Магия — это плохо: различия между версиями

Материал из Posmotreli
Перейти к навигации Перейти к поиску
Строка 51: Строка 51:
* [[Darklands]] — вся магия исходит от демонов и лично сатаны, благо сеттинг — Германия XV века. Есть и хорошие способности мистического толка — молитвы священников и трансмутации алхимиков; но вот именно магия тут — стопроцентное зло и персонажам недоступна.
* [[Darklands]] — вся магия исходит от демонов и лично сатаны, благо сеттинг — Германия XV века. Есть и хорошие способности мистического толка — молитвы священников и трансмутации алхимиков; но вот именно магия тут — стопроцентное зло и персонажам недоступна.


=== [[Настольные игры]] ===
==== [[Настольные игры]] ====
* [[GURPS]] Fantasy II — любая магия с точки зрения жителей Мэдланда. Потому что пользуются ей либо шаманы, получающие свои силы от [[Боги — сволочи|богов]] с [[Серобуромалиновая мораль|серобуромалиновой моралью]], либо [[Плохие эльфы|Бездушные]].
* [[GURPS]] Fantasy II — любая магия с точки зрения жителей Мэдланда. Потому что пользуются ей либо шаманы, получающие свои силы от [[Боги — сволочи|богов]] с [[Серобуромалиновая мораль|серобуромалиновой моралью]], либо [[Плохие эльфы|Бездушные]].


==== [[Музыка]] ====
==== [[Музыка]] ====
* Лирический герой песни «Чёрный маг» группы Эпидемия.
* Лирический герой песни «Чёрный маг» группы [[Эпидемия (группа)]] (по замыслу — лично [[Сага о Копье|Рейстлин Маджере]]).
{{q|pre=1|
{{q|pre=1|
Он не просил, не просил помочь —
Он не просил, не просил помочь —

Версия 18:59, 1 июня 2023

TVTropes.pngTV Tropes
Для англоязычных и желающих ещё глубже ознакомиться с темой в проекте TV Tropes есть статья Magic Is Evil. Вы также можете помочь нашему проекту и перенести ценную информацию оттуда в эту статью.
« Когда ты войдёшь в землю, которую даёт тебе Господь Бог твой, тогда не научись делать мерзости, какие делали народы сии: не должен находиться у тебя проводящий сына своего или дочь свою чрез огонь, прорицатель, гадатель, ворожея, чародей, обаятель, вызывающий духов, волшебник и вопрошающий мёртвых; ибо мерзок пред Господом всякий, делающий это, и за сии-то мерзости Господь Бог твой изгоняет их от лица твоего. »
— Библия о языческих колдовских практиках
« Будешь много колдовать, поломается кровать! »
— Витязь Жихарь, богатырь Многоборья

Жизненная установка многих христиан в реальной жизни и храмовников в фэнтези-сеттингах (в варианте — «религия хорошо, магия плохо»). Это связано с тем, что в Библии магия открытым текстом запрещена («увидишь ворожею — убей!» ©). Кстати, в Библии мага называют не «маг», «колдун» или «чародей», а именно волшебник — «добрые волшебники» появились оттуда, куда Библия не смогла добраться. Но магия тут понимается как призывы к демонам о совершении «чудес». В таком варианте она объективно зла, так как наполняет мир злом и обманом.

Жизненная установка сторонников технологии, которые борются с тем, что непостижимо разумом, например, в сеттингах «технология против магии» (в варианте «религия — так себе, магия — совсем плохо»).

Жизненная установка научных атеистов, у которых термин «магия» означает прежде всего шаманские ритуалы, проводимые от недостатка культуры (в варианте «что религия, что магия — один хрен. Подай-ка мне маузер/наган!»).

Магия — это плохо.

А раз плохо — священный долг, во-первых, не заниматься ею самостоятельно (и не применять «магический подход» к тому, что не является магией, например не молиться о богатстве, рассчитывая «за молитвы» непременно получить его), во-вторых, не давать заниматься ею другим (при необходимости и достаточной власти — репрессировать).

Если магия в вымышленном мире существует, а это сила, с которой надо считаться, то обязательно появятся те, кто будет жестоко убивать осмелившихся практиковать её.

А почему магия — это плохо?

Всё дело в том, что древние не видели магию, как «просто скилл», владеющий которым «просто знает, как» кинуть файербол и уж тем более не как «просто очень-очень продвинутую технологию» в духе знаменитой цитаты Кларка. Согласно древним представлениям о магии, человек сам по себе ничего не может, а чтобы что-то этакое сверхъестественное смочь, ему нужно обращаться за помощью к тем, кто может — то есть, к разнообразным духам. Соответственно, заклинания — обращения к этим самым духам, договоры с ними, просьбы к ним. В авраамических религиях все духи, кроме строго определённых, априори считаются демонами. Следовательно, тот, кто обращается за помощью к демонам — сатанист.

А как же тогда «белая» магия — спросите вы? А это, с точки зрения теологов, ещё хуже. Ибо «белый» маг либо просто маскирующийся «чёрный» (который выгодно выигрывает у «белого» уже хотя бы тем, что не вводит в заблуждение своих клиентов относительно источника своих сил), либо, в лучшем случае — персонаж, который возомнил себе, что может командовать самим Богом и его слугами-ангелами. Деточка, тебе корона не жмёт? Некоторые оккультисты средневековья пытались найти отмазку типа «А что, если мы будем заклинать ангелов именем Бога?». У некоторых (в единичных случаях прокатывало), но в конце концов авторитетное мнение церковников решило, что отмазка не катит. На худой конец, это просто безграмотный человек, искренне считающий Бога обезличенным и глухим к людям автоматом, который влёгкую «зохавает» и обработает любой поступивший к нему запрос, даже такой абсурдный как свечка, поставленная «за упокой» ещё живому человеку. Что, мягко говоря, не только еретично, но и крайне непочтительно.

Наконец, считать таинства церкви (крещение, исповедь, елеопомазание и так далее) «магией» тоже ересь. Просто потому что таковые есть обращение человека к Богу, где результат прямо зависит от помыслов обратившегося и его жизненных обстоятельств, а не от повторенных без ошибки формул и расставленных по линеечке свечей. Что не мешает тем, кто не в ладах с собственной теологией, предаваться тому, что священники называют магизмом (строго молиться такому-то святому, околоцерковные суеверия и т. д.).

Где встречается

Троп в чистом виде

  • Христианские церкви в реальной жизни. Что, впрочем, не мешает им объявлять отдельных магов святыми. Яркий пример — святой Альберт, он же алхимик и чародей Альберт Великий. И да, он не делал из своей оккультной деятельности никакой тайны.
  • Ислам и любая из его конфессий: хоть суннитская, хоть шиитская. Мусульмане крайне отрицательно относятся к любым[1] магическим практикам. Никаких компромиссов не допускалось, даже пророк Муххамед божественных чудес старался не демонстрировать. Ибо любое изменение реальности (а равно, предсказание судьбы) при помощи сверхъестественного — это попытка вмешательства в замысел Творца всего сущего и оскорбление лично Ему. Строго говоря, подобные различия вызваны именно теологическим базисом. В христианстве люди сами творят свою судьбу и наделены свободой воли — в том числе и в том, чтобы жить без Бога и его заповедей (каковой даже в самих строгих толкованиях тянет максимум на гаишника, демонстративно-показательно штрафующего явных лихачей за совсем уж вопиющие нарушения — в назидание, но при этом не собирающийся контролировать каждый их шаг; так что если грешник будет злостно лихачить на жизненном пути и предсказуемо улетит в кювет Ада — то Сам Себе Злобный Буратино). В исламе же Всевышний — в первую очередь, всемогущий господин, который милостив к своим верным слугам, но при этом не терпит непокорности и попыток его обмануть, а судьба человека во многом предрешена свыше.

Литература

  • Да всё тот же Ветхий Завет. Где есть, на минуточку, описания некромансии (в её первоначальном значении общения с мертвыми) — а именно сцена, где колдунья из Аэдора вызывает по просьбе царя Саула накануне решающей битвы дух пророка Самуила. Ничем хорошим данная затея не заканчивается — явившийся из загробного мира Самуил и изрекает «завтра ты и сыны твои будут со мною». И щё бы ви таки думали? «Так и вышло!» ©
  • Истории о докторе Фаусте, в особенности написанная Кристофером Марло. Вся магия подчёркнуто исходит от сатаны. А вот в народной версии легенды сам Фауст знает, как манипулировать стихиями/путешествовать во времени и пространстве/создавать иллюзии/делать гомункулов/прочее, а Мефистофель для него — завхоз, достающий дорогие компоненты для заклинаний.
  • «Буря» Уильяма Шекспира: после того, как Просперо с помощью магии добивается всего, что ему хочется, он отрекается от магии и уничтожает все волшебные предметы. Зачем? Обоснование одно: магия — это плохо. Когда цель достигнута, в магической практике нужно раскаяться. При этом в эпилоге он продолжает переживать за то, что без магии теперь ему достанется.
  • Чернокнижие из Трилогии Бартимеуса. Есть намеки на наличие относительно светлой (наподобие роулингской) магии (не включающей призыв демонов) в прошлом, однако на момент начала повествования она находится в лучшем случае на грани исчезновения вместе со всеми ее носителями. Также существует теория, что действие «Бури» Шекспира и «Трилогии» происходят в одной и той же вселенной.
  • «Манфред» Джорджа Гордона Байрона: в герое поди разберись, а вот магия его — это то, что очевидно плохо.
  • «Крабат» — на колдовской мельнице учат чёрной магии, и автор ясно даёт понять, что это плохая магия (хотя Крабат и его друзья несколько раз используют ее во имя добра, но уж их учитель, колдун-мельник, наотрез отказывается помогать людям). Вместе с тем есть и добрый странствующий волшебник Пумпхут. В финале колдун-мельник гибнет, а все его ученики лишаются магических способностей — такая вот эвкатастрофа.
  • Г. К. Честертон, пьеса «Магия»: главный герой, Фокусник, обладает настоящими магическими силами — он может управлять духами. Но это очень опасно, потому что эти духи — демоны, и, взаимодействуя с ними, Фокусник рискует сам стать злым. Он практически не использует свою магию, а в конце пьесы отказывается от неё навсегда, отсылая демонов обратно в ад.
  • Трилогия Р. Скотта Бэккера Prince of Nothing и продолжения: маги своим колдовством «разрывают ткань бытия», и поэтому все они носят на себе своеобразное клеймо, видимое только магическому же глазу. Каким-то образом кишаурим умудряются этого избегать, но как они это делают — большой-большой секрет. Впрочем, это точка зрения церкви Тысячи Храмов, которая магов ненавидит страшной ненавистью. Когда к власти пришёл Воин-Пророк, все запреты на колдовство были сняты.
  • «Кайтусь-чародей» Януша Корчака: для протагониста магия — это хорошо, но чем дальше по сюжету, тем больше с ним происходит такого, что не оставляет сомнений в противоположном. А всё из-за того что магами в этом мире правит безумный тиран и что бы стать магом-нужно ему на радость творить зло…
  • «Дети против волшебников» — для сотворения магии нужно причинить боль (необязательно физическую) любому живому существу. Соответственно, чем сильнее боль, тем сильнее магия. Если нет возможности, то волшебники не могут использовать магию и обходятся фокусами и иллюзиями. Впрочем, книга сама себе неслабо противоречит в этом вопросе.
  • Макс Фрай, серия про Ехо: инверсия. Джуффин однажды рассказал, что почему-то все известные ему пользователи Истинной магии являются весьма порядочными людьми. Исключение ему попалось ровно одно, в повести «Властелин Морморы», и Джуффин даже не сразу поверил в злобность этого мага.
    • Среди этих порядочных людей — сам Джуффин, до того, как стать главой Госбезопасности работавший лучшим наёмным убийцей в Ехо и сэр Маба Калох, требующий немалую сумму денег за свои консультации….
    • В упомянутой повести четко сказано: занятия Истинной магией лишают людей желания проявлять власть над другими. С Лаздеем(антагонистом) почему-то не сработало...

Видеоигры

  • Игра Nox: есть орден воинов, которые так ненавидят магов, что нападают на каждого встречного волшебника. Можно играть магом и бегать от них, можно играть воином и помогать им в геноциде волшебников.
    • При этом есть волшебники (wizards) и чародеи (sorcerers). Последние тоже колдуны, хоть и другого профиля, но на них воинам почему-то плевать.
      • Все сложнее. После войны с некромантами Хоррендус, лидер воинов, воспринимал архимага Хорвата как конкурента. И противостояние там не меча и магии, а городов Галава и Данмир. Чародеев, живущих в болотах и лесах, почести героев войны мало волновали, вот их никто и не трогает.
  • Darklands — вся магия исходит от демонов и лично сатаны, благо сеттинг — Германия XV века. Есть и хорошие способности мистического толка — молитвы священников и трансмутации алхимиков; но вот именно магия тут — стопроцентное зло и персонажам недоступна.

Настольные игры

Музыка

«

Он не просил, не просил помочь — Он видел свет, он знал ответ. Он не хотел, не хотел, но ночь В его душе оставит след! Ты Чёрный Маг — ты обречён, Такая плата, таков закон!

»
— «Чёрный маг»

Инверсии и субверсии

Штампы

  • Есть фэнтези-произведения с такой схемой: магия — это плохо, но магия — это у наших врагов, а то, что у нас — это не магия! Вместо магии у протагониста могут быть «личные силы», «родовые силы», «древние знания», «открытые тайны» и так далее.

Комплексные франшизы

  • «Звёздные войны»: во времена правления императора Палпатина джедаи, местные маги, были подвергнуты гонениям, а их учение объявлено незаконным и очень, очень плохим. Конечно же Император не афиширует, что сам владеет Силой, а дракон Императора, Дарт Вейдер и орава темных джедаев у него на подтанцовке, тоже использующие Силу, только укрепляет общее мнение о том, что Сила — это плохо. В остальные времена в Далёкой-далёкой мнения «сила — это плохо» придерживаются только криминальные элементы и нечестные политики, да и им, собственно, мешает не сама Сила, а джедаи.
    • Сами джедаи твердо уверены, что Тёмная сторона Силы, которую используют ситхи — это ну невероятно плохо. Небезосновательно, надо сказать.
      • Ситхи, в свою очередь, убеждены, что Ашла — Светлая сторона Силы — провоцирует застой в обществе, ослабляет своих последователей и не даёт форс-юзерам раскрыть свои истинные способности. И не сказать, что совсем не правы.
        • А новый Единый канон говорит о том, что «оба — хуже» и между сторонами Силы нужен баланс.

Литература

  • Легендариум Толкина: у Профессора магия бывает хорошая и плохая.
    • Истари — Майяр, которых называют волшебниками, и к которым относится Гэндальф — по сути материализовавшиеся ангелы (но они тоже могут пасть).
    • Эльфы принадлежат Арде душой и телом, поэтому могут вступать с её стихиями и веществом в особые отношения, которые людям кажутся магией. Но считается это не магией, а умением «находить общий язык» с остальным Творением. А вот именно «чарами» эльфов у Толкина обычно называются (и осуждаются) негативные магические действия некоторых эльфов в Первую Эпоху.
      • Многие с человеческой точки зрения магические способности и действия эльфов (телепатия (осанвэ), создание магических вещей) — с точки зрения самих эльфов являются не магией, а их исходными спсобностями или мастерством (например, создание Сильмариллей).
    • Магия людей.
      • У Толкина все человеческие нуменорские чародеи были потомками эльфов, а именно, первого правителя нуменорцев полуэльфа Элроса, брата Элронда, и только на основании этого творили своё колдовство, заметно слабее эльфийского. Колдовству они обучились тоже от эльфов из Валинора к концу Первой эпохи, их тогда было гораздо больше в землях людей. Упоминаются артефакторика (создание магических мечей), исцеление, умение контролировать палантиры.
      • Многие условно говоря «люди» могут владеть магическими способностями другого происхождения. Например, Беорн мог превращаться в медведя. Не совсем ясно, кто он такой вообще, по него сказано совсем мало. Судя по черновикам, человек, но потомок проснувшихся до самого первого восхода солнца.
    • Магия Моргота и его последователей безусловно плохая — буквально загрязняет и искажает всё, до чего дотрагивается. Земли Саурона со временем превратились в Мордор. Сам же Моргот жил на далёком севере в Ангбанде с исходно крайне неприятными климатическим условиями, ну и его присутствие не сделало край лучше.
    • В Третьей эпохе во «Властелине Колец» человеческая магия была только трёх видов: королевская от неимоверно сильно разбавленной эльфийской крови в жилах у людей вроде Арагорна, магия колец от Саурона у назгулов и темная магия служителей Саурона у персонажей вроде Глашатая Саурона.
  • «Гарри Поттер»: маглы относятся к магии по-разному (под троп подходят те, кого лично ею задело, например Дурсли), а волшебники (нередко читающие Библию) или не знают указанного выше места, или не желают о нём вспоминать, или считают, что оно совсем не про ту магию (они-то ни к каким духам не обращаются!). Дело в том, что волшебство — это наследственная мутация, и если особые способности не проявлять, они сами начинают рваться наружу, что может сделать человека опасным для окружающих, а то и просто неуправляемым психом.
    • В реальной жизни такое тоже бывает — у шаманов или деревенских колдунов.
    • Но есть в «Гарри Поттере» и дьявольская магия, которой пользуется Сами-Знаете-Кто, вроде крестражей, которые калечат его душу и лишают её нормального посмертия. Есть и то, что даже ему хватает ума не трогать, типа неуправляемого адского огня, который сожжёт и вас.
  • «Эрагон»: не сказано, что магия — это плохо, просто магия — это не для всех хорошо. Слишком опасна она для тех, у кого нет в качестве поддержки дракона, магического ордена или эльфийского леса.
  • «Маска чародея» Дарелла Швайцера: в сеттинге есть волшебники (wizard) — чудотворцы именем богов, способные в основном на всякие мелочи вроде дистанционной связи, и чародеи (sorcerer) — они опираются на собственную силу и тем самым вызывают недовольство богов, но зато умеют ходить в загробный мир как к себе домой и творить эпическую магию вроде искривления времени и пространства. Вопрос, который мучает главного героя — можно ли быть чародеем, но при этом оставаться хорошим парнем. Можно, если ты готов регулярно жертвовать собой и страдать за других.
  • Ник Перумов, цикл «Приключения Молли Блэкуотер»: для жителей Королевства магия — это однозначно плохо, а вот для диких «варваров»-Rooskies все далеко не так однозначно.
  • «Земной круг» Джо Аберкромби — магия едоков. Поедание человеческой плоти даёт этим колдунам различные сверхспособности, вплоть до почти полной неуязвимости, но при этом они не могут остановиться если начнут. А если они перестанут это делать, то ослабнут.
  • Роберт Вегнер, цикл «Сказания Меекханского Пограничья»: шаманская магия местных не орков ахеров. Для обряда инициации они бросают вызов демонам. Для этого, молодой шаман протыкает себе кожу в нескольких местах, протягивает сквозь рану ремни, к каждому из которых привязан камень, в котором заключён злой дух. После чего, он начинает танец, в процессе которого ремни с камнями рвут его тело. Продолжается это до тех, пока последний камень не отпадёт. Если шаман выдерживает — демоны становятся его слугами. Если перестает танцевать — они пожирают его тело и душу. У людских магов такое под строжайшим запретом, ибо после религиозных войн, было четко регламентировано, какая магия является безопасной и какой можно пользоваться.

Мультфильмы

  • В советских мультфильмах встречается противостояние магии (как пережитка) и науки. Т. е. в достаточно мягкой форме магия против науки. При этом наука побеждает. Хотя и магия тут не очень-то и плохая.
    • «Мурзилка и великан» (1960 г.). Мурзилка рассказывает великану (а заодно и зрителям) о достижениях науки и техники, показывая, что они превзошли волшебные сказочные аналоги. В какой-то степени выглядит слишком плакатно, особенно по сравнению первыми двумя мультфильмами про Мурзилку.
    • «Новогодняя ночь» (1948 г.). Аналогично, только действующие лица — прогрессивный Дед Мороз и «отсталый» Леший.
    • «Ивашка из Дворца пионеров» (1981 г.). Один из самых интересных примеров.
    • В некотором роде и «Ключ» (1960 г.). Только там говорится, что счастья можно добиться честным трудом (и не без научных знания), а не волшебством.

Мультсериалы

  • «Чёрный Плащ»: для нормальной, неплохой магии надо много учиться, тренироваться, проводить всяческие расчёты… Но если завхоз школы магии, подозрительно похожий на стереотипного демона, скажет вам, что всё врут, и в чулане хранится книга, в которой написано, что колдовать просто, надо лишь «сложить руки вот так», то лучше не слушайте его.
  • Wunschpunsch - скорее зигзаг, так-то главзлодеи-колдуны - отрицательные персонажи... Но откуда черепаха Ноя знает, как нужно снимать заклятья? Светлая волшебница, превратившаяся в рептилию?

Видеоигры

  • Dragon Age: именно маги прорывают завесу в Тень, из которой приходят демоны и превращают магов (в основном) и прочих в одержимых, и именно они (маги) стали первыми Порождениями Тьмы. Поэтому андрастианская Церковь традиционно считает магию опасной. В круге магов храмовники постоянно следят за ними и контролируют, и даже первый чародей обязан подчиняться их требованиям. Сбежавших магов выслеживают с помощью их крови. В то же время немало людей считают, что магия — это всего лишь инструмент, который может быть использован как в добро, так и в зло, и в магии как таковой нет ничего дурного. А в империи Тевинтер магия и вовсе необходимая вещь, без которой ты всё равно, что неполноценный.
    • Соль шутки в том, что всё это - наследие восстания рабов против магократии Тевинтера. А восстали рабы под предводительством... варварши-магички Андрасте, каковую и объявили "невестой Создателя" (о том, насколько сама Андрасте с этим соглашалась, фанаты будут спорить, пока не погаснет Солнце).
    • Дополнительные очки за то, что приёмы храмовников базируются ровно на том же лириуме, что и магия магов. И вообще подозрительно напоминают особую узкоспециализированную ветвь магии (включая магию крови, как же без неё? В сеттинге магией крови не занимаются разве что маги Кругов).
  • В игре The Lord of the Rings: War in the North герои встречают в последней крепости толпы одичавших психов, которые нападают на всех и каждого. Оказывается, это люди, которые пытались учиться магии и не справились с ней. Тех, которые «справились», в игре всего двое или трое. Мораль «магия — это плохо» налицо. Впрочем, Гэндальф там участвует, хотя и не колдует (даже «волшебником» ни разу не назван!), а то, что творит Андриэль, — на вид чистая магия, но не обижайте эльфийку — «древнее знание» и ничто иное!
    • Такой же подход в игровой серии The Lord of the Rings Online.
  • Fire Emblem Awakening — одним из побочных эффектов становления плэгианским тёмным магом является безумие. Наглядно показано на двух игровых персонажах. Волшебница Тарья ярко выраженная яндере. Маг Генри с улыбкой на лице говорит о смерти и пытках, а также мечтает умереть самой болезненной и ужасной смертью, чем пугает даже Тарью.
  • Tales of Maj'Eyal — разных паранормалов в игровой вселенной много, но конкретно магов крепко не любят, причем за дело: из-за их войн в прошлом произошел Колдовской Пожар (Spellblaze), глобальная катастрофа, причинившая неисчислимые беды. По этой причине на них обозлилась сама Природа и теперь оказывает свою поддержку любому, кто борется с магией. Существует даже орден Зигурантов (Ziguranth), занимающийся охотой на колдунов и защищающий от них простых обывателей. Игрок, не связанный по классу или расе с тайной магией (Arcane), может примкнуть к ним и, пройдя специальное обучение, получить мощные антимагические способности, взамен утратив возможность пользоваться волшебными предметами; персонажей с магическим классом или навыками Зигуранты при встрече без разговоров бьют по башке.
    • С другой стороны, существует тайный город колдунов Анголвен, чьи обитатели стараются приносить людям пользу, а Зигуранты в своей деятельности не видят разницы между злобным некромантом и добрым Паладином Солнца. Магия - зло, и точка. При этом, однако, нельзя назвать их тупыми храмовниками - в игре можно найти записки человека, которого от линчевания по облыжному обвинению в колдовстве спасло только экспертное заключение Зигуранта. Так что не все так просто ни с теми, ни с другими.

Настольные игры

  • Warhammer 40000: местная магия (псайкерство) является весьма опасной игрушкой (ибо как и в Dragon Age, прорывает барьер между обычным миром и Имматериумом, а в Имматериуме водится такооое… И лучше с тем, что там водится, не встречаться, во всяком случае, не имея за спиной роты гвардейцев с тяжёлым вооружением и, по возможности, пары танков). И вполне закономерно псайкерство официально считается злом, церковь Императора (экклезиархия) её всячески порицает… Что никак не мешает официальным имперским структурам активно использовать санкционированных псайкеров (собственно, псайкеры-астропаты — единственный способ быстрой межзвездной связи, существующий у Человечества), а экклезиархии — объявлять отдельных псайкеров святыми. Санкционирование — это такой растянутый во времени и проходящий не где-то там, а на Терре, процесс, в ходе которого тех псайкеров, у кого соотношение «сила/способность её контролировать» чересчур уж высокое, отправляют на Астрономикон в роли керосина, а оставшимся промывают мозги садистскими методами, чтобы удостовериться, что те точно вообще никогда не посмеют ни на йоту отступить от инструкций по безопасному обращению с варп-силами. Помогает не всегда: Эйзенхорн, например, посмел.
    • Есть и гораздо более опасная разновидность магии: собственно магия или колдовство. Если написать в Администратум явку с повинной о пси-способностях, то тебя «всего лишь» отправят на Чёрный Корабль Инквизиции с последующим прохождением процесса, описанного выше. А вот сказать официальному имперскому лицу: «я — колдун» — примерно то же самое, что и попросить: «сожгите меня, пожалуйста, и не вздумайте жалеть прометия». Всё дело в том, что колдуны пользуются не своей силой, а заключают сделки с демонами Варпа со вполне предсказуемыми последствиями.
  • Warhammer Fantasy Battles — примерно то же, что в «сороковнике». Любая магия берёт начало в Хаосе. Но если маг со светлой стороны может держать её под контролем, то всё ок.
  • World of Darkness: самые злостные противники и развенчатели магии — это Технократы. Можно понять, магия неуправляема, она пропускает в мир смертных демонов и призраков внепространственные объекты и агрессивных чужих, это уж не говоря про нефанди. Другое дело, что сторонники научного метода и технологического прогресса тоже… маги. Просто их фетиши и фокусы направлены на создание единой всечеловеческой конвенциональной магической парадигмы, которой и стала наука. Нужно ли говорить, что каждый технократ в совершенстве освоил двоемыслие?

Реальная жизнь

  • Оккультисты псевдонаучного толка. Их основная идея — «магия — это плохо, но у нас не магия, у нас наука — экстрасенсорика/эниология/саентология/космопсихобиология/ещёодноназваниекотороемытолькочтопридумали!» На самом деле, от магических салонов их «научные центры» отличаются одним лишь лексиконом, а в мистических журналах реклама того и другого рядом стоит.
    • Адепты Каббалы тоже выдают её исключительно за науку. Как и адепты астрологии.

Аверсии и деконструкции

  • Игра «Аллоды: Печать Тайны»: местные храмовники сражаются за уничтожение любой магии, не веря в то, что магия — основа существования Аллодов. Их победа на одном из Аллодов означает уничтожение Аллода, поэтому необходимо играть против них и вырезать всех до единого. На самом деле, маги в Аллодах действительно несут вину за частичное разрушение мира, так что у этих ребят есть некие основания магов ненавидеть (хотя официальная версия разрушение мира иная).

Примечания

  1. Да, даже гадание на суженого-ряженого — это страшный харам. Ибо является одновременно и магической практикой, и языческим обрядом.