Редактирование: Традиции превыше разума (и не только)/Реальная жизнь

Перейти к навигации Перейти к поиску

Внимание: Вы не вошли в систему. Ваш IP-адрес будет общедоступен, если вы запишете какие-либо изменения. Если вы войдёте или создадите учётную запись, её имя будет использоваться вместо IP-адреса, наряду с другими преимуществами.

Правка может быть отменена. Пожалуйста, просмотрите сравнение версий ниже, чтобы убедиться, что это нужная вам правка, и запишите страницу ниже, чтобы отменить правку.

Текущая версия Ваш текст
Строка 50: Строка 50:
* [[Похищение невесты]] для принудительного брака. В большинстве стран этот обычай находится вне закона, но некоторым на это плевать.
* [[Похищение невесты]] для принудительного брака. В большинстве стран этот обычай находится вне закона, но некоторым на это плевать.
** При этом в рамках данного тропа существует и [[субверсия]] — хитрые влюблённые нарочно имитируют похищение, чтобы поставить консервативных родителей перед фактом: или свадьба, или позор.
** При этом в рамках данного тропа существует и [[субверсия]] — хитрые влюблённые нарочно имитируют похищение, чтобы поставить консервативных родителей перед фактом: или свадьба, или позор.
** Ещё вариант: боремся одной традицией с другой. В некоторых культурах вено (смотри ниже) должно быть не меньше, чем был выкуп за мать невесты. Что делать, если выкуп за мать был баснословно велик, или всё общество обнищало, или просто жених всем хорош, но небогат? Похитить невесту (с согласия её и её родителей, которые предусмотрительно забудут в оговорённую ночь запереть дверь). И свадьба состоялась, и семья лицо сохранила: о каком вене вообще может идти речь?
** Ещё вариант: боремся одной традицией с другой. В некоторых культурах выкуп за невесту (смотри ниже) обязан быть не меньше, чем был за её мать. Что делать, если выкуп за мать был баснословно велик, или всё общество обнищало, или просто жених всем хорош, но небогат? Похитить невесту (с согласия её и её родителей, которые предусмотрительно забудут в оговорённую ночь запереть дверь). И свадьба состоялась, и семья лицо сохранила: о каком выкупе вообще может идти речь?
* Традиция женить маленьких детей — до сих практикующаяся в Индостане<ref>Индия + Пакистан + Бангладеш.</ref> и на Ближнем Востоке. [[Развесёлые ромалэ]] тоже отличаются, далеко ходить не надо.
* Традиция женить маленьких детей — до сих практикующаяся в Индостане<ref>Индия + Пакистан + Бангладеш.</ref> и на Ближнем Востоке. [[Развесёлые ромалэ]] тоже отличаются, далеко ходить не надо.
** Бывает и хуже. Малолетняя жена, по крайней мере, имеет какой-никакой статус в семье. У пуштунов есть обычай — если два рода поругались, то, чтобы избежать кровной мести, в знак примирения отдают девочку. Не замуж, а просто так, вроде как в жертву. Её можно насиловать и убивать, она совершенно бесправна. Мнение родителей никого не интересует (да, и отца — тоже). И у албанцев, хотя вроде как Европа.
** Бывает и хуже. Малолетняя жена, по крайней мере, имеет какой-никакой статус в семье. У пуштунов есть обычай — если два рода поругались, то, чтобы избежать кровной мести, в знак примирения отдают девочку. Не замуж, а просто так, вроде как в жертву. Её можно насиловать и убивать, она совершенно бесправна. Мнение родителей никого не интересует (да, и отца — тоже). И у албанцев, хотя вроде как Европа.
* Традиционная свадьба тоже во многом отсюда. Времена, когда каждое действие несло ритуальное значение, давно канули в Лету, уже нет ни того общества, ни тех верований, ни тех обычаев, но нет, надеваем фату, ни за что не показываем жениху свадебное платье, «выкупаем» невесту и пируем со всеми десятыми водами на киселе, которые не видели сто лет и еще столько же не увидим<ref>Традиция сложилась, когда не было ни полиции, ни социалки, и вся надежда — только на родственников.</ref>. Обойтись чисто бюрократической и религиозной частями или маленьким семейным праздником? Сэкономить деньги на свадебное путешествие, хозяйство и будущего ребенка? И уж тем более не брать крупный кредит для проведения свадьбы «не хуже, чем у людей™»? [[А что, так можно было?]]
* Традиционная свадьба тоже во многом отсюда. Времена, когда каждое действие несло ритуальное значение, давно канули в Лету, уже нет ни того общества, ни тех верований, ни тех обычаев, но нет, надеваем фату, ни за что не показываем жениху свадебное платье, «выкупаем» невесту и пируем со всеми десятыми водами на киселе, которые не видели сто лет и еще столько же не увидим<ref>Традиция сложилась, когда не было ни полиции, ни социалки, и вся надежда — только на родственников.</ref>. Обойтись чисто бюрократической частью или маленьким семейным праздником? Сэкономить деньги на свадебное путешествие, хозяйство и будущего ребенка? И уж тем более не брать крупный кредит для проведения свадьбы «не хуже, чем у людей»? [[А что, так можно было?]]
** [[С прикрученным фитильком|Зависит от]]. Что касается денег, то как минимум в Закарпатской области по традиции, в частности, каждый из гостей дарит деньги в конверте, и эти деньги сильно выше платы за место в ресторане. Например, в одном случае было на ресторан на 60 гостей потрачено ≈1890$=31,5$/чел. Если было подарено каждым хотя бы 50$ (автор дарил 100, притом это вроде как немного), то окупилось даже с платьем-бокалами-прической и т. д. Хотя некоторые могут и подсунуть пустой конверт, но смотрят на таких не как на шоколад. Насчет пира всем кланом — некоторым сие в кайф.
** [[С прикрученным фитильком|Зависит от]]. Что касается денег, то как минимум в Закарпатской области по традиции, в частности, каждый из гостей дарит деньги в конверте, и эти деньги сильно выше платы за место в ресторане. Например, в одном случае было на ресторан на 60 гостей потрачено ≈1890$=31,5$/чел. Если было подарено каждым хотя бы 50$ (автор дарил 100, притом это вроде как немного), то окупилось даже с платьем-бокалами-прической и т. д. Хотя некоторые могут и подсунуть пустой конверт, но смотрят на таких не как на шоколад. Насчет пира всем кланом — некоторым сие в кайф.
** Вено. То, что невеста как бы формально считается товаром — это ладно. То, что влюблённые не могут воссоединиться, если у жениха нет денег — куда хуже. Но совсем ужас — дочь выдают за любого урода, который даст много денег. Хотя у русских это просто необязательный шутливый ритуал свадьбы, но для некоторых женихов это унизительно даже как символический акт.
** Выкуп за невесту. То, что она как бы формально считается товаром — это ладно. То, что влюблённые не могут воссоединиться, если у жениха нет денег — куда хуже. Но совсем ужас — дочь выдают за любого урода, который даст много денег. Хотя у русских это просто необязательный шутливый ритуал свадьбы, но для некоторых людей это унизительно даже как символический акт.
** [[С прикрученным фитильком]], поскольку таким же образом можно причислить к тропу празднование дней рождения и Нового года. Ну вот нравится людям именно так праздновать, почему бы самим себе не потрафить? Однако, общности, где свадьба превращается в мучение для всех, просто потому что именно так вот принято, всё-таки существуют, увы. Не проставился за свадьбу на всё село? Тебя всем селом стебать будут до старости!
** [[С прикрученным фитильком]], поскольку таким же образом можно причислить к тропу празднование дней рождения и Нового года. Ну вот нравится людям именно так праздновать, почему бы самим себе не потрафить? Однако, общности, где свадьба превращается в мучение для всех, просто потому что именно так вот принято, всё-таки существуют, увы. На проставился за свадьбу на всё село? Тебя всем селом стебать будут до старости!
** Пример из жизни. В российском вузе учится товарищ из одной среднеазиатской республики, парень реально умный. Завкафедрой пригласил его в аспирантуру: «Квота для иностранных граждан есть, пройдешь без вступительных экзаменов, тема твоя есть, диссер напишется». Отказался: «Мне на родину возвращаться надо, свадьбу играть, семью заводить, родственники уже выговаривают — уже почти 25, а ни жены, не детей. А работать? (грустно): Ну найду что-нибудь». На родине работы по его специальности нет от слова совсем, плюс традиции предполагают огромную свадьбу реально на 100500 гостей минимум на 3 дня, оплачиваемую целиком за счет жениха плюс отнюдь не символический выкуп за невесту — соответственно жених как правило влезает в долги.
** Пример из жизни. В российском вузе учится товарищ из одной среднеазиатской республики, парень реально умный. Завкафедрой пригласил его в аспирантуру: «Квота для иностранных граждан есть, пройдешь без вступительных экзаменов, тема твоя есть, диссер напишется». Отказался: «Мне на родину возвращаться надо, свадьбу играть, семью заводить, родственники уже выговаривают — уже почти 25, а ни жены, не детей. А работать? (грустно): Ну найду что-нибудь». На родине работы по его специальности нет от слова совсем, плюс традиции предполагают огромную свадьбу реально на 100500 гостей минимум на 3 дня, оплачиваемую целиком за счет жениха плюс отнюдь не символический выкуп за невесту — соответственно жених как правило влезает в долги.
*** Ну и нафига «реально умный парень» пошёл получать высшее образования, не собираясь оставаться там, где может работать по специальности и без перспектив работать по специальности дома? Что-то тут не очень реальное.
*** Ну и нафига «реально умный парень» пошёл получать высшее образования, не собираясь оставаться там, где может работать по специальности и без перспектив работать по специальности дома? Что-то тут не очень реальное.
Строка 84: Строка 84:
** Хаш — кавказский суп из голеней и требухи. которые богатеи выбрасывали, а бедняки подбирали.
** Хаш — кавказский суп из голеней и требухи. которые богатеи выбрасывали, а бедняки подбирали.
** Сборная солянка — в неё идут обрезки мяса и соленья. То же с бигосом — чем больше разнородных мясных ингредиентов, тем вкуснее.
** Сборная солянка — в неё идут обрезки мяса и соленья. То же с бигосом — чем больше разнородных мясных ингредиентов, тем вкуснее.
*** Тут спорно. Современная солянка — потомок средневековой кальи, супа богатого и праздничного, отличавшегося широким набором редких и труднодоступных в те годы ингредиентов и дорогих пряностей. Те же лимоны на Руси в XV веке встречались только солёные — отсюда, кстати, и их роль в солянке. Автор правки как-то взял вместо свежих именно солёные лимоны в солянку — вкус получился куда богаче и интереснее. Да и обрезки от ''нескольких разных'' колбас и копчёностей — уже признак кухни богатого дома или хотя бы трактира/ресторана, где всегда бывают излишки.
*** Тут спорно. Современная солянка — потомок средневековой кальи, супа богатого и праздничного, отличавшегося широким набором редких и труднодоступных в те годы ингредиентов и дорогих пряностей. Те же лимоны на Руси в XV веке встречались только солёные — отсюда, кстати, и их роль в солянке. Автор правки как-то взял вместо свежих именно солёные лимоны в солянку — вкус получился куда богаче и интереснее. Да и обрезки от ''нескольких разных'' колбас и копчёностей — уже признак кухни богатого дома или хотя бы трактира/ресторана, где всегда бывают излишки.
** Сельдь под шубой задумана как дешёвая закуска в пивных из самых доступных ингредиентов.
** Сельдь под шубой задумана как дешёвая закуска в пивных из самых доступных ингредиентов.
** Майонез — по легенде, придуман поваром, который в условиях осады достал солдат яичницей, а в крепости ничего не было, кроме яиц и масла.
** Майонез — по легенде, придуман поваром, который в условиях осады достал солдат яичницей, а в крепости ничего не было, кроме яиц и масла.
** Советский вариант салата оливье на [[рождество|Новый год]], хотя сейчас можно приготовить и что-нибудь другое. В СССР (по крайней мере, в его северной части) ингридиенты для салата оливье были тем немногим, что можно было без проблем достать в СССР зимой.
** Советский вариант салата оливье на [[рождество|Новый год]], хотя сейчас можно приготовить и что-нибудь другое. В СССР (по крайней мере, в его северной части) ингридиенты для салата оливье были тем немногим, что можно было без проблем достать в СССР зимой.
* Когда вся семья должна собираться вместе за трапезой. Тот/та, кто опаздывает — нехороший человек, заставляет остальных либо ждать либо разогревать повторно себе любимому.
* Когда вся семья должна собираться вместе за трапезой. Тот/та, кто опаздывает — нехороший человек, заставляет остальных либо ждать либо разогревать повторно себе любимому.
** Эта традиция вообще [[Старше, чем грязь|пошла с первобытных времён]]. И, кстати, на подсознательном уровне она до сих пор остаётся. иначе откуда у нас такая любовь ходить на природу по шашлычки? Многие социологи и вовсе считают, что семья перестаёт быть семьёй именно в тот момент, когда перестаёт есть вместе: связи нарушаются. Другой вопрос, что ''иногда'' принимать пищу вместе — это здорово и способствует сближению.
** Эта традиция вообще [[Старше, чем грязь| пошла с первобытных времён]]. И, кстати, на подсознательном уровне она до сих пор остаётся. иначе откуда у нас такая любовь ходить на природу по шашлычки? Многие социологи и вовсе считают, что семья перестаёт быть семьёй именно в тот момент, когда перестаёт есть вместе: связи нарушаются. Другой вопрос, что ''иногда'' принимать пищу вместе — это здорово и способствует сближению.
** Это всего лишь правило приличия — дисциплинирует детей. Взрослые, конечно, уже должны есть, когда им захочется. Однако на празднике «День рождения» первым пищу должен отметить сам именинник — это уже традиция.
** Это всего лишь правило приличия — дисциплинирует детей. Взрослые, конечно, уже должны есть, когда им захочется. Однако на празднике «День рождения» первым пищу должен отметить сам именинник — это уже традиция.
* Запасы на зиму. Нет, не того, что вырастил сам, а закупка овощей в магазине/на рынке с последующим закатыванием в банки. Да, конечно в сезон овощи вкуснее, но лучше их съесть сразу же, вместо того, чтобы переводить продукт долгим хранением. А зимой можно покупать консервы и в магазине. [[С прикрученным фитильком]], так как домашние консервы — самостоятельные продукт со своими ценителями, и какие-нибудь огурцы, закатанные по хорошему рецепту, могут ощутимо превосходить промышленно произведенные, как объективно, так и субъективно. [[Обоснование]]: в сезон овощи попросту намного дешевле.
* Запасы на зиму. Нет, не того, что вырастил сам, а закупка овощей в магазине/на рынке с последующим закатыванием в банки. Да, конечно в сезон овощи вкуснее, но лучше их съесть сразу же, вместо того, чтобы переводить продукт долгим хранением. А зимой можно покупать консервы и в магазине. [[С прикрученным фитильком]], так как домашние консервы — самостоятельные продукт со своими ценителями, и какие-нибудь огурцы, закатанные по хорошему рецепту, могут ощутимо превосходить промышленно произведенные, как объективно, так и субъективно. [[Обоснование]]: в сезон овощи попросту намного дешевле.
* Закупка некоторых продуктов впрок с последующим хранением на балконе. Ещё можно понять, когда покупают стиральные порошки в большой таре, потому что так дешевле. Но покупать в современных условиях мешок муки/сахара, или картошки с последующей отбраковкой и выбрасыванием пропавшей? [[Обоснование]]: Мука и сахар хранятся хорошо, для картошки есть хранилище, а цены всё равнотолько растут.
* Закупка некоторых продуктов впрок с последующим хранением на балконе. Ещё можно понять, когда покупают стиральные порошки в большой таре, потому что так дешевле. Но покупать в современных условиях мешок муки/сахара, или картошки с последующей отбраковкой и выбрасыванием пропавшей? [[Обоснование]]: Мука и сахар хранятся хорошо, для картошки есть хранилище, а цены всё равнотолько растут.
* [[Традиционное гостеприимство]] крайне тяжело сочетается с современным ритмом жизни: приехали гости с аула? Бросай все дела (в том числе отпрашивайся с работы, где за опоздание на пять минут ощутимо штрафуют), забивай барана, и встречай дорогих гостей!
* [[Традиционное гостеприимство]] крайне тяжело сочетается с современным ритмом жизни: приехали гости с аула? Бросай все дела (в том числе отпрашивайся с работы, где за опоздание на пять минут ощутимо штрафуют), забивай барана, и встречай дорогих гостей!
** Проблема «современного ритма жизни» тоже произрастает из модных тенденций XIX в., ставших современными традициями: как Бен Франклин сказал «Время — деньги», так многие и приняли его слова за чистую монету. А на деле чаще всего «потратить время» невозможно, поскольку это вовсе не деньги: время, проведённое с гостями и семьёй, ничуть не менее ценно для жизни, чем время, проведённое за работой. Всё чаще говорят о вреде безудержного «трудоголизма» — ведь без досуга, без семьи и друзей человек становится несчастным, а то и вовсе гробит своё здоровье постоянными переработками.
** Проблема «современного ритма жизни» тоже произрастает из модных тенденций XIX в., ставших современными традициями: как Бен Франклин сказал «Время — деньги», так многие и приняли его слова за чистую монету. А на деле чаще всего «потратить время» невозможно, поскольку это вовсе не деньги: время, проведённое с гостями и семьёй, ничуть не менее ценно для жизни, чем время, проведённое за работой. Всё чаще говорят о вреде безудержного «трудоголизма» — ведь без досуга, без семьи и друзей человек становится несчастным.
*** Туда же пословица «делу время, потехе час» — когда она была придумана, «время» и «час» были полными синонимами.
*** Туда же пословица «делу время, потехе час» — когда она была придумана, «время» и «час» были полными синонимами.
**** Придумавший её Государь Царь и Великий Князь <span style="font-variant: small-caps">Алексей Михайлович</span>, страстный поклонник соколиной охоты, вывел её в эпиграф написанному им «Уряднику сокольничьего пути», специально чтобы бояре излишне ''не увлекались''. В смысле, что своё время — государственным делам, а своё время — потехе, например той же охоте, и пренебрегать ни делами, ни развлечениями в ущерб друг другу не стоит.
**** Придумавший её Алексей Михайлович, страстный поклонник соколиной охоты, вывел её в эпиграф написанным им самим правилам охоты, специально чтобы бояре излишне ''не увлекались''. В смысле, что своё время — государственным делам, а своё время — потехе, например той же охоте, и пренебрегать ни делами, ни развлечениями в ущерб друг другу не стоит.
* Работа в офисе по часам, а то и сами офисы, — с серединки на половинку. С одной стороны, ежедневная маятниковая миграция — одна из основных проблем больших городов. С другой — чтобы всем перейти на удалёнку, нужно решить множество оргвопросов, в том числе связанных с традициями и этикетом: например, как определить, что другой работник не сильно занят и с ним можно обсудить какой-то вопрос (в офисе для этого есть курилка/микроволновка/кулер)? Плюс большинство из тех, кто живёт не один, не имеет дома отдельной комнаты под кабинет, а работать когда в любую минуту могут зайти дети, кошки или заехавшая повидаться тёща, мягко говоря некомфортно.
* Работа в офисе по часам, а то и сами офисы, — с серединки на половинку. С одной стороны, ежедневная маятниковая миграция — одна из основных проблем больших городов. С другой — чтобы всем перейти на удалёнку, нужно решить множество оргвопросов, в том числе связанных с традициями и этикетом: например, как определить, что другой работник не сильно занят и с ним можно обсудить какой-то вопрос (в офисе для этого есть курилка/микроволновка/кулер)? Плюс большинство из тех, кто живёт не один, не имеет дома отдельной комнаты под кабинет, а работать когда в любую минуту могут зайти дети, кошки или заехавшая повидаться тёща, мягко говоря некомфортно.
* В Израиле многие репатрианты из бывшего СССР, особенно представители старшего поколения, по старой привычке меняют деньги на доллары и хранят дома наличными. Шекель — не менее стабильная валюта, чем доллар, а израильские банки надёжные. Зачем они это делают? Потому что так привыкли в постсоветском пространстве. И хотя в 1980-е Израиль столкнулся с серьёзной гиперинфляцией, что вынудило правительство перевыпускать валюту, большинство пожилых постсоветских репатриантов приехало в девяностые и позже и потому не застало израильского кризиса.
* В Израиле многие репатрианты из бывшего СССР, особенно представители старшего поколения, по старой привычке меняют деньги на доллары и хранят дома наличными. Шекель — не менее стабильная валюта, чем доллар, а израильские банки надёжные. Зачем они это делают? Потому что так привыкли в постсоветском пространстве. И хотя в 1980-е Израиль столкнулся с серьёзной гиперинфляцией, что вынудило правительство перевыпускать валюту, большинство пожилых постсоветских репатриантов приехало в девяностые и позже и потому не застало израильского кризиса.
* Советская традиция [[Чтобы ты задолбался|вкалывания на даче]] — [[проблема противоположных оценок]]. Хотя, в принципе, чего тут непонятного — если как хобби, то на здоровье, если «потому что так надо» — придурь, если каким-то экономическим вывертом оно реально рентабельно — то по обстоятельствам («на кошках больше заработаю» vs «работу получше поди найди»), остаётся только странный вариант, когда хобби и есть в поддержании традиции (то есть не дача как таковая, а что-то типа [[реконструктор]]а). Впрочем, бывает обоснуй, что «это принудительный способ заставить дышать свежим воздухом и совершать физ. нагрузки».
* Советская традиция [[Чтобы ты задолбался|вкалывания на даче]] — [[проблема противоположных оценок]]. Хотя, в принципе, чего тут непонятного — если как хобби, то на здоровье, если «потому что так надо» — придурь, если каким-то экономическим вывертом оно реально рентабельно — то по обстоятельствам («на кошках больше заработаю» vs «работу получше поди найди»), остаётся только странный вариант, когда хобби и есть в поддержании традиции (т. е. не дача как таковая, а что-то типа [[реконструктор]]а). Впрочем, бывает обоснуй, что «это принудительный способ заставить дышать свежим воздухом и совершать физ. нагрузки».
** Сейчас эта традиция изменяется на «посадим сад на даче — времени на уход за ним меньше, а пользы даже больше».
** Сейчас эта традиция изменяется на «посадим сад на даче — времени на уход за ним меньше, а пользы даже больше».
** А вот английские традиции ухода за живой изгородью перед домом, или американский вариант с [[белый заборчик|белым заборчиком]] и стриженным газоном — не сюда, ибо один неопрятный дом не только портит вид улицы, но и приводит к снижению стоимости жилья в районе. Правда, иногда бывает абсурд, когда у тебя «слишком хорошо и красиво», отчего соседский комитет может потребовать, чтобы было «как у всех».
** А вот английские традиции ухода за живой изгородью перед домом, или американский вариант с [[белый заборчик|белым заборчиком]] и стриженным газоном — не сюда, ибо один неопрятный дом не только портит вид улицы, но и приводит к снижению стоимости жилья в районе. Правда, иногда бывает абсурд, когда у тебя «слишком хорошо и красиво», отчего соседский комитет может потребовать, чтобы было «как у всех».
Строка 111: Строка 111:
** Но всё-таки на некоторое время не дать ребёнку играться с выключателем это помогает. Розетки и выключатели сейчас часто закрывают от детей крышками с защёлкой — это тоже недолго держится, зато всегда можно увидеть, нарушил ли ребёнок правило «не играть с розетками».
** Но всё-таки на некоторое время не дать ребёнку играться с выключателем это помогает. Розетки и выключатели сейчас часто закрывают от детей крышками с защёлкой — это тоже недолго держится, зато всегда можно увидеть, нарушил ли ребёнок правило «не играть с розетками».
** Розетки — одно, а выключатели — другое. Что будет-то, если ребёнок будет играться с выключателем? Ну, надоест ему скоро. И всё.
** Розетки — одно, а выключатели — другое. Что будет-то, если ребёнок будет играться с выключателем? Ну, надоест ему скоро. И всё.
*** Надоест-то ребёнку, а счета за электричество (и за труд электрика, если ребёнок доигрался до короткого замыкания) оплачивать взрослым. То же касается [[умён, как человек|излишне интеллектуальных]] домашних животных.


==== Религия ====
==== Религия ====
Строка 123: Строка 122:
* Одна из версий запрета на свинину в иудаизме и исламе — потому что эти религии зародились в древности в жарких странах, где мясо без холодильников быстро портится, а вот ''признаки'' того, что свинина протухла, появляются заметно позже, чем в случае с какой-нибудь курятиной или говядиной. На аравийской жаре ошибка может быть ой как критична. И плюс свиной цепень для человека намного опаснее, чем бычий. А еще в свиньях есть трихины, тоже порядочная мерзость. В современном мире, когда холодильник доступен практически каждому, традиция себя изжила.
* Одна из версий запрета на свинину в иудаизме и исламе — потому что эти религии зародились в древности в жарких странах, где мясо без холодильников быстро портится, а вот ''признаки'' того, что свинина протухла, появляются заметно позже, чем в случае с какой-нибудь курятиной или говядиной. На аравийской жаре ошибка может быть ой как критична. И плюс свиной цепень для человека намного опаснее, чем бычий. А еще в свиньях есть трихины, тоже порядочная мерзость. В современном мире, когда холодильник доступен практически каждому, традиция себя изжила.
** Другая версия: родина семитов — пустыни и полупустыни, где вода с неба не падает (а если и да, то раз в пятилетку), а значит, источники питьевой воды необычайно ценны. Сами семиты — кочевники-скотоводы (некоторые до сих пор). Свиней разводили оседлые земледельцы и, заняв оазисы, в силу своей многочисленности кочевников успешно отгоняли от воды, чем зарабатывали [[Снобы против жлобов|неимоверно лютую любовь номадов]]. Вот и выходило — сегодня ты свинюшку жрёшь, а завтра племя продаёшь.
** Другая версия: родина семитов — пустыни и полупустыни, где вода с неба не падает (а если и да, то раз в пятилетку), а значит, источники питьевой воды необычайно ценны. Сами семиты — кочевники-скотоводы (некоторые до сих пор). Свиней разводили оседлые земледельцы и, заняв оазисы, в силу своей многочисленности кочевников успешно отгоняли от воды, чем зарабатывали [[Снобы против жлобов|неимоверно лютую любовь номадов]]. Вот и выходило — сегодня ты свинюшку жрёшь, а завтра племя продаёшь.
** Третья: в «Толковой Библии»<ref>В смысле — поясняющей, как толковый словарь</ref> Лопухина дается версия, что свинья была культовым животным в Египте (связана с богом Сетом, у которого даже в самой Та-Кемет репутация [[Боги — сволочи|была]] [[трикстер|ещё]] [[сатанинский архетип|та]]). Чтобы иудеи могли максимально отмежеваться от египтян после Исхода, свинья и была объявлена нечистой. Что, кстати, согласуется с предыдущей версией: оазисное земледелие в Египте было развито.
** Третья: в «Толковой Библии»<ref>в смысле — поясняющей, как толковый словарь</ref> Лопухина дается версия, что свинья была культовым животным в Египте (связана с богом Сетом, у которого даже в самой Та-Кемет репутация [[Боги — сволочи|была]] [[трикстер|ещё]] [[сатанинский архетип|та]]). Чтобы иудеи могли максимально отмежеваться от египтян после Исхода, свинья и была объявлена нечистой. Что, кстати, согласуется с предыдущей версией: оазисное земледелие в Египте было развито.
** Кстати, вьетнамцы едят протухшую свинину [[:w:en:Som moo]], которую специально оставляют тухнуть на жаре. Так что более правдоподобно объяснение про шистосомоз у местных свиней.
** Кстати, вьетнамцы едят протухшую свинину [[:w:en:Som moo]], которую специально оставляют тухнуть на жаре. Так что более правдоподобно объяснение про шистосомоз у местных свиней.
*** Есть и такое объяснение — свинина похожа на вкус на человечину, вот ее и запретили, чтобы не было соблазна. Автор правки не выносит шуток про страх евреев перед свининой, потому что сам до потери пульса боится оскверниться собачатиной.
*** Есть и такое объяснение — свинина похожа на вкус на человечину, вот ее и запретили, чтобы не было соблазна. Автор правки не выносит шуток про страх евреев перед свининой, потому что сам до потери пульса боится оскверниться собачатиной.
**** Разумеется, «оскверниться» традиционными блюдами из собачатины невозможно: во всех культурах, которые едят собак, блюда из собачатины несут ритуальный смысл, подаются по особым поводам, и тайком вас ими точно никто не накормит. Опасения скорее могут быть связаны с [[Крысбургеры|той самой шаурмой, которая то ли гавкала, то ли мяукала, то ли документы спрашивала]]… Что момент довольно спорный: с одной стороны, это еще не худшее, что могут учудить уличные торговцы, с другой — есть сомнения в рентабельности закупки мяса через живодерню. Как минимум, случаи с продажей в пищу менее экзотического, но так же разрешённого не во всякой религии мяса история знает (тут приводили в пример историю с забоем на мясо отработавших свое ишаков в мусульманском Узбекистане). Но нежелание есть мясо непонятного происхождения, явно полученное с нарушением технологии — в общем-то, не сабж: таким можно не только оскверниться, но и [[Несовместимое с жизнью чревоугодие|травануться]] или [[Справочник автора/Теория эволюции/Паразиты|заполучить новых соседей]].
**** Разумеется, «оскверниться» традиционными блюдами из собачатины невозможно: во всех культурах, которые едят собак, блюда из собачатины несут ритуальный смысл, подаются по особым поводам, и тайком вас ими точно никто не накормит. Опасения скорее могут быть связаны с [[Крысбургеры|той самой шаурмой, которая то-ли гавкала, то-ли мяукала, то-ли про документы спрашивала]]… Что момент довольно спорный: с одной стороны, это еще не худшее, что могут учудить уличные торговцы, с другой — есть сомнения в рентабельности закупки мяса через живодерню. Как минимум, случаи с продажей в пищу менее экзотического, но так-же разрешенного не во всякой религии мяса история знает (тут приводили в пример историю с забоем на мясо отработавших свое ишаков в мусульманском Узбекистане). Но нежелание есть мясо непонятного происхождения, явно полученное с нарушением технологии — в общем-то, не сабж: таким можно не только оскверниться, но и [[Несовместимое с жизнью чревоугодие|травануться]] или [[Справочник автора/Теория эволюции/Паразиты|заполучить новых соседей]].
** Ну и ещё одно. Во многих племенах скотоводов существуют ритуальные запреты употреблять в пищу животных, кроме тех, которых они пасут (в случае иудаизма — в пищу разрешены только парнокопытные). Чтобы духи-покровители стада не обиделись и не оставили стадо без своей защиты. Кстати, к той же категории табу относятся и запреты смешивать в одном блюде либо мясное с молочным, либо мясное с растительным. В Африке и тому и другому примеров тьма (больше нигде кочевых скотоводов, живущих на уровне родоплеменного строя, у нас на планете не сохранилось). Просто иудаизм, как предельно консервативная религия, бережно донёс до нас эти запреты из какого там века до нашей эры.
** Ну и ещё одно. Во многих племенах скотоводов существуют ритуальные запреты употреблять в пищу животных, кроме тех, которых они пасут (в случае иудаизма — в пищу разрешены только парнокопытные). Чтобы духи-покровители стада не обиделись и не оставили стадо без своей защиты. Кстати, к той же категории табу относятся и запреты смешивать в одном блюде либо мясное с молочным, либо мясное с растительным. В Африке и тому и другому примеров тьма (больше нигде кочевых скотоводов, живущих на уровне родоплеменного строя, у нас на планете не сохранилось). Просто иудаизм, как предельно консервативная религия, бережно донёс до нас эти запреты из какого там века до нашей эры.
* Исламская традиция ставить при мечети минареты и транслировать с них призыв муэдзина. Когда-то это имело смысл (если, конечно, считать, что религии и молитвы в принципе имеют смысл), поскольку способов более-менее точно измерять время было мало и все они были станционарными, в виде песочных, солнечных или водяных часов, а способов надёжно оповестить всё население в какой-то местности, кроме громких звуков, не было вовсе. Сейчас у каждого в кармане лежит устройство, содержащее, в том числе, и часы, на много порядков более точные, чем любые из доступных в средневековой Аравии, а также позволяющее настроить оповещение на любое угодное время. Хватает и специализированных приложений для мусульман с расписанием чего угодно, а уж организовать рассылку — проще простого. Так что вопли муэдзина способствуют разве что [[сарказм|росту симпатий]] со стороны жителей окрестных от мечети домов к посетителям этого заведения. Но увы, традиция прописана как хоть и не обязательная, но желательная.
* Исламская традиция ставить при мечети минареты и транслировать с них призыв муэдзина. Когда-то это имело смысл (если, конечно, считать, что религии и молитвы в принципе имеют смысл), поскольку способов более-менее точно измерять время было мало и все они были станционарными, в виде песочных, солнечных или водяных часов, а способов надёжно оповестить всё население в какой-то местности, кроме громких звуков, не было вовсе. Сейчас у каждого в кармане лежит устройство, содержащее, в том числе, и часы, на много порядков более точные, чем любые из доступных в средневековой Аравии, а также позволяющее настроить оповещение на любое угодное время. Хватает и специализированных приложений для мусульман с расписанием чего угодно, а уж организовать рассылку — проще простого. Так что вопли муэдзина способствуют разве что [[сарказм|росту симпатий]] со стороны жителей окрестных от мечети домов к посетителям этого заведения. Но увы, традиция прописана как хоть и не обязательная, но желательная.
Строка 158: Строка 157:
* Рукопожатия [[Ковидная эпоха|во время карантина и коронавируса]]. Сюда же дамские поцелуи в качестве приветствия между подругами.
* Рукопожатия [[Ковидная эпоха|во время карантина и коронавируса]]. Сюда же дамские поцелуи в качестве приветствия между подругами.
** Да ладно рукопожатия — тут [https://ria.ru/20200403/1569530479.html крестные ходы] проводят. Хотя РПЦ официально призвала отказаться от посещения церквей, даже на Пасху.
** Да ладно рукопожатия — тут [https://ria.ru/20200403/1569530479.html крестные ходы] проводят. Хотя РПЦ официально призвала отказаться от посещения церквей, даже на Пасху.
*** После официального окончания ковидной эпохи всё это уже в прошлом.
* Аруначалам Муруганантам, изобретатель удешевленного техпроцесса гигиенических прокладок для Индии. В процессе его бросила жена, семья, а потом всё село начало считать его одержимым злыми духами.
* Аруначалам Муруганантам, изобретатель удешевленного техпроцесса гигиенических прокладок для Индии. В процессе его бросила жена, семья, а потом всё село начало считать его одержимым злыми духами.


Строка 164: Строка 162:
* Имперская система мер — футы, мили и прочие дюймы с галлонами и бушелями вместо метрической. И вообще традиционные системы с не кратными друг другу величинами. Нет, у этого явления есть и некоторая рациональная сторона: если уже есть огромное количество карт, приборов и устройств, промаркированных в одной системе, то быстрый переход на другую, даже более рациональную и удобную, будет стоить совершенно невменяемых денег. Однако постепенный переход вполне возможен. В большинстве стран от традиционных систем мер давно отказались и во многом такие системы сохраняются лишь из иррациональной любви к традициям.
* Имперская система мер — футы, мили и прочие дюймы с галлонами и бушелями вместо метрической. И вообще традиционные системы с не кратными друг другу величинами. Нет, у этого явления есть и некоторая рациональная сторона: если уже есть огромное количество карт, приборов и устройств, промаркированных в одной системе, то быстрый переход на другую, даже более рациональную и удобную, будет стоить совершенно невменяемых денег. Однако постепенный переход вполне возможен. В большинстве стран от традиционных систем мер давно отказались и во многом такие системы сохраняются лишь из иррациональной любви к традициям.
** В качестве компромисса замена традиционных фунтов и дюймов на метрические фунты и дюймы. Так что новый фунт равен не 0,45359237… кг, а ровно 0.5 кг, и новый дюйм не 25,399931… ми, а ровно 25 мм.
** В качестве компромисса замена традиционных фунтов и дюймов на метрические фунты и дюймы. Так что новый фунт равен не 0,45359237… кг, а ровно 0.5 кг, и новый дюйм не 25,399931… ми, а ровно 25 мм.
** Единственное преимущество (и одновременно главный недостаток) имперской системы мер — б'''о'''льшая сложность в копировании изделий и технологий.
* Пережитки древнешумерской двенадцатиричной системы счисления при подсчёте времени и углов. Попытки перехода в метрическую систему (в сутках 10 часов, 1000 минут, 100000 секунд, в круге 400 градов) предпринимались ещё в 18 веке, но воз и ныне там.
* Пережитки древнешумерской двенадцатеричной системы счисления при подсчёте времени и углов. Попытки перехода в метрическую систему (в сутках 10 часов, 1000 минут, 100000 секунд, в круге 400 градов) предпринимались ещё в 18 веке, но воз и ныне там.
** В защиту шестидесятеричной системы говорит тот факт, что число 24 делится нацело на 2,3,4,6,8 и 12; число 60 — на 2,3,4,5,6,10,12,15,20 и 30; у числа 360 и вовсе 24 различных делителя. Это удобно для многих операций равного деления временных и угловых промежутков. Например, 24 часа легко делится на 2 смены по 12 часов, 3 смены по 8 часов, 4 по 6 часов и т. д. И да, морская миля (1852 метра) — это фактически 1 угловая минута (1/21600) земной окружности по любому меридиану или экватору (погрешность на форму земли — ±8 метров).
** В защиту шестидесятеричной системы говорит тот факт, что число 24 делится нацело на 2,3,4,6,8 и 12; число 60 — на 2,3,4,5,6,10,12,15,20 и 30; у числа 360 и вовсе 24 различных делителя. Это удобно для многих операций равного деления временных и угловых промежутков. Например, 24 часа легко делится на 2 смены по 12 часов, 3 смены по 8 часов, 4 по 6 часов и т. д. И да, морская миля (1852 метра) — это фактически 1 угловая минута (1/21600) земной окружности по любому меридиану или экватору (погрешность на форму земли — ±8 метров).
* Календарь. Давайте будем костылями фиксить ещё дохристианскую разработку, когда даже у некоторых индейцев были более точные системы! Ну и исторические примеры нежелания переходить на юлианский/григорианский календарь.
* Календарь. Давайте будем костылями фиксить ещё дохристианскую разработку, когда даже у некоторых индейцев были более точные системы! Ну и исторические примеры нежелания переходить на юлианский/григорианский календарь.
Строка 175: Строка 172:
** Семь цветов в радуге действительно можно насчитать, но ОЧЕНЬ редко (автор этой правки за свои три с лишним десятка лет видел такую всего один раз — осенью 2020), в основном радуги трёхцветные. По Перельману — иногда четырёхцветные, а порой с белой полосой.
** Семь цветов в радуге действительно можно насчитать, но ОЧЕНЬ редко (автор этой правки за свои три с лишним десятка лет видел такую всего один раз — осенью 2020), в основном радуги трёхцветные. По Перельману — иногда четырёхцветные, а порой с белой полосой.
** Ньютон отталкивался не от естественной радуги, а от разложения луча белого света треугольной призмой. А там всё зависит от конкретной конфигурации оптической системы. Но в целом, наверное, разложение призмой в лаборатории почётче чем случайно льющейся водой.
** Ньютон отталкивался не от естественной радуги, а от разложения луча белого света треугольной призмой. А там всё зависит от конкретной конфигурации оптической системы. Но в целом, наверное, разложение призмой в лаборатории почётче чем случайно льющейся водой.
** Вопрос в конкретных исторических традициях. На [[Богатыри и чудища лесные|древней Руси]] в радуге видели четыре цвета, на большей части Европы не выделяют голубой, [[китай]]цы считают зелёный оттенком синего, [[США|штатовцы]] не разделяют красный и оранжевый, [[Арктика|эскимосы]] могут разделять десяток оттенков белого, но не выделять зелёный и жёлтый. И т. д. и т. п.
** Вопрос в конкретных исторических традициях. На [[Богатыри и чудища лесные|древней Руси]] в радуге видели четыре цвета, на большей части Европы не выделяют голубой, [[китай]]цы считают зелёный оттенком синего, [[США|штатовцы]] не разделяют красный и оранжевый, [[Арктика|эскимосы]] могут разделять десяток оттенков белого, но не выделять зелёный и жёлтый. И т. д. и т. п.
* Римские цифры. С тех пор, как Леонардо Пизанский познакомил Европу с позиционной системой счисления (а это было аж в <s>XIII</s> 13 веке), эти неуклюжие знаки лишь по традиции используются в обозначениях, скажем, веков или порядковых номеров всяких там королей, сессий и съездов. Хотя в некоторых случаях от них есть толк: скажем, традиция записывать дату в формате 08.IX.2020 позволяет избавиться от неоднозначности: «это восьмое сентября или девятое августа?» И, кстати, есть ещё такая вполне веская причина, как декоративные соображения.
* Римские цифры. С тех пор, как Леонардо Пизанский познакомил Европу с позиционной системой счисления (а это было аж в <s>XIII</s> 13 веке), эти неуклюжие знаки лишь по традиции используются в обозначениях, скажем, веков или порядковых номеров всяких там королей, сессий и съездов. Хотя в некоторых случаях от них есть толк: скажем, традиция записывать дату в формате 08.IX.2020 позволяет избавиться от неоднозначности: «это восьмое сентября или девятое августа?» И, кстати, есть ещё такая вполне веская причина, как декоративные соображения.
* И, кстати, по поводу предыдущего пункта: в большинстве стран принят формат «число-месяц-год», но [[Капитан Пиндостан|кое-кто]] упрямо держится за привычные «месяц-число-год», какие бы недопонимания и неудобства это ни вызывало.
* И, кстати, по поводу предыдущего пункта: в большинстве стран принят формат «число-месяц-год», но [[Капитан Пиндостан|кое-кто]] упрямо держится за привычные «месяц-число-год», какие бы недопонимания и неудобства это ни вызывало.
** Система «месяц-число» была бы логичнее, чем «число-месяц», если бы год писался первым, по убывающей: количество столетий, количество лет в рамках века, номер месяца, число, но не в существующей ныне форме. Причём [https://ru.wikipedia.org/wiki/ISO_8601 стандарт ISO 8601] предлагает именно такой вариант, чрезвычайно удобный для использования в компьютерных системах — при этом строковые представления даты и времени (для дат одной эры и при фиксированном часовом поясе, но под это требование подпадает подавляющее большинство практических задач) оказываются упорядочены естественным путём, — и вполне читабельный «на глаз», но кое-где всё равно ещё сохраняются устаревшие форматы.
** Система «месяц-число» была бы логичнее, чем «число-месяц», если бы год писался первым, по убывающей: количество столетий, количество лет в рамках века, номер месяца, число, но не в существующей ныне форме. Причём [https://ru.wikipedia.org/wiki/ISO_8601 стандарт ISO 8601] предлагает именно такой вариант, чрезвычайно удобный для использования в компьютерных системах — при этом строковые представления даты и времени (для дат одной эры и при фиксированном часовом поясе, но под это требование подпадает подавляющее большинство практических задач) оказываются упорядочены естественным путём, — и вполне читабельный «на глаз», но кое-где всё равно ещё сохраняются устаревшие форматы.
** Азиаты так и пишут, внося ещё больше путаницы.
** Азиаты так и пишут, внося ещё больше путаницы.
* Довольно неэргономичная раскладка клавиатуры QWERTY, тянущаяся со второй половины XIX века. На самом деле, штука вполне продуманная и обоснованная, вот только затачивалась не под удобство пользователя, а под удобство работы механизмов пишущей машинки (и не только механизмов: например, даже неопытный продавец мог довольно быстро напечатать слово {{перевод|Typewriter|пишущая машинка}}, используя только буквы из верхнего ряда). Даже отсутствие цифры «1» (в старых «Ремингтонах» для упрощения и удешевления механики заменялась заглавной «I») на некоторых устройствах сохранилось до 1970-х годов.
* Довольно неэргономичная раскладка клавиатуры QWERTY, тянущаяся со второй половины XIX века. На самом деле, штука вполне продуманная и обоснованная, вот только затачивалась не под удобство пользователя, а под удобство работы механизмов пишущей машинки (и не только механизмов: например, даже неопытный продавец мог довольно быстро напечатать слово {{перевод|Typewriter|пишущая машинка}}, используя только буквы из верхнего ряда). Даже отсутствие цифры «1» (в старых «Ремингтонах» для упрощения и удешевления механики заменялась заглавной «I») на некоторых устройствах сохранилось до 1970-х годов.
* Консервирование архаичной грамматической нормы: «кофе» мужского рода. Грубо говоря, «кофе» это упрощенная форма устаревшего слова «кофий», которое как раз явно мужского рода да и ещё склоняется. Однако в любом случае проблемы с подобными словами это не решает.
* Консервирование архаичной грамматической нормы: «кофе» мужского рода. Грубо говоря, «кофе» это упрощенная форма устаревшего слова «кофий», которое как раз явно мужского рода да и ещё склоняется. Однако в любом случае проблемы с подобными словами это не решает.
** Что особенно смешно, учитывая, что в архаичной норма «кофе» — как раз среднего рода (что подтвердит, к примеру, Карамзин, да и весь Национальный корпус русского языка).
** Что особенно смешно, учитывая, что в архаичной норма «кофе» — как раз среднего рода (что подтвердит, к примеру, Карамзин, да и весь Национальный корпус русского языка).

Пожалуйста, учтите, что любой ваш вклад в проект «Posmotreli» может быть отредактирован или удалён другими участниками. Если вы не хотите, чтобы кто-либо изменял ваши тексты, не помещайте их сюда.
Вы также подтверждаете, что являетесь автором вносимых дополнений, или скопировали их из источника, допускающего свободное распространение и изменение своего содержимого (см. Posmotreli:Авторские права). НЕ РАЗМЕЩАЙТЕ БЕЗ РАЗРЕШЕНИЯ ОХРАНЯЕМЫЕ АВТОРСКИМ ПРАВОМ МАТЕРИАЛЫ!

Шаблоны, используемые на этой странице: