Редактирование: Артуровский цикл

Перейти к навигации Перейти к поиску

Внимание: Вы не вошли в систему. Ваш IP-адрес будет общедоступен, если вы запишете какие-либо изменения. Если вы войдёте или создадите учётную запись, её имя будет использоваться вместо IP-адреса, наряду с другими преимуществами.

Правка может быть отменена. Пожалуйста, просмотрите сравнение версий ниже, чтобы убедиться, что это нужная вам правка, и запишите страницу ниже, чтобы отменить правку.

Текущая версия Ваш текст
Строка 18: Строка 18:


=== Игрейна ===
=== Игрейна ===
Мать Артура. На начало истории — жена Горлойса (в офранцуженной транскрипции Горлуа), герцога Корнуолла (у Мэлори — герцога Тинтагильского из Корнуолла, по названию замка)<ref>Не путаем с поздними и современными герцогами Корнуолльскими — традиционно, старшими сыновьями правящего короля. Герцогство сие было де-факто образовано лишь 17 марта 1337 года из графства Корнуолл, впервые появившегося в 1068, спустя сотни лет после предположительного времени прохождения нашей истории. Наследником английского престола Горлойс, понятное дело, не был — в том числе и из-за отсутствия такового престола на тот момент.
Мать Артура. На начало истории — жена Горлойса (в офранцуженной транскрипции Горлуа), герцога Корнуолла (у Мэлори — герцога Тинтагильского из Корнуолла, по названию замка)&lt;ref>Не путаем с поздними и современными герцогами Корнуолльскими — традиционно, старшими сыновьями правящего короля. Герцогство сие было де-факто образовано лишь 17 марта 1337 года из графства Корнуолл, впервые появившегося в 1068, спустя сотни лет после предположительного времени прохождения нашей истории. Наследником английского престола Горлойс, понятное дело, не был — в том числе и из-за отсутствия такового престола на тот момент.
** Нет, не путаем. Традиционно (с 13го века), старший сын правящего короля герцог Валлийский—точнее принц, Prince of Wales, а герцог равен произошедшему из французского титулу Дюк. Валлийский а не Корнуоллский.</ref>. Утер увидал её на пиру и возжелал, аж спать и есть не мог. Игрейну такой поворот событий не устроил, и дело кончилось войной и осадой, причем супруги оказались в разных замках. При помощи Мерлина [[Любитель каламбуров|Утер утёр]] её мужу нос, проникнув под его личиной в её замок и проведя с ней ночь — по воле случая, уже после гибели Горлойса. Результатом стал Артур и свадьба с Утером примирения для. После рождения сына и смерти Утера исчезает из истории, ненадолго появляясь лишь во время его коронации.
** Нет, не путаем. Традиционно (с 13го века), старший сын правящего короля герцог Валлийский—точнее принц, Prince of Wales, а герцог равен произошедшему из французского титулу Дюк. Валлийский а не Корнуоллский.&lt;/ref>. Утер увидал её на пиру и возжелал, аж спать и есть не мог. Игрейну такой поворот событий не устроил, и дело кончилось войной и осадой, причем супруги оказались в разных замках. При помощи Мерлина [[Любитель каламбуров|Утер утёр]] её мужу нос, проникнув под его личиной в её замок и проведя с ней ночь — по воле случая, уже после гибели Горлойса. Результатом стал Артур и свадьба с Утером примирения для. После рождения сына и смерти Утера исчезает из истории, ненадолго появляясь лишь во время его коронации.


=== Артур ===
=== Артур ===
Строка 86: Строка 86:


=== Меч-из-Камня ===
=== Меч-из-Камня ===
Первый меч Артура, извлечённый им из камня (точнее, у Мэлори, из-под наковальни), как знак его королевского права. Иногда его называют Кларентом, но в ключевых произведениях его имя не даётся, а в единственном второстепенном<ref>«The Alliterative Morte Arthure», базирующийся скорее на «Истории королей Британнии». Там Кларент выкрала Гвиневра и передала Мордреду для последней схватки с Артуром.</ref>, где это имя упоминается, им назван церемониальный меч, а про извлечение из камня — не слова. Был сломан Артуром в бою с королём Пелинором — но тут на помощь пришла Дева Озера. Аналогичный фокус с мечом в камне, кстати, позже провернул и Галахад, тот меч предназначался величайшему из рыцарей.
Первый меч Артура, извлечённый им из камня (точнее, у Мэлори, из-под наковальни), как знак его королевского права. Иногда его называют Кларентом, но в ключевых произведениях его имя не даётся, а в единственном второстепенном&lt;ref>«The Alliterative Morte Arthure», базирующийся скорее на «Истории королей Британнии». Там Кларент выкрала Гвиневра и передала Мордреду для последней схватки с Артуром.&lt;/ref>, где это имя упоминается, им назван церемониальный меч, а про извлечение из камня — не слова. Был сломан Артуром в бою с королём Пелинором — но тут на помощь пришла Дева Озера. Аналогичный фокус с мечом в камне, кстати, позже провернул и Галахад, тот меч предназначался величайшему из рыцарей.


=== [[Экскалибур]] ===
=== [[Экскалибур]] ===
Строка 145: Строка 145:
Всё было в Артуровском цикле — и [[Изменившаяся_мораль|получение сына от замужней женщины при помощи магии и убийства мужа]], и мечи под наковальней, и объединение страны огнём и мечом, и войны, и предательство, и прочая магия, и даже романтическая любовь (в обоих случаях — рыцаря к жене сюзерена, причём далеко не платоническая) — но всё равно чего-то не хватало. Не было чего-нибудь идеального да возвышенного, всё то убийством, то адюльтером, то кровосмешением испортят. Поэтому еще самый первый из известных французский автор цикла — Кретьен де Труа (внёсший, как вы помните, в канон и Ланселота) решил добавить что-нибудь по-настоящему идеальное, и написал поэму о поисках Грааля.
Всё было в Артуровском цикле — и [[Изменившаяся_мораль|получение сына от замужней женщины при помощи магии и убийства мужа]], и мечи под наковальней, и объединение страны огнём и мечом, и войны, и предательство, и прочая магия, и даже романтическая любовь (в обоих случаях — рыцаря к жене сюзерена, причём далеко не платоническая) — но всё равно чего-то не хватало. Не было чего-нибудь идеального да возвышенного, всё то убийством, то адюльтером, то кровосмешением испортят. Поэтому еще самый первый из известных французский автор цикла — Кретьен де Труа (внёсший, как вы помните, в канон и Ланселота) решил добавить что-нибудь по-настоящему идеальное, и написал поэму о поисках Грааля.


Грааль, как мы уже говорили — чаша, в которую была собрана кровь Христова. Она способна исцелять раны (у Персиваля) и безумие (у Ланселота), накормить страждущих в любом количестве и появляется только достойнейшим из достойнеших. Неполно соответствующие званию рыцаря твёрдых моральных устоев могли увидеть что-то краем глаза, а грешники — и вообще не видели ничего<ref>Правда Мэлори, который потом адаптировал всё это в единый труд, иногда про такую особенность просто забывал. Так, при заезде Ланселота к Пелесу, в результате чего потом получился Галахад, грааль видят все.</ref>.
Грааль, как мы уже говорили — чаша, в которую была собрана кровь Христова. Она способна исцелять раны (у Персиваля) и безумие (у Ланселота), накормить страждущих в любом количестве и появляется только достойнейшим из достойнеших. Неполно соответствующие званию рыцаря твёрдых моральных устоев могли увидеть что-то краем глаза, а грешники — и вообще не видели ничего&lt;ref>Правда Мэлори, который потом адаптировал всё это в единый труд, иногда про такую особенность просто забывал. Так, при заезде Ланселота к Пелесу, в результате чего потом получился Галахад, грааль видят все.&lt;/ref>.


Некоторое время Грааль появлялся то там, то там (и, как правило, это было связано или с Ланселотом, или с Галахадом, или с Персивалем), после чего исчезал, пока наконец не явился прямо во дворце Артура, одновременно с первым появлением там Галахада. Тут явилась дева на коне и сообщила Ланселоту, что он теперь не лучший из рыцарей — благо Галахад как раз только что провернул тот фокус с мечом и был готов к подвигам, — а всем остальным сейчас надлежит перестать заниматься непотребствами и пустить свои силы на что-нибудь полезное, например на поиски Грааля. Так и порешили, предварительно закатив турнир, коль все и так тут собрались. Наутро, правда, выяснилось, что кое-кто только что остался без всех своих рыцарей, бо в том или ином виде клятву поехать и искать Грааль хотя бы год дали все сто пятьдесят рыцарей Круглого Стола, и даже запрет брать с собой дам и девиц их не остановил. Но что делать, клятва есть клятва, и все разъехались.
Некоторое время Грааль появлялся то там, то там (и, как правило, это было связано или с Ланселотом, или с Галахадом, или с Персивалем), после чего исчезал, пока наконец не явился прямо во дворце Артура, одновременно с первым появлением там Галахада. Тут явилась дева на коне и сообщила Ланселоту, что он теперь не лучший из рыцарей — благо Галахад как раз только что провернул тот фокус с мечом и был готов к подвигам, — а всем остальным сейчас надлежит перестать заниматься непотребствами и пустить свои силы на что-нибудь полезное, например на поиски Грааля. Так и порешили, предварительно закатив турнир, коль все и так тут собрались. Наутро, правда, выяснилось, что кое-кто только что остался без всех своих рыцарей, бо в том или ином виде клятву поехать и искать Грааль хотя бы год дали все сто пятьдесят рыцарей Круглого Стола, и даже запрет брать с собой дам и девиц их не остановил. Но что делать, клятва есть клятва, и все разъехались.
Строка 209: Строка 209:


=== «Дракон» и «[[Убить дракона (фильм)|Убить дракона]]» ===
=== «Дракон» и «[[Убить дракона (фильм)|Убить дракона]]» ===
Пример популярности Ланселота. Здесь фигурирует потомок сэра Ланселота по материнской линии (так что, Галахад-таки оставил потомков?), которого зовут почти так же — Ланцелот<ref>Это одно и то же имя, только "Ланселот" - его французское произношение, а "Ланцелот" - немецкое. Кстати, в пьесе говорится (но это только верия), что это не потомок того Ланселота, а он сам и есть, причём он также известен как Георгий Победоносец и Персей. </ref>. Этот парень — странствующий [[рыцарь]], Грааль не ищет, зато совершает подвиги. Когда рассказывает о предке-тёзке, о Граале и Гвинерве — слова, зато говорит, что тот убил дракона. В обоих вариантах влюблён в Эльзу, предназначенную Дракону. Появляется в пьесе Евгения Шварца «Дракон» (1943 г.) и фильме Марка Захарова «Убить дракона» (1988 г.), где его играет Александр Абдулов. В обоих случаях сражается с Драконом и побеждает, но из-за ранений ему приходится отлежаться где-то с годик, прежде чем вернуться в город. {{spoiler|В пьесе в итоге побеждает своих врагов и женится на Эльзе, а в фильме его характер [[Победитель дракона становится драконом|портится]], Эльза его отвергает, и он один блуждает по белу свету.}} В целом герой вызывает симпатий больше, чем его прототип, даже его неоднозначный образ в фильме — если по правде, то его даже [[Обнять и плакать|жаль в конце по-человечески]], если присмотреться внимательней. А ещё у него [[Тёплые карие глаза|глаза красивые]]
Пример популярности Ланселота. Здесь фигурирует потомок сэра Ланселота по материнской линии (так что, Галахад-таки оставил потомков?), которого зовут почти так же — Ланцелот&lt;ref>Это одно и то же имя, только "Ланселот" - его французское произношение, а "Ланцелот" - немецкое. Кстати, в пьесе говорится (но это только верия), что это не потомок того Ланселота, а он сам и есть, причём он также известен как Георгий Победоносец и Персей. &lt;/ref>. Этот парень — странствующий [[рыцарь]], Грааль не ищет, зато совершает подвиги. Когда рассказывает о предке-тёзке, о Граале и Гвинерве — слова, зато говорит, что тот убил дракона. В обоих вариантах влюблён в Эльзу, предназначенную Дракону. Появляется в пьесе Евгения Шварца «Дракон» (1943 г.) и фильме Марка Захарова «Убить дракона» (1988 г.), где его играет Александр Абдулов. В обоих случаях сражается с Драконом и побеждает, но из-за ранений ему приходится отлежаться где-то с годик, прежде чем вернуться в город. {{spoiler|В пьесе в итоге побеждает своих врагов и женится на Эльзе, а в фильме его характер [[Победитель дракона становится драконом|портится]], Эльза его отвергает, и он один блуждает по белу свету.}} В целом герой вызывает симпатий больше, чем его прототип, даже его неоднозначный образ в фильме — если по правде, то его даже [[Обнять и плакать|жаль в конце по-человечески]], если присмотреться внимательней. А ещё у него [[Тёплые карие глаза|глаза красивые]]


=== Туманы Авалона ===
=== Туманы Авалона ===
Строка 227: Строка 227:
Героическая попытка Голливуда сделать на тему артурианы что-то поновее и покруче, чем фильмы 1950-60-х на ту же тему. За основу взяли довольно бредовую, но популярную теорию, что реальный Артур — это древнеримский офицер Луций Арторий Каст, а все его рыцари на самом деле легионеры и к тому же сарматы по происхождению. А поскольку эта теория ну никак не стыкуется буквально со всем, что известно из легенд и летописей про Артура (по сути, она родилась чисто из-за похожих имён), Каста сотоварищи перетащили из 2-го века н.э. в артуровский 6-й.
Героическая попытка Голливуда сделать на тему артурианы что-то поновее и покруче, чем фильмы 1950-60-х на ту же тему. За основу взяли довольно бредовую, но популярную теорию, что реальный Артур — это древнеримский офицер Луций Арторий Каст, а все его рыцари на самом деле легионеры и к тому же сарматы по происхождению. А поскольку эта теория ну никак не стыкуется буквально со всем, что известно из легенд и летописей про Артура (по сути, она родилась чисто из-за похожих имён), Каста сотоварищи перетащили из 2-го века н.э. в артуровский 6-й.


Идея была сама по себе любопытной (буквально пару-тройку лет назад сорвали кассу «Гладиатор» Скотта и «Властелин колец» Джексона, возродив интерес к эпику, легендам и сказкам про [[Рыцарь|мужиков с мечами]], так что спрос вполне был) но, к сожалению, режиссёром стал Антуан Фукуа, набивший руку на криминальных драмах. Даже собрав внушительный звёздный состав и подключив [[Высокая чистая медь|музыку Ханса Циммера]] картину он явно запорол, переиграв с оригинальностью интерпретации; как справедливо заметили на Кинопоиске: «Авторы пошли на осознанный эксперимент, но не смогли выступить реформаторами исторического жанра. А потому имея в своем активе первоклассных актеров, огромный бюджет и средства, режиссер не может грамотно ими воспользоваться». Фильм вышел зрелищным, пафосным, но пустым, кассу в целом отбил, но до уровня того же «Гладиатора» и близко не подошёл и ни на какие «Оскары» не претендовал.<ref>Что характерно, вышедший буквально вслед за тем «Царствие Небесное» Скотта оказался куда как удачнее.</ref>
Идея была сама по себе любопытной (буквально пару-тройку лет назад сорвали кассу «Гладиатор» Скотта и «Властелин колец» Джексона, возродив интерес к эпику, легендам и сказкам про [[Рыцарь|мужиков с мечами]], так что спрос вполне был) но, к сожалению, режиссёром стал Антуан Фукуа, набивший руку на криминальных драмах. Даже собрав внушительный звёздный состав и подключив [[Высокая чистая медь|музыку Ханса Циммера]] картину он явно запорол, переиграв с оригинальностью интерпретации; как справедливо заметили на Кинопоиске: «Авторы пошли на осознанный эксперимент, но не смогли выступить реформаторами исторического жанра. А потому имея в своем активе первоклассных актеров, огромный бюджет и средства, режиссер не может грамотно ими воспользоваться». Фильм вышел зрелищным, пафосным, но пустым, кассу в целом отбил, но до уровня того же «Гладиатора» и близко не подошёл и ни на какие «Оскары» не претендовал.&lt;ref>Что характерно, вышедший буквально вслед за тем «Царствие Небесное» Скотта оказался куда как удачнее.&lt;/ref>
* [[Дать поднять оружие]] — король саксов не просто разрешает поднять меч Тристану, но и подбивает его (меч) ногой, чтобы было недалеко за ним тянуться.
* [[Дать поднять оружие]] — король саксов не просто разрешает поднять меч Тристану, но и подбивает его (меч) ногой, чтобы было недалеко за ним тянуться.


Строка 261: Строка 261:


== Примечания ==
== Примечания ==
<references />
&lt;references />


{{Nav/Рыцарь}}
{{Nav/Рыцарь}}

Пожалуйста, учтите, что любой ваш вклад в проект «Posmotreli» может быть отредактирован или удалён другими участниками. Если вы не хотите, чтобы кто-либо изменял ваши тексты, не помещайте их сюда.
Вы также подтверждаете, что являетесь автором вносимых дополнений, или скопировали их из источника, допускающего свободное распространение и изменение своего содержимого (см. Posmotreli:Авторские права). НЕ РАЗМЕЩАЙТЕ БЕЗ РАЗРЕШЕНИЯ ОХРАНЯЕМЫЕ АВТОРСКИМ ПРАВОМ МАТЕРИАЛЫ!