Алёша Попович и Тугарин Змей

Материал из Posmotreli
Версия от 10:10, 4 февраля 2023; Barefooter (обсуждение | вклад) (→‎Тропы и штампы: Никаких столбов позора, там именно опора на фразу "ДА НА КОЛ ИХ ПОСАДИТЬ!")
Перейти к навигации Перейти к поиску
« А и сильные, могучие богатыри на славной Руси! Не скакать врагам по нашей земле! Не топтать их коням землю русскую! Не затмить им солнце наше красное! Век стоит Русь — не шатается. И века простоит — не шолохне шалох »
— Знаменитая вступительная фраза
Алеша.jpg

«Алёша Попович и Тугарин Змей» — первый мультфильм из цикла «Три богатыря», вышедший 23 декабря 2004 года. Кроме шуток — вероятно, первый российский мультфильм, созданный в схожей со Шрэком стёбно-деконструкторской манере, подходящий для детей, но который не будет скучно посмотреть и взрослым.

Сюжет

В славном древнерусском городе Ростове у попа соборного родился единственный сын, которого назвали Алёшей. Рос Алёша не по дням, а по часам, прибавляя в удали и силе, да не прибавляя в уме, за что был прозван «нёпутевым».

Однажды к Ростову подступает орда кочевников во главе с Тугарином Змеем и требует, чтобы жители Ростова выплатили им дань. Алёша Попович вместе с дедом Тихоном предлагают хитрый план: спрятать золото в пещере, под Баюн-горой, подождать, пока басурманы зайдут туда, завалить выход каменюкой, а затем, дождавшись, пока басурманы с голоду сдохнут ослабнут, забрать золото обратно. Ростовчанам план приходится по нраву, для приманки они собирают золото со всего города, и запрятывают его в пещеру, оставив на страже Тихона с Алёшей.

Но, как это обычно бывает, что-то идёт не так, в результате кочевники сбегают со всем золотом, Ростов лежит в руинах, и всё это — вина Алёши.

Чтобы очистить своё доброе имя и всё исправить, он решает вернуть золото. За ним увязываются Тихон и влюблённая в него девушка Любава со своей бабушкой и осликом Моисеем.

По дороге на Тихона наткнулись цыгане. Сплясав и спев вокруг него, они оставили старичка обобранным до исподнего, зато подкинули коня с крепко завязанной мордой. При встрече с Тихоном Алёша снимает с коня кляп. Он оказывается говорящим и представляется как Гай Юлий Цезарь (для краткости — Юлий). Тут же их нагоняют Любава, Моисей и бабка, и они отправляются в путь все вместе.

Позже они решают заночевать в пустой избе на вершине холма. Хозяином избы оказывается богатырь Святогор, некогда известнейший герой, а ныне немощный старичок. Как соратник помочь он им не сможет, однако рассказывает, что видел, куда бежали тугары с награбленным добром, объясняет, как туда добраться, и дарит Алёше свой меч-кладенец.

Не без трудностей пройдя через указанную Святогором пещеру, ведущую сквозь гору, герои обнаруживают… что это та самая пещера, в которой изначально пытались заточить тугар.

Желая прикрыть чем-нибудь вход в злосчастную пещеру, Алёша обнаруживает стоящий на перекрестье дорог указательный камень с надписями: «Кто направо пойдёт — женатым будет, кто налево пойдёт — богатым будет, кто прямо пойдёт — тот смерть свою сыщет». Поспорив и разругавшись, каждый из героев выбирает наиболее привлекательный для него путь: Тихон с Алёшей идут прямо, Юлий — налево, а засидевшаяся в девках Любава с бабкой — направо.

К счастью, Алёша с Любавой в ходе пререканий с престарелыми родичами быстро осознают, что любят друг друга, и воссоединяются. Юлию, казалось бы, тоже повезло: он нашёл говорящий дуб, предлагающий ему сыграть в азартную игру. Конь ставит на кон подковы и выигрывает 4 раза подряд по 10 очков. Теперь он может сыграть в суперигру: на кону невероятно заманчивый приз — два полцарства! но надо поставить 100 очков. Юлий ставит свой выигрыш и шкуру… и проигрывает. Двое детинушек с дубинами тут же порываются содрать шкуру, но Юлий героически отправляет одного из них в нокаут, даёт стрекача и воссоединяется с остальной компанией (не столько потому, что резко осознал, что сила — в дружбе, сколько чтобы не остаться без защиты).

Найдя ордынский лагерь, герои проникают в него ночью, пока все спят, и находят в юрте Тугарина Змея ростовское золото… переплавленное в огромный шар. Увы, у Алёши внезапно случается воспаление честности, и он криком вызывает всех тугар на честный бой (Юлий: «Ой, дура-а-ак…»). И хоть он его выиграл, в заварухе Любава угодила в плен к самому Тугарину, а тот согласен вернуть её исключительно в обмен на золото, которое нужно принести к старому дубу. Алёша намерен сам спасти любимую, а Тихону с бабкой наказывает вернуть золото в Ростов на повозке с Моисеем. Однако те, рассудив, что в одиночку даже богатырю будет сложно побороть Тугарина, решают оставить золото Князю Киевскому на сохранение, а самим отправиться на подмогу.

Тем временем Алёша и Юлий находят Тугарина. Пока он и подошедшие охранники дерева спорят, кому должен принадлежать Юлий, Алёша спасает Любаву, а затем вступает в бой с Тугарином и живодёрами. Со счётом 3:0 в свою пользу побеждает Тугарин, но в последний момент появляются бабка, Тихон и Моисей, вырубая его.

Потом все возвращаются в Киев за золотом, но Князь выдаёт им комочек размером с небольшое яблоко. А остальное он взял в уплату за хранение! Возмущённый такой подлостью, Алёша начинает перерубать верёвки на Тугарине, и Владимир, завизжав от ужаса, быстренько возвращает ростовчанам их добро. Тугарина оставляют ему в качестве подарка. Хэппи-энд.

Тропы и штампы

  • Квинтет — Алёша (Герой), Тихон (Напарник), говорящий конь Юлий (Умник, хотя скорее Камень на шее), Бабка (Силач), Любава (Девчонка), ослик Моисей (Корабельный кот).
  • Бафос:
    • Папа-поп сдаёт церковный колокол в счёт дани, после чего вынужден вместо звона стучать поварёшкой в сковороду.
    • На шаре, в который сплавили ростовское золото, красуется хвастливое тавро: 2GARIN 1234.
    • Алёша медленно и эффектно достаёт из ножен меч-кладенец… и меч разваливается на части: навершие крепилось к хвостовику на хлипкой резьбе. Зачем? Может, там тайник в рукояти? Пришлось воспользоваться дубиной.
    • Сказав: «Не вели казнить, князь! Вели слово молвить!», Тихон на пару с бабкой кланяются… падая лицами в миски с едой.
    • Возможно, по недосмотру аниматоров, а возможно, и нарочно: когда Тугарин повержен и инфернальные тучи стремительно рассеиваются, то они закручиваются в воронку, которая… то ли утягивается куда-то за горизонт, то ли с характерным звуком всасывается Тугарину в задницу. Учитывая, что у него потом оттуда идёт дымок, всё же намеренно.
  • Выпирающий статист — последний тугарин, который «не упал». Он же привез послание «Сабрать дань да утра»
  • Говорить высоким штилем — Алёша.
  • За всем стоял пёс: в финальных кадрах раскрывается, что невидимым ранее летописцем и рассказчиком был не кто иной, как ослик, всюду сопровождавший героев. Хотя на протяжении всей истории ничем не выдавал своей способности говорить и тем более читать и писать. Впрочем, именно он непосредственно нанёс победный удар главзлодею. И он, судя по всему, единственный, кто в результате всех этих событий крепко разбогател и озолотился — все прочие максимум вернули утраченное имущество. Вообще, много вы знаете ишаков с таки еврейскими именами?
  • Закольцованная сцена — в начале и в финале картины с горы сваливается глыба, катится по городу и вдребезги разбивается о здание церкви. Только первая глыба была каменной, вторая — золотой.
  • Золотая фикса — когда ростовцы собирали всё золото, что у них есть, бабушка Любавы отдала свой зуб, а потом переживала, как будет доставать его из огромного шара, в который его тугары переплавили.
  • Импровизированное оружие — Алёша побеждает множество противников при помощи казана, в котором сидят его союзники.
  • Иронический монтаж — многократно. Например, Алёша бежит спасать Любаву, а параллельно с этим показывают Юлия, который думает, что Алёша сейчас спасёт его. Святогор снимает огромные латы, а под ними он маленький старичок. Кстати, а как он их на себе носил? Алёшу и Тихона посадили на кол?! А, нет, это в воде так отражаются столбы у них за спиной! А им просто морду набили.
  • Кнопка берсерка — Алёшу все время раздражали выпады Юлия в сторону Тихона, и, доведённый ими, он вскипел и пригрозил отдать коня живодёрам. Также его взбесили приступы жадности у князя и того же Юлия.
  • Комическое непонимание сути:
«

Юлий: Так, моста нет. На ту сторону не перебраться. Идём обратно Алёша: Стой, куда?! Нет у нас пути обратного! Юлий: Пошли, я покажу.

»
  • Лёгкое золото — всё золото Ростова переплавили в шарик диаметром метра три (и откуда в Ростове столько золота?). Ну, Алёше Поповичу ещё простим способность запросто катить его — богатырь, всё-таки. Но ослик Моисей явно не прост, раз смог втащить его на вершину крутого холма; да и воз, на котором это золото везли в Киев, обладает повышенной прочностью.
  • Момент губастого аллигатора — сцена в берёзовой роще, конечно, забавная, и позволила художникам поиграть с оптическими иллюзиями… но сюжетно не несёт абсолютно никакой роли.
  • Неблагодарное быдло — при просмотре в детстве таковыми кажутся ростовчане, встречающие вернувшего им золото героя криком: «Глядите, непутёвый вернулся!», а потом просто начавшие увлечённо ругаться друг с другом за золото. Пересмотрев мультфильм, будучи взрослым, понимаешь, что весь пройденный Алёшей квест — всего лишь исправление его собственной глупой ошибки, возникшей в процессе реализации его плана, и благодарить его тут особо не за что.
    • Допустим, нет никакого плана Алёши. Тугарские войска приходят, забирают золото (если ростовчане его не отдают — громят город, так что лучше «по-хорошему» отдать его), а потом Алёша возвращает золото, да ещё и неприятеля разбивает. Ну что, благодарить Алёшу не за что или он всё-таки герой? Наверно, второе. А ведь, по сути, из-за провала плана вышло так, как будто ростовчане просто отдали золото добровольно, то есть ситуация свелась к вышеописанной. Единственный нюанс здесь — из-за плана Алёши был разрушен ряд домов в Ростове. Но что лучше, разгром врага и возвращение золота или несколько целых зданий? Наверно, первое…
  • Недооружие — богатырь Святогор отдаёт Алёше свой меч-кладенец. Вот только как сам Святогор «стар стал, да немощен», так и меч буквально разваливается от старости на части.
    • Впрочем, лезвие осталось целехоньким и вполне себе острым, так что, когда оно воткнулось в нехилую такую дубину (с весь кладенец длиной, а не только лезвие), то погрузилось почти наполовину, а потому могло использоваться как эрзац-меч, по типу ацтекских…
    • Верный боевой афедрон: разваливающийся меч Алёши. Нет, в теории, задумка бы работала, если бы аниматоры удосужились выяснить, что такое хвостовик. В результате же имеет место полнейший и видимый невооруженным взглядом «Не в ладах с геометрией».
  • Не щадить стариков (смеха ради):
«

Юлий: Всё очень просто. Алёша — богатырь. Он главный герой, и погибнуть не может. Я — его богатырский конь. Любава — невеста героя. Они должны пожениться, и всё такое. Моисея я не отдам, потому что он мне нравится. Вот и получается: либо ты, либо бабка.

»
— И немного — жанровая смекалка.
  • Никогда не доверяйте обложке — на постере к мультфильму Любава выглядит довольно стервозной, а простачок Моисей — каким-то коварным хитрецом.
    • С другой стороны… В финале мультфильма оказывается, что повествование велось от лица, то бишь морды Моисея. Закончив тяжкий труд летописца, тот вытирает пот копытцем с золотой подковкой. Заметив, что за ним наблюдают зрители, ослик смущенно улыбается, демонстрируя полную пасть золотых зубов. Откуда золотишко? Похоже, не зря Юлий проникся к нему симпатией.
  • О, мой зад! — вовремя увидев, как малолетний Алёша играет с Любавой в Вильгельма Телля, Бабка бросилась на спасение отроковицы и поймала калену стрелу своим обширным афедроном. «Вот что ваш Алёшенька сделал!» Более мы этого богатыря с луком не видим, оно и к лучшему.
  • Остерегайтесь тихих (и, возможно, Принцесса, вы так невинны…) — жители Ростова показаны далеко не зайчиками. Но когда хрупкая девушка Любава со светлой улыбкой на невинном личике внесла своим хрустальным голоском конструктивное предложение: «А давайте подождём, пока там (в пещере) бусурмане с голоду сдохнут!» — лица вытянулись у всех. Заметив немой вопрос в глазах земляков, девочка торопливо поправилась: «Ну, или ослабнут».
  • Осторожно, доброта! — почти весь мультфильм Алёша показан как добрый, но глуповатый парень. Однако когда князь присваивает золото, отданное ему на хранение, Алёша неожиданно проявил характер и вступает в конфликт с Князем прямо у него в светлице. Он произнёс своё фирменное «Отведай-ка силушки богатырской» и достал из ножен меч. Как оказалось, бросаться в драку на этот раз он не собирался, силушку имел в виду вовсе не свою, а тугаринову (которой заметно больше), а меч достал лишь затем, чтоб освободить пленного от пут.
  • Откровение у холодильника — папа-поп сдаёт церковный колокол в счёт дани, после чего вынужден вместо звона стучать поварёшкой в сковороду. То есть на ростовской колокольне всё это время висела цельнозолотая бандура? А Тугарин определённо знал, куда шёл… И кто же был так щедр, чтобы не самый угловой город обеспечить таким понтовым музыкальным инструментом? Он бы, кстати, очень быстро утратил акустику: золото — металл мягкий, язык бы оставил внутри немало вмятин.
    • Да, одна из особенностей сеттинга состоит в том, что Ростов Великий набит богатствами что твой Форт-Нокс. И что злодеям помельче Тугарина Змея соваться в этот город вредно для здоровья — публичная казнь, на которую не обращают внимания даже дети, даёт это понять уже с первых кадров.
  • Отсылка. Цыгане обступили персонажа, попели-поплясали, забрали ценное и оставили взамен животное? Это же побег Даньки в «Новых приключениях неуловимых»!
  • Оттенить героя мерзавцем — благородного простака Алёшу успешно оттеняет жадина-обжора-трус Юлий.
  • Очень твёрдое тело — ростовский собор. В начале фильма на него рухнул валун, перед этим разваливший половину изб в городе, а в конце — многотонная золотая глыба. Каждый раз глыба в крошку, а с храма даже штукатурка не облетела.
    • Из персонажей — практически весь квинтет главных героев, особенно Тихон и Бабка.
  • пишит с ашипками — С ошибками пишет и сам Алёша (это надо видеть…), и супостаты-тугары («сабрать дань да утра!»).
  • Прекрасная амазонка — комический вариант тропа. Когда бабка убедилась, что осёл и и Любава по бревну ручей перейти робеют, то решительно сгребла их обоих в охапку и перенесла по бревну сама. Восхищённо глядя на вышеупомянутый афедрон могучей бабули, Юлий шепчет: «Даааа, вот это женщина! Слушай, Тихон, ты присмотрись. Будешь как за каменной стеной! Да и вообще, по хозяйству»…
  • Постоянная шутка — «Не… упал…»
  • Примазаться к достижению — зигзаг. По факту Тугарина вырубил вовсе не Алёша, а его спутники, пока он сам валялся в отключке, но без помощи здоровенного и живучего бугая компания до Змея и не дошла бы.
  • Связали и заткнули:
    • Тугарин похищает Любаву и привязывает её к дереву, требуя отдать ему золото.
    • После поражения сам оказался связан… и невольно помог богатырю. Пообещав его развязать, Алёша моментально излечил князя Киевского от излишней жадности.
  • Сила толпы — войско тугарское в полном составе таки потрепало Алёшу Поповича.
  • Соломенный оппонент был прав — Юлий: «Какой народ? Народ, если не ошибаюсь, вас на кол хотел посадить». И действительно хотели (и пытались), и даже в конце, когда Алёша и компания таки возвращают ростовское золото назад — что они получают? «О, глядите, непутёвый вернулся!». Ладно хоть не вилами в грудь и на том спасибо, при таком-то народе…
  • Сотряс — не простатит, за часок пролетит: каким чудом Тихон от щедрой порции «силушки богатырской» кони не двинул — неясно…
    • Субверсия: после драки с Тугарином и коллекторами дуба-казино Алёша немного тупил в построении предложений и не помнил, как заборол Змея.
  • Стоп-кадровый бонус (см. картинку) — в самом начале мультфильма показывают панораму Ростова, где водят хороводы, ведётся кулачный бой и… сажают на кол мужика, который извивается и орёт.
  • Такой серьёзный, что уже смешно — Алёша. «Я боюсь серьёзных отношений? Да я себе в зеркало не улыбаюсь, оттого что серьёзный такой!».
  • Толстый и тонкий — упитанный силач Алёша и тоненький, худенький Тихон. На минималках — тот же Алёша в паре с конём Юлием (на котором он иногда всё-таки может скакать верхом).
  • Ты меня уважаешь? «Глядите-ка, непутевый вернулся!» Подсвечено Юлием: «Да, тебя здесь уважают…».
  • Умён, как человек — Моисей, даром что не может говорить, всё прекрасно понимает (и даже владеет грамотой).
  • Умный — не значит мудрый, и даже Образованный — не значит умный: Юлий повёлся на классичнейший лохотрон.
  • Универсальное решение проблем: Алёша признаёт только силовой вариант. Справедливости ради, несколько раз он пытается воспользоваться головой по назначению, но каждый раз всё срывает:
« Алёша (уходя из тугарского лагеря с золотом): Нет, не могу я так. Что мы, воры какие, что ли? Мы за своим пришли! Выходите, тугары, на бой честный!

Юлий (пряча морду в копытах): Ой, дура-ак!..

»
  • Шулер — с ними, собственно, сел играть Юлий. Игра была интеллектуальной и очень честной: голос из «игрового автомата» (дупла) для порядка выслушивает твой ответ, а потом уж сам решает, выиграл ты или проиграл. В такой игре Юлию «везло», только пока он не поставил на кон свою собственную конскую шкуру.
  • Язвительный насмешник — Юлий, а иногда и бабка Любавы.
  • Язычество против авраамизма — главгерой, вообще-то, сын соборного настоятеля, авторитетного, строгого и набожного. Но когда на Алёшу надели крестильный крест, младенец моментально принялся его жевать (да, рос не по дням, а по часам) — и выплюнул вместо крестика «щит и копье Марса». Уже тогда присутствующим стало понятно, что культурных и духовных высот от мальца ожидать не стоит, зато ударной силушки и мужской харизмы у него будет не отнять.