Знают именно за это/Реальная жизнь/Эстрада: различия между версиями

Материал из Posmotreli
Перейти к навигации Перейти к поиску
м (1 версия импортирована)
Строка 6: Строка 6:
* '''Фаина Раневская''' — эта которая ругалась матом хуже биндюжника. То, что она ещё в театре играла и в кино снималась, вспоминают гораздо реже. Кстати, она ещё и выдала на-гора кучу афоризмов, и не только матерных. P.S. Именно что «не только». Но все [[непристойно — значит, смешно|вспоминают именно нецензурные]]!
* '''Фаина Раневская''' — эта которая ругалась матом хуже биндюжника. То, что она ещё в театре играла и в кино снималась, вспоминают гораздо реже. Кстати, она ещё и выдала на-гора кучу афоризмов, и не только матерных. P.S. Именно что «не только». Но все [[непристойно — значит, смешно|вспоминают именно нецензурные]]!
** Муля, не нервируй меня!
** Муля, не нервируй меня!
== Музыка ==
''Французская эстрада''
* Мирей Матье - родилась в бедной многодетной семье, в прессе часто ее сравнивали с Эдит Пиаф, поет о любви, предпочитает держаться вне политики. Про личную жизнь не распространяется.
* Шейла (А.Шансель) - в 1960-х, "16-ти летняя девочка, от которой без ума все", исполняющая йе-йе. В конце 1970-х - "королева (французского) диско" и негласный борец с бытовым расизмом. Тогда же у недоброжелателей - пропагандистка "расового" дурновкусия (и проч. формулировки). Причина ругани - совместное ее выступление с "Black Devotion" - группой из трех чернокожих певцов-танцоров. В некоторых кругах тогда считалось, что подобное выступление что-то плохое пропагандирует. В целом, известна за счет рекордного числа выпущенных пластинок (при этом мало известна на постсоветском пространстве, в отличии от соцстран) и множества успешных бизнес-идей продюсера, которые в 1960-70-х еще не были мэйнстримом. С 1990-х любит отыгрывать "ради ностальгии", устраивая юбилейные концерты. Эдакие "юбилеи карьеры". Ныне живая легенда французской эстрады и частая участница музыкально-исторических ток-шоу.
* Доротея (правильно Дороте) - молодежная и детская певица с 1970-х и до 1990-х. Посему за пределами Франции популярна только у некоторых меломанов. Практически все творчество пронизано юмором или как минимум иронией. Ныне в некотором роде тоже живая легенда французской эстрады
* Клод Франсуа (он же Клокло)- певец, особенно активный в 1970-х. Помнят за образ - сам он в блестящем пиджаке, а с ним 4-8 танцовщиц (они же группа "Клодетты") в блестящих (часто достаточно откровенных, особенно по тем временам) нарядах. Среди них как минимум одна чернокожая и одна азиатка, тоже своего рода вклад в борьбу с бытовым расизмом. Еще помнят про его личную жизнь, про роман с  Франс Галль. Также у некоторых людей его имя прочно ассоциируется с его гибелью (1978 г.) от удара током - бытовой несчастный случай.


== Фокусники и иллюзионисты ==
== Фокусники и иллюзионисты ==

Версия 20:58, 16 мая 2023

Это подстатья к статье «Знают именно за это». Навигационные шаблоны и категории тут не нужны.

  • Диктор Сергей Полянский за счёт голоса намертво ассоциируется со всевозможными криминальными передачами на НТВ. Что, он ещё и сериалы с фильмами озвучивал?
  • Леонид Аркадьевич Якубович. «Поле чудес», и этим всё сказано. Даром, что первым ведущим и автором передачи был Влад Листьев, у всех на уме «Рекламная пауза!» и «А-автомобиль!» в исполнении Якубовича. О том, что Аркадьич вёл и другие передачи и снялся в «Ералаше», вспоминать как-то не принято. А про то, что он был фронтменом одной из самых успешных команд КВН 1960-х, а затем много лет успешно проявлял себя как комедийный сценарист — и подавно.
  • Сергей Курёхин раскрыл миру страшную тайну: «Ленин — гриб». Альбомы и перформансы «Поп механики» (включая тот самый саундтрек к «Господину оформителю») и сотрудничество с БГ знают только ценители.
  • Фаина Раневская — эта которая ругалась матом хуже биндюжника. То, что она ещё в театре играла и в кино снималась, вспоминают гораздо реже. Кстати, она ещё и выдала на-гора кучу афоризмов, и не только матерных. P.S. Именно что «не только». Но все вспоминают именно нецензурные!
    • Муля, не нервируй меня!

Музыка

Французская эстрада

  • Мирей Матье - родилась в бедной многодетной семье, в прессе часто ее сравнивали с Эдит Пиаф, поет о любви, предпочитает держаться вне политики. Про личную жизнь не распространяется.
  • Шейла (А.Шансель) - в 1960-х, "16-ти летняя девочка, от которой без ума все", исполняющая йе-йе. В конце 1970-х - "королева (французского) диско" и негласный борец с бытовым расизмом. Тогда же у недоброжелателей - пропагандистка "расового" дурновкусия (и проч. формулировки). Причина ругани - совместное ее выступление с "Black Devotion" - группой из трех чернокожих певцов-танцоров. В некоторых кругах тогда считалось, что подобное выступление что-то плохое пропагандирует. В целом, известна за счет рекордного числа выпущенных пластинок (при этом мало известна на постсоветском пространстве, в отличии от соцстран) и множества успешных бизнес-идей продюсера, которые в 1960-70-х еще не были мэйнстримом. С 1990-х любит отыгрывать "ради ностальгии", устраивая юбилейные концерты. Эдакие "юбилеи карьеры". Ныне живая легенда французской эстрады и частая участница музыкально-исторических ток-шоу.
  • Доротея (правильно Дороте) - молодежная и детская певица с 1970-х и до 1990-х. Посему за пределами Франции популярна только у некоторых меломанов. Практически все творчество пронизано юмором или как минимум иронией. Ныне в некотором роде тоже живая легенда французской эстрады
  • Клод Франсуа (он же Клокло)- певец, особенно активный в 1970-х. Помнят за образ - сам он в блестящем пиджаке, а с ним 4-8 танцовщиц (они же группа "Клодетты") в блестящих (часто достаточно откровенных, особенно по тем временам) нарядах. Среди них как минимум одна чернокожая и одна азиатка, тоже своего рода вклад в борьбу с бытовым расизмом. Еще помнят про его личную жизнь, про роман с Франс Галль. Также у некоторых людей его имя прочно ассоциируется с его гибелью (1978 г.) от удара током - бытовой несчастный случай.

Фокусники и иллюзионисты

В первую очередь пресса и/или обыватели каждому второму более-менее известному артисту данного жанра норовит приписать совсем невероятный трюк. От чужого, до невозможного в принципе. А еще любят путать эстрадных и цирковых. Некоторые из ценителей эстрадных и цирковых жанров (в т. ч. и культурологи) могут на подобное искажение реагировать болезненно.

А вот знаменитый фокусник-менталист у нас только один: Вольф Мессинг.

Отечественные

  • Арутюна Акопяна (отец) и Амаяка Акопяна за их фирменное заклинание «ахалай-махалай». Кроме того, Акопяна-отца помнят как выдающегося манипулятора (что подтверждалось неоднократно), главного советского волшебника и вспоминают его номера с исчезновением платочка и восстановлением газетной полоски (надо заметить, что в репертуаре Арутюна Амаяковича были на порядок сложнее вроде появления нескольких колод из воздуха). Акопяна-сына больше знают как продолжателя династии и телеведущего, причем какие передачи он вел не сразу могут вспомнить, если вообще вспомнят.
    • У автора правки Акопян-младший был любимым ведущим передачи «Спокойной ночи, малыши». Рахат Лукумыч же!
      • В принципе, «Спокойной ночи» время от времени он вел и до образа Рахата Лукумыча. Называли то дядя Амаяк, то еще как-то в похожем стиле. Также был ведущим «Праздника каждый день» вместе с кукольными соведущими Кукарямбой и компанией, позднее уже в другом составе. В 1980-х пару раз вел «Будильник» и т. д. Но помнят больше Лукумыча, а все остальное — «какие-то передачи» иногда еще и «детские». Как вариант, чуть ли не первое появление в «Спокойной ночи» (в не совсем привычном для современной целевой аудитории «формате») https://www.youtube.com/watch?v=2yjcMtPSYo8
        • Кажется, тогда его называли просто Амаяк. Автор правки вспоминает, что когда по ТВ впервые увидел фильм с Боярским, то подумал, что играет Амаяк Акопян. А потом узнал, что однажды Боярский сыграл персонажа по фамилии Акопян.
      • А еще он выпускал книжки с обучением фокусам, а затем и наборы реквизита.
  • Эмиль Теодорович Кио (Он же Эмиль Кио — старший, Кио-отец, в ранних источниках просто Кио) его знают как первого отечественного циркового иллюзиониста. Отчасти так оно и есть — он первый вышел на арену с целым аттракционом, а не с отдельным номером.
    • Сыновья Эмиля Теодоровича — Эмиль Эмильевич Кио и Игорь Эмильевич Кио, которых помнят как продолжателей дела отца. А еще им так и норовят приписать исполнение какого-нибудь невероятного трюка. Не меньше любят вспоминать о браке Игоря Эмильевича с Галиной Леонидовной Брежневой (дочерью «дорогого Леонида Ильича») и про его развод не через ЗАГС, а через КГБ.
    • В 1980-х Игорь Эмильевич еще был ведущим цикла передач, посвященным клоунам и при этом не показал ни одного фокуса, хотя драматургия и «формат» позволяли. В более позднее время, участвуя в телепередачах в качестве гостя также демонстрацию иллюзий сводил к минимуму — обычно показ кадров с представлений, трюки в студии он показывал редко. Собственно за это его запомнили (обычно формулировки встречались разные — кто во что горазд) как мага, экономящего магическую энергию, как фокусника разговорного жанра (хотя на арене он говорил по минимуму) и циркового артиста, которому есть что вспомнить.
    • Эмиля Эмильевича помнят как учителя волшебства — ведущего рубрики «По ту сторону фокуса» из «Юного техника». Но не все помнят, что это он — могут сказать кто-то из династии Кио. В Японии его еще знают как русского волшебника.
  • Алли-Вад (А. А. Вадимов) — коллега и современник Кио-отца. Его знают теперь больше как автора книг — четырех «учебников магии» и двух изданий книги по истории жанра. Хотя, когда Алли-Вад выступал, то вполне был популярен.
  • Рафаэль Циталашвили — фокусник, относящийся к волшебству с иронией, которого наградили золотой медалью во Франции. Руководитель «театра магии» «Черная кошка» (название обычно забывают). А еще он сотрудничал с Д.Копперфилдом, разработав для него некоторые трюки. Подробности обычно сообщают кто во что горазд — поэтому легенды, байки и правду разделить сложно. Примерно в конце 1990-х и начале 2000-х по телевидению любили показывать запись номера со зрительским пиджаком (чуть ли не у каждой из тех передач был свой вариант со «своего» концерта). Этот номер тогда был для них своего рода визитной карточкой.
    • Более продвинутые знают и продолжателей династии — его племянников Михаила и Лерико.
  • Владимир Данилин — советский, затем российский манипулятор-виртуоз, обладатель множества наград. Далее могут пересказать своими словами его номера — «Ширму» и «Игрока». Еще он играл в «Ералаше» в скетче «Не верю» (не путать с В.Рудневым из «Чудеса в решете») и в каких-то фильмах (как минимум вспоминают «Переступить черту»). В Перми он известен как общественный деятель и глава «театра магии». И даже еще и «ресторана магии». За рубежом его номер «Ширма» с музыкой из захаровских «12 стульев» — его визитная карточка.
  • Менее известные в прессе, но не менее талантливые артисты:
    • Иллюзионный аттракцион Альбины Зотовой помнят за номер с самоваром, из которого наливали чай, а потом выскакивали девушки (которых в таком количестве не могло уместиться в самоваре). Также часть аттракциона выдержана в сказочно-народном стиле. И мало кого волнует, что сейчас выступает уже Альбина Зотова-младшая (т. е. дочь), которая к фольклорному стилю еще добавила и новый образ «короткая стрижка — сильная женщина» и по совместительству «крутой байкер».
    • Аттракцион династии Сокол. Как бы он ни менялся, как бы не двигался Анатолий Сокол-младший по карьерной лестнице от руководителя аттракциона до руководителя всей программы, и как бы не менял свой сценический образ, но фокус с появлением девушки в гигантском шаре-пузыре останется неизменным. Так или иначе, но этот трюк не раз обыгрывался на афишах.
      • А в аттракционе основателя династии был робот. А еще «чудеса, пропагандирующие науку». Собственно, на заре снановления аттракциона это было его «фишкой».
    • Династия Ратиани, которую помнят за «Человека-невидимку» в исполнении (точнее под руководством) Отара Ратиани. Аттракцион жив и по сей день под тем же названием, только Невидимка занимает все меньше и меньше времени и разбавляется привычными для цирка фокусами.
    • Туйчи-Хан (Таджибаев) больше знают за образ мага-воина. Хотя не меньше номеров он исполняет в образе героя-насмешника в шляпе-котелке. В некоторых вариантах он добавляет небольшой клоунский грим. Некоторые зрители могут посчитать мага-воина и весельчака в шляпе разными людьми — слишком контрастные роли.
    • Династия Символоковых — умеют «появлять» ведра, наполненные доверху водой, из пустых ящиков. Даже, если в цирке коммунальщики отключили воду. В принципе, аттракцион «Водная феерия» представлял собой «появление» ведер с водой «из ничего», а заодно чаши, аквариумы и проч.
    • Пономаренко Танина Ивановна — ныне почти забыли, в Интернете только годы жизни и пара общих фраз, даже не указан жанр. Но в 1980-х и 1990-х помнили как волшебнику (в более поздние годы почти как крутую бабулю), которая «появляет» цветы из всех возможных и невозможных «ящиков». Собственно, ее аттракцион назывался «Праздник цветов». А еще трюки быстро чередуются, быстрее, чем у многих ее коллег.
    • Юрий Павлович Писаренко — фокусник-манипулятор. С бородой, во фраке и чалме. Мастер карманных краж, способен превратить самый «баянный» фокус с известным секретом в настоящее чудо, и при этом еще и что-то позаимствовать у зрителей. В финале номера обычно раздавал «украденное». Проработал в цирке очень долго — с 1943 (как фокусник с 1949) и до самой смерти (2007 г.). В начале 2000-х на телевидении в разных передачах и на разных каналах показывал разные версии «появления монет», т. е. в первую очередь ассоциировался именно с этим трюком. В 1990-х, больше были популярны в телевизоре его «китайские кольца». Ошибочно любят его относить к эстрадным, а не к цирковым артистам. И еще он в кино играл и дублировал руки персонажей-картежников. Ошибочно могут назвать «Китайский сервизЪ» (но там В.Калмыков) и «Двойной капкан» (в титрах указан некий И.Писаренко, ошибка или действительно не он?). Фильмы, в которых Юрий Павлович действительно играл «Сибирский цирюльникъ», «На Дерибасовской хорошая погода, или На Брайтон-Бич опять идут дожди» и «Волшебный круг» вспоминают редко.
  • А.Красильников. Цирковой, а потом эстрадный иллюзионист, FOKUSNIK (и такое самоназвание), половинка дуэта «Красильников-и-Багдасарова» (см. дальше), участник передач «Цирк со звездами» и прочих в середине 2000-х. Один из запоминающихся образов маг в джинсовом пальто и джинсовом цилиндре.
    • Констано Касфикис — своего рода предшественник Кио и Алли-Вада в цирке. Один из первопроходцев благодаря которому иллюзия считается на постсоветском пространстве цирковым жанром. В прочем, на арене у него было некое подобие сцены.

Зарубежные

  • Джонатан и Шарлонна Пендрагон — за номер «Метаморфоза», где они установили рекордное время по взаимной «телепортации». В середине 1990-х в США (и отчасти в англоязычных странах) за ними закрепилась слава самых скоростных фокусников. Чтобы соответствовать, подтвердили в шоу «The World’s Greatest Magic 4» (1996) с массовым исчезновением-перемещением 25-ти танцовщиц. Еще Шарлотту помнят как мисс фансервис, а Джонатана как мистера фансервис. По крайней мере, во время пика их активности, который пришелся на конец 1980х — 1990е гг.
    • После разрыва и развода (перед которым были события, дававшие повод посплетничать, чем пользовалась американская пресса) у каждого из них появилось свое шоу. В США Джонатана знают как мага-поэта, Шарлотту как ведьму с поющими кукольными питомцами. Причем с «питомцами» выступает не она, но на этом внимания не заостряют.
  • Клоун-фокусник Весельчак Сильвестр. Его знают за мультяшную физику в номерах.
  • Ланса Бартона за классический стиль и Гран-при ФИСМ (Federation Internationale des Societes Magiques) 1982 г., причем первый гражданин США, удостоенный этой награды. Год обычно не помнят, а вместо «Гран-при ФИСМ» норовят подобрать какой-нибудь синоним в духе «какая-то серьезная награда».
  • Мелинду знают как «первую леди магии» и практически не полнят ни одного ее номера. Или в США из ее творчества помнят «страшную дрель» — т. н. «просверливание». По некоторым данным этот номер был создан специально для нее и некоторое время был ее визитной карточкой. А более продвинутые — как фею, ушедшую на отдых. Близко к истине — остановила свою гастрольную деятельность, иногда появляются сообщения, что она планирует вернуться.
  • Д. Копперфилда знают за «полет», за исчезновение вагона и Статуи Свободы. Причем, между знаменитыми «исчезновениями» прошло около десяти лет. А еще ему молва и отдельные личности так и норовят приписать очередное «колдунство».
  • Зигфрид и Рой. Их знают за белых тигров и фокусы с ними. Про другие их трюки (без животных), в том числе, опережающих свое время, обычно не вспоминают, а ещё про них есть мультсериал (как и про принцессу Тенко).
  • Принцесса Тенко — вутайская (на самом деле японская) крутая принцесса, нестареющая (местами близко к истине) прекрасная волшебница и главная героиня мультсериала. Любит освобождаться из подводного заточения, играть роль человека-снаряда (на самом деле исполнялся не очень часто, обычно на открытых площадках) и оживлять мумию или самурайские доспехи. В США и Японии известна тем, что коллекционирует вещи, связанные с М. Монро. Также в Японии помнят ее как ученицу и идейную продолжательницу великого Тенко (был такой иллюзионист в 1970-х, не путать с Мако Тендо!). Собственно получила псевдоним «по наследству». А в Японии в 1980-х был телесериал с «принцессой». Естественно, с фокусами.
  • Джеф Мак-Брайд — современный потомок индейцев, меняющий страшные маски и появляющий карты из воздуха в товарных количествах.
  • Джулиана Чен — вутайская (на самом деле канадская китаянка) прекрасная волшебница, такая же любительница страшных масок и карт, как и Мак-Брайд. Обладательница серьезных наград. А еще трюк со связыванием и надеванием зрительского пиджака (довольно распространенный) превращает в шоу разговорного жанра.
  • Виктор Войтко — «русский маг» (на самом деле с Украины), который даже не прикасается к предметам — они у него летают сами. Близко к истине — есть у него знаменитые кольца, которые летают и соединяются в воздухе. Есть и в других номерах похожие «ходы», но дозировано.
  • Пенн и Теллер. Их знают за стиль «так грубо, что уже смешно». Особенно, конечно, Пенна, который в дуэте исполняет роль сказителя (ну и знаменитый мем этому тоже способствует). Хотя они нередко и отходят от своей манеры, да и прочие заслуги у них есть.
    • А ещё у Теллера официальное имя — Теллер. Без всяких «Реймонд Джозеф», которые к нему прилагались когда-то.
  • Галина и Сонни Хейс — клоуны-фокусники или маги эксцентрики. Большие любители мультяшной физики. Сонни отыгрывал роль трюкача-неудачника.
    • В 1990-х Галина (причем фамилия нигде не фигурировала, на самом деле Струтинская) в США и Европе была известна как «прекрасная русская волшебница» (на самом деле с Украины), у которой летают различные вещи. Близко к истине — ее номера: «соединяющиеся кольца» вместе с «летающим шаром», летающий шар вместе с которым летала она сама, позднее «соединяющиеся летающие кольца» (не без участия Войтко).
  • Марк Уилсон — в США его знают как первого американского фокусника, отправившегося на гастроли в Китай и как автора «учебника магии», выдержавшего не одно переиздание. В России известен только некоторым фокусникам под фамилией Вильсон (переводчики «постарались»), как какой-то «ихний» великий автор хорошей книжки. В США не раз переиздавалась, 1988 г. считается самым лучшим, в Россс его же перевели в 2001 г. А еще не самые честные «авторы» до середины 2000-х нагло переписывали куски из книги без указания реального автора, в прочем могли и себя тоже не указывать.
  • Дэвид Блейн — ходит по улицам и пугает обывателей «колдунством»; собственно, на то она и «уличная магия». Плюс в сознании обычных людей образ настоящего Блейна и образ из пародии (со знаменитыми «Не-не-не, Дэвид Блейн!» и отечественной «находкой» «В рот мне ноги») объединяются в одного человека. Кроме того помнят, что Блейн может обходиться неделями без еды и воды — было несколько знаменитых факирских трюка в его репертуаре.
  • Пол Зенон. В России не очень известен, хотя один из выпусков был показан несколько раз по Рен-ТВ в дубляже (и разных версиях). Тоже ходит по улицам (тоже телевизионный уличный маг), но не пугает, а веселит, отыгрывая роль героя-насмешника. При этом в каждом новом телешоу-новая страна (поэтому не так плодовит), заодно и показывает достопримечательности. Некоторые фокусы может превратить в откровенную клоунаду. В качестве гостя передачи не столько показывает фокусы, сколько шутит.
  • Руди Коби — с конца 1980-х фокусник-супергерой. Типичный комиксный безумный ученый. Одна из любимых «забав» — «отращивание» себе дополнительных ног и их ампутация бензопилой (любимым орудием труда). А еще ему помогает полуразобранная роботесса (до полноценного персонажа Ники Терминатор она доросла позднее).
  • Джеймс Брэндон — фэнтезийный маг и воин. За номер с мечами был несколько раз награжден.
  • Майкл Майклс — главный номер его жизни — «Робот-фокусник». Не раз удостаивался различных призов. Есть и другие номера. Там он изображает тоже не совсем людей.
  • Отчасти сознательное применение тропа. Иллюзионист Вэл Валентино (Val Valentino) прославился благодаря своим «разоблачительным» передачам Breaking the Magician’s Code: Magic’s Biggest Secrets Finally Revealed (в российском прокате было несколько вариантов перевода) в конце 1990-х. В течение 4-х выпусков он нагнетал интригу вокруг своей личности. И в финале 4-го выпуска первого сезона он снял маску. Т. е. подавляющая часть телезрителей, особенно за пределами США, узнала и запомнила его не как фокусника (и довольно неплохого), а как «борца с магократами». Как следствие, весь цикл передач стал восприниматься в духе «там, где Валентино фокусы разоблачает и коллег ругает». В 2008 году цикл передач с фокусником в маске был продолжен.
    • Существует версия, что снять маску его вынудили благодаря шоу The World’s Greatest Magic 5 (1998). Т. е. маг-в-маске планировал не четыре передачи, а больше. И не известно, хотел ли показать миру свое лицо изначально. Эфир «Breaking the Magician’s Code», где он снял маску состоялся 29 октября 1998 года. Примерно за неделю (тут датировка может разниться) вышел 5-й выпуск The World’s Greatest Magic 5. Там Гарри Андерсон в привычной шуточной манере показывал «интерактивный фокус» — на экране треугольник из треугольников, а в каждом лицо в маске. Далее Андерсон предлагает зрителям сделайте три шага на игровом поле, затем два и т. п. Постепенно маски исчезают и появляются лица участников «Великой магии-5», а Гарри комментирует в стиле "«это не он, это не она». И последним телезритель указывает на маску, под которой «спрятана» фотография В. Валентино.
  • Иллюзионисты прошлого:
    • Неизвестного на постсоветском Ченнига Поллока в США помнят как законодателя мод в фокусах с голубями. По большому счету, как минимум половина «голубиной магии» — переработка и развитие его наследия. См. https://www.youtube.com/watch?v=o77AJzkDlRQ, съемку 1958 г.
    • Жана-Эжена Робер-Удэна помнят как «отца современной магии» и за фокус с выращиванием апельсинового дерева в коробке. На самом деле только на дереве «вырастали» апельсины, а вырастало дерево у Пинетти. А ещё он первый стал одеваться как буржуа, во фрак и цилиндр (до этого фокусники носили псевдовосточные наряды или аристократические камзолы)
      • Другие его помнят (из книг Якова Исидоровича) благодаря фокусу с магнитным сундучком, в котором он «отбирал силу» у зрителей-алжирцев (чтобы боялись бунтовать). Причем не все помнят по имени. И в роде как не в каждой редакции оно упомянуто. В прочем, тогдашние алжирцы его помнили как «шайтана с кастрюлей на голове», а французские современники в этой связи чуть ли не как «мага и воина».
    • Мариус Казенёв (1839–1913) — победил англичан в магической войне за Мадагаскар. Убедил королеву острова в своих незаурядных магических способностях и в том, что с Францией, страной могущественных магов, лучше друзить. Англичане спешно принялись учить своих миссионеров карточным фокусам, но Казенёв продемонстрировал королеве, что это просто ловкость рук, в отличии от французов, у которых магия настоящая.
    • Пинетти (1750—1800) помнят как великого фокусника 18 века и за разборки с Торрини.
    • Торрини за разборки с Пинетти. А также за выступление перед римским папой и за то, что стал ментором Робер-Удэну. Хотя есть версия, близкая к истине, что Торрини — персонаж вымышленный.
    • Современник Робер-Удэна Жозеф Буатье де Кольта (1847—1903). Его помнят за то, что показывал трюки только собственного изобретения (близко к истине). Также с легкой руки А. Вадимова и М. Триваса на постсоветском пространстве помнят его за неразгаданный фокус «Мистерия»/«Тайна» — исчезновение с верха лестницы в центре арены (на самом деле Буатье де Кольта все трюки патентовал).
    • Гарри Гудини за всевозможные освобождения из любых цепей, кандалов и ящиков. Еще любят вспоминать как разоблачителя спиритов (причем нередко все перевирают). И еще норовят приписать ему целую кучу трюков, даже тех, которые он выполнять не собирался.
    • Харлан Тарбелл, автор легендарного учебника для фокусников. Курс занимает 8 книг и покрывает все вопросы, от тренировки рук до расстановки номеров в представлении. Конечно, с тех пор прошло почти 100 лет и многие трюки приелись публике… но зато ещё больше оказались хорошо забыты.
    • Соркар — самый известный в Европе и США индийский факир. Так оно и есть, но их целая династия. И входят в нее не только факиры-фокусники, но и представители других жанров. И современные Соркары до сих пор выступают.
    • Шарлье — самый таинственный фокусник. При этом фокусник-любитель. Зарабатывал он не «магией». Прибыл в Лондон, действовал примерно 1870—1874 гг., произвел некоторое брожение в умах среди других фокусников и неожиданно куда-то уехал. Хотя есть версия, что это была мистификация.

Клоуны

  • Олег Попов. Его знают как «солнечного клоуна» (от репризы «Лучик солнца») в клетчатой черно-белой (хотя бывали исключения) кепке.
    • Вплоть до того, что примерно в конце 1960-х и начале 1970-х клетчатая кепка была таким же атрибутом клоунады, как и традиционный красный нос. И даже существовало замечание к артисту, «завалившему» номер. Обычно звучало в духе: «Зачем так наряжался, надел бы кепку в клетку, сделал бы тоже самое, так все бы от души посмеялись».
      • А в «Утренней почте» вып. 41 (1978 г.) был танцевальный номер, посвященный Солнечному клоуну. https://www.youtube.com/watch?v=XgI9W3rMnXM с 21.00, обыгрыващий его стиль.
    • А еще Олег Попов пел. Одна из самых известных песен «Цирк, цирк, цирк» (она же «Песенка о цирке»). Не раз издавалась на пластинках. Кое-кто помнит, что и в кино играл. Где и кого — вспоминают редко. В лучшем случае вспомнят медведя в сказке «Мама». Или скажут «играл самого себя» в каком-то фильме 1970-х. Или в серии «Ералаша».
    • Еще из его творчества по основному месту работы кое-кто может вспомнить трюк, когда он баллансировал на канате, стоя на одной ноге, на второй — он крутил кольца, а также что-то руками. В 15-ти минутной кинозарисовке «Олег Попов на арене Московского цирка» (1959 г. -?) демонстрировал этот трюк в номере с хождением по канату. В более поздних номер уже был «Стирка белья». А канат — играл роль веревки.
    • Из других фактов биографии обыватели помнят, что в 1990-х сначала «куда-то пропал», потом выяснилось, что во время гастролей в Германии импресарио, бросив артистов, убежал с документами и со всеми заработанными деньгам. Далее до 2015 (обычно говорят в духе «до недавнего времени») жил и работал в Германии. В 2015 решил вернуться в Россию.
    • Последнее время некоторые любители сенсаций начинают откапывать «факты» о его сложных взаимоотношениях (вплоть до вражды) с Никулиным. И не понять где наглая ложь, где вывернутое толкование фактов, а где правда.
  • Юрия Никулина помнят как клоуна, директора цирка и киноактера. При этом, когда вспоминают про работу Юрия Владимировича клоуном, то нередко забывают про партнера по дуэту — Михаила Шуйдина. Последний часто вносил весомый вклад в создание номеров.
    • Время от времени встречаются высказывания, что Никулин в цирк пришел из кино, а не наоборот.
  • Александр Фриш — клоун, жонглирующий кирпичами. Некоторые личности добавляют эпитет в духе «единственный». См. запись 1983 г. с 3.00. Так или иначе, но термин «клоун» может быть не совсем корректен, а правильнее было бы сказать «жонглер-эксцентрик». А трюки с «кирпичами» исполняли и до него, и после. Но вот свою «изюминку» нашел именно он.
  • Карандаш, он же Михаил Николаевич Румянцев. Помнят как великого советского клоуна. И все. Более продвинутые — могут вспомнить номер «Венера» и его участие в антифашистской сатире. А продвинутые любители мультиков — как мультперсонажа «Карандаш и Клякса — веселые охотники», «Девочка в цирке» (эпизодически), «Кино-цирк».
    • А в советское время выпускались как игрушки, так и сувенирные фигурки Карандаша.
    • Автор данной правки его помнит как того парня, с которым летал Дениска в рассказе «Не хуже вас, цирковых».
  • Леонид Енгибаров — грустный клоун-мим. Или, более распространенно, «клоун с осенью в сердце».
  • Александр Родин. Известны номер с автомобилем, точнее с фонтанчиком от него, номер «дрессированный лев» (в роли льва ростовая кукла) и номер с дымящейся от усердия «музыканта» скрипкой. На афишах и в газетах-журналах часто изображался в своем автомобильчике, в роли пассажиров — собаки. https://www.stihi.ru/2019/04/05/8169 номер можно видеть тут https://www.youtube.com/watch?v=a6EcRIGJsmQ с 5.30
  • Юрий Куклачев — клоун-дрессировщик, единственный в мире дрессировщик кошек, бывший цирковой артист, основатель театра кошек. С «единственным» — явное преувеличение, есть и другие артисты, с кошачьими номерами. Более продвинутые личности знают, что еще у Юрия Дмитриевича есть преемник — Дмитрий Куклачёв (обычно именуют в духе Куклачев-младший).
  • Ириска (Ирина Асмус), Клёпа (Виталий Довгань), Лёвушкин (Валерий Лёвушкин) и Юра (Юрий Шамшадинов) — цирковые клоуны из «старой» (если точнее 1978-83 гг.) «АБВГДейки». Или второй состав персонажей-учеников. Действительно артисты цирка, участники и других передач, в тех же образах. Про их работу в цирке мало кто вспоминает, хотя можно найти в фильмах-концертах ТО «Экран».
    • Тем не менее, в 1980-х передача добавила им популярности.
    • Отдельно вспоминают гибель Ириски-Асмус в 1986 г. Обычно в телепередачах о цирке, рассказывая о том, что работа на манеже достаточно опасная.
  • Вячеслав Полунин — Асисяй и Blue Сanary. Кто-то ещё вспомнит капустник «Как стать звездой». Но во времена Перестройки довольно известен был.
    • Леонид Лейкин — гораздо менее известен. Но вот скетч «Низзя» с его и Полунина участием наверняка много кто видел.
  • Почти забытые Е.Латышев и Е.Можаева (Антон и Антошка). Помнили как серьезного «дяденьку» и мальчишку-сорванца. Один из номеров с сундуком и превращения в марионеток (чаще всего показывали в разных передачах, обычно съемку 1986 г. в Риге). Также номер с катушками. Про то, как дуэт распался помнят не все. На данный момент Е.Латышева больше известна в Германии, как Antoschka.

Дрессировщики

  • Запашные. Их целая династия. Носят необычные имена. Традиция в некотором роде началась с Вальтера Запашного (но об этом не все помнят). Не одно поколение дрессируют тигров и прочих опасных животных. Причем основатели династии дрессировщиками стали не сразу.
    • Мстислав Михайлович Запашный — в 1980-х и до 1990-х известен как руководитель аттракциона «Слоны и тигры». В 2000-х — уже как самый главный начальник в цирке (был генеральным директором Росгосцирка в период 2003—2009 гг.). В этой связи от прессы и ему досталось (см. дальше).
    • В начале-середине 2000-х пресса любила обсуждать «игры престолов» между разными ветвями династии. Кто кого «задвигает» на задние планы, мешая артистической карьере, как делают пакости и проч.
    • Эдгард Запашный. Ныне директор цирка. Недавно прославился тем, что потребовал «покрошить» футбольных фанатов.
    • И вообще Эдгард и Аскольд — два брата-дрессировщика, которых показывают по телевизору. Других их коллег в телевизоре можно увидеть намного реже.
    • Марица Запашная. Помнят за номер с пантерами и за то как его закрыли. Причем, обычно пересказывают одну из двух версий, вспоминая «игру престолов» разных ветвей династии (упомянуто выше). Согласно первой версии «родственники» боролись с родственниками-конкурентами. Согласно второй — они больше переживают за здоровье родственников и доброе имя цирка, т. к. пантер в таких количествах на арену гораздо опаснее выпускать, чем тигров, поскольку пантеры больше любят самовольничать (что может привести к не самым приятным последствиям).
  • Филатовы. Тоже династия. Дрессируют медведей. Их медведи даже в кино играли.
  • Дедушка Дуров, он же Дуров, Владимир Леонидович (1863—1934 гг.). Основоположник современной дрессуры, продолжатель династии дрессировщиков и создатель театра животных. Еще любят вспоминать его брата Анатолия Леонидовича Дурова и историю 1891 г. про градоначальника Одессы Павла Андреевича Зеленого, которого он высмеял. При этом могут все перепутать.
  • Степан Исаакович Исаакян (Исаакян-Серебряков). Примерно с 1960-х дрессировал различных животных, в том числе и тех, с которыми в цирке до него почти не работали. А также играл сам себя в кинодилогии про Доню и Микки.
  • Тигран Акопян — дрессировщик обезьян, у которого питомцы изображают/пародируют эстрадных певцов. Причем фамилию и имя артиста не запоминают, но запоминают образ — весельчак в жилете и шляпе.
  • Династия Корниловых — дрессируют слонов. Когда приезжают на гастроли, если в городе есть река (или иной водоем), то купают в ней слонов. О чем рассказывается во всех местных новостях. В реальности — как получится и с купанием, и со СМИ.
  • Династия Багдасаровых — Михаил Ашотович и его дети Артур и Карина. Дрессировщики тигров. Тигров в шоу много, в 1991 г. их было 18, потом число менялось. Одна из любимых тем СМИ — нападение на Артура Багдасарова одного из тигров в 2006 г. До этого за долгие годы работы без происшествий пресса о них почти не писала. Осенью 2018 г. пресса про них вспомнила, когда на представлении тигру стало плохо.
    • Отдельно Карина. Совместно с супругом А. Красильниковым выступали с иллюзионным номером. Запоминающийся трюк — печатанье больших (в прямом смысле) денег. Со второй половины 1990-х до конца 2000-х от небольшого циркового номера дуэт Красильников-и-Багдасарова перешел к полноценному полуторачасовому эстрадному шоу. Далее дуэт распался.