Не шахматы: различия между версиями

Материал из Posmotreli
Перейти к навигации Перейти к поиску
Строка 16: Строка 16:
==== Русскоязычная фантастика ====
==== Русскоязычная фантастика ====
* [[Братья Стругацкие]], [[Мир Полудня]] — существуют шахматы бОльших размерностей, чем обычные на плоской доске.
* [[Братья Стругацкие]], [[Мир Полудня]] — существуют шахматы бОльших размерностей, чем обычные на плоской доске.
** «Полдень, XXII век» (новелла «Почти такие же») — студенты играют в четырехмерные шахматы: {{q|pre=1|
** «Полдень, XXII век» (новелла «Почти такие же») — студенты играют в четырехмерные шахматы: {{q|pre=1|
Эту высокоинтеллектуальную игру, в которой доска и фигуры имели четыре пространственных измерения и существовали только в воображении игроков, принес несколько лет назад в школу Жилин, тот самый, который работал сейчас бортинженером на трансмарсианском рейсовике „Тахмасиб“.
Эту высокоинтеллектуальную игру, в которой доска и фигуры имели четыре пространственных измерения и существовали только в воображении игроков, принес несколько лет назад в школу Жилин, тот самый, который работал сейчас бортинженером на трансмарсианском рейсовике „Тахмасиб“.
— Надо было ходить пешкой на е-один-дельта-аш…
— Надо было ходить пешкой на е-один-дельта-аш…
Строка 27: Строка 27:
* [[Вэйская Империя]]: «Сто полей» — название первой книги цикла, игры и главного зала во дворце Императора.
* [[Вэйская Империя]]: «Сто полей» — название первой книги цикла, игры и главного зала во дворце Императора.
* Александр Рудазов:
* Александр Рудазов:
** «[[Архимаг (серия книг)|Рыцари Пречистой Девы]]» — в мире Каабар играют в шатрангу. Игра похожа на шахматы, но там также бросают кости: для определения удачности действий. Впрочем, в древних и средневековых разновидностях шахмат тоже бросались кости. В последних (электронных) изданиях добавлено приложение с подробным описанием правил для шатранги. В другой книге цикла, «Война колдунов», упоминается игра на 121-клеточной доске под названием окунари, символизирующая морской бой. Характерной особенностью является то, что ходы фигур зависят от направления ветра, которое обозначается в игре с помощью специальной двуцветной стрелки, а время на ход ограничивается с помощью песочных часов.
** «[[Архимаг (серия книг)|Рыцари Пречистой Девы]]» — в мире Каабар играют в шатрангу. Игра похожа на шахматы, но там также бросают кости: для определения удачности действий. Впрочем, в древних и средневековых разновидностях шахмат тоже бросались кости. В последних (электронных) изданиях добавлено приложение с подробным описанием правил для шатранги. В другой книге цикла, «Война Колдунов», упоминается игра на 121-клеточной доске под названием окунари, символизирующая морской бой. Характерной особенностью является то, что ходы фигур зависят от направления ветра, которое обозначается в игре с помощью специальной двуцветной стрелки, а время на ход ограничивается с помощью песочных часов.
** «[[Архимаг (серия книг)|Дети Судного Часа]]» — [[пришелец из прошлого]] Креол рассказывает, как он любил в древнем Шумере играть в шек-трак, потом начинает описывать правила, из чего видно, что шек-трак — ничто иное, как древнешумерский прототип нардов. Его ученица Ванесса, однако, правила не узнаёт (может, она сама с нардами просто незнакома, или пропустила мимо ушей — она в это время машину вела), и говорит, что доски для шек-трака у них нет… есть вот дорожный набор, там шахматы, шашки, [[нарды]] — на что уже Креол заявляет, что про эти игры он впервые слышит, и отвергает набор, даже не поглядев на доску.
** «[[Архимаг (серия книг)|Дети Судного Часа]]» — [[пришелец из прошлого]] Креол рассказывает, как он любил в древнем Шумере играть в шек-трак, потом начинает описывать правила, из чего видно, что шек-трак — ничто иное, как древнешумерский прототип нардов. Его ученица Ванесса, однако, правила не узнаёт (может, она сама с нардами просто незнакома, или пропустила мимо ушей — она в это время машину вела), и говорит, что доски для шек-трака у них нет… есть вот дорожный набор, там шахматы, шашки, [[нарды]] — на что уже Креол заявляет, что про эти игры он впервые слышит, и отвергает набор, даже не поглядев на доску.
** «Преданья старины глубокой» — Василиса Премудрая играет с Вием в тавлеи (судя по всему, имеется в виду какая-то разновидность столбовых шашек).
*** В «Шумерских ночах» тождество с нардами подсвечено тем, что кости называются «зары».
** «[[Преданья (серия книг)|Преданья старины глубокой]]» — Василиса Премудрая играет с Вием в тавлеи (судя по всему, имеется в виду какая-то разновидность столбовых шашек).
** «[[Паргоронские байки]]» — паргоронская национальная игра омбредан, натуральный коллекционный [[варгейм]]. Вместо фигурок — души со счёта демона-игрока, выставляемые на стол в случайном порядке. Их можно [[командно-буквальная экономика|направлять, как в RTS]], а можно [[Mass Effect/Harbinger|перехватывать прямой контроль]], видеть их глазами и действовать их руками. Также игрок может активничать — применять [[суперспособность|Ме]], если, конечно, они у него имеются.
* А. Бушков, «[[Сварог]]» — автор тоже не стал заморачиваться с названием: на Таларе есть игра, очень похожая на шахматы, и зовётся она шакра-чатурандж.
* А. Бушков, «[[Сварог]]» — автор тоже не стал заморачиваться с названием: на Таларе есть игра, очень похожая на шахматы, и зовётся она шакра-чатурандж.
* «[[Хроники странного королевства]]» — хотя на Дельте таки есть игра в шахматы, но она была завезена переселенцами, причем сравнительно недавно. Местный же аналог — некие «башенки»; правила не указаны, но упоминается, что там нужны логика и тактическое мышление (поэтому все, кто обыгрывал в нее гениального Шеллара, были военными).
* «[[Хроники странного королевства]]» — хотя на Дельте таки есть игра в шахматы, но она была завезена переселенцами, причем сравнительно недавно. Местный же аналог — некие «башенки»; правила не указаны, но упоминается, что там нужны логика и тактическое мышление (поэтому все, кто обыгрывал в нее гениального Шеллара, были военными).
* Вера Камша, «[[Хроники Арции]]» — эрмет, аналог «шахмат Фишера» (присутствует элемент случайности при расстановке фигур). Игра родом из страны Эр-Атэв ([[СФК]] Ближнего Востока).
* Вера Камша, «[[Хроники Арции]]» — эрмет, аналог «шахмат Фишера» (присутствует элемент случайности при расстановке фигур). Игра родом из страны Эр-Атэв ([[СФК]] Ближнего Востока).
* В книге Дмитрия Скирюка «Жуга. Воин» героям попадает в руки игра, похожая на шестиугольные шахматы, которая по-эльфийски называется АэнАрда. Со временем становится ясно, что на игровой доске кто-то ведёт партию, фигуры олицетворяют самих героев, а ходы воплощаются в жизни.<ref>Кстати, Скирюк занимается пусть и непрофессиональным, но довольно-таки серьёзным и масштабным исследованием исторических настольных игр.</ref>
* В книге Дмитрия Скирюка «Жуга. Воин» героям попадает в руки игра, похожая на шестиугольные шахматы, которая по-эльфийски называется АэнАрда. Со временем становится ясно, что на игровой доске кто-то ведёт партию, фигуры олицетворяют самих героев, а ходы воплощаются в жизни.<ref>Кстати, Скирюк занимается пусть и непрофессиональным, но довольно-таки серьёзным и масштабным исследованием исторических настольных игр.</ref>
* Ник Перумов, «[[Хроники Хьёрварда]]»  — тавлеи (в реальной жизни тавлеи, или тафл — это скандинаво-славянская игра шашечного типа). Если простые смертные сражаются на деревянной доске деревянными фигурками, то у богов они больше напоминают компьютерную игру на магическом движке — детализированное поле битвы со спецэффектами (проточная вода, колышущаяся листва у деревьев) и уникальными войсками (запредельное количество видов) со спецспособностями.
* Ник Перумов, «[[Хроники Хьёрварда]]» — тавлеи (в реальной жизни тавлеи, или тафл — это скандинаво-славянская игра шашечного типа). Если простые смертные сражаются на деревянной доске деревянными фигурками, то у богов они больше напоминают компьютерную игру на магическом движке — детализированное поле битвы со спецэффектами (проточная вода, колышущаяся листва у деревьев) и уникальными войсками (запредельное количество видов) со спецспособностями.
** При этом в тавлеях есть и определённые элементы ККИ: судя по партии, сыгранной Одином и Суртом, каждый игрок, обладая изначально некоторым количеством очков, должен подобрать себе набор фигур разных возможностей и стоимости, уложившись в эту сумму. Таким образом, помимо позиций и комбинаций, приобретает значение и любимая «колода» противника.
** При этом в тавлеях есть и определённые элементы ККИ: судя по партии, сыгранной Одином и Суртом, каждый игрок, обладая изначально некоторым количеством очков, должен подобрать себе набор фигур разных возможностей и стоимости, уложившись в эту сумму. Таким образом, помимо позиций и комбинаций, приобретает значение и любимая «колода» противника.
*** На скримиш-варгейм похоже, вроде того же Kill Team для сорокотысячника, Warmachine, или массы других настольных варгеймов.
*** На скримиш-варгейм похоже, вроде того же Kill Team для сорокотысячника, Warmachine, или массы других настольных варгеймов.
** Хедин в своих авторских отступлениях упоминает и немагические, стоклеточные тавлеи.
** Хедин в своих авторских отступлениях упоминает и немагические, стоклеточные тавлеи.
* Юрий [[Нестеренко]], «[[Крылья (роман)|Крылья]]» — упоминается игра ктарно, про которую прямо сказано, что это аналог земных шахмат, но правила не приводятся. Там же упомянута и [[Не покер|азартная игра]] в фишки (тоже без подробностей). А вот во «Времени меча» шахматы — это именно шахматы («премудрая шах-и-матная игра»), и на их правилах основана важная для сюжета головоломка (чтобы открыть кодовый замок, нужно {{spoiler|обойти доску, т. е. панель 8*8 кнопок, ходом коня («всадника»), так, чтобы конь побывал по одному разу на каждой вертикали и каждой горизонтали, начав с первой горизонтали и закончив на последней}}).
* Юрий [[Нестеренко]], «[[Крылья (роман)|Крылья]]» — упоминается игра ктарно, про которую прямо сказано, что это аналог земных шахмат, но правила не приводятся. Там же упомянута и [[Не покер|азартная игра]] в фишки (тоже без подробностей). А вот во «Времени меча» шахматы — это именно шахматы («премудрая шах-и-матная игра»), и на их правилах основана важная для сюжета головоломка (чтобы открыть кодовый замок, нужно {{spoiler|обойти доску, т. е. панель 8*8 кнопок, ходом коня («всадника»), так, чтобы конь побывал по одному разу на каждой вертикали и каждой горизонтали, начав с первой горизонтали и закончив на последней}}).
* Милослав Князев, цикл "Полный набор" - ГГ, путешествуя с двумя эльфийками (светлой и тёмной), решает пресечь их конфликты игрой в шахматы (туристический набор у него был). Правила игры эльфийки запомнили быстро, единственное отличие - первый ход был не у белых фигур, а решался по жребию (так как светлая играла белыми, а тёмная - чёрными). Во время игры эльфийки говорят, что у эльфов и гномов есть схожие игры, но из их объяснений ГГ лишь узнаёт, что тамошние аналоги являются своеобразной смесью шахмат и шашек, фигуры и правила в них довольно мудрёные. В последующих книгах цикла эльфийские и гномьи шахматы не упоминаются.
* Милослав Князев, цикл «Полный набор» — ГГ, путешествуя с двумя эльфийками (светлой и тёмной), решает пресечь их конфликты игрой в шахматы (туристический набор у него был). Правила игры эльфийки запомнили быстро, единственное отличие — первый ход был не у белых фигур, а решался по жребию (так как светлая играла белыми, а тёмная — чёрными). Во время игры эльфийки говорят, что у эльфов и гномов есть схожие игры, но из их объяснений ГГ лишь узнаёт, что тамошние аналоги являются своеобразной смесью шахмат и шашек, фигуры и правила в них довольно мудрёные. В последующих книгах цикла эльфийские и гномьи шахматы не упоминаются.


==== Иноязычная фантастика ====
==== Иноязычная фантастика ====

Версия 12:36, 31 мая 2023

На самом деле это не шахматы.

Еще один вид борьбы с анакосмизмами — изобретение настольных интеллектуальных игр, аналогичных шахматам, но не шахмат, потому что в фэнтезийном мире или далекой-далекой Галактике не было ни Индии с игрой в чатурандж, ни Персии, где эту игру творчески переработали.

Для чего это авторам нужно? Ну, как правило, чтобы показать недюжинный интеллект персонажа. Не в орлянку (если кто не знает — это угадывание, какой стороной упадет подброшенная монетка) же ему для этого играть.

Иногда авторы в каком-нибудь приложении могут подробно расписать правила, на радость фанатам и просто любителям шахмат (как в случае с Джетаном у Берроуза), а иногда сами фанаты могут попробовать реконструировать правила по имеющимся данным (как в случае Стар Трека).

Стоит, однако, заметить, что «шахматами» можно назвать не только известную нам конкретную игру с 64 полями и 32 конкретными фигурами, но и вообще семейство сходных игр (сходных по разным показателям: наличие короля, наличие разных ходов или других разных свойств у фигур, в предельном случае — просто очерёдные ходы по полям, хотя это может быть и шашечная игра). Поэтому, если где-то игру назовут шахматами, не описывая правил, это необязательно будет анакосмизм, это может быть просто переводческая условность.

Впрочем, в мире с СФК не стоит бояться изображать именно те же шахматы, что и у нас. Если уж достаточно подробно скопированы страны, с государственным устройством, архитектурой и фасонами одежды, почему аналогичным образом не могут совпадать шахматы, с их-то весьма стройным и лаконичным видом? Тем более, потеряется понятный и изящный символизм с защитой короля, рокировкой, продвижением пешек, ходом конём, слонами, не меняющими цвет поля и другими явлениями. Миру с СФК стоит придумать свои не-шахматы либо если хочется ввести символизм, который можно выразить только правилами или фигурами, которых нет в обычных шахматах, или если хочется подчеркнуть именно яркость и необычность вашего мира, или если вам просто нравится придумывать новые виды шахмат, а придумывать просто «потому что не может быть никогда» — не стоит. Логически-обусловленная необходимость не-шахмат может возникнуть, если действие происходит в нашем мире, но на другой планете или в эпохе Давным-давно, или в далёком будущем (хотя тогда ещё могут помнить нынешние шахматы), или в альтернативной истории с моментом ответвления до возникновения современных шахмат.

Примеры

Литература

Русскоязычная фантастика

  • Братья Стругацкие, Мир Полудня — существуют шахматы бОльших размерностей, чем обычные на плоской доске.
    • «Полдень, XXII век» (новелла «Почти такие же») — студенты играют в четырехмерные шахматы:
«

Эту высокоинтеллектуальную игру, в которой доска и фигуры имели четыре пространственных измерения и существовали только в воображении игроков, принес несколько лет назад в школу Жилин, тот самый, который работал сейчас бортинженером на трансмарсианском рейсовике „Тахмасиб“. — Надо было ходить пешкой на е-один-дельта-аш… — Тогда летит четвертый конь. — Пусть. Пешки выходят в пространство слонов… — Какое пространство слонов? Где ты взял пространство слонов?! Ты же девятый ход неверно записал!

»
— Несколько разновидностей 4-мерных шахмат уже существует и в реале, правда, играют в них мало.
  • «Малыш» — Стась Попов рассказывал Малышу про трехмерные шахматы, эн-мерные шахматы. Также упоминается некая игра покари.
  • «Волны гасят ветер»: Ф.Леер, внезапно наплевавший на трансмайтийную инженерию и занявшийся созданием многомерных игр. Позже «затейник для академиков» превратится в людена.
  • «По ту сторону рассвета» — игра в «башни».
  • Вэйская Империя: «Сто полей» — название первой книги цикла, игры и главного зала во дворце Императора.
  • Александр Рудазов:
    • «Рыцари Пречистой Девы» — в мире Каабар играют в шатрангу. Игра похожа на шахматы, но там также бросают кости: для определения удачности действий. Впрочем, в древних и средневековых разновидностях шахмат тоже бросались кости. В последних (электронных) изданиях добавлено приложение с подробным описанием правил для шатранги. В другой книге цикла, «Война Колдунов», упоминается игра на 121-клеточной доске под названием окунари, символизирующая морской бой. Характерной особенностью является то, что ходы фигур зависят от направления ветра, которое обозначается в игре с помощью специальной двуцветной стрелки, а время на ход ограничивается с помощью песочных часов.
    • «Дети Судного Часа» — пришелец из прошлого Креол рассказывает, как он любил в древнем Шумере играть в шек-трак, потом начинает описывать правила, из чего видно, что шек-трак — ничто иное, как древнешумерский прототип нардов. Его ученица Ванесса, однако, правила не узнаёт (может, она сама с нардами просто незнакома, или пропустила мимо ушей — она в это время машину вела), и говорит, что доски для шек-трака у них нет… есть вот дорожный набор, там шахматы, шашки, нарды — на что уже Креол заявляет, что про эти игры он впервые слышит, и отвергает набор, даже не поглядев на доску.
      • В «Шумерских ночах» тождество с нардами подсвечено тем, что кости называются «зары».
    • «Преданья старины глубокой» — Василиса Премудрая играет с Вием в тавлеи (судя по всему, имеется в виду какая-то разновидность столбовых шашек).
    • «Паргоронские байки» — паргоронская национальная игра омбредан, натуральный коллекционный варгейм. Вместо фигурок — души со счёта демона-игрока, выставляемые на стол в случайном порядке. Их можно направлять, как в RTS, а можно перехватывать прямой контроль, видеть их глазами и действовать их руками. Также игрок может активничать — применять Ме, если, конечно, они у него имеются.
  • А. Бушков, «Сварог» — автор тоже не стал заморачиваться с названием: на Таларе есть игра, очень похожая на шахматы, и зовётся она шакра-чатурандж.
  • «Хроники странного королевства» — хотя на Дельте таки есть игра в шахматы, но она была завезена переселенцами, причем сравнительно недавно. Местный же аналог — некие «башенки»; правила не указаны, но упоминается, что там нужны логика и тактическое мышление (поэтому все, кто обыгрывал в нее гениального Шеллара, были военными).
  • Вера Камша, «Хроники Арции» — эрмет, аналог «шахмат Фишера» (присутствует элемент случайности при расстановке фигур). Игра родом из страны Эр-Атэв (СФК Ближнего Востока).
  • В книге Дмитрия Скирюка «Жуга. Воин» героям попадает в руки игра, похожая на шестиугольные шахматы, которая по-эльфийски называется АэнАрда. Со временем становится ясно, что на игровой доске кто-то ведёт партию, фигуры олицетворяют самих героев, а ходы воплощаются в жизни.[1]
  • Ник Перумов, «Хроники Хьёрварда» — тавлеи (в реальной жизни тавлеи, или тафл — это скандинаво-славянская игра шашечного типа). Если простые смертные сражаются на деревянной доске деревянными фигурками, то у богов они больше напоминают компьютерную игру на магическом движке — детализированное поле битвы со спецэффектами (проточная вода, колышущаяся листва у деревьев) и уникальными войсками (запредельное количество видов) со спецспособностями.
    • При этом в тавлеях есть и определённые элементы ККИ: судя по партии, сыгранной Одином и Суртом, каждый игрок, обладая изначально некоторым количеством очков, должен подобрать себе набор фигур разных возможностей и стоимости, уложившись в эту сумму. Таким образом, помимо позиций и комбинаций, приобретает значение и любимая «колода» противника.
      • На скримиш-варгейм похоже, вроде того же Kill Team для сорокотысячника, Warmachine, или массы других настольных варгеймов.
    • Хедин в своих авторских отступлениях упоминает и немагические, стоклеточные тавлеи.
  • Юрий Нестеренко, «Крылья» — упоминается игра ктарно, про которую прямо сказано, что это аналог земных шахмат, но правила не приводятся. Там же упомянута и азартная игра в фишки (тоже без подробностей). А вот во «Времени меча» шахматы — это именно шахматы («премудрая шах-и-матная игра»), и на их правилах основана важная для сюжета головоломка (чтобы открыть кодовый замок, нужно обойти доску, т. е. панель 8*8 кнопок, ходом коня («всадника»), так, чтобы конь побывал по одному разу на каждой вертикали и каждой горизонтали, начав с первой горизонтали и закончив на последней).
  • Милослав Князев, цикл «Полный набор» — ГГ, путешествуя с двумя эльфийками (светлой и тёмной), решает пресечь их конфликты игрой в шахматы (туристический набор у него был). Правила игры эльфийки запомнили быстро, единственное отличие — первый ход был не у белых фигур, а решался по жребию (так как светлая играла белыми, а тёмная — чёрными). Во время игры эльфийки говорят, что у эльфов и гномов есть схожие игры, но из их объяснений ГГ лишь узнаёт, что тамошние аналоги являются своеобразной смесью шахмат и шашек, фигуры и правила в них довольно мудрёные. В последующих книгах цикла эльфийские и гномьи шахматы не упоминаются.

Иноязычная фантастика

  • A Song of Ice and Fire — кайвасса (вероятная отсылка к «музе шахмат» Каиссе). Дойлистски основана не только на шахматах, но и на Stratego и Blitzkrieg. Здесь каждый раз заново выкладывается поле из отдельных мобильных клеток (имитирующих различные типы ландшафта, которых в общей сложности три), а среди фигур есть король, дракон, лазутчик, требушет, катапульта, два боевых слона, два копейщика, тяжёлый и лёгкий всадники и несколько «ополченцев» (по-видимому, пешек).
  • Рассказ Эрика Фрэнка Расселла «Ваш ход» — на враждебной Терре планете Гомбар играют в алезик, усложнённую версию шахмат (четыре сотни клеток, сорок фигур у игрока).
  • В цикле Гарри Тертлдава про Видесс шахматы по-прежнему именуются шахматами, хотя правила в них отличаются. В частности, вместо пешек используются монеты, которыми можно выкупать пленные фигуры; в противном случае они могут вступить в бой на стороне врага.
  • Dune — хеопс, «пирамидальные шахматы».
    • Впрочем, в этом сеттинге едва ли уместно говорить об анакосмизмах: люди, расселившиеся по разным планетам, до сих пор помнят о Земле, читают новую Библию и Льва Толстого, говорят о греческих корнях рода Атрейдесов… да, и египетского фараона Хеопса тоже помнят.
  • Космоопера Майкла Флинна «Танцор Января» — двойная субверсия: рассказчик сообщает, что человечество, расселившись по галактике, создало много разных версий шахмат, в том числе трехмерные и гиперпространственные. Персонажи, однако, играют (что специально подчеркивается) в классические шахматы, правила которых были заботливо сохранены со времен Старой Терры. Классические шахматы с резными деревянными фигурами, на черно-белой доске… с восьмьюдесятью одним полем.
  • «Плоский мир» — в анк-морпокской Гильдии Ассассинов играют в шахматы с двумя дополнительными вертикалями, по которым двигаются только ассассины.
    • Отдельно от книг существует также игра, созданная не Пратчеттом, но одним дизайнером головоломок. Пратчеттом, однако, придумана история происхождения игры. Thud, настольная игра гномов, основанная не столько на шахматах, сколько на европейском (кельтском и скандинавском) семействе игр, сходных с шахматами тем, что надо захватить вражеского короля.
  • Джетан из барсумского цикла Э. Берроуза. Говорят, придуман в отместку другу, который всё время выигрывал у Берроуза в шахматы. Правила описаны в приложении к книге, и они довольно интересны, но есть некоторые проблемы с играбельностью.
    • Проблемы с играбельностью пофиксены фанатами.
    • В городе-государстве Манатор есть вариант джетана, представляющий собой кровавый спорт.
  • Сесилия Дарт-Торнтон, цикл «Горькие узы» — игра «короли и королевы».
  • Prince of Nothing — бенджука. Описания правил нет вообще. Известно лишь то, что в этой игре есть правила, позволяющие менять правила.
  • Звёздные войны — дежарик, шахматы с круглой доской и голографическими фигурками. Имеют 32 радиально расположенные клетки. Аналог шахмат есть, но почти не используется как архаичный, и неизвестно, сохранились ли правила.
  • Warhammer 40000 — Регицид. В переводе с латыни — «убить властителя». То же самое, что и «шах мат» по-персидски. Существует даже одноимённая видеоигра, где можно сыграть как по правилам обычных шахмат, так и выдуманным правилам регицида.
  • Эльфийский цикл Хеннена — Фальрах изобрёл игру, судя по всему, аналог шахмат.
  • The Dark Profit Saga — престолы. Разумеется, с отсылкой к популярному фэнтезийному сериалу. Автор намеренно не даёт много подробностей. Известны названия нескольких фигур: знамённый (стражник), паладин и король. Играют белыми и чёрными на двухцветной решётчатой доске и переворачивают песочные часы. Одно любопытное правило: если загнать фигуру противника в тупик, оставив ей всего один возможный ход, то тогда эта фигура становится твоей. Это предпочтительней обычного взятия фигуры. Один из двух заядлых игроков в престолы постоянно упоминает известные ходы.
  • Джим Батчер, «Кодекс Алеры» — людус (на латыни просто «игра»). Над обычной доской есть ещё одна, на которой перемещается фигура «воздушный рыцарь». Игра пользуется популярностью не только среди людей, но и у волкообразной расы канимов.
  • Джон Норман, «Гор» — каисса (на горианском просто «игра»). Шахматы с фигурами, отражающими местные реалии, целью которых является захват Домашнего Камня.

Кино

  • Фильм «Чёрная пушка» (на телеэкраны СССР вышел под названием «Чёрная пешка») — китаец, заядлый любитель китайских шахмат, во время поездок забыл шахматную фигуру «чёрная пушка» и послал телеграмму с просьбой выслать её по почте. Бдительные госорганы, обнаружив в телеграмме словосочетание «чёрная пушка», заподозрили шифровку и вызвали его на допрос…

Телесериалы

  • Star Trek — шахматы на трехмерной доске (или, скорее, на нескольких досках, закрепленных на одной подставке), в которые играют Спок и Кирк. Доители франшизы не упустили возможности выпустить их в реальную продажу.
    • В одной книге по франшизе Стар Трека, «The Final Reflection», появляется Клин Жа, клингонский аналог шахмат. Играется на треугольной доске с треугольными полями. Принцип хода большинства фигур напоминает барсумский Джетан.

Мультсериалы

  • Похожая на китайские шахматы игра есть в «Аватар: Легенда об Аанге» и сиквеле «Аватар: легенда о Корре» (называется пай-шо). Точнее, она является своеобразной смесью китайских шахмат и го. От го там большой размер доски и то, что фишки выставляют на доску, от китайских шахмат — то, что фишки разные, с разными рисунками, и то, что доска дополнительно разлинована. Также примечательна тем, что там не фиксированный набор фигур, и фигуры заодно выступают фишками, которыми делают ставки.
  • «Футурама»: в одной из серий Фрай и Бендер играют в пародию на дежарик. Причём оказавшийся в сложной ситуации Бендер приказывает своим фигуркам напасть на Фрая и избить его.

Манга и аниме

  • Просфейр в Blood Blockade Battlefront. Игра жителей Иномира, в которой используются десятки досок и фигур одновременно, а партия может длиться сутками. Произошёл от шахмат, переделанных под иномирские реалии и чудовищно усложнённых.
  • «Легенда о героях Галактики» — трёхмерные шахматы, наподобие стартрековских.
  • Hunter x Hunter — гунги. Фигуры выставляются на разлинованную доску, на одну клетку можно поставить «башенкой» до трех фигур. Фигуры плоские, как большие шашки.
  • Hikaru no Go — само собой, го, от известных средневековых игроков, до современных международных соревнований.
  • Ranma 1/2 — сёги, в которые почти постоянно играют (и жульничают), находясь дома, отцы главных персонажей, Генма Саотоме и Соун Тендо.
  • «Сион и король» — мир сёги (японских шахмат). Двойной сюжет закручен вокруг перепетий важного сёги-турнира и расследования трагедии глав героини.
  • «Работа для дракона» — тоже мир сёги. ГГ — носитель одного из почётных титулов в мире сёги, а именно — Рюо (королевский дракон). Точнее, ГГ — самый молодой за всю историю обладатель этого титула (вымышленный персонаж, пока таких молодых Рюо ещё не было).

Видеоигры

  • World of Warcraft — в Каражане есть некий весьма странный аналог шахмат. Да, доска 8 на 8, да, есть фигуры, копирующие шахматные… но на этом сходство заканчивается, ибо у этой игры какие-то совершенно невразумительные правила.
    • В Hearthstone можно сыграть в шахматы (как бы с обычными фигурами) с механикой коллекционной карточной игры.
  • Mass Effect — кепеш-якши, асарийская стратегическая игра. Хотя шахматы как таковые там тоже есть, и в них любят играть некоторые персонажи.
  • В Dragon Age: Inquisition поступают хитро — вообще не сообщают названия игры, хотя показывают, как персонажи в неё играют. Игра похожа на шахматы, но доска шестиугольная, как и клетки. Маг Дориан Павус любит эти тедасские шахматы, в которые часто играет с Калленом, командиром войск Инквизиции (и жульничает, потому что Каллен играет лучше).
  • В Final Fantasy IX присутствует игра Tetra Master. Вообще-то она коллекционная карточная, но имеет параллели с сёги: карты нужно устанавливать на четырёхугольную доску, и у каждой есть набор направлений воздействия.
  • Unreal II — одна из персонажей в своё время была чемпионкой по трёхмерным шахматам. Доска у неё до сих пор в каюте стоит. Стартрековская.
  • Mount and Blade: Bannerlord — сиига. Это нечто напоминающее тавлеи. На любителя. Поиграть в это можно чуть ли не с каждым лордом каждой страны, а также в трактирах с «устроителем игр».

Реальная жизнь

Игровой фигурке около 1200 лет[3]
Современная копия фигурки

Не только в фантастических мирах и на других планетах были свои разновидности шахмат. В реальном мире шахматы не сразу возникли в том виде, в котором мы их знаем, и от первоначального варианта пошла не одна ветвь, и в разных регионах были разные шахматы (а ещё до шахмат было и другое семейство игр со взятием короля).

Если в мире с СФК вы хотите сделать аллюзию на нужную страну и эпоху, или просто передать атмосферу, то неплохо было бы сделать какое-нибудь сходство с шахматами соответствующего региона и времени (как увидите ниже, правила местных шахмат сильно зависят от национальных особенностей). Или хотя бы не делать характерные черты современных европейских шахмат. Чёрно-белые поля, дальнобойные слон и королева (ферзь), рокировка, двойной ход пешки, пат как ничья — это всё появилось только в средневековой Европе.

  • Шашки. Достойны отдельной статьи, но пока её не написали. Бывают на обычной шахматной доске 8×8, 10×10 и 12×12, по разным правилам.
    • Англичане называют шашку «человеком», а дошедшую до последнего ряда — «королём», в то время как русские — «дамкой».
    • В 1970-х харьковчанин Николай Спанцирети предложил играть в шашки на доске 8х10 клеток. Турниры по «спанциреткам» проводятся и сейчас.
    • Н. В. Гоголь, «Мёртвые души» — Чичиков согласился сыграть с Ноздрёвым, но тот умудрялся жульничать даже в эту игру.
    • Л. Кассиль, «Кондуит и Швамбрания» — в шашки играли Абрам Кассиль и комиссар Чубарьков, причём первый поначалу считал эту игру прмитивной по сравнению с шахматами.
    • Телесериал «Зорро» — отец Диего предпочитает шашки.
  • «Шашматы» — вариант соединения шашек и шахмат. У каждой стороны есть восемь пешек (ходят как шашки), один слон (ходит как шахматный слон), одна няня (ходит почти как шахматный конь, но на клетку дальше) и два короля. Проходную пешку можно превратить не в дамку, а в слона, няню или ещё одного короля. А выигрывает тот, кто сумеет взять всех вражеских королей.
  • В Древнем Египте ничего похожего на шахматы не было. За шахматы иногда принимают игру сенет, которая скорее была чем-то вроде нардов: кидаешь кости и ходишь (но не кубик, а несколько палочек, сколько упало нужной стороной, на столько полей и ходишь, хотя если все упали ненужной, тогда ходишь особо далеко). Это имело символизм пути души по загробному миру, и использовалось для предсказаний.
    • А у шумеров было похожее семейство игр, но с досками причудливых форм, и символизм там, видимо, был скорее военный, чем потусторонний.
  • В Индии, на родине шахмат, все фигуры кроме ладьи, ходили на малые расстояния, и так было долго (поэтому дебют с короткими ходами называют индийской защитой). И поскольку разные части Индии мало связывались друг с другом, во всех регионах были немного разные правила. Были вариации с игрой на четырёх игроков, и с игральными костями, которые решали, какой фигурой ходить, но вопреки заблуждению, это не было первой разновидностью шахмат, это изначально лишь модификации. В Индии фигуры детально вырезались из дерева и кости, поэтому наборы были единичными, и шахматы считались игрой аристократии.
  • Описывая шахматы Ближнего Востока, обычно мало отличают их от индийских: мусульмане взяли их из Индии, играли сами и в Европу доставили. Но есть и особые моменты. Во-первых, фигуры впервые стали делать абстрактными (в исламе же запрещено изображать людей и животных), а потому изготавливать фигуры стало легче, и шахматы стали более массовой игрой. Во-вторых, там уже начали думать, как бы ускорить игру. Если в Европе для этого придумали дальнобойные фигуры, то здесь фигуры не меняли, но придумали табии: фигуры ещё до начала игры двигались в нестандартную позицию, заодно это помогало разнообразить дебюты (за много веков до шахмат Фишера!). Кроме того, там впервые появлялись расширенные шахматы (10 на 10 и более) с дополнительными фигурами (в том числе дальнобойными).
  • В Византии играли в шахматы на круглой, вернее, кольцеобразной доске. Правила особо не отличались от персидских.
  • Нарды (ед. ч. — нард) тоже достойны отдельной статьи. Это один из наиболее продвинутых вариантов игры типа «кинь-двинь». Несколько фишек, богатые тактические возможности по запиранию противника. При этом цель не изменилась, по-прежнему нужно пройти от старта до финиша. Один из авторов сайта в детстве создавал множество своих вариантов на основе механики нардов, добавляя сюжет, более сложный маршрут с развилками и специальные поля (смерть, пропуск хода, удвоенный ход, перемещение на несколько клеток, убирание фишек противника) — играбельность была на высоте.
    • Считается, что нарды — любимая игра всех армян! «Потоп заканчивается, ковчег причаливает к Арарату, Ной оттуда начинает выгружать слонов там, крокодилов, коней с собаками… А на горе армяне сидят в нарды играют, один другого в бок толкает и говорит: — Ара, смотри, цирк приехал!»
    • На самом деле в нарды играют к примеру, арабы.
    • Есть ещё игра трик-трак, в которую играют французы. Что это те же самые нарды, только с другими правилами (фишки ходят по-другому, их можно бить) знают только избранные. На русских игровых порталах трик-трак скрывается под названием «короткие нарды» (в отличие от «длинных» классических).
    • Борис Акунин, «Турецкий гамбит» — Эраст Фандорин выиграл свободу в нарды.
    • Александр Рудазов, «Дети Судного Часа» — пришелец из прошлого Креол рассказывает, как он любил в древнем Шумере играть в шек-трак, потом начинает описывать правила, из чего видно, что шек-трак — ничто иное, как древнешумерский прототип нардов.
    • Скульптор Николай Никогосян постоянно обыгрывал своего приятеля, чемпиона мира по шахматам Тиграна Петросяна, в нарды и приговаривал: «Тут думать надо!»
  • У кельтов, скандинавов, лапландцев и на Руси ещё до прихода шахмат было семейство игр, которое обобщённо называют Tafl games (хотя какое именно название, зависело от региона, на Руси, например, это называлось «тавлеи немецкие»), и оно сохраняло популярность какое-то время уже после занесения шахмат. Все фигуры там ходили одинаково, как ладья, и король был только у одной стороны, и он со своим войском располагался в центре доски, а враги словно окружали его по краям. Задача одних — поймать короля, других — помочь своему королю сбежать (к краю или в угол, в зависимости от размеров доски). Взятие было не как шахматах (простым сносом) и не как в шашках (прыжками). Вместо этого надо было зажать фигуру противника между двумя своими. Двое прижимают одного, так-то. Когда викинги играли в это на кораблях, они пользовались доской с дырочками, в которые вставлялись фигуры-палочки (чтобы не падали при качке). Такой фигурой можно кого-нибудь и ранить (в одной саге так и было). В фэнтэзийном мире такой игре можно даже правила особо не менять: это настолько замшелая старина, и правила настолько простые и естественные, что просто цитировать их будет не большим анакосмизмом, чем корабль с головой дракона и щитами по бокам. Можно, конечно, придумать и особые правила, но желательно, чтобы это было символично, имело смысл в повествовании и описании мира.
    • В Древней Греции и Древнем Риме играли в игру о которой известно только то, что там примерно такой же способ взятия, как играх тафл. Может, у римлян ещё и полководец-король был. Остальные правила покрыты туманом, и обычно фишки изображают стоящими стройным рядом, и это малоиграбельно. Но по мнению того же Скирюка (с некоторыми ссылками на описания этих игр, пусть и без явного подтверждения), эти игры были ни чем иным, как тем же Тафлом: войско с командиром в центре, его окружает войско без командира, и видимо, из Рима эта игра и пришла в северную Европу.
  • В Китае в шахматы (точнее, сянци) стали играть не на самих полях, а на уголках, на пересечениях линий (видимо, по аналогии с игрой вей-ци, более известной по японскому названию го). Это повлияло на размер доски и набор фигур. На доске была разделительная река (слонов ограничивала, зато пехотинцы после её перехода усиливались), и в каждом лагере был дворец, в котором ходили генерал и советники (именно генерал, императором называть нельзя, Император только один). Специфичная фигура — пушка: чтобы съесть одну фигуру, она должна была перепрыгнуть через другую. Ах да, фигуры — в виде фишек с иероглифом-названием (хотя вместо иероглифов могли быть и картинки, а изредка и фигурки). В Китае эта игра до сих пор популярнее европейских шахмат (как и другие родственники шахмат в Восточной Азии).
    • Китайские шахматы популярны и в других странах рядом с Китаем (в мультфильме «Скоро будет дождь» именно они, даром что мультик вьетнамско-советский). Но в Корее правила довольно сильно отличаются (реки нет, пушка должна прыгать и если никого не бьёт, и ещё ряд пунктов). Но что важнее заметить про Корею, там шахматы долгое время считались глупой забавой детей и простолюдинов. Интеллектуальной игрой считались вей-ци (по-корейски падук, по-японски го).
      • При всём сходстве, корейские чанги - это всё же не китайские сянцы. Назвать их вариантами одной и той же игры - всё равно что такое же проделать с шахматами и шатранджем. Да, это родственники, да, от одного корня, но всё же это - отдельное игры.
    • В Китае было ещё одно примечательное мини-семейство игр, с которыми можно замутить нехилый символизм (так, кстати, Латынина и сделала, в её Ста Полях есть такие правила): иерархические игры. Все фигуры ходят одинаково, но могут бить только тех, кто ниже по рангу. Однако, самый слабый может бить самого сильного (в игре с набором от обычных шахмат пешка-солдат бьёт генерала, а в детской игре «Джунгли» на специальной доске с фигурами-животными мышка бьёт слона). Обычно ранг фигуры противника не известен до атаки.
      • Европейцам хорошо известна одна из таких игр под названием стратего. В неё играл царевич Алексей, сын Николая II. В СССР выпускалась версия стратего под названием «Сражение», оформленная под Бородинское сражение 1812 года.
  • Тайские шахматы отличаются от индийских не так сильно, как китайские и японские, но некоторые особенности дают им свой шарм. Самое заметное — пешки сдвинуты на ряд вперёд (и превращаются не на краю доски, а на линии вражеских пешек), что делает игру быстрее. Фигуры абстрактные, а пешками служат ракушки, которые в том регионе были и валютой (для проходя в дамки — перевернуть). Ещё этот вариант примечателен мозговыносными правилами окончания игры. Мы-то привыкли, что надо просто поставить мат, а там — если остались такие-то фигуры, поставить мат так-то быстро, при взятии счёт обновляется.
  • Японские шахматы сёги (тю-сёги, чу-шоги) — это самая красота и самый вывих мозга. Есть черты китайских и тайских, но в то же время не похоже ни на что. Фигуры ходят по полям (не как в Китае), размер 9 на 9 (как нигде), изображены в виде пятиугольных фишек с иероглифом (как в Китае), но по цвету не отличаются, просто свои фигуры смотрят носами на противника. Король здесь именно король, не просто генерал. У фигур экзотичные сложные ходы (появился и двойник европейского дальнобойного слона), и почти все, как пешка, могут превращаться (для прохода в дамки — перевернуть, на другой стороне — другой иероглиф; когда-то была фигура, которая могла стать вторым королём, но потом её отменили). Чуть позже, в средневековье, появилось главное отличительное правило: взятые фигуры могут быть выставлены как свои. В этом был символизм и военнопленных, и реинкарнации (причём превращённая фигура превращалась обратно — мол, земные достижения бренны). А ещё у всех фигур были символические буддистские названия. В европейских, индийских, китайских всё понятно — слоны, колесницы, советники и прочие, а новая фигура — пусть какая-нибудь катапульта или пушка. А тут — деревянная лошадь, колесница благовоний, король-дракон, конь дракона…
    • Золотой снитч — есть фигура «лев», такой силы, какая европейскому ферзю и не снилась. Плюс есть специальные ограничения на взятия, из-за которых трудно так взять и разменять львов. Поэтому тот, кто возьмёт льва, скорее всего возьмёт и короля. В некоторых японских вариантах шахмат ещё больше: короля можно прокачать до прапорщика[4] императора, который может телепортироваться на любое незащищённое поле. Потеря императора, понятное дело, означает проигрыш.
    • Также Япония отличилась манией увеличенных вариантов шахмат. ОГРОМНЫЕ доски (до 36х36), ОГРОМНОЕ количество фигур сотен разновидностей, и все — со странными ходами и символическими названиями! Неудивительно, что в современной Японии придумали шахматы с коллекционными анимешными фигурками.
    • С XIX в. в Японии эти шахматы стали, наоборот, уменьшать. Потом эту манию перехватили и европейцы; один вообще придумал разновидности на 9, 6 и 2 квадратика (прочем, принадлежность последнего к семейству шахматных игр спорна). В принципе ничто не мешает в вымышленной СФК Японии сделать такие малые шахматы в эпохе самураев — будет в этом и какая-то эстетика.
  • В Монголии шахматы скорее традиции «к западу от Индии», доска на 64 поля, набор из двух рядов фигур. Ходы фигур отличались (имело место и влияние Европы), но для колорита важны не ходы. Одна из особенностей — нельзя ставить мат конём. Ещё бы, для монголов, у которых вся жизнь на конях, просто неуважительно затоптать хана, даже чужого, копытами. Там был и увеличенный вариант 10 на 10, с дополнительными фигурами — телохранителями. Как они защищали короля, не совсем ясно: то ли тормозили дальнобойные фигуры, то ли прыгали на поля рядом с королём, то ли ещё что… Ах да, и важно, что доска была выткана на полотне. Ещё бы, в кочевье неудобно брать кирпич, а коврик — можно. И ещё монголы и буряты знамениты красиво вырезанными и раскрашенными фигурами (с противопоставлениями: радость и злость, молодость и старость, мужское и женское, а в советское время — весёлый молодой красный комиссар против старого злобного хана).
  • Польские шахматы на шестиугольной доске придуманные Владиславом Глинским в XX веке.
  • Студенты и интеллектуалы средневековья и возрождения играли в Ритмомахию (дословно — «битва чисел») — игру, изобретение которой приписывалось Пифагору (хотя самое раннее упоминание встречается в XI веке). Фигурами выступали разные числа, и условия взятия, как и условия победы, определялись математическими действиями. В эту игру также играли в Утопии Томаса Мора.
  • Для нестандартных шахмат под влиянием карты Джокера придумали и отдельную фигуру шута: копирует ход фигуры, которой только что сходил противник.
  • Есть две разновидности шахмат на шестиугольных досках. Причём, одна из разновидностей обрела популярность в качестве национальных польских шахмат, ставших традиционным сувениром для туристов.
  • «Шахматы хаоса» — шахматы по правилам FIDE плюс коллекционная карточная игра.
  • Таврели - игра шахматного типа, придуманная в России сравнительно недавно. Суть - играют на шахматной доске плоскими толстыми плашками, ходящими по клеткам. На плашки сверху и с торцов нанесено обозначение фигуры. В игре фигуры могут становиться друг на друга, образовывая башни произвольной высоты. На короля становиться нельзя! Ходит башня по правилам верхней фигуры. В любой момент башня может быть произвольно разделена на две, а те своими хода и ещё и ещё. Получается, что фигуры не выбывают из игры (как и в сёги), а постоянно в игре. Цель - та же: мат королю. Из-за способности "башнирования" многие привычные шахматистам дебюты для игры в таврели непригодны. Автору правки таврели как-то не зашли, а вот его младшему брату - очень!
  • Хонги или хойги - вид шахмат, похожих на таврели и случайно обнаруженный автором правки в Сети. Фигур больше, чем в классике, они круглые, тоже могут становиться друг на друга. Отличие от таврелей в том, что башни не ходят, а фигуры, в зависимости от уровня, на котором находятся, приобретают новые боевые свойства. В ряде случаем бывает невыгодно "повышать" фигуру.

Примечания

  1. Кстати, Скирюк занимается пусть и непрофессиональным, но довольно-таки серьёзным и масштабным исследованием исторических настольных игр.
  2. А вот, как можно разыграть «шестиугольную» партию на квадратной доске (соответственно, можно и наоборот). Правда, это уже из области шахматного постмодернизма, и не могло зародиться, как естественные правила.
  3. В 2020 эксперты из Даремского университета и археологической организации DigVentures обнаружили на Линдисфарне у северо-восточного берега Англии уникальную игровую фигурку из белого и синего стекла возрастом около 1200 лет. В 793 году на этот приливный остров напали скандинавы, положив начало эпохе викингов в Северной Европе. Похожими фигурами играли в скандинавскую настольную игру хнефатафл, которая появилась еще в III веке нашей эры, но была забыта с появлением шахмат в X—XI вв. Однако специалисты не уверены, что игру в Англию завезли именно викинги. «Мы считаем, что существовала местная версия игры, в которую играла элита Северной Британии еще до того, как сюда ступили викинги».
  4. Из военного юмора: новая шахматная фигура «прапорщик» ходит куда хочет и берёт что хочет.