Редактирование: Литература

Перейти к навигации Перейти к поиску

Внимание: Вы не вошли в систему. Ваш IP-адрес будет общедоступен, если вы запишете какие-либо изменения. Если вы войдёте или создадите учётную запись, её имя будет использоваться вместо IP-адреса, наряду с другими преимуществами.

Правка может быть отменена. Пожалуйста, просмотрите сравнение версий ниже, чтобы убедиться, что это нужная вам правка, и запишите страницу ниже, чтобы отменить правку.

Текущая версия Ваш текст
Строка 1: Строка 1:
{{Q|В созданиях всех великих поэтов, в сущности, нет второстепенных персонажей, каждое действующее лицо есть на своем месте главный герой.|Генрих Гейне}}
{{Q|В созданиях всех великих поэтов, в сущности, нет второстепенных персонажей, каждое действующее лицо есть на своем месте главный герой.|Генрих Гейне}}
[[Файл:Old-books.jpg|thumb|Старинные книги]][[Файл:Two Torah scrolls.jpg|thumb|Ещё более старинные книги]]
'''Литература''' (от лат. ''litera'' — буква) — в самом широком смысле совокупность любых текстов. Обычно под литературой понимают художественную литературу, то есть вид искусства, когда результатом творчества является текст. Литература является настолько же древней, как и сам язык. Первыми известными литературными работами являются эпические поэмы — шумерский «[[Эпос о Гильгамеше]]», индийские «Рамаяна» и «Махабхарата», греческие «Илиада» и «Одиссея», которые передавались из уст в уста и позднее были записаны.


'''Литература''' (от лат. ''litera'' — буква) — в самом широком смысле совокупность любых текстов. Обычно под литературой понимают художественную литературу, то есть вид искусства, когда результатом творчества является текст. Литература является настолько же древней, как и сам язык. Первыми известными литературными работами являются эпические поэмы — шумерский «[[Эпос о Гильгамеше]]», индийские «Рамаяна» и «Махабхарата», греческие «Илиада» и «Одиссея», которые передавались из уст в уста и позднее были записаны.
В древности литература в основном выполняла воспитательную функцию. С развитием городской культуры появились [[драма]] и [[сатира]], созданные для развлечения аудитории. Лирическая поэзия, посвящённая чувствам и переживаниям, берёт своё начало в придворных и аристократических кругах.


В древности литература в основном выполняла воспитательную функцию. С развитием городской культуры появились [[драма]] и [[сатира]], созданные для развлечения аудитории. Лирическая поэзия, посвящённая чувствам и переживаниям, берёт своё начало в придворных и аристократических кругах.
С развитием общества появлялось всё большее количество жанров и литературных форм. Эпохи сменяли друг друга, менялись и литературные направления — классицизм, романтизм, реализм, модернизм, постмодернизм. Входили и выходили из моды разные литературные формы. Со временем всё сильнее размывались жанровые границы.


С развитием общества появлялось всё большее количество жанров и литературных форм. Эпохи сменяли друг друга, менялись и литературные направления — классицизм, романтизм, реализм, модернизм, постмодернизм. Входили и выходили из моды разные литературные формы. Со временем всё сильнее размывались жанровые границы.
Давным-давно чтение являлось занятием не для всех — книги были чрезвычайно дороги, их переписывали вручную. В 1440 году Иоганн Гутенберг изобрел книгопечатный станок, что сделало книжный рынок относительно массовым. Это также удешевило образование, следствием явилась всеобщая грамотность, а с ней и [[бульварная литература]], на смену которой в качестве развлечения в ХХ веке пришли [[кино]], [[комиксы]], [[телевидение]] и [[видеоигры]].


Давным-давно чтение являлось занятием не для всех — книги были чрезвычайно дороги, их переписывали вручную. В 1440 году Иоганн Гутенберг изобрел книгопечатный станок, что сделало книжный рынок относительно массовым. Это также удешевило образование, следствием явилась всеобщая грамотность, а с ней и [[бульварная литература]], на смену которой в качестве развлечения в ХХ веке пришли [[кино]], [[комиксы]], [[телевидение]] и [[видеоигры]].
Современные люди читают меньше книг, чем в былые времена, но литература по-прежнему является важным разделом искусства. В конце концов, [[сценарий]] видеоигры — тоже литература.


Современные люди читают меньше книг, чем в былые времена, но литература по-прежнему является важным разделом искусства. В конце концов, [[сценарий]] видеоигры — тоже литература.
[https://www.bbc.com/ukrainian/vert-cul-russian-44235587 100 литературных сюжетов, которые изменили историю человечества] /
[https://www.adme.ru/tvorchestvo-pisateli/literaturnye-eksperty-nazvali-100-knig-kotorye-izmenili-istoriyu-chelovechestva-2017015 Литературные эксперты назвали 100 книг, которые изменили историю человечества].


== Классификация литературы ==
== Классификация литературы ==


=== По структуре текста ===
=== По структуре текста ===
* '''Поэзия''' текст в той или иной степени ритмически упорядочен, часто обладает созвучными окончаниями строк (рифмой). При объединении с [[музыка|музыкой]] получаются песня и т. п. жанры.
* '''Поэзия''' — текст в той или иной степени ритмически упорядочен, часто обладает созвучными окончаниями строк (рифмой). При объединении с [[музыка|музыкой]] получаются песня и т. п. жанры.
* '''Драматургия''' текст преимущественно предназначен для постановки в [[театр]]е (когда слово объединено с пантомимой) и состоит главным образом из реплик персонажей, в меньшей степени — из авторских ремарок по их поведению и описания обстановки на сцене. Новой разновидностью можно считать кино- и телесценарий и даже сценарий видеоигры.
* '''Драматургия''' — текст преимущественно предназначен для постановки в [[театр]]е (когда слово объединено с пантомимой) и состоит главным образом из реплик персонажей, в меньшей степени — из авторских ремарок по их поведению и описания обстановки на сцене. Новой разновидностью можно считать кино- и телесценарий и даже сценарий видеоигры.
** При объединении, в свою очередь, театра с поэзией и музыкой получается музыкальный театр. Примеры жанров: [[мюзикл]], [[оперетта]], [[опера]], [[водевиль]]. Есть ещё и балет, но в нём от литературы осталось лишь либретто.
** При объединении, в свою очередь, театра с музыкой получается музыкальный театр. Примеры жанров: [[мюзикл]], [[оперетта]], [[опера]]. Есть ещё и балет, но в нём от литературы осталось лишь либретто.
* '''Проза''' текст организован примерно так же, как нехудожественный (как удивился персонаж пьесы Мольера «Мещанин во дворянстве» г-н Журден, «я и не подозревал, что вот уже более сорока лет говорю прозой»).
* '''Проза''' — текст организован примерно так же, как нехудожественный (как удивился персонаж пьесы Мольера «Мещанин во дворянстве» г-н Журден, «я и не подозревал, что вот уже более сорока лет говорю прозой»).


=== По содержанию (род литературы) ===
=== По содержанию (род литературы) ===
* '''Эпос''' род, для которого важны события и действия героев (сюжет). Обычно пишется прозой, реже стихами. Примеры жанров: сказка, предание, идиллия, эпопея, роман, сказ, повесть, рассказ, новелла, очерк, эпическая поэма, баллада.
* '''Эпос''' — род, для которого важны события и действия героев (сюжет). Обычно пишется прозой, реже стихами. Примеры жанров: сказка, предание, идиллия, эпопея, роман, сказ, повесть, рассказ, новелла, очерк, эпическая поэма, баллада.
** Более узкое значение — героический эпос: (около)[[фольклор]]ный жанр, повествующий о подвигах богатырей и полубогов в прошлом.
** Более узкое значение — героический эпос: (около)[[фольклор]]ный жанр, повествующий о подвигах богатырей и полубогов в прошлом.
* '''[[Лирика]]''' род, для которого важны мысли и чувства героя. Обычно стихами, реже прозой. Примеры жанров: романс, послание, элегия, ода, эпиграмма, наконец, стихотворение в прозе (привет Тургеневу!). Пожалуй, что и эссе сюда же.
* '''[[Лирика]]''' — род, для которого важны мысли и чувства героя. Обычно стихами, реже прозой. Примеры жанров: романс, послание, элегия, ода, эпиграмма, наконец, стихотворение в прозе (привет Тургеневу!). Пожалуй, что и эссе сюда же.
* '''Драма''' (в широком смысле слова) род, для которого важна речь героев. Они вслух выражают свои мысли и чувства, а также сообщают о событиях и в меньшей степени совершают действия. Иначе говоря, драма объединяет признаки и лирики, и эпоса.
* '''Драма''' (в широком смысле слова) — род, для которого важна речь героев. Они вслух выражают свои мысли и чувства, а также сообщают о событиях и в меньшей степени совершают действия. Иначе говоря, драма объединяет признаки и лирики, и эпоса.
** Драма (в узком смысле слова) жанр, в котором изображается частная жизнь, но её главная цель — не осмеяние (в отличие от комедии), и в то же время персонажи лишены исключительности, а конфликты — неразрешимости (в отличие от трагедии). Да, ещё ведь есть и трагикомедия!
** Драма (в узком смысле слова) — жанр, в котором изображается частная жизнь, но её главная цель — не осмеяние (в отличие от комедии), и в то же время персонажи лишены исключительности, а конфликты — неразрешимости (в отличие от трагедии). Да, ещё ведь есть и трагикомедия!
** Примеры отдельных жанров: буффонада, водевиль, фарс, мелодрама, театр абсурда.
** Примеры отдельных жанров: буффонада, водевиль, фарс, мелодрама, театр абсурда.


=== Классификация поэзии ===
=== Классификация поэзии ===
Для русской поэзии традиционный стих — силлабо-тонический с основанной на гласных более или менее точной рифмовкой и двух- или трёхсложным размером. Стихотворения обычно разбиты на '''катрены''' (четверостишия), чаще с перекрёстной рифмовкой (abab). Ещё бывает попарная рифмовка (aabb) и опоясывающая (abba). Прочие вариации четверостиший (например, aaba в рубаях) катренами не считаются.
Для русской поэзии традиционный стих — силлабо-тонический с основанной на гласных более или менее точной рифмовкой и двух- или трёхсложным размером. Стихотворения обычно разбиты на '''катрены''' (четверостишия), чаще с перекрёстной рифмовкой (abab). Ещё бывает попарная рифмовка (aabb) и опоясывающая (abba).


==== По ритмике ====
==== По ритмике ====
* '''Силлабический стих''' — важно количество слогов в строчках, иногда есть условия: где должно обязательно быть ударение, или что после определённого слога идёт цезура (делается пауза). Используется обычно в языках, где ударение постоянное. В русской поэзии бытовало с сер. XVII в. до 1730-х гг., пока Тредиаковский с Ломоносовым не покончили с этим безобразием.
* '''Силлабический стих''' — учитывается общее число слогов в отдельных строчках. Используется обычно в языках с постоянным ударением. В русской поэзии бытовало с сер. XVII в. до 1730-х гг., пока Тредиаковский с Ломоносовым не покончили с этим безобразием.
* '''Силлабо-тонический стих''' — основывается на стопах (подробнее о них ниже). Обычно между рифмующимися строками равное количество стоп, но это нередко нарушается.
* '''Силлабо-тонический стих''' — учитывается не только общее число слогов в отдельных строчках, но и место расположения ударных слогов.
* '''Тонический стих''' — если в силлабо-тонике между ударными гласными строго определённое количество безударных (одна безударная в двусложных метрах и две безударных в трёхсложных метрах, плюс пиррихии и трибрахии соответственно) , то в тонике число безударных спокойно варьируется. Иногда ошибочно считают, что у рифмующихся строк совпадает количество ударных гласных, но на деле это часто нарушается. Тоника делится на три вида: дольник (количество безударных гласных между ударными строго либо одна, либо две), тактовик (количество безударных гласных между ударными строго от одной до трёх) и акцентный стих (сколько угодно безударных гласных между ударными). Дольник часто относят к промежуточному варианту между силлабо-тоникой и тоникой, т.к. часто дольник имеет лишь несколько лишних безударных гласных относительно обычной силлабо-тоники. В России стали популярными с Серебряного века. Например, ахматовские строчки «Я на левую руку надела / Перчатку с правой руки», если строго соблюдать размер, должны были бы звучать так «Я на левую руку надела / Па-перчатку со правой руки». Очень много тоникой писал Маяковский - отсюда его немного "неуклюжее" звучание. Само по себе явление вообще нечастое и более-менее распространено лишь в русско- и немецкоязычной поэзии.  
** '''Дольник и тактовик''' — силлабо-тонический стих с «расшатанным» строем, когда и общее число, и место безударных слогов несколько варьирует. В России стали популярными с Серебряного века. Например, ахматовские строчки «Я на левую руку надела / Перчатку с правой руки», если строго соблюдать размер, должны были бы звучать так «Я на левую руку надела / Па-перчатку со правой руки». Явление вообще нечастое и более-менее распространено лишь в русско- и немецкоязычной поэзии.
* '''Свободный стих (верлибр)''' имеет значение лишь общая гармоничность звучания, ни рифма, ни ритм не требуются. Тут уже недалеко и до стихотворений в прозе… Вот яркий забугорный пример:
* '''Свободный стих (верлибр)''' — имеет значение лишь общая гармоничность звучания, рифма не требуется. Тут уже недалеко и до стихотворений в прозе… Вот яркий забугорный пример:
{{q|pre=1|
{{q|pre=1|
великая земля горькая и сухая
великая земля горькая и сухая
Строка 40: Строка 43:
где вулканы едва остыли…
где вулканы едва остыли…


Столовая Гора — корабль, перед носом которого
Столовая Гора — корабль, перед носом которого
взлетает над гребнями парусов океанская пена
взлетает над гребнями парусов океанская пена


Строка 51: Строка 54:
изящества здесь маловато
изящества здесь маловато
никаких королевских печалей над разбитыми царствами
никаких королевских печалей над разбитыми царствами
единственная косметика — свинцовые белила смерти —
единственная косметика — свинцовые белила смерти —
но как бабочки из поэмы
но как бабочки из поэмы
ищут ветра праздные яхты|«Из Капстада в Рио», Брейтен Брейтенбах, пер. с африкаанса Е. Витковского}}
ищут ветра праздные яхты|«Из Капстада в Рио», Брейтен Брейтенбах, пер. с африкаанса Е. Витковского}}
* [[Вывих мозга|Рифмованная проза]] количество слогов и расположение безударных и ударных гласных не учитывается, зато есть рифма! Примером был русский народный «раёшный стих». В таком стиле перевели дешёвую агитку из «[[Похождения бравого солдата Швейка|Швейка]]»:
 
А вот отечественный верлибр:
 
{{q|pre=1|
Границы ключ переломлен пополам
А наш батюшка Ленин совсем усоп
Он разложился на плесень и на липовый мёд
А перестройка всё идёт и идёт по плану
И вся грязь превратилась в голый лёд
И всё идёт по плану…
 
А моя судьба захотела на покой
Я обещал ей не участвовать в военной игре
Но на фуражке на моей — серп и молот и звезда
Как это трогательно — серп и молот и звезда
Лихой фонарь ожидания мотается
И всё идёт по плану…|Егор Летов не зря изучал шаманскую поэзию}}
 
* [[Вывих мозга|Рифмованная проза]] — количество слогов не учитывается, зато есть рифма! Примером был русский народный «раёшный стих». В таком стиле перевели дешёвую агитку из «[[Похождения бравого солдата Швейка|Швейка]]»:
{{q|pre=1|
{{q|pre=1|
На виселице, в приятной выси,
На виселице, в приятной выси,
Строка 64: Строка 85:
И приходится болтаться скотине
И приходится болтаться скотине
На французской республиканской осине.|«Стихи Грейнца хлёстки, полны неподдельного юмора и непревзойдённого остроумия»}}
На французской республиканской осине.|«Стихи Грейнца хлёстки, полны неподдельного юмора и непревзойдённого остроумия»}}
По сути, так писал и В. Маяковский, хотя не признавался:
{{q|pre=1|
К празднику прибавка — 24 тыщи.
Тариф.
Эх, и заведу я себе Тихоокеанские галифища,
Чтоб из штанов выглядывать, Как коралловый риф!|«О дряни»}}


==== По метру ====
==== По размеру ====
'''Метр''' тип чередования ударных и безударных слогов. Одно стандартное для данного размера сочетание образует '''стопу'''. В Европе, от России до Ирландии, используется древнегреческая классификация. У индусов, китайцев, арабов и викингов классификация другая. Не путайте термин "метр" с размером: пятистопный ямб (стопа ямба повторённая пять раз) — размер. Сам ямб — метр.
'''Размер (метр)''' — тип чередования ударных и безударных слогов. Одно стандартное для данного размера сочетание образует '''стопу'''. В Европе, от России до Ирландии, используется древнегреческая классификация. У индусов, китайцев, арабов и викингов классификация другая.
* Двусложные:
* Двусложные:
** '''Ямб''' безударный + ударный. Хорошо известен нам, например, по творчеству [[Наше Всё|Пушкина]]. Пример из «[[Евгений Онегин|Евгения Онегина]]»: «Мой дядя самых честных правил».
** '''Ямб''' — безударный + ударный. Хорошо известен нам, например, по творчеству [[Наше Всё|Пушкина]]. Пример из «[[Евгений Онегин|Евгения Онегина]]»: «Мой дядя самых честных правил».
** '''Хорей''' (от греч. «плясать») ударный + безударный. Пример: «Мчатся тучи, вьются тучи» («Бесы»). Как отличить от ямба, дабы не уподобляться Евгению из примера выше? Чувствуете задорный мотив (и неважно, что содержание мрачное)?
** '''Хорей''' (от греч. «плясать») — ударный + безударный. Пример: «Мчатся тучи, вьются тучи» («Бесы»). Как отличить от ямба, дабы не уподобляться Евгению из примера выше? Чувствуете задорный мотив (и неважно, что содержание мрачное)?
* Трёхсложные:
* Трёхсложные:
** '''Дактиль''' (от греч. «палец», потому что фаланги пальце различны по длине) ударный + 2 безударных. Пример: «Тучки небесные, вечные странники!» («Тучи», М. Ю. Лермонтов). Как запомнить? Есть такая рифма — дактилическая (это будет ниже).
** '''Дактиль''' (от греч. «палец», потому что фаланги пальце различны по длине) — ударный + 2 безударных. Пример: «Тучки небесные, вечные странники!» («Тучи», М. Ю. Лермонтов). Как запомнить? Есть такая рифма — дактилическая (это будет ниже).
** '''Амфибрахий''' безударный + ударный + безударный. Пример: «Последняя туча рассеянной бури!» (И снова «Туча», но пушкинская). Как запомнить? Это слово содержит греч. корень «амфи-» — «равный», т. е. ударный слог — в середине.
** '''Амфибрахий''' — безударный + ударный + безударный. Пример: «Последняя туча рассеянной бури!» (И снова «Туча», но пушкинская). Как запомнить? Это слово содержит греч. корень «амфи-» — «равный», т. е. ударный слог — в середине.
** '''Анапест''' 2 безударных + ударный. Пушкин его не особо жаловал, поэтому пример для разнообразия будет не очень классическим.
** '''Анапест''' — 2 безударных + ударный. Пушкин его не особо жаловал, поэтому пример для разнообразия будет не очень классическим.
{{q|pre=1|
{{q|pre=1|
Жил старик с пребольшой бородой.
Жил старик с пребольшой бородой.
Строка 80: Строка 107:
Три синицы и чиж
Три синицы и чиж
Свили гнёзда под сей бородой».|Лимерик от Эдварда Лира, цитирую по памяти, переводчика не помню}}
Свили гнёзда под сей бородой».|Лимерик от Эдварда Лира, цитирую по памяти, переводчика не помню}}
* '''Пеон''' ([[нет, не тот|не путать с батраком]] в Латинской Америке!) — четырёхсложный размер. В русской поэзии встречается более чем редко, а вот [[герои и философы|древние греки]], у которых и взята эта теминология, его юзали (только в их языке слоги делятся не на ударные и безударные, а на длинные и краткие). Делится на пеоны I, II, III и IV — по месту расположения сильного слога. Пример: «Заметались, затерялись в океане корабли» («Буря с берега», В. Брюсов).
* '''Пеон''' ([[нет, не тот|не путать с батраком]] в Латинской Америке!) — четырёхстопный размер. В русской поэзии встречается более чем редко, а вот [[герои и философы|древние греки]], у которых и взята эта теминология, его юзали (только в их языке слоги делятся не на ударные и безударные, а на длинные и краткие). Делится на пеоны I, II, III и IV — по месту расположения сильного слога. Пример: «Заметались, затерялись в океане корабли» («Буря с берега», В. Брюсов).


Выделяют также неправильные стопы - такие, которыми целиком написать стих невозможно, но которые могут время от времени выскакивать вместо стандартных. Наиболее известны неправильные двухсложные стопы - пиррихий (два безударных слога) и спондей (два ударных), которыми может перемежаться ямб или хорей. Неправильные трехсложные стопы - трибрахий (три безударных слога), бакхий (безударный, два ударных), антибакхий (два ударных, безударный), амфимакр (ударный, безударный, ударный) и тримакр (три ударных слога). В Древней Греции все это были актуальные и используемые стихотворные размеры; в русском же языке, ввиду особенностей ударения и длины слов, это всего лишь неправильные стопы.
==== По рифмовке ====
 
Следует заметить, что в современной русской поэзии не одобряются глагольные рифмы, которых было полно у классиков, и заезженные типа «любовь — кровь». Детишкам (не путать с [[МТА]]!) можно. Зато ценятся, к примеру, составные — и не обязательно точные. Например, «аспиду — за спину» ([[Владимир Высоцкий]]). Или с использованием разных частей речи: «Я раковину эту / В коробке берегу. / Она лежала раньше / В песке на берегу». (Агния Барто, «Раковина»).
==== По рифмам ====
Следует заметить, что в современной русской поэзии не одобряются глагольные рифмы, которых было полно у классиков, и заезженные типа «любовь — кровь». Детишкам (не путать с [[МТА]]!) можно. Зато ценятся, к примеру, составные — и не обязательно точные. Например, «аспиду — за спину» ([[Владимир Высоцкий]]). Или с использованием разных частей речи: «Я раковину эту / В коробке берегу. / Она лежала раньше / В песке на берегу». (Агния Барто, «Раковина»).


Вообще, европейская поэзия вплоть до Высокого Средневековья обходилась без рифм. Либо поэзия была сакрализована (как на древнем Ближнем Востоке), либо обходилась ритмом (как у греков и римлян), либо держались на внутренних созвучиях (встречается много где, от Ригведы до поэзии древних Скандинавов). Первые рифмованные (в современном понимании) тексты сохранились от кельтских поэтов V века: «Битва Деревьев» Талиесина уже зарифмована.
Вообще, европейская поэзия вплоть до Высокого Средневековья обходилась без рифм. Либо поэзия была сакрализована (как на древнем Ближнем Востоке), либо обходилась ритмом (как у греков и римлян), либо держались на внутренних созвучиях (встречается много где, от Ригведы до поэзии древних Скандинавов). Первые рифмованные (в современном понимании) тексты сохранились от кельтских поэтов V века: «Битва Деревьев» Талиесина уже зарифмована.
Строка 91: Строка 116:
Также рифмы-созвучия были в древнекитайской поэзии, но язык со временем менялся и рифмы начали пропадать. Пришлось составлять словари рифм.
Также рифмы-созвучия были в древнекитайской поэзии, но язык со временем менялся и рифмы начали пропадать. Пришлось составлять словари рифм.


* По клаузулам. Клаузула - последние слоги строки, начиная с последней в этой строке ударной гласной.
* Рифмованные:
** '''Мужская''' рифма (клаузула) — ударный слог последний. Обозначают строчной буквой.
** '''Мужская''' рифма — ударный слог последний. Обозначают строчной буквой.
** '''Женская''' второй с конца. (Эти термины пришли из Франции: в средневековом французском языке слова женского рода заканчивались на предпоследний слог). Обозначают заглавной буквой.
** '''Женская''' — второй с конца. (Эти термины пришли из Франции: в средневековом французском языке слова женского рода заканчивались на предпоследний слог). Обозначают заглавной буквой.
** '''Дактилическая''' третий с конца.
** '''Дактилическая''' — третий с конца.
** '''Гипердактилическая''' четвёртый и более. В русской поэзии встречается крайне редко.
** '''Гипердактилическая''' — четвёртый и более. В русской поэзии встречается крайне редко. Однако же:
 
Клаузулы почти всегда совпадают между рифмующимися строчками, но бывают исключения:
{{q|pre=1|
жить без тебя - поскольку я живу.
Как видно из бумаги. Существую;
глотаю пиво, пачкаю листву и
топчу траву.|«Второе Рождество на берегу», И. Бродский}}
 
Клаузулы в русской поэзии принято чередовать, но, как всегда, это нарушается.
 
* По видам рифм.
 
** '''Квадратная''' рифма. Она же "на окончания". Типично для золотого века:
{{q|pre=1|
{{q|pre=1|
В осенней наготе стояли дерева
Слышал я слова правильные
И неприветливо чернели;
Всё искал пути праведные
Хрустела под ногой замёрзлая трава,
А твои слова памятные —
И листья мёртвые волнуяся шумели!|«Запустение», Е. Баратынский}}
Нам не жить друг без друга
** '''Диссонансная''' рифма, когда рифмуются согласные (=консонанс), но различаются гласные. Тоже весьма редкий зверь. Пример:
Ленточка моя финишная!
Все пройдет, и ты примешь меня
Примешь ты меня, нынешнего
Нам не жить друг без друга|Н. Добронравов, «Нам не жить друг без друга»}}
* Особая разновидность — '''диссонансная''' рифма, когда рифмуются согласные (=консонанс), но различаются гласные. Тоже весьма редкий зверь. Пример:
{{q|pre=1|
{{q|pre=1|
Во все дворцы, обставленные щедро,
Во все дворцы, обставленные щедро,
Строка 125: Строка 142:
Там для одних Ромео и Джульетты
Там для одних Ромео и Джульетты
В рыданьях скрипок не кончался вальс.|«То, что казалось», П. Антокольский}}
В рыданьях скрипок не кончался вальс.|«То, что казалось», П. Антокольский}}
** '''Ассонансная''' рифма, когда, наоборот, совпадают гласные. Согласные же могут никак не совпадать, но очень часто совпадает либо согласная сразу после ударной гласной, либо (что реже) согласная перед ударной. Пример:
В противоположность есть термин «ассонансная рифма», когда, наоборот, в конце строк совпадают лишь гласные. А вообще терминов, обозначающих разновидности рифм, немало.
{{q|pre=1|
* Нерифмованные — т. н. '''белый стих'''. В русской поэзии встречается редко. Пример:
В смертных изверясь,
Зачароваться не тщусь.
В старческий вереск,
В среброскользящую сушь,|«Деревья», М. Цветаева}}
 
Рифмы, где мало совпадений, называют "бедные". Соответственно, где совпадений много - "богатыми". Но это не значит, что одни хуже (или лучше) других.
** Нерифмованные — т. н. '''белый стих'''. В стихотворениях в русской поэзии редок. Пример:
{{q|pre=1|
{{q|pre=1|
Шел трамвай десятый номер
Шел трамвай десятый номер
Строка 144: Строка 154:
Пионеру Николаю
Пионеру Николаю
Ехать очень хорошо.|С. Михалков, «Одна рифма»}}
Ехать очень хорошо.|С. Михалков, «Одна рифма»}}
{{q|pre=1|
Я видел вчера новый фильм,
Я вышел из зала таким же, как раньше;
Я знаю уют вагонов метро,
Когда известны законы движенья;
И я читал несколько книг,
Я знаю радость печатного слова,
Но сделай шаг - и ты вступишь в игру,
В которой нет правил.
Нет времени ждать,
Едва ли есть кто-то, кто поможет нам в этом;
Подай мне знак,
Когда ты будешь знать, что выхода нет;
Структура тепла,
Еще один символ - не больше, чем выстрел,
Но, слышишь меня: у нас есть шанс,
В котором нет правил.
Время Луны - это время Луны;
У нас есть шанс, у нас есть шанс,
В котором нет правил.|Борис Гребенщиков, «Время Луны»}}
* Особые созвучия:
* Особые созвучия:
** Аллитерация — повышенная концентрация в стихотворении согласного звука (не обязательно в начале слов). Опять же Маяковский: «Мы живём, зажатые железной клятвой» («Товарищу Нетте — пароходу и человеку»).
** Аллитерация — повышенная концентрация в стихотворении согласного звука (не обязательно в начале слов). Опять же Маяковский: «Мы живём, зажатые железной клятвой» («Товарищу Нетте — пароходу и человеку»).
** Ассонанс (не путать с ассонансной рифмой и [[ассасин]]ом) повышенная концентрация гласного звука:
** Ассонанс (не путать с ассонансной рифмой и [[ассасин]]ом) — повышенная концентрация гласного звука:
{{q|pre=1|
{{q|pre=1|
У наших ушки на макушке!
У наших ушки на макушке!
Строка 154: Строка 189:


==== Отдельные значимые случаи ====
==== Отдельные значимые случаи ====
* '''Гекзаметр''' стих из пяти дактилей или спондеев (это такая фигня из Древней Греции) и одного спондея или хорея в последнем слоге. Активно использовался поэтами античности, сейчас применяется теми, кто хочет добавить своему произведению архаичности или [[пафос]]а. Пример:
* '''Гекзаметр''' — стих из пяти дактилей или спондеев (это такая фигня из Древней Греции) и одного спондея или хорея в последнем слоге. Активно использовался поэтами античности, сейчас применяется теми, кто хочет добавить своему произведению архаичности или [[пафос]]а. Пример:
{{q|pre=1|
{{q|pre=1|
Крив был Гнедич поэт, преложитель слепого Гомера,
Крив был Гнедич поэт, преложитель слепого Гомера,
Боком одним с образцом схож и его перевод.|«К переводу Илиады», конечно же, опять Пушкин}}
Боком одним с образцом схож и его перевод.|«К переводу Илиады», конечно же, опять Пушкин}}
* '''Терцины''' откровенно устаревшая форма. Состоит из терцетов (трёхстиший), в которых 1 и 3-я строчки последующего рифмуются со 2-й из предыдущего. Знаменитый пример — «[[Божественная комедия]]» Данте.
* '''Терцины''' — откровенно устаревшая форма. Состоит из терцетов (трёхстиший), в которых 1 и 3-я строчки последующего рифмуются со 2-й из предыдущего. Знаменитый пример — «[[Божественная комедия]]» Данте.
* '''Сонет''' 14-строчная форма:
* '''Сонет''' — 14-строчная форма:
** В классическом варианте состоит из двух катренов и двух терцетов, причём рифмовка в катренах повторяется.
** В классическом варианте состоит из двух катренов и двух терцетов, причём рифмовка в катренах повторяется.
** «Английский сонет» шекспировского типа попроще. Он состоит из трёх катренов и двустишия, причём рифмовка в катренах перекрёстная, и рифмы не повторяются.
** «Английский сонет» шекспировского типа попроще. Он состоит из трёх катренов и двустишия, причём рифмовка в катренах перекрёстная, и рифмы не повторяются.
** Венок сонетов — шедевр искусства. 14 сонетов создаются таким образом, чтобы последняя строка первого сонета была первой строкой второго сонета, последняя строка второго — первой строкой третьего, и так далее — вплоть до последней строки четырнадцатого, которая должна быть первой строкой первого, замыкая таким образом «круг». А в совокупности первые строки 14 сонетов должны составить «ключ» — 15-й сонет, рифмованный и осмысленный! Из примеров можно вспомнить Rosarium — венок сонетов за авторством [[Оргия праведников|Сергея Калугина]].
** Венок сонетов — шедевр искусства. 14 сонетов создаются таким образом, чтобы последняя строка первого сонета была первой строкой второго сонета, последняя строка второго — первой строкой третьего, и так далее — вплоть до последней строки четырнадцатого, которая должна быть первой строкой первого, замыкая таким образом «круг». А в совокупности первые строки 14 сонетов должны составить «ключ» — 15-й сонет, рифмованный и осмысленный! Из примеров можно вспомнить Rosarium — венок сонетов за авторством [[Оргия праведников|Сергея Калугина]].
* '''Октава''' шесть строк с чередованием мужских и женских рифм в нечётных и чётных строках плюс двустишие. Пример: «Домик в Коломне» Пушкина. [[Подсветка]]:
* '''Октава''' — шесть строк с чередованием мужских и женских рифм в нечётных и чётных строках плюс двустишие. Пример: «Домик в Коломне» Пушкина. [[Подсветка]]:
{{q|pre=1|
{{q|pre=1|
А в самом деле: я бы совладел
А в самом деле: я бы совладел
Строка 169: Строка 204:
Ведь рифмы запросто со мной живут;
Ведь рифмы запросто со мной живут;
Две придут сами, третью приведут.|Начало поэмы}}
Две придут сами, третью приведут.|Начало поэмы}}
* '''Монорим''' во всём стихотворении есть только одна рифма! Пример: «Когда будете, дети, студентами…», А. Апухтин. Экзотика, но прикольно.
* '''Монорим''' — во всём стихотворении есть только одна рифма! Пример: «Когда будете, дети, студентами…», А. Апухтин. Экзотика, но прикольно.
* Пятистопный нерифмованный ямб — популярная форма в классической драматургии. Тут вам и «[[Гамлет]]» с «[[Romeo and Juliet|Ромео и Джульеттой]]», и Борис Годунов с «Маленькими трагедиями»…
* Пятистопный нерифмованный ямб — популярная форма в классической драматургии. Тут вам и «[[Гамлет]]» с «[[Romeo and Juliet|Ромео и Джульеттой]]», и Борис Годунов с «Маленькими трагедиями»…
* Неравностопный ямб. Им написаны басни Крылова и «[[Горе от ума]]» Грибоедова.
* Неравностопный ямб. Им написаны басни Крылова и «[[Горе от ума]]» Грибоедова.
* '''Лимерик''' рифмуются 1, 2 и 5-я более длинные строки и 3 и 4-я — более короткие. Содержание — рассказ о персонажах, которые влипают в смешные ситуации.
* '''Лимерик''' — рифмуются 1, 2 и 5-я более длинные строки и 3 и 4-я — более короткие. Содержание — рассказ о персонажах, которые влипают в смешные ситуации.
* '''Пирожок''' новейшая форма. Нет рифмы, знаков препинания и больших букв. Есть 4-стопный ямб с чередованием строк с ударением на предпоследний и последний слоги.
* '''Пирожок''' — новейшая форма. Нет рифмы, знаков препинания и больших букв. Есть 4-стопный ямб с чередованием строк с ударением на предпоследний и последний слоги.
* '''Порошок''' похоже, но чётные и нечётные строки рифмуются, а последняя — одностопная.
* '''Порошок''' — похоже, но чётные строки рифмуются, последняя — одностопная. По поводу нечётных строк наличествуют споры и вкусовщина: кто-то полагает рифму в них обязательной, кто-то, наоборот, паразитной.
* '''Авторский размер'''. Поэт произвольно выбирает форму с определённым построением строк и более-менее строго следует ей до конца произведения.
* '''Авторский размер'''. Поэт произвольно выбирает форму с определённым построением строк и более-менее строго следует ей до конца произведения.
** Онегинский размер («онегинская строфа») один из значимых примеров. 14-строчная форма — вариации на тему сонета. За подробностями — к Солнцу русской поэзии.
** Онегинский размер («онегинская строфа») — один из значимых примеров. 14-строчная форма — вариации на тему сонета. За подробностями — к Солнцу русской поэзии.
** «Бородино» Лермонтова: семистрочная форма 9-9-6-9-9-9-6.
** «Бородино» Лермонтова: семистрочная форма 9-9-6-9-9-9-6.
** Н. А Некрасов, «[[Кому на Руси жить хорошо]]» — пеон II, форма 8-8-6. Исключение — вставные «новеллы».
** Н. А Некрасов, «[[Кому на Руси жить хорошо]]» — пеон II, форма 8-8-6. Исключение — вставные «новеллы».
** Евтушенко так писать очень любит — например, его фирменный семистрочник 9-9-9-8-9-9-8 (возможны вариации):
** Евтушенко так писать очень любит — например, его фирменный семистрочник 9-9-9-8-9-9-8 (возможны вариации):
{{q|pre=1|
{{q|pre=1|
Так справедливость, как Далила,
Так справедливость, как Далила,
Строка 186: Строка 221:
Чтоб эти строки, как намёк,
Чтоб эти строки, как намёк,
здесь никого не оскорбили,
здесь никого не оскорбили,
скажите - вас не оскопили?
скажите — вас не оскопили?
А может, вам и невдомёк?|«Баллада о большой печати»}}
А может, вам и невдомёк?|«Баллада о большой печати»}}
** Л. Филатов, «[[Про Федота-стрельца, удалого молодца]]» — четырёхстопный хорей ааБа.
:* [[Леонид Филатов]], «[[Про Федота-стрельца, удалого молодца]]»:
::* Речь героев состоит из четверостиший, написанных четырёхстопным хореем с рифмовкой ааБа (ранее использовано Филатовым в стихотворении «Полицай», а ещё до него [[Авторская песня|Михаилом Анчаровым]] в «Песенке про психа из больницы имени Ганнушкина»: «[[Balalaika|Балалаечку]] свою я со шкапа достаю…»). По звучанию это напоминает частушки.
::* Авторская речь состоит из двустиший, написанных сильно плавающим двух-трёхстопный дольником, с нерегулярными чередованием мужских и женских рифм. По звучанию это напоминает т. н. раёшный стих.


==== Неевропейская поэзия ====
==== Неевропейская поэзия ====
Строка 194: Строка 231:


== Три века русской поэзии ==
== Три века русской поэзии ==
* '''Золотой''' век русской поэзии — первая треть XIX века. Первое место на пьедестале занимал конечно же, [[Наше Всё|А. С. Пушкин]]. Второе плотно застолбил М. Ю. Лермонтов. За третье могут поспорить баснописец Крылов и «побеждённый учитель» Пушкина Жуковский. Рядом кружились поэты рангом поменьше — Баратынский, Батюшков, Дельвиг, П. Вяземский, Д. Давыдов, Кюхельбекер, повешенный Рылеев и другие современники Пушкина. Последним в этой компании был умерший в 1873 г. Тютчев.
* '''Золотой''' век русской поэзии — первая треть XIX века. Первое место на пьедестале занимал конечно же, [[Наше Всё|А. С. Пушкин]]. Второе плотно застолбил М. Ю. Лермонтов. За третье могут поспорить баснописец Крылов и «побеждённый учитель» Пушкина Жуковский. Рядом кружились поэты рангом поменьше — Баратынский, Батюшков, Дельвиг, П. Вяземский, Д. Давыдов, Кюхельбекер, повешенный Рылеев и другие современники Пушкина. Последним в этой компании был умерший в 1873 г. Тютчев. Можно назвать и «номер ноль» — старик Державин, «царь поэтов», которого Пушкин застал ещё живым.
** Есть и более широкое понятие — «Золотой век русской литературы». Автор формулировки — М. А. Антонович (статья «Литературный кризис», 1863 г., журнал «Современник»). По выражению В. Катаева, «между рождением Пушкина и смертью Чехова уместился золотой век русской классической литературы».
** Есть и более широкое понятие — «Золотой век русской литературы». Автор формулировки — М. А. Антонович (статья «Литературный кризис», 1863 г., журнал «Современник»). По выражению В. Катаева, «между рождением Пушкина и смертью Чехова уместился золотой век русской классической литературы».
* '''Серебряный''' век — конец XIX и начало XX вв. В это время не только в литературе, но и в искусстве в целом шли [[w:Авангард (искусство)|разнообразные эксперименты]] и появлялись многочисленные направления.
* '''Серебряный''' век — конец XIX и начало XX вв. В это время не только в литературе, но и в искусстве в целом шли [[w:Авангард (искусство)|разнообразные эксперименты]] и появлялись многочисленные направления.
** Символизм — Мережковский, Гиппиус, Ф. Сологуб, Брюсов, Бальмонт, Блок, А. Белый, В. Иванов. Любили пофилософствовать.
** Символизм — Мережковский, Гиппиус, Ф. Сологуб, Брюсов, Бальмонт, Блок, А. Белый, В. Иванов. Любили пофилософствовать.
** Акмеизм и группа «Цех поэтов» — Гумилёв, Городецкий, Ахматова, Мандельштам, Г. Иванов. Любили конкретность содержания и точность слова.
** Акмеизм<ref>Ахматова вспоминала заседание «Цеха поэтов»: «С верхней полки достали греческий словарь… и там отыскали цветение, вершину». Так родилось название литературного течения — акмеизм.</ref> и группа «Цех поэтов» — Гумилёв, Городецкий, Ахматова, Мандельштам, Г. Иванов. Любили конкретность содержания и точность слова.
** Футуризм любили различные эксперименты:
** [[Футуризм]] — любили различные эксперименты.
*** Будетляне, они же кубофутуристы, они же группа «Гилея»<ref>Название позаимствовано из «Истории» Геродота, где Гилеей (Hylaea) он называет часть Скифии за устьем Днепра.</ref> (Хлебников, Кручёных, Маяковский, Бурлюк, В. Каменский и Б. Лившиц). Самые радикальные реформаторы, они выдали «Пощёчину общественному вкусу», предлагая сбросить классиков с парохода современности, и сочиняли [[заумь]].
** Имажинизм — Мариенгоф, Шершеневич, местами Ивнев и Н. Эрдман. Любили создавать образы.
*** Эгофутуристы — «Я, гений» Игорь Северянин, Г. Иванов, Рюрик Ивнев, Шершеневич.
*** «Центрифуга» — Пастернак, Асеев.
*** Новокрестьянские поэты — Клюев, Есенин, Клычков.
** Имажинизм — Мариенгоф, Шершеневич. местами Ивнев и Н. Эрдман. Любили создавать образы.
* Раз есть золото и серебро, должна быть и бронза, да? '''Бронзовым веком''' русской поэзии условно можно считать 1960-80-е гг. В его рамках развиваются три разных, но взаимосвязанных направления:
* Раз есть золото и серебро, должна быть и бронза, да? '''Бронзовым веком''' русской поэзии условно можно считать 1960-80-е гг. В его рамках развиваются три разных, но взаимосвязанных направления:
** [[Авторская песня]].
** [[Авторская песня]], от ней же первый есть [[Владимир Высоцкий|Высоцкий]], а к второму месту идут ноздря в ноздрю Булат Окуджава и Юрий Визбор. Нулевым можно считать Михаила Анчарова.
** [[Русский рок]].
** [[Русский рок]].
** Шестидесятники (по названию статьи критика С. Рассадина) наиболее известны четверо молодых поэтов, выступавших в Политехническом музее: Евтушенко, Вознесенский, Ахмадулина, Р. Рождественский. Менее популярны Шпаликов, Чичибабин, Р. Казакова. Внезапно в эту же компанию входит Юнна Мориц и больше известный околоисторическими изысканиями казах Олжас Сулейменов.
** [[Эпоха оттепели|Шестидесятники]] (по названию статьи критика С. Рассадина) — наиболее известны четверо молодых поэтов, выступавших в Политехническом музее: Е. Евтушенко, А. Вознесенский, Б. Ахмадулина, Р. Рождественский. Менее популярны Шпаликов, Чичибабин, Р. Казакова. Внезапно в эту же компанию входит Юнна Мориц и больше известный околоисторическими изысканиями казах Олжас Сулейменов.
*** Конечно, это не только поэты, но и прозаики (Аксёнов, Бакланов, Битов, Ю. Бондарев, В. Быков, Войнович, Гладилин, [[Великое Кольцо|И. Ефремов]], В. Некрасов, Солженицын, [[братья Стругацкие]], Трифонов, В. Шефнер), кино- и театральные режиссёры ([[Фильмы Гайдая|Гайдай]], Данелия, О. Ефремов, [[Фильмы Марка Захарова|М. Захаров]], Калатозов, Э. Климов, Любимов, Митта, [[Фильмы Рязанова|Э. Рязанов]], Тарковский, Хуциев), композиторы (Губайдулина, Э. Денисов, Шнитке) и т. д.


== Примечания ==
== Примечания ==

Пожалуйста, учтите, что любой ваш вклад в проект «Posmotreli» может быть отредактирован или удалён другими участниками. Если вы не хотите, чтобы кто-либо изменял ваши тексты, не помещайте их сюда.
Вы также подтверждаете, что являетесь автором вносимых дополнений, или скопировали их из источника, допускающего свободное распространение и изменение своего содержимого (см. Posmotreli:Авторские права). НЕ РАЗМЕЩАЙТЕ БЕЗ РАЗРЕШЕНИЯ ОХРАНЯЕМЫЕ АВТОРСКИМ ПРАВОМ МАТЕРИАЛЫ!