Илья Муромец и Соловей-Разбойник

Материал из Posmotreli
Версия от 21:32, 26 октября 2022; AnvarBairaktar (обсуждение | вклад) (→‎Сюжет)
(разн.) ← Предыдущая | Текущая версия (разн.) | Следующая → (разн.)
Перейти к навигации Перейти к поиску
Kinopoisk.ru-Ilya-Muromets-i-Solovey-Razboynik-513143.jpg

«Илья Муромец и Соловей-Разбойник» — третий мультфильм из цикла «Три богатыря», вышедший 27 декабря 2007 года. В плане атмосферы — наиболее серьезный, с наименьшим количеством шуток.

Сюжет[править]

В старые добрые времена жил на Руси-матушке народ, не тужил... пока не объявился злодей, Соловей-разбойник — жёг да грабил деревни русские. И некому было его одолеть, кроме богатыря по имени Илья Муромец. Сила земли русской (и магическая грива его коня Бурушки) знатно ему в этом помогали, и раз за разом Соловей оказывался за решёткой. И гнить бы ему в тюрьме до скончания века, вот только жадность Князя Киевского — прекрасный ключ от всех дверей. Возмущённый тем, что Соловей в очередной раз откупился сотнею чеканных монет, Илья отказывается служить князю. Тот соглашается, однако с Бурушкой богатырю приходится попрощаться, поскольку тот ему не принадлежит. Пообещав четвероногому боевому товарищу выкупить его, Илья возвращается к прежней крестьянской жизни.

Увы, жадность фраера сгубила Князя подвела: оказавшись на воле, Соловей первым делом стащил все деньги из казны и Бурушку, предварительно лишив того волшебной гривы. По совету боярина Антипа князь решает сыграть на чувствах Ильи и заручиться его помощью в поимке Соловья, умолчав про казну, но сказав о пропаже коня. Князю это удаётся, вдобавок он уговаривает Илью взять его с собой. С ними желает отправиться и юная летописица Алёнушка, чтобы собрать материал для новой летописи (и отдать узелок с русской землёй, дающий богатырю силу), но Илья отказывается от её компании [1]. Тем не менее, она тайком следует за ними прямиком в дремучий лес, где её пленяет банда Соловья. В лесу Илья с Князем устраивают привал, оставив последнего дозорным. Просыпается княже привязанным к дереву, в окружении разбойников.

Раскидав бандитов, Илья интересуется у главаря банды, куда делся Соловей-Разбойник. И как Князь ни пытался, Илья в итоге узнал не только о том, что Соловей направился в Царьград, но и о том, что его использовали, после чего покинул спутников. Князь решает, что и сам прекрасно справится (в конце концов, сам император Византии Василевс — его названый брат, и ради него Соловья мигом изловит!), и герои отправляются в Царьград порознь.

Тем временем Соловей проигрывает Бурушку в кости купцу, на чьём корабле плывёт в Византию. Чтобы насолить кичащемуся ворованным богатством похитителю, Бурушка съедает всю княжескую казну (множество небольших мешочков с золотыми монетами) и, прыгнув в море, доплывает до города[2]. Соловей и Илья, добравшиеся до Царьграда в одно время, ищут коня. Бурушка, побежав на крик хозяина, пробегает через сад Василевса и оставляет императору небольшой подарок. Подарок не простой, а самый что ни на есть золотой — со съеденными ранее монетами. Вляпавшись в лошадиную какаху, Василевс нарекает коня волшебным и приказывает его поймать.

А с грехом пополам добравшиеся до Царьграда Князь и Алёнушка понимают, что до дворца Василевса путь неблизкий, и им нужен транспорт. Однако вредный характер князя и полное отсутствие денег у обоих не радуют потенциальных перевозчиков. Наивно приняв развод погонщика слонов за акт альтруизма, Князь верхом на «диве заморском» покидает не поведшуюся на обман летописицу. К счастью, её великодушно решает «подбросить» до дворца работорговец, пытавшийся заполучить её в свои лапы ещё в русском порту. Не подозревающая о его намерениях девушка садится к нему в лимузин паланкин.

Паря над городом на воздушном шаре, Василевс видит не только коня, но и Илью Муромца и Соловья-Разбойника, которые также ищут извергающее злато животное. Возмущённый император объявляет их в розыск. Солдатам удаётся изловить Соловья благодаря глухой бабуле, на которую не действует его пронзительный свист.

В это время случайно угнавшему слона Князю посчастливилось встретиться с Ильёй, который успокоил разбушевавшееся животное, прозванное Князем Бизнесом, и прогнал его жестокого погонщика, требовавшего деньги за поездку. Погонщик убегает, но возвращается со своей бандой. Конечно, богатырь без проблем справился бы с ними, однако Князь случайно напомнил ему, что при нём нет ни горсточки родной земли, дающей силу. Ослабевшего до неспособности встать на ноги Илью обезвреживают и бросают в яму. Князь бежит за подмогой ко дворцу Василевса, а там за излишнее рвение стража хватает его и бросает в тюрьму.

Слон вызволяет Илью из плена, но Илья, не веря в свои силы и не чувствуя их, не может ответить тем же. К счастью, за пазухой у него оказывается подкова Бурушки, ступавшая по родной земле. Вновь обретя веру в себя, богатырь сбегает вместе с Бизнесом и доходит до императорского дворца, чтобы узнать, где находится князь. Однако стража узнаёт в нём посягавшего на волшебного коня Василевса и пытается схватить. Не тут-то было: расшвыряв охрану, как котят, Илья узнаёт местоположение Князя и вызволяет его из тюрьмы, пробив стену верхом на слоне.

Одновременно с этим Василевс обнаруживает, что его волшебный источник богатства иссяк, и даже подарок в виде угодившей в наложницы Алёнушки не может смягчить удар. Допросив пойманного Соловья, император узнаёт, как безвинного Соловья жестоко ограбил Илья Муромец, спрятавший нечестно заработанные деньги в своего коня. Василевсу приносят весть о том, что русские разрушили тюрьму, и он готовится идти на Русь войной. К счастью для неё и к сожалению для императора, усилия всей его армии Илье — как Бизнесу дробина. Соловей с интересом наблюдает из камеры, как идут военные действия, и пишет мелом на стене счёт (в итоге Илья и Князь победили со счётом 1584:0). В панике Василевс обращается к Соловью, и тот, вернув себе боеспособность, выходит на бой с богатырём... чтобы точно так же снова быть обезвреженным и унизительно побеждённым. Усилиями Князя он рисковал не доехать до киевской тюрьмы, поскольку едва не был задушен с требованием вернуть казну. Впрочем, спасая подмоченную репутацию, Василевс и так возвращает Князю всё золото и отпускает восвояси Алёнушку, к которой Илья начал испытывать симпатию, оказавшуюся взаимной.

Герои возвращаются в Киев, радостно встречаемые народом. Князь, ознакомившись с летописью Алёнушки, написанной по мотивам их приключений, велит внести в неё «корректировки» (т. е. всюду поменять имя Ильи на своё). А вокруг него самого и его золотой статуи кружит муха, явно на что-то намекая...

Тропы и штампы[править]

  • А кто ты без брони? — шутки ради: в начале мультфильма всех врагов уделывает конь.
  • Аристократ-работяга — «Не каждый день у них князь на разносе». Пополам с субверсией: Князь Киевский занимается этим вынужденно. В своём княжестве, он, конечно, деятельный правитель (самодур и коррупционер, правда), но всё же не троп.
  • Ахиллесова фигня:
    • Бурушка моментально потерял силу (не смог защищаться от свиста Соловья-Разбойника), как только ему отстригли гриву. Явная аллюзия на Самсона.
    • Один из солдат Василевса — повышенная брезгливость: получив плевок в лицо от Князя, тот бросил меч и ретировался.
  • Базилевсы, порфира и еретики/Новый Рим — антагонист с богатырским конём и казной сбегает в Византию, протагонист (а заодно Алёнушка и князь) гонится за ним. Василевс — плохой человек, редиска.
    • Клюква о клюкве, показанная клюквой — Византия изображена «от балды». Местное воинство изображают переодетые римские легионеры, вытащенные из I в., вплоть до тактики и выучки (это при том, что византийская армия тех времён состояла в основном из конницы, а единственной приличной пехотой были наёмные варяги).
    • Кстати, имя византийского Василевса, как и Князя Киевского, в мультфильме не называется — просто по титулу, Василевс. Князь позволяет себе говорить «Вася».
  • Бафос — Соловей взмахом меча повелевает своему войску разорять деревню… сидя на крыше колодца в виде лошадки.
    • Да там вся сцена такая: связанная вместе с жителями свинья, вышибание бандитом двери с помощью лысой башки, угоняемые в рабство (по-человечески) курочки.
  • Бесстрашный журналист — Алёнушка! За эксклюзивным материалом для собственной летописи «Будни русских богатырей» готова хоть в дремучий лес, хоть в море отправиться. Помимо этого, имеет привычку регулярно задавать вопросы в журналистском стиле, что по факту спасло ей жизнь, когда её поймали подручные Соловья.
  • Вербальный тик: «Любопытно!» и «Молодец, мо-ло-дец!» Василевса.
  • Выпирающий статист — эмоциональный византийский солдат, побеждённый княжеским плевком в рожу.
  • Геокинез — пародия. Чтобы ослабеть, Илье достаточно находиться за пределами Руси. Подсвечено, что он получает плацебо/ноцебо-эффект в соответствии с представлением о том, как работает его суперсила. Когда Илья уверен, что с ним есть узелок с горсточкой родной земли, полученный от матери, он эпично крут. Однако богатырь сразу ослабел, узнав, что забыл взять её (мать не успела дать узелок, и Алёнушка взялась передать). Учитывая, что он невероятно суеверен, никакой особой слабости у него и нет, а вот неверие в свои силы может всерьёз ослабить его.
    • В былинах такого не было. Илья дрался на своём высоком уровне, но если достойный противник прижимал его к родной земле, силы утраивались.
  • Джедайская правда — нет, за посадку на слона платить не надо. Платят за то, чтобы слезть.
  • Диссонирующий саундтрек — почему Илья идёт на аудиенцию к Князю (чтобы поинтересоваться, какого чёрта Соловей вновь на свободе, т. е. по серьёзной причине) под какой-то бодрый клубняк?
  • Для боя нужно спешиться — аверсия: в начале мультфильма Илья сражается с бандой Соловья прямо в седле, и Бурушка активно помогает ему в этом.
  • Злобный плевок:
    • Во время финальной битвы Князь плюнул в лицо напавшему на него византийскому воину. Тот заплакал от обиды и ушёл.
    • Там же слон Бизнес таким жестом попрощался со своим прежним хозяином.
  • Злодей по должности — полководец Василевса.
  • Золотые волосы, золотое сердце:
    • Бурушка, конечно, добрый конь… но отпор дать может.
    • Алёнушка также вписывается в троп.
  • Импровизированное оружие:
    • Князь с вилкой против византийской армии. Вышло очень недурно, между прочим: недостаток силы и боевого умения он компенсирует хитростью и реакцией мангуста, втыкая её в задницы воинов.
    • Илья против неё же использовал тяжёлый каменный архитектурный элемент.
  • Исландская правдивость — за то, чтобы залезть на слона, платить действительно не надо. Платить надо за то, чтобы слезть.
  • Кнопка берсерка — Илья и Князь поотдавили друг другу все возможные кнопки.
  • Крутая бабуляглухая бабушка из Царьграда дважды преспокойно выбила клюкой Соловью зуб (второй раз — золотой) и тем самым лишила его суперсвиста, напутствуя: «Не свисти! Денег не будет!»
    • Визуальная отсылка. В фильме «Там, на неведомых дорожках» Соловью после свиста несколько раз прилетает по свежевставленным зубам от стрельца Дрёмы, возмущённо пробасившего: «Меня — будить?!», и точно так же без зуба Соловей лишился злодейской силы. Не этим ли моментом вдохновились авторы мультфильма? Хотя, конечно, согбенная бабулька совсем не похожа на шкафоподобного стрельца…
    • А само обезвреживание Соловья через «швиштяшший жуб» вообще, похоже, восходит к мультфильму 1978 г. Ну не показывать же было советским ребятишкам жуткой былинной сцены с выбитым стрелою Муромца глазом
    • Эпический свист Соловья, точнее, жуткая трансформация на вдохе, напоминает выходку Коровьева в «Мастере и Маргарите».
    • Слон Бизнес иногда от хороших эмоций розовеет. Намёк на советскую песню о розовом слоне (только там слон посерел от горя).
    • Сидя в осаде, Князюшка на приказ византийской армии сдаться выкрикивает: «Русские не сдаются!» — возможная отсылка к фильму «Брат 2». Озвучивший Князя Киевского актёр Сергей Маковецкий сам снимался в этом фильме в роли такого же жадного и трусливого самоуверенного мерзавчика Белкина.
      • Вообще-то довольно популярный в отечественной литературе лозунг.
  • Лицемерие — это смешно: Князь сперва подстёбывал Илью за его веру в приметы, а потом сказал, что выбранное для ночлега место — плохое, потому что «кругом дерево сухое, да и сыч не к добру кличет».
    • Скорее всего, ему просто страшно было, и он пытался придумать отмазку.
  • Музыкальный триппер — «За лесами, за горами горы да леса» на слова Владимира Даля отпускает не раньше, чем через неделю.
  • Мучитель животных:
    • Соловей издевался над Бурушкой, чтобы насолить Илье.
    • Мерзкий византийский погонщик, несмотря на маленький рост, вовсю тиранил слона, пока за животинку не заступился Илья, популярно объяснив, почему это плохо.
  • Названые братья — Василевс и Князь Киевский. Стоящие друг друга мерзавцы (великолепный и самоуверенный соответственно).
  • Не такая уж фоновая музыка: стоило Бурушке появиться в саду императора, арфистки, игравшие для решившего вздремнуть Василевса, тут же заиграли бодрый мотивчик и замедлились, когда придворные в погоне чуть не налетели на Василевса. И всё равно он проснулся.
  • Палач Василевса. Работу любит, когда не выходной, любимый инструмент производства — клизма. Соловья даже не пытали — палач просто показал своё орудие производства убеждения…
  • Перейти на КРИК — когда Василевс повышает голос, его подчинённые срут кирпичами получают ускорение к выполнению любых задач. Мечется между этим тропом и шёпотом, в который вслушиваются.
  • Плохо прозвучало — Князь просто побил рекорд в этом мультфильме:
« Я — князь, чего хочу, того и ворочу. Э… действую… в интересах державы! »
— Илья не удержался от троллинга

.

«

Алёнушка: Вы подтверждаете слухи об отставке Ильи Муромца? Говорят, он обвинил вас в сговоре с Соловьём-Разбойником. Боярин: То неправда! Пусть вначале докажет! Князь: Это верно! Закон таков: не пойман — не вор!

»
«

Князь: А вообще… баба в походе всегда пригодится. Илья: недоумённый взгляд Князь: Ну, я имею в виду, поесть приготовить. Или постирать: у меня вон, рукава грязные.

»
— Вот так меня на деньгах и нарисуйте!
  • Примазаться к достижению — в финале Князь ставит победу над Византией в заслугу себе (хотя и признаёт, что Илья ему «немного помогал»). Сразу после этого он любуется трезубой вилочкой. Да, для трусоватого хитрого дядьки без особых боевых навыков и с крайне неэффективным оружием Князь нормально сражался ею с византийцами. Но сравнивать его вклад в победу с Ильёй и Бизнесом действительно нелепо. Вилочка эта, на которой фокусируются финальные кадры фильма, удивительно похожа на личное клеймо киевских князей — похоже, создатели мультфильма предложили такую боевую версию его появления.
  • Приметы и суеверия — Илья постоянно говорит о приметах. Это очень раздражает Князя, который не упускает случая потроллить его: «А вон шишка на тропу упала? Жди снега к ужину!» На что богатырь наставительно отвечает, что приметы народ веками замечал.
  • Принять за имя:
    • Когда Князь в Константинополе легкомысленно соглашается прокатиться на слоне, Алёнушка предупреждает его: «Это не бесплатно! Это же у них бизнес такой!» С тех пор Князь полагал, что эту диковинную животину Бизнесом кличут.
    • Зигзаг: когда сам Князь угодил в византийскую тюрьму, заключённые его спрашивают: «Кто таков будешь?» Он честно отвечает: «А я — князь». Они принимают это за уголовную кличку (которую ему позже вытатуировали на костяшках пальцев руки) и говорят: «Чаю выпьешь, Князь? Иди к нам, Князь! Присаживайся!»
  • Связали и заткнули — в Царьграде связывали сначала Илью, а потом и Соловья, пойманного солдатами Василевса. Ну и не забудем Алёнушку! Попала в переплёт два раза: в начале, после встречи с разбойниками и в конце, когда ей задурил голову некий недобрый молодец (повезло, что отвёз «через дорогу» — к Василевсу, а не за тридевять земель).
  • Стеклоломный звук — Соловей своим свистом не то что стёкла может бить, а деревья с корнем выворачивать!
  • Топливо ночного кошмара — свист Соловья, когда он намерен бороться с Ильёй. Сперва у него наливаются кровью глаза, затем он, перекрутив своё тело, словно полотенце, взмывает на десятки метров вверх, чтобы как следует вдохнуть… А от самого свиста, сравнимого с хорошим ураганом, по воздуху летят, как бумажные, люди, животные и деревья любых размеров, солнце гаснет, а землю бурят смерчи. У булавы в руках Ильи даже навершие лопнуло, как стеклянный стакан!
  • Ужас у холодильника — как вы думаете, что Василевс сделает со старушкой, выбившей зуб Соловью и тем самым лишившей его казны Князя?
  • Фефекты фикции — один из советников Василевса сильно заикается. Так-то предлагает дельные вещи, но из-за проблем с речью советы не всегда доходят до правителя.
  • Хуцпа — попытка Князя проникнуть на отплывающий в Византию корабль. Естественно, он был вышвырнут пинком под зад.
  • Это встречный паровоз — именно этим оборачивается для Князя попытка пойти за помощью к Василевсу (причём в силу предыдущих событий это ещё и частично «Уходи с баркаса!»). С прикрученным фитильком, поскольку чуть позже Князю на выручку приходит офигенный герой, то бишь собственно Илья.
  • Детям это смотреть нельзя!«высокооплачиваемая работа», на которую на сороковой минуте пытается заманить (а позднее — «затащить») косплеящий Элвиса Пресли капитан-работорговец красавицу-Алёнушку, и её последующая сцена лайт-демонстрация, вряд ли оставят сомнения в головах опытных родителей…

Примечания[править]

  1. В основном потому, что, договорившись ехать вдвоём, Князь устроил цирк с конями, попытавшись взять с собой дружину, и Алёнушка была последней каплей.
  2. Бурушка повторил подвиг козацких волов из мультфильма «Как казаки инопланетян встречали». В былинах он не просто богатырский конь, а скорее сам что-то вроде коня-богатыря, от него можно ждать чего-то подобного. В мультфильме он тоже Самсон от мира коней, но Соловей его именно поэтому остриг. А вообще, это очень частый сюжет волшебной сказки. Вспомните хотя бы молдавскую «Кошелёк с двумя денежками» (авторство Иона Крянгэ, но сюжет адаптирован из фольклора), где простой такой петух сожрал не только все боярские червонцы, но и всё его стадо.