Меч в камне (мультфильм)
Меч в камне (The Sword in the Stone) — восемнадцатый полнометражный мультфильм студии Disney, снятый в 1963 году по довольно близким мотивам одноименного романа, открывающего цикл Теренса Хэнбери Уайта «Король Былого и Грядущего».
Действующие лица[править]
- Клоп (англ. Wart — «бородавка», прозван так за то, что маленький и щуплый) — тот самый будущий король Артур, а пока что мальчик лет двенадцати, блондин, паж в замке сэра Эктора, мечтающий стать рыцарем (а какой нормальный мальчишка не мечтает?) и не знающий своих родителей. Хороший парень, послушный и усердный, иногда даже слишком, но по ходу пьесы под благотворным влиянием Мерлина вырабатывает кое-какую самостоятельность. Друг животных, в частности, охотничьих собак сэра Эктора, которые при каждом появлении норовят облизать Клопа с головы до ног.
- Мерлин — архетипический добрый волшебник с бородой и в очках. Называет себя самым могущественным волшебником в мире — и это, по всей вероятности, правда: как минимум, Мерлин умеет превращать себя и других в животных, становиться невидимым, летать, а его саквояж внутри больше, чем снаружи. Перемещается по временной оси, как, куда и когда хочет, в силу чего хранит дома целую кучу артефактов будущего: фарфоровый сервиз, глобус, действующие модели паровоза и моноплана, полноразмерный орнитоптер Леонардо да Винчи и многое другое. Те Средние века, в которые ему приходится жить, отчаянно костерит за отсутствие водопровода, электричества, телевидения с прессой и других удобств, однако переезжать из них не планирует, ибо знает, что должен ещё сыграть роль ментора для Клопа.
- Архимед — «высоко образованная сова», фамильяр Мерлина. Разумен, говорящ, брюзглив и недоверчив, однако за тех, к кому успел привязаться, встаёт горой, не жалея жизни. Боится угрозы хозяина превратить его в человека.
- Сэр Эктор — родственник Клопа, пожилой рыцарь у которого мальчик состоит в пажах. Внешне и по характеру — форменный предтеча дяди Вернона: рослый, мускулистый, поперёк себя шире и с могучими рыжими усищами; козёл и жлоб, но не злодей и искренне заботится о Клопе (как сам это понимает). И когда Клоп вынимает меч из камня, Эктор без раздумий преклоняет колено перед новым королём. Мальчик, впрочем, зла не держит.
- Кей — сын Эктора, ражий детина лет двадцати. Готовится стать рыцарем, ради чего каждое утро делает зарядку; в силу того, что к физической силе и крепости тела у Кея не прилагается ни ловкости, ни интеллекта, получается смешно, и даже поколотить заведомо более слабого Клопа Кей не может, хотя и регулярно пытается. С самостоятельностью у Кея тоже большие проблемы — даже посвященного в рыцари, отец вынужден воспитывать его подзатыльниками. Однако кто знает оригинал, тот в курсе, что сэр Кей таки фигурирует среди рыцарей Круглого стола — значит, обалдуй таки вырос и поумнел, а Артур — понял и простил.
- Сэр Пеллинор — товарищ Эктора, сухопарый носатый рыцарь. Тоже носит солидные усы, но уже седые. Периодически ездит в Лондон и привозит оттуда новости — в частности, о том, что грядёт большой турнир, победитель которого станет королём.
- Волк — ледащий хищник из леса, окружающего избушку Мерлина. Несколько раз пытался слопать Клопа, сначала в человеческом облике, потом в беличьем, но неизменно получал по сусалам.
- Мадам Мим — лесная ведьма, злая бабка и второстепенная злодейка. Живёт в домике на зловещем болоте в постоянных раздумьях, что бы такого сделать плохого, боится солнечного света. Талантливая метаморфиня, способная менять размеры и превращаться в любое животное, вплоть до дракона, а также в стройную девицу модельной внешности, однако обычно живёт в облике низенькой пухлой карги. Поймала Клопа, обращённого в птицу (возможно, коршун, загнавший мальчика в избушку мадам Мим, тоже служит ей), и хотела сожрать, но вмешался Мерлин, победивший ведьму на дуэли метаморфов.
Сюжет[править]
Добрый король Англии (надо понимать, Утер Пендрагон) умирает, и рыцари устраивают кровопролитную междоусобицу за трон. Тогда свыше является чудо: каменная чаша с торчащим мечом, надпись на котором гласит, что извлёкший его станет новым королём. Многие пытаются, но меч не поддаётся никому, и со временем о нём забывают.
Однажды Мерлин предугадывает, что к нему на чай придёт 12-летний мальчик. Им оказывается Клоп, который побежал в лес искать стрелу, упущенную на охоте Кеем, и, упав с дерева, попал непосредственно в приготовленное Мерлином кресло. Сам Клоп мечтает стать оруженосцем Кея, который готовится к рыцарскому турниру за корону Англии, и пока не помышляет о том образовании, которое планирует ему дать Мерлин. Маг перебирается в замок сэра Эктора вместе с мальчиком, по пути мимоходом надурив голодного волка; пожилой рыцарь сначала высказывает ему законное «вы кто такой? Я вас не звал!», но Мерлин демонстрирует силу своих чар, и припугнутый Эктор отводит ему полуразрушенную башню на отшибе (в прошлом, видимо, дозорную). Мерлин берёт Клопа в ученики.
Первый урок — превращение в рыбу. Под водой Мерлин читает мальчику лекцию (в форме песни, это же Дисней!); на них нападает огромная щука, и маг, то ли забыв с перепугу заклинание обратной трансформации, то ли хитро сделав такой вид, понуждает Клопа действовать самостоятельно. Тот действительно спасается сам с небольшой помощью Архимеда.
Второй урок — превращение в белку. Мерлин рассказывает Клопу о физике, гравитации и контроле своих действий, но вмешивается белочка-самочка, которая не знает, что Клоп на самом деле человек, и начинает заигрывать с ним. Волшебник снова предоставляет парню выпутываться самому — это представляет тем большую трудность, что белочка спасает Клопа от волка, снова вышедшего на него поохотиться, и рассчитывает на взаимность хотя бы поэтому, а Мерлина самого домогается пухлая зрелая белка. Когда учитель и ученик принимают настоящий облик, белочка-девочка провожает их в слезах. В замке же тем временем творится кавардак: кухонные щётки и губки, которым Мерлин повелел вымыть посуду вместо Клопа, вымыли заодно и Эктора с Кеем, попытавшихся их остановить. Опасаясь трогать Мерлина, Эктор обращает весь гнев на Клопа и снимает его с должности оруженосца Кея. Впрочем, это высвобождает мальчику время, чтобы выучиться читать и писать.
Третий урок — превращение в птицу. Тут у Мерлина перехватывает инициативу Архимед с мотивацией, что «в конце концов, я здесь птица!», и учит Клопа летать и использовать воздушные потоки. Парочку замечает коршун и загоняет мальчика в лачугу мадам Мим. Та, поигравшись с добычей, рассчитывает её сожрать, но врывается предупреждённый Архимедом Мерлин и вызывает колдунью на дуэль. Та старательно мухлюет («Условие было: никаких драконов!» — «Никаких РОЗОВЫХ драконов, я сказала!», и верно, дракон, в которого она превратилась, другого цвета), но Мерлин переигрывает её, превратившись в возбудителей инфекционных болезней и заразив мадам Мим, чем приводит её в небоеспособное состояние.
В канун Рождества Кея посвящают в рыцари, но выясняется, что его оруженосец Хоббс заболел, и на эту должность возвращают Клопа. Мерлин ворчит, что все его труды пошли насмарку, и на реактивной тяге улетает на Бермудские острова, предоставив Клопу с Архимедом жить по своему разумению.
На турнире в Лондоне выясняется, что Клоп забыл меч Кея на постоялом дворе. Вернувшись туда, Клоп оказывается перед запертыми воротами (все ушли на турнир), в панике ищет хоть что-то на замену — и замечает на церковном дворе воткнутый в камень меч, который забирает и приносит Кею. Увидев надпись, все забывают про турнир и толпой валят к камню, где Эктор возвращает меч на место и предлагает Клопу повторить чудо. Кей, оттеснив его, заявляет, что раз меч уже извлекали, теперь это может сделать любой, и пытается сделать это, а за ним и другие рыцари, но не тут-то было. Однако Артур (только здесь Эктор впервые называет его по имени) вновь вынимает меч из камня, и его провозглашают королём. Помыкавшись на троне в горностаевой мантии и со злополучным мечом, мальчик безуспешно пытается сбежать, в отчаянии зовёт Мерлина — и тот мгновенно появляется, словно нарочно этого ждал, и говорит, что если Артур не знает, как быть королём, он ему с удовольствием поможет. Хэппи-энд.
Тропы и штампы[править]
- Микротрещины в канве — каноничный Артур, вообще-то, родной сын Утера. Если и здесь также, то спрашивается вопрос: где он был, что нельзя было сразу предъявить Англии живого и законного наследника?