Редактирование: Асимметричный конфликт
Перейти к навигации
Перейти к поиску
Внимание: Вы не вошли в систему. Ваш IP-адрес будет общедоступен, если вы запишете какие-либо изменения. Если вы войдёте или создадите учётную запись, её имя будет использоваться вместо IP-адреса, наряду с другими преимуществами.
Правка может быть отменена. Пожалуйста, просмотрите сравнение версий ниже, чтобы убедиться, что это нужная вам правка, и запишите страницу ниже, чтобы отменить правку.
Текущая версия | Ваш текст | ||
Строка 21: | Строка 21: | ||
* Битва кита со слоном. | * Битва кита со слоном. | ||
=== [[Литература]] === | === [[Литература|Литература]] === | ||
* Классический случай в жанре фэнтези — [[Тёмный Властелин]] имеет более многочисленную и зачастую более умелую армию, но стоит ему умереть от рук героев, как Империя Зла [[Рушится царство кощеево|мгновенно разваливается]]. В этом случае Тёмная Сторона [[Жертва сверхцентрализации|расплачивается за силу и управляемость]] повышенной уязвимостью. «[[Властелин Колец]]» как яркий пример. | |||
* Классический случай в жанре фэнтези — [[Тёмный Властелин|Тёмный Властелин]] имеет более многочисленную и зачастую более умелую армию, но стоит ему умереть от рук героев, как Империя Зла [[Рушится царство кощеево|мгновенно разваливается]]. В этом случае Тёмная Сторона [[Жертва сверхцентрализации|расплачивается за силу и управляемость]] повышенной уязвимостью. «[[Властелин Колец|Властелин Колец]]» как яркий пример. | |||
* Весь жанр рыцарского романа (героического эпоса или богатырской былины) — об этом. | * Весь жанр рыцарского романа (героического эпоса или богатырской былины) — об этом. | ||
* «[[Сильмариллион]]» — сильные и умелые, но (как правило) малочисленные, разобщённые эльфы и аданы против скованных жёсткой дисциплиной и усиленных [[Армия Чудовищ|боевыми чудовищами]] армий Моргота и Саурона. | * «[[Сильмариллион|Сильмариллион]]» — сильные и умелые, но (как правило) малочисленные, разобщённые эльфы и аданы против скованных жёсткой дисциплиной и усиленных [[Армия Чудовищ|боевыми чудовищами]] армий Моргота и Саурона. | ||
* «[[Досье Дрездена]]» — численность Стражей Белого Совета в мирное время не превышала две сотни человек, но это были поголовно [[Колдун и воин|маги-воины]], прошедшие впечатляющую подготовку. Против них сражались тысячи [[ | * «[[Досье Дрездена|Досье Дрездена]]» — численность Стражей Белого Совета в мирное время не превышала две сотни человек, но это были поголовно [[Колдун и воин|маги-воины]], прошедшие впечатляющую подготовку. Против них сражались тысячи [[Вампир|вампиров]] Красной Коллегии и ещё больше их смертных последователей, однако чародеям долгое время удавалось держать паритет. | ||
* «[[МИФы|МИФОтолкования]]» — предельный случай. Команда из семи магов и/или демонов против многотысячной армии обычных солдат. Учитывая способности первых и численность вторых, исход противостояния до самого конца был крайне неочевиден. | * «[[МИФы|МИФОтолкования]]» — предельный случай. Команда из семи магов и/или демонов против многотысячной армии обычных солдат. Учитывая способности первых и численность вторых, исход противостояния до самого конца был крайне неочевиден. | ||
* «[[Хроники странного королевства]]» — количественное и качественное превосходство войск (а особенно — магов) Дельты Скаррон достаточно эффективно нейтрализовал сочетанием технического превосходства и монополии на магию (магоподавляющие излучатели, от которых «свои» имеют защиту). Даже после упокоения Скаррона его держава посыпалась отнюдь не сразу. | * «[[Хроники странного королевства|Хроники странного королевства]]» — количественное и качественное превосходство войск (а особенно — магов) Дельты Скаррон достаточно эффективно нейтрализовал сочетанием технического превосходства и монополии на магию (магоподавляющие излучатели, от которых «свои» имеют защиту). Даже после упокоения Скаррона его держава посыпалась отнюдь не сразу. | ||
* «[[Меганезия]]» — становление. С одной стороны — мировой глобализм, имеющий многотысячный (если не более) перевес в военной силе и экономической мощи. С другой — сражающиеся за свой дом анархисты-нези с полным безразличием к навязываемыми глобалистами запретами на автономное вооружение, компактные производственные комплексы, атомные и биотехнологии. И имеющие значительно более качественный «гуманитарный ресурс» | * «[[Меганезия|Меганезия]]» — становление. С одной стороны — мировой глобализм, имеющий многотысячный (если не более) перевес в военной силе и экономической мощи. С другой — сражающиеся за свой дом анархисты-нези с полным безразличием к навязываемыми глобалистами запретами на автономное вооружение, компактные производственные комплексы, атомные и биотехнологии. И имеющие значительно более качественный «гуманитарный ресурс». | ||
* [[ | * «[[Архимаг|Архимаг]]» [[Метавселенная Рудазова|Рудазова]]. От начала до конца вся гранд-операция Креола {{spoiler|1=по завоеванию Лэнга}} вынужденно асимметрична в различных вариациях. В примерном приближении, обычно это либо противостояние небольшого сплочённого отряда друзей-единомышленников против полноценной империи, раздираемой внутренними противоречиями и интригами, либо битва группы хорошо подготовленных и хитроумных людей со сверхмогущественной, но тупой божественной/демонической сущностью. | ||
=== [[Кино|Кино]] === | === [[Кино|Кино]] === | ||
Строка 61: | Строка 53: | ||
* [[Shingeki no Kyojin|Shingeki no Kyojin]] — первоначально так выглядит конфликт человечества, запертого за стенами, с захватившими планету титанами. Позднее — {{spoiler|1=конфликт Парадиса с Марли, причём на стороне последних выступает большинство стран мира.}} | * [[Shingeki no Kyojin|Shingeki no Kyojin]] — первоначально так выглядит конфликт человечества, запертого за стенами, с захватившими планету титанами. Позднее — {{spoiler|1=конфликт Парадиса с Марли, причём на стороне последних выступает большинство стран мира.}} | ||
=== [[Видеоигры]] === | === [[Видеоигры|Видеоигры]] === | ||
* [[Age of Wonders|Age of Wonders III]] — разница в классе героя-правителя затрагивает не только его магические возможности и спектр доступных войск, но и гораздо менее очевидные вещи вроде политики с экономикой. В наибольшей степени тут выделяется некромант (отсутствие у мёртвых потребности в еде или развлечениях очень меняет стиль игры), однако гном-технократ и гном-военачальник тоже очень сильно различаются в плане оптимальной стратегии. | * [[Age of Wonders|Age of Wonders III]] — разница в классе героя-правителя затрагивает не только его магические возможности и спектр доступных войск, но и гораздо менее очевидные вещи вроде политики с экономикой. В наибольшей степени тут выделяется некромант (отсутствие у мёртвых потребности в еде или развлечениях очень меняет стиль игры), однако гном-технократ и гном-военачальник тоже очень сильно различаются в плане оптимальной стратегии. | ||
* [[Disciples]] — классическим боевым действиям правителя-военачальника [[Лидер и маг|Верховный Маг]] мог противопоставить бомбардировку заклинаниями и непрерывный [[Я и моя армия|призыв существ]] на стратегическую карту, а [[Криминальный барон|глава]] [[Гильдия Воров|Гильдии]] — диверсионно-партизанскую тактику с отравлением колодцев и убийствами исподтишка при помощи воров. | * [[Disciples|Disciples]] — классическим боевым действиям правителя-военачальника [[Лидер и маг|Верховный Маг]] мог противопоставить бомбардировку заклинаниями и непрерывный [[Я и моя армия|призыв существ]] на стратегическую карту, а [[Криминальный барон|глава]] [[Гильдия Воров|Гильдии]] — диверсионно-партизанскую тактику с отравлением колодцев и убийствами исподтишка при помощи воров. | ||
* [[StarCraft]] — по сюжету, стороны конфликта предельно асимметричны: [[биологическая цивилизация]] космических жуков, [[Техномагия|техномагическое]] кастовое общество [[Гордая и воинственная раса|благородных воинов]] и техногенная цивилизация людей, близкая к современной по образу мышления. В геймплее различия выражены ярко, но всё же не настолько сильно | * [[StarCraft|StarCraft]] — по сюжету, стороны конфликта предельно асимметричны: [[Биологическая цивилизация|биологическая цивилизация]] космических жуков, [[Техномагия|техномагическое]] кастовое общество [[Гордая и воинственная раса|благородных воинов]] и техногенная цивилизация людей, близкая к современной по образу мышления. В геймплее различия выражены ярко, но всё же не настолько сильно. | ||
* [[Sword of the Stars|Sword of the Stars]] — у каждой стороны свой уникальный способ путешествий в космосе, во многом определяющий стратегию развития и тактику боя. | |||
* [[Sword of the Stars]] — у каждой стороны свой уникальный способ путешествий в космосе, во многом определяющий стратегию развития и тактику боя. | * «Герои уничтоженных империй» в начале мультиплеерного матча давали игроку выбор — оставить себе героя и качать его как в РПГ или использовать свиток призыва крестьян, «выключающий» героя на полчаса, и строить базу как в других [[RTS|RTS]]. Таким образом, два человека могли играть в совершенно разные игры, соревнуясь при этом друг с другом. | ||
* «Герои уничтоженных империй» в начале мультиплеерного матча давали игроку выбор — оставить себе героя и качать его как в РПГ или использовать свиток призыва крестьян, «выключающий» героя на полчаса, и строить базу как в других [[RTS]]. Таким образом, два человека могли играть в совершенно разные игры, соревнуясь при этом друг с другом. | * «[[Ведьмак 3: Дикая Охота|Ведьмак 3: Дикая Охота]]» — именно в таком ключе представлено противостояние Редании (более слабой, но более сплочённой, а также возглавляемой [[Сумасшедший гений|гениальным безумцем]] Радовидом Свирепым) и Нильфгаарда (более сильного, но раздираемого партизанским движением и [[Дом разделённый|внутренними проблемами]]). | ||
* «[[Ведьмак 3: Дикая Охота]]» — именно в таком ключе представлено противостояние Редании (более слабой, но более сплочённой, а также возглавляемой [[Сумасшедший гений|гениальным безумцем]] Радовидом Свирепым) и Нильфгаарда (более сильного, но раздираемого партизанским движением и [[Дом разделённый|внутренними проблемами]]). | * [[Stellaris|Stellaris]] — в старой версии, когда были разные способы ССД, такими были большинства войн: пока одни флоты летали варпом/гипером к цели, другие червоточинами прыгали к ней, уничтожали, прыгали обратно и делали очередной прыжок к следующей, но стоило потерять генератор червоточин, так застревали в системе и уже варп/гиперы летели где угодно безпрепятственно и уничтожали строительные корабли, чтобы они не поставили новые генераторы. Подобное делало пограничные аванпосты и контрольные позиции практически бессмысленным (таким ограничениям подвергался только гипер), а стратегическое значение приобретали только системы с заселенными планетами либо генераторами червоточин. | ||
* [[Stellaris]] — в старой версии, когда были разные способы ССД, такими были большинства войн: пока одни флоты летали варпом/гипером к цели, другие червоточинами прыгали к ней, уничтожали, прыгали обратно и делали очередной прыжок к следующей, но стоило потерять генератор червоточин, так застревали в системе и уже варп/гиперы летели где угодно безпрепятственно и уничтожали строительные корабли, чтобы они не поставили новые генераторы. Подобное делало пограничные аванпосты и контрольные позиции практически бессмысленным (таким ограничениям подвергался только гипер), а стратегическое значение приобретали только системы с заселенными планетами либо генераторами червоточин. | |||
* [[Ascendancy (страница не существует)|Ascendancy]] — у каждого вида есть своё «дао», познание которого заметно разбавляет унылую непобедимость: эффективное использование спецспособностей зачастую бывает весьма нетривиальным. | * [[Ascendancy (страница не существует)|Ascendancy]] — у каждого вида есть своё «дао», познание которого заметно разбавляет унылую непобедимость: эффективное использование спецспособностей зачастую бывает весьма нетривиальным. | ||
* [[Rogue Trooper (страница не существует)|Rogue Trooper]] — у юга ставка идёт на | * [[Rogue Trooper (страница не существует)|Rogue Trooper]] — у юга ставка идёт на генетически модифицированую пехоту (способную находиться на планете без скафандров) и её обмундирование. У армии севера пехота воюет в вырвиглазных и неудобных скафандрах (вооружение тоже так себе), зато в плане техники, роботостроения и флота у них явное преимущество. | ||
=== [[Настольные игры|Настольные игры]] === | === [[Настольные игры|Настольные игры]] === | ||
Строка 77: | Строка 69: | ||
* Асимметричные [[Не шахматы|шахматные варианты]], такие как «Махараджа» (белая суперфигура против всей чёрной армии), «Шахматы Дансени» (обычный набор фигур против 32 пешек) и т. д. | * Асимметричные [[Не шахматы|шахматные варианты]], такие как «Махараджа» (белая суперфигура против всей чёрной армии), «Шахматы Дансени» (обычный набор фигур против 32 пешек) и т. д. | ||
=== [[Реальная жизнь]] === | === [[Реальная жизнь|Реальная жизнь]] === | ||
* [[Римская Империя]] на протяжении всей своей истории. | |||
* [[Римская Империя|Римская Империя]] на протяжении всей своей истории. | |||
** [[Пуническая война|Пунические войны]] — у Карфагена было золото, превосходный морской флот и обширная сеть колоний, у Рима — более прогрессивная тактика строевого боя, чуть меньше внутренних склок и не настолько растянутые коммуникации. Борьба шла долгая и упорная, но выиграли римляне. | ** [[Пуническая война|Пунические войны]] — у Карфагена было золото, превосходный морской флот и обширная сеть колоний, у Рима — более прогрессивная тактика строевого боя, чуть меньше внутренних склок и не настолько растянутые коммуникации. Борьба шла долгая и упорная, но выиграли римляне. | ||
** Войны с варварами — римская дисциплина, подготовка и логистика против фактора «родной земли» и, в более поздние времена, массового применения кавалерии. Результат получался разный, от обширных завоеваний Юлия Цезаря до печально знаменитого «Вар, верни легионы!». | ** Войны с варварами — римская дисциплина, подготовка и логистика против фактора «родной земли» и, в более поздние времена, массового применения кавалерии. Результат получался разный, от обширных завоеваний Юлия Цезаря до печально знаменитого «Вар, верни легионы!». | ||
Строка 84: | Строка 77: | ||
** Справедливости ради, на стороне конкистадоров всегда было гораздо больше народу, чем одни лишь европейцы — они активно набирали союзников из местных племён. | ** Справедливости ради, на стороне конкистадоров всегда было гораздо больше народу, чем одни лишь европейцы — они активно набирали союзников из местных племён. | ||
** А вот огнестрел был не всегда, как, например, во всё-таки выигранной Битве при Отумбе. | ** А вот огнестрел был не всегда, как, например, во всё-таки выигранной Битве при Отумбе. | ||
* [[Война во Вьетнаме]] — технологическое и финансовое превосходство Америки против фактора «родной земли» и ''гораздо'' более высокого боевого духа (в смысле готовности воевать до последней капли крови) у вьетнамцев, которые даже с поддержкой СССР и Китая были далеко не ровня американцам по части матобеспечения. | * [[Война во Вьетнаме|Война во Вьетнаме]] — технологическое и финансовое превосходство Америки против фактора «родной земли» и ''гораздо'' более высокого боевого духа (в смысле готовности воевать до последней капли крови) у вьетнамцев, которые даже с поддержкой СССР и Китая были далеко не ровня американцам по части матобеспечения. | ||
** [[Англо-бурская война]] — аналогично, но с прикрученным фитильком: британское превосходство в финансах и численности против фактора «родной земли» у буров (а вот с боевым духом у них было весьма неоднозначно). | ** [[Англо-бурская война|Англо-бурская война]] — аналогично, но с прикрученным фитильком: британское превосходство в финансах и численности против фактора «родной земли» у буров (а вот с боевым духом у них было весьма неоднозначно). | ||
* Так называемый асимметричный ответ в гонке вооружений — не состязаться с противником в той области, где он силён, а бросить силы на разработку специализированных мер противодействия. Например, советские истребители после войны отставали от американских, но СССР предпочёл сделать акцент на зенитные комплексы, и вложение получилось настолько удачным, что разработанная ещё в шестидесятых «Шилка» до сих пор не до конца утратила актуальность, а на её основе потом сделали «Тунгуску» и «Панцирь». | * Так называемый асимметричный ответ в гонке вооружений — не состязаться с противником в той области, где он силён, а бросить силы на разработку специализированных мер противодействия. Например, советские истребители после войны отставали от американских, но СССР предпочёл сделать акцент на зенитные комплексы, и вложение получилось настолько удачным, что разработанная ещё в шестидесятых «Шилка» до сих пор не до конца утратила актуальность, а на её основе потом сделали «Тунгуску» и «Панцирь». | ||
[[Категория:Армия и военное дело]] | [[Категория:Армия и военное дело]] | ||
[[Категория:Игры]] | [[Категория:Игры]] |