АЗЛК) в 1933-47 годах. Блудное детище дядюшки Генри Форда, лицензионная версия коммерческого грузовика Ford-AA.
* ГАЗ-АА — знаменитая полуторка, самый массовый отечественный грузовик времен войны. Выпускался на Горьковском автозаводе и заводе КИМ (будущий АЗЛК) в 1933-47 годах. Блудное детище дядюшки Генри Форда, лицензионная версия коммерческого грузовика Ford-AA.
** ГАЗ-ММ — модернизированная версия ГАЗ-АА, выпускался с 1938 года (те же заводы плюс УльЗИС) параллельно с более старой моделью.
** ГАЗ-ММ — модернизированная версия ГАЗ-АА, выпускался с 1938 года (те же заводы плюс УльЗИС) параллельно с более старой моделью.
** ГАЗ-ААА — трехосная модификация ГАЗ-АА, с грузоподъемностью 2 тонны. Также стала основой для «Катюши» — БМ-8-48. Вопреки заблуждениям, прямо не связан с Ford-AAA — трехосной версией от Форда, ГАЗ свою версию разработал на базе полуторки.
** ГАЗ-ААА — трехосная модификация ГАЗ-АА, с грузоподъемностью 2 тонны. Также стала основой для «Катюши» — БМ-8-48. Вопреки заблуждениям, прямо не связан с Ford-AAA — трехосной версией от Форда, ГАЗ свою версию разработал на базе полуторки.
* Серия ЯГ — грузовики большой грузоподъемности (5 тонн и больше) производства Ярославского автозавода. Двухосные и крайне архаичной конструкции даже по меркам 1930-х, получилось плохо и неказисто. Последнюю серию в 1941 году армейская приёмка категорически отказалась брать.
* Серия ЯГ — грузовики большой грузоподъемности (5 тонн и больше) производства Ярославского автозавода. Двухосные и крайне архаичной конструкции даже по меркам 1930-х, получилось плохо и неказисто. Последнюю серию в 1941 году армейская приёмка категорически отказалась брать.
* СТЗ-5-НАТИ — артиллерийский тягач на базе гражданского трактора.
* СТЗ-5-НАТИ — артиллерийский тягач на базе гражданского трактора.
* Т-20 «Комсомолец» — бронированный артиллерийский тягач, этакий МТЛБ 30-х годов. Предназначался для буксировки легких противотанковых и полковых пушек.
* Т-20 «Комсомолец» — бронированный артиллерийский тягач, этакий МТЛБ 30-х годов. Предназначался для буксировки легких противотанковых и полковых пушек.
Строка 330: Строка 328:
'''Довоенный'''
'''Довоенный'''
* Линкоры типа «Октябрьская революция» — дореволюционной постройки. Не самые удачные корабли, но других не было — <s>наполеоновские</s> сталинские планы на постройку аж 15 линейных кораблей и еще 15 «больших крейсеров» так и остались планами.
* Линкоры типа «Октябрьская революция» — дореволюционной постройки. Не самые удачные корабли, но других не было — <s>наполеоновские</s> сталинские планы на постройку аж 15 линейных кораблей и еще 15 «больших крейсеров» так и остались планами.
** С другой стороны, с учетом того, как в ВОВ флот использовался (Балтийский — в виде стационарных артиллерийских установок, Черноморский — для обеспечения и поддержки десанта, Северный — как поддержка конвоев) — и хорошо. Потратились бы очень сильно, а результат был бы немногим лучше. А уже во время войны стало понятно, что время линкоров ушло вообще, даже американские служили прежде всего ядром ПВО соединений (где без чего-то, прущего дофига зениток было никак) и средствами поддержки высадки десанта.
** С другой стороны, с учетом того, как в ВОВ флот использовался (Балтийский — в виде стационарных артиллерийских установок, Черноморский — для обеспечения и поддержки десанта, Северный — как поддержка конвоев) — и хорошо. Потратились бы очень сильно, а результат был бы немногим лучше. А сразу после войны время линкоров ушло вообще.
* Крейсера типа «Киров» (проект 26, в девичестве итальянский «Кондотьери» третьей серии) — самые крупные корабли, построенные в СССР до войны — всего построили 6 кораблей, два из них — уже после начала войны.
* Крейсера типа «Киров» (проект 26, в девичестве итальянский «Кондотьери» третьей серии) — самые крупные корабли, построенные в СССР до войны — всего построили 6 кораблей, два из них — уже после начала войны.
* Крейсера «Красный Крым», «Червона Украина» и «Красный Кавказ» — легкие крейсеры, заложенные еще до революции, первые два достроены по изначальному проекту, третий — как супер-канонерка с одноорудийными 180-мм башнями.
* Крейсера «Красный Крым», «Червона Украина» и «Красный Кавказ» — легкие крейсеры, заложенные еще до революции, первые два достроены по изначальному проекту, третий — как супер-канонерка с одноорудийными 180-мм башнями.
Строка 435: Строка 433:
* КБ Яковлева
* КБ Яковлева
** Як-15 — один из первых реактивных истребителей, конкурент МиГ-9, эксплуатировался с 1947 до начала 50-х годов
** Як-15 — один из первых реактивных истребителей, конкурент МиГ-9, эксплуатировался с 1947 до начала 50-х годов
*** Фактическая переделка самолета семейства Як-1 (конкретно Як-3) под реактивный двигатель. Результат получился в военном смысле не очень, но оказался очень полезным для массового переучивания летчиков-истребителей с винтовых самолетов на реактивные, в итоге, проиграв конкуренту как основной истребитель, активно использовался как учебно-тренировочный самолет.
*** Фактическая переделка самолета семейства Як-1 (конкретно Як-3) под реактивный двигатель. Результат получился в военном смысле не очень, но оказался очень полезным для массового переучивания летчиков-истребителей с винтовых самолетов на реактивные.
** Як-17 — развитие Як-15, эксплуатировался с 1948 до начала 50-х годов
** Як-17 — развитие Як-15, эксплуатировался с 1948 до начала 50-х годов
** Як-23 — новый самолет, конкурент МиГ-15, эксплуатировался с 1949 до начала 50-х годов
** Як-23 — новый самолет, конкурент МиГ-15, эксплуатировался с 1949 до начала 50-х годов
Строка 563: Строка 561:


'''Михаил Девятаев''' — боевой летчик, старший лейтенант ВВС. Известен побегом из концлагеря на острове Узедом на угнанном немецком бомбардировщике с информацией о немецких ракетах «Фау-2».
'''Михаил Девятаев''' — боевой летчик, старший лейтенант ВВС. Известен побегом из концлагеря на острове Узедом на угнанном немецком бомбардировщике с информацией о немецких ракетах «Фау-2».
'''Лидия Литвяк''' — единственная в истории авиации бесспорная женщина-ас (второй женщиной-асом считается Екатерина Буданова, сослуживица и подруга Литвяк, но ее счет иногда оспаривается, хотя скорее всего она тоже была асом). Одержала 11 личных побед, погибла в 1943 году при освобождении Донбасса в возрасте 21 года. Была замужем за другим летчиком-героем Алексеем Соломатиным. Любопытно, что Литвяк, в отличие от других советских героев, довольно известна и популярна за рубежом благодаря феминистской повестке.


'''Михаил Сурков''' — самый результативный снайпер а истории, личный официальный счет — 702 немца. По его собственным словам, убил более 1000 немцев. Проверить это невозможно, однако с учетом того, что система регистрации личного счета снайперов в РККА была весьма жесткой, реальный счет снайперов всегда был выше официального.
'''Михаил Сурков''' — самый результативный снайпер а истории, личный официальный счет — 702 немца. По его собственным словам, убил более 1000 немцев. Проверить это невозможно, однако с учетом того, что система регистрации личного счета снайперов в РККА была весьма жесткой, реальный счет снайперов всегда был выше официального.


'''Василий Зайцев''' — будучи далеко не самым результативным советским снайпером, прославился далеко за пределами СССР. Тем не менее, его счет также внушителен — 255 немцев (тем более, это не за всю войну, а всего за 4 месяца!). Но еще большая его заслуга — разработка методики и учебных пособий для обучения снайперов и изобретения тактики работы «шестерками».
'''Василий Зайцев''' — будучи далеко не самым результативным советским снайпером, прославился далеко за пределами СССР. Тем не менее, его счет также внушителен — 255 немцев (тем более, это не за всю войну, а всего за 4 месяца!). Но еще большая его заслуга — разработка методики и учебных пособий для обучения снайперов и изобретения тактики работы «шестерками».
'''Людмила Павличенко''' — самая результативная женщина-снайпер в истории: личный счет составил 309 немцев. Выиграла более 30 снайперских дуэлей. Также прославилась поездкой в США и бронебойным вопросом насчет "Не кажется ли вам, что вы слишком долго прячетесь за моей спиной?". Для любителей истории снайперского искусства интересна тем, что пользовалась винтовкой СВТ-40, а не "мосинкой", которую предпочитало большинство советских снайперов. Как и упомянутая выше Литвяк, довольно известна и за пределами России.


'''Дмитрий Лавриненко''' — самый результативный танковый ас стран антигитлеровской коалиции, и хотя отдельные немцы набили больше, впечатляет то, что Лавриненко свои 52 фрага набил за 2 месяца, погибнув 17 декабря 1941 года из-за шальной мины (немецкие асы действовали всю войну). Кроме того, по причине особенностей конструкции ранних Т-34 был и командиром и наводчиком одновременно.
'''Дмитрий Лавриненко''' — самый результативный танковый ас стран антигитлеровской коалиции, и хотя отдельные немцы набили больше, впечатляет то, что Лавриненко свои 52 фрага набил за 2 месяца, погибнув 17 декабря 1941 года из-за шальной мины (немецкие асы действовали всю войну). Кроме того, по причине особенностей конструкции ранних Т-34 был и командиром и наводчиком одновременно.
Строка 584: Строка 578:


'''Борис «Кара-Майор» Керимбаев''' — командир 2-го Мусульманского батальона. Провел ряд успешных операций против моджахедов — по сути, действия его отряда принудили к перемирию самого Шах Масуда. За грозную репутацию получил прозвище Кара-Майор (Черный майор).
'''Борис «Кара-Майор» Керимбаев''' — командир 2-го Мусульманского батальона. Провел ряд успешных операций против моджахедов — по сути, действия его отряда принудили к перемирию самого Шах Масуда. За грозную репутацию получил прозвище Кара-Майор (Черный майор).
'''Александр Руцкой''' — военный лётчик, герой Советского Союза, впоследствии первый и единственный вице-президент России и один из руководителей Верховного Совета во время конституционного кризиса 1993 года в России. С 1985 по 1988 годы служил в Афганистане. Боевые вылеты совершал, пилотируя Су-25. Один из вылетов для Руцкого оказался неудачным, и он попал в плен. Впоследствии, в ходе обмена, был возвращён на родину.
'''Алексей Ефентьев''' по прозвищу Гюрза, известный по участию в первой чеченской, служил в Афганистане после окончания военного училища.
'''Джохар Дудаев''' — да, тот самый! Именно там он получил звание генерал-майора.
'''Экербек Абдуллаев''' — боец отряда специального назначения КГБ СССР «Вымпел», автор мемуаров, изданных под названием «Позывной Кобра».
'''Григорий Быков''', он же Гриша Кунарский — командир 334-го ОоСПН, наиболее известный командир спецназа и наиболее высоко оцененный моджахедами.


== Братья по оружию ==
== Братья по оружию ==
Строка 625: Строка 609:


== Примечания ==
== Примечания ==
{{Примечания}}
{{примечания}}
 
{{Nav/Справочник автора}}
{{Nav/Военное дело (справочник автора)}}
[[Категория:Справочник автора]]

Пожалуйста, учтите, что любой ваш вклад в проект «Posmotreli» может быть отредактирован или удалён другими участниками. Если вы не хотите, чтобы кто-либо изменял ваши тексты, не помещайте их сюда.
Вы также подтверждаете, что являетесь автором вносимых дополнений, или скопировали их из источника, допускающего свободное распространение и изменение своего содержимого (см. Posmotreli:Авторские права). НЕ РАЗМЕЩАЙТЕ БЕЗ РАЗРЕШЕНИЯ ОХРАНЯЕМЫЕ АВТОРСКИМ ПРАВОМ МАТЕРИАЛЫ!