Редактирование: Литература

Перейти к навигации Перейти к поиску

Внимание: Вы не вошли в систему. Ваш IP-адрес будет общедоступен, если вы запишете какие-либо изменения. Если вы войдёте или создадите учётную запись, её имя будет использоваться вместо IP-адреса, наряду с другими преимуществами.

Правка может быть отменена. Пожалуйста, просмотрите сравнение версий ниже, чтобы убедиться, что это нужная вам правка, и запишите страницу ниже, чтобы отменить правку.

Текущая версия Ваш текст
Строка 28: Строка 28:


=== Классификация поэзии ===
=== Классификация поэзии ===
Для русской поэзии традиционный стих — силлабо-тонический с основанной на гласных более или менее точной рифмовкой и двух- или трёхсложным размером. Стихотворения обычно разбиты на '''катрены''' (четверостишия), чаще с перекрёстной рифмовкой (abab). Ещё бывает попарная рифмовка (aabb) и опоясывающая (abba). Прочие вариации четверостиший (например, aaba в рубаях) катренами не считаются.
Для русской поэзии традиционный стих — силлабо-тонический с основанной на гласных более или менее точной рифмовкой и двух- или трёхсложным размером. Стихотворения обычно разбиты на '''катрены''' (четверостишия), чаще с перекрёстной рифмовкой (abab). Ещё бывает попарная рифмовка (aabb) и опоясывающая (abba).


==== По ритмике ====
==== По ритмике ====
* '''Силлабический стих''' — важно количество слогов в строчках, иногда есть условия: где должно обязательно быть ударение, или что после определённого слога идёт цезура (делается пауза). Используется обычно в языках, где ударение постоянное. В русской поэзии бытовало с сер. XVII в. до 1730-х гг., пока Тредиаковский с Ломоносовым не покончили с этим безобразием.
* '''Силлабический стих''' — учитывается общее число слогов в отдельных строчках. Используется обычно в языках с постоянным ударением. В русской поэзии бытовало с сер. XVII в. до 1730-х гг., пока Тредиаковский с Ломоносовым не покончили с этим безобразием.
* '''Силлабо-тонический стих''' — основывается на стопах (подробнее о них ниже). Обычно между рифмующимися строками равное количество стоп, но это нередко нарушается.
* '''Силлабо-тонический стих''' — учитывается не только общее число слогов в отдельных строчках, но и место расположения ударных слогов.
* '''Тонический стих''' — если в силлабо-тонике между ударными гласными строго определённое количество безударных (одна безударная в двусложных метрах и две безударных в трёхсложных метрах, плюс пиррихии и трибрахии соответственно) , то в тонике число безударных спокойно варьируется. Иногда ошибочно считают, что у рифмующихся строк совпадает количество ударных гласных, но на деле это часто нарушается. Тоника делится на три вида: дольник (количество безударных гласных между ударными строго либо одна, либо две), тактовик (количество безударных гласных между ударными строго от одной до трёх) и акцентный стих (сколько угодно безударных гласных между ударными). Дольник часто относят к промежуточному варианту между силлабо-тоникой и тоникой, т.к. часто дольник имеет лишь несколько лишних безударных гласных относительно обычной силлабо-тоники. В России стали популярными с Серебряного века. Например, ахматовские строчки «Я на левую руку надела / Перчатку с правой руки», если строго соблюдать размер, должны были бы звучать так «Я на левую руку надела / Па-перчатку со правой руки». Очень много тоникой писал Маяковский - отсюда его немного "неуклюжее" звучание. Само по себе явление вообще нечастое и более-менее распространено лишь в русско- и немецкоязычной поэзии.  
** '''Дольник и тактовик''' — силлабо-тонический стих с «расшатанным» строем, когда и общее число, и место безударных слогов несколько варьирует. В России стали популярными с Серебряного века. Например, ахматовские строчки «Я на левую руку надела / Перчатку с правой руки», если строго соблюдать размер, должны были бы звучать так «Я на левую руку надела / Па-перчатку со правой руки». Явление вообще нечастое и более-менее распространено лишь в русско- и немецкоязычной поэзии.  
* '''Свободный стих (верлибр)''' — имеет значение лишь общая гармоничность звучания, ни рифма, ни ритм не требуются. Тут уже недалеко и до стихотворений в прозе… Вот яркий забугорный пример:
* '''Свободный стих (верлибр)''' — имеет значение лишь общая гармоничность звучания, рифма не требуется. Тут уже недалеко и до стихотворений в прозе… Вот яркий забугорный пример:
{{q|pre=1|
{{q|pre=1|
великая земля горькая и сухая
великая земля горькая и сухая
Строка 54: Строка 54:
но как бабочки из поэмы
но как бабочки из поэмы
ищут ветра праздные яхты|«Из Капстада в Рио», Брейтен Брейтенбах, пер. с африкаанса Е. Витковского}}
ищут ветра праздные яхты|«Из Капстада в Рио», Брейтен Брейтенбах, пер. с африкаанса Е. Витковского}}
* [[Вывих мозга|Рифмованная проза]] — количество слогов и расположение безударных и ударных гласных не учитывается, зато есть рифма! Примером был русский народный «раёшный стих». В таком стиле перевели дешёвую агитку из «[[Похождения бравого солдата Швейка|Швейка]]»:
* [[Вывих мозга|Рифмованная проза]] — количество слогов не учитывается, зато есть рифма! Примером был русский народный «раёшный стих». В таком стиле перевели дешёвую агитку из «[[Похождения бравого солдата Швейка|Швейка]]»:
{{q|pre=1|
{{q|pre=1|
На виселице, в приятной выси,
На виселице, в приятной выси,
Строка 64: Строка 64:
И приходится болтаться скотине
И приходится болтаться скотине
На французской республиканской осине.|«Стихи Грейнца хлёстки, полны неподдельного юмора и непревзойдённого остроумия»}}
На французской республиканской осине.|«Стихи Грейнца хлёстки, полны неподдельного юмора и непревзойдённого остроумия»}}
По сути, так писал и В. Маяковский, хотя не признавался:
{{q|pre=1|
К празднику прибавка — 24 тыщи.
Тариф.
Эх, и заведу я себе Тихоокеанские галифища,
Чтоб из штанов выглядывать, Как коралловый риф!|«О дряни»}}


==== По метру ====
==== По размеру ====
'''Метр''' — тип чередования ударных и безударных слогов. Одно стандартное для данного размера сочетание образует '''стопу'''. В Европе, от России до Ирландии, используется древнегреческая классификация. У индусов, китайцев, арабов и викингов классификация другая. Не путайте термин "метр" с размером: пятистопный ямб (стопа ямба повторённая пять раз) — размер. Сам ямб — метр.
'''Размер (метр)''' — тип чередования ударных и безударных слогов. Одно стандартное для данного размера сочетание образует '''стопу'''. В Европе, от России до Ирландии, используется древнегреческая классификация. У индусов, китайцев, арабов и викингов классификация другая.  
* Двусложные:
* Двусложные:
** '''Ямб''' — безударный + ударный. Хорошо известен нам, например, по творчеству [[Наше Всё|Пушкина]]. Пример из «[[Евгений Онегин|Евгения Онегина]]»: «Мой дядя самых честных правил».
** '''Ямб''' — безударный + ударный. Хорошо известен нам, например, по творчеству [[Наше Всё|Пушкина]]. Пример из «[[Евгений Онегин|Евгения Онегина]]»: «Мой дядя самых честных правил».
Строка 84: Строка 90:
Выделяют также неправильные стопы - такие, которыми целиком написать стих невозможно, но которые могут время от времени выскакивать вместо стандартных. Наиболее известны неправильные двухсложные стопы - пиррихий (два безударных слога) и спондей (два ударных), которыми может перемежаться ямб или хорей. Неправильные трехсложные стопы - трибрахий (три безударных слога), бакхий (безударный, два ударных), антибакхий (два ударных, безударный), амфимакр (ударный, безударный, ударный) и тримакр (три ударных слога). В Древней Греции все это были актуальные и используемые стихотворные размеры; в русском же языке, ввиду особенностей ударения и длины слов, это всего лишь неправильные стопы.
Выделяют также неправильные стопы - такие, которыми целиком написать стих невозможно, но которые могут время от времени выскакивать вместо стандартных. Наиболее известны неправильные двухсложные стопы - пиррихий (два безударных слога) и спондей (два ударных), которыми может перемежаться ямб или хорей. Неправильные трехсложные стопы - трибрахий (три безударных слога), бакхий (безударный, два ударных), антибакхий (два ударных, безударный), амфимакр (ударный, безударный, ударный) и тримакр (три ударных слога). В Древней Греции все это были актуальные и используемые стихотворные размеры; в русском же языке, ввиду особенностей ударения и длины слов, это всего лишь неправильные стопы.


==== По рифмам ====
==== По рифмовке ====
Следует заметить, что в современной русской поэзии не одобряются глагольные рифмы, которых было полно у классиков, и заезженные типа «любовь — кровь». Детишкам (не путать с [[МТА]]!) можно. Зато ценятся, к примеру, составные — и не обязательно точные. Например, «аспиду — за спину» ([[Владимир Высоцкий]]). Или с использованием разных частей речи: «Я раковину эту / В коробке берегу. / Она лежала раньше / В песке на берегу». (Агния Барто, «Раковина»).
Следует заметить, что в современной русской поэзии не одобряются глагольные рифмы, которых было полно у классиков, и заезженные типа «любовь — кровь». Детишкам (не путать с [[МТА]]!) можно. Зато ценятся, к примеру, составные — и не обязательно точные. Например, «аспиду — за спину» ([[Владимир Высоцкий]]). Или с использованием разных частей речи: «Я раковину эту / В коробке берегу. / Она лежала раньше / В песке на берегу». (Агния Барто, «Раковина»).


Строка 91: Строка 97:
Также рифмы-созвучия были в древнекитайской поэзии, но язык со временем менялся и рифмы начали пропадать. Пришлось составлять словари рифм.
Также рифмы-созвучия были в древнекитайской поэзии, но язык со временем менялся и рифмы начали пропадать. Пришлось составлять словари рифм.


* По клаузулам. Клаузула - последние слоги строки, начиная с последней в этой строке ударной гласной.
* Рифмованные:
** '''Мужская''' рифма (клаузула) — ударный слог последний. Обозначают строчной буквой.
** '''Мужская''' рифма — ударный слог последний. Обозначают строчной буквой.
** '''Женская''' — второй с конца. (Эти термины пришли из Франции: в средневековом французском языке слова женского рода заканчивались на предпоследний слог). Обозначают заглавной буквой.
** '''Женская''' — второй с конца. (Эти термины пришли из Франции: в средневековом французском языке слова женского рода заканчивались на предпоследний слог). Обозначают заглавной буквой.
** '''Дактилическая''' — третий с конца.
** '''Дактилическая''' — третий с конца.
** '''Гипердактилическая''' — четвёртый и более. В русской поэзии встречается крайне редко.
** '''Гипердактилическая''' — четвёртый и более. В русской поэзии встречается крайне редко.
 
* Особая разновидность — '''диссонансная''' рифма, когда рифмуются согласные (=консонанс), но различаются гласные. Тоже весьма редкий зверь. Пример:
Клаузулы почти всегда совпадают между рифмующимися строчками, но бывают исключения:
{{q|pre=1|
жить без тебя - поскольку я живу.
Как видно из бумаги. Существую;
глотаю пиво, пачкаю листву и
топчу траву.|«Второе Рождество на берегу», И. Бродский}}
 
Клаузулы в русской поэзии принято чередовать, но, как всегда, это нарушается.
 
* По видам рифм.
 
** '''Квадратная''' рифма. Она же "на окончания". Типично для золотого века:
{{q|pre=1|
В осенней наготе стояли дерева
И неприветливо чернели;
Хрустела под ногой замёрзлая трава,
И листья мёртвые волнуяся шумели!|«Запустение», Е. Баратынский}}
** '''Диссонансная''' рифма, когда рифмуются согласные (=консонанс), но различаются гласные. Тоже весьма редкий зверь. Пример:
{{q|pre=1|
{{q|pre=1|
Во все дворцы, обставленные щедро,
Во все дворцы, обставленные щедро,
Строка 125: Строка 113:
Там для одних Ромео и Джульетты
Там для одних Ромео и Джульетты
В рыданьях скрипок не кончался вальс.|«То, что казалось», П. Антокольский}}
В рыданьях скрипок не кончался вальс.|«То, что казалось», П. Антокольский}}
** '''Ассонансная''' рифма, когда, наоборот, совпадают гласные. Согласные же могут никак не совпадать, но очень часто совпадает либо согласная сразу после ударной гласной, либо (что реже) согласная перед ударной. Пример:
В противоположность есть термин «ассонансная рифма», когда, наоборот, в конце строк совпадают лишь гласные. А вообще терминов, обозначающих разновидности рифм, немало.
{{q|pre=1|
* Нерифмованные — т. н. '''белый стих'''. В русской поэзии встречается редко. Пример:
В смертных изверясь,
Зачароваться не тщусь.
В старческий вереск,
В среброскользящую сушь,|«Деревья», М. Цветаева}}
 
Рифмы, где мало совпадений, называют "бедные". Соответственно, где совпадений много - "богатыми". Но это не значит, что одни хуже (или лучше) других.
** Нерифмованные — т. н. '''белый стих'''. В стихотворениях в русской поэзии редок. Пример:
{{q|pre=1|
{{q|pre=1|
Шел трамвай десятый номер
Шел трамвай десятый номер
Строка 213: Строка 194:
== Примечания ==
== Примечания ==
<references />
<references />
{{Nav/Литература}}
{{Nav/Книги}}

Пожалуйста, учтите, что любой ваш вклад в проект «Posmotreli» может быть отредактирован или удалён другими участниками. Если вы не хотите, чтобы кто-либо изменял ваши тексты, не помещайте их сюда.
Вы также подтверждаете, что являетесь автором вносимых дополнений, или скопировали их из источника, допускающего свободное распространение и изменение своего содержимого (см. Posmotreli:Авторские права). НЕ РАЗМЕЩАЙТЕ БЕЗ РАЗРЕШЕНИЯ ОХРАНЯЕМЫЕ АВТОРСКИМ ПРАВОМ МАТЕРИАЛЫ!