Редактирование: Литература

Перейти к навигации Перейти к поиску

Внимание: Вы не вошли в систему. Ваш IP-адрес будет общедоступен, если вы запишете какие-либо изменения. Если вы войдёте или создадите учётную запись, её имя будет использоваться вместо IP-адреса, наряду с другими преимуществами.

Правка может быть отменена. Пожалуйста, просмотрите сравнение версий ниже, чтобы убедиться, что это нужная вам правка, и запишите страницу ниже, чтобы отменить правку.

Текущая версия Ваш текст
Строка 84: Строка 84:
Выделяют также неправильные стопы - такие, которыми целиком написать стих невозможно, но которые могут время от времени выскакивать вместо стандартных. Наиболее известны неправильные двухсложные стопы - пиррихий (два безударных слога) и спондей (два ударных), которыми может перемежаться ямб или хорей. Неправильные трехсложные стопы - трибрахий (три безударных слога), бакхий (безударный, два ударных), антибакхий (два ударных, безударный), амфимакр (ударный, безударный, ударный) и тримакр (три ударных слога). В Древней Греции все это были актуальные и используемые стихотворные размеры; в русском же языке, ввиду особенностей ударения и длины слов, это всего лишь неправильные стопы.
Выделяют также неправильные стопы - такие, которыми целиком написать стих невозможно, но которые могут время от времени выскакивать вместо стандартных. Наиболее известны неправильные двухсложные стопы - пиррихий (два безударных слога) и спондей (два ударных), которыми может перемежаться ямб или хорей. Неправильные трехсложные стопы - трибрахий (три безударных слога), бакхий (безударный, два ударных), антибакхий (два ударных, безударный), амфимакр (ударный, безударный, ударный) и тримакр (три ударных слога). В Древней Греции все это были актуальные и используемые стихотворные размеры; в русском же языке, ввиду особенностей ударения и длины слов, это всего лишь неправильные стопы.


==== По рифмам ====
==== По рифмовке ====
Следует заметить, что в современной русской поэзии не одобряются глагольные рифмы, которых было полно у классиков, и заезженные типа «любовь — кровь». Детишкам (не путать с [[МТА]]!) можно. Зато ценятся, к примеру, составные — и не обязательно точные. Например, «аспиду — за спину» ([[Владимир Высоцкий]]). Или с использованием разных частей речи: «Я раковину эту / В коробке берегу. / Она лежала раньше / В песке на берегу». (Агния Барто, «Раковина»).
Следует заметить, что в современной русской поэзии не одобряются глагольные рифмы, которых было полно у классиков, и заезженные типа «любовь — кровь». Детишкам (не путать с [[МТА]]!) можно. Зато ценятся, к примеру, составные — и не обязательно точные. Например, «аспиду — за спину» ([[Владимир Высоцкий]]). Или с использованием разных частей речи: «Я раковину эту / В коробке берегу. / Она лежала раньше / В песке на берегу». (Агния Барто, «Раковина»).


Строка 91: Строка 91:
Также рифмы-созвучия были в древнекитайской поэзии, но язык со временем менялся и рифмы начали пропадать. Пришлось составлять словари рифм.
Также рифмы-созвучия были в древнекитайской поэзии, но язык со временем менялся и рифмы начали пропадать. Пришлось составлять словари рифм.


* По клаузулам. Клаузула - последние слоги строки, начиная с последней в этой строке ударной гласной.
* Рифмованные:
** '''Мужская''' рифма (клаузула) — ударный слог последний. Обозначают строчной буквой.
** '''Мужская''' рифма — ударный слог последний. Обозначают строчной буквой.
** '''Женская''' — второй с конца. (Эти термины пришли из Франции: в средневековом французском языке слова женского рода заканчивались на предпоследний слог). Обозначают заглавной буквой.
** '''Женская''' — второй с конца. (Эти термины пришли из Франции: в средневековом французском языке слова женского рода заканчивались на предпоследний слог). Обозначают заглавной буквой.
** '''Дактилическая''' — третий с конца.
** '''Дактилическая''' — третий с конца.
** '''Гипердактилическая''' — четвёртый и более. В русской поэзии встречается крайне редко.
** '''Гипердактилическая''' — четвёртый и более. В русской поэзии встречается крайне редко.
 
* Особая разновидность — '''диссонансная''' рифма, когда рифмуются согласные (=консонанс), но различаются гласные. Тоже весьма редкий зверь. Пример:
Клаузулы почти всегда совпадают между рифмующимися строчками, но бывают исключения:
{{q|pre=1|
жить без тебя - поскольку я живу.
Как видно из бумаги. Существую;
глотаю пиво, пачкаю листву и
топчу траву.|«Второе Рождество на берегу», И. Бродский}}
 
Клаузулы в русской поэзии принято чередовать, но, как всегда, это нарушается.
 
* По видам рифм.
 
** '''Квадратная''' рифма. Она же "на окончания". Типично для золотого века:
{{q|pre=1|
В осенней наготе стояли дерева
И неприветливо чернели;
Хрустела под ногой замёрзлая трава,
И листья мёртвые волнуяся шумели!|«Запустение», Е. Баратынский}}
** '''Диссонансная''' рифма, когда рифмуются согласные (=консонанс), но различаются гласные. Тоже весьма редкий зверь. Пример:
{{q|pre=1|
{{q|pre=1|
Во все дворцы, обставленные щедро,
Во все дворцы, обставленные щедро,
Строка 125: Строка 107:
Там для одних Ромео и Джульетты
Там для одних Ромео и Джульетты
В рыданьях скрипок не кончался вальс.|«То, что казалось», П. Антокольский}}
В рыданьях скрипок не кончался вальс.|«То, что казалось», П. Антокольский}}
** '''Ассонансная''' рифма, когда, наоборот, совпадают гласные. Согласные же могут никак не совпадать, но очень часто совпадает либо согласная сразу после ударной гласной, либо (что реже) согласная перед ударной. Пример:
В противоположность есть термин «ассонансная рифма», когда, наоборот, в конце строк совпадают лишь гласные. А вообще терминов, обозначающих разновидности рифм, немало.
{{q|pre=1|
* Нерифмованные — т. н. '''белый стих'''. В русской поэзии встречается редко. Пример:
В смертных изверясь,
Зачароваться не тщусь.
В старческий вереск,
В среброскользящую сушь,|«Деревья», М. Цветаева}}
 
Рифмы, где мало совпадений, называют "бедные". Соответственно, где совпадений много - "богатыми". Но это не значит, что одни хуже (или лучше) других.
** Нерифмованные — т. н. '''белый стих'''. В стихотворениях в русской поэзии редок. Пример:
{{q|pre=1|
{{q|pre=1|
Шел трамвай десятый номер
Шел трамвай десятый номер

Пожалуйста, учтите, что любой ваш вклад в проект «Posmotreli» может быть отредактирован или удалён другими участниками. Если вы не хотите, чтобы кто-либо изменял ваши тексты, не помещайте их сюда.
Вы также подтверждаете, что являетесь автором вносимых дополнений, или скопировали их из источника, допускающего свободное распространение и изменение своего содержимого (см. Posmotreli:Авторские права). НЕ РАЗМЕЩАЙТЕ БЕЗ РАЗРЕШЕНИЯ ОХРАНЯЕМЫЕ АВТОРСКИМ ПРАВОМ МАТЕРИАЛЫ!