Вторая мировая война

Материал из Posmotreli
(перенаправлено с «Вторая Мировая Война»)
Перейти к навигации Перейти к поиску
Шурик в библиотеке.jpgВот что написано по этому поводу в «Ста фактах мировой истории»...
На эту тему существует интересная статейка в «Справочнике автора». Из неё вы можете узнать о том, как обстоят дела в реальной жизни по поводу темы этой статьи. Узнать больше Вы сможете здесь.
«

Бой идёт святой и правый.
Смертный бой не ради славы,
Ради жизни на земле.

»
— А. Твардовский, «Василий Тёркин»

(link)

Вторая Мировая на пальцах, часть первая (с предысторией)

(link)

Вторая Мировая на пальцах, часть вторая

(link)

Глазами японцев

(link)

Великая Отечественная

(link)

Потери разных стран
Самое главное о Холокосте. Взято с http://mapinmap.ru

Вторая мировая война — крупнейший на данный момент вооружённый конфликт, втянувший в свою орбиту, явно или опосредованно, более 90 % населения планеты Земля и 62 государства из 73 существовавших тогда.

Начало: 1 сентября 1939 — нападение Германии на Польшу.[1]

Конец: 2 сентября 1945 — капитуляция Японии.

Основные противоборствующие стороны[править]

Союзники (Allied Nations, United Nations[2])

Бельгия, Великобритания с доминионами (включая Индию, но без Ирландии), Нидерланды, Греция, Китай, Польша, Норвегия, СССР, США, Франция, Югославия. В 1944—1945 почти все страны Латинской Америки объявили войну Германии. Их тоже считаем союзниками?

  • Да, считаем. Бразильский экспедиционный корпус воевал в Европе, эскадрилья мексиканских самолётов и 14 000 пехотинцев — на Тихом океане. А ещё поставка сырья, предоставление территории для баз, сопровождение судов. И это при том, что страна управлялась открыто фашистским режимом Жетулио Варгаса!
Страны Оси (Axis Nations)

Германия, Италия (с 1943 на стороне Союзников), Япония, Венгрия (с 1945 на стороне Союзников), Румыния (с 1944 на стороне Союзников), Хорватия (марионеточное государство), Словакия, Болгария (с 1944 на стороне Союзников), Финляндия (с 1944 на стороне Союзников), Таиланд, Республика Сало (1943—1945 — часть Северной Италии под немецким управлением).

Нейтралы

Испания[3], Португалия, Турция (с 1945 на стороне Союзников), Швейцария[4], Швеция[5]. Доминион Ирландия. Быть союзниками проклятых сассенахов? Да вы что, рехнулись?!

Чего же хотели противоборствующие стороны?

Третий Рейх
  • Стать мировым (или хотя бы общеевропейским) гегемоном.
  • Отомстить Франции и Великобритании за Версальский мир и вернуть потерянные территории.
  • Получить жизненное пространство на Востоке за счёт славянских стран: Польши, Чехословакии, СССР.
  • Покончить с коммунизмом.
  • Уничтожить мировое еврейство. На сверхважности этого пункта Гитлер настаивал даже в завещании, накануне самоубийства. ФГМ в терминальной стадии детектед.
Япония
  • Стать гегемоном в Азии и на Тихом океане, создав Сферу Сопроцветания (Китай, Юго-Восточная Азия, Полинезия).
  • Программа-минимум: обеспечить себя ресурсами за счёт захвата Филиппин, Индокитая, Ост-Индии (Индонезии) и Малайзии.
Италия
  • Гегемония на Средиземном море и Балканском полуострове.
  • Расширить колониальные владения в Африке.
СССР
  • Программа-минимум — не дать себя разгромить.
  • Программа-максимум — вернуть потерянные после революции и гражданской войны территории: Польшу, Прибалтику, Финляндию, Бессарабию (Молдавию).
  • В идеале — как можно шире распространить своё влияние в мире путём создания дружественных и подконтрольных режимов.
Великобритания
  • Стравить Германию и СССР и затем разгромить обе стороны. Компромиссный вариант, к которому пришли в итоге — разгромить Германию при поддержке СССР и при этом сдержать распространение коммунистической идеологии и влияния Советского Союза на запад.
  • Сохранить свой статус главной среди великих держав.
  • Сохранить свою колониальную империю.
Франция
  • Не дать Германии себя разгромить.
  • Сохранить свои колонии.
  • В идеале — вновь вернуть Германию к состоянию начала 1920-х годов и на этот раз не позволить из этого состояния выйти.
Польша
  • Как минимум — отобрать у немцев Восточную Пруссию и Силезию. Как максимум — ещё и всю Померанию и плюс захватить Литву (лишь прямой запрет Антанты им это помешал сделать в 1918—20 годах).
  • Добиться максимального ослабления Германии и в идеале сделать её своим сателлитом.
  • Стать бесспорным региональным лидером, а в идеале и великой державой.
Бельгия, Нидерланды, Люксембург, Дания, Норвегия
  • Чтобы не затоптали.
США
  • Преодолеть последствия Великой депрессии за счёт поставки сырья и продукции воюющим странам.
  • Войти в число мировых политических лидеров.[6]
Китай
  • Общая цель Гоминьдана (нацпартия Чана Кайши) и Гунчаньдана (компартия Мао Цзэдуна) — восстановить территориальную целостность Китая.
    • Цель Чана Кайши — при поддержке США разгромить Японию, а затем уничтожить своих противников — Гунчаньдан. При этом также получали неплохие поставки снаряжения и даже специалистов и от немецкого Третьего рейха. Некоторое время по инерции германцы снабжали ресурсами две воюющие стороны — Китай и Японию; правда, потом этот ленд-лиз свернули по объективным причинам.
    • Цель Мао Цзэдуна — при поддержке СССР разгромить Японию, а затем уничтожить своих противников — Гоминьдан.

Краткое содержание[править]

Пролог: отдельные конфликты до 01.09.1939[править]

Послужили своего рода «разминкой»: полигоном для новой техники и проверки боем новых концепций.

+ Франко-тайская война (1940—41)

Начало войны в Европе[править]

  • Захват Германией Западной Европы 01.09.1939—31.05.1941:
    • Польская кампания (1939)
    • Норвежская кампания (1940)
    • Французская кампания (1940)
    • Битва за Британию (1940)
    • Балканская кампания (1941)
  • Зимняя война (1939—40)

Великая Отечественная война Советского Союза СССР 22.06.1941—09.05.1945[править]

Отдельные периоды и операции:

  • Начало (июнь-сентябрь 1941)
  • Москва (сентябрь 1941 — апрель 1942)
  • Ленинград (сентябрь 1941 — январь 1944)
  • Одесса (август-октябрь 1941)
  • Севастополь (октябрь 1941 — июль 1942)
  • Керчь (декабрь 1941 — январь 1942)
  • Ржев (январь 1942 — март 1943)
  • Сталинград (июль 1942 — февраль 1943)
  • Кавказ (июль 1942 — октябрь 1943)
  • Курск (июль — август 1943)
  • Днепр (август — декабрь 1943)
  • Неудачные наступления (весна 1942 — осень 1943)
  • Малая Земля (февраль-сентябрь 1943)
  • Заполярье (июнь 1941 — октябрь 1944)
  • 10 сталинских ударов (январь-ноябрь 1944)
  • Восточная Европа (апрель 1944 — май 1945)
  • Германия (январь-май 1945)

+ Великая Отечественная в искусстве — штампы

Война на Тихом океане 07.12.1941—02.09.1945[править]

  • Пёрл-Харбор
  • Сингапур
  • Бросок на юг
  • Индийский океан
  • Мидуэй
  • Гуадалканал
  • От пальмы к пальме
  • Филиппины
  • Окинава
  • Едрена бомба
  • Участие СССР

Операции в Северной Африке 10.06.1940—13.05.1943[править]

  • Африка (1941—1942)
  • Эль-Аламейн (1942)
  • Операция «Торч» (1942)
  • Тунис (1943)

Серия десантов союзников в Европу 10.07.1943—14.09.1944[править]

Более подробное описание событий вынесено в отдельные подстатьи о предвоенной политической обстановке, боевых действиях в Европе и Африке, Великой Отечественной войне и войне на Тихом океане.

Итоги[править]

Даже двоечник знает, что в результате «наши победили». Вот только на вопрос, кто это наши и почему конечный результат объявлен победой, он вряд ли ответит. Список участников на всякий случай приведён выше.

Касаемо прочего, есть как минимум два вопроса:

  1. Что есть победа?
  2. Кто её одержал?

Что есть победа?[править]

Первый вопрос не столь однозначен. К примеру, английский историк Лиддел Гарт формулирует: «Победа есть мир лучший, чем довоенный — пусть даже только с вашей точки зрения». По этому критерию большинство формальных победителей (кроме США) таковыми не являются: Англия и Франция потеряли колонии и стали должниками США, СССР заплатил за разгром Германии огромными потерями и разорением половины страны. В древности такие победы именовались пирровыми.

Но такая трактовка, ясное дело, не устраивает 90 % обывателей. Поэтому все страны, кто не подписывал в 1945 капитуляцию, объявили себя победителями — в их число вошли даже Италия с Румынией, вовремя сменившие сторону.

Можно, конечно, отметить и то, что «Победа есть мир лучший, чем довоенный — пусть даже только с вашей точки зрения» — предельно абстрактная конструкция, соблюсти которую невозможно в принципе. Для примера: Ялтинско-Потсдамская система международных отношений была более сбалансированной, чем Версально-Вашингтонская, и имела меньший потенциал перехода в мировую войну. А если речь идёт о простом солдате или даже мирном жителе, у которого были дом, семья, работа, а осталось одно пепелище с обугленными костями?

Если же оставить игру слов и измышления и обратиться к фактам, то они таковы:

  • Страны Оси потерпели полное военное поражение, их армии были уничтожены или капитулировали, по результатам войны они были вынуждены полностью принять условия противников.
  • СССР понёс огромные жертвы, но война сделала его одним из мировых лидеров, так как дала огромный импульс к развитию промышленности, транспорта, освоению пространств за Уралом (куда были эвакуированы заводы) и военного дела (про переход армии на новый качественный уровень тоже не забываем).[7] Новые (точнее старые, ещё имперские, но возвращённые[8]) территории и особенно акватории, а также сфера влияния в Центральной Европе — тоже ценное приобретение. С другой стороны, победа в войне стала «солью» для более долгой консервации, что в целом только усугубило экономическое отставание СССР. Но с учётом, того что основной целью стран Оси было полное уничтожение государственности, раздел территории и массовое истребление населения, это малосущественно.
  • США ещё в Первую мировую войну стали первой экономикой мира и главным мировым кредитором и победителей, и неудачников ПМВ, а после ВМВ — и политическим мировым лидером.
  • Великобритания, как и в Первой мировой, одержала победу ценой жесткого экономического поражения. Неудивительно, что практически сразу после войны её колониальная империя начала стремительно рушиться: уже через 2 года она лишилась Индии и Палестины, ещё через 10-15 лет — практически всей своей части Африки и Вест-Индии. Саму метрополию тоже лихорадило: уровень жизни в стране вплоть до Тэтчер оставался одним из самых низких в Западном мире, а состояние перманентного экономического кризиса в Великобритании в 1960-70-е годы даже получило название «английской болезни».
  • Франция, восстановив свою независимость, тоже оказалась в жестокой разрухе и очень медленно возрождала экономику. В отличие от Англии, ей не удалось полюбовно расстаться со своими колониями (особенно с Алжиром и Вьетнамом), что очень негативно сказалось на её репутации и международном положении (2/3 бывших французских владений после получения независимости стали в различной степени ориентироваться на СССР). Лишившись колоний, французы сменили направление внешней политики: начали искать экономического союза с бывшим противником — ФРГ. В 1970-е из этого вырастет Европейское Экономическое Сообщество, а из него, ещё через 20 лет — Европейский Союз, в котором Франция является одним из двух главных центров силы.
  • Япония, потерпев тяжелейшее поражение, получила в итоге более прогрессивную конституцию и, хоть под американскими штыками, но завершила демократические преобразования, начатые в эпоху Мэйдзи. Но зато японцам пришлось выдержать несколько десятилетий борьбы за свою идентичность, так как планы американцев были куда шире — отмена монархии как в Италии, слабые и легко сменяемые коалиции 3-4 партий у власти (опять же как в Италии), тотальная вестернизация общества с массовым изучением английского языка и даже полный перевод японской письменности на латиницу (как ранее во Вьетнаме[9]). Экономику, буквально уничтоженную дотла, спасла корейская война (полное снабжение своих армий из США оказалось слишком даже для богатых янки). В 1920-30-е годы Японии был закрыт доступ к мировым инновациям, и очень во многих отраслях науки и техники японцы так и остались на позициях конца Первой мировой. Получив даже частичный доступ к технологиям американцев, Япония совершила мощный скачок в экономике, который назвали «экономическим чудом». К концу 1980-х японская экономика стала второй в мире по ВВП (сейчас её опередили Индия и Китай). Трудно поверить но на конец 1930-х она была на уровне Бельгии и Нидерландов!
  • Германия на несколько десятилетий умерла как самостоятельный субъект мировой политики, была лишена трети территории от границ 1914 года плюс оставшаяся была разделена между двумя государствами-антигонистами. Но в итоге стала одним из мировых экономических и технологических лидеров с куда лучшей репутацией, чем раньше. Немца теперь воспринимают в мире не как проклятого милитариста Фрица, а скорее как трудолюбивого Михеля.
  • Италия после войны выгнала своего короля и превратилась в республику. Низкий уровень жизни и куча проблем в экономике привели к тому, что в стране громадное влияние приобрела коммунистическая партия, и Италия, несмотря на членство в блоке НАТО, сумела параллельно выстроить очень неплохие и взаимовыгодные отношения с СССР, да и вообще вела довольно независимую, насколько это было возможно, внешнюю политику - что и позволило ей постепенно преуспеть в экономическом плане. Тем не менее, где-то до 80-х Италия оставалась крайне бедной, опасной почти как Латинская Америка страной, и только в 90-е вошла в фазу процветания.
  • Корея перестала быть японской колонией, исчезла угроза полной ассимиляции корейского народа. Зато потом тоже образовалось два государства, причём крайне враждебных друг к другу. Первый межкорейский саммит состоялся только в 2000 г.
  • Вьетнам — малочисленная и невлиятельная коммунистическая партия в годы японской оккупации приобрела настолько большое влияние в стране и создала такую устойчивую государственную организацию, что в течение 1940-70-х годов ни двести тысяч французов, ни даже полмиллиона янки не смогли ни уничтожить её, ни даже спасти своего южновьетнамского сателлита как государство.
  • Финляндия, изначально выступая на стороне стран Оси, по результатам войны чудом избежала включения в состав СССР, превратившись вместо этого в нейтральное буферное государство между Советским Союзом и НАТО. Хотя страна сохранила капиталистическую систему, де-факто её суверенитет был заметно ограничен: экономически она была завязана в основном на СССР, выдавала Союзу всех диссидентов, пытавшихся бежать на Запад через неё, пресекала все попытки наездов на СССР внутри страны, включая соответствующую цензуру в культуре и искусстве [10]. В благодарность за лояльность Союз щедро обеспечил страну кредитами, взаимовыгодными торговыми контрактами и концессиями, благодаря чему некогда небогатая болотистая страна в конечном счёте превратилась в одну из самых развитых и обеспеченных стран мира.
    • Похожая судьба была и у Австрии, с той только разницей, что Австрия была завязана экономически на Запад. Но обе страны до сих пор нейтральны, да.

Чей вклад главнее?[править]

Теперь вопрос стоит по-другому: кто внёс главный вклад в победу? Фолькс-историки всех стран однозначно заявляют: МЫ! И обыватель их поддерживает. Какое-то фактическое обоснование их не интересует в принципе. Это касается в первую голову советских-российских квасных патриотов и столь же повёрнутых янки, но периодически переклинивает и англичан, французов, поляков.[11]

Дело в том, что вопрос о главном вкладе некорректен. Коалиционная война — это не бухучёт, где все процентики сосчитаны. Это скорее массовая драка, в которой не разберёшь, кто кого пнул и чей удар был решающим.

  • Могли ли западные союзники произвести высадку десанта в Европе в 1943 году? Ответ — да, теоретически они высадиться могли[12]. Более того, они и высадились: операция «Хаски» (высадка Союзников в Сицилии) была как раз летом 1943 года, а кто скажет что Сицилия не Европа, тот будет неправ. Но на практике высадка в Италии закончилась мясорубкой для шедших в первом эшелоне частей с прорывом обороны, самоэвакуацией командования на корабли и бросанием в бой всех оказавшихся в зоне высадки. Высадка на французское побережье, которое после дьеппской авантюры англичан[13][14] укреплялось немцами с большой вероятностью закончилась бы катастрофой[15]. Могло бы, конечно и повезти, но… клавиши «сохраниться» у союзников не было.
  • Бои на Тихом океане были, конечно, несравнимы с боями на советско-германском фронте по числу задействованных войск и потерям — но вполне сравнимы по материальным затратам: один авианосец по деньгам был сравним с танковой армией[16] и был неизмеримо сложнее в производстве.
  • Безусловно, и Гитлер, и Сталин не могли бросить все ресурсы друг против друга: немцам приходилось держать большие силы в Западной Европе, Скандинавии и на Балканах, в то время как СССР был вынужден оттянуть приличную часть войск на границу с Японией и Китаем и в Иран. Однако если у СССР численность сил РККА оттянутых на упомянутые рубежи была относительно стабильной и, временами, даже уменьшалась, при наращивании численности сил на Западном фронте, то в Вермахте ситуация была обратной: при относительно стабильной численности войск на Восточном фронте происходило наращивание сил на Западе и хотя эти силы старались комплектовать менее боеспособными солдатами, для Германии проблема соотношения ресурсов стояла намного острее.
    • С другой стороны: у СССР не было возможности пользоваться трудами 150 миллионов жителей оккупированных территорий и ему приходилось ставить к станкам и сажать на трактора 13-14 летних подростков. Правда для немцев использование труда военнопленных и жителей оккупированных территорий зачастую оборачивалось серьёзными проблемами с саботажем, чего, по понятным причинам, не имел СССР. К тому же они были вынуждены распылять своё производство на поддержание своих подводных сил и сил ПВО, которые, начиная, с 42-го года встретились со всё возрастающим давлением союзников, не говоря уж о том, что любую единицу продукции, которую СССР мог получить по ленд-лизу[17] немцам приходилось производить самостоятельно.
  • Ещё пример. В 1942 СССР столкнулся с капитальной нехваткой алюминия: завод в Днепропетровске частично эвакуировали, частично взорвали, частично бросили, завод в Волхове тоже эвакуировали, завод на Урале зашивается, но больше половины от довоенного плана (и так рассчитанного не на реальную потребность, а на производственные мощности[18]) дать не может. Как следствие, именно в 1942 действительно имели серьезное значение поставки по ленд-лизу, пусть даже не слишком удачных «Харрикейнов» и P-40, а также поставка алюминия из США и Канады (в дальнейшем, по мере запуска эвакуированного оборудования на новых местах и восстановления завода в Волхове производство алюминия выросло, но все равно в итоге на килограмм отечественного алюминия приходился килограмм импортного металла).
  • Куда менее известны поставки современных и высокопроизводительных станков на танковые заводы СССР из США и Великобритании, да они составляли малую часть массы, стоимости и объема ленд-лиза, но имели катастрофически огромное значение ввиду недостаточной развитости станковой промышленности в СССР.

Однако, при любых аргументах, медицинский факт — порядка 80 % сил вермахта и его многочисленных сателлитов были уничтожены на Восточном фронте, где имел место ряд операций по своему масштабу на порядок превосходивших все крупнейшие сражения на остальных ТВД вместе взятых. Также СССР в одиночку разгромил Квантунскую армию японцев, чем поставил окончательную точку в вопросе о возможности продолжения войны на Тихоокеанском ТВД.

Надо различать три вещи:

  1. Историки (серьёзные и псевдо-) всех стран более подробно изучают действия «своих». Это совершенно логично и объяснимо. Ну кому, к примеру, кроме поляков, интересны детали обороны Вестерплатте?
  2. На основании п. 1 — свой вклад в победу объявляется наиболее значимым. Сами историки (кроме псевдо-) нечасто этим грешат, но обыватель, изо дня в день слышащий про своих и лишь изредка про чужих, делает вывод, что кроме них никто не воевал, чему очень радуется пропаганда заинтересованной стороны. Но это ещё полбеды.
  3. На основании п. 2 — любые упоминания о чужих победах охаиваются. Тот же недалёкий обыватель, случайно увидев образчик чужой пропаганды, пылает праведным гневом и пыжится опровергнуть вражью агитку. Но, поскольку фактов (даже из фолькс истории) у него кот наплакал, полемика сводится к лозунгам «Это мы самые крутые» и «Они все казззлы». Вот это, наверное, никуда не годится.

Итоги для массового сознания[править]

Вторая мировая война ещё больше, чем Первая, перевернула массовое сознание: в последующие десятилетия после 1945 многие считавшиеся «само собой разумеющимися» вещи перешли в разряд дикостей, и наоборот. К несомненно позитивным её итогам можно отнести постепенный отказ от всевозможных расистских и антисемитских теорий и вообще идей в духе «люди группы А просто по праву рождения лучше людей группы Б»; в частности, победа Союзников косвенным образом способствовала завершению эпохи колониализма и расовой сегрегации в США (которая де-факто продолжалась ещё долго после отмены рабства де-юре). Досталось и милитаризму как таковому: в частности, создание ядерного оружия сделало невозможной Третью мировую. Более того, хотя репутация Германии после войны очень сильно просела, ближе к концу века она восстановилась и поднялась даже выше довоенного уровня: немцев перестали считать вояками-реакционерами, а стали воспринимать как дисциплинированных, ответственных и трудолюбивых.

С другой стороны, взамен шовинистических теорий в мозгах людей осела достаточно сомнительная идея «коллективной ответственности народа за действия государства» и такое понятие, как «пассивное соучастие», которыми до сих пор оправдывают свои действия террористы-смертники (интересно отметить, что до середины XX в. террор был преимущественно индивидуальным и направленным на уничтожение конкретных лиц или групп, а во второй половине всё более широкое распространение стали получать массовые теракты, в качестве мишеней которых намеренно выбираются обычные граждане).

А ещё тот факт, что Гитлер и K° придерживались условно «правой» (консервативно-националистической) идеологии (при том, что называли себя социалистами, т. е. левыми чисто из-за популистических целей — в момент формирования НСДАП левые идеи пользовались большой поддержкой в народе), в перспективе здорово подгадил даже умеренным правым. По сей день на Западе на того, кто заикается о традиционных ценностях (вне зависимости от того, что под ними подразумевается) или что мигранты чересчур понаехали (даже когда это так), тут же вешают ярлык фашиста, мечтающего о концлагерях.

Влияние на искусство[править]

Если после Первой мировой у нас появилась литература «потерянного поколения», то Вторая Мировая вообще заставила пересмотреть все основы бытия. Потому что человечество проявило в ходе этой войны такое количество подлости и жестокости, какого не помнило со времён Средневековья. Все надежды на просвещение и прогресс, которыми Европа жила с XVIII в., рухнули. Люди даже после Первой мировой продолжали верить, что образование и развитие техники в конце концов сделают мир гуманнее — а оказалось, что вполне можно быть образованным человеком в технически прогрессивном обществе, а нравственные понятия иметь хуже, чем у людоеда. Причём в такое состояние способны впадать огромные массы людей, целые народы. Лучше всех этот слом мироощущения выразил Оруэлл: «Два столетия мы тем одним и занимались, что подпиливали да подпиливали сук, на котором сидим. И вот с внезапностью, мало кем предвиденной, наши старания увенчались успехом — сук рухнул, а с ним и мы сами. К несчастью, вышло маленькое недоразумение. Внизу оказалась не мурава, усыпанная лепестками роз, а выгребная яма, затянутая колючей проволокой. Впечатление такое, словно за какой-то десяток лет мы откатились к временам каменного века. Вдруг ожили человеческие типы, казалось бы, вымершие давным-давно: пляшущий дервиш, разбойничий атаман и Великий Инквизитор, — причём сегодня они отнюдь не пациенты психиатрической лечебницы, а властители мира. Видимо, нельзя жить, полагаясь исключительно на могущество машин и обобществлённую экономику. Сами по себе они только помогают воцариться кошмару, в котором мы принуждены существовать, — этим бесконечным войнам и бесконечным лишениям из-за войн, и колючей проволоке, за которой оказались народы, обречённые на рабский труд, и лагерным баракам, куда гонят толпы исходящих криком женщин, и подвалам, где палачи расстреливают выстрелами в затылок, не слышными через обитые пробкой стены».

Вот этот слом сознания и стал базой, на которой вся культура поделилась на «довоенную» и «послевоенную». На смену эпохе модерна пришла эпоха постмодерна, основной чертой которого стал окончательный вотум недоверия к любым идеологиям, религиям и философиям.

Произведения, главной темой которых стала Вторая мировая, отражают в массе своей этот слом сознания. В центре их, как правило, человек, чьи ценности при попадании на войну подвергаются жестокой проверке на прочность, и совершенно не обязательно они эту проверку выдержат, вне зависимости от того, как вёл себя герой. Вторая мировая война дала возможность показать зло, превосходящее все мыслимые пределы, зло, перед которым бессильны все тривиальные понятия о человеческой доброте и порядочности. Такое зло можно победить только силой, превосходящей все прежние представления доброты, практически святости («Список Шиндлера», «Жизнь прекрасна», «В бой идут одни „старики“», «Бильярд в половине десятого»), либо сравнявшись с этим злом в жестокости и подлости («Бойня номер пять», «Мать Тьма», «Мост через реку Квай»).

В СССР и частично в постсоветской России Вторая Мировая воспринимается как Святая война, и к этому есть все основания.

Но даже сценарий, в котором человеку удаётся сохранить свои ценности и вообще «душу живу», содержит слишком много условий и мало надежды. Такие люди, как правило, единичны, исключительны — и в большинстве случаев они гибнут, либо победа достаётся им слишком дорогой ценой.

Вторая мировая война заново подняла тему мессианства, причём именно в смысле сознательной жертвы человека ради какой-то общности людей. С одной стороны, героическое самопожертвование с первых же дней войны сделалось общим местом пропаганды в обоих лагерях, с другой, оно постоянно осмысливалось и переосмысливалось в художественных произведениях послевоенных лет. Во многих произведениях именно оно стало выражением того самого превосходящего добра, которое способно преодолеть превосходящее зло: ведь «нет больше той любви, чем если кто положит свою жизнь за своих друзей». Но при этом такое самопожертвование не обеспечивало экзистенциальной победы: ведь погибали лучшие, чтобы выжить могли не лучшие.

Так что общий пафос искусства и литературы на военную тематику можно выразить перифразом из Дж. К. Роулинг: если мы будем сражаться изо всех сил, то, возможно, зло никогда не победит. Заметьте, о полной победе над злом и речи нет.

Прошли войну: кинозвезды, воевавшие на фронте и на экране[править]

https://kino.mail.ru/news/45754_kinozvezdy_voevavshie_na_fronte_i_na_ekrane

  • Юрий Никулин воевал семь лет, прошел две войны — первой была Зимняя война, на которой он отморозил ноги.
  • Владимир Басов пошёл добровольцем.
    • «Высокое звание», «Щит и меч».
  • Анатолий Папанов. Чудом выжил, дали инвалидность.
    • «Живые и мертвые», «Белорусский вокзал».
  • Михаил Пуговкин тоже пошёл добровольцем. Был ранен, грозила ампутация, но Михаил сумел уговорить хирургов спасти конечность: «Я же артист, как же я работать буду?!» Комиссовали
    • Он успел сыграть фронтовика ещё до Победы, в легендарной романтической комедии «В шесть часов вечера после войны». И ещё была «Крепость на колесах».
  • Алексей Смирнов играл в основном отрицательных комических персонажей — и имел богатую героическую фронтовую биографию и немало наград (два ордена Славы, орден Красной Звезды, медали «За отвагу» и «За боевые заслуги»).
  • Иннокентий Смоктуновский, главный Гамлет отечественного кино, утонченный гений-интеллектуал. Попал в плен, бежал, чудом спасся. Его укрыла в своем доме украинская семья, он стал партизанить.
    • «Солдаты».
  • Григорий Чухрай. Молодые связисты надеялись, как в советских предвоенных фильмах, поймать шпионов и прославиться. Получилось действительно как в кино — от смерти Чухрая спас вовремя подоспевший товарищ Мухамбеджан Бекшинов, пристреливший душившего его врага.
    • Знаменитая «Баллада о солдате».
  • Георгий Юматов служил на флоте. Уже в конце войны под Веной участвовал в тяжёлом бою, от которого остались страшные шрамы.
    • Их он показал однажды в кино — в принесшем ему народную славу фильме «Офицеры».
  • Оди Мёрфи, награждённый множеством американских и иностранных наград, после войны снялся в 44 фильмах, в том числе и в «В Ад и обратно» по его автобиографической книге. В одноимённой песне Sabaton повествуется о его борьбе с ПТСР.

Ну понятно, что список неполный. Навскидку вспоминаю Элину Быстрицкую.

Где встречается[править]

Литература[править]

Внимание! У нас не историческая викия, а викия массовой культуры и искусства! Просьба помещать сюда ТОЛЬКО художественные произведения!

Отечественные авторы[править]

  • Аркадий Азольский — «Диверсант» в какой-то степени роман воспитания о судьбе простого паренька Лёни Филатова (нет, это не актёр и писатель Леонид Филатов, испытавшего на себе тяготы не только войны, но и послевоенных лет. В наше время сильно по мотивам[19] сняли одноимённый сериал, обессмертивший само произведение и его героев.
  • Василий Ардаматский, документальная повесть «„Сатурн“ почти не виден» — о контрразведчиках.
  • Григорий Бакланов, «Пядь земли».
  • Анвер Бикчентаев, «Сколько тебе лет, комиссар?», «Прощайте, серебристые дожди».
  • Владимир Богомолов, «Иван», «Момент истины» («В августе сорок четвёртого»).
  • Юрий Бондарев, «Горячий снег».
  • Василь Быков, «Альпийская баллада» и ещё куча произведений.
  • Борис Васильев, «В списках не значился», «А зори здесь тихие…»
  • Аркадий Гайдар, фронтовые очерки «У переправы», «Мост», «Война и дети», «У переднего края» и «Ракеты и гранаты».
  • Василий Гроссман, «За правое дело» и «Жизнь и судьба».
  • Евгений Долматовский, роман в стихах «Добровольцы».
  • Эммануил Казакевич, «Звезда», «Весна на Одере», «Сердце друга».
  • Лев Кассиль, «Великое противостояние», «Улица младшего сына» (совместно с М. Л. Поляновским), «Дорогие мои мальчишки».
  • Валентин Катаев, «Сын полка», «За власть Советов» и «Катакомбы Одессы».
  • Вячеслав Кондратьев, «Сашка».
  • Виктор Курочкин, «На войне как на войне».
  • Дмитрий Медведев, «Сильные духом» — о разведчике Николае Кузнецове.
  • Виктора Михайлов, «Повесть о чекисте» — о разведчике Николае Гефте.
  • Виктор Некрасов, «В окопах Сталинграда» (и экранизация «Солдаты»).
  • Валентина Осеева, «Васёк Трубачёв и его товарищи» — вторая часть романа (и его экранизация «Отряд Трубачёва сражается»).
  • Валентин Пикуль, «Реквием каравану PQ-17».
  • Борис Полевой, «Повесть о настоящем человеке».
  • Константин Симонов, «Живые и мёртвые» (трёх-пятитомник в зависимости от издания, и есть ещё приквел «Товарищи по оружию» о предвоенных дальневосточных конфликтах с теми же героями!).
  • Леонид Соболев, сборник очерков и рассказов «Морская душа» (экранизация — «Морской характер»).
  • Александр Твардовский — «Василий Тёркин»
  • Александр Фадеев, «Молодая гвардия».
  • Николай Чуковский, «Балтийское небо» — о защите Ленинграда в 1941-44.
  • Михаил Шолохов, «Уроки ненависти», «Судьба человека» и «Они сражались за Родину».
  • Николай Шундик, «Быстроногий олень» - о том, как чукчи добывают песцов: «пушнина — золото, валюта!»
  • Павел Пепперштейн и Сергей Ануфриев, «Мифогенная любовь каст».
  • Владимир Чубуков, «Выя» — конец рассказа приходится именно на этот этап. Герой выходит к людям на оккупированную территорию — правда, сам этого даже не осознаёт.

Зарубежные авторы[править]

  • Генрих Бёлль, «Где ты был, Адам?», «Бильярд в половине десятого»
  • Джозеф Хеллер, «Уловка-22».
  • Курт Воннегут, «Бойня номер пять, или крестовый поход детей», «Мать Тьма».
  • Джозеф Кэнон, «Хороший немец».
  • Сёхэй Оока, «Огни на равнине».
  • Эрих Мария Ремарк, «Ночь в Лиссабоне», «Искра жизни», «Время жить и время умирать».
  • Ирвин Шоу, «Молодые львы».
  • Эрнст Юнгер, «Сады и дороги».
  • Улас Самчук, «Чего не лечит огонь».
  • Олесь Гончар, «Знаменосцы».
  • Джеймс Клавелл, «Король крыс».
  • Джонатан Литтелл, «Благоволительницы» — редкий для литературы о войне пример произведения с протагонистом-злодеем.
  • Маркус Зусак, «Книжный вор».
  • Димитр Ангелов, «Не на жизнь, а на смерть».
  • Стив Сем-Сандберг, «Отдайте мне ваших детей!».
  • Марио Стерн, «Сержант в снегах».

Мемуары[править]

  • «Детская книга войны»
  • Лоренс ван дер Пост (Южная Африка). «Решётка тени», «Семя и сеятель», «Ночь новолуния».
  • Николай Никулин, «Воспоминания о войне» — воспоминания, вообще-то не предназначавшиеся для публикации и писавшиеся прежде всего для того, чтобы самому разобраться с собственным травматическим опытом войны, опубликованы были лишь в 2007 году, и в них можно обнаружить немало несостыковок. Тем не менее, картину того, каким кошмаром война была для обычного человека, книга передаёт более чем полно.
  • Уинстон Черчилль написал аж шеститомник под названием «Вторая мировая война» — о предпосылках к войне, о политических интригах, о самой войне и о своей роли в ней. Нобелевская премия по литературе.
  • «Дневник Анны Франк» — едва ли не самое известное произведение подобного типа, дневник голландской еврейки, скрывавшейся с семьей от нацистов. Несмотря на то, что сама война там скорее фон, книга содержит довольно подробное описание быта в Амстердаме, а также довольно точно передает чувства, испытываемые любыми, кто скрывался от властей.
  • Дмитрий Панов, «Русские на снегу» — мемуары военного лётчика, охватывающие и предысторию ВМВ (помощь китайскому правительству в конце 1930-х), и, полностью, события Великой отечественной. Написаны очень ярким языком, с большим количеством технических подробностей, и при этом, подчас с крайней резкостью и непримиримостью высказываний (даром, что автор, по совместительству еще и замполит, причём единственный «летающий комиссар» на своём фронте).

Кино и телесериалы[править]

Великая Отечественная война[править]

Как видно, почти все фильмы — советские. Потому что большинство постсоветских… лучше не смотреть.

  • «1944» — фильм состоит из двух частей: первая часть про 20-ю эстонскую дивизию Waffen-SS, вторая часть про 8-й Эстонский стрелковый корпус Советской Армии.
  • Der Arzt von Stalingrad.
  • «Сталинград» — советский фильм 1949 года снятый в… послевоенном Сталинграде
  • «Сталинград» (немецкий, 1993 г.).
  • «А зори здесь тихие…» (который С. Ростоцкого) и «Я — русский солдат» (экранизации Б. Васильева).
  • «Баллада о солдате» Г. Чухрая (спецприз Каннского фестиваля).
  • «Батальоны просят огня»
  • «Белая птица с чёрной отметиной» — советский фильм по гуцульскую семью, которую разрывает война. Первая знаменитая роль великого Богдана Ступки, сыгравшего в фильме трагического антигероя Ореста, ушедшего к националистам.
  • «Белорусский вокзал» — о бывших фронтовиках. Песня Б. Окуджавы.
  • «Белый взрыв» — действие происходит в горах Кавказа. Песни Высоцкого.
  • «Беспокойное хозяйство».
  • «Брестская крепость».
  • «Бункер» (2004) — про последние дни в бункере Гитлера.
  • «Был месяц май».
  • «В августе 44-го».
  • «В бой идут одни «старики»».
  • «В двух шагах от „Рая“».
  • «В небе „ночные ведьмы“» (1981 г., реж. Евгения Жигуленко).
  • «Война под крышами» (снимался Владимир Высоцкий) и «Сыновья уходят в бой» (по роману А. Адамовича «Партизаны»). Песни Высоцкого.
  • «Горячий снег»
  • «Два бойца».
  • «Девочка ищет отца».
  • «Жаворонок» и «Т-34» — оба фильма про пробег на танке Т-34 из концлагеря с танковым полигоном
  • «Женя, Женечка и «Катюша»».
  • «Живые и мёртвые» и «Возмездие» Александра Столпера по первой и второй частям романа Симонова.
  • «Звезда».
  • «Иван Макарович» — о 13-летнем мальчике, потерявшем всех близких.
  • «Иваново детство» Андрея Тарковского по повести Богомолова.
  • «Иди и смотри».
  • «Летят журавли» Михаила Калатозова (приз Каннского фестиваля).
  • «„Мерседес“ уходит от погони».
  • «Моабитская тетрадь» — о татарском поэте Мусе Джалиле.
  • «Мы из будущего».
  • На войне как на войне
  • «Небесный тихоход» — его стал снимать «Ленфильм», только вернувшись из эвакуации в 1944.
  • «Ночные ласточки» (о «ночных ведьмах»).
  • «Обратной дороги нет».
  • Одинокая женщина в Берлине — рассказчица упоминает аборты. Бонус для современников: по тогдашним законам легальный аборт у врача было возможно сделать, только пожаловавшись на изнасилование (даже, если никакого изнасилования не было). Отсюда и рассказы о «миллионах изнасилованных солдатами немок».
  • «Отец солдата».
  • Отряд.
  • «Охота на „Единорога“».
  • «Парень из нашего города».
  • «Побег в небо».
  • «Подвиг разведчика» по сценарию бывшего разведчика Михаила Маклярского о бойцах невидимого фронта.
  • «Полонез Огинского» — о маленьком скрипаче, ставшем сиротой и попавшем в белорусский партизанский отряд.
  • «Помни, Каспар!»
  • «Посол Советского Союза» — о первой советской женщине-дипломате в нейтральной скандинавской стране (прототип — А. М. Коллонтай) (по книге братьев Тур «Чрезвычайный посол»).
  • «Проверено — мин нет» (Provereno nema mina) — советско-югославский.
  • «Проверка на дорогах»
  • «Пятёрка отважных» — о детях из приграничья, решивших самостоятельно бороться против немцев.
  • «Разведчики».
  • «Смелые люди» — истерн о спасении породистых лошадей.
  • «Спокойный день в конце войны».
  • «Танк «Клим Ворошилов-2»».
  • «Ты не сирота» — основан на реальных событиях. Прототипы героев картины — ташкентский кузнец Шаахмед Шамахмудов и его жена Бахри Акрамова — усыновили и удочерили 14 детей разных национальностей, эвакуированных в Узбекистан.
  • «Фронт».
  • Трилогия «Фронт без флангов», «Фронт за линией фронта», «Фронт в тылу врага».
  • «Хроника пикирующего бомбардировщика».
  • «Чистое небо».
  • «Это было в разведке».
  • «Я родом из детства». Песни Высоцкого.
  • «17 мгновений весны». А вообще про наших шпионов и контрразведчиков немало:
  • Снайпер Саха — про якутского снайпера
  • «Hasenjagd» — про побег советских военнопленных из концлагеря и объявленную «охоту на зайцев»
  • Der Hauptmann — апрель 1945 года… солдат вермахта дезертируя находит офицерскую форму и документы, и решает, что в офицерской форме дезиртировать легче…
  • Война Анны (2018) — война глазами маленькой девочки, оставшейся на оккупированной территории. Фильм начинается с того, что главная героиня лежит закопанной заживо, после расстрела её семьи и других людей, которых расстреляв скинули в яму и засыпали землёй.
  • Ржев
  • Edelweißpiraten — про одноимённую группу Сопротивления в Третьем Рейхе
  • Die Weiße Rose — про одноимённую группу Сопротивления в Третьем Рейхе
  • Geheimaktion schwarze Kapelle — про одноимённую группу Сопротивления в Третьем Рейхе
  • Die rote Kapelle — телесериал ГДР про одноимённую группу Сопротивления в Третьем Рейхе
  • Сын отца народов — телесериал про Василия Сталина

Страны Оси[править]

  • Elser — Er hätte die Welt verändert (прокатное название «убить Гитлера»).
  • Il Conformista — действие фильма происходит в 1938, главному герою Марчелло Клеричи, примкнувшему к фашистской госбезопасности OVRA ради карьеры при новом режиме, поручают убить профессора, у которого он когда-то учился…
  • «Операция „Валькирия“».

Польша[править]

  • «Польские дороги» — телесериал о варшавских подпольщиках.
  • «Город» — о Варшавском восстании.
  • «Город 44» — тоже про это восстание.
  • «Канал» — о нём же.
  • «Пепел и алмаз» — послевоенная Польша, в которой бойцы Армии Крайовой оказались вне закона.
  • «Четыре танкиста и собака».
  • «Ставка больше, чем жизнь».
  • «Пианист» — кино о польском пианисте еврее.
  • «Приключения канонира Доласа, или Как я развязал Вторую мировую войну» — комедийная приключенческая трилогия про солдата-недотёпу, подарившая рунету мем про Гжегожа Бженчищчикевича из Хшоншижевошица.

Скандинавия[править]

  • «9 апреля» — один день войны, 9 апреля 1940 года, когда войска Рейха вторглись в Данию.
  • Tuntematon sotilas — Финляндия

Голландия[править]

  • «Оранжевый солдат»
  • «Чёрная книга». Фильм, прославивший на весь мир Кэрис ван Хаутен.
    • Кстати, оба фильма сняты Паулем Верхувеном.

Атлантика[править]

  • «Das Boot».
  • «Под нами враг».
  • «Дюнкерк».
  • «Потопить „Бисмарк“».
  • «Летащая крепость» фильм 1942 г. и фильм 2012 г.
  • «Memphis Belle: A Story of a Flying Fortress» фильм 1944 г. и его римейк «Memphis Belle» 1990 г.
  • «Грейхаунд».

Тихий океан, Китай, Индокитай[править]

  • «Тора! Тора! Тора!» — про Пёрл-Харбор, показаны обе стороны. Упор сделан на кретинизм американцев, свой кретинизм японцы постарались не показывать (а ведь достаточно было показать как император ДВАЖДЫ вставлял ремарочку милитаристам…)
  • «Мидуэй» — про битву в которой был сокрушён японский флот, показаны обе стороны.
    • Есть ДВА фильма с таким названием: 1976 и 2019.
  • Битва на реке Сянцзян с участием Мао Цзедуна — про попытку гоминьдана добить коммунистов, и это в разгар войны с японцами!
  • The Cocpit.
  • The Eternal Zero, где Зеро знаменитый японский истребитель — путь японских лётчиков от Пёрл-Харбора до камикадзе.
  • The Pacific — десятисерийный минисериал от Спилберга.
  • «Ямато» — про крупнейший японский линкор.
  • «Камикадзе: за тех, кого мы любим» — японский ПАФОСНЫЙ фильм о камикадзе.
  • «Цветы войны». Во время нанкинской резни воспитанницы местной школы и проститутки из местного квартала красных фонарей пытаются спастись с помощью одного очень хитрожопого американского трикстера. Экранизация романа Янь Гэлин «13 цветов Нанкина». Тяжелая драма.
  • «Империя Солнца». В фильме рассказана история британского мальчика Джэйми Грэма, до войны проживавшего с семьёй в респектабельном районе Шанхая, а с её началом оказавшийся в японском лагере для интернированных лиц. Ещё одно кино, снятое Спилбергом.
  • «Человек за Солнцем» — кинцо об Отряде 731, которое за гуро забанили почти всюду. Ибо автор сделал упор именно на гуро.
  • «Смерть и слава в Чандэ» — отряд гоминьдановцев должен продержаться десять дней до подкрепления. Продержался шестнадцать, полег почти весь. В фильме не показано (но упомянуто в финальных титрах), что командира после войны отдали под суд и хотели приговорить к смерти за нарушение приказа, но благодаря коллективному ходатайству солдат, заменили казнь на тюрьму. Между тем, Чандэ — это место, где японцы применили всё на что были способны — и смертников, и артобстрелы, и химическое и биологическое оружие (с этим им помогал отряд 731, в фильме эпидемия не показана). В общем, около девяти тысяч солдат 57-й дивизии НРА держались против тридцатитысячной армии японцев, выжило и вышло к своим около сотни. Вечная слава героям.
  • «Город жизни и смерти». И ещё раз про Нанкинскую резню. Автор несколько лет пытался протащить сценарий и видеоряд через китайскую цензуру. Кино черно-белое by design.
  • «Дети Хуанг Ши», и ещё раз про Нанкинскую резню, можно увидеть санко сакусэн в действии. Сюжет фильма основан на биографии Джорджа Хогга, который спас около 60 китайских детей-сирот
  • John Rabe — фильм про члена NSDAP …спасшего 200 тысяч китайцев во время Нанкинской резни. Фильм пытались запретить в Японии за показ в фильме участия в резне принца Асаки, но в итоге показали на кинофестивале.
  • «Мост через реку Квай».
  • «Счастливого Рождества, мистер Лоуренс!» (по книгам воспоминаний ван дер Поста).
  • «Переправа» — фильма начинается в последние дни войны с боя между гоминьдановской и японской армиями.
  • «Мой путь» — про корейца, насильно забранного в японскую армию. Лихо так прошелся, аж до Атлантики.
  • «Покушение» — фильм про покушение на генерал-губернатора, устроенное организацией Кима Гу.
  • «Тонкая красная линия».
  • «Несломленный». Байопик известного спортсмена-бегуна Луи Замперини. Во время войны Замперини стал летчиком-бомбардиром, получил медаль. Потерпел крушение во время спасательно-поискового вылета, после чего с двумя товарищами дрейфовал на спасательном плоту по океану в течение 47 дней без припасов. Плот доплыл до Маршалловых островов, где Замперини и его единственного оставшегося в живых товарища взяли в плен японцы. В плену Замперини пробыл два с лишним года, голодая, подвергаясь избиениям и издевательствам от возненавидевшего его жестокого японского надзирателя Муцухиро Ватанабе по прозвищу «Птица». Замперини был освобожден только после конца войны. Фильм снят по книге-биографии Л.Хилленбранд «Несломленный: история выживания, стойкости и искупления».
  • «Away all boats» — трогательный фильм 50-х годов про жизнь обычного американского десантного корабля.
  • The Hundreds Regiments Offencive
  • «Восемьсот героев» — про оборону склада Сыхан во время битвы за Шанхай. Пятиэтажный склад был из железобетона, а до Пёрл-Харбора было ещё четыре года, и потому японцы не рискнули его бомбить, боясь задеть рядом стоящий международный сетльмент (поселение европейцев). Потому склад был взят лишь после отступления китайских войск (японцы уговорили британцев уговорить Чан Кайши дать приказ на отступление). Фильм примечателен демонстрацией китайского ответа (точнее, аналога) камикадзе.
    • «Восемь сотен» — римейк 2020 года
  • «Красный гаолян»
  • «Пурпурная бабочка»
  • «Наше время придёт»
  • «Великий рейд». 1945 год. Война приближается к своему концу, идут сражения за освобождение Филиппин. Американцам стало известно, что японцы жестоко убили всех военнопленных в лагере на одном из островов Филиппин. Армейское начальство решает провести специальную операцию по освобождению другого концлагеря около города Кабанатуан, где находится около 500 пленных. Что американским рейнджерам с помощью филиппинских партизан и удается с блеском проделать. В результате умерло только два пленных и было убито двое рейнджеров и около двадцати филиппинцев, а японцев погибло более 500. Фильм основан на реальных событиях и довольно точно их отражает.
  • «Чанги». Минисериал из 6 серий, снятый в Австралии. Главные герои — шесть молодых австралийцев — практически, не успев повоевать, попадают в плен после падения крепости в Сингапуре. Они оказываются в тюрьме Чанги, где вызывают ненависть японского лейтенанта Эса. Но шестеро пленных, спаянных дружбой и живущих в одном бараке, стараются не унывать — они поют, учатся сами и учат других, смеются над собой и над японцами. Но, конечно, японский концлагерь — невеселое место и в фильме немало жестоких сцен. Каждая серия посвящена одному из героев: показывают его послевоенную жизнь, уже в преклонном возрасте, жизнь в лагере и немного о жизни до войны.
  • Himeyuri no Tou (1953) — про вспомогательный отряд сформированный из школьниц в 1945 году при обороне Окинавы.
  • Shanghai — оккупированный японцами Шанхай за несколько месяцев до Перл-Харбора, глазами американского шпиона
  • «Летчик-камикадзе полетевший с женой» — про доблестных японцев оборонявших Маньчжурию от злых советов и подлых китайцев. Поскольку фильм японский, естественно военные преступления совершаются советскими солдатами и китайцами, а про устроенные японцами «увеселения» даже не упоминается.
  • Китайская вдова — про сбитого американского лётчика, которого спрятала от японцев потерявшая мужа китаянка
  • «Приказ: огонь не открывать» — о батальоне красноармейцев на охране границы с Манчжоу-Го.
  • «Через Гоби и Хинган»
  • Come See the Paradise — про переселение японцев в США в специальные поселения, по причине боязни что среди японцев могут быть шпионы

Второй фронт[править]

  • «Красотка Мемфиса» («Memphis Belle»), о американских лётчиках в Англии, которых высылают на последний вылет перед тем как отправить домой. Возвращаются «на едином крыле», но возвращаются. Некоторым немало сорвал шаблон тот факт что они летали не до конца войны или собственной смерти как в СССР, а 25 вылетов и домой! Игровой ремейк документального фильма 1944 года.
  • Дюнкерк.
  • «Ярость».
  • «Спасти рядового Райана».
  • «Band of Brothers» — Спилберговский минисериал.
  • «Игра в имитацию» — о том, как Алан Тьюринг взламывал «Энигму».
  • «Самый длинный день».
  • «Мост слишком далеко»[20].
  • Die Brüke — тоже мост, но глазами немцев, пытающихся задержать наступление союзников.
  • «Пушки острова Наварон».
  • «Уловка 22».
  • «Бункер» (2001) — про германский бункер в Арденнском лесу.
  • «В Ад и обратно» (1955) — экранизация мемуаров Оди Мерфи и ним же в главной роли.

Африка[править]

  • «Как я выиграл войну».
  • «Desert rats».
  • «Сахара».

Холокост[править]

  • «Список Шиндлера».
  • «Мальчик в полосатой пижаме».
  • «Жена смотрителя зоопарка».
  • «Жизнь прекрасна!» — грустная история о том, как житель гетто пытается оградить своего сына от творящихся ужасов и устроить ему прекрасное детство.
  • «Жизнь и судьба» (и литературный первоисточник).
  • Auschwitz — один день из жизни Освенцима.
  • «Сын Саула».
  • «Война Анны»
  • «Выбор Софи».
  • «Серая зона» — о единственной зондеркоманде, которая решилась на бунт.
  • «Эйхман» — человек, убивший миллионы евреев, не был антисемитом; для него это просто работа и путь к карьере по трупам. А вот его любовница евреев действительно ненавидит.
  • Korkoro — про геноцид цыган.
  • Europa Europa (1990) — про Соломона Переля, который скрыв своё еврейское происхождение, выдал себя за немца и прятался в… гитлерюгенде
  • «Побег из Собибора» (1987) с Рутгером Хауэром в роли Александра Печерского.
    • И «Собибор» (2019) с Костей «из_советского_человека_в_нормального» (с) Хабенским в роли… Самого себя, который ломается и рефлексирует.
  • «Последнее метро» (Le Dernier Métro, 1980, реж. Франсуа Трюффо, в главных ролях Катрин Денёв и Жерар Депардьё) — протагонист Люк Штайнер прячется в подвале парижского театра, режиссёром которого он был.
  • «Эйми и Ягуар» — экранизация автобиографической повести Лили Вуст, которая во Вторую Мировую была замужем за видным нацистом, но любила еврейку из немецкого Сопротивления.

Прочее[править]

  • «Чай с Муссолини», о группе пожилых английских иммигранток во Флоренции и богатой американской еврейке. Трогательная прелесть и глупость, но снимал Зеффирели а снимались Мэгги Смит, Джуди Денч и Шер, и уже за потрясающюю красоту и актёрский состав фильму можно многое простить.
  • «Переход (фильм 1979)».
  • «Тегеран-43».
  • «Убийство на улице Данте» — об оккупированной Франции, политический детектив.
  • «Последнее дело комиссара Берлаха» — экранизация Фридриха Дюрренматта «Подозрение», политический детектив.
  • «Gandhi to Hitler» — то, как видят войну в Индии. Фильм посвящён дружбе Гитлера с Махатмой Ганди.
  • «Лидер Субхас Чандра Бос: Забытый герой» — индийский фильм про коллаборациониста создавшего легиона SS «Свободная Индия» и воевавшего против Британии при поддержке Германии и Японии. Причём в Индии его любят и его именем назвали международный аэропорт в Калькутте.
  • «Спасительная пустыня».
  • «Нигде в Африке» (экранизация романа Стефани Цвейг). Один из эпизодов — трагикомическая история о том, как во время Второй мировой интернировали граждан Германии, живущих в британской колонии.
    • Оба фильма — про жизнь граждан Германии, уехавших в африканские колонии Британии ещё до войны и внезапно оказавшихся врагами.
  • «Семь лет в Тибете». А тут англичане интернировали германского альпиниста. Только ему было уже не до смеха.
  • «Софи Шолль: последние дни» — история о заведомо обречённом, но от этого не менее героическом подпольном движении мюнхенских студентов против нацизма.
  • «Крик совы» и «Ликвидация» — российские телесериалы, в которых раскрыта тема действий германской агентуры в СССР в послевоенное время.
  • «Бесславные ублюдки».
  • «Старое ружьё» — главный герой, француз, врач до мозга костей, готовый спасти каждого, кто к нему обратится, независимо от того, к какой стороне конфликта пациент относится. Однако после гибели семьи он принялся их отстреливать, кемперя со старым ружьём. Немцы окопались в старинном замке, как в готовом укреплении, только вот в отличие от главного героя, излазившего его весь ещё будучи мальчишкой, не знакомы с его тайными ходами, и даже просто в заброшенном подземелье замка путаются.
  • Swing Kids (фильм 1993) — про любителей запрещённой в Рейхе американской музыки
  • Jojo Rabbit — про мальчика из гитлер-югенда, у которого воображаемый друг -… сам Гитлер!
  • "Unsere Mütter, unsere Väter" - сериал, события которого разворачиваются вокруг пятерых берлинских друзей в период с 1941 по 1945.

Аниме[править]

  • додзинси нарисованное японским солдатом о пребывании в советском плену
  • «Первый отряд. Момент истины» (First Squad) — российско-канадско-японский анимационный полнометражный фильм в жанре фэнтези. Также существуют манга-адаптация.

Видеоигры[править]

Тысячи их. Вторая мировая война стала одной из самых раскрученных тем в игровой индустрии, начиная от простых шутеров и заканчивая сложными стратегиями. К сожалению, в основном представлена западными образцами, вследствие чего о роли СССР либо вообще не упоминается, либо упоминается мельком, либо упоминается, но так, что лучше бы не упоминали.

  • Первые части Call of Duty (и даже пятая, хотя четвёртая часть — она же первая Modern Warfare уже ознаменовала переход от эпохи Второй мировой к современным конфликтам). В 2017 году вышла ещё одна игра, но она посвящена только американцам.
  • И Medal of Honor тоже изначально была про ВМВ, а только потом стала про террористов.
  • Battlefield 1942 в ту же кассу.
  • Red Orchestra же! Сильный уклон на реализм и командное взаимодействие.
  • Редкий русскоязычный представитель — «В тылу врага», целая серия игр, потом получившая кучу спин-оффов: ещё одну серию «Диверсанты» и отдельную игру «Чёрные бушлаты», раскрывавшую редкие в массовой культуре подробности войны на черноморском ТВД.
  • Шутер с элементами стратегии Heroes and Generals от Reto Moto. В игре есть Германия, СССР, США, а также некоторое время имелась Швейцария. Здесь реализована неплохая физика снарядов и пуль, работающая(!) маскировка, и реалистичная техника. Но уродский графический движок на уровне 2009 года заставляет желать лучшего, а также суперкомпютера, на котором игра не будет лагать.
  • Стратегия Company of Heroes (на движке от WarHammer 40,000, между прочим). Потом вышла вторая часть про Восточный фронт, но лучше бы не выходила. Серьёзно.
  • Стратегия Victory at Sea.
  • Симулятор Ил-2 Штурмовик.
  • Стратегия Противостояние aka Sudden Strike, оказавшая определённое влияние на RTS о Второй мировой войне.
  • Стратегия Блицкриг от российской фирмы Nival, во многом подражающая вышеназванному «Противостоянию», а также её вторая и третья части.
  • Серия тактических RPG Commandos.
  • Серия Hearts of Iron за авторством Paradox Interactive — на данный момент, одна из самых популярных у студии и самых популярных стратегий на тему ВМВ c многотысячным ежедневным онлайном.
  • Большая часть хардкорных РС-варгеймов из серии Combat Mission от фирмы Battlefront Studios посвящены различным крупным операциям Второй Мировой. Хотя основной интерес разработчиков сосредоточен на действиях Союзников (Нормандия, Италия, Африка и т. д.), есть и Восточный фронт: старенькая Barbarossa to Berlin и относительно недавний Red Thunder, посвящённый операции «Багратион».
  • Затрудняюсь назвать жанр First Battalion. Имеются 3 последовательные кампании за Германию, СССР и США.
  • RTS «Axis & Allies»
  • Серия стратегий Panzer general и её духовный наследник Panzer corps
  • «Unreal Tournament» — уровень «Операция Оверлорд», который представляет собой реконструкцией штурма пляжей Нормандии для любителей истории.
  • «Painkiller: Battle Out of Hell» — уровень «Ленинград». Зомби-нацисты, зомби-политрук и играющий на заднем фоне советский гимн прилагаются.

Музыка[править]

  • Много советских песен. «Тёмная ночь», «День Победы», «На безымянной высоте», «Журавли» (которые на слова Гамзатова), «Я сегодня до зари встану…», «У деревни Крюково», «Довоенный вальс» (Мирное небо над крепостью Бреста), «Майский вальс» (Весна сорок пятого года), «Дорога на Берлин» (С боем взяли мы Орёл, город весь прошли), «Бьётся в тесной печурке огонь», «Враги сожгли родную хату», «Последний бой», «Марш артиллеристов (Сталин дал приказ)».
  • «Бухенвальдский набат». Автор слов — А. Соболев, автор музыки — В. Мурадели.
  • Владимир Высоцкий: «На братских могилах не ставят крестов» (своего рода визитная карточка автора на концертах), «Солдаты группы Центр», «Песенка снайпера», «Мы вращаем землю», «Он не вернулся из боя»… Их десятка три, и чуть менее чем все настолько великолепны, что слушатели были уверены: автор сам воевал.
  • Александр Розенбаум: «А может, не было войны…», «Бабий Яр» (Слился с небом косогор), «Вальс на плоскости» (Их не звали, тут разве до них), «День победы» (Заката марево, / Глазенки карие), «На войне, как на войне» (Грянул выстрел в тишине), «На Дороге Жизни» (В пальцы свои дышу), «Послепобедный вальс» (Духовые оркестры, / Шумный круг танцплощадки), «Санька Котов».
  • Б. Окуджава, «Ах, война, что ж ты сделала, подлая…», «Здесь птицы не поют…»
  • А. Городницкий: «Под стенами Бреста» (Весной не срывать нам зелёный листок), «Памяти конвоя PQ-17» (Аргумент в неоконченном споре), «Ленинградские дети рисуют войну» (День над городом шпиль натянул, как струну), «Снятие блокады» (Уцелевшие чудом на свете), «Годовщина прорыва блокады» (Мне эта дата всех иных…), «Вспомним блокадные скорбные были…», «Треблинка» (Треблинка, Треблинка, чужая земля), «Освенцим» (По Освенциму ветер гуляет).
  • Aella, «Ночные ведьмы» (русский тяжёлый рок).
  • Польская «Маки на Монте-Кассино».
  • Sabaton! Пожалуй, единственные «баталисты» на поприще музыки, более половины творчества которых посвящено Второй мировой, причём как битвам, так и наиболее неординарным её участникам. Что характерно, все эти боевые эпизоды переданы невероятно красочно и с налётом романтики, ибо Power metal. Немало песен посвящено и Советскому Союзу — Panzerkampf, Stalingrad, Attero Dominatus, Night Witches.
  • Металл группа «Seraphim Project» — «взят Рейхстаг», «на безымянной высоте», «Сталинград».

Изобразительное искусство[править]

Примечания[править]

  1. При этом официально Япония воевала в Китае ещё с 1937 г. (не считая мелких неофициальных боевых операций по отгрызанию кусочков от Китая, занятого гражданской войной и не замечающего японцев), и этот ТВД оставался активен до самого конца войны.
  2. Организация Объединённых Наций унаследовала своё название именно от стран-союзниц во Второй мировой войне.
  3. Однако Испания направила воевать против СССР добровольческую «Голубую дивизию».
  4. По плану «Танненбаум» Германия собиралась захватить Швейцарию за 2-3 дня, однако в итоге от намерений отказались.
  5. Хотя опять же, шведские и швейцарские добровольцы служили в СС, да и экономическое сотрудничество имело место быть: в Швейцарии разрабатывали вооружение для немецкой армии (см. компания Solothurn Waffenfabrik AG), а Швеция поставляла в Германию железную руду и подшипники.
  6. США после краткого периода участия в Первой мировой и Вашингтонских конференций вернулись к политике изоляционизма и вплоть до 1941 г. заметного участия в мировой политике не принимали.
  7. По окончанию войны СССР общепризнанно обладал сильнейшей в мире сухопутной армией (по сравнению с уровнем РККА 1930-х годов скачок был сопоставим по масштабам с появлением собственного ядерного оружия), и этот факт, как ни крути, сыграл свою роль в послевоенном разделе общего пирога — вплоть до выбора бывшими союзниками Холодной войны вместо ядерного армагеддона.
  8. Правда Львовская и Закарпатская области Украины — новые территории, до Первой Мировой они были Австрией.
  9. Вьетнамский язык был переведён на латинский алфавит французскими колонизаторами, которым было лень изучать иероглифы. Однако вьетнамцам идея внезапно понравилась, и в результате «куок-нгы» стал неотъемлемой частью национальной идентичности и одним из маркеров отличия вьетнамской культуры от соседней китайской.
  10. В 80-е годы в США было модно снимать фильмы про "красную угрозу", так вот, часть из таких фильмов снимались на натуре в Финляндии. Сами финны от греха подальше прокатывать такие фильмы у себя запрещали
  11. К примеру, поляки всерьёз утверждают, что штурм Монте-Кассино был поворотными моментом всей Итальянской кампании. К слову, эти «герои» за три недели сдали Польшу, далее массово дезертировали из СССР в разгар Сталинградской битвы в Иран и только в середине 1944 года добрались до фронта. Это имело место ещё в советское время: феерическая строевую песню польских солдат 70-х, начинавшуюся словами: Когда мы Берлин брали, русские нам помогали
  12. А вот в 1942 — никак: десантных средств мало, американская армия — толпа свежемобилизованных новичков, заканчивающая перевооружение с французских 75-миллиметровок 1897 года, магазинных винтовок 1903 года и пулеметов Льюиса на современное оружие, англичан тупо мало.
  13. Дьепп — мероприятие за гранью добра и зла: То ли идиотизм 99 уровня, то ли сознательный саботаж Людвига Баттенберга Луиса Маунтбэттена — высаживать семитысячный десант прямо в порт с целью… посмотреть чо там у немцев, по возможности взорвать порт и уйти.
  14. Ну почему же? Если принимать в расчёт официальные цели операции, то сама по себе она была вполне уместна: выяснить теоретическую возможность захвата крупного порта, способного обеспечить снабжение большой массы войск (выяснилось, что даже при перевесе в 4.5 раза укреплённый город с налёту не взять, что позже подтвердила битва за Шербур, когда наступавшие уже с суши американцы дрались за город целую неделю, причём за это время немцы так разрушили порт, что ещё две недели ушло на его восстановление), выяснить насколько оперативно на подобное отреагируют немцы ну и разрушить захваченное. Другой вопрос, что организовано это всё было так, что пресловутый вопрос вырывается сам собой. Ну и да, к слову: сооружение Атлантического Вала началось ещё в конце марта 1942-го, за 4.5 месяца до Дьеппа, а по мелочи (в первую очередь тяжёлыми береговыми батареями) немцы начали нашпиговывать французское побережье ещё в 40-м году.
  15. Даже не из-за сопротивления немцев, а из-за отсутствия ответа на простой вопрос: что высадившиеся будут кушать, чем стрелять и куда денут раненых? На захват портов рассчитывать не приходилось, а выгрузка на пляжи в штормовом море — такое себе решение.
  16. Авианосец «Эссекс» — 60 миллионов долларов, танк «Шерман» — 50 тысяч, Т-34 — примерно 200 тысяч рублей при курсе 1:5 в пользу вечнозеленого.
  17. При всех спорах о масштабах и значимости которого нельзя отрицать факт того, что он БЫЛ
  18. А отчего, думаете, столько плясок было вокруг ЛаГГ-3? Выбор был простой: или самолет из дельта-древесины, пусть даже и с худшими относительно Як-1 характеристиками, или никакого самолета.
  19. Некоторые эпизоды переданы практически дословно, некоторые со смещёнными акцентами; другие убрали (многие явно не прошли бы современную цензуру); третьи — добавили от себя.
  20. Феерический надмозг. Название стоит перевести как «Мост дальше, чем следовало», в том смысле, что «Мы попытались пройти на один мост дальше, чем следовало» (это устойчивая англоязычная идиома, порождённая как раз той самой операцией «Огород», о которой и снят фильм).