Редактирование: Киберпанк

Перейти к навигации Перейти к поиску

Внимание: Вы не вошли в систему. Ваш IP-адрес будет общедоступен, если вы запишете какие-либо изменения. Если вы войдёте или создадите учётную запись, её имя будет использоваться вместо IP-адреса, наряду с другими преимуществами.

Правка может быть отменена. Пожалуйста, просмотрите сравнение версий ниже, чтобы убедиться, что это нужная вам правка, и запишите страницу ниже, чтобы отменить правку.

Текущая версия Ваш текст
Строка 3: Строка 3:


[[Файл:1230549343.jpg|thumb|right|Классический анимационный фильм «[[Ghost in the Shell|Призрак в доспехах]]» по одноименной [[манга|манге]] Масамунэ Сиро]]
[[Файл:1230549343.jpg|thumb|right|Классический анимационный фильм «[[Ghost in the Shell|Призрак в доспехах]]» по одноименной [[манга|манге]] Масамунэ Сиро]]
'''Киберпанк''' [[антиутопия|антиутопический]] жанр [[научная фантастика|научной фантастики]], многое унаследовавший от [[детектив]]ов о [[частный сыщик|частных сыщиках]] и [[нуар]]ных [[кино|фильмов]]. Классический киберпанк подчиняется принципу «high tech, low life» — высокие технологии контрастируют с описанием жизни низших классов общества, угнетаемых [[мегакорпорация|дзайбацу]] и [[правительство]]м. Проще говоря «мейнстримовый киберпанк» — это американские чернушные «макулатурные боевики» уровня Дж. Х. Чейза или Микки Спиллейна, напичканные вычурной магией, которая почему-то называется «кибернетикой» (к вечно пьяному частному детективу приходит проститутка с глазами от Carl Zeiss, торгующая контрабандными [[компьютерные вирусы|компьютерными вирусами]], потом её убивают, взломав наркотический имплант; в конце концов оказывается, что проститутку сдал сам главный герой потому, что мир говно и вот это всё). Термин «киберпанк» был введен в 1983 году американским писателем Брюсом Бетке в одноименном рассказе.
'''Киберпанк''' — [[антиутопия|антиутопический]] жанр [[научная фантастика|научной фантастики]], многое унаследовавший от [[детектив]]ов о [[частный сыщик|частных сыщиках]] и [[нуар]]ных [[кино|фильмов]]. Классический киберпанк подчиняется принципу «high tech, low life» — высокие технологии контрастируют с описанием жизни низших классов общества, угнетаемых [[мегакорпорация|дзайбацу]] и [[правительство]]м. Проще говоря «мейнстримовый киберпанк» — это американские чернушные «макулатурные боевики» уровня Дж. Х. Чейза или Микки Спиллейна, напичканные вычурной магией, которая почему-то называется «кибернетикой» (к вечно пьяному частному детективу приходит проститутка с глазами от Carl Zeiss, торгующая контрабандными [[компьютерные вирусы|компьютерными вирусами]], потом её убивают, взломав наркотический имплант; в конце концов оказывается, что проститутку сдал сам главный герой потому, что мир говно и вот это всё). Термин «киберпанк» был введен в 1983 году американским писателем Брюсом Бетке в одноименном рассказе.


Действие киберпанковских произведений происходит в мрачном, беспросветном будущем. Отверженные [[Герой|герои]]-одиночки пытаются противостоять обществу<ref>Строго говоря, это уже [[Посткиберпанк|посткиберпанк]], в классическом же киберпанке герои-одиночки чаще заняты решением своих личных проблем, а к противостоянию обществу относятся с циничным скептицизмом, если вообще хоть на секунду о нем задумываются.</ref>, которое ежедневно сталкивается с проблемами, порождаемыми [[компьютерная магия|взрывным технологическим ростом]], всеобщей компьютеризацией и популяризацией [[киборг|кибернетической модификации человеческого тела]]. [[злодей|Злодеем]], как правило, оказывается очередной [[топ-менеджер]] мегакорпорации, который с помощью [[головорезы|частной армии]] держит в страхе весь город или даже континент. С ним сражаются [[хакер]]ы, борцы за свободу, которые используют технологии во благо людей. <ref>Какие добрые хакеры и борцы за свободу! В классическом киберпанке главный герой ни с кем не борется, а просто решает свои местечковые проблемы. Все здесь написанное относится к посткиберпанку.</ref>
Действие киберпанковских произведений происходит в мрачном, беспросветном будущем. Отверженные [[Герой|герои]]-одиночки пытаются противостоять обществу<ref>Строго говоря, это уже [[Посткиберпанк|посткиберпанк]], в классическом же киберпанке герои-одиночки чаще заняты решением своих личных проблем, а к противостоянию обществу относятся с циничным скептицизмом, если вообще хоть на секунду о нем задумываются.</ref>, которое ежедневно сталкивается с проблемами, порождаемыми [[компьютерная магия|взрывным технологическим ростом]], всеобщей компьютеризацией и популяризацией [[киборг|кибернетической модификации человеческого тела]]. [[злодей|Злодеем]], как правило, оказывается очередной [[топ-менеджер]] мегакорпорации, который с помощью [[головорезы|частной армии]] держит в страхе весь город или даже континент. С ним сражаются [[хакер]]ы, борцы за свободу, которые используют технологии во благо людей. <ref>Какие добрые хакеры и борцы за свободу! В классическом киберпанке главный герой ни с кем не борется, а просто решает свои местечковые проблемы. Все здесь написанное относится к посткиберпанку.</ref>


Киберпанк был популярен в 80-е и 90-е, самые известные авторы — Уильям Гибсон и Брюс Стерлинг. От киберпанка произошли такие [[ретрофутуризм|ретрофутуристические]] жанры, как [[посткиберпанк]], [[паропанк]], [[атомпанк]] и [[дизельпанк]]. Впрочем собственно «панка» т. е. атмосферы морального и местами даже физического гниения исконно присущей настоящему киберпанку в них обычно нет, наоборот — чаще всего произведения слащаво-ванильны как рекламные ролики Vault-Tec (да, довоенный мир серии Fallout это «[[атомпанк]]»).
Киберпанк был популярен в 80-е и 90-е, самые известные авторы — Уильям Гибсон и Брюс Стерлинг. От киберпанка произошли такие [[ретрофутуризм|ретрофутуристические]] жанры, как [[посткиберпанк]], [[паропанк]], [[атомпанк]] и [[дизельпанк]]. Впрочем собственно «панка» т. е. атмосферы морального и местами даже физического гниения исконно присущей настоящему киберпанку в них обычно нет, наоборот — чаще всего произведения слащаво-ванильны как рекламные ролики Vault-Tec (да, довоенный мир серии Fallout это «[[атомпанк]]»).


{{Q|— О НЕТ, МАКС, — предостерег меня ДОН МАК, — ЧТО УГОДНО, ТОЛЬКО НЕ ЭТА ДВЕРЬ. В ЭТОЙ КОМНАТЕ ПОЛНО МОЛОДЫХ РЕБЯТ, КОТОРЫЕ НЕ ЖИВУТ НИ ИНТИМНОЙ ЖИЗНЬЮ, НИ СОЦИАЛЬНОЙ. ОНИ ПРИГОВОРЕНЫ ВЕЧНО ЖИТЬ У СВОИХ МАТЕРЕЙ, В КОМНАТКАХ НАПРОТИВ КЛАДОВОК. ЭТИ РЕБЯТА ЛАДЯТ С ЖЕЛЕЗОМ ЛУЧШЕ, ЧЕМ С ЛЮДЬМИ, ВСЕ ЕЩЕ СТРОЯТ И ЗАПУСКАЮТ МОДЕЛИ РАКЕТ И НЕЛЕГАЛЬНО ПРОБИРАЮТСЯ НА ПРОСМОТРЫ ДЛЯ ПРЕССЫ, КОГДА ПОКАЗЫВАЮТ НОВЫЙ НАУЧНО-ФАНТАСТИЧЕСКИЙ ФИЛЬМ. ЭТО ЗАКОНЧЕННЫЕ НЕУДАЧНИКИ И ИЗГОИ, УТЕШАЮЩИЕ СЕБЯ МЕССИАНСКИМИ ФАНТАЗИЯМИ О ТОМ, КАК ОДНАЖДЫ ПОСЧИТАЮТСЯ С МИРОМ ПРИ ПОМОЩИ СВОЕЙ КОМПЬЮТЕРНОЙ МАГИИ, А ПОКАМЕСТ ВЫХОДЯТ В СЕТЬ ДЛЯ ТОГО, ЧТОБЫ ЗАГЛЯДЫВАТЬ НА СТРАНИЧКИ КОПРОФИЛОВ И ПЕРЕКАЧИВАТЬ К СЕБЕ ВСЯКИЕ ГАДОСТНЫЕ ГИФКИ. ТЫ ИХ ЗНАЕШЬ — ЭТО КИБЕРПАНКИ. |Брюс Бетке, создатель термина «киберпанк», одноименного рассказа и произведения «Интерфейсом об тейбл», откуда и взята данная цитата}}
{{Q|— О НЕТ, МАКС, — предостерег меня ДОН МАК, — ЧТО УГОДНО, ТОЛЬКО НЕ ЭТА ДВЕРЬ. В ЭТОЙ КОМНАТЕ ПОЛНО МОЛОДЫХ РЕБЯТ, КОТОРЫЕ НЕ ЖИВУТ НИ ИНТИМНОЙ ЖИЗНЬЮ, НИ СОЦИАЛЬНОЙ. ОНИ ПРИГОВОРЕНЫ ВЕЧНО ЖИТЬ У СВОИХ МАТЕРЕЙ, В КОМНАТКАХ НАПРОТИВ КЛАДОВОК. ЭТИ РЕБЯТА ЛАДЯТ С ЖЕЛЕЗОМ ЛУЧШЕ, ЧЕМ С ЛЮДЬМИ, ВСЕ ЕЩЕ СТРОЯТ И ЗАПУСКАЮТ МОДЕЛИ РАКЕТ И НЕЛЕГАЛЬНО ПРОБИРАЮТСЯ НА ПРОСМОТРЫ ДЛЯ ПРЕССЫ, КОГДА ПОКАЗЫВАЮТ НОВЫЙ НАУЧНО-ФАНТАСТИЧЕСКИЙ ФИЛЬМ. ЭТО ЗАКОНЧЕННЫЕ НЕУДАЧНИКИ И ИЗГОИ, УТЕШАЮЩИЕ СЕБЯ МЕССИАНСКИМИ ФАНТАЗИЯМИ О ТОМ, КАК ОДНАЖДЫ ПОСЧИТАЮТСЯ С МИРОМ ПРИ ПОМОЩИ СВОЕЙ КОМПЬЮТЕРНОЙ МАГИИ, А ПОКАМЕСТ ВЫХОДЯТ В СЕТЬ ДЛЯ ТОГО, ЧТОБЫ ЗАГЛЯДЫВАТЬ НА СТРАНИЧКИ КОПРОФИЛОВ И ПЕРЕКАЧИВАТЬ К СЕБЕ ВСЯКИЕ ГАДОСТНЫЕ ГИФКИ. ТЫ ИХ ЗНАЕШЬ — ЭТО КИБЕРПАНКИ. |Брюс Бетке, создатель термина «киберпанк», одноименного рассказа и произведения «Интерфейсом об тейбл», откуда и взята данная цитата}}
Строка 17: Строка 17:
{{video|8HZ4DnVfWYQ|Повсеместно!}}
{{video|8HZ4DnVfWYQ|Повсеместно!}}


Действие обычно происходит или в перекрашенном из неона в голографию [[Нуар-Сити]], или в жутких трущобах где-то в Индии, или в не менее жутких трущобах Японии, в заброшенных промзонах и небоскрёбах из стекла и бетона, в подземельях и на [[космическая станция|космических станциях]]. В мире колоссальный уровень преступности и безработицы, связанный с социальным разделением на граждан первого сорта, работающих на корпорации, и всех остальных, вынужденных перебиваться подножным кормом. Все несогласные с такой политикой не имеют практически никаких прав — если они заступят какой-нибудь важной шишке поперек дороги, им не приходится рассчитывать не то что на справедливый суд — на ''какой-либо'' суд. Всякие арбитражи — это для чистой приличной публики, для разрешения джентльменских споров, ну а этой черни хватит и пули в затылок от [[наёмный убийца|киллера по вызову]] (или, если шишка достаточно важная, то от сотрудника «службы безопасности»).
Действие обычно происходит или в перекрашенном из неона в голографию [[Нуар-Сити]], или в жутких трущобах где-то в Индии, или в не менее жутких трущобах Японии, в заброшенных промзонах и небоскрёбах из стекла и бетона, в подземельях и на [[космическая станция|космических станциях]]. В мире колоссальный уровень преступности и безработицы, связанный с социальным разделением на граждан первого сорта, работающих на корпорации, и всех остальных, вынужденных перебиваться подножным кормом. Все несогласные с такой политикой не имеют практически никаких прав — если они заступят какой-нибудь важной шишке поперек дороги, им не приходится рассчитывать не то что на справедливый суд — на ''какой-либо'' суд. Всякие арбитражи — это для чистой приличной публики, для разрешения джентльменских споров, ну а этой черни хватит и пули в затылок от [[наёмный убийца|киллера по вызову]] (или, если шишка достаточно важная, то от сотрудника «службы безопасности»).


Вполне естественным образом из такой концепции мироустройства выходят два мира — мир [[Блестящие башни и тоги|башен и тог]], и мир [[ржавое будущее|ржавого будущего]], и сегрегация по социальному признаку предрасполагает к двум моделям жизни — граждане первого сорта пользуются новинками техники и медицины, а все прочие [[:tv:HadToBeSharp|вынуждены развивать смекалку, реверс-инжениринг и боевые навыки]]<ref>В принципе, такое видение характерно лишь для самого примитивного киберпанка. Который в своей наивности различает только «наших» и «небожителей, которые не делятся». Посткиберпанк же наоборот обычно подчеркивает, что «небо» само по себе имеет множество прослоек и уровней, и [[Богатые тоже плачут|жизнь там ничуть не легче и безопаснее «дна»]]. Просто другая.</ref>. Не удивительно, что в боевых столкновениях парии общества могут на равных тягаться с местным спецназом, противопоставляя навыки выживания в каменных джунглях высоким технологиям<ref>О том, что творится за пределами городов и аналогичных им компактных хай-тек локаций, киберпанк обычно не детализирует. Судя по тому, что все кушают выращиваемую в чанах сою и прочую пластиковую кашу, разрыв между городом и деревней превратился в пропасть, то, что осталось от крестьянства, предоставлено само себе и там полный фоллаут и Мэд Макс. Первобытнообщинный строй, феодализм с крепостничеством или вовсе запустение и безлюдье — авторы никогда не уточняют, потому что «песня не об этом». Исключением является киберпанк-технофэнтези [[Shadowrun]], где довольно подробно всё расписано: вот тут за МКАДом — племена индейцев с шаманами, вот тут — эльфийский лес, вот тут — тундра и оборотни, и если дело прогорит, «раннеры» могут невозбранно рвануть в дикое поле.</ref>. Но, зная, что если бы власть имущие сделали доступными для всех те технологии что те держат под полой, под сукном или пытаются уничтожить, то качество жизни вознеслось бы до Олимпа — очень многие хотят [[Революция не по-детски|восстановить социальную справедливость]].
Вполне естественным образом из такой концепции мироустройства выходят два мира — мир [[Блестящие башни и тоги|башен и тог]], и мир [[ржавое будущее|ржавого будущего]], и сегрегация по социальному признаку предрасполагает к двум моделям жизни — граждане первого сорта пользуются новинками техники и медицины, а все прочие [[:tv:HadToBeSharp|вынуждены развивать смекалку, реверс-инжениринг и боевые навыки]]<ref>В принципе, такое видение характерно лишь для самого примитивного киберпанка. Который в своей наивности различает только «наших» и «небожителей, которые не делятся». Посткиберпанк же наоборот обычно подчеркивает, что «небо» само по себе имеет множество прослоек и уровней, и [[Богатые тоже плачут|жизнь там ничуть не легче и безопаснее «дна»]]. Просто другая.</ref>. Не удивительно, что в боевых столкновениях парии общества могут на равных тягаться с местным спецназом, противопоставляя навыки выживания в каменных джунглях высоким технологиям<ref>О том, что творится за пределами городов и аналогичных им компактных хай-тек локаций, киберпанк обычно не детализирует. Судя по тому, что все кушают выращиваемую в чанах сою и прочую пластиковую кашу, разрыв между городом и деревней превратился в пропасть, то, что осталось от крестьянства, предоставлено само себе и там полный фоллаут и Мэд Макс. Первобытнообщинный строй, феодализм с крепостничеством или вовсе запустение и безлюдье — авторы никогда не уточняют, потому что «песня не об этом». Исключением является киберпанк-технофэнтези [[Shadowrun]], где довольно подробно всё расписано: вот тут за МКАДом — племена индейцев с шаманами, вот тут — эльфийский лес, вот тут — тундра и оборотни, и если дело прогорит, «раннеры» могут невозбранно рвануть в дикое поле.</ref>. Но, зная, что если бы власть имущие сделали доступными для всех те технологии что те держат под полой, под сукном или пытаются уничтожить, то качество жизни вознеслось бы до Олимпа — очень многие хотят [[Революция не по-детски|восстановить социальную справедливость]].


«Той ночью, когда мы [[сожжение Хром|сожгли Хром]], стояла жара…»
«Той ночью, когда мы [[сожжение Хром|сожгли Хром]], стояла жара…»
Строка 27: Строка 27:
=== Киберпанк как анархо-антиутопия ===
=== Киберпанк как анархо-антиутопия ===


Киберпанк вырос из [[антиутопия|антиутопии]] и унаследовал её общую мрачную атмосферу, но также привнёс свои элементы. Его основным отличием от классической антиутопии является то, что место сверхтоталитарного государства (или в дополнение к нему, пускай и обладающему меньшей мощью, чем в классической антиутопии) занимает [[оксюморон|анархическое всевластье]] могущественных мегакорпораций, подменяющих собой/подминающих под себя государство (анархо-капитализм<ref>В реальности однако среди анкапов доминирует точка зрения что за ростом крупных корпораций, в значительной мере, стоит государство, а [[:w:Агоризм|Агористы]] (рыночные анархисты идейно близкие к анкапам), вообще не приемлют крупный бизнес(любой).</ref> = [[корпократия]] без государства). Ну и [[сопротивление]] тут тоже представлено не организацией со своим штабом и прочими атрибутами координированной группы, а анархистким подпольем, в основном состоящим из хакеров-одиночек, редко и ненадолго объединяющихся для какой-то определённой единоразовой цели. Ну а сама борьба против Системы, часто завершающаяся в классической антиутопии победой Сопротивления, тут смахивает на борьбу с многоголовой гидрой — на смену побеждённой корпорации быстро приходят другие. Заметим, что классический киберпанк — это всё-таки борьба ''одиночек'' с системой, выигрыш в ней — не переделать мир, но отбить право жить по-своему.
Киберпанк вырос из [[антиутопия|антиутопии]] и унаследовал её общую мрачную атмосферу, но также привнёс свои элементы. Его основным отличием от классической антиутопии является то, что место сверхтоталитарного государства (или в дополнение к нему, пускай и обладающему меньшей мощью, чем в классической антиутопии) занимает [[оксюморон|анархическое всевластье]] могущественных мегакорпораций, подменяющих собой/подминающих под себя государство (анархо-капитализм<ref>В реальности однако среди анкапов доминирует точка зрения что за ростом крупных корпораций, в значительной мере, стоит государство, а [[:w:Агоризм|Агористы]] (рыночные анархисты идейно близкие к анкапам), вообще не приемлют крупный бизнес(любой).</ref> = [[корпократия]] без государства). Ну и [[сопротивление]] тут тоже представлено не организацией со своим штабом и прочими атрибутами координированной группы, а анархистким подпольем, в основном состоящим из хакеров-одиночек, редко и ненадолго объединяющихся для какой-то определённой единоразовой цели. Ну а сама борьба против Системы, часто завершающаяся в классической антиутопии победой Сопротивления, тут смахивает на борьбу с многоголовой гидрой — на смену побеждённой корпорации быстро приходят другие. Заметим, что классический киберпанк — это всё-таки борьба ''одиночек'' с системой, выигрыш в ней — не переделать мир, но отбить право жить по-своему.


А вот в [[посткиберпанк]]е представлены точки зрения и защитников системы (мы здесь строим, а эти каммереры-несогласные только ломают!), и борцов с системой во имя другой системы. У этих последних в активе может найтись и собственное [[сопротивление]], которому по силам не просто сломать, но и переделать, и даже сделать лучше, чем было.
А вот в [[посткиберпанк]]е представлены точки зрения и защитников системы (мы здесь строим, а эти каммереры-несогласные только ломают!), и борцов с системой во имя другой системы. У этих последних в активе может найтись и собственное [[сопротивление]], которому по силам не просто сломать, но и переделать, и даже сделать лучше, чем было.
Строка 33: Строка 33:
== Образы ==
== Образы ==
{{Q|{{перевод|Look at you, hacker. A pathetic creature of meat and bone, panting and sweating as you run through my corridors. How can you challenge a perfect, immortal machine?|Взгляни на себя, хакер! Жалкое существо из костей и мяса, как ты бежишь сквозь мои коридоры, потея и задыхаясь. Как можешь ты бросить вызов совершенной, бессмертной машине?}}|[[System Shock|SHODAN]]}}
{{Q|{{перевод|Look at you, hacker. A pathetic creature of meat and bone, panting and sweating as you run through my corridors. How can you challenge a perfect, immortal machine?|Взгляни на себя, хакер! Жалкое существо из костей и мяса, как ты бежишь сквозь мои коридоры, потея и задыхаясь. Как можешь ты бросить вызов совершенной, бессмертной машине?}}|[[System Shock|SHODAN]]}}
В основном персонажами киберпанка являются хакеры, которые, будучи маргиналами и панками в хорошем смысле слова, противостоят Системе — аллегорически, представляя её в виде башни, Вавилона, небоскрёба на тысячи рабочих мест офисного планктона, Олимпа, с которого вершатся судьбы тех, кто обитает на дне общества. Однако же, если в самом начале пути, Сеть видится как главный инструмент преобразований, с помощью которого можно сломать Систему, то после того, как система оказалась сломанной, оказалось, что хакеры уже не герои, бесстрашно прорубающиеся через лёд систем защиты дабы спасти мир, а [[посткиберпанк|просто жалкие неудачники]], которым не до геройств — выжить бы, найти свою социальную нишу. И действительно, Интернет сделал невозможным доминирование мегакорпораций, но вместе с тем породил законодательство, регулирующее жизнедеятельность интернет-сообществ, и все несогласные были вынуждены убраться в теневой сегмент Сети — туда, где их не смогут найти, но и откуда нет никакой возможности влиять на события без опасности быть пойманным. Это, собственно, к вопросу о концовке предыдущей части.
В основном персонажами киберпанка являются хакеры, которые, будучи маргиналами и панками в хорошем смысле слова, противостоят Системе — аллегорически, представляя её в виде башни, Вавилона, небоскрёба на тысячи рабочих мест офисного планктона, Олимпа, с которого вершатся судьбы тех, кто обитает на дне общества. Однако же, если в самом начале пути, Сеть видится как главный инструмент преобразований, с помощью которого можно сломать Систему, то после того, как система оказалась сломанной, оказалось, что хакеры уже не герои, бесстрашно прорубающиеся через лёд систем защиты дабы спасти мир, а [[посткиберпанк|просто жалкие неудачники]], которым не до геройств — выжить бы, найти свою социальную нишу. И действительно, Интернет сделал невозможным доминирование мегакорпораций, но вместе с тем породил законодательство, регулирующее жизнедеятельность интернет-сообществ, и все несогласные были вынуждены убраться в теневой сегмент Сети — туда, где их не смогут найти, но и откуда нет никакой возможности влиять на события без опасности быть пойманным. Это, собственно, к вопросу о концовке предыдущей части.


В остальном, киберпанк с поправкой на информационную эру — полностью повторяет основные черты [[нуар]]а вплоть до роковых женщин и отсутствия перспективы жить долго и счастливо в конце.
В остальном, киберпанк с поправкой на информационную эру — полностью повторяет основные черты [[нуар]]а вплоть до роковых женщин и отсутствия перспективы жить долго и счастливо в конце.


== Две Системы ==
== Две Системы ==
Если копнуть глубже, окажется, что Систем на самом деле две — и обе порождены людьми, которые боятся перемен. В роли первой, «монстра недели» может фигурировать государственная система, корпоративная шиза, религиозный дурман или ещё что-нибудь, что решает не тратить деньги на тех, кто ей не нужен — обрекая их на жизнь во мраке безысходности. Эта точка зрения [[:tv:ColdEquation|прагматична и обоснована фактом]], что может быть при коммунизме и хватит ресурсов, чтобы все жили в достатке и счастье, — но реалии таковы, что ресурсов мало, и их надо тратить на тех, кто полезен, а так же на тех, кто живет с бременем ответственности за решение вопроса, является ли некто полезным для системы или нет. Все остальные — в пролёте. Отсюда правило: хочешь жить в киберпанке в достатке и стабильности — будь конформистом. Такая вот меритократия [[педаль в пол|на максималках]] (ну и без всяких человеческих слабостей типа сострадания и всего такого) — [[ничего личного]], просто голый бизнес.
Если копнуть глубже, окажется, что Систем на самом деле две — и обе порождены людьми, которые боятся перемен. В роли первой, «монстра недели» может фигурировать государственная система, корпоративная шиза, религиозный дурман или ещё что-нибудь, что решает не тратить деньги на тех, кто ей не нужен — обрекая их на жизнь во мраке безысходности. Эта точка зрения [[:tv:ColdEquation|прагматична и обоснована фактом]], что может быть при коммунизме и хватит ресурсов, чтобы все жили в достатке и счастье, — но реалии таковы, что ресурсов мало, и их надо тратить на тех, кто полезен, а так же на тех, кто живет с бременем ответственности за решение вопроса, является ли некто полезным для системы или нет. Все остальные — в пролёте. Отсюда правило: хочешь жить в киберпанке в достатке и стабильности — будь конформистом. Такая вот меритократия [[педаль в пол|на максималках]] (ну и без всяких человеческих слабостей типа сострадания и всего такого) — [[ничего личного]], просто голый бизнес.
В роли второй системы обычно фигурирует социальное устройство отверженных и их инструменты в восстановлении социальной справедливости. В развитых обществах эта система смахивает на социализм, в неразвитых — на махровый [[фронтир]], с выяснением отношений посредством сорок-пятого калибра.
В роли второй системы обычно фигурирует социальное устройство отверженных и их инструменты в восстановлении социальной справедливости. В развитых обществах эта система смахивает на социализм, в неразвитых — на махровый [[фронтир]], с выяснением отношений посредством сорок-пятого калибра.


Таким образом, Хакер в любом случае сражается с одной системой и защищает другую. Однако, [[Ай, молодца|победа его всегда бывает горька]] [[Выиграть войну, проиграть мир|в долгосрочной перспективе]].
Таким образом, Хакер в любом случае сражается с одной системой и защищает другую. Однако, [[Ай, молодца|победа его всегда бывает горька]] [[Выиграть войну, проиграть мир|в долгосрочной перспективе]].

Пожалуйста, учтите, что любой ваш вклад в проект «Posmotreli» может быть отредактирован или удалён другими участниками. Если вы не хотите, чтобы кто-либо изменял ваши тексты, не помещайте их сюда.
Вы также подтверждаете, что являетесь автором вносимых дополнений, или скопировали их из источника, допускающего свободное распространение и изменение своего содержимого (см. Posmotreli:Авторские права). НЕ РАЗМЕЩАЙТЕ БЕЗ РАЗРЕШЕНИЯ ОХРАНЯЕМЫЕ АВТОРСКИМ ПРАВОМ МАТЕРИАЛЫ!