Редактирование: Неудобных точек зрения нет
Перейти к навигации
Перейти к поиску
Внимание: Вы не вошли в систему. Ваш IP-адрес будет общедоступен, если вы запишете какие-либо изменения. Если вы войдёте или создадите учётную запись, её имя будет использоваться вместо IP-адреса, наряду с другими преимуществами.
Правка может быть отменена. Пожалуйста, просмотрите сравнение версий ниже, чтобы убедиться, что это нужная вам правка, и запишите страницу ниже, чтобы отменить правку.
Текущая версия | Ваш текст | ||
Строка 17: | Строка 17: | ||
* [[Братья Стругацкие]]: | * [[Братья Стругацкие]]: | ||
** В [[Мир Полудня|Мире Полудня]] — [[сарказм|дефицит]] [[антигерой|антигероев]]. «Героичные антигерои» попадаются (например, Атос Сидоров), и показаны довольно сочувственно. А вот с «НЕгероичными антигероями», «маленькими людьми» — напряжёнка. Не любили Стругацкие обывателей как явление. Поэтому на весь цикл — ни одного хотя бы «условно положительного» обывателя-землянина. Мало и отрицательных, но зато каковы! | ** В [[Мир Полудня|Мире Полудня]] — [[сарказм|дефицит]] [[антигерой|антигероев]]. «Героичные антигерои» попадаются (например, Атос Сидоров), и показаны довольно сочувственно. А вот с «НЕгероичными антигероями», «маленькими людьми» — напряжёнка. Не любили Стругацкие обывателей как явление. Поэтому на весь цикл — ни одного хотя бы «условно положительного» обывателя-землянина. Мало и отрицательных, но зато каковы! | ||
*** «Стажёры»: Маша Дауге, урождённая Юрковская, ни к каким высотам особо не стремится, а просто хочет хорошо жить | *** «Стажёры»: Маша Дауге, урождённая Юрковская, ни к каким высотам особо не стремится, а просто хочет хорошо жить. И показана сия дама довольно противной. Также осуждаются рабочие Бамберги (стремиться к высоким доходам любой ценой нехорошо!). | ||
*** Впрочем, в тех же «Стажёрах» есть едва ли не единственный антипример: в ответ на речь Юры в осуждение обывателей Жилин говорит о том, что именно «так называемые маленькие люди… в основном и держат на своих плечах дворец мысли и духа. С девяти до пятнадцати держат, а потом едут по грибы…». Впрочем, даже ему «хочется, чтобы каждый и держал и строил», и он мечтает о тех временах, когда так и будет. | *** Впрочем, в тех же «Стажёрах» есть едва ли не единственный антипример: в ответ на речь Юры в осуждение обывателей Жилин говорит о том, что именно «так называемые маленькие люди… в основном и держат на своих плечах дворец мысли и духа. С девяти до пятнадцати держат, а потом едут по грибы…». Впрочем, даже ему «хочется, чтобы каждый и держал и строил», и он мечтает о тех временах, когда так и будет. | ||
*** И там же рабочие с астероида Бамберга, которые ради высоких заработков злостно нарушают технику безопасности и возвращаются на Землю богатыми… и смертельно больными, возмущены, что какой-то там Генеральный Инспектор пытаются ограничить срок их пребывания. «- Разве можно не давать рабочим заработать? А вы, коммунисты, еще хвастаете, что вы за рабочих. — Коммунисты за рабочих, а не за хозяйчиков». | *** И там же рабочие с астероида Бамберга, которые ради высоких заработков злостно нарушают технику безопасности и возвращаются на Землю богатыми… и смертельно больными, возмущены, что какой-то там Генеральный Инспектор пытаются ограничить срок их пребывания. «- Разве можно не давать рабочим заработать? А вы, коммунисты, еще хвастаете, что вы за рабочих. — Коммунисты за рабочих, а не за хозяйчиков». | ||
Строка 24: | Строка 24: | ||
*** А в отношении «чёрно-белой картины мира» — как раз [[аверсия]]: и земные коммунары-наблюдатели не вполне эффективны и не во всём правы (именно из-за них так и не ликвидировали, когда было нужно, дона Рэбу), и жители Цуринаку (в том числе Арканара) показаны достаточно сложными. | *** А в отношении «чёрно-белой картины мира» — как раз [[аверсия]]: и земные коммунары-наблюдатели не вполне эффективны и не во всём правы (именно из-за них так и не ликвидировали, когда было нужно, дона Рэбу), и жители Цуринаку (в том числе Арканара) показаны достаточно сложными. | ||
** «Парень из преисподней»: [[Протагонист-злодей|протагонист]]-[[Антизлодей|(анти)злодей]], житель планеты, где продолжается эпоха тоталитаризмов и массовых войн, выступает с позиции «[[Война - это круто|Войны — круто]], война за устье Тары — [[святая война]], Алайский Герцог — [[Хороший парень|классный парень]] и [[отец нации]], всех, кто попал под руку — [[Военный социопат|мочить]]!». Ему противостоит [[героический антагонист]]-[[прогрессор]] с позицией «[[Война — это кошмар]], война за устье Тары [[Бессмысленная война|бессмысленная]], Алайский Герцог — [[полное чудовище]] и [[генерал Потрошиллинг]] во власти, в Герцогстве и Империи надо насильственно сменить режим, чтобы этот ужас прекратился». Здесь явно не хватает аборигена Гиганды, который считал бы, что «[[Война — это кошмар]], но, всё же, война за устье Тары — [[святая война]], Герцог — чудовище, но как раз чудовище во власти [[Злодей по должности|нам и нужно]], чтобы выиграть войну, а ваш дурацкий Полдень — [[утопия]], которой у нас быть не может, и не смейте вмешиваться в наши дела — сделаете только хуже!». | ** «Парень из преисподней»: [[Протагонист-злодей|протагонист]]-[[Антизлодей|(анти)злодей]], житель планеты, где продолжается эпоха тоталитаризмов и массовых войн, выступает с позиции «[[Война - это круто|Войны — круто]], война за устье Тары — [[святая война]], Алайский Герцог — [[Хороший парень|классный парень]] и [[отец нации]], всех, кто попал под руку — [[Военный социопат|мочить]]!». Ему противостоит [[героический антагонист]]-[[прогрессор]] с позицией «[[Война — это кошмар]], война за устье Тары [[Бессмысленная война|бессмысленная]], Алайский Герцог — [[полное чудовище]] и [[генерал Потрошиллинг]] во власти, в Герцогстве и Империи надо насильственно сменить режим, чтобы этот ужас прекратился». Здесь явно не хватает аборигена Гиганды, который считал бы, что «[[Война — это кошмар]], но, всё же, война за устье Тары — [[святая война]], Герцог — чудовище, но как раз чудовище во власти [[Злодей по должности|нам и нужно]], чтобы выиграть войну, а ваш дурацкий Полдень — [[утопия]], которой у нас быть не может, и не смейте вмешиваться в наши дела — сделаете только хуже!». | ||
** Вне цикла о Полудне: «[[Понедельник начинается в субботу]]». Маги-учёные делятся на трудоголиков, которые вместо того, чтобы встречать Новый Год с друзьями/семьёй, в новогоднюю ночь идут в лабораторию, чтобы ещё поработать, и паразитов, которые, пользуясь предоставляемыми Институтом свободами и возможностями, поглощают ресурсы и не делают вообще ничего полезного, да ещё и мешают работать другим. Сотрудники НИИЧАВО, занятые построением светлого будущего в отдельных квартирах и приусадебных участках, получают от Института метку — | ** Вне цикла о Полудне: «[[Понедельник начинается в субботу]]». Маги-учёные делятся на трудоголиков, которые вместо того, чтобы встречать Новый Год с друзьями/семьёй, в новогоднюю ночь идут в лабораторию, чтобы ещё поработать, и паразитов, которые, пользуясь предоставляемыми Институтом свободами и возможностями, поглощают ресурсы и не делают вообще ничего полезного, да ещё и мешают работать другим. Сотрудники НИИЧАВО, занятые построением светлого будущего в отдельных квартирах и приусадебных участках, получают от Института метку — за ушами вырастает шерсть (если верить словам Привалова, под конец они деградируют до обезьянолюдей). Вариант «честно работать и двигать науку в рабочее время, но при этом не забывать, что в жизни есть и много ещё чего кроме работы» отсутствует. | ||
*** Стоит отметить, что невозможность промежуточной точки зрения является, как подчёркнуто самими авторами, внутримировой реалией, физическим законом. В НИИЧАВО так же невозможно быть «наполовину эгоистом», как во вселенной [[Warhammer 40 000]] — наполовину хаоситом<ref>Инквизиторам-радикалам и Легиону проклятых это худо-бедно удается.</ref>. Стоит лишь немного допустить к себе в череп эгоистичные (то есть любые не относящиеся к работе в Институте) мысли — как они очень скоро захватывают весь мозг (шерсть на ушах — лишь видимый признак идущего где-то в голове процесса). [[Фантастическая басня|Кто и зачем]] наложил на Институт такую магию, превратившую все посторонние интересы в наркотики-паразиты — это уже [[Деконструкция|другой вопрос]]. | *** Стоит отметить, что невозможность промежуточной точки зрения является, как подчёркнуто самими авторами, внутримировой реалией, физическим законом. В НИИЧАВО так же невозможно быть «наполовину эгоистом», как во вселенной [[Warhammer 40 000]] — наполовину хаоситом<ref>Инквизиторам-радикалам и Легиону проклятых это худо-бедно удается.</ref>. Стоит лишь немного допустить к себе в череп эгоистичные (то есть любые не относящиеся к работе в Институте) мысли — как они очень скоро захватывают весь мозг (шерсть на ушах — лишь видимый признак идущего где-то в голове процесса). [[Фантастическая басня|Кто и зачем]] наложил на Институт такую магию, превратившую все посторонние интересы в наркотики-паразиты — это уже [[Деконструкция|другой вопрос]]. | ||
*** Интересна фигура Магнуса Редькина. Достиг степени всего лишь бакалавра, занимается почти что выбегалловщиной: бесконечно улучшает портки/кюлоты/штаны/брюки-невидимки имени себя; толстый, озабоченный и разобиженный. Особенно обижается на намёк Романа на меркантильность (таковая косвенно подтверждается в сцене с третьим кадавром). Видимо, в глазах авторов малоценность работы компенсируется настойчивостью: Редькина всё же нельзя считать отрицательным героем. | *** Интересна фигура Магнуса Редькина. Достиг степени всего лишь бакалавра, занимается почти что выбегалловщиной: бесконечно улучшает портки/кюлоты/штаны/брюки-невидимки имени себя; толстый, озабоченный и разобиженный. Особенно обижается на намёк Романа на меркантильность (таковая косвенно подтверждается в сцене с третьим кадавром). Видимо, в глазах авторов малоценность работы компенсируется настойчивостью: Редькина всё же нельзя считать отрицательным героем. | ||
Строка 77: | Строка 77: | ||
* '''Дж. Р. Р. Толкин''', друг Льюиса. И по многим (не по всем!) пунктам — его единомышленник. Стойкий, последовательный католик Толкин всю жизнь был ярым '''анти'''имморталистом в применении именно к смертным расам, в том числе к людям. Он отказывался согласиться, что «любая смерть — это плохо» и что «люди вправе массово стремиться к телесному бессмертию в Смертных Землях». (См. также Библию.) В книгах Толкина бессмертия жаждут [[мраккультист|слуги Мрака]] (получающие из рук [[Дьявол|Мелькора]] и [[Темный властелин|Саурона]] долгую разве-это-жизнь вкупе с громкими посулами «[[Наглая ложь|Освобожу]] людей от навязанных [[Единый Бог|Илуватаром]] оков смертности!»). Но только ли в этой фракции у Толкина имморталисты?.. В том-то и дело, что нет. В Арде были также [[люди-плюс|смертные нуменорцы Второй Эпохи]]<ref>Долгоживущие и навороченные.</ref>, ''воевавшие против Мрака, но притом также жаждавшие бессмертия''.<ref>Причём начали они это за много поколений до «маньяка-имморталиста» Ар-Фаразона. Который, победив и взяв в плен Саурона ({{spoiler|намеренно поддавшегося?}}), затем попытался-таки использовать тёмный культ в своих целях… на чём и погорел.</ref> Да, [[Слово Божие|Толкин подчёркивает]], что этим своим стремлением «победить смерть» нуменорцы лили воду на мельницу всё того же Мрака, которому вроде бы противостояли… Но факт остаётся фактом: позицию всех своих имморталистов автор осудил, но не всех их он буквально записал в войско Зла. | * '''Дж. Р. Р. Толкин''', друг Льюиса. И по многим (не по всем!) пунктам — его единомышленник. Стойкий, последовательный католик Толкин всю жизнь был ярым '''анти'''имморталистом в применении именно к смертным расам, в том числе к людям. Он отказывался согласиться, что «любая смерть — это плохо» и что «люди вправе массово стремиться к телесному бессмертию в Смертных Землях». (См. также Библию.) В книгах Толкина бессмертия жаждут [[мраккультист|слуги Мрака]] (получающие из рук [[Дьявол|Мелькора]] и [[Темный властелин|Саурона]] долгую разве-это-жизнь вкупе с громкими посулами «[[Наглая ложь|Освобожу]] людей от навязанных [[Единый Бог|Илуватаром]] оков смертности!»). Но только ли в этой фракции у Толкина имморталисты?.. В том-то и дело, что нет. В Арде были также [[люди-плюс|смертные нуменорцы Второй Эпохи]]<ref>Долгоживущие и навороченные.</ref>, ''воевавшие против Мрака, но притом также жаждавшие бессмертия''.<ref>Причём начали они это за много поколений до «маньяка-имморталиста» Ар-Фаразона. Который, победив и взяв в плен Саурона ({{spoiler|намеренно поддавшегося?}}), затем попытался-таки использовать тёмный культ в своих целях… на чём и погорел.</ref> Да, [[Слово Божие|Толкин подчёркивает]], что этим своим стремлением «победить смерть» нуменорцы лили воду на мельницу всё того же Мрака, которому вроде бы противостояли… Но факт остаётся фактом: позицию всех своих имморталистов автор осудил, но не всех их он буквально записал в войско Зла. | ||
** Более того: эта же тема проходит красной нитью и через [[LotR|события последующих эпох Арды]]. Нуменорцы Второй Эпохи<ref>Кратко о толкиновской хронологии: Первая Эпоха — это события «Сильмариллиона», Вторая — события одного из его эпилогов («Акаллабет»). Действие «Хоббита» и «Властелина Колец» происходит в конце Третьей Эпохи.</ref> потерпели крах — именно на почве того, что «потянулись к бессмертию». | ** Более того: эта же тема проходит красной нитью и через [[LotR|события последующих эпох Арды]]. Нуменорцы Второй Эпохи<ref>Кратко о толкиновской хронологии: Первая Эпоха — это события «Сильмариллиона», Вторая — события одного из его эпилогов («Акаллабет»). Действие «Хоббита» и «Властелина Колец» происходит в конце Третьей Эпохи.</ref> потерпели крах — именно на почве того, что «потянулись к бессмертию». | ||
** По | ** По лоре, потомок этих изгнанников по имени Арагорн, реставрировавший в Гондоре королевскую власть (см. ВК), благ в частности именно потому, что не хочет бессмертия ни для себя, ни для людских масс. А не жаловавший Арагорна [[пожизненный регент|регент-местоблюститель]] Денетор неправ в частности именно потому, что готов бороться против Саурона [[цель оправдывает средства|хотя бы и]] сауроновым [[Роковой артефакт|Злым артефактом]]. Среди прочих отравленных даров — этот артефакт вручал носителю и продление жизни (страшной ценой). В каноне упоминается, что Денетора — человека весьма пожилого и начавшего уже терять силы — огорчала неизбежность его скорой смерти, так что он был бы совсем не прочь задержаться на этом свете подольше. | ||
** Соль в том, что и Денетор, и канувшие в прошлое короли-имморталисты (неразумные предки благого и богопослушного Арагорна) — ''формально представители «Светлого» лагеря''. Толкин подаёт их как не во всём правых деятелей, но всё же эти персонажи — военные и идейные противники мраккультистов, а не «одно с ними». Таким образом, «Светлая» фракция у Толкина не монолитна в идейном отношении, и в прошлом её внутренние разногласия были ещё заметнее. | ** Соль в том, что и Денетор, и канувшие в прошлое короли-имморталисты (неразумные предки благого и богопослушного Арагорна) — ''формально представители «Светлого» лагеря''. Толкин подаёт их как не во всём правых деятелей, но всё же эти персонажи — военные и идейные противники мраккультистов, а не «одно с ними». Таким образом, «Светлая» фракция у Толкина не монолитна в идейном отношении, и в прошлом её внутренние разногласия были ещё заметнее. | ||
** Тем не менее, Толкин отказывает таким персонажам в праве на адекватность в своём мире: все его имморталисты, даже из благого лагеря, болезненно горды, немудры, неосторожны, плохо контролируют себя и крайне неразборчивы в средствах. | ** Тем не менее, Толкин отказывает таким персонажам в праве на адекватность в своём мире: все его имморталисты, даже из благого лагеря, болезненно горды, немудры, неосторожны, плохо контролируют себя и крайне неразборчивы в средствах. |