Общество потребления
Капиталистическое общество в сатире изобличителей капитализма вовсю разбиралось в своей уродливой сути: социальное расслоение, безработица, война. И, собственно, деградацию культурного и духовного развития общества. Выражается оно в обществе потребления - одном из главных и заметных атрибутов капиталистической системы. Единственная ценность в отсутствие смысла жизни и перспектив на будущее - потреблять. Получать от жизни как можно больше удовольствий, и попытка казаться статусным за счёт как можно более модных и статусных вещей.
А статусных вещей такой социум предлагает на самый широкий ассортимент: крутая тачка за 40 000 000 долларов, новый айфон взамен ещё месяц не прослужившего старого за 1 000 000 долларов, часы Ролекс по ещё какой цене, а ещё по скидке вон какой унитаз продают. Обязательно рекламируется. Реклама повсюду, от интернета до билбордов, с кричащими заголовками, и всегда создают вечно радостную атмосферу американской улыбки. Какие бы обгаженные трущобы не окружали человека, реклама и пропаганда приукрасят реальность. Общество потребления без рекламы - не общество потребления.
Следствием такого упадка образования становится образ детей такого мира. Деградирующие гедонисты, готовые потратить деньги, которых у них нет, на то, что им на самом деле не нужно. Дальнейший текст ещё нужно дописать.
Примеры
Художественная литература
- Бойцовский клуб - весь об этом. От унылости и серости жизни устал безымянный офисный рабочий, вся жизнь которого состояла только из ненавистной работы, купленных дорогих товаров и безнадёжно отсутствующих перспектив на будущее. Именно бунтом против такого общества и был бойцовский клуб и альтер-эго протагониста в образе свободного от оков безумца Тайлера Дёрдена.
- О, дивный новый мир - пример без контекста. Вместо удаления прошу подробно написать того, кто эту книгу читал.
Научная литература и нон-фикшен
- Труды американского психолога немецкого происхождения Эриха Фромма достаточно подробно раскрывают тему. Разбирается понятие рыночно-ориентированного человека, который в таком обществе не имеет собственной личности, вынужден составлять её из того, что он имеет, а не чем является сам. И о психологии такого индивида, теряющего способность развиваться и мыслить.
Кино
- Идиократия - результатом предмета статьи стало гротескное массовое отупение человечества и превращение по крайней мере США (другие страны не показаны) в натуральную помойку из трущоб. И естественно, люди могут часами проводить за самыми дегенеративными передачами.
- Шоу Трумана - метафорический пример, когда сабж изображён в виде закрытого шоу-обманки лично для одного ни о чём не подозревающего человека. Стилизация под рекламу обычной жизни простого офисного клерка, актёра поневоле, прилагается.
- Робокоп - сатира на предмет статьи. Повествование периодически прерывается на внутримировую рекламу и местное телевидение, которые составляют мир произведения. Отношение людей этого общества к образованным ботанам показано в сцене, где бандиты так насмехаются над читающим учебник по геометрии очкариком.
- Бэтмен 1989-го года - Джокер, как настоящий трикстер, вовсю поиздевался над пороками общества. Сначала проворачивает план по отравлению продуктов косметики, а его шуточная реклама "собственного товара" внезапно запускается на телевидении. А после на праздник в честь 200-летия Готэма бесплатно раздаёт деньги жадным до долларов окружающим людям, чтобы тут же отравить их ядовитым газом.