До того, как это стало мейнстримом/Реальная жизнь/Военное дело

Материал из Posmotreli
< До того, как это стало мейнстримом‎ | Реальная жизнь
Версия от 01:22, 5 марта 2024; MisterMaas (обсуждение | вклад)
(разн.) ← Предыдущая | Текущая версия (разн.) | Следующая → (разн.)
Перейти к навигации Перейти к поиску

Это подстатья к статье «До того, как это стало мейнстримом». Навигационные шаблоны и категории здесь не нужны.

Абсолютный танковый мейнстрим… на архаичных технологиях Первой мировой!
  • На фото Renault FT — первый серийный лёгкий танк и первый танк пресловутой «классической компоновки» (отделение управление — спереди, боевое отделение — в центре, моторно-трансмиссионое — сзади). По факту же, это самый что ни на есть первый мейнстримный танк в принципе. Загибаем пальцы: одна башня кругового вращения — галочка[1], чисто гусеничный привод — галочка[2], пушечное вооружение (с оговорками, но тем не менее) — галочка[3], пригодность к массовому производству (пусть даже и без выдающихся ТТХ) — галочка[4], наконец на базе танка построены и иные машины (САУ Renault FT BS) — галочка.
    • «Улучшенный FT» в лице FCM-36 получил дизельный двигатель, а также сварную противоснарядную броню под наклоном за несколько лет до легендарного Т-34!
  • Как назывался первый серийный единый пулемёт? Каноничный ответ, MG-34 — однозначно неправильный; с него просто начался мейнстрим. Более прошаренные в оружейной истории называют первым чехословацкий ZB-50, но это тоже неверный ответ. Первым был «Мадсен»: модификация 1920 года проектировалась для стрельбы как с сошек, так и со специально разработанного станка-треноги.
    • И это тоже неправда: действительно первым серийным единым пулеметом, способным вести огонь как с сошек, так и со станка был MG 08/15 (запущенный в серийное производство в 1915 г.), а первым пулемётом, который в дополнение к этому мог быть установлен на бронетехнику без переделок — был англо-французский «Hotchkiss mk1*».
  • 神火飛鴉 (Шэнь хо фэй я, дословно «огненный летающий дух-ворон») — китайская крылатая ракета XIV века
  • «Ружьё» (пушка) Пакла — автоматический гранатомёт XVIII века!
  • Многостволки восходят даже не к пресловутым картечницам/митральезам (к которым относят и пресловутое орудие Гаттлинга), а ещё к позднесредневековым органам 16 века. Впрочем, даже по тогдашним невзыскательным меркам оружие вышло не шибко практичным и большого распространения не получило.
    • В системе Гатлинга многоствольность нужна не для повышения плотности огня, а для работы системы: это не автоматическое оружие, весь цикл заряжания-выстрела-экстракции гильзы проходит механически за счет вращения блока, и нужно не менее трех стволов. Возможность довести скорострельность до весьма значительных величин — приятный, но все же бонус. Многостволки залпового огня работали именно на максимальную плотность огня, у Гатлинга цель — непрерывная перезарядка.
  • Первые револьверы появились ещё в конце 16 века, но до ума конструкцию стали доводить уже в 1830-е.
  • Винтовки — в ту же копилку. Нарезное оружие было известно всё с того же 16 века, но всегда балансировало между «круто, но непрактично» и «круто, но трудно». Лишь к 1850-м технологии наконец-то дозрели до массового производства и тут под ДТКЭСМ попала игольчатая винтовка Дрейзе, за 30 лет предвосхитившая переход на унитарный патрон и продольно-скользящий затвор.
    • Тогда же появилось и «модульная» компоновка, в том числе и позволявшая быструю смену калибра (малокалиберный ствол просто... вставлялся по нарезам в ствол большего калибра). Само собой, подобную вещь мог позволить себе очень богатый аристократ, ибо стволы с возможностью совмещения изготавливались ручной ковкой.
    • А первая казнозарядная винтовка Фергюсона, продемонстрировавшая огроменную по меркам своего времени скорострельность (7 выстрелов в минуту, против 1, максимум 2 у гладкоствольных мушкетов), появилась ещё в 1776 году! Увы, сам изобретатель погиб в англо-американских разборках за независимость, а на фоне всё той же «Смуглянки Бесс» его поделие по-прежнему демонстрировало крутую непрактичность. Проще говоря, получалось долго, мало и дорого (сотня-другая стволов, сделанных у разных фирм за целых полгода!) — и даже выживший изобретатель едва ли тут мог бы что-то исправить.
      • Достаточно сказать, что система была придумана в 1731, малой серией опробована Фергюссоном, а в крупную пошла аж в 1849! Наглядная иллюстрация того, что копирование - нифига не просто, а «возможность изготовления» и «пригодность к производству» тоже две большие разницы.
  • А казнозарядные пушки появились и вовсе в XV веке. Но тогда либо не могли добиться нормальной обтюрации, либо из-за теплового расширения металла камору было невозможно открыть пока орудие не остынет после выстрела.
  • Самозарядная винтовка Мондрагона — практически ровесница первых магазинок и родоначальница всех систем оружия с поворотным затвором и газоотводной автоматикой (включая М1 Garand и ее многочисленных отпрысков, StG45/G3 и АК). Разрабатывалась с 1880-х, принята на вооружение в 1910. В родной Мексике начала производиться только в конце 30-х из-за слабости местной промышленности.
  • Хвачха — корейская РСЗО всё опять же 16 века.
  • Некоторые также записывают корейские кобуксоны (ака суда-черепахи) в броненосцы ДТКСЭМ, хотя это и спорно. Забавно, что для корейских «черепах», что для многих классических броненосцев уже 19 века мейнстримом была таранная тактика!
  • Автоматическая винтовка Фёдорова — штурмовая винтовка (отсюда, кстати говоря, восходит российское обозначение «автомат» для данного класса оружия) почти за 30 лет до появления концепции применения такого оружия (чтобы до конца это прочувствовать: на испытаниях автомат Фёдорова сравнивался с магазинными винтовками, и в недостатки ему записали крайне низкую эффективность на дистанции 2700 шагов). Также Фёдоров посмотрел в будущее на полвека вперёд и предложил концепцию малоимпульсного патрона калибром меньше традиционного и с лучшей настильностью траектории.
    • Да не был патрон Фёдорова малоимпульсным. Несмотря на снижение калибра баллистика его патронов была типично винтовочная. Что и не позволило ему развить свой автомат, с таким патроном как ни крути ничего кроме ручного (в лучшем случае) пулемёта не выйдет. А вот со слабыми японскими патронами (да еще и рассчитанными на длинноствольную винтовку) его автомат работал. Подобные пушки, среди которых наиболее известны BAR M1918, АВС-36 и FG-42, а из послевоенных – HK G3 и M14, относятся к классу battle rifle – автоматических винтовок под полноценный винтовочный же патрон, но которые по характеристикам до полноценного ручного пулемёта не дотягивают.
    • Вы понятия «малоимпульсный» и «промежуточный» не путаете? Вторым он точно не был, а вот первым — таки да. Фёдоров уменьшил калибр ради увеличения скорости пули при уменьшении её массы, что при равной с патроном Мосинки дульной энергии (зависит от массы линейно, от скорости квадратично) обеспечило меньший импульс отдачи (зависит от массы и скорости линейно). Эта концепция сейчас доминирующая для промежуточных патронов, но и среди винтовочных она встречаются: .243 Winchester, например — он по характеристикам почти дословно повторяет патрон Фёдорова. А если почитаете книги Фёдорова, то обнаружите, что он предсказал и появление промежуточных патронов, и уменьшение калибра до 6 мм (почти угадал).
  • Что до промежуточного патрона, то это не детище Второй мировой. Полноценный промежуточный патрон .351 WSL под полуавтомат Winchester M1905 существовал ещё в 1905 году — до 39 лет до СКС, да только в то время не был оценён по достоинству. Во второй половине 1920-х в СССР были созданы опытные автоматы под этот патрон (в частности, Коровина и Токарева), но, опять же, они опередили военную мысль своего времени: было решено не мудрить и последовать общемировой тенденции на пистолеты-пулемёты. Первым же промежуточным автоматом был, вероятно, Винчестер 1907/17 французского заказа: по требованию заказчика изначально самозарядный карабин был оснащён режимом автоогня и увеличенным магазином. Стоит упомянуть и японский патрон 6,5х50 от 1897 года — является ли он промежуточным давно уже стало отдельной дисциплиной Олимпиады, но хоть Арисака и не была автоматической винтовкой, но после модернизации затвора и упрощения заряжания стала обеспечивать столь быструю и точную стрельбу даже с магазином на 4 патрона, что Федоров подробно ее узучивший неспроста создал свой автомат под этот патрон и внедрил в нем многие решения оттуда же.
  • Римские легионы эпохи поздней республики и принципиата — регулярная солдатская армия, ставшая европейским мейнстримом много столетий спустя — аж в 17-18 веке! Ибо подобная армия нуждается в весьма продуманной экономике и логистике, которая требует нехилого уровня государственного развития.
  • Первым основным боевым танком стал не советский Т-64А конца 1960-х, не послевоенный британский Центурион, и даже не ограниченно покатавшийся по Европе М26 «Першинг», а опять же советский КВ-13 образца 1942 года! Его разрабатывали как «единый» танк, способный разом заменить как средний Т-34, так и тяжёлый КВ-1[5]. Увы, впихнуть мощную броню в массу 32 тонн получилось сугубо по ленинской формуле «формально всё правильно, а по сути издевательство». Разработку остановили, решив вместо этого сделать тяжёлый танк здорового человека ИС (впоследствии ставшего сначала ИС-1, а после доработок под новое орудие — ИС-2).
    • Некоторые оригиналы в домейнстримные ОБТ записывают даже французский Char B1! Дескать, танк позиционировался как «боевой» и должен был стать статью костяком французской бронетехники, а две орудия — для универсальности (длинноствольная 47-мм — против бронетехники, 75-мм гаубица — для борьбы с пехотой и укреплениями). В свете того, что многие нынешние ОБТ тяжелеют, дорожают, уменьшаются в численности и вообще склонны к производственному аду — подобное допущение выглядит не такой уж натяжкой совы на глобус!
    • Кстати, знаменитый двигатель В-2 — это специализированный танковый дизель ДТКСЭМ: зарубежные аналоги появились только в конце 1950-х в США (на танках М48А3 и М60) и к середине 1960-х — в Европе. Нет, дизели на танки ставили ещё в 1930-е (различные японские танки, французский FCM-36), но в целом это были маломощные (100—125 л.с, ну хорошо японцы под занавес выжали аж 240 «лошадей!») движки скорее автомобильного происхождения. А так обычно обходились либо адаптированным авиационным двигателем[6][7] или в крайней случае (как немцы со своими Майбахами) разрабатывали специальный карбюраторный.
  • Многотопливные дизели сейчас являются танковым мейнстримом, но кто был пионером? Советский хтонический ужас 5ТД с Т-64? Нет, американский D-200, разработанный за счёт адаптации легендарного авиадвигателя Wright R-1820 Cyclone. Конструкция получилась не без проблем (например, унификацию с оригинальной авиационной «звездой» пришлось похерить!), зато успешно «хавала» как дизельное топливо, так и 72-й и 80-й бензины. Успели даже построить 75 танков M4A6, но в итоге просто махнули рукой — ибо логистических проблем с разными двигательными установками на «Шерманах» хватало и без этого[8], не просто так янки старательно переходили на единый М4А3, отдавая всё остальное союзникам.
    • Кстати говоря, на «Шерманах» вовсю применяли стабилизаторы орудия (хотя ввели их ещё на упоротом М3 Ли!), но одноплоскостной вариант радикальных преимуществ в точности на ходу не давал (а на более лёгких Стюартах его даже отключали из-за замороченности применения). Мейнстримные двухплоскостные стабилизаторы появились уже в 1950-е.
  • Беспилотники очень любил маршал Тухачевский! Да и вообще, телетанки на базе Т-26 очень любили в СССР — и даже применили их в «зимней войне»!
  • Первый привычный подкалиберный снаряд с отделяемым поддоном применили ещё в 1944 году британцы (пока остальные страдали с поддонами-«катушками», из-за которых снаряд очень быстро терял в бронепробитии). Собственно говоря, это и поныне мейнстрим — разве что к «ломику» прикрутили оперение (получился БОПС), а привычный карбид вольфрама заменяют при случае обеднённым ураном (ибо отходы ядерного производства + пирофорный эффект).
  • Что за танк первым получил автомат заряжания? Советский Т-64? Холодно. Французский АМХ-13? Уже теплее. Но пионером стал американский Т22Е1 времён Второй Мировой. Конструкция получилась не очень надёжной, но вполне работоспособной — просто 75-мм пушка М3 к тому моменту уже морально устарела, а переделывать под другие орудия было недосуг. По злой иронии судьбы, у США извечные проблемы с этим устройством: опытные танки 1950х (выросшие из изучения АМХ-13) оказались совсем «не фонтан», совместный с Германией MBT/KpZ-70 зарубили из-за чрезмерной цены, а работы по удешевлению проекта привели всё к тому же Абрамсу со штатным заряжающим негром Джо.
  • Кто и когда воплотил в металле первый танк современной концепции, объединяющий крупнокалиберную пушку, «настоящий» автомат заряжания (а не просто досылатель), двухплоскостной стабилизатор орудия и электромеханическую СУО (а также фильтровентиляцоинную установку для защиты от ОМП)? СССР, 1961, «Объект 432»? А вот и нет: немцы умудрились создать такой танк ещё в 1945, дооснастив башню «Королевского тигра» автоматом заряжания, полуавтоматическим «автоматом стабилизации», позволявшим ведение огня с хода (что автоматически записывает его в двухплоскостные) и полуавтоматическим дальномером, автоматически вводившим данные в прицел. Башня была собрана и испытана на полигоне, но установке её на танк помешал конец войны (что, однако, не отменяет факта). В дальнейшем планировались ещё и «апгрейд» орудия до калибра в 105мм и создание новой башни — в этом случае его уже можно было бы назвать ОБТ, но эти модернизации так и остались «на чертежах».
  • Компоновка «буллпап» вышла в мейнстрим с появлением австрийской Steyr AUG в 1977 году. Но что было до неё? Невезучая британская ЕМ-2, ставшая жертвой американского лобби, продавившего в качестве промежуточного патрона фактически винтовочный 7,62х51? Незадачливый конкурент АК в лице ТКБ-408 (уже позднее Коробова потянуло в ещё более упоротые конструкции вроде ТКБ-022 или трёхствольного(!!!) ТКБ-059)? Или немецкое ПТР PzB M.SS.41 чехословацкой разработки, поступившее на вооружение аж в 1941 году? Ну а вообще первенцем стал опытный британский карабин Торникрофта образца аж 1901 года! Причина прозаична: не меняя длины ствола сделать оружие более компактным.
    • Аналогичный «болтовый буллпап» с затвором в прикладе был воплощён уже в конце XX века во французском охотничьем карабине Crapahute Mod.98-II, созданном специально для охоты в горах, где каждый грамм на счету, а компактность имеет первостепенное значение.
  • Birch Gun середины 1920-х был фактически первой современной самоходной гаубицей на гусеничном шасси и с полноценной башней кругового вращения. Увы, косность тогдашнего британского командования не увидела в ней потенциал — и мейнстримный аналог в лице F433 Abbot появился почти 40 лет спустя! Справедливости ради, до САУ с башней технологии «дозрели» только к 1950-м[9] (да и то американские М52, М53/55 башню кругового вращения так и не получили, выйдя при этом довольно проблемными в плане общей надёжности), а первые привычные самоходные гаубицы М108 и 109 и вовсе появились лишь в начале 1960х. В СССР же, в силу хрущёвской ракетомании и изобилия ИСУ-152, за подобные машины и вовсе взялись только концу 1960-х, породив пресловутое «цветочное семейство».
    • В свою очередь, домейнстримным аналогом колёсных САУ по типу чехословацкой «Даны» можно считать пушечные бронеавтомобили Первой Мировой, вроде пресловутого Гарфорда-Путилова. Вышло в целом неплохо, но серьёзные проблемы с проходимостью (более-менее приличные полноприводные автомобили появились только к началу Второй Мировой) загнали концепцию в тупик.
  • Домейнстримные ракеты «воздух-воздух» использовали ещё в Первую Мировую для стрельбы по аэростатам — а более-менее полноценно их применили советские лётчики в битве за Халхин-Гол (причём японцы, несмотря на потерю нескольких самолётов, так и не смогли догадаться об истинных причинах их гибели). Впрочем, по итогам применения РС-82 было принято закономерное решение, что стрелять ими по самолётам — круто, но трудно и ракеты «прописались» на правах оружия «воздух-поверность», а позднее попали на знаменитые «Катюши». Мейнстримная эпоха началась только в 1956 году с появления в США ракет AIM-7 Sparrow и AIM-9 Sidewinder.
    • Правда, по самолетам всё же периодически пробовали. Энтузиазм подогревался тем, что иногда получалось исключительно круто. Самый успешный случай в истории случился, когда один истребитель И-16 залпом 6 РС-ов сбил пять самолетов противника. Это, правда, были бомбардировщики, шедшие в очень тесном строю, но пилота истребителя, за пару секунд ставшего асом, это не очень огорчило.
  • Piaggio P.108A — итальянский ганшип за четверть века до появления AC-130. 102-мм пушка влезла на четырёхмоторный бомбер без особых проблем и макаронники даже хотели сделать ещё пяток самолётов… но тут Италия в качестве единого и самостоятельного государства «слилась» из Второй Мировой.
  • Borchardt C93 — первый вменяемый самозарядный пистолет. Весьма немейнстримная конструкция с запиранием ствола рычагами, помноженная на концепцию «я у мамы карабин, только в детстве много болел». Получилось настолько упорото, что производителя этого поделия поглотили уже через три года после начала производства. Ну а 5 лет спустя оказалось, что та же концепция запирания ствола может быть реализована в куда более компактной и вменяемой конструкции — Георг Люгер создал свой знаменитый «Парабеллум»!
    • Собственно Георг Люгер попал в команду к Хуго Борхардту, который наотрез отказывался что-то менять в конструкции, считая её идеальной. После провала приёмки начальство отдало проект целиком в руки Георгу, дабы он хотя бы что-то с этим хтоническим ужасом сделал. Люгер, самолично лицезрев процесс критического разноса творения Борхардта комиссией, взялся за исправление проблем размера и эргономики. Для повышения эргономики он скосил рукоять. Для уменьшения размера он изменил конструкцию и расположение тянущей рычаг пружины. После этого внезапно выяснилось, что во всём остальном изначальная конструкция Борхардта действительно весьма неплоха. Просто Хуго имел склонность не очень адекватно воспринимать критику в свой адрес.
    • А касательно рычажного запирания тут стоит отметить, что за где-то девять лет до Хуго Борхардта такую систему запирания применил в своём пулемёте Хайрем Стивенс Максим. Борхардт фактически пытался смасштабировать систему Максима вниз до возможности применения в пистолете и весьма в этом преуспел, изменив механизм отпирания с отдельного рычага, поворачивающего запирающий рычаг, на криволинейные направляющие, выталкивающие вверх центральный шарнир при прохождении заданной точки. Что характерно, рычажная система запирания потом перекочевала на швейцарский пулемёт LMG-25 в 1920-е.
      • Так что пистолет Люгера фактически является плодом нескольких этапов доработки придуманного до него механизма рычажного запирания. Не всем дано, как Джону Браунингу, сразу с первой попытки начертить систему, которая сразу окажется удачной и сможет прожить около века. Да и творения Браунинга на самом деле после него насколько-то дорабатывались.
  • Легендарный Mauser C96 некоторые готовы назвать домейнстримным Desert Eagle. Но если подумать, то в роли «дорогущий и понтовый охотничий пистолет» именно «товарищ Маузер» смотрит на «Дигла» как на постмейнстримного подражателя.
  • Junkers J1 — первый цельнометаллический истребитель-моноплан. По меркам 1915 года — радикальный и не особо удачный эксперимент (самолёт строили из стали — так что выдающихся ТТХ он не показал; время алюминиевых сплавов придёт позднее), четверть века спустя — стандарт современной авиации.
  • Ил-2 стал мейнстримным штурмовиком, но что было до него? Упоротые советские ТШ начала 1930-х с батареей стрелял для большей дакки? Нет, немецкий AGO S.I, одним из первых получивший бронезащиту и новомодную 20-мм автопушку Беккера для борьбы с не менее новомодными танками. Увы, прототипы появились как раз под занавес Первой Мировой…
  • Лендер. То самый Лендер, зенитные пушки которого были забыты на 20 лет. Умер в 46 лет, после нескольких месяцев болезни, приковавшей его к постели.

Примечания[править]

  1. До этого были спонсоны британских «ромбов», за тем крупнокалиберные пушки активно ставили в корпус (например Char B1 или M3 Lee) и это не говоря уже о многобашенных танках вроде Т-28!
  2. Да, первый блин вышел комковатым — тогдашние траки обладали ничтожным ресурсом, а подвеска не обеспечивала значительной скорости, но альтернатива в лице колесно-гусеничного хода в конечном итоге оказалась хуже.
  3. Большая часть FT была пулемётными (т. н. «самки»), да и позднее подобные машины тоже строили (Pz.I, американские танки 1930-х), но в целом к началу Второй Мировой пришло понимание, что 37-мм пушка — это необходимый танковый минимум (лёгкие французские танки вроде H35/R35/FCM-36, немецкий Pz.III, американский лёгкий М2А4 и средний М2, да даже советская «сорокопятка» (стоявшая на куче машин!) была по сути «расшита» из той самой немецкой 37-мм «колотушки»!).
  4. Вспоминаем, что легендарные Т-34, М4 Шерман или Т-55 на момент массового производства были скорее крепкими середнячками по броне, вооружению и мобильности.
  5. Юрий Пашолок уверяет, что КВ-13 должен быть заменять только КВ-1, но тогда возникает резонный вопрос — зачем так упарываться с массой, «утрамбовывая» тяжелый танк в вес среднего?!
  6. Британцы сначала хапнули горя с движком «Либерти» времён Первой Мировой, потом адаптировали знаменитый «Мерлин», получив танковый «Метеор» — на котором просидели аж до 1960-х! Американский Ford V8 GAA сотоварищи был «обрубком» 12-цилиндрового движка, который не пошёл в серию по причине почти поголовного перехода американской авиации на «звёзды», на послевоенных опытных тяжёлых танках появился уже в полноценном, 12-цилиндровом виде (Ford GAC), но тут американцы уже осилили куда более приличные Continental AV-1790 (чьё семейство в ходу до сих пор, пусть уже и в дизельном варианте!).
  7. Собственно, В2 — это тоже адаптированный авиационный двигатель, только дизель. Причем французский (хотя и невостребованный), и документация на него была честно куплена на Парижском авиасалоне 1938 года. Именно потому он был настолько лёгкий и мощный — для авиации требования не вытянул, а вот для танка получилось в самый раз.
  8. Загибаем пальцы: у нас есть сварной М4 и литой М4А1 с дефицитной и сложной «звездой» Wright R-975 (плюс в теории — канадский танк Ram, под который даже зарезервировали индекс М4А5!). Далее — М4А2 со спаркой дизелей, который в некоторых количествах берёт КМП США (ибо у них там своя атмосфера, вплоть до собственного флота с авиацией), основная же масса — на ленд-лиз: немного — британцам, но в первую очередь — в СССР. М4А3, самый мажорский и жирный по мощности танк с 500-сильным Ford GAA, который американцы предсказуемо оставляли себе. Наконец, упоротый М4А4 с его Chrysler Multibank A57 (5 шестицилиндровых автомобильных двигателя, сцепленных вместе!), показывающий на удивление неплохую надёжность (впрочем, этой версией прельстились разве что британцы — в СССР вежливо отказались из-за прожорливости установки, в США М4А4 ограниченно использовали как учебные). В таком бардаке, возникшем по причине «Нам нужно много танков, причём ещё вчера!», ситуация «Братишка, я тебе Шерман с новым движком принёс!» уже после ликвидации дефицита, вызывает ожидаемую реакцию «Спасибо, нет».
  9. Сумрачный тефтельный гений с его Heuschrecke 10 не предлагать — там башню на танковом шасси предполагалось только возить и использовать отдельно.