Редактирование: Автоматон

Перейти к навигации Перейти к поиску

Внимание: Вы не вошли в систему. Ваш IP-адрес будет общедоступен, если вы запишете какие-либо изменения. Если вы войдёте или создадите учётную запись, её имя будет использоваться вместо IP-адреса, наряду с другими преимуществами.

Правка может быть отменена. Пожалуйста, просмотрите сравнение версий ниже, чтобы убедиться, что это нужная вам правка, и запишите страницу ниже, чтобы отменить правку.

Текущая версия Ваш текст
Строка 3: Строка 3:
Если [[голем]] — это, фактически, оживленная магией статуя (изначально — так вообще глиняный болван, «цельнолитой» внутри), то предмет нашего рассмотрения, это, некоторым образом, магический робот.
Если [[голем]] — это, фактически, оживленная магией статуя (изначально — так вообще глиняный болван, «цельнолитой» внутри), то предмет нашего рассмотрения, это, некоторым образом, магический робот.


В частности, '''автомат''' (или '''автоматон''')<ref>Стандартная транслитерация с греческого «αὐτόματον» на русский — «автомат». Однако в этой статье мы воздержимся и от «автомата» (как, например, в официальном переводе ''[[Syberia]]''), и от «андроида» (как во многих советских книгах о роботах). Первое слово перегружено (вполне себе математическое понятие «магазинный автомат» всегда вызывает смех), второе означает «мужчинообразный» (гиноид — «женщинообразный», антропоид — «человекообразный») и не обязательно механический. Да и ОС Android внесла своё слово.</ref> должен иметь внутри корпуса некий механизм. Источником энергии при этом вполне может быть магия, а центр управления — дух, а не процессор. Но вот приводы будут отвечать всем законам классической механики и [[клокпанк|клокворк-панка]] (собственно, автоматоны, как правило, порождения именно часопанка).
В частности, важной особенностью автомата (или автоматона)<ref>Стандартная транслитерация с греческого «αὐτόματον» на русский — «автомат». Однако в этой статье мы воздержимся и от «автомата» (как, например, в официальном переводе ''[[Syberia]]''), и от «андроида» (как во многих советских книгах о роботах). Первое слово перегружено (вполне себе математическое понятие «магазинный автомат» всегда вызывает смех), второе означает «мужчинообразный» (гиноид — «женщинообразный», антропоид — «человекообразный») и не обязательно механический. Да и ОС Android внесла своё слово.</ref> является наличие внутри корпуса некоего механизма. Источником энергии при этом вполне может быть магия, а центр управления — дух, а не процессор. Но вот приводы будут отвечать всем законам классической механики и [[клокпанк|клокворк-панка]] (собственно, автоматоны, как правило, порождения именно часопанка).


Собственно, в этом вот механизме и кроется ключевое отличие автоматона от голема. В большинстве произведений, автоматоны и големы не пересекаются, однако там, где пересечение присходит, существование автоматонов обосновано возможностью их поточного, серийного производства плюс лучшей приспособленности под «военный обвес». Голема с интегрированной ракетной установкой, буром и тремя пулеметными точками сделать, как ни крути, тяжелее, чем подобный автоматон.
Собственно, в этом вот механизме и кроется ключевое отличие автоматона от голема. В большинстве произведений, автоматоны и големы не пересекаются, однако там, где пересечение присходит, существование автоматонов обосновано возможностью их поточного, серийного производства плюс лучшей приспособленности под «военный обвес». Голема с интегрированной ракетной установкой, буром и тремя пулеметными точками сделать, как ни крути, тяжелее, чем подобный автоматон.
Строка 14: Строка 14:


=== [[Литература]] ===
=== [[Литература]] ===
==== Русскоязычная ====
==== Русскоязычная ====
* Антоний Погорельский, «Пагубные последствия необузданного воображения» (новелла в сборнике «Двойник, или Мои вечера в Малороссии») — Аделина, девушка-автомат. Это произведение [[фанфик|вариация на тему]] «Песочного человека» Гофмана. Один из персонажей «Двойника» рассуждает об автоматонах: {{Свёрнуто|«Кому неизвестно, что знаменитый Алберт (ученый [[астролог]], живший в тринадцатом столетии и прозванный Великим) составил куклу, над которою трудился беспрерывно тридцать лет? Кукла эта, названная Андроидою Алберта Великого, по свидетельству тогдашних писателей, так была умна, что Алберт советовался с нею во всех важных случаях; но, к сожалению, один из его учеников, которому надоела неумолкаемая болтливость этой куклы, однажды в сердцах разбил ее на части. И в наши времена видели во всех столицах Европы одного искусника, который возил с собою и показывал за деньги небольшого деревянного турку, умеющего играть в шахматы и обыгрывающего известнейших игроков. Подобных примеров мог бы я насчитать множество, если бы у меня была не такая плохая память. В тысяча восемьсот пятнадцатом году физик Робертсон, бывший пред тем в России и показывавший фантасмагорические представления, хвалился, что он изобрел нового рода клавикорды, которые выговаривали целые слова человеческим голосом. Я сам видел клавикорды эти в Париже: к ним приделана была кукла в человеческий рост, щегольски одетая в женское платье, с модною на голове шляпкою. Робертсон садился за клавикорды, и, по мере того как перебирал клавиши, кукла выговаривала (правда, голосом довольно диким) несколько слов, как-то: papa, maman, mon frere, ma sceur, vive le Roi! [папа, мама, мой брат, моя сестра, да здравствует король! (фр.)] и тому подобное. Множество русских, бывших в то время в Париже, конечно, не забыли об этой кукле Робертсона». }}
* Антоний Погорельский, «Пагубные последствия необузданного воображения» (новелла в сборнике «Двойник, или Мои вечера в Малороссии») Аделина, девушка-автомат. Это произведение [[фанфик|вариация на тему]] «Песочного человека» Гофмана. Один из персонажей «Двойника» рассуждает об автоматонах: {{Свёрнуто|«Кому неизвестно, что знаменитый Алберт (ученый [[астролог]], живший в тринадцатом столетии и прозванный Великим) составил куклу, над которою трудился беспрерывно тридцать лет? Кукла эта, названная Андроидою Алберта Великого, по свидетельству тогдашних писателей, так была умна, что Алберт советовался с нею во всех важных случаях; но, к сожалению, один из его учеников, которому надоела неумолкаемая болтливость этой куклы, однажды в сердцах разбил ее на части. И в наши времена видели во всех столицах Европы одного искусника, который возил с собою и показывал за деньги небольшого деревянного турку, умеющего играть в шахматы и обыгрывающего известнейших игроков. Подобных примеров мог бы я насчитать множество, если бы у меня была не такая плохая память. В тысяча восемьсот пятнадцатом году физик Робертсон, бывший пред тем в России и показывавший фантасмагорические представления, хвалился, что он изобрел нового рода клавикорды, которые выговаривали целые слова человеческим голосом. Я сам видел клавикорды эти в Париже: к ним приделана была кукла в человеческий рост, щегольски одетая в женское платье, с модною на голове шляпкою. Робертсон садился за клавикорды, и, по мере того как перебирал клавиши, кукла выговаривала (правда, голосом довольно диким) несколько слов, как-то: papa, maman, mon frere, ma sceur, vive le Roi! [папа, мама, мой брат, моя сестра, да здравствует король! (фр.)] и тому подобное. Множество русских, бывших в то время в Париже, конечно, не забыли об этой кукле Робертсона». }}
* М. Е. Салтыков-Щедрин:
* М. Е. Салтыков-Щедрин:
** «История одного города» — градоначальник Брудастый оказывается механической куклой, в голову которой встроен органчик, проигрывающий одно только слово: «Непотерплю!».
** «История одного города» — градоначальник Брудастый оказывается механической куклой, в голову которой встроен органчик, проигрывающий одно только слово: «Непотерплю!».
** «Игрушечного дела людишки» («Сказки») — механические куклы мастера Изуверова.
** «Игрушечного дела людишки» («Сказки») механические куклы мастера Изуверова.  
* Ю. Олеша, «[[Три Толстяка]]» — кукла наследника Тутти.
* Ю. Олеша, «[[Три Толстяка]]» — кукла наследника Тутти.
* Цикл [[Волшебник Изумрудного города]]:
* Цикл [[Волшебник Изумрудного города]]:
** Как обходился без подзавода Железный Дровосек, если его вообще конструировал (да еще и по частям) рядовой, никому не известный сельский кузнец, а не квалифицированный механик Лестар с целой бригадой мигунов? Неучтенный чародей?
** Как обходился без подзавода Железный Дровосек, если его вообще конструировал (да еще и по частям) рядовой, никому не известный сельский кузнец, а не квалифицированный механик Лестар с целой бригадой мигунов? Неучтенный чародей?
** Тилли-Вилли — самый что ни на есть автоматон: каждые несколько часов его огромные пружины приходилось заводить ключами, но потом он усовершенствовал сам себя, перейдя на «автономную работу». Ну и душа у него, по-видимому, тоже появилась.
** Тилли-Вилли — самый что ни на есть автоматон: каждые несколько часов его огромные пружины приходилось заводить ключами, но потом он усовершенствовал сам себя, перейдя на «автономную работу». Ну и душа у него, по-видимому, тоже появилась.
** Цикл сказок о [[страна Оз|стране Оз]] — заводной механический человек Тик-Ток, вероятно, прототип предыдущего персонажа.
** Цикл сказок о [[страна Оз|стране Оз]] заводной механический человек Тик-Ток, вероятно, прототип предыдущего персонажа.
* [[Метавселенная Рудазова]] — есть там и магические роботы, причём весьма важные для сюжета некоторых историй. А маг Руорк Машинист так вообще переселил свою душу в такую конструкцию.
* [[Метавселенная Рудазова]] есть там и магические роботы, причём весьма важные для сюжета некоторых историй. А маг Руорк Машинист так вообще переселил свою душу в такую конструкцию.
* Руслан Мельников, цикл «Голем» — первый [[голем]], оживлённый магиером Лебиусом, был вполне традиционным, глиняным. Но на момент повествования он уже наладил производство стальных механических воинов.
* Руслан Мельников, цикл «Голем» — первый [[голем]], оживлённый магиером Лебиусом, был вполне традиционным, глиняным. Но на момент повествования он уже наладил производство стальных механических воинов.
* Ник Перумов, «Семь зверей Райлега» — продвинутые боевые големы активно используются державой Навсинай. Они являются довольно сложными механизмами, приводимыми в действие встроенными магическими кристаллами.
* Ник Перумов, «Семь зверей Райлега» — продвинутые боевые големы активно используются державой Навсинай. Они являются довольно сложными механизмами, приводимыми в действие встроенными магическими кристаллами.
* Константин Соловьёв, «Канцелярская крыса» и «Бумажный тигр» — в Новом Бангоре автоматоны чрезвычайно распространены. В основном, их используют в качестве прислуги. Программируются автоматоны с помощью перфоленты и умеют выполнять практически любую работу, не требующую развитого интеллекта. {{spoiler|На самом деле, всё несколько не так, но в Новом Бангоре вообще всё несколько не так.}}
* Константин Соловьёв, «Канцелярская крыса» и «Бумажный тигр» — в Новом Бангоре автоматоны чрезвычайно распространены. В основном, их используют в качестве прислуги. Программируются автоматоны с помощью перфоленты и умеют выполнять практически любую работу, не требующую развитого интеллекта. {{spoiler|На самом деле, всё несколько не так, но в Новом Бангоре вообще всё несколько не так.}}


==== На других языках ====
==== На других языках ====
* В книге «Ангел Экстерминатус» отряд автоматонов в качестве личной гвардии использовал примарх Пертурабо. Оно и неудивительно, зная как [[озлобленный ботаник|самого примарха]], так и обширные связи Железных Воинов с доеретическим Культом Механикум.
* В книге «Ангел Экстерминатус» отряд автоматонов в качестве личной гвардии использовал примарх Пертурабо. Оно и неудивительно, зная как [[озлобленный ботаник|самого примарха]], так и обширные связи Железных Воинов с доеретическим Культом Механикум.
* Э. Т. А. Гофман:
* Э. Т. А. Гофман:
** «Песочный человек» — Олимпия.
** «Песочный человек» — Олимпия.
** «Автомат» — турок-предсказатель и другие автоматоны.
** «Автомат» — турок-предсказатель и другие автоматоны.
* Джером К. Джером, «Идеальный кавалер» — механический партнер для танцев и другие произведения мастера Жейбеля.
* Джером К. Джером, «Идеальный кавалер» — механический партнер для танцев и другие произведения мастера Жейбеля.
* «Перси Джексон и Олимпийцы» — Квинтус, инструктор по боёвке в Лагере Полукровок, оказавшийся сабжем {{spoiler|точнее Дедалом, преодолевшим смерть, перенеся свой дух в созданным им же автоматон. Впрочем, тоже не вечный - псевдоним подсвечивает номер тела.}}
* «Перси Джексон и Олимпийцы» — Квинтус, инструктор по боёвке в Лагере Полукровок, оказавшийся сабжем {{spoiler|точнее Дедалом, преодолевшим смерть, перенеся свой дух в созданным им же автоматон. Впрочем, тоже не вечный - псевдоним подсвечивает номер тела.}}
* Теодор Рошак, «Воспоминания Элизабет Франкенштейн»: в главе «Я знакомлюсь с „маленькими друзьями“» приемный отец Элизабет показывает ей коллекцию автоматонов.
* Теодор Рошак, «Воспоминания Элизабет Франкенштейн»: в главе «Я знакомлюсь с "маленькими друзьями"» приемный отец Элизабет показывает ей коллекцию автоматонов.


=== [[Кино]] ===
=== [[Кино]] ===
Строка 54: Строка 53:
* «Неразрушимая механическая кукла» — [[именно то, что написано на упаковке]].
* «Неразрушимая механическая кукла» — [[именно то, что написано на упаковке]].
* [[Overlord (anime)|Overlord]] — Сизу Дельта. Хотя, по факту, она скорее [[андроид|гиноид]].
* [[Overlord (anime)|Overlord]] — Сизу Дельта. Хотя, по факту, она скорее [[андроид|гиноид]].
* Clockwork Planet — Рюдзу Йоурслейв.
* Clockwork Planet — Рюдзу Йоурслейв.
* Мастерская Эски и Логи: Алхимики сумеречного неба — Клонэ.
* Мастерская Эски и Логи: Алхимики сумеречного неба - Клонэ.
* [[D. Gray-Man]] — «Призрак Матела». Автоматон в виде девушки, раньше развлекала жителей Матела песнями и танцами, ныне же обитает на руинах города, вымершего от чумы. Дело в осколке «[[не магия|Чистой силы]]», благодаря которому она прожила [[мне на самом деле 700 лет|на несколько сотен лет дольше]], чем было положено «по сроку годности». Однако, со временем её внешний вид [[зловещая долина|порядком истрепался]], по сей причине внушала у людей лишь страх и никто не хотел слушать её пение. Единственный, кто от её голоса пришёл в восторг, был [[Какая отвратительная рожа!|уродливый]] [[сирота]] [[обнять и плакать|Гузол]].
* [[D. Gray-Man]] «Призрак Матела». Автоматон в виде девушки, раньше развлекала жителей Матела песнями и танцами, ныне же обитает на руинах города, вымершего от чумы. Дело в осколке [[не магия|«Чистой силы»]], благодаря которому она прожила [[мне на самом деле 700 лет|на несколько сотен лет дольше]], чем было положено «по сроку годности». Однако, со временем её внешний вид [[зловещая долина|порядком истрепался]], по сей причине внушала у людей лишь страх и никто не хотел слушать её пение. Единственный, кто от её голоса пришёл в восторг, был [[Какая отвратительная рожа!|уродливый]] [[сирота]] [[обнять и плакать|Гузол]].


=== [[Видеоигры]] ===
=== [[Видеоигры]] ===
Строка 77: Строка 76:
=== [[Музыка]] ===
=== [[Музыка]] ===
* [[Пикник (группа)|Пикник]], «Кукла с человеческим лицом». «Тихо плачет манекен бесполый», весь ужас положения разумного обладателя сабжа. В клипе у куклы довольно сексуальны движения и фигура, однако в промежности лишь швы, а ещё она [[без лица]] и вообще полно и [[боди-хоррор]]а, а [[эффект зловещей долины]] буквально [[Педаль в пол|педалируется]]. [[Авторский набор штампов|Шклярский жеж]].
* [[Пикник (группа)|Пикник]], «Кукла с человеческим лицом». «Тихо плачет манекен бесполый», весь ужас положения разумного обладателя сабжа. В клипе у куклы довольно сексуальны движения и фигура, однако в промежности лишь швы, а ещё она [[без лица]] и вообще полно и [[боди-хоррор]]а, а [[эффект зловещей долины]] буквально [[Педаль в пол|педалируется]]. [[Авторский набор штампов|Шклярский жеж]].
* The Dolls of New Albion, A Steampunk Opera — автоматоны в центре сюжета.
* The Dolls of New Albion, A Steampunk Opera — автоматоны в центре сюжета.


=== [[Настольные игры]] ===
=== [[Настольные игры]] ===
* В [[Warhammer 40000]] автоматонами называют продвинутых боевых роботов Адептус Механикус. Некоторые из них обладают настолько продвинутой программой, что стоят на грани еретического Искусственного (вернее, Изуверского) Интеллекта. Другие — сродни обычным големам, которые упрямо будут выполнять последнюю отданную им команду, что бывает чревато если хозяин-техножрец пал в битве и не может её отменить.
* В [[Warhammer 40000]] автоматонами называют продвинутых боевых роботов Адептус Механикус. Некоторые из них обладают настолько продвинутой программой, что стоят на грани еретического Искусственного (вернее, Изуверского) Интеллекта. Другие — сродни обычным големам, которые упрямо будут выполнять последнюю отданную им команду, что бывает чревато если хозяин-техножрец пал в битве и не может её отменить.
** Что интересно — один Железный Человек (ИИ времён Кибернетической Революции) достаточно успешно выдаёт себя за самый обычный автоматон, умудряясь обманывать даже техножрецов (которым по должности положено вычислять Изуверский Интеллект).
** Что интересно — один Железный Человек (ИИ времён Кибернетической Революции) достаточно успешно выдаёт себя за самый обычный автоматон, умудряясь обманывать даже техножрецов (которым по должности положено вычислять Изуверский Интеллект).
** Тут стоит отметить некоторую размытость того, что считается Изуверским Интеллектом. Совсем строгий запрет наложен на способные сопротивляться псайкерам мыслящие машины с управляющими системами полностью на минеральной основе. Управляющие системы на базе органики строго говоря Императором техножрецам не запрещались. Но в то же время запрещались машины, способные к полному самоосознанию, независимо от того, на какой основе у них управляющие системы, потому под запрет попадала Машина Кава, позже ставшая основой для доспехов Хоруса.
** Тут стоит отметить некоторую размытость того, что считается Изуверским Интеллектом. Совсем строгий запрет наложен на способные сопротивляться псайкерам мыслящие машины с управляющими системами полностью на минеральной основе. Управляющие системы на базе органики строго говоря Императором техножрецам не запрещались. Но в то же время запрещались машины, способные к полному самоосознанию, независимо от того, на какой основе у них управляющие системы, потому под запрет попадала Машина Кава, позже ставшая основой для доспехов Хоруса.


=== [[Реальная жизнь]] ===
=== [[Реальная жизнь]] ===
* Автоматонами называли самых первых роботов XVIII—XIX века. Эти автоматоны были, как правило, заводными и могли выполнять простые движения. Были мошенники, выдававшие себя за изобретателей «умных» автоматонов, секрет фокуса — автоматоном управлял спрятавшийся человек. Именно таков был живший в XVIII в. изобретатель-авантюрист Фаркаш (Вольфганг) Кемпелен, который сконструировал робота под названием «Турок» (другая версия названия — «Великий Могол»), отлично игравшего в [[шахматы]] якобы с помощью [[Клокпанк|сложного механизма]]. На самом деле там, где будто бы располагался механизм, сидел опытный шахматист (там побывали многие игроки) и управлял фигурой.
* Автоматонами называли самых первых роботов XVIII—XIX века. Эти автоматоны были, как правило, заводными и могли выполнять простые движения. Были мошенники, выдававшие себя за изобретателей «умных» автоматонов, секрет фокуса — автоматоном управлял спрятавшийся человек. Именно таков был живший в XVIII в. изобретатель-авантюрист Фаркаш (Вольфганг) Кемпелен, который сконструировал робота под названием «Турок» (другая версия названия — «Великий Могол»), отлично игравшего в [[шахматы]] якобы с помощью [[Клокпанк|сложного механизма]]. На самом деле там, где будто бы располагался механизм, сидел опытный шахматист (там побывали многие игроки) и управлял фигурой.
** В XIX в. были и другие известные шахматные автоматы — «Мефисто», «Аджиб», «Баварский мальчик».
** В XIX в. были и другие известные шахматные автоматы — «Мефисто», «Аджиб», «Баварский мальчик».


== Примечания ==
== Примечания ==
{{примечания}}
<references />


{{Nav/Бестиарий}}
{{Nav/Бестиарий}}

Пожалуйста, учтите, что любой ваш вклад в проект «Posmotreli» может быть отредактирован или удалён другими участниками. Если вы не хотите, чтобы кто-либо изменял ваши тексты, не помещайте их сюда.
Вы также подтверждаете, что являетесь автором вносимых дополнений, или скопировали их из источника, допускающего свободное распространение и изменение своего содержимого (см. Posmotreli:Авторские права). НЕ РАЗМЕЩАЙТЕ БЕЗ РАЗРЕШЕНИЯ ОХРАНЯЕМЫЕ АВТОРСКИМ ПРАВОМ МАТЕРИАЛЫ!