Редактирование: Это не басня!
Перейти к навигации
Перейти к поиску
Внимание: Вы не вошли в систему. Ваш IP-адрес будет общедоступен, если вы запишете какие-либо изменения. Если вы войдёте или создадите учётную запись, её имя будет использоваться вместо IP-адреса, наряду с другими преимуществами.
Правка может быть отменена. Пожалуйста, просмотрите сравнение версий ниже, чтобы убедиться, что это нужная вам правка, и запишите страницу ниже, чтобы отменить правку.
Текущая версия | Ваш текст | ||
Строка 1: | Строка 1: | ||
{{TVTropes|WhatDoYouMeanItsNotDidactic|What Do You Mean Its Not Didactic}} | {{TVTropes|WhatDoYouMeanItsNotDidactic|What Do You Mean Its Not Didactic}} | ||
{{Q|Лица, которые попытаются найти в этом повествовании мотив, будут отданы под суд; лица, которые попытаются найти в нем мораль, будут сосланы; лица, которые попытаются найти в нем сюжет, будут расстреляны.|[[Марк Твен]], | {{Q|Лица, которые попытаются найти в этом повествовании мотив, будут отданы под суд; лица, которые попытаются найти в нем мораль, будут сосланы; лица, которые попытаются найти в нем сюжет, будут расстреляны.|[[Марк Твен]], «Приключения Гекльберри Финна». Предупреждение явно ироническое — [[субверсия|книга задумана как острая сатира на американских обывателей]]}} | ||
[[Файл:Оглаф 1.jpg|240px|thumb|right|Фирменный [[Oglaf|оглафский]] стёб над любителями находить басни, там где ими и не пахнет.]] | [[Файл: Оглаф 1.jpg|240px|thumb|right|Фирменный [[Oglaf|оглафский]] стёб над любителями находить басни, там где ими и не пахнет.]] | ||
Итак, очередной счастливый день для книголюбов: талантливый Автор презентует новую Книгу. Произведение раскупили мигом, все зачитываются, увлекаются чередой приключений, поражаются сюжетным ходам, дивятся, как мастерски обыграны штампы, как Автор смог вдохнуть в них вторую жизнь! Но так и невозможно отделаться от зудящего вопроса: какую же всё-таки [[Басня|мораль]] вложил в произведение Автор? | Итак, очередной счастливый день для книголюбов: талантливый Автор презентует новую Книгу. Произведение раскупили мигом, все зачитываются, увлекаются чередой приключений, поражаются сюжетным ходам, дивятся, как мастерски обыграны штампы, как Автор смог вдохнуть в них вторую жизнь! Но так и невозможно отделаться от зудящего вопроса: какую же всё-таки [[Басня|мораль]] вложил в произведение Автор? | ||
И вот один Критик рецензирует Книгу: | И вот один Критик рецензирует Книгу: | ||
— Это произведение учит многим хорошим-прехорошим вещам! Оно учит не теряться в сложных ситуациях, а включать смекалку, выпутываться из трудностей и вообще брать ответственность за свою жизнь! Главный герой пришёл к невероятному | — Это произведение учит многим хорошим-прехорошим вещам! Оно учит не теряться в сложных ситуациях, а включать смекалку, выпутываться из трудностей и вообще брать ответственность за свою жизнь! Главный герой пришёл к невероятному успеху — и это доказывает, что добродетель будет вознаграждена! Книга подаст хороший пример читателям! | ||
— Но позвольте, | — Но позвольте, — возражает другой Критик. — Главный герой пришёл к успеху благодаря своим положительным качествам? Вы вообще внимательно книгу читали? Одного своего соперника он подставил, и его обвинили в преступлении. Другого соперника убрал за счёт предателя, которого подкупил. Что в нём вообще морального? Для него люди — всего лишь средства, расходный материал, он их презирает и готов идти по головам! Произведение подаёт дурной пример читателям. [[Во всём виновата Дока 2!|Запретить бы его, а то бы чего не вышло]]… | ||
Спорили-спорили Критики и решили спросить Автора: какой моральный урок хотел он преподать честному юношеству? | Спорили-спорили Критики и решили спросить Автора: какой моральный урок хотел он преподать честному юношеству? | ||
— А чего вы решили, что в каждой книге должно быть нравоучение? Нравится вам это или не нравится, я написал эту Книгу для развлечения читателей, а не собирался читать им рацеи. Я изобразил жизнь, как она есть, во всей её моральной неоднозначности. И не тыкаю пальцем, вот, этот персонаж хороший, а эти | — А чего вы решили, что в каждой книге должно быть нравоучение? Нравится вам это или не нравится, я написал эту Книгу для развлечения читателей, а не собирался читать им рацеи. Я изобразил жизнь, как она есть, во всей её моральной неоднозначности. И не тыкаю пальцем, вот, этот персонаж хороший, а эти плохие — читатели сами разберутся. | ||
А ведь живуч стереотип, что книга, и не только она, должна обязательно пропагандировать Добро и осуждать Зло. И на Западе школьники в сочинениях порой пытаются искать басню там, где её | А ведь живуч стереотип, что книга, и не только она, должна обязательно пропагандировать Добро и осуждать Зло. И на Западе школьники в сочинениях порой пытаются искать басню там, где её нет — что уж говорить о постсоветском пространстве, где не так давно партийная цензура следила за тем, чтобы всё искусство хоть каким-то боком служило победе бессмертных идей коммунизма. | ||
Кто-то может сразу [[Не читал, но осуждаю|осудить автора за безыдейность]], но это не значит, что его произведение лишено глубины. Напротив, поведение его персонажей может дать много материала для анализа. Но ещё раз напомним, это не | Кто-то может сразу [[Не читал, но осуждаю|осудить автора за безыдейность]], но это не значит, что его произведение лишено глубины. Напротив, поведение его персонажей может дать много материала для анализа. Но ещё раз напомним, это не басня — автор не вкладывал в произведение нравоучений, предоставляя публике самой решать, что хорошо, а что плохо. | ||
При этом возможно, что произведение «учит хорошему», даже если автор намеренно ничего такого не закладывал. Смелый герой сразил злодея, получив в конце богатство и любовь девы в беде? Быть смелым хорошо. Детектив разгадал тайну и разоблачил убийцу благодаря знаниям мифологии? Быть умным и начитанным хорошо. Антигерой достиг успеха, но его возлюбленная устрашилась его жестокости и покинула его? Плохо быть неразборчивым в средствах. Так что лучшие образцы «легкой» | При этом возможно, что произведение «учит хорошему», даже если автор намеренно ничего такого не закладывал. Смелый герой сразил злодея, получив в конце богатство и любовь девы в беде? Быть смелым хорошо. Детектив разгадал тайну и разоблачил убийцу благодаря знаниям мифологии? Быть умным и начитанным хорошо. Антигерой достиг успеха, но его возлюбленная устрашилась его жестокости и покинула его? Плохо быть неразборчивым в средствах. Так что лучшие образцы «легкой» медиапродукции — басня и не басня одновременно. | ||
Родственные тропы: | Родственные тропы: | ||
* [[Синдром поиска глубинного смысла]], в случае, если в произведении нет не только моральных, но и вообще каких-либо глубокомысленных уроков. | * [[Синдром поиска глубинного смысла]], в случае, если в произведении нет не только моральных, но и вообще каких-либо глубокомысленных уроков. | ||
* [[Во всём виновата Дока 2!]] | * [[Во всём виновата Дока 2!]] — публика не просто приписала автору басню, но и признала её опасной для общества. | ||
* [[Псевдобасня]] | * [[Псевдобасня]] — внутримировой вариант, когда персонаж принимает слова другого за басню. | ||
Противоположный троп: [[Плевать мы хотели на басню!]]. | Противоположный троп: [[Плевать мы хотели на басню!]]. | ||
Строка 29: | Строка 29: | ||
== Примеры == | == Примеры == | ||
=== Мифология и [[фольклор]] === | === Мифология и [[фольклор]] === | ||
* Многие русские народные сказки, особенно из сборника | * Многие русские народные сказки, особенно из сборника Афанасьева — вкупе с [[Неудобная басня|неудобными баснями]]. | ||
=== [[Литература]] === | === [[Литература]] === | ||
* М. | * М. Ю. Лермонтов прямо писал в предисловии к своему роману «[[Герой нашего времени]]»: «Довольно людей кормили сластями; у них от этого испортился желудок: нужны горькие лекарства, едкие истины. Но не думайте, однако, после этого, чтоб автор этой книги имел когда-нибудь гордую мечту сделаться исправителем людских пороков. Боже его избави от такого невежества! Ему просто было весело рисовать современного человека, каким он его понимает, и к его и вашему несчастью, слишком часто встречал. Будет и того, что болезнь указана, а как ее излечить — это уж бог знает!». | ||
* Н. | * Н. В. Гоголь, «[[Тарас Бульба]]» — по некоторым трактовкам, автор и не собирался давать добрым молодцам урок: его целью было создание эпического произведения о том, как Наши боролись с Не-нашими, без моральных оценок происходящего, а потому нечего недоумевать над тем, что вытворяли козаки. | ||
** Вся «Сорочинская ярмарка» с «Миргородом» под троп подходит. | ** Вся «Сорочинская ярмарка» с «Миргородом» под троп подходит. | ||
* Многие сказки Ганса Христиана Андерсена. Самый яркий | * Многие сказки Ганса Христиана Андерсена. Самый яркий пример — «Русалочка». | ||
* Льюис Кэрролл, «[[Алиса в стране чудес]] | * Льюис Кэрролл, «[[Алиса в стране чудес]]» — [[кодификатор]]. Критики были в гневе: как можно писать книгу для детей, в которой '''нет морали?!!''' | ||
** У Кэрролла есть и книга с | ** У Кэрролла есть и книга с моралью — «Сильвия и Бруно». [[Время не пощадило]]. | ||
* Энн Бронте, сестра Шарлотты и Эмили, тоже прекрасная | * Энн Бронте, сестра Шарлотты и Эмили, тоже прекрасная писательница — [[инверсия.]] «Все правдивые истории содержат мораль, хотя порой клад этот погребен очень глубоко и откопать его удается не сразу, после чего он оказывается столь скудным, что иссохшее ядрышко не оправдывает усилий, потраченных на то, чтобы расколотить скорлупу». То есть речь как раз о том, что мораль «вкладывается» сама. | ||
* Оскар Уайльд, «Портрет Дориана | * Оскар Уайльд, «Портрет Дориана Грея» — автор в предисловии разнообразными способами это подчеркивает. «Художник не моралист. Подобная склонность художника рождает непростительную манерность стиля». | ||
** Ну он, однако, и лицемер! «Рано или поздно совесть тебя дожрет! | ** Ну он, однако, и лицемер! «Рано или поздно совесть тебя дожрет!» — вполне себе викторианская мораль. | ||
* Его же «Преданный | * Его же «Преданный друг» — когда Водяная крыса узнает, что у истории, рассказанной Коноплянкой (той самой истории о преданном друге, преданном в обоих смыслах), есть мораль, она даже не желает ее слушать, ведь все истории с моралью — просто чушь. При том, что в сказке мораль вполне вычитывается, и довольно однозначная: «Не будь чересчур самоотвержен, не порти себе жизнь ради тех, кто для тебя и пальцем не пошевельнет». «Великан-эгоист», «Замечательная ракета» или «Звездный мальчик» тоже довольно просты и басенны. А вот, например, «Рыбак и его душа»… хотя и тут можно подобрать мораль: «Даже ради любви нельзя жертвовать совестью». | ||
* Дж. Р. | * Дж. Р. Р. Толкин писал: «Надеюсь, „[[Властелин Колец]]“ вам понравился? Понравился — вот ключевое слово. Ибо писалась книга для того, чтобы развлечь (в высшем смысле этого слова): чтобы ее было приятно читать. Ровным счетом никакой аллегории в ней не содержится: ни нравственной, ни политической, ни современной». [[С прикрученным фитильком]]: аллегорий нет, но нравственных идей в эти книги вложено много, и некоторые из них Толкин раскрывает в других письмах. | ||
* | * Ник Перумов разделяет идеи своего кумира: «Когда все начинает концентрироваться вокруг так называемой идеи книги (то есть двух-трех фраз притчевого характера), мне это не нравится. Если весь „смысл“ можно вложить в две строчки, зачем писать целую книгу? Обойдемся цитатниками, как у Председателя Мао, или сборниками афоризмов». | ||
* [https://key.in.ua/persona/1052-aleksandra-marinina.html Принципиальная позиция А. Марининой] | * [https://key.in.ua/persona/1052-aleksandra-marinina.html Принципиальная позиция А. Марининой] | ||
** При том, что классический | ** При том, что классический детектив — по сути своей басня. «Зло будет разоблачено, впрочем, злодей может надеяться на прощение». Христианские корни, что не странно для порождения англо-американской культуры. | ||
* «[[Меганезия]] | * «[[Меганезия]]» — внутримировой пример. Поскольку школа предназначена для обучения практически полезным навыкам, преподавание в ней басен недопустимо (самостоятельное чтение не ограничено), а попытка учителя выводить из книг любую мораль чревата пожизненным запретом на профессию. Закономерная часть [[вывих мозга|принуждения к свободе]]. | ||
* [[Р. Л. Стайн]] не устаёт повторять, что в его ужастиках для детей нет никаких подтекстов и никакой пользительной морали, однако иногда само собой получается. Так, в «Тайне кораллового рифа» поднимаются довольно серьёзные этические вопросы относительно того, допустимо ли лишать свободы [[Русалка|получеловеческое существо]] во имя науки. В книгах «Добро пожаловать в мёртвый дом» и «Не подходите к подвалу» сквозь призму ужасного показаны вполне реалистичные ситуации из жизни | * [[Р. Л. Стайн]] не устаёт повторять, что в его ужастиках для детей нет никаких подтекстов и никакой пользительной морали, однако иногда само собой получается. Так, в «Тайне кораллового рифа» поднимаются довольно серьёзные этические вопросы относительно того, допустимо ли лишать свободы [[Русалка|получеловеческое существо]] во имя науки. В книгах «Добро пожаловать в мёртвый дом» и «Не подходите к подвалу» сквозь призму ужасного показаны вполне реалистичные ситуации из жизни детей — переезд и отчуждение отца в связи с потерей работы. «Игра в невидимку» повествует о неодолимой тяге детей к риску. В «Маске Одержимости» попытка трусишки Карли-Бет скрыть своё лицо за [[Страшная маска|страшной маской]] делает её нелёгкую жизнь гораздо ужаснее, а вместо придурков-одноклассников её теперь преследуют кошмарные твари «Нелюбые». Отогнать их и [[А теперь попробуй снять!|снять маску]] можно лишь символом любви — для Карли-Бет таковым становится её собственное лицо из гипса, изготовленное мамой. Надев его, Карли-Бет символически принимает себя такой, какая есть, отгоняет чудовищ, снимает маску и духовно перерождается, становясь настоящим бойцом. Это далеко не единственные примеры неожиданно глубокого смысла в простеньких книжечках на час, а разгадка проста — Стайн, работавший школьным учителем и сам в глубине души оставшийся ребёнком, превосходно понимает психологию детей и подростков и одолевающие их проблемы. | ||
* [[Александр Рудазов]] гласно заявляет, что таки да, пишет в первую очередь развлекательное | * [[Александр Рудазов]] гласно заявляет, что таки да, пишет в первую очередь развлекательное чтиво — такое, какое бы было интересно читать ему самому. И пока не дойдёшь до [[Яцхен (серия книг)|«Демонов в Ватикане»]], [[Властелин (А. Рудазов)|«Властелина»]] или [[Архимаг (серия книг)|«Зари над Бездной»]], ему даже веришь… | ||
* [[Генри Лайон Олди|Дмитрий Громов]], «Путь | * [[Генри Лайон Олди|Дмитрий Громов]], «Путь Проклятых» — автору пришлось даже прямым текстом написать во вступлении: «Да, и не ищите здесь положительных героев. Их здесь нет». | ||
=== [[Кино]] === | === [[Кино]] === | ||
* «[[Звёздные войны]] | * «[[Звёздные войны]]» — Некоторые старые фанаты «Звёздных войн» обвиняют Расширенную вселенную в безыдейности. Мол, вот были фильмы с чётким моральным посылом, с [[Чёрно-белая мораль|чётким разделением на добро и зло]], а во многих книгах всё выглядит далеко не так однозначно. А в разных энциклопедиях и сорсбуках зачастую вообще трудно сказать, [[Все оттенки серого|кто прав, а кто виноват]], и народ имеет все основания [[болеть за Империю]] и заявлять, что [[Мелькор был хорошим|Палпатин был прав]]! Вот только многие книги действительно не являются баснями, и уж тем более басней не являются справочники, которые просто обрисовывают вселенную, в которой происходят события франшизы. | ||
=== [[Телесериалы]] === | === [[Телесериалы]] === | ||
* «[[Parks and Recreation]] | * «[[Parks and Recreation]]» — Крис Трегер склонен воспринимать все (немногочисленные) слова Рона как «жизненный урок». Рон же просто пытается научить Криса работе по дереву… | ||
=== [[Мультсериалы]] === | === [[Мультсериалы]] === | ||
* «[[Гриффины]]». Придирки к этому | * «[[Гриффины]]». Придирки к этому мультсериалу — дело уже заурядное, но максимальный шквал критики обрушился на серию, в которой Брайан убедил Мег, что та должна терпеть издёвки своих родичей, дабы семья не разрушилась. Критические отзывы содержат фразу «А вдруг кто-то также поступит?» Во-первых, кто в здравом уме будет руководствоваться советами из мультсериала, который на пятьдесят процентов состоит из абсурдистских скетчей (на том же уровне можно говорить, что «[[Гаргантюа и Пантагрюэль]]» учат подтираться гусятами) ? Во-вторых, Брайан, даром, что резонёр — не [[Марти Сью]] и не истина последней инстанции, и тоже совершает козлистые и аморальные поступки. | ||
* «[[Губка Боб Квадратные Штаны]]»: | * «[[Губка Боб Квадратные Штаны]]»: | ||
** Американские зрители разглядели пропаганду толерантности к геям, что прибавило мультсериалу популярности среди ЛГБТ и ненависти от сторонников традиционных ценностей. А персонаж-то, по словам Стивена Хилленберга, [[асексуал]]ен (и с точки зрения морской биологии, а Хилленберг был именно биологом, он будет прав) | ** Американские зрители разглядели пропаганду толерантности к геям, что прибавило мультсериалу популярности среди ЛГБТ и ненависти от сторонников традиционных ценностей. А персонаж-то, по словам Стивена Хилленберга, [[асексуал]]ен (и с точки зрения морской биологии, а Хилленберг был именно биологом, он будет прав) — что не помешало сделать его иконой ЛГБТ-сообщества после смерти создателя. | ||
*** Только вот асексуалы являются частью ЛГБТ-сообщества (что, по-вашему, означает буква «А» в расширенной аббревиатуре ЛГБТКИА+?) и собственный прайд-флаг имеют. | *** Только вот асексуалы являются частью ЛГБТ-сообщества (что, по-вашему, означает буква «А» в расширенной аббревиатуре ЛГБТКИА+?) и собственный прайд-флаг имеют. | ||
** Трактовка персонажей мультфильма как образов семи смертных грехов. | ** Трактовка персонажей мультфильма как образов семи смертных грехов. | ||
*** Это уже [[Теория заговора]] | *** Это уже [[Теория заговора]] | ||
* «Monster | * «Monster High» — [[с прикрученным фитильком]] подобная ситуация сложилась с Клодин Вулф, про ориентацию которой ни в одном сезоне не говорилось ни слова. Стоило одному из создателей мультсериала на вопрос, не лесбиянка ли она, ответить, что её задумывали как девушку, интересующуюся модной одеждой, а не парнями или другими девушками, но он не против, если фанаты будут считать ее лесбиянкой, и бедная оборотниха тут же начала появляться на фан-арте исключительно на фоне лесбийского флага. | ||
=== [[Аниме]] и [[манга]] === | === [[Аниме]] и [[манга]] === | ||
Общий случай заключается в том, что раз | Общий случай заключается в том, что раз аниме — это мультики, а [[мультики — это для детей]], то и в аниме должен быть какой-то хороший и добрый посыл, они должны быть добрыми и светлыми. Поэтому когда родители, неспособные понять, что — о боже мой — можно рисовать что-то взрослое и серьёзное, начинают истерически верещать о «[[Аниме — это жестокие порномультики|жестоких китайских порномультиках, которые учат плохому]]», то это наш случай. Разумеется, есть аниме, ориентированное на детей. Есть даже те, которые несут в себе некую мораль как для детей, так и для взрослых. Но нужно понимать, что аниме — это особый и специфический вид искусства, а не мультики, которые можно скормить деточке, чтобы тот научился чему-нибудь такому. | ||
* | * [[Neon Genesis Evangelion|«Евангелион»]] во все поля! Одно можно сказать точно: да, Хидеаки Анно в самом деле хотел через этот сериал поделиться миром своей депрессией, но вряд ли он всё задумывал НАСТОЛЬКО глубоко, насколько копают фанаты «Евангелиона» уже третье десятилетие кряду. | ||
** Капитан Очевидность спешит уточнить, что басню из NGE пытаются вывести в основном религиозную: вот вам персонажи как воплощения смертных грехов (не клеится? а и пофиг!), вот вам Страшный Суд, а вот вам | ** Капитан Очевидность спешит уточнить, что басню из NGE пытаются вывести в основном религиозную: вот вам персонажи как воплощения смертных грехов (не клеится? а и пофиг!), вот вам Страшный Суд, а вот вам Каору — чем не Иисус Христос? (ну хотя бы тем, что за неполную серию экранной жизни как личность не раскрылся, мессианских качеств не проявил и успел только почти совратить Синдзи да навязать ему же садистский выбор). Когда Анно [[Gainax|сотоварищи]] добавляли там и сям религиозные отсылки [[ради фишки]] (экзотика же!), они вряд ли знали, как эти религиозные отсылки любят обсасывать западные критики. | ||
=== [[Видеоигры]] === | === [[Видеоигры]] === | ||
* Серия [[GTA]]: во избежание обвинений авторы вынуждены напоминать: «The makers and publishers of this videogame do not in any way endorse, condone or encourage engaging in any conduct depicted in this videogame». | * Серия [[GTA]]: во избежание обвинений авторы вынуждены напоминать: «The makers and publishers of this videogame do not in any way endorse, condone or encourage engaging in any conduct depicted in this videogame». | ||
** Это сейчас во многих играх пишут, притом порой явно | ** Это сейчас во многих играх пишут, притом порой явно лукавят — «что хорошо, что плохо» из игры буквально прёт. | ||
* ВЕСЬ жанр [[Изнасилование|рейп]]-хентая пестрит подобными напоминаниями. | * ВЕСЬ жанр [[Изнасилование|рейп]]-хентая пестрит подобными напоминаниями. | ||
* [[Chrono Trigger]] | * [[Chrono Trigger]] — нет в игре никакого религиозного посыла, это обычная приключенческая фэнтези. А имена мудрецов это просто вольность переводчика, в оригинале они Gash, Mash, и Bash. | ||
* «[[Edna & Harvey|Edna & Harvey: Harvey’s New Eyes]] | * «[[Edna & Harvey|Edna & Harvey: Harvey’s New Eyes]]» — пародия на обязательную басню в поучительных историях для детей: в одной из концовок Лилли гневно [[Разрушение четвёртой стены|перебивает рассказчика]]. «Но мораль истории…» — «И ты тоже заткнись! Нет тут морали, понял? Конец!». | ||
* Вполне вероятно, что таков [[Undertale]]. Тоби Фокс придумал идею с игрой, где для её прохождения нужно никого не убивать, потому что это прикольно, чёрт возьми! Вся игра вообще строится на одном сплошном [[Правило прикольности|правиле прикольности.]] Хотя фанаты воспринимали всё это как пацифисткий посыл, и теперь будут осуждать каждого встречного, кто убил хотя бы одного монстра. В следующей игре, [[Deltarune]], он показал это на примере битвы с [[Полное чудовище|Королём Тёмного Мира]], {{spoiler|который обманывает Криса-пацифиста и чуть не убивает всю партию}}. | * Вполне вероятно, что таков [[Undertale]]. Тоби Фокс придумал идею с игрой, где для её прохождения нужно никого не убивать, потому что это прикольно, чёрт возьми! Вся игра вообще строится на одном сплошном [[Правило прикольности|правиле прикольности.]] Хотя фанаты воспринимали всё это как пацифисткий посыл, и теперь будут осуждать каждого встречного, кто убил хотя бы одного монстра. В следующей игре, [[Deltarune]], он показал это на примере битвы с [[Полное чудовище|Королём Тёмного Мира]], {{spoiler|который обманывает Криса-пацифиста и чуть не убивает всю партию}}. | ||
* The Long | * The Long Dark — игра сразу предупреждает что это художественная выдумка, в дикой природе все не так и не надо использовать игру как пособие по выживанию. | ||
=== [[Настольные игры]] === | === [[Настольные игры]] === | ||
* [[ | |||
* [[Warhammer_40,000]] — компания-разработчик Games Workshop даже была вынуждена выпустить публичное сообщение, где напомнила, что «Во вселенной Warhammer 40000 нет хороших сторон. Особенно это касается Империума человечества». И что «Империум Человечества — это предостережение о том, что может случиться, если верх возьмут самые худшие проявления человеческой натуры, жажда власти и ксенофобия, не знающая меры и границ. Как и в случае со многими другими аспектами вселенной Warhammer 40,000, Империум — это сатирическое изображение. … Это государство, которым не стоит вдохновляться кому-то кроме живущих в этой вымышленной вселенной, рабов его системы. Это чудовищная цивилизация, и её чудовищность должна быть очевидна для всех». | |||
=== [[Музыка]] === | === [[Музыка]] === | ||
* Виктор Цой вынужден был объяснять в интервью, что | * Виктор Цой вынужден был объяснять в интервью, что «Перемен» — не про перестройку и вообще не про политику (а про серость и однообразие жизни), а «Алюминиевые огурцы» — это вообще шутка и абсурд, а не замаскированное послание. Не помогало и до сих пор не помогает. | ||
* «[[Гражданская оборона]]» и её многочисленные [[зигзаг]]и тропа. Для одних песен (вроде «Всё идёт по плану») Летов категорически отрицал любой полит. подтекст. В других тактично молчал. Таким образом, наследие группы в равной степени воспринимается как левыми, так и правыми. | * «[[Гражданская оборона]]» и её многочисленные [[зигзаг]]и тропа. Для одних песен (вроде «Всё идёт по плану») Летов категорически отрицал любой полит. подтекст. В других тактично молчал. Таким образом, наследие группы в равной степени воспринимается как левыми, так и правыми. | ||
* «[[Наутилус Помпилиус]]», «Негодяй и | * «[[Наутилус Помпилиус]]», «Негодяй и ангел» — «Какая у этой песни мораль? А морали и нет никакой.» | ||
** Ага, только мораль тут же выводится, в следующих строчках: «Один родится пернатым, но Рогатым родится другой И каким ты был, таким и умрешь, Видать ты и нужен такой Небу, которое смотрит на нас С радостью и тоской». Мораль довольно неудобная и не больно-то христианская. | ** Ага, только мораль тут же выводится, в следующих строчках: «Один родится пернатым, но Рогатым родится другой И каким ты был, таким и умрешь, Видать ты и нужен такой Небу, которое смотрит на нас С радостью и тоской». Мораль довольно неудобная и не больно-то христианская. | ||
* Лидер группы Prodigy на вопрос в чём мораль ваших песен так и сказал «Морали нет. Мы не занимаемся промыванием мозгов». | * Лидер группы Prodigy на вопрос в чём мораль ваших песен так и сказал «Морали нет. Мы не занимаемся промыванием мозгов». | ||
Строка 94: | Строка 94: | ||
== Инверсии == | == Инверсии == | ||
Автор вложил в произведение моральные идеи, но произведение обычно воспринимают как чисто развлекательное. | Автор вложил в произведение моральные идеи, но произведение обычно воспринимают как чисто развлекательное. | ||
* «[[Пастафарианство|Евангелие Летающего Макаронного Монстра]]» же! Бобби Хендерсон вложил туда и моральный посыл, и довольно тонкую сатиру, но [[Баран Божий|особо твердолобые]] адепты традиционных религий видят в книге исключительно кощунство и издевательство над их верованиями, а не менее твердолобые мамкины | * «[[Пастафарианство|Евангелие Летающего Макаронного Монстра]]» же! Бобби Хендерсон вложил туда и моральный посыл, и довольно тонкую сатиру, но [[Баран Божий|особо твердолобые]] адепты традиционных религий видят в книге исключительно кощунство и издевательство над их верованиями, а не менее твердолобые мамкины атеисты — осмеяние тупых верунов. | ||
* [[JJBA|Жожа]], дамы и господа! Араки вообще-то очень сильно налегает на важность доброты и сострадания, и нужно быть совсем уж слепым, чтобы этого не видеть. Но да, значительная часть читателей\зрителей этого таки не видит, а видит в основном гэги. | * [[JJBA|Жожа]], дамы и господа! Араки вообще-то очень сильно налегает на важность доброты и сострадания, и нужно быть совсем уж слепым, чтобы этого не видеть. Но да, значительная часть читателей\зрителей этого таки не видит, а видит в основном гэги. | ||
{{Nav/Штампы/Явления и идеи}} | {{Nav/Штампы/Явления и идеи}} |