Драма

Материал из Posmotreli
Версия от 04:30, 13 мая 2022; Commorite (обсуждение | вклад) (описание правки удалено)
(разн.) ← Предыдущая | Текущая версия (разн.) | Следующая → (разн.)
Перейти к навигации Перейти к поиску

Под словом «Драма» в литературоведении понимают три взаимообусловленных, но разных явления.

Драма № 1 — это род литературы, наряду с лирикой и эпосом. В буквальном переводе с древнегреческого языка драма означает «действие» (то есть да, по иронии, для древних греков это звучало как для нас «экшен»).

Особенностью драмы является способ передачи сюжета — вместо монолога или повествования драма построена в форме диалогов между персонажами, которые происходят во время отдельных сцен. Обычно драмы создаются для того, чтобы быть сыгранными в театре.

Задача драматурга состоит в том, чтобы в концентрированном виде выразить душевные переживания, которые появляются у людей в ответ на действия других. Основой драмы является конфликт, который может быть показан целиком, от зарождения до развязки, либо начало произведения может быть перенесено ближе к кульминации.

Независимо друг от друга, многие народы (древние греки, китайцы, японцы, индийцы и североамериканские индейцы) еще в древности создали собственные театральные и драматические традиции.

Классическая драма XVII—XIX веков строилась по принципу «трех единств», выведенному из «Поэтики» Аристотеля:

  • Единство действия — единственная главная линия сюжета, минимум второстепенных.
  • Единство места — все действие происходит в одном месте, декорации не меняются.
  • Единство времени — произведение описывает максимум сутки из жизни героев.

Интересно, что на самом деле Аристотель считал желательным для драмы только единство действия, единство места описывал как распространенную практику своего времени, а о единстве времени вообще ничего не писал. Как бы то ни было, многие драматические произведения далеко ушли от канонов классической драмы.

Драма № 2 — это это уже не род, а жанр драматических произведений, наряду с трагедией и комедией. От двух других ведущих драматических жанров собственно драму отличает социально-бытовая тематика и близкая зрителю психологическая проблематика, исследование нравов. Если для трагедии обязателен трагический финал, для комедии — благополучный, то в драме конфликт может оказаться неразрешенным, а то и в принципе неразрешимым.

И наконец, Драма № 3 — это напряженность действия и глубина конфликта, которые могут проявиться в произведении любого рода и жанра. «Добавить драмы» в сюжет означает ввести больше крутых перипетий, конфликтов и противоречий. Сейчас все чаще говорят «драматизм» — чтобы не путать с двумя другими драмами.

Сейчас появилась и драма № 4 — киножанр, которому свойственны черты драм №№ 2 и 3.