В бой идут одни „старики“: различия между версиями

Материал из Posmotreli
Перейти к навигации Перейти к поиску
(Перенаправление на В бой идут одни «старики»)
Метка: новое перенаправление
 
Строка 1: Строка 1:
{{Q|Не вернувшимся из боевых вылетов посвящается.|Финальные титры фильма}}
#перенаправление [[В бой идут одни «старики»]]
 
{{Info/Film
|film_name = В бой идут одни "старики"
|image= [[Файл:Odnistariki.jpeg|240px|centre]]
|genre=<ul><li>Военная драма</li></ul>
|country = СССР
|studio = <ul><li>Киностудия им. А.С. Довженко</li><li>Первое творческое объединение</li></ul>
|director = Леонид Быков
|writer = <ul><li>Евгений Оноприенко</li><li>Александр Сацкий</li><li>Леонид Быков</li></ul>
|year = 1974
|length = 92 минуты
|showactors = 1
|act1 = Леонид Быков
|role1 = гвардии капитан Алексей Титаренко (''«Маэстро»'')
|act2 = Алексей Смирнов
|role2 = механик Макарыч
|act3 = Сергей Иванов
|role3 = лейтенант Александров (''«Кузнечик»'')
|act4 = Рустам Сагдуллаев
|role4 = младший лейтенант Сагдуллаев (''«Ромео»'')
|act5 = Евгения Симонова
|role5 = Маша Попова
|act6 = Ольга Матешко
|role6 = капитан Зоя Молчанова
|act7 = Владимир Талашко
|role7 = старший лейтенант Скворцов
|act8 = Сергей Подгорный
|role8 = младший лейтенант Виктор Щедронов (''«Смуглянка»'')
}}
{{YouTube|E9JOGUK5jyw|«[[Музыкальный символ|Смуглянка]]» в фильме}}
'''В бой идут одни «старики»''' — советский художественный фильм 1973 года, [[Сам поставил, сам играл|снятый режиссёром и актёром Леонидом Быковым по собственному (в соавторстве с Евгением Оноприенко и Александром Сацким) сценарию]] о [[Воздушный бой|лётчиках]] времён [[Вторая мировая война|Великой Отечественной войны]] в боях за освобождение от фашистов [[Сало и горилка|Украины]]. Стал четвёртым в советском кинопрокате по итогам 1974 года и единственным в десятке лидеров проката фильмом о войне. Дальнейшую судьбу этого фильма можно назвать только счастливой — он стал, пожалуй, самым народным фильмом о войне, особенно — и до сих пор! — для Украины, [[Растаскано на цитаты|разошёлся на цитаты]], а героям фильма поставили памятники.
 
В 2009 году фильм был колоризован и в таком виде показан по Первому каналу в России и по каналу «Украина» понятно где. Однако, как это часто бывает, колоризация вряд ли что-то добавила к картине. Сам Быков, изначально намеревавшийся снять картину в цвете, в итоге решил, что чёрно-белый вариант (цветная плёнка была слишком большим дефицитом, снимали как есть) настолько хорош, что больше ничего добавлять к нему не надо. Вслед за Леонидом Фёдоровичем и мы советуем вам смотреть фильм в чёрно-белом варианте.
[[Файл:Makarych.jpg|мини|Памятник авиатехникам]]
5 мая 2018 г. на аэродроме [[w:Левцово (аэропорт)|Левцово]] под Ярославлем установлен памятник военным авиатехникам. В бронзовой фигуре узнаётся механик Макарыч.
 
== Сюжет ==
 
Кончается лето 1943 г. Красная Армия ведёт трудную битву за освобождение берегов [[Чудный при тихой погоде|Днепра]]. Из боевого вылета возвращается вторая «поющая» эскадрилья гвардейского истребительного авиаполка. Последним возвращается её командир — гвардии капитан Алексей «Маэстро» Титаренко. Он появляется позже всех (его дождался только его механик Макарыч) и на трофейном «мессере» — его собственный самолёт сбили немцы, но благодаря вовремя подошедшей советской пехоте он избежал плена. А в авиаполк прибывает пополнение, и среди них [[Зелёный лейтенант|младшие лейтенанты]] [[Басмачи, тюбетейки и гастарбайтеры|Сагдуллаев]], Щедронов и [[Вундеркинд|лейтенант]] Александров. Они просятся во вторую эскадрилью, и их берут, предварительно справившись о музыкальных талантах — ведь эскадрилья вне боевых заданий [[Воин и музыкант|превращается в оркестр]], которым дирижирует сам Маэстро. Первым [[ласковое прозвище]] получает Щедронов, напев песню «[[Музыкальный триппер|Смуглянка]]».
 
Новичков поначалу в бой не пускают — в [[От каменного пояса до Тихого океана|Оренбургском]] лётном училище готовили в ускоренном порядке, и их надо ещё доучивать. Меж тем в основном составе не всё ладно — ведомый Маэстро, старший лейтенант Скворцов, уже не в первый раз вышел из боя без приказа. При серьёзном разговоре выясняется, что Скворцов подсознательно боится боя с тех пор, как чуть не погиб в столкновении под Понырями во время Курской битвы. Он пытается перевестись в пехоту, но Маэстро не даёт ему этого сделать.
 
Затем на учебных полётах страшно позорится, разбив самолёт, Александров. Но после «назначения вечным дежурным по аэродрому» он, как ни в чём не бывало, идёт ловить [[Кузнечики и сверчки|кузнечиков]], за что получает соответствующее прозвище. Товарищи по училищу просят Маэстро смилостивиться, но тот непреклонен. Затем он улетает на разведку, и в его отсутствие на аэродром вынужденно садится легкий бомбардировщик У-2, пилотируемый Зоей Молчановой и Машей Поповой. Сагдуллаев с первого взгляда влюбляется в Машу, за что получает прозвище «Ромео». Чувства постепенно становятся взаимными.
 
Разведка Титаренко подтверждает сведения партизан — возле фронта сгруппирована большая группа немецких танков, и он летит на повторную. В ходе вылета его самолёт [[Дружественный огонь|сбивают]], а на земле ему устраивают [[Сарказм|горячую]] встречу, приняв за немца. Но стоило Маэстро дать сдачи — пехота поняла, что перед ними свой. К сожалению, пока Титаренко возвращался на аэродром, [[Жертвенный агнец|погиб Смуглянка]]. В следующем бою Маэстро вновь берёт ведомым Скворцова и провоцирует напарника, сделав вид, будто у него заклинило управление.  Тот, желая спасти товарища, преодолевает страх, сбив немца.
 
Вечером того же дня на аэродром совершают налёт фашисты, но всех спасает, угнав самолёт Маэстро, «вечный дежурный» Кузнечик. В шоке все, включая комполка, который сперва подумал, что так красиво сбить может только Титаренко (да ещё и на самолёте Титаренко).
 
В следующем бою [[Героическое самопожертвование|гибнет]], Скворцов, [[Иду на таран!|повторив подвиг Гастелло]]. Всё это под его восхитительную песню на украинском языке.
 
Проходит какое-то время. Территория Советского Союза почти полностью освобождена, Кузнечик и Ромео стали старлеем и лейтенантом соответственно и вышли в «старики», Маэстро стал майором и командует авиаполком. Накануне очередного боя Ромео выпрашивает у Маэстро разрешение на брак с Машей. Очень, как оказалось, [[Последняя просьба — брак|вовремя]] — из очередного боя Ромео возвращается [[Ты уже мёртв|смертельно раненым]] и умирает, [[из последних сил]] посадив самолёт. Маэстро, Макарыч и Кузнечик идут в женский авиаполк с печальной вестью для Маши и выясняют, что она и Зоя тоже пали в бою. Макарыч и Маэстро садятся у могилы и обещают вернуться сюда, когда война окончится, привести оркестр и сыграть «Смуглянку» до самого конца.
 
== Что тут есть ==
* [[А что, пусть будет!]] — финальная сцена, где Маэстро, Макарыч и Кузнечик {{spoiler|находят могилу Зои и Маши}}. Алексей Смирнов, игравший Макарыча, в этой сцене боль не играл, а переживал: от эмоциональной силы сцены у него (бывшего фронтовика с пятью боевыми наградами!) защемило сердце, и его с репетиции увезла «Скорая помощь». Через несколько дней он вернулся на съемочную площадку и сказал режиссеру Быкову: «Я второй раз так не смогу, просто умру». Дубль вошел в финальную версию фильма.
** Сцена достаточно близко повторена в финальной серии 1-ого сезона «Истребителей».
* [[Ас]] — большинство героев фильма, он всё-таки не просто о лётчиках, но о лётчиках-истребителях! Но прежде всего, конечно, сам Маэстро.
* [[Билингвальный бонус]] — не все фразы Ромео переведены с узбекского, некоторые оставлены без перевода.
** Поскольку фильм про освобождение Украины, то реплики на украинском там тоже встречаются. Тем более, что и сам Быков, как и его герой — украинец.
{{note|Собственно|Мы долго ждали этой минуты! Тысячу дней и ночей ждали! Однополчане! Гвардейцы! Наши наземные войска выходят на границу Союза Советских Социалистических Республик! Нашему полку поставлена боевая задача: в составе дивизии прикрывать группу прорыва! На нашем участке появились стервятники из воздушного прикрытия Берлина! Столицу, надо полагать, защищают далеко не новички! Противник не хочет уступать неба; наша задача — сбросить его оттуда! Драка будет страшной. Сегодня… в бой идут одни «старики».}}
* [[Вдохновенная речь]] — речь (уже) гвардии майора Титоренко перед полком.
* [[Восторг у холодильника]] — Зоя и Маша летают на бипланах У-2 (он же По-2), которые лётчики из подразделения Маэстро презрительно называют «швейные машинки». Обе девушки в хороших званиях и состоят в [[Бригада амазонок|исключительно женском полку]], что наталкивает на мысль, что они из легендарного женского [[Красные с ракетами#Женщины в армии|46-го гвардейского ночного бомбардировочного авиаполка]].
** Более того, сама история Ромео и Маши основана на реальной любовной истории между [[w:Попова, Надежда Васильевна|Надеждой Поповой]] и [[w:Харламов, Семён Ильич|Семёном Харламовым]]. Правда, реальные прототипы киногероев оба [[Убить в адаптации|пережили войну]] и после её окончания поженились.
** Поначалу кажется, что когда Кузнечика на вопрос Маэстро отвечает «Арфа» — это слабозавуалированное предложение идти куда подальше с ненужными сейчас музыкой и потанцульками. Но стоит заметить, что именно под управлением Кузнечика разучивают «Смуглянку» (при этом новичка-желторотика слушаются), и становится понятно, что парень действительно получил хорошее музыкальное образование. Все-таки вундеркинд, сын профессора и т.д.
* [[Встречая пули грудью]] — Маэстро в воздухе рапортует о своем положении: «Все нормально — падаю».
* [[Вундеркинд]] — Кузнечик, несмотря на то, что младше своих сокурсников (приписал себе год при поступлении), закончил училище лучшим, за что получил сразу звание лейтенанта, а не младшего лейтенанта, как остальные ускоренно обученные.
** В реальности так пытался сделать сам Быков, но его всё равно не взяли из-за маленького роста: он и в зрелом-то возрасте был весьма невысок, а уж с приписанным-то годом-другим…
* [[Говорить стихами]] — Кузнечик любит так шутить. В основном пародирует при этом Шекспира.
* [[Грызть реквизит]] — Владимир Талашко в роли старшего лейтенанта Скворцова явно грешит этим в сценах с Маэстро насчет своей несостоятельности в бою.
* [[ГЭС]] — после гибели Смуглянки Кузнечик почти плачет, не зная, как он скажет об этом матери друга.
* [[Добродушный толстяк]] — Макарыч. Алексей Смирнов в этой роли играл, фактически, самого себя.
* [[Дьявол из машины]] — недавние новички таки стали «стариками», но в самом конце фильма в один день над почти освобождённой территорией СССР гибнут в бою (или от его последствий) Ромео и Маша.
* [[Жертвенный лев]] — Скворцов и Ромео.
* [[Заклятые друзья]] — Первая и Вторая эскадрильи. «Если фоккер или мессер завалить — это Вторая, а если что-нибудь достать — это Первая» — иронично замечает Маэстро.
[[Файл:Маэстро.jpg|мини|Маэстро знает толк!]]
* [[Зарубка на приклад]] — истребители второй эскадрильи рисуют на фюзеляжах своих самолётов звёзды. «Тут одного пока завалишь — запаришься».
* [[Издалека сойдёт]] — вместо «лавочек» снимаются учебно-тренировочные Як-18, благо внешне немного, но похожи.
** Причина, скорее всего, в том, что по части воздушных съёмок над фильмом добровольно шефствовал Александр Покрышкин, возглавлявший в то время ДОСААФ с его сетью аэроклубов.
*** Причина, скорее всего, в том, что работоспособных Ла-5 и Ла-7 на момент съемок фильма если и осталось десятка три в лётном состоянии, то использовать их для съемок явно небезопасно. Это не танк, с которым худшее, что может случиться на съемках — заглохнет или загорится на земле.
* [[Клин клином вышибают]] — Маэстро заставляет Серегу принять активное участие в бою, притворившись небоеспособным, тем самым вынуждая его преодолеть посттравматический страх после прошлой лобовой атаки.
* [[Контрастные роли]] — Алексей Смирнов до этого был известен прежде всего как комедийный актёр (спасибо в том числе [[Фильмы Гайдая|Гайдаю]]), а здесь он очень ярко раскрылся уже как драматический.
* [[Командирский голос]] — наиболее ярко это демонстрируется в речи Маэстро перед полком. Впрочем, и в другие моменты проявляется — от необходимости перекрикивать мотор и пулемёты, чтобы тебя по рации слышали, до крика «Воздух!!!»
* [[Натурализм]] — пилоты после воздушных боев показаны вспотевшими до капель на лице и характерных мокрых пятен на гимнастерках.
* [[Не женское это дело]] — к севшим лётчицам поначалу отнеслись именно так… пока не увидели их награды.
** А чуть позже уже в горьком ключе: «То, что эта девочка, на войне…»
* [[Нет антагониста]] — как ни странно, какого-то конкретного антагониста в фильме действительно нет, но он все равно прекрасно справляется с задачей показать и трагизм, и ужас войны, и подвиг лётчиков.
** С натяжкой можно назвать «бубновых».
* [[Ложная тревога]] — когда Маэстро на мессере садится на своем аэродроме.
* [[Обознатушки]] — Маэстро, когда вынужден совершить аварийную посадку на мессере на занятой родной армией территории, и принятый за немца.
{{Q|— Кажись, свой...|Солдат, получивший сдачи от Маэстро}}
* [[Основано на реальных событиях]] — как говорят нам ТВ Тропы, у истребителя [[w:Попков, Виталий Иванович|Виталия Попкова]] (на минуточку, дважды Героя СССР) была «поющая эскадрилья». Википедия считает его прототипом и Маэстро, и Кузнечика. Большая часть актёров фильма из старшего поколения воевала. Про «Дунькин полк» написано выше.
** Множество показанных в фильме мелких подробностей аккуратно собрано сценаристами из мемуаров боевых лётчиков. Так, например, сцена игры в «морской бой», принятая начальством за изучение карты района боевых действий, взята из воспоминаний Арсения Ворожейкина.
** [[Реальность нереалистична]] — посадки самолёта из последних сил, как это сделал Ромео, действительно случались во время Великой Отечественной войны, {{spoiler|неоднократно}}.
*** Причём на всех фронтах ходила устойчивая байка о том, как выволоченного из кокпита пилота тут же тащили в санчасть, только чтобы получить удивлённый ответ: «А зачем вы его сюда приволокли? Он уже час как умер.»
* [[Пацанка и леди]] — Зоя гораздо более суровая и грубая, чем ее напарница Маша.
* [[Протащить под радарами]] — Титаренко в качестве примера украинской песни напевает «Ой, у лузi червона калина…» — строевую песню сечевых стрельцов УНР, а позже неофициальный гимн УПА (!!!).
* [[ПТСР]] — скорее всего, его ранние признаки и демонстрирует Скворцов, когда уходит из боя. Нет, это не банальная трусость.
* [[Раздаватель прозвищ]] — эта функция передаётся, словно эстафетная палочка: Маэстро дал прозвища «Смуглянка» и «Кузнечик», а от Кузнечика уже пошло прозвище «Ромео».
* [[Рыбки плавали]] — диалог Ромео и механика: «Что вы на меня так смотрите? Не нравлюсь?» — «Ты у меня пятый…»
* [[Тактичный перевод]] — игра с тропом: перевод Кузнечиком «письма <s>турецкому султану</s> немецким асам».
* [[Удобная цензура]] — практически всё, что сказал Маэстро Кузнечику, оказалось заглушено звуком мотора <s>самолёта</s> трактора, которым собираются вывезти разбитый Александровым самолет с ВПП.
* [[Фирменная любимая еда]] — клубничное мороженое у Маши.
* [[Хороший плохой конец]] или [[Плохой хороший конец]] — смотря как зритель расставит акценты.
* [[Язвительный юный умник]] — Кузнечик. Его интеллигентные подколки составляют чуть ли не половину юмора в фильме.
* [[Японский городовой]] — Маэстро даже с разбитой губой до последнего старается не опуститься до банального мата: «Ах ты, царица полей!»
 
== Ссылки ==
* [[w:В бой идут одни «старики»|Про фильм в Вики]].
* [https://www.imdb.com/title/tt0070861 На IMDB].
* [http://www.leonid-bykov.ru/fight/main_fight.htm Подробная информация о фильме на сайте памяти Леонида Быкова].
* [https://russian7.ru/post/v-boy-idut-odni-stariki-kot-byl-proto Кратко о Виталии Попкове].
 
{{Nav/Военные фильмы}}
[[Категория: Фильмы по алфавиту]]
{{Nav/Вторая мировая война (фильмы)}}
{{Nav/Советское искусство}}
{{Nav/Украина}}

Текущая версия на 19:55, 13 июня 2023

Перенаправление на: