Бременские музыканты

Материал из Posmotreli
Перейти к навигации Перейти к поиску
«

Ничего на свете лучше нету, Чем бродить друзьям по белу свету. Тем, кто дружен, не страшны тревоги, Нам любые дороги дороги.

Наш ковёр — цветочная поляна, Наши стены — сосны-великаны, Наша крыша — небо голубое, Наше счастье — жить такой судьбою.

»
— Кредо музыкантов

«Бременские музыканты» — трилогия отечественных мультфильмов по сценариям Василия Ливанова и Юрий Энтина:

  • Собственно «Бременские музыканты» (1969 г., реж. Инесса Ковалевская).
  • «По следам бременских музыкантов» (1973 г., реж. Василий Ливанов).
  • «Новые бременские [музыканты]» (1999, полнометражный мюзикл, реж. Александр Горленко). Чуть-чуть послабее первых фильмов. С другой стороны, был настолько неприкрытым высмеиванием тех реалий, в которых был создан, что по-своему доставлял ничуть не хуже первых двух частей.

Вначале было слово… Точнее, коротенькая одноимённая сказка братьев Гримм по мотивам немецкого фольклора — о том, как изгнанные за старость и бесполезность домашние животные решили стать бродячими музыкантами, но по пути наткнулись на избушку разбойников и так напугали бедняг, что те сбежали, оставив в распоряжение героев награбленное добро.

Но слишком уж незатейливым был оригинальный сюжет. И в 1960-х появилась пьеса-мюзикл Ю. Энтина, Ген. Гладкова и В. Ливанова, в которой фабулу улучшили, расши́рили и углу́били. Музыкантов сделали действующими, в состав группы ввели человека, добавили ещё ряд двуногих персонажей и романтическую линию.

Потом появилось желание сделать мультик. Получился блестящий неканон. Настолько блестящий, что вскоре сняли продолжение. Разговоров в мультфильмах не велось, зато песни полюбились зрителям не меньше зрительного ряда.

Персонажи

А ну скорей любите нас!

Квинтет: Трубадур (Герой), Пес и Кот (Напарники), Петух (Умник), Осёл (Силач), Принцесса (Девчонка).

  • Осёл, Пёс (кстати, голубой, чисто в плане расцветки), Кот (чёрный с белой мордочкой, несомненный амбидекстр) и Петух, перешедшие из первоисточника. Поёт Анатолий Горохов.
    • Осёл возит фургончик, в котором ездят остальные участники ансамбля в первом и втором фильмах. Этот фургон — с секретом, чуть ли не «трансформер»: его легко можно несложной перестановкой деталей превратить в телегу, в импровизированную сцену для выступлений или в походный домик. А внешне он вылитый дорожный чемодан, в первой серии ещё и обклеенный пёстрыми наклейками.
  • Трубадур, их коллега. Бисёнэн (ну, по сравнению с другими советскими мультипликационными героями). Поют Олег Анофриев (первый фильм), Муслим Магомаев (второй фильм), Филипп Киркоров (третий фильм).
    • Хотя нет, скорее бисэйнен: при всей метросексуальности сложен парень весьма атлетически, да и двадцать лет ему явно успело исполниться уже в первой части.
  • Принцесса, его любовь с первого взгляда. Поют Эльмира Жерздева и Елена Кузьмина (третий фильм). Лайт-версия Крутой принцессы. ТруЪ мисс Фансервис.
    • Оба влюблённых нарисованы в красно-жёлтых тонах, что должно символизировать светлые помыслы и юную энергию. На Трубадуре — мешковатый свитер (во второй части — полураспахнутая рубашка) и расклешённые джинсы, на Принцессе — мини-платьишко и гольфы с туфельками. Во второй части она надела цветочный венок и полностью разулась; и она, и муж были одеты в стиле хиппи, соответственно вели себя и так же пели.
  • Король, отец Принцессы. Поёт Геннадий Гладков (в третьем фильме Михаил Боярский). В первых двух фильмах он глуп, в третьем обнищал, постарел и самую чуточку поумнел.
    • И слегка окрутел. В первых двух фильмах он существует исключительно ради того, чтобы посрамляться героями — то лжеразбойникам в плен попадётся, то на концерте в честь свадьбы дочери окажется в ковёр закатан. А вот в третьем лично ведёт своё непутёвое войско в бой спасать наследника (то есть его величество как минимум не трус), да и проворство у него отнюдь не по годам и не по тучности
    • Бедный злодей! — он же, с сильно прикрученным фитильком. Да, дров в первых двух сериях он наломал неслабо (да и то из любви к дочурке), но когда этот пожилой толстенький усатый дядечка, похожий на грустного попугая, заводит своё скрипучее «такие-сякие, забыли старика», его становится даже жалко…
    • Упитанный ловкач — он мужчина в летах и довольно полной комплекции, при этом может скакать буквально выше собственной головы на радостях от встречи с внуком… или умело изображая радость от брака с шантажисткой-мошенницей. Сами Бременские таких трюков бы не повторили…
  • Разбойники, также перешедшие из первоисточника. Поют Анофриев и Горохов. В первом фильме это безобидные уголовники, хотя и с прикрученным фитильком, потому что всё-таки планируют уголовное (больше того — государственное!) преступление. Во втором — покидают Бремен через потайной лаз, неся наворованное — колёса и фонари, свинченные с автомобиля Сыщика, мешок с награбленным добром и случайно подвернувшегося Петуха. Короче, мелкие воришки. А в третьем они легализовались и помогают атаманше.
  • Атаманша. Срисована с жены знаменитого мультипликатора Котёночкина, балерины Тамары Вишнёвой, которая любила танцевать на бочке. К третьему фильму немного располнела и стала похожей на Надежду Бабкину, которая её озвучивала (в первом фильме за неё поёт Олег Анофриев, во втором — Муслим Магомаев).
    • По всем признакам — испанская цыганка (сингара), характерная манера танца — в комплекте. В первых двух фильмах — эпизодическая злодейка, в третьем — главная антагонистка.
      • По ряду фанатских домыслов (на той же Злодеи Вики) таки то ли немецкая цыганка, то ли немка южного типа.
    • Разумеется, жгучая брюнетка. В первых двух фильмах — женщина за тридцать (если не за сорок), а в третьем — и вовсе не «девушка», а «здоровенная баба».
    • Она ещё и на картах гадает: «Дайте, что ли, карты в руки погадать на короля … Завтра дальняя дорога выпадает королю. … Дело будет шито-крыто, карты правду говорят».
    • Бездонный гардероб — в третьем фильме полюбила наряжаться, всё время переодеваться и менять причёски.
    • Ягодка опять — в третьем фильме она устраивает стриптиз. Несмотря на немолодой возраст. Два раза. Его уместность для сюжета… сомнительна.
  • Групповой персонаж — Надёжная, Вооружённая до Зубов Королевская Охрана. Стёб и деконструкция: сразу разбегается от лжеразбойников, не попытавшись даже защитить короля, хотя вооружёна глефами и даже пушкой.
    • Выпирающий статист — маленький охранник с писклявым голосом. «Ох, рааааааааано встает охраааааана!»
    • Любит секреты — охрана и король куда-то идут (ну, государь-то едет), а куда именно — большой секрет, и распевают весёлую песенку об этом.
  • Массовка из жителей города, музыкантов, придворных.
  • Гениальный Сыщик (появляется во втором и третьем фильмах). Поёт Магомаев. А в третьем фильме — Алекс Шоу (кто бы это ни был). Изначально планировался похожим на Николая Караченцова, но по факту сходство не так заметно, как с троицей.[1] А ещё внешне этот сыщик напоминает двух известных детективов — Холмса и Пуаро. Судя по всему, киборг. У него под очками вместо глаз скрываются фотообъективы. А может быть, и не киборг, а фотоаппараты очень хитро встроены в очки - чудеса сказочной науки и техники. А ещё он представитель тропа «всегда готов!»: в карманах его крылатки[2] и жилетки припрятан, похоже, целый арсенал. Опереточный злодей. В третьей части поднял уровень крутизны, но всё равно был побеждён героями с помощью ума.
  • Трубадур-младший (появляется в третьем фильме) — пацан-неформал лет двенадцати, нагловатый и раздражительный, но с золотым сердцем.

Сюжет

  • «Бременские музыканты». Труппа прибыла в город Бремен, Трубадур увидел Принцессу и влюбился. Но Король, естественно, был против их брака и выгнал труппу из города. Случайно наткнувшись на жилье разбойников и услышав, что те собираются напасть на Короля, музыканты моментально придумали хитрость — напугали разбойников и сами, переодевшись и выдав себя за них, «похитили» монарха. Трубадур пришёл и «освободил» его. Теперь самодержцу деваться было некуда. Началась свадьба, и Трубадур с Принцессой танцевали, а живность не позвали, и те решили уехать, уверенные, что соратник их навсегда бросил. Трубадур заметил это, выпрыгнул из окна сам, поймал Принцессу, и они кинулись догонять животных… Молодая чета намерена далее жить как частные лица — Принцесса попросту присоединится к труппе.
  • «По следам бременских музыкантов». Прямой сиквел первой части. Королю не понравилось, что Принцесса убежала, и он нанял сыщика, чтобы тот её вернул. (Насмешка авторов над одним эпизодом из жизни Галины Брежневой?!) Пользуясь беспечностью молодожёнов, ему удалось похитить новобрачную. Тогда ансамбль вернулся под видом заграничной рок-группы, и пока все смотрели концерт, Трубадур вернул себе жену.
  • «Новые бременские». Прошло много лет, изменились реалии… Бременские музыканты организовали академию, в которой Осёл — ректор, а ученик — сын Принцессы и Трубадура. Пёс, Кот и Петух пытаются учить его классической музыке, но Трубадур-младший «рок-н-ролл желает петь»[3]. Он сбегает из академии и отправляется на поиски дедушки Короля. Король обеднел, постарел и совсем забросил государственные дела. И тут же Трубадур-младший попадает в сети к Атаманше, которая нынче правит бал. Она легализовалась из разбойницы в бизнесвумен, создала всесильный Банк «Бяки-Буки» (сокращённо БББ) и разбогатела до неприличия. Король мечтает сделать своего внука наследником престола, а Атаманша — покончить с ним раз и навсегда (и заодно выйти замуж за Короля), чтобы стать единоличной правительницей Бремена и всего королевства, применяя киднэппинг и шантаж жизнью ребёнка.

— Когда мы писали сказку, считали, что она должна быть театральной пьесой, — рассказал сценарист, поэт-песенник Юрий Энтин. — Более того, думали поставить спектакль для взрослых. Для тех людей, кто испытывает ностальгию по «Бременским». Но о нашей идее прознали и предложили написать сценарий для мультфильма. Затея казалась безнадежной. Ведь в этом случае нам приходилось соревноваться с самими собой. Так родились банк «Бяки-Буки» и песенка «Улыбайся! Улыбайся! Улыбайся! Ты в дороге — значит, будет все о’кей!»

Тропы и штампы

  • Головной убор как оружие — Сыщик своей шляпой может небольшую рощицу под корень срезать, просто махнув рукой. Вот что значит боевые искусства!
  • Драматический стриптиз — убегая из дворца навстречу вольной жизни, Трубадур снимает с Принцессы мешающую ей бежать мантию, а она уже самостоятельно срывает с головы и выбрасывает корону и фату. Во второй части Принцесса ещё и босая.
  • Злодей по должности — Сыщик. Во втором фильме он просто вернул Принцессу назад во дворец, а в третьем — просто отрабатывает свой гонорар.
    • В первых двух фильмах — в определённой степени и Король. Ну какой монарх будет отдавать дочь за какого-то безродного музыканта? Можно бы, разумеется, и так — ведь этот музыкант, типа, «спаситель его величества от террористов»… но фигляр ответил (с точки зрения государя) чёрной неблагодарностью: уж и дворянство получил, и принцессу в жёны — и всё равно не захотел жить во дворце в качестве консорта, удрал на «волю», к своим поганым разумным зверям, да ещё и её высочество с собой сманил! Как же тут не приказать «догнать, поймать, вернуть»? Как же тут не объявить брак аннулированным?
  • Изменился за лето — ко второй части трубадур из простого курносого парня превратился в Элвиса Пресли (вернее, в шарж на него). Не иначе, на него так повлияла формальная смена социального статуса, а пуще того — счастливый брак (показано, что вскоре после первой брачной ночи Трубадур сам не свой от счастья). Да и по чертам лица и тела Трубадура в первом выпуске заметно, что он, хоть уже и достиг двадцати лет и вымахал высоким, всё-таки ещё растёт.
    • А Принцесса после потери невинности на глазах «оформилась»: набрала самую малость тонкого жиру кое-где на теле, и лицо у неё стало выглядеть более взрослым. В первом выпуске, до побега с любимым из дворца (включительно), она выглядела тоньше и «подростковее».
    • А в третьем мультфильме постаревший Трубадур отрастил усы ну точь-в-точь как у Никиты Михалкова.
  • Короткий подол — Принцесса (первые два фильма). В финале первого мультика троп обыгрывается — с таким подолом принцессе легко бежать, и они с Трубадуром без проблем догоняют тележку.
  • Неправдоподобно убедительная маскировка — во втором фильме никто не узнал в «заграничных певцах» музыкантов, которые в прошлой части удрали из города, пока с осла не слетели штаны. Причём если все остальные хоть как-то маскировались (одежда, парики), то петух вообще не скрывался, лишь зачесал «волосы» по-другому.
    • О первой части — эпизод с лжетеррористами — см. ниже.
  • Не любит обувь — Принцесса, начиная со второй части. В книгах по этим мультфильмам иллюстраторы всё время её обувают. А в мультфильме даже Король этого не делал.
  • Поджог, убийство и переход на красный свет — когда музыканты изображали разбойников, то выдали строчку «любим бить людей и бить баклуши».
  • Пошёл ты, ментор! — сын Трубадура и Принцессы не желает учиться у всякого зверья, ловко отбиваясь от попыток престарелых Осла, Кота, Пса и Петуха научить его песенке из первого мультфильма.
  • Разрушение четвёртой стены — во втором фильме во время финальных титров Сыщик всё ещё пытается преследовать героев, но ему мешают эти титры, и он то перелезает через них, то падает с одной строки на другую, то расстреливает буквы из пистолета.
  • Синдром Кларка Кента — король действительно глуповат. В «пяти страшных разбойниках-террористах», которые до полусмерти напугали весь королевский кортеж, разогнали стражу и захватили короля, в общем-то довольно несложно опознать «героического музыканта и четверых его nonhuman-помощников», которые «пришли на помощь его величеству и обратили в бегство банду». Маскировочка-то — в ролях разбойников — была более чем примитивна, а сам Трубадур даже рубашку и штаны поменять не удосужился (может, у него скудный гардероб, а из разбойничьих шмоток ни одна не пришлась впору?), лишь замотал себе башку тюрбаном да надел маленькую полумаску, скрывающую только линию глаз!
  • Смотреть на чужое счастье — пока Трубадур с Принцессой веселятся во дворце, Осёл, Пёс, Кот и Петух вынуждены любоваться на силуэты танцующих в окнах дворца.
  • Странные боеприпасы — во втором фильме Пёс стреляет в автомобиль Сыщика, используя смычок вместо стрелы, а бас-гитару со струнами — вместо лука с тетивой. Откуда взялся смычок у коллектива, где все струнные — щипковые? Сохранился у Трубадура ещё с первого мультфильма: во время выступления перед королём он играл вниз головой на своей гитаре как на большой скрипке, водя смычком по струнам.
  • У страха глаза велики — четыре, мягко говоря, не самых крупных животных до полусмерти перепугали и выгнали из дома целую разбойничью шайку. Не без парочки уловок, конечно (накладывали голос одной твари на морду другой), но всё-таки. Взято из литературного первоисточника. Обоснуй: разбойники приняли их за демонов (в первоисточнике на это прямо намекается).
    • В ливановско-энтинской адаптации музыканты вскорости отыграли троп еще раз — уже по отношению к Надёжной, Вооружённой До Зубов Королевской Охране: она «смело бросилась наутёк» ©.
  • Человеко-звериный сеттинг.
  • Эклектика:
    • В наличии народ XV в., стража короля XVI в., сам король XVII—XVIII в. (у него и придворные такие же), бродячие музыканты в стиле хиппи и Принцесса в мини-платье по тогдашней (года выхода мультфильма) моде, а также Сыщик образца начала XX в. И это при том, что действие явно происходит на рубеже 1960-х и 1970-х, только в параллельном мире, где Германия, по всей видимости, так и не стала единой империей.
    • В третьем фильме действие происходит в 1990-х, все персонажи пропорционально повзрослели/состарились — но король и придворные всё так же верны стилистике XVII—XVIII вв., и население Бремена по-прежнему какое-то средневековое на вид. У короля родился внук — типичный хип-хопер 1990-х, не чурающийся иногда и рок-н-ролла (о чём аж прокричал): подражает Элвису Пресли. Впрочем, всё это добавляет больше сказочности и прикольности.
  • Эффект горностаевой мантии — Король никогда не снимает парика (разве что на ночь, или чтобы выразить некие сильные чувства), и даже ночнушка у него оторочена горностаем. А вот Принцесса корону носила только до побега с Трубадуром. В момент побега она её демонстративно выбрасывает.

Музыка

  • Злодейская песня — песня разбойников в первом и втором фильмах. Ну и, конечно, песня Сыщика!
    • Там же — зигзаг и пародия на троп: «злодейская» песня бременских музыкантов, переодетых разбойниками.
  • Королева бреется: Анофриев пел и за Атаманшу, очень достоверно сымитировав грудное контральто. А когда эстафету перенял Магомаев, Атаманша получилась охрипшей.
    • Жизнь пишет сюжет: Анофриев оказался единственным, кто вовремя пришёл на запись, при этом был сильно простужен. Он и за принцессу порывался спеть — не дали!
    • В третьем фильме — опять крутое контральто, потому что озвучивала её Н. Бабкина, обладательница как раз такого голоса.
  • Красавица Икуку — икук здесь немало (см. основную статью).
  • Крутой баритон — Трубадур в первых двух фильмах. В молодости у Трубадура был прекрасный «крунерский» баритон (персонаж озвучен отечественными крунерами — Олегом Анофриевым в первой части и Муслимом Магомаевым во второй). В третьей части Трубадур, видать, постарел: голос у него остался сильным, но превратился в низкий тенор (озвучивал уже Филипп Киркоров).
  • Мрачная реприза — весёлая песня Бременских, оставшихся в первом фильме без фронтмена, звучит очень грустно… пока Трубадур с Принцессой их не нагоняют.
  • Музыкальный анахронизм: трилогия — один большой анахронизм ради прикола, так что играющий рок-музыку 1960-х квинтет вообще не воспринимается как что-то неправильное. Сын Трубадура — типичный хип-хопер 1990-х, называющий почему-то свой хип-хоп и ритм-энд-блюз… рок-н-роллом (не потому ли, что его песня «Не сдавайся» — явное подражание Элвису Пресли?). Король и придворные во второй части всё же поют в стиле барокко со всей его характерной вычурностью (хотя, надо сказать, этот стиль весьма уважают металлисты — спросите хоть Rhapsody или Ингви Мальмстина).
  • Непреднамеренное совпадение — герои германского мультфильма тоже поют о свободе.
  • Не такая уж фоновая музыка. Принцессу разлучили с неравнородным возлюбленным, заточили в ее покоях. Принцесса грустит, тоскует, ангстует, играет на клавесине… Папа-король, пришедший её навестить, поёт ей утешительную песенку (ничуть её не утешающую)… В мелодию клавесина вплетаются скрипки — и по всем признакам это просто условность, музыкальный фон, делающий музыку насыщеннее… А вот и нет! За дверью, оказывается, стоит сыщик, подсматривает и подслушивает, а заодно и подаёт знаки выстроившимся там же скрипачам: когда вступать, а когда погодить. А потом Принцесса внезапно прекращает играть на клавесине, резко закрыв крышку прямо на отцовские пальцы!
  • Орато — во втором фильме педаль об сцену разламывает предфинальный эпизод, когда Кот, Пёс, Осёл и Петух отвлекали внимание толпы «рок-концертом», они начали петь вполне обычно, но затем начали именно что орать нечто вроде «ААААААААААААААА!!!» даже не под музыку, а просто так.
  • Песня о деньгах — «Теперь я богатый» (третий фильм).
  • Песня про меня:
    • Первый фильм — «Ничего не свете лучше нету…» (см. эпиграф), коллективная «песня про нас» Бременских музыкантов. Она же немного — песня о дружбе.
    • Второй фильм — выступая под чужими личинами, музыканты поют от лица модных западных рокеров. Написано на мотив одной из арий из «Иисус Христос — суперзвезда». Тут еще и шарж пополам с пародией — на Rolling Stones.
    • Там же — песня Сыщика: «Я гениальный сыщик…».
    • «Новые бременские» вообще состоят из сабжа за редким исключением.
  • Песня про хотение
«

Не буду лукавить — Мне хочется править, Но не машиной ржавою, А целою державою!

»
— Атаманша-банкирша в третьем фильме
  • Филк — «Песня бременских алконавтов»: «Ничего на свете лучше не-е-ету, чем распить втроем бутылку э-э-эту!»
    • И «Фременские музыканты». По одной из версий: «Ничего на свете лучше не-е-ету, чем по плану следовать Лие-е-ету! Мы своё призванье не забу-у-удем, трансформировать Арракис бу-у-удем!»
    • Ну и Ваха! «Ничего на свете лучше нету, чем сожрать имперскую планету!»
    • И как же без Профессора — «Тем, кто умер, не страшны тревоги — у Мелькора тоже есть чертоги»
      • Туда же, в годы буйной толкинутой юности автора правки: «Ничего на свете лучше нету, чем стрелять в (а дальше зависит — в эльфов/орков/людей/подставит нужное) из арбалета!»
  • Шоу внутри шоу — концерты героев.

Тропы вокруг мультфильмов

Почётна и завидна наша роль!
  • Раздуть в адаптации — из одностраничной сказки несколько полнометражных мультфильмов.
  • Да кто вы такие? Откуда взялись? — в оригинальной сказке нет ни Трубадура, ни Принцессы с Королём, ни уж тем более заграничного сыщика.
  • Бонус для взрослых — фразу «или, может, обратимся к врачу» вполне можно трактовать в том ключе, что путешествие принцессы с музыкантами оказалось, так сказать, плодотворным, а, вернув дочь домой, король предлагает ей прервать беременность.
  • Бонус для современников — во втором фильме Король поёт, обращаясь к Принцессе: «Скушай, доченька, яйцо диетическое». Сейчас таких не продают, а в советское время это были крупные яйца, снесённые не более 10 дней назад (после чего переходили в категорию столовых), и стоили они дороже других. Ну, его величество пока что может себе это позволить: он ещё не разорился и не разорил державу…
    • Фирменная любимая еда: трудно не заметить несколько нездоровую фиксацию короля на куриных яйцах как продукте питания. Он всё время их кушает (и навязывает дочери в момент, когда ей, мягко говоря, немного не до того), и даже на королевском (и государственном?!) гербе Бремена красуется яйцо всмятку, помещённое в специальную старинную рюмочку.
  • Верный боевой афедрон — всё оружие в фильме (пародия на троп). Взять хотя бы оружие королевской охраны. Алебарды? Глефы? Дикий гибрид якутской пальмы с малайским крисом либо фламбергом? Или просто кухонные ножи на стероидах? У стражников пушка дульнозарядная, у разбойников — пара пистолетов с кремневыми замками, а вот Сыщик вооружён парой револьверов и бомбой с часовым механизмом: то ли шутки ради, то ли намёк на техническую отсталость королевства.
    • Пушка у стражников вообще динамореактивная безоткатная — так как при попытке ее зарядить, ядра укатываются попеременно то через ствол, то через казну! А вы говорите — отсталое королевство. Да в нем электрогитары играют безо всяких усилителей и шнуров!
  • Детям это смотреть нельзя!. В наши дни первые два мультика смотрятся безобидными, но как они воспринимались в советское время? Запретная западная музыка! Пропаганда культуры хиппи! Если это стало популярным, значит, упадок нравов!
    • «Запретную западную музыку» во втором мультике играет не абы кто, а самый что ни на есть Государственный филармонический ансамбль «Песняры», максимально маскируя свое чересчур узнаваемое звучание (в финале вообще оторвались на всю катушку).
    • Но вот в третьей части перегибов слишком много. Выходки Атаманши (особенно в начале с плясками вокруг шеста) и много мелочей уже тянут на 16+.
    • Хотя в порядке пародии на борцов за нравственность и в первых частях можно найти вредный для неокрепших юных умов контент.
  • На тебе! — в третьем фильме очень толсто проехались по реалиям России 1990-х. Нашло свое отражение стремления криминала во власть. В названии пародировался мем «новые русские». Злободневными были песни: разбойники и сыщик «с виду ты как ангел чист, а внутри рецидивист» и пр. Пирамида «Банк Бяки-Буки» (сокращено БББ) — толстый намек на печально известную финансовую пирамиду АО МММ. А кое-кто в шутку еще расшифровывал БББ как «Бабкина, Бабкина, Бабкина», которая озвучивала атаманшу[4].
«

Мы королевства верные сыны, Но до сих пор пока ещё бедны. А у разбойников огромные деньжищи, Поэтому мы медленно их ищем.

»
— Стражники
  • С другой стороны, даётся понять, что стража практически нищая, так что, возможно, имеется в виду разница в возможностях. Что, к слову, тоже очень жирное «На тебе!». Тут еще и бонус для современников: в начале 1990-х только тот, кому совсем уже пофиг, не матерился на допотопные уазики, на которых (и с пистолетиками) менты пытались преследовать бандитские иномарки (а у братков порой и автоматы были). Третий выпуск, впрочем, завершён в 2000-м, когда такие крайности уже ушли в прошлое.
  • Необузданные догадки — см. статью.
  • Непонятки — почему отец решил насильно вернуть Принцессу во дворец, если она на тот момент законная жена Трубадура и все заботы о королевской дочери переложены с отца на мужа, который имеет полное право жену из отцовского дома увезти? Где у Короля логика? Тем более что он сам на их брак по любви согласился, невзирая на различие в сословиях.
    • Как вариант разгадки — король запаниковал, решил, что единственная наследница престола, наущаемая новым мужем, хочет отказаться от статуса принцессы и жить далее в качестве частного лица. Кроме того, король расстроился и прогневался на Трубадура: чего это тот отказался жить во дворце на всём готовом в статусе консорта, наглец?! как этот юнец посмел, будучи дворянином и королевским зятем, опять сбежать в свой передвижной балаганчик и актёрствовать дальше, да ещё и дочь мою туда с собой сманить?! я её разве на то за него выдавал?!!.. А Трубадур с принцессой и товарищами уезжает дерзко в закат и знай себе горланит: «Нам дворцов заманчивые своды не заменят никогда свобо-о-оды!!». Вот тут и понеслось в Британию сообщение: «Срочно! Лучшего сыщика имярек! Король Бремена не постоит за любыми расходами! Любой ценой вернуть принцессу во дворец, дабы обязать её и дальше оставаться в статусе наследницы!»
  • Откровение у холодильника — Королю не понравилось, что Принцесса убежала, и он нанял сыщика, чтобы тот её вернул. Насмешка авторов над одним эпизодом из жизни Галины Брежневой?[5]
    • А где королева? Не взяла ли случайно дочь пример с матери, сбежав со случайным человеком, «потому что это любовь»?
    • Догадка насчёт королевы абсолютно верна. В новеллизации мультфильма, написанной Ливановым и Энтиным, Король, жалуясь сыщику, проговаривается, что Принцесса «такая особенная, точь-в-точь, как её мамаша. Та однажды тоже…» Он не договаривает, но намёк ясен.
      • В той же самой новеллизации королем произносится фраза вроде «Будь ее мать жива, она бы не выдержала такого позора». Так что же все-таки случилось с королевой? Приказать найти и вернуть супругу наш монарх мог (как поступил и с дочерью), а вот отдать приказ казнить ее после этого… не похож он на такого.
        • Могло быть сочетание. Сначала сбежала, потом ее вернули на трон, а спустя какое-то время умерла — там у нас Средневековье не Средневековье, но тогда умереть можно было и от легко излечиваемой сейчас болезни.
      • Ну и на закуску: что это за прославленная музыкальная группа, «звёзды континентов, у которых весь мир в руках», которых косплеили небогатые, но дерзкие бродячие актёры?! «Скоро будут здесь певцы заграничные, выбирай любого — всё оплачу!» © (и «…никто не ждал, что певцы приедут так быстро!» © аудиоспектакль)… Да весь этот рок-бэнд, очевидно, состоит сплошь из потомков родовитых дворян, за любого из которых даже самый ярый ревнитель сословной морали не погнушается выдать принцессу!
        • Не факт, что король предлагает заграничных артистов в качестве жениха, а не в качестве жиголо, чтобы умерить тоску дочери по её возлюбленному.
          • Разве что в фантазиях шипперов. Это детский советский мультфильм, и король просто предлагает ей посмотреть выступления других певцов, раз уж ей так они нравятся, а он оплатит организацию концерта. Иногда сигара — это просто сигара, а певцы — просто певцы.
          • Самая популярная версия (а этим вопросом много кто задавался, если погуглить) — что король всё-таки предлагал ей оплатить свадьбу. Абы за кого пусть дочка выходит, лишь бы не за этого бомжа с передвижным зоопарком.
    • А так ли на самом деле глуп король? Вот здесь — целая статья свидетельств из мультфильма, того, что он успел сделать для королевства.
      • Возможно это достижения его отца, которые он еще не совсем… растерял. А вот в последнем фильме уже совсем.
        • Фонтан точно по его приказу. Так как изображает его уже в виде короля. Да и часы из третьего мультика хотя бы «дорабатывались» при нем т. к. его фигурка там тоже есть.
  • Шарж:
    • Разбойники из отечественной трилогии. Визуально — настоящая копия Труса, Балбеса и Бывалого, какими они появляются в фильме «Кавказская пленница».
    • Вторая часть этой трилогии: «По следам бременских музыкантов». Ближе к финалу, узнав, что в Бремен должна приехать заграничная рок-группа, Осёл, Пёс, Кот и Петух решают выдать себя за этих суперзвёзд — в частности, петь «под них». С этого момента их грим, общий облик и манера исполнения — шарж на Rolling Stones. Довольно грубый шарж, на грани пародии, и эту «пародию» исполняют… «Песняры» Мулявина!

Другие адаптации и фанфикерство

Фанарт с Принцессой.
  • В театрах ставилось как варианты режиссёра, так и приближение действа к мультяшному.
  • Были выпущены аудиоспектакли по мультику (не раз переиздавались на разных носителях), множество новеллизаций и комиксизаций, как советских, так и современных (см. http://www.ozon.ru/context/detail/id/22465972/, http://newsinmir.com/it/46636-bremenskie-muzykanty-veselaya-interaktivnaya-kniga.html, http://www.labirint.ru/screenshot/goods/139998/46/).
  • И даже балет на льду (см. http://www.nnov.kp.ru/daily/26155/3043711/).
  • Пьеса Аркадия Хайта для детских театров (1977 г.) «Происшествие в стране Мульти-Пульти» и аудиоспектакль по ней (1981 г.): Шапокляк, волк из «Ну, погоди!» и разбойники (Трус, Балбес, Бывалый, но без атаманши) решили совместными усилиями пересажать всех положительных героев (среди них Карлсон, Бременские музыканты, Крокодил Гена и Заяц) в чулан (откуда посреди леса взялся отдельно стоящий чулан — другой вопрос…). Кстати, роли разбойников в аудиоспектакле исполняют Г.Вицин, Ю.Никулин и Е.Моргунов.
  • Александр Абдулов решил попробовать себя в качестве режиссёра и адаптировать этот же сюжет для постмодернистского фильма-сказки-мюзикла с живыми актёрами «Бременские музыканты & Co» (2000). Получилось и плоско, и пошло, и нудно.
  • «Бременские разбойники», мультфильм международного (Россия-Украина-Армения-Венгрия, 2016) производства. Создатели отрицают связь с предметом статьи но оно явно есть. При этом — вывих мозга. Главарь банды Трубин Гуд, смена пола Ослу, пошлые шутки… И после этого вы ещё критикуете «Новых бременских»[6]?
    • Есть и плюсы: тонкая сатира на современные российские реалии — такие, как киселёвщина (жителям королевства внушают, что при злых министрах всё хорошо, да так внушают, что даже сама Принцесса не знает о реальных событиях в стране), убогие новые микрорайоны из «муравейников» и пр. Также создатели очень хорошо поработали над диалогами — порой кажется, что это западный, а не отечественный мультфильм.
  • Видеоигра «Новые Бременские» (Бука, 2000 г.) — главным героем стал, внезапно, Сыщик. Как и в мультфильме, он совершил поворот налево кругом, но в игре, обнаружив, что новые наниматели его надули, он совершает обратный поворот направо.
    • Сайдквест — если герой в городе попадётся пограничнику, его посадят в тюрьму, где нужно будет решить головоломку с кодовым замком.
    • Франглиспания — в мультфильмах это тоже есть, но в игре больше бросается в глаза. Формально действие происходит в Бремене, но на самом деле — безумная смесь западноевропейских (архитектура, геральдика), постсоветских (банк «БББ» как явная отсылка к «МММ», очень типичного вида шкаф для пожарного крана в казарме) и американских (тележка с хот-догами) элементов. Время действия тоже абстрагировано: сказочные короли и принцессы соседствуют с хайтеком, компьютерами и современной банковской системой. Яркий образец эстетики девяностых.

Другие адаптации

  • «Весёлые музыканты» (СССР, 1938, реж, А. Птушко) — кукольный мультфильм по мотивам сказки.
  • «Бременские музыканты: Бесстрашная четвёрка» (1997, Германия) полнометражный мультфильм по мотивам сказки.
  • Bremen 4: Angels in Hell (1981) — полнометражное аниме по мотивам сказки.
  • Buraidan Bremen (2000-01) — манга по очень отдалённым мотивам (каждый из четырёх японских подростков похож на одного из героев сказки).

См. также


Примечания

  1. С Урри из «Приключений Электроника» — ещё как заметно. «Шеф, на меня упала штанга!» — та самая гримаса с оскалом и выпученными газами. Впрочем, тут зависит от восприятия автор правки сходства ни малейшего не видит.
  2. А эта крылатка ещё и специально подготовлена для того, чтобы использовать её как парашют! И мина с часовым механизмом у её хозяина припасена. Не было бы ничего удивительного, если бы оказалось, что спецслужбы разных стран порой поручают этому «фрилансеру» то, сё (сам Сыщик, возможно, намекает на это: «Бывал я в разных странах…»). А ещё у него, по его же собственным словам, собран обширный компромат на самых разных деятелей: «…и если захочу, то поздно или рано я всех разоблачу!».
  3. Поёт и танцует он всё больше хип-хоп и R’n’B, и одевается как типичный хипхопер. Рок-н-ролла в его репертуаре немного, одна-две песенки, и это — подражания Элвису Пресли.
  4. А многие прочли аббревиатуру БББ как «число дьявола» — 666!
  5. Светлана Иосифовна Аллилуева тоже пай-девочкой не была, а строчка «пострадавший от Сталина Каплер» не на ровном месте родилась.
  6. Был вариант сюжета и получше: главный герой — обаятельный мошенник по типу Остапа Бендера, вместе со своими товарищами-людьми, занимаются аферами и манипуляциями, приезжает в Город (название вставить) — небольшой город-государство, пережившее кучу кризисов и местные аналоги Первой и Второй Мировых войн и обедневшее, но все равно крепко стоящее, технический уровень — банановая республика с уровнем жизни африканской, но в европейском климате, с вытекающим. К моменту событий Президент Города (заменяет собой Короля из оригинального мультфильма), умный, грамотный и патриотичный, сильный и знающий тактику сражений когда надо — отстраивает разрушенное и приводит город в приличный вид. Герои пытаются провернуть тот же план женитьбы на принцессе, что и в мультфильме (отличие — действительно нападают со стрельбой, и не вламываются до этого в избушку разбойников), и даже валят охрану — но не замечают ехавший через кусты (машина Президента занимала всю дорогу, пришлось ехать по обочине, а ехали через лес…) танк Генерала, современный, модифицированный и в некоторой степени футуристический, после чего едва не уничтожаются его вооружением. Далее герои объединяются с Атаманшей и троицей (Трус, Балбес и Бывалый). Во второй части происходит борьба банды ГГ с бандами-конкурентами, армией-милицией Генерала (в Городе такой развал, что армия выполняет функции полиции, а герои по местным законам должны быть расстреляны за государственное преступление) и Агентом (почти полный аналог Сыщики из оригинального мультфильма, но круче и технологичнее, и, как и весь мультфильм, серьезнее). В третьей приходит день выборов, Город улучшился, герои победили конкурентов. Во время самих выбором Агент продвигал своего Начальника, герои — контролируемого сына, а Президент — сам себя. И итоге последний побеждает, но герои становятся богатыми (как в оригинальном 3 мультфильме) и самодостаточными, и во время войны со страной-соседом, за заслуги получают село на бывшей вражеской территории и амнистию. Happy end.