Редактирование: Все оттенки серого

Перейти к навигации Перейти к поиску

Внимание: Вы не вошли в систему. Ваш IP-адрес будет общедоступен, если вы запишете какие-либо изменения. Если вы войдёте или создадите учётную запись, её имя будет использоваться вместо IP-адреса, наряду с другими преимуществами.

Правка может быть отменена. Пожалуйста, просмотрите сравнение версий ниже, чтобы убедиться, что это нужная вам правка, и запишите страницу ниже, чтобы отменить правку.

Текущая версия Ваш текст
Строка 28: Строка 28:
{{Q|Людям не дано достичь совершенства в доброте и последовательности в злодействе, а если дурной поступок требует величия и некоторого благородства, они не могут на него решиться.|Макиавелли, «Рассуждения о первой декаде Тита Ливия»}}
{{Q|Людям не дано достичь совершенства в доброте и последовательности в злодействе, а если дурной поступок требует величия и некоторого благородства, они не могут на него решиться.|Макиавелли, «Рассуждения о первой декаде Тита Ливия»}}


==== Отечественная ====
==== Русскоязычная ====
* Н. В. Гоголь, «[[Мёртвые души]]» (том 1) — писатель представляет нам галерею не слишком приятных человеческих типов: тунеядцы разных видов и сортов, мошенники, глупцы, психически больные люди.
* Н. В. Гоголь, «[[Мёртвые души]]» (том 1) — писатель представляет нам галерею не слишком приятных человеческих типов: тунеядцы разных видов и сортов, мошенники, глупцы, психически больные люди.
* М. Е. Салтыков-Щедрин, «[[Господа Головлёвы]]». Арина Петровна, несмотря на жестокость, единственный цельный и деятельный человек в семье, а Иудушка остается один расплачиваться за грехи своего непутевого семейства. Однако их антагонистов и жертв тоже белыми не назовешь — непутевый бездельник и транжира Степан, горький пьяница Павел, растратчики Петя и Володя, особы довольно нетяжелого поведения Аннинька и Любинька (начали с актрис в пошлых пьесах, закончили банальными содержанками), да и Евпраксеюшка, «девица духовного звания», то есть дочь священника (!) — ничтоже сумняся, согласилась на блудное сожительство и прижила ребенка с Иудушкой буквально за объедки с барского стола и возможность тырить съестное из кладовых.
* М. Е. Салтыков-Щедрин, «[[Господа Головлёвы]]». Арина Петровна, несмотря на жестокость, единственный цельный и деятельный человек в семье, а Иудушка остается один расплачиваться за грехи своего непутевого семейства. Однако их антагонистов и жертв тоже белыми не назовешь — непутевый бездельник и транжира Степан, горький пьяница Павел, растратчики Петя и Володя, особы довольно нетяжелого поведения Аннинька и Любинька (начали с актрис в пошлых пьесах, закончили банальными содержанками), да и Евпраксеюшка, «девица духовного звания», то есть дочь священника (!) — ничтоже сумняся, согласилась на блудное сожительство и прижила ребенка с Иудушкой буквально за объедки с барского стола и возможность тырить съестное из кладовых.
Строка 51: Строка 51:
** «Цикл об Источнике Мироздания» — Мирдинн. С Хаосом и его Хранителем был последний Рагнарек, да и [[Исландская правдивость|Отцом Лжи]] его не зря прозвали, Артура он подставил но хоть дал шанс выжить. Дейдра выжила почти случайно. Еще под полтысячи магов…его это — не интересовало. А цели вполне себе благие. Мир спасает. Старая Хозяйка Источника Вивиана (насколько помню) — тоже в прошлом мир спасала…ну как понимала так и спасала. Диана — [[Смерть - это только начало|Смерть — это не конец]] была Хозяйкой и действовала на основе холодной логики, сама потом ужасалась. А еще можно вспомнить почему Земля Юрия Великого сгорела в огне термоядерной войны (просто кое кто слегка запаниковал). Кевин — Рику (и Анхеле) становится понятно что он собирается стать Императором Галактической Империи. И работал над этим уже давно. Реакция? А предложить небольшую корректировку планов — пусть с их родной планеты начинает, а то что для этого надо менять Конституцию и посадить Анхелу на трон (она и так руководит планетой но для этого плана надо именно корону), при этом менять Конституцию под конкретную личность — прямо запрещено, ну так и что?.
** «Цикл об Источнике Мироздания» — Мирдинн. С Хаосом и его Хранителем был последний Рагнарек, да и [[Исландская правдивость|Отцом Лжи]] его не зря прозвали, Артура он подставил но хоть дал шанс выжить. Дейдра выжила почти случайно. Еще под полтысячи магов…его это — не интересовало. А цели вполне себе благие. Мир спасает. Старая Хозяйка Источника Вивиана (насколько помню) — тоже в прошлом мир спасала…ну как понимала так и спасала. Диана — [[Смерть - это только начало|Смерть — это не конец]] была Хозяйкой и действовала на основе холодной логики, сама потом ужасалась. А еще можно вспомнить почему Земля Юрия Великого сгорела в огне термоядерной войны (просто кое кто слегка запаниковал). Кевин — Рику (и Анхеле) становится понятно что он собирается стать Императором Галактической Империи. И работал над этим уже давно. Реакция? А предложить небольшую корректировку планов — пусть с их родной планеты начинает, а то что для этого надо менять Конституцию и посадить Анхелу на трон (она и так руководит планетой но для этого плана надо именно корону), при этом менять Конституцию под конкретную личность — прямо запрещено, ну так и что?.
* Алексей Герасимов, цикл «Нихт Капитулирен». В отличие от большинства историй о попаданцах, «свои» здесь не являются светочем добра и просвещения. Третий рейх, несмотря на полученную информацию, всё ещё достаточно расисткое государство, старающееся втёмную использовать всех соседей. СССР — вполне себе тоталитарная держава образца 1930-х годов, без красоты, но и без [[гулаги и рабы|заскоков]]. (это как — образца 1930-х и без гулагорабов?) Союзники — у них свои интересы. В общем, все как в реальной жизни. Ничего личного — но [[Готтентотская мораль|Родина превыше всего]].
* Алексей Герасимов, цикл «Нихт Капитулирен». В отличие от большинства историй о попаданцах, «свои» здесь не являются светочем добра и просвещения. Третий рейх, несмотря на полученную информацию, всё ещё достаточно расисткое государство, старающееся втёмную использовать всех соседей. СССР — вполне себе тоталитарная держава образца 1930-х годов, без красоты, но и без [[гулаги и рабы|заскоков]]. (это как — образца 1930-х и без гулагорабов?) Союзники — у них свои интересы. В общем, все как в реальной жизни. Ничего личного — но [[Готтентотская мораль|Родина превыше всего]].
* [[Юрий Нестеренко]]:
** «Время меча». Хотя Элина (ГГ) — воспитанная на рыцарских легендах юная идеалистка, изначально воспринимающая мир как чёрно-белый, на самом деле он таковым не является. У каждой из сторон своя правда. Да и самой Элине приходится со временем убедиться, что рыцарские идеалы плохо совместимы с суровой реальностью (в частности, ей приходится убивать спящих, участвовать в похищении ради выкупа и т. д.) В то же время, главные антагонисты искренне хотят людям добра, вот только они убеждены, что это добро достижимо лишь в золотой клетке.
** «[[Приговор]]» может быть отнесён к разным категориям, но фактически мораль там серо-серая. Обе стороны гражданской войны — не какие-то суперзлодеи, они хотят объединения государства и спокойной мирной жизни, просто во главе государства каждая из сторон видит себя. Мораль произведения лучше всего выражается цитатой: {{Q|pre=1|
— На чьей стороне справедливость — крестьянина, который в неурожайный год поднимает цену на хлеб, потому что иначе не сможет прокормить свою семью, или горожанина, который при новой цене не сможет прокормить свою?
Эвьет вновь надолго задумалась.
— Получается, что каждый по-своему прав, — констатировала она наконец. — И общей для всех справедливости просто не существует.|Из диалога протагонистов}}


==== Зарубежная ====
==== На других языках ====
* «Карлсон, который живёт на крыше, опять прилетел» [[Астрид Линдгрен]]. Карлсон, [[Трикстер|эгоистичный и беспринципный наглец]], иногда откровенно эксплуатирующий Малыша, ''курощает'' и ''низводит'' домомучительницу фрёкен Бок, у которой дети становятся как шёлковые (и жалко этих детей, которые у неё стали как шёлковые). Тем не менее, понятно, на чьей стороне будет Малыш. В советском мультике это сильно смягчено: Карлсон не предстаёт таким злостным наглецом, да и на неприятности ситуации с фрёкен Бок меньший акцент.
* «Карлсон, который живёт на крыше, опять прилетел» [[Астрид Линдгрен]]. Карлсон, [[Трикстер|эгоистичный и беспринципный наглец]], иногда откровенно эксплуатирующий Малыша, ''курощает'' и ''низводит'' домомучительницу фрёкен Бок, у которой дети становятся как шёлковые (и жалко этих детей, которые у неё стали как шёлковые). Тем не менее, понятно, на чьей стороне будет Малыш. В советском мультике это сильно смягчено: Карлсон не предстаёт таким злостным наглецом, да и на неприятности ситуации с фрёкен Бок меньший акцент.
** Есть также мнение, что как раз в книге Карлсон не выглядит таким наглецом, как в этих мультфильмах.
** Есть также мнение, что как раз в книге Карлсон не выглядит таким наглецом, как в этих мультфильмах.
Строка 73: Строка 79:
* Чайна Мьевилль, цикл «Бас-Лаг: Нью-Кробюзон» — несмотря на наличие явно более «тёмных» и более «светлых» сил, однозначного зла и добра нет. Коррумпированное правительство Нью-Кробюзона всё же не тянет на [[Империя зла|империю зла]]. [[Фантастический расизм|Ксенофобы]] из движения «дикобразов» организуют приют для оказания помощи людям. Борцы за свободу сражаются друг с другом из-за разногласий и готовы убивать невинных людей, [[Меньшее зло|если считают это единственным способом добиться желаемого]]. Жестокая мафия покровительствует благотворительности. И даже чудовища вроде мотыльков или [[водяной|гриндилоу]] не являются чистым инферальным злом, а просто опасными и хищными существами, которые например могут бескорыстно приходить на помощь своим собратьям.
* Чайна Мьевилль, цикл «Бас-Лаг: Нью-Кробюзон» — несмотря на наличие явно более «тёмных» и более «светлых» сил, однозначного зла и добра нет. Коррумпированное правительство Нью-Кробюзона всё же не тянет на [[Империя зла|империю зла]]. [[Фантастический расизм|Ксенофобы]] из движения «дикобразов» организуют приют для оказания помощи людям. Борцы за свободу сражаются друг с другом из-за разногласий и готовы убивать невинных людей, [[Меньшее зло|если считают это единственным способом добиться желаемого]]. Жестокая мафия покровительствует благотворительности. И даже чудовища вроде мотыльков или [[водяной|гриндилоу]] не являются чистым инферальным злом, а просто опасными и хищными существами, которые например могут бескорыстно приходить на помощь своим собратьям.
* «[[Dogs of War]]» — Мэнсон, хоть и [[Козел]], но действует исключительно во благо своей компании, советские дипломаты тоже не в восторге от политических отношений с режимом [[Злой президент|Кимбы]].
* «[[Dogs of War]]» — Мэнсон, хоть и [[Козел]], но действует исключительно во благо своей компании, советские дипломаты тоже не в восторге от политических отношений с режимом [[Злой президент|Кимбы]].
* [[Юрий Нестеренко]]:
** «Время меча». Хотя Элина (ГГ) — воспитанная на рыцарских легендах юная идеалистка, изначально воспринимающая мир как чёрно-белый, на самом деле он таковым не является. У каждой из сторон своя правда. Да и самой Элине приходится со временем убедиться, что рыцарские идеалы плохо совместимы с суровой реальностью (в частности, ей приходится убивать спящих, участвовать в похищении ради выкупа и т. д.) В то же время, главные антагонисты искренне хотят людям добра, вот только они убеждены, что это добро достижимо лишь в золотой клетке.
** «[[Приговор]]» может быть отнесён к разным категориям, но фактически мораль там серо-серая. Обе стороны гражданской войны — не какие-то суперзлодеи, они хотят объединения государства и спокойной мирной жизни, просто во главе государства каждая из сторон видит себя. Мораль произведения лучше всего выражается цитатой: {{Q|pre=1|
— На чьей стороне справедливость — крестьянина, который в неурожайный год поднимает цену на хлеб, потому что иначе не сможет прокормить свою семью, или горожанина, который при новой цене не сможет прокормить свою?
Эвьет вновь надолго задумалась.
— Получается, что каждый по-своему прав, — констатировала она наконец. — И общей для всех справедливости просто не существует.|Из диалога протагонистов}}
* «Грабители морей». Третья часть. После событий второй части все Грабители морей погибли и Фредерик становиться полярным исследователем, а при встречи с Надодом не решается его убивать. Надод же во время экспедиции добреет и даже в определенный момент решает отказаться от мести.
* «Грабители морей». Третья часть. После событий второй части все Грабители морей погибли и Фредерик становиться полярным исследователем, а при встречи с Надодом не решается его убивать. Надод же во время экспедиции добреет и даже в определенный момент решает отказаться от мести.
* Пёр Вале и Май Шёвалль, [[Полицейская драма|декалогия о Мартине Беке]] — ангельских нимбов в стокгольмскую полицию не завезли: наряду с [[Рыцарь в ржавых доспехах|честно тянущими лямку трудягами]] хватает и [[Законопослушный дурак|формалистов]] и [[Тупой полицейский|дураков]], а то и [[Злой полицейский|откровенной мрази]]. Преступники же, по ходу раскрытия [[Жертва — козёл|подоплёки]] дела, зачастую вызывают если не сочувствие, то понимание.
* Пёр Вале и Май Шёвалль, [[Полицейская драма|декалогия о Мартине Беке]] — ангельских нимбов в стокгольмскую полицию не завезли: наряду с [[Рыцарь в ржавых доспехах|честно тянущими лямку трудягами]] хватает и [[Законопослушный дурак|формалистов]] и [[Тупой полицейский|дураков]], а то и [[Злой полицейский|откровенной мрази]]. Преступники же, по ходу раскрытия [[Жертва — козёл|подоплёки]] дела, зачастую вызывают если не сочувствие, то понимание.
* Джо Аберкромби — романы цикла [[Земной круг]]. В принципе, под троп подпадают все произведения, но самый яркий пример — «Герои». Там не только все максимально серо, но даже центральных персонажей нет.
* Джо Аберкромби — романы цикла [[Земной круг]]. В принципе, под троп подпадают все произведения, но самый яркий пример — «Герои». Там не только все максимально серо, но даже центральных персонажей нет.
* Ф.С. Фицджеральд, "Великий Гэтсби". Заглавный герой - бутлегер, но его цель - всего лишь воссоединиться с любимой женщиной. Увы, она оказалась его недостойна... Но и она не злодейка, а скорее размазня. Ее муж, грубиян, распутник и расист, по-своему любит и жену, и любовницу.  А любовница увлечена им и призраком красивой жизни, до которой дорвалась. Словом, осудить в этой истории можно более-менее всех, но и понять - тоже.
* Ф.С. Фицджеральд, "Великий Гэтсби". Заглавный герой - бутлегер, но его цель - всего лишь воссоединиться с любимой женщиной. Увы, она оказалась его недостойна... Но и она не злодейка, а скорее размазня. Ее муж, грубиян, распутник и расист, по-своему любит и жену, и любовницу.  А любовница увлечена им и призраком красивой жизни, до которой дорвалась. Словом, осудить в этой истории можно более-менее всех, но и понять - тоже.
==== Сетевая ====
* «Луна над Бездной» Ильи Гутмана: среди «светлых», включая богов, многие — интриганы, готовые пожертвовать ради своих целей родителями, супругами и детьми, не говоря уже о том, что видят врагов в братьях и сёстрах. Многие «тёмные» просто хотят, чтобы их оставили в покое. В то же время, есть и среди тёмных злодеи, и среди светлых положительные персонажи. И те, и другие заключают союзы, в том числе и между собой (тёмные со светлыми против других группировок тёмных со светлыми). [[Храмовник]]и в большинстве своём — фанатичные «рыцари добра». Светлые маги предаются разврату. Главный герой, Сардэк, также непрост и имеет тёмное прошлое — и собственные хитрые планы. Двое наиболее положительных героев (не считая главного) — боги, стремящиеся сохранить баланс между светом и тьмой, при этом они также преследуют собственные цели.


==== Фанфики ====
==== Фанфики ====

Пожалуйста, учтите, что любой ваш вклад в проект «Posmotreli» может быть отредактирован или удалён другими участниками. Если вы не хотите, чтобы кто-либо изменял ваши тексты, не помещайте их сюда.
Вы также подтверждаете, что являетесь автором вносимых дополнений, или скопировали их из источника, допускающего свободное распространение и изменение своего содержимого (см. Posmotreli:Авторские права). НЕ РАЗМЕЩАЙТЕ БЕЗ РАЗРЕШЕНИЯ ОХРАНЯЕМЫЕ АВТОРСКИМ ПРАВОМ МАТЕРИАЛЫ!