Редактирование: Литература
Перейти к навигации
Перейти к поиску
Внимание: Вы не вошли в систему. Ваш IP-адрес будет общедоступен, если вы запишете какие-либо изменения. Если вы войдёте или создадите учётную запись, её имя будет использоваться вместо IP-адреса, наряду с другими преимуществами.
Правка может быть отменена. Пожалуйста, просмотрите сравнение версий ниже, чтобы убедиться, что это нужная вам правка, и запишите страницу ниже, чтобы отменить правку.
Текущая версия | Ваш текст | ||
Строка 1: | Строка 1: | ||
{{Q|В созданиях всех великих поэтов, в сущности, нет второстепенных персонажей, каждое действующее лицо есть на своем месте главный герой.|Генрих Гейне}} | {{Q|В созданиях всех великих поэтов, в сущности, нет второстепенных персонажей, каждое действующее лицо есть на своем месте главный герой.|Генрих Гейне}} | ||
[[Файл:Old-books.jpg|thumb|Старинные книги]][[Файл:Two Torah scrolls.jpg|thumb|Ещё более старинные книги]] | |||
'''Литература''' (от лат. ''litera'' — буква) — в самом широком смысле совокупность любых текстов. Обычно под литературой понимают художественную литературу, то есть вид искусства, когда результатом творчества является текст. Литература является настолько же древней, как и сам язык. Первыми известными литературными работами являются эпические поэмы — шумерский «[[Эпос о Гильгамеше]]», индийские «Рамаяна» и «Махабхарата», греческие «Илиада» и «Одиссея», которые передавались из уст в уста и позднее были записаны. | |||
В древности литература в основном выполняла воспитательную функцию. С развитием городской культуры появились [[драма]] и [[сатира]], созданные для развлечения аудитории. Лирическая поэзия, посвящённая чувствам и переживаниям, берёт своё начало в придворных и аристократических кругах. | |||
С развитием общества появлялось всё большее количество жанров и литературных форм. Эпохи сменяли друг друга, менялись и литературные направления — классицизм, романтизм, реализм, модернизм, постмодернизм. Входили и выходили из моды разные литературные формы. Со временем всё сильнее размывались жанровые границы. | |||
Давным-давно чтение являлось занятием не для всех — книги были чрезвычайно дороги, их переписывали вручную. В 1440 году Иоганн Гутенберг изобрел книгопечатный станок, что сделало книжный рынок относительно массовым. Это также удешевило образование, следствием явилась всеобщая грамотность, а с ней и [[бульварная литература]], на смену которой в качестве развлечения в ХХ веке пришли [[кино]], [[комиксы]], [[телевидение]] и [[видеоигры]]. | |||
Современные люди читают меньше книг, чем в былые времена, но литература по-прежнему является важным разделом искусства. В конце концов, [[сценарий]] видеоигры — тоже литература. | |||
[https://www.bbc.com/ukrainian/vert-cul-russian-44235587 100 литературных сюжетов, которые изменили историю человечества] / | |||
[https://www.adme.ru/tvorchestvo-pisateli/literaturnye-eksperty-nazvali-100-knig-kotorye-izmenili-istoriyu-chelovechestva-2017015 Литературные эксперты назвали 100 книг, которые изменили историю человечества]. | |||
== Классификация литературы == | == Классификация литературы == | ||
=== По структуре текста === | === По структуре текста === | ||
* '''Поэзия''' | * '''Поэзия''' — текст в той или иной степени ритмически упорядочен, часто обладает созвучными окончаниями строк (рифмой). При объединении с [[музыка|музыкой]] получаются песня и т. п. жанры. | ||
* '''Драматургия''' | * '''Драматургия''' — текст преимущественно предназначен для постановки в [[театр]]е (когда слово объединено с пантомимой) и состоит главным образом из реплик персонажей, в меньшей степени — из авторских ремарок по их поведению и описания обстановки на сцене. Новой разновидностью можно считать кино- и телесценарий и даже сценарий видеоигры. | ||
** При объединении, в свою очередь, театра с | ** При объединении, в свою очередь, театра с музыкой получается музыкальный театр. Примеры жанров: [[мюзикл]], [[оперетта]], [[опера]]. Есть ещё и балет, но в нём от литературы осталось лишь либретто. | ||
* '''Проза''' | * '''Проза''' — текст организован примерно так же, как нехудожественный (как удивился персонаж пьесы Мольера «Мещанин во дворянстве» г-н Журден, «я и не подозревал, что вот уже более сорока лет говорю прозой»). | ||
=== По содержанию (род литературы) === | === По содержанию (род литературы) === | ||
* '''Эпос''' | * '''Эпос''' — род, для которого важны события и действия героев (сюжет). Обычно пишется прозой, реже стихами. Примеры жанров: сказка, предание, идиллия, эпопея, роман, сказ, повесть, рассказ, новелла, очерк, эпическая поэма, баллада. | ||
** Более узкое | ** Более узкое значение — героический эпос: (около)[[фольклор]]ный жанр, повествующий о подвигах богатырей и полубогов в прошлом. | ||
* '''[[Лирика]]''' | * '''[[Лирика]]''' — род, для которого важны мысли и чувства героя. Обычно стихами, реже прозой. Примеры жанров: романс, послание, элегия, ода, эпиграмма, наконец, стихотворение в прозе (привет Тургеневу!). Пожалуй, что и эссе сюда же. | ||
* '''Драма''' (в широком смысле слова) | * '''Драма''' (в широком смысле слова) — род, для которого важна речь героев. Они вслух выражают свои мысли и чувства, а также сообщают о событиях и в меньшей степени совершают действия. Иначе говоря, драма объединяет признаки и лирики, и эпоса. | ||
** Драма (в узком смысле слова) | ** Драма (в узком смысле слова) — жанр, в котором изображается частная жизнь, но её главная цель — не осмеяние (в отличие от комедии), и в то же время персонажи лишены исключительности, а конфликты — неразрешимости (в отличие от трагедии). Да, ещё ведь есть и трагикомедия! | ||
** Примеры отдельных жанров: буффонада, водевиль, фарс, мелодрама, театр абсурда. | ** Примеры отдельных жанров: буффонада, водевиль, фарс, мелодрама, театр абсурда. | ||
=== Классификация поэзии === | === Классификация поэзии === | ||
Для русской поэзии традиционный | Для русской поэзии традиционный стих — силлабо-тонический с основанной на гласных более или менее точной рифмовкой и двух- или трёхсложным размером. Стихотворения обычно разбиты на '''катрены''' (четверостишия), чаще с перекрёстной рифмовкой (abab). Ещё бывает попарная рифмовка (aabb) и опоясывающая (abba). | ||
==== По ритмике ==== | ==== По ритмике ==== | ||
* '''Силлабический стих''' | * '''Силлабический стих''' — учитывается общее число слогов в отдельных строчках. Используется обычно в языках с постоянным ударением. В русской поэзии бытовало с сер. XVII в. до 1730-х гг., пока Тредиаковский с Ломоносовым не покончили с этим безобразием. | ||
* '''Силлабо-тонический стих''' | * '''Силлабо-тонический стих''' — учитывается не только общее число слогов в отдельных строчках, но и место расположения ударных слогов. | ||
* ''' | ** '''Дольник и тактовик''' — силлабо-тонический стих с «расшатанным» строем, когда и общее число, и место безударных слогов несколько варьирует. В России стали популярными с Серебряного века. Например, ахматовские строчки «Я на левую руку надела / Перчатку с правой руки», если строго соблюдать размер, должны были бы звучать так «Я на левую руку надела / Па-перчатку со правой руки». Явление вообще нечастое и более-менее распространено лишь в русско- и немецкоязычной поэзии. | ||
* '''Свободный стих (верлибр)''' | * '''Свободный стих (верлибр)''' — имеет значение лишь общая гармоничность звучания, рифма не требуется. Тут уже недалеко и до стихотворений в прозе… Вот яркий забугорный пример: | ||
{{q|pre=1| | {{q|pre=1| | ||
великая земля горькая и сухая | великая земля горькая и сухая | ||
Строка 40: | Строка 43: | ||
где вулканы едва остыли… | где вулканы едва остыли… | ||
Столовая | Столовая Гора — корабль, перед носом которого | ||
взлетает над гребнями парусов океанская пена | взлетает над гребнями парусов океанская пена | ||
Строка 51: | Строка 54: | ||
изящества здесь маловато | изящества здесь маловато | ||
никаких королевских печалей над разбитыми царствами | никаких королевских печалей над разбитыми царствами | ||
единственная | единственная косметика — свинцовые белила смерти — | ||
но как бабочки из поэмы | но как бабочки из поэмы | ||
ищут ветра праздные яхты|«Из Капстада в Рио», Брейтен Брейтенбах, пер. с африкаанса Е. Витковского}} | ищут ветра праздные яхты|«Из Капстада в Рио», Брейтен Брейтенбах, пер. с африкаанса Е. Витковского}} | ||
* [[Вывих мозга|Рифмованная проза]] | |||
А вот отечественный верлибр: | |||
{{q|pre=1| | |||
Границы ключ переломлен пополам | |||
А наш батюшка Ленин совсем усоп | |||
Он разложился на плесень и на липовый мёд | |||
А перестройка всё идёт и идёт по плану | |||
И вся грязь превратилась в голый лёд | |||
И всё идёт по плану… | |||
А моя судьба захотела на покой | |||
Я обещал ей не участвовать в военной игре | |||
Но на фуражке на моей — серп и молот и звезда | |||
Как это трогательно — серп и молот и звезда | |||
Лихой фонарь ожидания мотается | |||
И всё идёт по плану…|Егор Летов не зря изучал шаманскую поэзию}} | |||
* [[Вывих мозга|Рифмованная проза]] — количество слогов не учитывается, зато есть рифма! Примером был русский народный «раёшный стих». В таком стиле перевели дешёвую агитку из «[[Похождения бравого солдата Швейка|Швейка]]»: | |||
{{q|pre=1| | {{q|pre=1| | ||
На виселице, в приятной выси, | На виселице, в приятной выси, | ||
Строка 64: | Строка 85: | ||
И приходится болтаться скотине | И приходится болтаться скотине | ||
На французской республиканской осине.|«Стихи Грейнца хлёстки, полны неподдельного юмора и непревзойдённого остроумия»}} | На французской республиканской осине.|«Стихи Грейнца хлёстки, полны неподдельного юмора и непревзойдённого остроумия»}} | ||
По сути, так писал и В. Маяковский, хотя не признавался: | |||
{{q|pre=1| | |||
К празднику прибавка — 24 тыщи. | |||
Тариф. | |||
Эх, и заведу я себе Тихоокеанские галифища, | |||
Чтоб из штанов выглядывать, Как коралловый риф!|«О дряни»}} | |||
==== По | ==== По размеру ==== | ||
''' | '''Размер (метр)''' — тип чередования ударных и безударных слогов. Одно стандартное для данного размера сочетание образует '''стопу'''. В Европе, от России до Ирландии, используется древнегреческая классификация. У индусов, китайцев, арабов и викингов классификация другая. | ||
* Двусложные: | * Двусложные: | ||
** '''Ямб''' | ** '''Ямб''' — безударный + ударный. Хорошо известен нам, например, по творчеству [[Наше Всё|Пушкина]]. Пример из «[[Евгений Онегин|Евгения Онегина]]»: «Мой дядя самых честных правил». | ||
** '''Хорей''' (от греч. «плясать») | ** '''Хорей''' (от греч. «плясать») — ударный + безударный. Пример: «Мчатся тучи, вьются тучи» («Бесы»). Как отличить от ямба, дабы не уподобляться Евгению из примера выше? Чувствуете задорный мотив (и неважно, что содержание мрачное)? | ||
* Трёхсложные: | * Трёхсложные: | ||
** '''Дактиль''' (от греч. «палец», потому что фаланги пальце различны по длине) | ** '''Дактиль''' (от греч. «палец», потому что фаланги пальце различны по длине) — ударный + 2 безударных. Пример: «Тучки небесные, вечные странники!» («Тучи», М. Ю. Лермонтов). Как запомнить? Есть такая рифма — дактилическая (это будет ниже). | ||
** '''Амфибрахий''' | ** '''Амфибрахий''' — безударный + ударный + безударный. Пример: «Последняя туча рассеянной бури!» (И снова «Туча», но пушкинская). Как запомнить? Это слово содержит греч. корень «амфи-» — «равный», т. е. ударный слог — в середине. | ||
** '''Анапест''' | ** '''Анапест''' — 2 безударных + ударный. Пушкин его не особо жаловал, поэтому пример для разнообразия будет не очень классическим. | ||
{{q|pre=1| | {{q|pre=1| | ||
Жил старик с пребольшой бородой. | Жил старик с пребольшой бородой. | ||
Строка 80: | Строка 107: | ||
Три синицы и чиж | Три синицы и чиж | ||
Свили гнёзда под сей бородой».|Лимерик от Эдварда Лира, цитирую по памяти, переводчика не помню}} | Свили гнёзда под сей бородой».|Лимерик от Эдварда Лира, цитирую по памяти, переводчика не помню}} | ||
* '''Пеон''' ([[нет, не тот|не путать с батраком]] в Латинской Америке!) | * '''Пеон''' ([[нет, не тот|не путать с батраком]] в Латинской Америке!) — четырёхстопный размер. В русской поэзии встречается более чем редко, а вот [[герои и философы|древние греки]], у которых и взята эта теминология, его юзали (только в их языке слоги делятся не на ударные и безударные, а на длинные и краткие). Делится на пеоны I, II, III и IV — по месту расположения сильного слога. Пример: «Заметались, затерялись в океане корабли» («Буря с берега», В. Брюсов). | ||
==== По рифмовке ==== | |||
Следует заметить, что в современной русской поэзии не одобряются глагольные рифмы, которых было полно у классиков, и заезженные типа «любовь — кровь». Детишкам (не путать с [[МТА]]!) можно. Зато ценятся, к примеру, составные — и не обязательно точные. Например, «аспиду — за спину» ([[Владимир Высоцкий]]). Или с использованием разных частей речи: «Я раковину эту / В коробке берегу. / Она лежала раньше / В песке на берегу». (Агния Барто, «Раковина»). | |||
==== По | |||
Следует заметить, что в современной русской поэзии не одобряются глагольные рифмы, которых было полно у классиков, и заезженные типа | |||
Вообще, европейская поэзия вплоть до Высокого Средневековья обходилась без рифм. Либо поэзия была сакрализована (как на древнем Ближнем Востоке), либо обходилась ритмом (как у греков и римлян), либо держались на внутренних созвучиях (встречается много где, от Ригведы до поэзии древних Скандинавов). Первые рифмованные (в современном понимании) тексты сохранились от кельтских поэтов V века: «Битва Деревьев» Талиесина уже зарифмована. | Вообще, европейская поэзия вплоть до Высокого Средневековья обходилась без рифм. Либо поэзия была сакрализована (как на древнем Ближнем Востоке), либо обходилась ритмом (как у греков и римлян), либо держались на внутренних созвучиях (встречается много где, от Ригведы до поэзии древних Скандинавов). Первые рифмованные (в современном понимании) тексты сохранились от кельтских поэтов V века: «Битва Деревьев» Талиесина уже зарифмована. | ||
Строка 91: | Строка 116: | ||
Также рифмы-созвучия были в древнекитайской поэзии, но язык со временем менялся и рифмы начали пропадать. Пришлось составлять словари рифм. | Также рифмы-созвучия были в древнекитайской поэзии, но язык со временем менялся и рифмы начали пропадать. Пришлось составлять словари рифм. | ||
* | * Рифмованные: | ||
** '''Мужская''' | ** '''Мужская''' рифма — ударный слог последний. Обозначают строчной буквой. | ||
** '''Женская''' | ** '''Женская''' — второй с конца. (Эти термины пришли из Франции: в средневековом французском языке слова женского рода заканчивались на предпоследний слог). Обозначают заглавной буквой. | ||
** '''Дактилическая''' | ** '''Дактилическая''' — третий с конца. | ||
** '''Гипердактилическая''' | ** '''Гипердактилическая''' — четвёртый и более. В русской поэзии встречается крайне редко. Однако же: | ||
{{q|pre=1| | {{q|pre=1| | ||
Слышал я слова правильные | |||
Всё искал пути праведные | |||
А твои слова памятные — | |||
Нам не жить друг без друга | |||
* | … | ||
Ленточка моя финишная! | |||
Все пройдет, и ты примешь меня | |||
Примешь ты меня, нынешнего | |||
Нам не жить друг без друга|Н. Добронравов, «Нам не жить друг без друга»}} | |||
* Особая разновидность — '''диссонансная''' рифма, когда рифмуются согласные (=консонанс), но различаются гласные. Тоже весьма редкий зверь. Пример: | |||
{{q|pre=1| | {{q|pre=1| | ||
Во все дворцы, обставленные щедро, | Во все дворцы, обставленные щедро, | ||
Строка 125: | Строка 142: | ||
Там для одних Ромео и Джульетты | Там для одних Ромео и Джульетты | ||
В рыданьях скрипок не кончался вальс.|«То, что казалось», П. Антокольский}} | В рыданьях скрипок не кончался вальс.|«То, что казалось», П. Антокольский}} | ||
В противоположность есть термин «ассонансная рифма», когда, наоборот, в конце строк совпадают лишь гласные. А вообще терминов, обозначающих разновидности рифм, немало. | |||
* Нерифмованные — т. н. '''белый стих'''. В русской поэзии встречается редко. Пример: | |||
{{q|pre=1| | {{q|pre=1| | ||
Шел трамвай десятый номер | Шел трамвай десятый номер | ||
Строка 144: | Строка 154: | ||
Пионеру Николаю | Пионеру Николаю | ||
Ехать очень хорошо.|С. Михалков, «Одна рифма»}} | Ехать очень хорошо.|С. Михалков, «Одна рифма»}} | ||
{{q|pre=1| | |||
Я видел вчера новый фильм, | |||
Я вышел из зала таким же, как раньше; | |||
Я знаю уют вагонов метро, | |||
Когда известны законы движенья; | |||
И я читал несколько книг, | |||
Я знаю радость печатного слова, | |||
Но сделай шаг - и ты вступишь в игру, | |||
В которой нет правил. | |||
Нет времени ждать, | |||
Едва ли есть кто-то, кто поможет нам в этом; | |||
Подай мне знак, | |||
Когда ты будешь знать, что выхода нет; | |||
Структура тепла, | |||
Еще один символ - не больше, чем выстрел, | |||
Но, слышишь меня: у нас есть шанс, | |||
В котором нет правил. | |||
Время Луны - это время Луны; | |||
У нас есть шанс, у нас есть шанс, | |||
В котором нет правил.|Борис Гребенщиков, «Время Луны»}} | |||
* Особые созвучия: | * Особые созвучия: | ||
** | ** Аллитерация — повышенная концентрация в стихотворении согласного звука (не обязательно в начале слов). Опять же Маяковский: «Мы живём, зажатые железной клятвой» («Товарищу Нетте — пароходу и человеку»). | ||
** Ассонанс (не путать с ассонансной рифмой и [[ассасин]]ом) | ** Ассонанс (не путать с ассонансной рифмой и [[ассасин]]ом) — повышенная концентрация гласного звука: | ||
{{q|pre=1| | {{q|pre=1| | ||
У наших ушки на макушке! | У наших ушки на макушке! | ||
Строка 154: | Строка 189: | ||
==== Отдельные значимые случаи ==== | ==== Отдельные значимые случаи ==== | ||
* '''Гекзаметр''' | * '''Гекзаметр''' — стих из пяти дактилей или спондеев (это такая фигня из Древней Греции) и одного спондея или хорея в последнем слоге. Активно использовался поэтами античности, сейчас применяется теми, кто хочет добавить своему произведению архаичности или [[пафос]]а. Пример: | ||
{{q|pre=1| | {{q|pre=1| | ||
Крив был Гнедич поэт, преложитель слепого Гомера, | Крив был Гнедич поэт, преложитель слепого Гомера, | ||
Боком одним с образцом схож и его перевод.|«К переводу Илиады», конечно же, опять Пушкин}} | Боком одним с образцом схож и его перевод.|«К переводу Илиады», конечно же, опять Пушкин}} | ||
* '''Терцины''' | * '''Терцины''' — откровенно устаревшая форма. Состоит из терцетов (трёхстиший), в которых 1 и 3-я строчки последующего рифмуются со 2-й из предыдущего. Знаменитый пример — «[[Божественная комедия]]» Данте. | ||
* '''Сонет''' | * '''Сонет''' — 14-строчная форма: | ||
** В классическом варианте состоит из двух катренов и двух терцетов, причём рифмовка в катренах повторяется. | ** В классическом варианте состоит из двух катренов и двух терцетов, причём рифмовка в катренах повторяется. | ||
** «Английский сонет» шекспировского типа попроще. Он состоит из трёх катренов и двустишия, причём рифмовка в катренах перекрёстная, и рифмы не повторяются. | ** «Английский сонет» шекспировского типа попроще. Он состоит из трёх катренов и двустишия, причём рифмовка в катренах перекрёстная, и рифмы не повторяются. | ||
** Венок | ** Венок сонетов — шедевр искусства. 14 сонетов создаются таким образом, чтобы последняя строка первого сонета была первой строкой второго сонета, последняя строка второго — первой строкой третьего, и так далее — вплоть до последней строки четырнадцатого, которая должна быть первой строкой первого, замыкая таким образом «круг». А в совокупности первые строки 14 сонетов должны составить «ключ» — 15-й сонет, рифмованный и осмысленный! Из примеров можно вспомнить Rosarium — венок сонетов за авторством [[Оргия праведников|Сергея Калугина]]. | ||
* '''Октава''' | * '''Октава''' — шесть строк с чередованием мужских и женских рифм в нечётных и чётных строках плюс двустишие. Пример: «Домик в Коломне» Пушкина. [[Подсветка]]: | ||
{{q|pre=1| | {{q|pre=1| | ||
А в самом деле: я бы совладел | А в самом деле: я бы совладел | ||
Строка 169: | Строка 204: | ||
Ведь рифмы запросто со мной живут; | Ведь рифмы запросто со мной живут; | ||
Две придут сами, третью приведут.|Начало поэмы}} | Две придут сами, третью приведут.|Начало поэмы}} | ||
* '''Монорим''' | * '''Монорим''' — во всём стихотворении есть только одна рифма! Пример: «Когда будете, дети, студентами…», А. Апухтин. Экзотика, но прикольно. | ||
* Пятистопный нерифмованный | * Пятистопный нерифмованный ямб — популярная форма в классической драматургии. Тут вам и «[[Гамлет]]» с «[[Romeo and Juliet|Ромео и Джульеттой]]», и Борис Годунов с «Маленькими трагедиями»… | ||
* Неравностопный ямб. Им написаны басни Крылова и «[[Горе от ума]]» Грибоедова. | * Неравностопный ямб. Им написаны басни Крылова и «[[Горе от ума]]» Грибоедова. | ||
* '''Лимерик''' | * '''Лимерик''' — рифмуются 1, 2 и 5-я более длинные строки и 3 и 4-я — более короткие. Содержание — рассказ о персонажах, которые влипают в смешные ситуации. | ||
* '''Пирожок''' | * '''Пирожок''' — новейшая форма. Нет рифмы, знаков препинания и больших букв. Есть 4-стопный ямб с чередованием строк с ударением на предпоследний и последний слоги. | ||
* '''Порошок''' | * '''Порошок''' — похоже, но чётные строки рифмуются, последняя — одностопная. По поводу нечётных строк наличествуют споры и вкусовщина: кто-то полагает рифму в них обязательной, кто-то, наоборот, паразитной. | ||
* '''Авторский размер'''. Поэт произвольно выбирает форму с определённым построением строк и более-менее строго следует ей до конца произведения. | * '''Авторский размер'''. Поэт произвольно выбирает форму с определённым построением строк и более-менее строго следует ей до конца произведения. | ||
** Онегинский | ** Онегинский размер («онегинская строфа») — один из значимых примеров. 14-строчная форма — вариации на тему сонета. За подробностями — к Солнцу русской поэзии. | ||
** «Бородино» Лермонтова: семистрочная форма 9-9-6-9-9-9-6. | ** «Бородино» Лермонтова: семистрочная форма 9-9-6-9-9-9-6. | ||
** Н. А Некрасов, «[[Кому на Руси жить хорошо]] | ** Н. А Некрасов, «[[Кому на Руси жить хорошо]]» — пеон II, форма 8-8-6. Исключение — вставные «новеллы». | ||
** Евтушенко так писать очень | ** Евтушенко так писать очень любит — например, его фирменный семистрочник 9-9-9-8-9-9-8 (возможны вариации): | ||
{{q|pre=1| | {{q|pre=1| | ||
Так справедливость, как Далила, | Так справедливость, как Далила, | ||
Строка 186: | Строка 221: | ||
Чтоб эти строки, как намёк, | Чтоб эти строки, как намёк, | ||
здесь никого не оскорбили, | здесь никого не оскорбили, | ||
скажите — вас не оскопили? | |||
А может, вам и невдомёк?|«Баллада о большой печати»}} | А может, вам и невдомёк?|«Баллада о большой печати»}} | ||
* | :* [[Леонид Филатов]], «[[Про Федота-стрельца, удалого молодца]]»: | ||
::* Речь героев состоит из четверостиший, написанных четырёхстопным хореем с рифмовкой ааБа (ранее использовано Филатовым в стихотворении «Полицай», а ещё до него — [[Авторская песня|Михаилом Анчаровым]] в «Песенке про психа из больницы имени Ганнушкина»: «[[Balalaika|Балалаечку]] свою я со шкапа достаю…»). По звучанию это напоминает частушки. | |||
::* Авторская речь состоит из двустиший, написанных сильно плавающим двух-трёхстопный дольником, с нерегулярными чередованием мужских и женских рифм. По звучанию это напоминает т. н. раёшный стих. | |||
==== Неевропейская поэзия ==== | ==== Неевропейская поэзия ==== | ||
Строка 194: | Строка 231: | ||
== Три века русской поэзии == | == Три века русской поэзии == | ||
* '''Золотой''' век русской | * '''Золотой''' век русской поэзии — первая треть XIX века. Первое место на пьедестале занимал конечно же, [[Наше Всё|А. С. Пушкин]]. Второе плотно застолбил М. Ю. Лермонтов. За третье могут поспорить баснописец Крылов и «побеждённый учитель» Пушкина Жуковский. Рядом кружились поэты рангом поменьше — Баратынский, Батюшков, Дельвиг, П. Вяземский, Д. Давыдов, Кюхельбекер, повешенный Рылеев и другие современники Пушкина. Последним в этой компании был умерший в 1873 г. Тютчев. Можно назвать и «номер ноль» — старик Державин, «царь поэтов», которого Пушкин застал ещё живым. | ||
** Есть и более широкое | ** Есть и более широкое понятие — «Золотой век русской литературы». Автор формулировки — М. А. Антонович (статья «Литературный кризис», 1863 г., журнал «Современник»). По выражению В. Катаева, «между рождением Пушкина и смертью Чехова уместился золотой век русской классической литературы». | ||
* '''Серебряный''' | * '''Серебряный''' век — конец XIX и начало XX вв. В это время не только в литературе, но и в искусстве в целом шли [[w:Авангард (искусство)|разнообразные эксперименты]] и появлялись многочисленные направления. | ||
** | ** Символизм — Мережковский, Гиппиус, Ф. Сологуб, Брюсов, Бальмонт, Блок, А. Белый, В. Иванов. Любили пофилософствовать. | ||
** Акмеизм и группа «Цех | ** Акмеизм<ref>Ахматова вспоминала заседание «Цеха поэтов»: «С верхней полки достали греческий словарь… и там отыскали цветение, вершину». Так родилось название литературного течения — акмеизм.</ref> и группа «Цех поэтов» — Гумилёв, Городецкий, Ахматова, Мандельштам, Г. Иванов. Любили конкретность содержания и точность слова. | ||
** Футуризм | ** [[Футуризм]] — любили различные эксперименты. | ||
** Имажинизм — Мариенгоф, Шершеневич, местами Ивнев и Н. Эрдман. Любили создавать образы. | |||
** | |||
* Раз есть золото и серебро, должна быть и бронза, да? '''Бронзовым веком''' русской поэзии условно можно считать 1960-80-е гг. В его рамках развиваются три разных, но взаимосвязанных направления: | * Раз есть золото и серебро, должна быть и бронза, да? '''Бронзовым веком''' русской поэзии условно можно считать 1960-80-е гг. В его рамках развиваются три разных, но взаимосвязанных направления: | ||
** [[Авторская песня]]. | ** [[Авторская песня]], от ней же первый есть [[Владимир Высоцкий|Высоцкий]], а к второму месту идут ноздря в ноздрю Булат Окуджава и Юрий Визбор. Нулевым можно считать Михаила Анчарова. | ||
** [[Русский рок]]. | ** [[Русский рок]]. | ||
** Шестидесятники (по названию статьи критика С. Рассадина) | ** [[Эпоха оттепели|Шестидесятники]] (по названию статьи критика С. Рассадина) — наиболее известны четверо молодых поэтов, выступавших в Политехническом музее: Е. Евтушенко, А. Вознесенский, Б. Ахмадулина, Р. Рождественский. Менее популярны Шпаликов, Чичибабин, Р. Казакова. Внезапно в эту же компанию входит Юнна Мориц и больше известный околоисторическими изысканиями казах Олжас Сулейменов. | ||
== Примечания == | == Примечания == |