Редактирование: Изменившаяся мораль/Классическая зарубежная литература

Перейти к навигации Перейти к поиску

Внимание: Вы не вошли в систему. Ваш IP-адрес будет общедоступен, если вы запишете какие-либо изменения. Если вы войдёте или создадите учётную запись, её имя будет использоваться вместо IP-адреса, наряду с другими преимуществами.

Правка может быть отменена. Пожалуйста, просмотрите сравнение версий ниже, чтобы убедиться, что это нужная вам правка, и запишите страницу ниже, чтобы отменить правку.

Текущая версия Ваш текст
Строка 148: Строка 148:


=== Континентально-европейские авторы ===
=== Континентально-европейские авторы ===
* Г. Сенкевич, «Огнём и мечом». Богун полностью [[Моральный горизонт событий|лишился даже намёка на сочувствие]] со стороны автора правки, когда объяснял Хелене Курцевич, ''как'' сильно он её любит. «Взяли мы однажды в Чёрном море корабль, что красавиц вёз в Стамбул, на невольничий рынок, в гаремы продавать. Одна другой краше — но ни одна не тронула моего сердца! Всё о тебе думал! Отдал я их братьям казакам потешиться [читай, на групповое изнасилование], а потом велел им всем камень на шею, да и в воду!» [[влюблённый злодей|Любовь она такая любовь]], псякрев!
* Г. Сенкевич, «Огнём и мечом». Богун полностью [[Моральный горизонт событий|лишился даже намёка на сочувствие]] со стороны автора правки, когда объяснял Хелене Курцевич, ''как'' сильно он её любит. «Взяли мы однажды в Чёрном море корабль, что красавиц вёз в Стамбул, на невольничий рынок, в гаремы продавать. Одна другой краше — но ни одна не тронула моего сердца! Всё о тебе думал! Отдал я их братьям казакам потешиться [читай, на групповое изнасилование], а потом велел им всем камень на шею, да и в воду!» [[влюблённый злодей|Любовь она такая любовь]], псякрев!
** Но Богуну сочувствие читателей и не полагается — он персонаж строго отрицательный, в отличие от неоднозначного Хмельницкого.
** Но Богуну сочувствие читателей и не полагается — он персонаж строго отрицательный, в отличие от неоднозначного Хмельницкого.
** Пример ходящей кругами морали — автор делал акцент на женщинах потому, что женщин топить нехорошо, а басурман убивать хорошо. Сейчас на них акцент потому, что слишком уж вопиюще. А ведь если посмотреть, что перед этим нужно было [[пират|захватить гражданское судно и перебить его команду]], то удивление быстро пройдёт.
** Пример ходящей кругами морали — автор делал акцент на женщинах потому, что женщин топить нехорошо, а басурман убивать хорошо. Сейчас на них акцент потому, что слишком уж вопиюще. А ведь если посмотреть, что перед этим нужно было [[пират|захватить гражданское судно и перебить его команду]], то удивление быстро пройдёт.
*** Все-же, судно работорговцев трудно назвать гражданским и мало кто станет осуждать его захват (в наше время бы, конечно, этим занималась регулярная армия, а не каперы, и команду, скорее всего, взяли бы в плен, а не расстрелял без суда и следствия… Но и в наше время вариант «расстрелять на месте» многие нашли бы более предпочтительным). Убийства девушек это, впрочем, ни коим образом не оправдывает.
*** Все-же, судно работорговцев трудно назвать гражданским и мало кто станет осуждать его захват (в наше время бы, конечно, этим занималась регулярная армия, а не каперы, и команду, скорее всего, взяли бы в плен, а не расстрелял без суда и следствия… Но и в наше время вариант «расстрелять на месте» многие нашли бы более предпочтительным). Убийства девушек это, впрочем, ни коим образом не оправдывает.
**** Даже в наши дни и даже среди регулярных флотов великих держав отношение к пиратам в духе «Я его… отпустил.»©®™<ref>Например, высадить в шлюпку без вёсел и припасов в паре сотен миль от берега и пожелать доброго пути.</ref> не считается чем-то предосудительным. Пираты же.
**** Даже в наши дни и даже среди регулярных флотов великих держав отношение к пиратам в духе «Я его… отпустил.»©®™<ref>Например, высадить в шлюпку без вёсел и припасов в паре сотен миль от берега и пожелать доброго пути.</ref> не считается чем-то предосудительным. Пираты же.
*** Эта история выглядит как часть создаваемого вокруг казаков [[Образ врага|образа врага]]: мол, они поголовно настолько свирепы и кровожадны, что и женщины-то им годятся только на то, чтобы с ними «потешиться» — и в воду. Богуна другие казаки осуждают, за то что он любит Елену по-настоящему. Непонятно только: а от кого они рождаются и откуда их развелось-то столько, если они всех женщин топят в воде?
*** Эта история выглядит как часть создаваемого вокруг казаков [[Образ врага|образа врага]]: мол, они поголовно настолько свирепы и кровожадны, что и женщины-то им годятся только на то, чтобы с ними «потешиться» — и в воду. Богуна другие казаки осуждают, за то что он любит Елену по-настоящему. Непонятно только: а от кого они рождаются и откуда их развелось-то столько, если они всех женщин топят в воде?
**** Справедливости ради, сечевые казаки рождались не от сечевых казаков. Но все равно, скорее всего, это ''некоторое преувеличение''.
**** Справедливости ради, сечевые казаки рождались не от сечевых казаков. Но все равно, скорее всего, это ''некоторое преувеличение''.
***** И при этом, даже у Максима Кривоноса, показанного свирепейшим из свирепых, был сын, о чём прямо сказано в книге. Значит, он был женат, или, как минимум, достаточно долго сожительствовал с какой-то женщиной, чтобы она могла родить этого сына. Ну не утопленница же из моря его принесла? И у Хмельницкого была семья. И у того же гоголевского Тараса Бульбы. Так что только на Сечь нельзя было женщин брать, а дома-то могли и оставлять семьи. Не все даже «рождались не от сечевых казаков».
***** И при этом, даже у Максима Кривоноса, показанного свирепейшим из свирепых, был сын, о чём прямо сказано в книге. Значит, он был женат, или, как минимум, достаточно долго сожительствовал с какой-то женщиной, чтобы она могла родить этого сына. Ну не утопленница же из моря его принесла? И у Хмельницкого была семья. И у того же гоголевского Тараса Бульбы. Так что только на Сечь нельзя было женщин брать, а дома-то могли и оставлять семьи. Не все даже «рождались не от сечевых казаков».
** Кстати, а когда главный герой — польский офицер Ян Скшетуский, говорит, что, если Елену обесчестят, то он ее отправит в монастырь, и сам в монахи уйдёт. Жениться он на ней не может — и вопрос даже не в том, что жениться на «порченной» не позволит дворянская честь, а в том, что если он на ней женится до конца жизни у него за спиной (а некоторые сорвиголовы и в лицо) будут заявлять, что тот взял «порченую»/«казачью подстилку». А его детей ждет коротка, но очень деловитая жизнь, полная дуэлей за право называться сыном своего отца, а не «байстрюком казацким». С точки зрения тех лет, сдать суженную в монастырь и самому постричься в монахи — верх любви и самопожертвования.
** Кстати, а когда главный герой — польский офицер Ян Скшетуский, говорит, что, если Елену обесчестят, то он ее отправит в монастырь, и сам в монахи уйдёт, — не лучший ли пример этого тропа? Вся его любовь куда-то пропадает перед тем, чтобы жениться на обесчещенной…
** Красноречива и другая деталь: Скшетуский отказывается пожать руку человеку, пока не уверится, что это шляхтич.
*** Сам «в монахи уйдёт» потому что продолжит её любить, но жениться на обесчещенной не позволит HONOR = честь = гонор (при этом ему абсолютно не приходит в голову, что кто-то другой может захотеть на ней жениться и в случае если обесчестят).
** Отношение, на минуточку, положительного с авторской точки зрения персонажа, князя Иеремии Вишневецкого к вопросам «дипломатической неприкосновенности» вполне типично для дворянина того времени — его посла (шляхтича) трогать нельзя, а казацких послов (бунтовщиков-простолюдинов) можно казнить.
**** С точки зрения тогдашнего дворянства — уйти для нее в монастырь после изнасилования — единственный возможный шаг. Жениться на ней мало кто рискнет — позор для родовой чести непомерный. Максимум — кто-то может позариться на приданое, а [[Синяя Борода|после свадьбы удавить]] при первой же возможности.
* Сельма Лагерлёф, «Удивительное путешествие Нильса Хольгерссона с дикими гусями по Швеции» — заглавного героя, мальчика четырнадцати лет, до его превращения в крошку-домового все, даже собственные родители, считают донельзя испорченным, почти безнадежным. Но позвольте, по сравнению с [[Маленькие гадёныши|иными современными детьми]] Нильс ничего такого криминального не делал! Не хотел ни учиться, ни помогать родителям — не очень хорошо, но не критично. Хулиганил, дразнил других детей и животных — но в меру, не показано, чтобы кто-то от его действий страдал всерьёз. Сам бы [[Вырастут — поумнеют|вырос и поумнел]], скорее всего, кажется даже, что был наказан слишком жестоко. Но надо иметь в виду, что на рубеже XIX—XX веков, когда происходит действие романа, с четырнадцатилетнего мальчика спрос был уже как со взрослого, тем более в сельской местности и в бедной семье, и если он ещё был единственным ребёнком, как Нильс. В этом возрасте уже полагалось работать, как взрослому, и отвечать за свои поступки соответственно — понятно, что лень и хулиганство выглядели недопустимыми пороками.
***** Речь идёт не о каких-то абстрактных «мало ком». Почему сам главный герой, который её любит, жениться на ней не сможет, если она окажется изнасилованной?
****** Не может. Именно из-за урона родовой чести. До конца жизни у него за спиной (а некоторые сорвиголовы и в лицо) будут заявлять, что тот взял «порченую»/«казачью подстилку». А его детей ждет коротка, но очень деловитая жизнь, полная дуэлей за право называться сыном своего отца, а не «байстрюком казацким». С точки зрения тех лет, сдать суженную в монастырь и самому постричься в монахи — верх любви и самопожертвования.
*** Красноречива и другая деталь: Скшетуский отказывается пожать руку человеку, пока не уверится, что это шляхтич.
* Сельма Лагерлёф, «Удивительное путешествие Нильса Хольгерссона с дикими гусями по Швеции» — заглавного героя, мальчика четырнадцати лет, до его превращения в крошку-домового все, даже собственные родители, считают донельзя испорченным, почти безнадежным. Но позвольте, по сравнению с [[Маленькие гадёныши|иными современными детьми]] Нильс ничего такого криминального не делал! Не хотел ни учиться, ни помогать родителям — не очень хорошо, но не критично. Хулиганил, дразнил других детей и животных — но в меру, не показано, чтобы кто-то от его действий страдал всерьёз. Сам бы [[Вырастут — поумнеют|вырос и поумнел]], скорее всего, кажется даже, что был наказан слишком жестоко. Но надо иметь в виду, что на рубеже XIX—XX веков, когда происходит действие романа, с четырнадцатилетнего мальчика спрос был уже как со взрослого, тем более в сельской местности и в бедной семье, и если он ещё был единственным ребёнком, как Нильс. В этом возрасте уже полагалось работать, как взрослому, и отвечать за свои поступки соответственно — понятно, что лень и хулиганство выглядели недопустимыми пороками.
** Посмотрите как на пример на его земляка и современника Эмиля (который из Лённеберги). Хоть озорник и тот ещё, но в шесть лет умеет и лошадь запрячь, и со стадом коров управиться, и денег заработать, и из дерева ножиком выстрогать… А потом уже пошёл в школу учиться сколько будет семь плюс семь. Поэтому родители и готовы признать, что хоть и озорник, но дельный парень растёт. С другой стороны, запирать шестилетнего мальчика в столярку… ну, в свою комнату ещё и в наши дни приемлимо, но в столярке острые предметы, и родители знают что он ими там активно орудует. В наши дни могли бы счесть неосмотрительным. А ведь Эмиль способен и тайком от родителей отвезти тяжелобольного батрака к доктору через буран.
** Посмотрите как на пример на его земляка и современника Эмиля (который из Лённеберги). Хоть озорник и тот ещё, но в шесть лет умеет и лошадь запрячь, и со стадом коров управиться, и денег заработать, и из дерева ножиком выстрогать… А потом уже пошёл в школу учиться сколько будет семь плюс семь. Поэтому родители и готовы признать, что хоть и озорник, но дельный парень растёт. С другой стороны, запирать шестилетнего мальчика в столярку… ну, в свою комнату ещё и в наши дни приемлимо, но в столярке острые предметы, и родители знают что он ими там активно орудует. В наши дни могли бы счесть неосмотрительным. А ведь Эмиль способен и тайком от родителей отвезти тяжелобольного батрака к доктору через буран.
** Впрочем, зависит от версии перевода. По канону, Нильс не просто дразнился, а делал препоганые вещи. Няшному котику, например, запустил в ухо осу, а в другой раз пытался поджечь. За такое 12-летнему пацану даже в советский период можно было на милицейский учёт встать.
** Впрочем, зависит от версии перевода. По канону, Нильс не просто дразнился, а делал препоганые вещи. Няшному котику, например, запустил в ухо осу, а в другой раз пытался поджечь. За такое 12-летнему пацану даже в советский период можно было на милицейский учёт встать.
* Михаил Старицкий, «Осада/Оборона Буши» (автор правки так и не поняла, кто из них повесть, кто пьеса, но сюжет один и тот-же). Идея главных героев взорвать павшую крепость подается, как героическое самопожертвование, но для современного читателя выглядит по меньшей мере неоднозначно. Все усугубляется тем, что они даже не спросили согласия остальных защитников крепости — только пары человек, которые помогали им спуститься в подвал с порохом. Да и выглядит все больше как двойное самоубийство (что само по себе сабж, да еще и в сочетании с вышеупомянутой любовью между представителями разных кланов). Впрочем, возможно, что причины, по которым [[получился мерзавец]], другие, все-таки, книга не настолько старая.
* Михаил Старицкий, «Осада/Оборона Буши» (автор правки так и не поняла, кто из них повесть, кто пьеса, но сюжет один и тот-же). Идея главных героев взорвать павшую крепость подается, как героическое самопожертвование, но для современного читателя выглядит по меньшей мере неоднозначно. Все усугубляется тем, что они даже не спросили согласия остальных защитников крепости — только пары человек, которые помогали им спуститься в подвал с порохом. Да и выглядит все больше как двойное самоубийство (что само по себе сабж, да еще и в сочетании с вышеупомянутой любовью между представителями разных кланов). Впрочем, возможно, что причины, по которым [[получился мерзавец]], другие, все-таки, книга не настолько старая.
* Ольга Кобылянская, «Земля». Роман Михаила и Анны показан, как воплощение истинной — хоть и обреченной — любви, а роман Савы и Рахиры — как воплощение всего плохого, что могут принести отношения. Но по нынешним меркам все не так однозначно. Цыган, конечно, и сейчас любят не все, но [[роман шербета с молоком]] злом по умолчанию уже не кажется. Тот факт, что Сава и Рахира предохраняются, а Михаил и Анна — нет (прямо об этом не говорилось, но Анна забеременела, а Рахира — нет, хотя Сава и Рахира сожительствовали намного дольше), в наше время говорит как раз в пользу первых (в описываемые времена все было наоборот). Меж тем Михаил, который боится рассказать родителям о своих отношениях с бедной сиротой и тянет до «удачного момента» ([[Смерть навсегда|дотянул в итоге]], что кончилось для Анны и их детей очень плохо) выглядит размазнёй, не готовым отвечать за свои решения, а не хорошим сыном. Хотя, конечно, что [[Инцест|кузинат]], что манипуляторство в отношениях и в наше время очков Саве и Рахире не добавляют.
* Ольга Кобылянская, «Земля». Роман Михаила и Анны показан, как воплощение истинной — хоть и обреченной — любви, а роман Савы и Рахиры — как воплощение всего плохого, что могут принести отношения. Но по нынешним меркам все не так однозначно. Цыган, конечно, и сейчас любят не все, но [[роман шербета с молоком]] злом по умолчанию уже не кажется. Тот факт, что Сава и Рахира предохраняются, а Михаил и Анна — нет (прямо об этом не говорилось, но Анна забеременела, а Рахира — нет, хотя Сава и Рахира сожительствовали намного дольше), в наше время говорит как раз в пользу первых (в описываемые времена все было наоборот). Меж тем Михаил, который боится рассказать родителям о своих отношениях с бедной сиротой и тянет до «удачного момента» ([[Смерть навсегда|дотянул в итоге]], что кончилось для Анны и их детей очень плохо) выглядит размазнёй, не готовым отвечать за свои решения, а не хорошим сыном. Хотя, конечно, что [[Инцест|кузинат]], что манипуляторство в отношениях и в наше время очков Саве и Рахире не добавляют.
* Автор книги «Король Матиуш Первый» Януш Корчак проявляет типичный для того времени расизм, описывая чернокожих дикарей и их детей.
* Автор книги «Король Матиуш Первый» Януш Корчак проявляет типичный для того времени расизм, описывая чернокожих дикарей и их детей.
** [[С прикрученным фитильком]], поскольку он также наделяет Клю-Клю большими способностями. Как вам, например, успешное преподавание крестьянским детям грамоты, причем неродного для себя языка?
** [[С прикрученным фитильком]], поскольку он также наделяет Клю-Клю большими способностями. Как вам, например, успешное преподавание крестьянским детям грамоты, причем неродного для себя языка?
*** В чём расизм, если автор описывал так не всех чернокожих, а только людей из реально диких племён Центральной Африки, где не знали колеса и практиковали [[каннибализм]]?
*** В чём расизм, если автор описывал так не всех чернокожих, а только людей из реально диких племён Центральной Африки, где не знали колеса и практиковали [[каннибализм]]?
**** Так это как раз пример ещё одной перемены морали: в наши дни расизм — это никакое не преследование или даже снисходительное отношение за другой цвет кожи, а всего-то навсего употребление слова «негры» или приписывание оным хоть чего-то предосудительного, не говоря уже о таких вещах как каннибализм.
**** Так это как раз пример ещё одной перемены морали: в наши дни расизм — это никакое не преследование или даже снисходительное отношение за другой цвет кожи, а всего-то навсего употребление слова «негры» или приписывание оным хоть чего-то предосудительного, не говоря уже о таких вещах как каннибализм.


== Примечания ==
== Примечания ==
{{примечания}}
{{примечания}}

Пожалуйста, учтите, что любой ваш вклад в проект «Posmotreli» может быть отредактирован или удалён другими участниками. Если вы не хотите, чтобы кто-либо изменял ваши тексты, не помещайте их сюда.
Вы также подтверждаете, что являетесь автором вносимых дополнений, или скопировали их из источника, допускающего свободное распространение и изменение своего содержимого (см. Posmotreli:Авторские права). НЕ РАЗМЕЩАЙТЕ БЕЗ РАЗРЕШЕНИЯ ОХРАНЯЕМЫЕ АВТОРСКИМ ПРАВОМ МАТЕРИАЛЫ!

Шаблоны, используемые на этой странице: