Оборотень: различия между версиями

Материал из Posmotreli
Перейти к навигации Перейти к поиску
(не показана 1 промежуточная версия этого же участника)
Строка 105: Строка 105:
* Дж. Р. Р. Толкин — волколаки (Werewolves) в [[Arda|Средиземье]] служат Саурону и Мелькору, хотя это не и не люди, а [[Падший ангел|падшие майар]], принявшие облик волков. Созданием такого же порядка, только в облике [[ужасная летучая мышь|другого зверя]], считается Тхурингвэтиль.
* Дж. Р. Р. Толкин — волколаки (Werewolves) в [[Arda|Средиземье]] служат Саурону и Мелькору, хотя это не и не люди, а [[Падший ангел|падшие майар]], принявшие облик волков. Созданием такого же порядка, только в облике [[ужасная летучая мышь|другого зверя]], считается Тхурингвэтиль.
** Саурон и сам превращается в огромного волка для боя с Хуаном. Мог и не только в волка, но в данный конкретный момент хотел исполнить тяготеющее над валинорским псом пророчество. [[пнуть сукиного сына|Никогда в жизни Тху так не ошибался]].
** Саурон и сам превращается в огромного волка для боя с Хуаном. Мог и не только в волка, но в данный конкретный момент хотел исполнить тяготеющее над валинорским псом пророчество. [[пнуть сукиного сына|Никогда в жизни Тху так не ошибался]].
** С помощью шкуры одного из таких волков Лютиэн превратила Берена в одного из них, чтобы пересечь [[мёртвые земли|Анфауглит]]. В «[[По ту сторону рассвета]]» адекватно отражено: едва сбросив шкуру, Берен тут же рубит её в клочья и категорически требует от любимой никогда больше такого с ним не делать -
** С помощью шкуры одного из таких волков Лютиэн превратила Берена в одного из них, чтобы пересечь [[мёртвые земли|Анфауглит]]. В «[[По ту сторону рассвета]]» адекватно отражено: едва сбросив шкуру, Берен тут же рубит её в клочья и категорически требует от любимой никогда больше такого с ним не делать — боится, что понравится.
* Пер Сивле, «Баллада об оборотне»:{{Q|pre=1|
* Пер Сивле, «Баллада об оборотне»:{{Q|pre=1|
Все эти страсти
Все эти страсти
Строка 196: Строка 196:
* «Охотники за нечистью» — во второй серии главные герои побеждают стаю оборотней.
* «Охотники за нечистью» — во второй серии главные герои побеждают стаю оборотней.
* «[[True Blood|Настоящая кровь]]» — две разновидности и два подвида внутри одной из них — перевертыши, способные превращаться в любое животное, и веры, которые делятся на вервольфов — классических волков-оборотней (только уязвимых абсолютно к любому оружию), и верпантер — оборотней-леопардов. В отличие от вампиров и перевертышей, веры стараются скрывать от остальных свое существование и стремятся убивать тех, кто узнал о нем. Те, кто знает о существовании веров, в большинстве своем, относятся к ним с презрением.
* «[[True Blood|Настоящая кровь]]» — две разновидности и два подвида внутри одной из них — перевертыши, способные превращаться в любое животное, и веры, которые делятся на вервольфов — классических волков-оборотней (только уязвимых абсолютно к любому оружию), и верпантер — оборотней-леопардов. В отличие от вампиров и перевертышей, веры стараются скрывать от остальных свое существование и стремятся убивать тех, кто узнал о нем. Те, кто знает о существовании веров, в большинстве своем, относятся к ним с презрением.
* «[[Wednesday]]» — встречаются среди учеников Невермора. В частности, соседка Уэнсди по комнате Энид Синклер — оборотница, которая [[чмоборотень|всё никак не пройдёт первую трансформацию, хотя по возрасту уже бы пора]].
** Хайды по сути тоже оно. Только обращаются не в зверя, а в [[крутой горбун|горбатого]] [[шкаф|амбала]] с мордой [[облик Голлума|клюнутого в жопу Голлума]].


=== [[Мультфильмы]] ===
=== [[Мультфильмы]] ===

Версия 19:22, 1 июня 2023

«

— Гляди в оба, братень: Со спины заходит! Может, оборотень? — Не похоже вроде.

»
— Владимир Высоцкий, «Баллада о двух братьях-громилах»
«

А вот — дугой согнулась и иными Двумя ногами на земле стоит, И ночь-Геката оборотня имя Запомнит и спасёт и сохранит.

»
— Инге-Беда (она же Кук Катишка), «Волчица»
Готичный Серый Волк в компании Красной Шапочки в представлении художницы IrenHorrors

Оборотни — люди, обладающие способностью превращаться в животных, как по своей воле, так и непроизвольно, под влиянием внешних факторов. Оборотни стали неотъемлемой частью мировой культуры в начале XX века. Хотя первые упоминания данного явления относят ещё к первобытности, а описание превращения человека в зверя встречается в фольклоре любого народа, именно с появлением кино образ оборотня стал популярен — на широком экране процесс перевоплощения выглядит максимально эффектно.

Есть поверье, будто оборотни в человеческом обличье все как один имеют сросшиеся брови — и это один из признаков, по которым их можно вычислить.

Существо, связанное с оборотнями — волчий пастырь.

Если в сеттинге оборотни считаются плохими, то хороших называют анимагами[1]. Но оборотни бывают и хорошими.

Дальневосточная версия оборотней — Кицунэ и Девятихвостая Лиса одновременно является прекрасным народом, то есть является местным аналогом неоднозначных эльфов.

Африканская версия — аниото и ипундулу. Аниото перекидываются в леопардов и едят мясо. Ипундулу — оборотень в виде чёрно-белой птицы размером с человека и способной вызывать молнию, и питающейся кровью своих жертв.

Ещё одна разновидность прекрасного народа, малоизвестная у нас (притом что входит в кельтскую мифологию), так как редко встречается в фэнтези — шотландские селки, являющиеся оборотнями-тюленями. Другим кельстким оборотнем, тоже из прекрасного народа, является пука, способный превращаться в различных животных, общее у которых — чёрная шерсть и золотые глаза. Пука является очень шаловливым, но безопасным, и довольно доброжелательным (хоть, шутить может непрятно).

Считается, что легенды об оборотнях породили два совершенно не связанных между собой заболевания: бешенство и гипертрихоз. Первое, как известно, вызывает относительно внезапные и очень сильные изменения психики и передаётся как раз через укус — до развития понятия об инфекции это воспринималось как проклятье, передающееся через укус. Второе на психику само по себе не влияет (другое дело, что у изгоя, коим эта болезнь может сделать человека даже в наше время, со временем независимо от состояния его ДНК формируется весьма неприятный характер) — но предаёт больному весьма своеобразную внешность, которая вызывает стойкую ассоциацию с животным даже у тех, кто знает, в чём на самом деле причина. Так же некоторых собак можно научить напаевать или навывать звуки, похожие на членораздельную речь. Но это сложно, зато морзянке собаки вполне обучаемы. Из-за чего, возможно, происходят сказки о говорящих животных, в том числе оборотней.

Один из немногих «документально подтверждённых» оборотней — некий Петер Штумпф, проживавший неподалеку от Бедбурга (Пруссия, в настоящее время ФРГ). Он был уверен, что превращается в волка и в таком виде ведёт себя по-звериному, жажда крови и прочее в том же духе. Про превращение — это вряд ли, а вот то, что он вёл себя, периодически, очень-очень нехорошо, набрасывался на людей (в основном — беззащитных, чаще всего — детей), убивал и пытался жрать — это факт. Материализм тогда был не в чести, потому, раз сказал, что превращался в волка — отчего бы не поверить, так и запишем, «оборотень». Соответственно, и был казнён как колдун-оборотень, за занятие чёрной магией. С современной точки зрения — у гражданина прохудилась крыша и он пошёл маньячить, а фон страшных сказок про вервольфов внушил ему легенду оборотня, в которую он мог совершенно искренне верить сам. В более цивилизованное время про оборотня вряд ли стали бы говорить, а вот зверские убийства за его авторством — факт, маньяка словили практически на месте преступления, после казни «волчьи» убийства прекратились. Ввиду того, что подобные психозы периодически возникали тут и там, а опасность, исходящая от волков, постоянно фоном присутствовала в жизни людей средневековья, это вполне неплохо подпитывало легенду про оборотней.

История

Первым фильмом ужасов про оборотней считается «Оборотень» 1913 года. В нём рассказана история индейской женщины, которая научилась колдовству, чтобы отомстить белым за смерть мужа. Она наделила свою дочь способностью превращаться в волка, чтобы та нападала на белых поселенцев. Фильм, вероятно, был уничтожен в пожаре и до наших дней не дожил.

Кстати, связь индейцев и оборотней сильнее, чем может показаться вначале. Каждое племя имеет своё тотемное животное, и с давних пор превращение индейца в него считается чем-то вроде единения с предками или духами.

Проклятие оборотня

Классическим и первым в своём роде фильмом про оборотней считают «Лондонский оборотень», снятый в 1935 г. В нём феномен оборотня — это проклятие, неизлечимая болезнь; главный герой, укушенный оборотнем, заражён и ищет противоядие, но не преуспевает в этом и превращается в волка. Шесть лет спустя был снят фильм «Человек-волк», также про укушенного и заражённого.

Хотя к середине XX века оборотень прочнее всего ассоциируется с человеком-волком, писатели и режиссёры «превращали» людей и в других животных. Так, в 1942 г. на экраны вышел фильм «Люди-кошки», в которой девушка из проклятого рода превращалась в кошку и охотилась на любовницу своего мужа.

В 1961 г. по роману «Парижский оборотень» вышел фильм «Проклятие оборотня», в котором полностью раскрыта тема полнолуния — герой превращается в волка только при полной луне.

Двадцать лет спустя фильмы про оборотней выходят на новый уровень — с 1981 по 1991 год по книгам Гэри Брэнднера сняты шесть фильмов серии «Вой», в которых проклятие оборотней носит более глобальный характер, нежели просто трагедия одной семьи, как в предыдущих произведениях. «Вой» — настоящие фильмы ужасов восьмидесятых.

Постепенно сюжеты в рамках жанра становились всё закрученнее, а атмосфера всё таинственнее, и фильмы ужасов про оборотней, пугающие зрителя довольно топорно и прямолинейно, отошли в тень. Оборотни стали классическими представителями темной стороны и заняли своё почётное место рядом с вампирами и зомби.

Волки и романтика

«Второе дыхание» фигуры оборотня — не пугать, но завлекать. Устав от однообразных фильмов ужасов, люди создали романтический образ оборотня: не просто проклятого зверя, но человека с чувствами и переживаниями, вынужденного бороться со своей тёмной половиной или учиться сосуществовать с ней. Многие авторы обращались к теме любви оборотня и человека, к теме выбора между чувствами и безопасностью любимого.

В средневековых китайских новеллах встречается вариант с лисой, вступающей в близкие отношения с героем. Как в положительном ключе — когда лиса приносит герою счастье, так и отрицательном — когда лиса высасывает из героя жизнь. В свою очередь это отразилось на японском образе кицунэ.

Примеры

Иан Вудворд «Нападение вервольфа», гравюра, XVIII век

Мифология и фольклор

  • Русские народные сказки: Серый волк из сказки про Ивана-царевича, Царевна-лягушка, Финист — ясный сокол.
    • По некоторым источникам, перекинуться в волка вообще было не так уж сложно — достаточно трижды перекувырнуться через пенёк.
  • По словам Геродота, скифское племя невров может оборачиваться в волков на пару дней в году.
  • По слухам в волка мог превращается Всеслав Полоцкий. Несмотря на прозвище «Чародей» другими чудесами молва не наделила.
  • А вот в Средневековой Европе в оборотней внезапно не верили. Точнее не верили в то, что демоническое существо могло перевоплощаться по-настоящему — ведь сделать такое с живым существом способен только Бог. Поэтому считалось, что оборотни просто создавали иллюзию с помощью сил Дьявола.

Литература

Русскоязычная

«

— У кого же вы теперь лечитесь, Любовь Ивановна?.. — Да что, голубчик, всё перепробовала: и лекарей, и знахарей, и колдунов — нет мне облегченья! Теперь… оборотень лечит! — Как оборотень? — Какие бывают оборотни! ни то человек, ни то хавронья. Наговорили мне об нём с три короба; сказывали, будто бы дух от него здоровый… Да вряд ли. Чавкает… ну, роется… воняет… это так! А чтобы он настоящим манером облегчить мог — не верю![2]

»
— Письмо III
  • А. И. Куприн, «Серебряный волк».
  • М. Булгаков, «Мастер и Маргарита» — кот Бегемот. С прикрученным фитильком, учитывая, что исходно он вообще демон.
  • Братья Стругацкие, «Понедельник начинается в субботу». «Оборотень — человек, способный превращаться в некоторых животных: волка (вервольф), лисицу (кицунэ) и т. д. У суеверных людей вызывает ужас, непонятно почему. В. П. Корнеев, например, когда у него разболелся зуб мудрости, обернулся петухом, и ему сразу полегчало».
  • «Волкодав»: главный герой — оборотень-пёс. Нестандартный и не с начала.
  • Лукьяненко, «Дозоры»: оборотни — низшие Тёмные. А среди Светлых есть «перевёртыши», которые скорее анимаги.
  • В. Серебряков, А. Уланов, «Оборотень в погонах» (во втором издании — «Кот, который умел искать мины»). Один из двух главных героев — как раз сотрудник правоохранительных органов, страдающий от того, что он волколак.
    • А среди дел, с которыми столкнулся вышеозначенный милиционер-оборотень, было дело оборотня-бобра, подгрызающего ножки у скамеек.
  • Владимир Васильев, Анна Китаева, «Идущие в ночь».
  • О. Громыко, «Верные враги» — Шелена. Занятно, что оборотни здесь называются «нежитью», формально вовсе не будучи таковой.
    • Нестандартно обыграно понятие «вурдалак» (которое, как известно, этимологически есть искажённое «волколак») — здесь это гибрид оборотня с обыкновенным волком. Как правило, всё-таки с волчицей — никакая оборотниха в здравом уме под зверя не ляжет, да и к тому, кому в кайф пялить дикого зверя, тоже много вопросов… Что характерно, с себе подобными оборотни не скрещиваются: ребёнок двух оборотней будет прогрызать себе путь наружу из материнского чрева вместо того, чтобы родиться по-человечески.
  • «Детектив Эдуард Ларан: сверхъестественные расследования». В петербургской полиции завелись оборотни в погонах. Оборотни — настоящие.
  • Владимир Титов, «Уединённый домик на Васильевском» «Дом на Волчьих Выселках».
  • Элеонора Раткевич, «Ларе-и-т’аэ» — оборотни Эттарма, к которым относится и королевский род.
  • В. Пелевин, «Священная книга оборотня» (и «Проблема верволка в средней полосе»).
  • О. Панкеева, «Хроники странного королевства»: вся королевская семья Поморья — стихийные оборотни.
  • Илона Волынская, Кирилл Кащеев, «Ирка Хортица» — соколы и верфольфы (последнее ещё самые натуральные оборотни в погонах) которые поддерживают порядок в магическом мире.
  • Надежда Попова, «Конгрегация» — ликантропы встречаются двух разновидностей: одни в нечеловеческой форме выглядят как «двуногие страшилища с лапами, похожими на руки»; другие, более редкие и старшие в иерархии, превращаются в полноценных волков. Те и другие — исключительно злобные и опасные твари. Правда, высказываются предположения, что их злобность скорее социально обусловлена, нежели является частью «природы зверя»; но факт остаётся фактом: добрый оборотень на все книги известен ровно один.
  • «Оборотень» Евгения Долматовича — героиня, как и её отец. Природа не ясна: с одной стороны — папаша производил какие-то исследования, а дочь пытался преобразовать по своему образу с помощью операции; с другой происходящая трансформация за рамками простой биологии.
  • «До последнего вздоха» Феликса Кривенцова — главный злодей — классический, кувыркающийся через нож оборотень-людоед.
  • Андрей Белянин, «Моя жена — ведьма» — Наташа, жена главного героя превращается в волчицу. Также старый Сыч в одном из миров, он тоже оборотень.
  • «Смирнов, Петров и заговор вещей» Владимира Чубукова — весьма странный оборотень-шифоньер, запихивающий жертву внутрь себя и растворяющий в темноте.
  • «Восход чёрного солнца» Драко Локхарда — ярры с Уорра, люди-оборотни, дикие и злобные лесные жители.
  • Олег Кожин, «Разноамериканцы» — протагонист-POV-персонаж.
  • Евгений Лукин, «Серенький волчок». Любопытная, так сказать, инверсия. Обычно оборотень — это человек, факультативно обращающийся в волка. Здесь же, наоборот, мы имеем волка, факультативно обращающегося в человека. Со всеми соответствующими следствиями: от продолжительности жизни не человечьей, а волчьей (подсвечивается, что всего за несколько лет человеческая форма оборотня превратилась из подростка в стареющего мужика) до волчьих, а не человечьих, представлений о морали.
  • Татьяна Адрианова, «За что не берутся даже джинны» — мул гулей оказался оборотнем.
  • Метавселенная Рудазова:
    • Трилогия Преданий — собственно, тот самый Серый Волк из фольклора, «по документам» — Яромир Волхович. В отличие от фольклорного, может обращаться только в волка и человека, ну и ещё в некую промежуточную форму. Унаследовал талант от отца — былинного Волха Всеславича, полноценного волхва-метаморфа; такое же наследство досталось его сиблингам: Бречиславу, Финисту и Белославе. Стандартные, проклятые оборотни тоже бывают: одна из нерассказанных сказок кота Баюна рассказывает о встрече Яромира с вервольфом в немецких землях.
    • Цикл «Архимаг» — посмертный персонаж Барден Зверь и его ныне здравствующая дочь Малдавия Пушистая, оборотни-леопарды. Поскольку у оборотней при ктулхуизме не нашлось такого же лобби, как у вампиров, они считались париями, и Барден, как утверждают злые языки, выучился на метаморфа, чтобы скрыть одну форму за множеством.
  • Макс Фрай — инверсия почти как у Лукина. Оборотни Соединённого Королевства, они же скархлы — это именно что звери, оборачивающиеся людьми (и не только звери — есть и грибы, и даже камни). Причём в этом виде с успехом с людьми (и с кейифайями, и с крёггелами, и с эхлами, и со всеми остальными) скрещиваются. Так, сэр Джуффин — потомок оборотней-лисиц, а Соединённым королевством некогда правила династия вурдалаков Клакков — классических вервольфов.

На других языках

  • Старше, чем феодализм. Петроний, «Сатирикон» — один из гостей на пиру Тримальхиона рассказывает историю: «У меня — душа в пятки: стою ни жив ни мёртв. А он помочился вокруг одежды и вдруг обернулся волком. Не думайте, что я шучу: я ни за какие богатства не совру. Так вот, превратился он в волка, завыл и ударился в лес!»
  • П. Мериме, «Локис».
  • Леся Украинка, «Лесная песня» — Лесовик превращает Лукаша в волка-оборотня за то, что тот предал Мавку. При этом играется не очень популярный в наше время, но классический фольклорный вариант: оборотень обращается не на ночь или при полной луне, а на полгода, с соответствующими последствиями для психики и личной жизни (в общем-то, именно поэтому ситуация не воспринимается как совсем уж чистое пинание сукиного сына).
  • Дж. Р. Р. Толкин — волколаки (Werewolves) в Средиземье служат Саурону и Мелькору, хотя это не и не люди, а падшие майар, принявшие облик волков. Созданием такого же порядка, только в облике другого зверя, считается Тхурингвэтиль.
    • Саурон и сам превращается в огромного волка для боя с Хуаном. Мог и не только в волка, но в данный конкретный момент хотел исполнить тяготеющее над валинорским псом пророчество. Никогда в жизни Тху так не ошибался.
    • С помощью шкуры одного из таких волков Лютиэн превратила Берена в одного из них, чтобы пересечь Анфауглит. В «По ту сторону рассвета» адекватно отражено: едва сбросив шкуру, Берен тут же рубит её в клочья и категорически требует от любимой никогда больше такого с ним не делать — боится, что понравится.
  • Пер Сивле, «Баллада об оборотне»:
«

Все эти страсти Сном он считал, Но вкус мертвечины Во рту ощущал.

»
— перевод с норвежского И. Бочкаревой
  • Саки (Г. Х. Манро), «Габриэль-Эрнест» — джентльмен встречает в лесу мальчика-подростка, почему-то обнажённого. Это не Индия и не Маугли.
  • Дэвид Гарнетт, «Женщина-лисица». Или отнести к кицуне в спец. статью?
  • Роберт Говард, «Ожившее предание» — пикт-оборотень.
  • Генри Каттнер, рассказ «К Боатлю и обратно» — латиноамериканские оборотни, люди-змеи.
  • Гэри Браднер, Трилогия «Вой».
  • Грэм Мастертон, рассказ «Ковёр».
  • Многие книги Р. Л. Стайна: «Оборотень из болот», «Шкура оборотня», «Оборотень в гостиной», «Ты умеешь хранить секреты?», «Зловещий лунный свет», «Зловещее сияние луны» (совпадение названий русских: в оригинале «Зловещее сияние луны» называется «Full Moon Halloween», то есть «Хэллоуин в полнолуние», спасибо надмозгам), рассказы «Первая охота» и «Зефирный сюрприз». Также книги-игры «Ночь в лесу оборотней», «Оборотни Безумничьего домика» и «Кошмар на весь день». Эпизодически появляются в повести «Улица страшных снов» и цикле «Кошмария».
  • «Досье Дрездена» — книга «Луна светит безумцам» полностью посвящена оборотням, причём со следующей классификацией:
    • Собственно вервольфы — человек магическим образом превращается в волка, при этом разум остаётся человеческий.
    • Ликантропы — дух волка и тело человека, суперсила и регенерация в придачу, особенно в полнолуние.
    • Гексенвольфы (правильнее было бы хексенвольфы — от немецкого «хексе» — ведьма) — человек превращается в большого волка при помощи какого-либо артефакта, разум остаётся человеческим, но управляется волчьим духом.
    • Лу-Гару — проклятый человек в полнолуние становится оборотнем-демоном, сверхъестественная сила и скорость в придачу. Единственное, чем его можно убить — фамильное серебро.
  • «Плоский мир»:
    • Сержант городской стражи Ангва.
    • Также на Диске существуют так называемые еннорки: оборотни, которые не умеют превращаться. По всем остальным параметрам, включая генетику, они оборотни — но навсегда застрявшие в человеческом или в волчьем облике. Например, брат Ангвы Андрей — еннорк-волк; он убежал из дома, спасаясь от расиста-брата, и теперь притворяется собакой и стережёт овец. А вот младшую сестру, застрявшую в человеческом облике, этот старший брат так-таки убил. Доказать ничего не удалось, но сама Ангва была в этом уверена…
    • А ещё в одном романе фигурирует не человек-волк, а волк-человек: волк-оборотень, который обычно просто волк, но в неделю полнолуния превращается в антропоморфного волка. Он даже завязал роман с вервольфихой, которая обычно человек, но в неделю полнолуния тоже превращается в антропоморфного волка.
    • Кот Грибо после действий ведьм в «Ведьмах Заграницей» порой спонтанно превращается в человека, что технически делает его котом-оборотнем. Ведь сложно лишь в первый раз.
  • «Гобелены Фьонавара» Гая Гэвриела Кея — Галадан, Дракон местного главгада.
  • В поттериане смягчить последствия трансформации (в частности, оставить оборотню человеческое сознание) может аконитовое зелье, но полностью вылечиться от ликантропии нельзя. Есть плохой Фенрир Сивый (Грейбек), но есть и хороший Ремус Люпин, которого в отрочестве покусал Фенрир.
    • Кроме собственно оборотней (с неуправляемой трансформацией) в том же сеттинге есть и анимаги, которые могут контролировать процесс. Плохость или хорошесть от наличия подобных способностей не зависит; хотя большинство упоминавшихся в сеттинге анимагов «хорошие», но это скорее случайность.
  • Весьма нестандартные оборотни в ПЛиО: там они не физически превращаются в зверей, а переселяют свой разум в тело специально подготовленного зверя. Оборотни, переселяющиеся в волков или лютоволков, называются варгами; именно этот магический талант в крови у семьи Старков.
  • «Сумерки» — Джейкоб и (некоторые) члены его племени Квилетов, образующие стаю. Технически являются так называемыми «изменяющими форму». Могут превращаться в любое время суток, мгновенно и безболезненно (хотя новички могут обернуться неосознанно, под влиянием эмоций), при превращении выглядят как волки величиной с хорошую лошадь, разум сохраняют. В человеческом обличье их выдаёт разве что резко возросшие (после становления оборотнем) рост и физическая сила, высокая температура и особый запах (который могут учуять только вампиры). Характерной особенностью является то, что члены одной стаи способны слышать мысли друг друга. Способность к превращению у них передаётся генетически.
    • На протяжении книг упоминаются и «традиционные» вервольфы: «Дети Луны», или же истинные оборотни. Эти, в соответствии с фольклором, превращаются при полной Луне, при трансформации не контролируют себя, питаются исключительно сырой плотью, испытывают инстинктивную ненависть к вампирам, а силу свою передают через укус. Не стареют и биологически бессмертны (хотя их сердце по-прежнему бьётся), отличаются регенерацией, в бою представляют собой машины для убийств, способные в одиночку управиться с несколькими вампирами (Квилеты могли провернуть это лишь стаей). Но при этом являются строгими одиночками и стай почти никогда не образуют, по причине чего были практически истреблены кланом Вольтури.
  • Уильям Уинтл, «Зов Тьмы» — старая цыганка, являющаяся ведьмой и волчицей-оборотнем.
  • Цикл «Настоящая кровь» Шарлин Харрис — много второстепенных героев, вервольфы, верпумы и прочие.
  • Når dyrene drømmer («Когда звери мечтают»).
  • «Тёмная башня» — Мордред Роландович Дискейн, юный верспайдер, то есть превращается в гигантского паука.
  • Кертис Джоблинг, серия «Верлорды». Фэнтези о мире, где правящей расой являются различные виды оборотней. Главный герой — вервольф, его друг-умник — оборотень-кабан и многие другие.
  • «Малазанская книга павших» — в этом мире встречаются оборотни двух видов: одиночники (Soletaken) — гуманоиды, принимающие облик определённого зверя, от волка до дракона (иногда бывает наоборот), и д’иверсы (D’ivers), превращающиеся в нескольких зверей одного вида сразу.
  • «МИФы» Роберта Асприна — оборотни живут в том же измерении, что и вампиры, в полнолуние принимают человеческий облик.
  • «Боров-волк» Иоганна Августа Апеля и «Вервольф Хьюго» Сазерленда Мензиса — одни из первых современных книг о вервольфах.
  • Джордж Рейнольдс, «Вервольф Вагнер»: тут оборотничество — расплата за вечную молодость.
  • Гай Эндер, «Парижский оборотень».
  • Стивен Кинг, «Цикл оборотня».
  • Фантастическая серия «Аниморфы» К. Апплгейт. Возможность превращаться в животных (любых, к которым получится прикоснуться) даруется инопланетной технологией.
  • Братья Капрановы, «Кобзарь 2000», Soft, рассказ «Петрусь»: почти прямо сказано, что заглавный персонаж, любовник главной героини — оборотень. Обращается каждое полнолуние и сбегает на это время в лес (в ситуации, когда не смог под благовидным предлогом смыться заранее, выпрыгнул из окна, разбив стекло) — что практически каждый раз кончается в лучшем случае тяжёлой простудой (обращался-то он без одежды, а подшёрстка у него, видимо, нет). В виду всего этого не может построить свою жизнь, а единственная женщина, захотевшая с ним быть — едва ли не ровесница его матери, которая, похоже, и испытывает к нему скорее материнские чувства (во всяком случае, после их первого секса она чувствует себя едва ли не педофилкой, хотя ему двадцать — на тот момент она точно не знала, сколько, но могла быть уверена, что восемнадцать-то есть, — и ничего противозаконного или неэтичного в этом романе нет). Как в этой вселенной становятся оборотнями — неизвестно (похоже, что не инфекция и не наследственное; у персонажа началось после полового созревания, но других примеров не показано, возможно, просто совпадение).
  • Аннет Куртис Клауз, «Кровь и шоколад» — пример варианта «волки и романтика» с зигзагом: главная героиня, девушка-оборотень Вивьен, не хочет становиться очередной женой живущего уже не первую сотню лет вожака стаи и попадает под чары симпатичного художника-человека, который из-за этого вскоре становится объектом охоты стаи, но внезапно оказывает оборотням достойное сопротивление, а с помощью Вивьен и вовсе почти уничтожает всю стаю, но в конце оказывается, что он профессиональный охотник на оборотней и использовал наивную волчицу, чтобы подобраться к стае и вожаку. Человек — это звучит жутко.
  • «Дикие карты» — способность в этом сеттинге может быть получена благодаря инопланетному мутагенному вирусу.
    • Канализационный Джек — превращается в девятифутового аллигатора, с прогрессирующей утратой человечности. Способен к частичной трансформации, прозвище получил по ассоциации с городской легендой из США, где аналогом метрокрыс являются метрокрокодилы. Гей, ВИЧ-инфицирован. В облике аллигатора прогресс ВИЧ-инфекции останавливается. Зоо-эмпат Багабонд может принудительно возвращать ему человеческий облик.
    • Алисия Ншомбо — оборотень-леопард; может делиться своей способностью с другими через «магический ритуал».
    • Водолей (Aquarius) — оборотень-супер-дельфин. Второй облик размером с касатку, плюс суперсила, суперпрочность и управление морской фауной а-ля Аквамэн. Один из аватаров Марка Мэдоуза.
    • Малыш-Динозавр — уже не просто оборотень, но ограниченный метаморф. Превращается в известных ему динозавров, но с ограничением по собственной массе. Скорее всего, такая способность была получена именно из-за того, что ребёнок ещё до заражения вирусом фанател именно от динозавров.
    • Девушка-Слониха. Собственно во что превращается, тем и называется. Машет ушами и летает. Компенсирует недостаток / избыток массы при трансформации поглощением / взрывным сбросом энергии.
    • C. C. Ryder, «Оборотень-вагон метро» — общается во втором облике с помощью изменчивых граффити на собственных бортах. Крайне плохо, вплоть до добровольно-принудительной терапии антидепрессантами, контролирует трансформацию.
  • Марлон Джеймс (Ямайка), «Чёрный леопард, рыжий волк» — охотник по прозвищу Леопард, являющийся аниото, и Нуйя, являющаяся ипундулу, а также некто по прозвищу Ипундулу, да, являющийся Ипундулу.
  • Михаэль Энде, «Бесконечная история» — Гморк (гм… орк?). По его словам, оборотни — существа не имеющие родного измерения и поэтому способные беспрепятственно ходить между мирами, принимая различные облики в зависимости от места. Сам он в Фантазии воплотился в виде чудовищного волка. Служил Ничто из зависти к тем, у кого есть родной мир.
  • Сага о ведьмаке, «Сезон гроз» — Отто Дуссарт, старый приятель Геральта, а также его жена и, похоже, дети.

Сетевая литература

  • «Мать учения» — кланы оборотней. Способности оборотня создаются путём непростого магического ритуала, но после удачного закрепления наследуются, благодаря чему оборотни организованы кланово. Известны кланы волков, орлов, кошек и даже голубей. Всем кланам доступна частичная трансформация и некоторые преимущества второй ипостаси (слух, нюх, зрение). Вторая ипостась неочевидна, но вкупе с клановым воспитанием накладывает отпечаток на характер оборотней, и в свою очередь — на репутацию кланов. Кошки, например, считаются плутами, волки — диковатыми лесовиками и т. д. Ритуал создания оборотней основан на магии душ и чреват радикальными наследуемыми переменами в психике, а его центральным ингредиентом являлась эссенция Панаксета из Переменчивой Плоти, одного из Первичных Чудовищ, существа-метаморфа, заточённого богами в личной тюрьме чуть ли не со времён сотворения мира. Ритуал освобождения Панаксета требует приносить в жертву детей-оборотней, выделяя из их крови унаследованные крохи той самой эссенсции.

Кино

  • «Красная Шапочка» (2011 г.) — готическая версия. Красная Шапочка, которая носит кроваво-красный плащ с капюшоном. Оборотень — это отец главной героини, в финале фильма таким становится и её возлюбленный.
  • «Псы-воины» — история об отряде британских войск, столкнувшихся с оборотнями в горах Шотландии.
  • «Чёрные праздники» — ох, не стоило девушке искать своего давно пропавшего отца. У него ведь были более чем веские причины скрываться от неё. И особенно не стоило этого делать во время солнечного затмения…
  • «Человек-волк» от 1941 года и его перезапуск.
  • Франшиза «Подросток-оборотень»
  • «Вой» (1981).
  • «Американский оборотень в Лондоне».
  • «Серебряная пуля», экранизация «Цикла оборотня» Кинга.
  • «Оборотень».
  • «Ван Хельсинг».
  • «Взвод монстров».
  • «Кровь и шоколад» — экранизацию заметно упростили и опошлили, сделав охотника на оборотней крутым простым смертным (чья крутость из-за этого ничем не обоснована) и подарив Вивьен хэппи-энд с ним.
  • «Хэллбой» 2019 года — майор Бен Даймио, к обоюдному неудовлетворению выданный протагонисту в напарники, оказывается ягуаром-оборотнем.
  • «Раскрашенная кожа» — герой-бисёнэн привозит из похода, в довесок к любимой жёнушке, влюблённую в него Хули-цзин — китайскую версию кицунэ. а разгребать опять Донни Йену И всё заверте…
  • «Волк-полицейский» — положительный буквальный оборотень в погонах.
  • «Другой мир».
  • «Мрачные тени» Тима Бёртона. Девушка-подросток, внезапно оказавшаяся оборотнем. Впрочем, в драке с ведьмой (с чьёй подачи её укусили в детстве), эта особенность даже пригодилась.
  • Трилогия «Ginger Snaps» — оборотничество выступает метафорой менструального цикла и, возможно, взросления.
  • «Волк» — винрарный фильм эпохи VHS с Джеком Николсоном. Стать оборотнем можно через укус и через искреннюю любовь оборотня.
  • «Малефисента» — подручный заглавной героини Диаваль с её же помощью может превращаться в различных животных.
  • «Мальчик, который рассказывал об оборотне» — сначала оборотнихой становится сестра заглавного героя, заразившись через кровь оборотня, а примерно в середине фильма оказывается, что и он сам — урождённый оборотень, наследный защитник человечества от вампиров.
  • «Кошелёк или жизнь».
  • «Вой» (2015)[3] — стая оборотней останавливает ночной пригородный поезд, убивает машиниста и начинает методично выковыривать из вагонов пассажиров

Телесериалы

  • «Зов крови» — из основных персонажей Дайсон.
  • «Гримм» — с определённого момента оборотнем стал Ву.
  • «Библиотекари» — Анубис оказался прародителем оборотней.
  • Ну и «Teen Wolf», разумеется…
  • «Волчье озеро».
  • «Охотники за нечистью» — во второй серии главные герои побеждают стаю оборотней.
  • «Настоящая кровь» — две разновидности и два подвида внутри одной из них — перевертыши, способные превращаться в любое животное, и веры, которые делятся на вервольфов — классических волков-оборотней (только уязвимых абсолютно к любому оружию), и верпантер — оборотней-леопардов. В отличие от вампиров и перевертышей, веры стараются скрывать от остальных свое существование и стремятся убивать тех, кто узнал о нем. Те, кто знает о существовании веров, в большинстве своем, относятся к ним с презрением.
  • «Wednesday» — встречаются среди учеников Невермора. В частности, соседка Уэнсди по комнате Энид Синклер — оборотница, которая всё никак не пройдёт первую трансформацию, хотя по возрасту уже бы пора.

Мультфильмы

  • «Сказка о солдате» (1948) — три оборотня (кошка, крыс и филин), захватившие царский замок и держащие в страхе всю округу. В оригинальной сказке это были черти.
  • «Монстры на каникулах».
  • «Приключения Пильи» — пастушок, встреченный в Долине Оборотня, оказался оборотнем-единорогом. Не в курсе о своей природе и не верит в единорогов.

Мультсериалы

  • «Школа монстров» — много разных монстров, и оборотни в том числе.
  • «Любовь, смерть и роботы» — кицуне-стимпанк-киборг-вигилант в серии «Доброй охоты» и солдаты-оборотни в Афганистане в серии «Оборотни».
  • «Приключения Базза Лайтера и Звёздной команды» — после укуса энергетического вампира-робота HOC-4-A2 сослуживец Лайтера превратился в роборотня — похожего на механического волка-оборотня киборга. Появлялся в двух сериях, в которых пародировались штампы вампирского и оборотнического жанров. В первой — «Роборотень» — превращался в зверя всякий раз, когда попадал под лучи радиоактивной луны, с лёгкостью справился со всей Звёздной командой и чуть не убил Базза, но сумел воспротивиться звериному инстинкту и продержаться, пока соратники Лайтера не уничтожили луну. Во второй — «Месть монстров» — принял облик роборотня, когда HOC-4-A2 надел ему на шею амулет из сохранившегося кусочка радиоактивной луны, после чего был подчинён энерговампиром, который, с помощью особого орудия планировал превратить в роборотней всех жителей галактики, дабы раз и навсегда решить проблему своего питания. В конце серии сумел вырваться из-под контроля и, как и положено оборотню, уничтожил вампира в коротком поединке.
  • «Каспер: Школа страха» — Вольфи.
  • «Супер Монстры» — Лобо и его родные.
  • Cybersix: Элейн, одно из творений доктора фон Рихтера.
    • И Лукас, подпавший под влияние Элейн.
  • My Little Pony: Friendship is Magic — раса чейджилингов (перевёртыши в народном переводе и оборотни в официальном дубляже) во главе с их злобной королевой Кризалис. В истинном своем облике выглядят как пони, но с чертами насекомых, в сущности представляют нечто среднее между, собственно, оборотнями и энергетическими вампирами: принимают облик любого существа и питаются любовью.
  • «Черепашки-ниндзя» (2012) — Вулко.
  • «Боевой континент» — оборотни уже рождаются жестокими, людей воспринимают как еду, а 500 оборотней могут перебить армию из 10 000 солдат.
  • «Футурама» — в одной из серий были роботы-оборотни, в полнолуние превращающиеся в автомобили-убийцы.
  • «Чудовищная сила» — чаще всего заглавному отряду борцов с чудовищами приходится иметь дело с вампирами, но и оборотням тоже уделено немало внимания. Начать хотя бы с того, что один из участников отряда, Люк Тальбот, — оборотень. А его заклятый враг, вервольф Бэла, вполне потянет на второго по важности антагониста (после Дракулы). Кроме того, во второй серии появляется целая стая оборотней, возглавляемая тем же Бэлой, а в восьмой — орден борцов с оборотнями. По нашей шкале класс опасности здешних оборотней приблизительно 2: быть может, они не так опасны, как вампиры, но тоже представляют серьёзную угрозу.

Аниме, манга, ранобэ

  • Манга и аниме Wolf Children про девушку, воспитывающую волчат, родившихся у неё от парня, которого она любила и который, к несчастью, погиб.
  • «Волчица и пряности» — правда, тут обращаться умеет богиня.
  • Fullmetal Alchemist — разумные (созданные из людей) химеры обладают подобными способностями, ибо в нормальном состоянии они выглядят как вполне себе обычные люди, но во время боя принимают вид звероподобных гуманоидов.
  • Hellsing — Гауптштурмфюрер Ганс Гюнше способен перевоплощаться в огромного белого волка.
  • Soul Eater — Фри, он же «Дьявольский глаз», он же Заключённый № 13. Последний из клана бессмертных оборотней.
    • Блэр. Милейшая кошка с сильной магией и, как оказалось, ни разу не ведьма, чем зафейлила попытку Соула стать Косой Смерти — пришлось начинать заново.
    • Ведьмы Мидзунэ и Эрука Фрог — мышь и лягушка соответственно.
  • «Принцесса чудовищ» — Лиза Вайлдман.
  • Bungou Stray Dogs — Ацуши Накаджима, способный превращаться в огромного белого тигра.
  • Волчий дождь — нестандартный вариант. В этом сеттинге волки умеют принимать облик людей и скрываться среди них.
    • Волки умеют принимать видимость людей, но при этом физически не меняются, оставаясь волками. Что зачастую приводит к проблемам: так ещё в первых сериях Цумэ за отсутствием рук пытался удержать свалившегося в пропасть человека челюстями — но тот от боли сорвался. И старые волки-грузчики тоже использовали своеобразную упряжь, а не руки.
  • One Piece — любой фруктовик типа Зоан.
  • Grancrest Senki — здесь оборотни являются отдельной расой, способны принимать волчий облик по желанию. Их отличительные признаки — смуглая кожа и зелёные глаза. Несмотря на то, что их сила исходит от Хаоса, они являются одними из самых последовательных борцов с Хаосом. При этом они знают, что в случаи уничтожения Хаоса их сила пропадёт, но им всё равно.
  • «Rosario to Vampire» — Гинъэй «Гин» Мориока.
  • «Охотник на вампиров D».
  • «Детектив-оборотень Инаба».
  • «Гиперполиция».
  • Wolf Guy — Ookami no Monshou.

Комиксы

(link)

Ночной Оборотень
  • Fables — Бигби. В спин-оффе Fables: Werewolves of the Heartland есть целая деревня оборотней, порождённых Бигби.
    • Только Бигби — это волк, который превращается в человека, а не наоборот. И он хороший.
      • Хорошим, условно, он стал только сильно ближе ко времени повествования, до этого был тем ещё злодеем.
  • Вселенная Marvel — Ночной Оборотень, Человек-Волк, Вервольф, Волчица, Пума, Ночной Вампир, Феросия; причём классическим оборотнем является первый; второй превратился в оборотня, присвоив найденный на Луне необычный камень и сделав из него амулет; на третьего влияет не Луна, а Марс; способность Волчицы оборачиваться определена геном икс; пятый оборачивается антропоморфной пумой благодаря индейскому ритуалу; шестая изначально была обычным оборотнем, племянницей Ночного Оборотня, но после схватки с дочерью Дракулы, Лилит, обрела, в дополнение к оборотничеству ещё и вампирские способности, при этом сохранив способность ходить под лучами солнца; а седьмая и вовсе обычная волчица, волею мага-злодея превращённая в нечто среднее между волком и человеком.
    • Там же с прикрученным фитильком — вид люпус сапиенс — разумные гуманоиды, эволюционировавшие не из обезьян, а из волков. Все они относятся к людям-икс, и одной из них является как раз вышеупомянутая Волчица; другие известные представители — Росомаха, Саблезубый и Ромул — основатель Рима и величайший стратег и генетик на Земле, если не во всей Вселенной.
      • По словам сестры Ромула, Рем, люпус сапиенс — его большая мистификация, и никаких хомо люпус не существует. Поскольку она с ним на ножах, оба рассказчика не слишком-то надёжны.
    • Росомаха в одном из комиксов на время превратился в оборотня.
    • Есть вселенная, в которой герои стали оборотнями — Земля-7085.
  • Вселенная Bubble:
    • Здесь существует целая раса оборотней, являющаяся потоками обезумевших от собственной магии шаманов. Причём Свартжель, дочь бога-ворона Кутха, научилась подчинять оборотней своей воле, меняя их волчью сущность на воронью.
    • Оборотнем является городской шаман Чёрный Пёс. Стал таковым, в достаточной степени изучив природную магию.
    • Иван-Царевич/Волк превращается в, собственно, волка, при помощи магической шкуры. Причём превратиться он может как частично, так и полностью.
  • Вселенная Chaos! Comics:
    • Chastity — оборотни, как и другие сверхъестественные существа, живут бок о бок с людьми и, как и вампиры, чаще всего возглавляют различные враждующие мафиозные группировки.
    • Lady Death — оборотни, как и вся остальная нечисть, много раз встречались на пути заглавной антигероини. С кем-то из них он даже сражалась плечом к плечу, но чаще их вводили в сюжет в качестве противников на разминку.
  • Hack/Slash — если с вампирам Кэсси, хоть и редко, но вступала в диалог и иногда даже договаривалась по хорошему, то с оборотнями она всегда предпочитала общаться только посредством верной бейсбольной биты.
  • Улла фон Хаген, она же Улула, из эротических комиксов итальянского издательства Edifumetto — оборотниха-супермодель, а попутно еще и вигилантка. Стала оборотнихой, когда ее дядя, граф Вилфрид фон Хаген, был вынужден перелить ей волчью кровь, пытаясь спасти после автокатастрофы.

Видеоигры

(link)

The Order: 1886
  • В играх The Elder Scrolls II: Daggerfall, The Elder Scrolls III: Bloodmoon и пятой частой той же серии, Skyrim можно играть оборотнем.
  • King's Bounty — в числе войск имеется эльфы, способные перекидываться в волков.
  • В игре Vampire: The Masquerade — Bloodlines по сеттингу Мира Тьмы игрок может познакомиться со знаменитым представителем клана гангрелей, которые славятся своей способностью к перевоплощению. На вопрос «Ты что, оборотень?» он отвечает нечто вроде: «К вашему сведению, оборотни не имеют привычки вежливо здороваться с вампирами». Но в игре есть и настоящие оборотни — акула-оборотень Зигена и волки-оборотни в Гриффит-парке.
  • В ShadowCaster главный герой оборотень, по ходу игры получающий доступ ко множеству обликов.
  • Gabriel Knight: The Beast Within — вся игра об этом.
  • Darkstalkers — один из героев этого файтинга — оборотень Джон Талбейн, он же Джеллон.
  • Ведьмак — в Вызиме Геральт встретит оборотня, которым является капитан городской стражи Винсент Мэйс. Ему нравится быть в волчьей шкуре, но ведьмак может всё равно избавить его от проклятия, и в качестве благодарности экс-оборотень придёт Геральту на помощь. Можно также убить оборотня и заполучить ценный ингредиент, зелье из которого усиливает боевые способности ведьмака в ночные часы. Романтическая составляющая в наличии — оный оборотень влюблён в Кармен, и именно она просит Геральта излечить возлюбленного от ликантропии.
    • Ведьмак 3: Дикая Охота — среди второстепенных антагонистов попадаются вервольфы. Одна из них косплеит Красную Шапочку и явно вдохновляется примером Ренфри.
  • Серия BlazBlue — почтенный пожилой дворецкий Валькенхайн Р. Хеллсинг, он же — один из спасителей мира, легендарной Шестёрки Героев.
  • The Wolf Among Us — главный герой, Бигби, является оборотнем.
  • Killer Instinct — граф (вернее барон) фон Сабревульф.
  • «Аллоды Онлайн»: волколаки, медведени и лисы-оборотни. Если первых мы иногда встречаем в человеческом облике, то вторые и третьи постоянно находятся в промежуточной между человеческой и звериной форме.
  • Planescape: Torment — можно прочитать в одном из Камней Душ, каково это — превращаться в медведя. Причём описывается так, что очень хочется попробовать…
  • The Liar Princess and the Blind Prince
  • Серия Castlevania — оборотни (как правило волки) встречаются как рядовые противники, так и боссы. Часто после гибели превращаются в людей.
    • Протагонист игры Castlevania: Legacy of Darkness Корнель является оборотнем.
    • Один из ключевых персонажей серии сын Дракулы Алукард умеет принимать облик волка.
  • Seiken Densetsu 3 — Кевин, один из игровых персонажей, по ночам он принимает волчью форму, становясь гораздо сильнее, так что к боссам лучше идти после заката.
  • WarCraft — воргены — это жертвы проклятия воргенов, превращающих ночных эльфов и людей в кровожадных оборотней. Первыми воргенами являются Друиды Косы, которых другие друиды погрузили в Изумрудный Сон. Однако маг по имени Аругал освободил их для защиты Гилнеаса от сил Плети. Только он не учёл, что проклятие воргенов может добраться и до обычных людей. Но благодаря усилиям алхимика Креннана Аранаса и ночных эльфов проклятие удалось частично обратить вспять и превратить в невероятно клёвое проклятие.
  • Sonic the Hedgehog — в одной из игр серии ёж побывал и оборотнем.
  • The Legend of Zelda Twilight Princess — необычный пример. Оказавшись в Сумраке, Линк превращается в волка. И это не проклятие, а дар богов, который может получить только избранный герой. Потому что любое живое существо Светлого мира, вступив в Сумеречный мир, лишается физической оболочки и становится просто душой без тела. И только Линк способен освободить Хайрул от Сумрака в волчьем облике.
  • Disciples — разновидность нежити, разумны, совершенно невосприимчивы к физическому урону, но от любой магии быстро дохнут.
  • «Герои Уничтоженных Империй» — опять таки нежить. Могут переключаться между человеческой формой (довольно живучие стрелки с арбалетами) и волчьей (очень быстрые бойцы ближнего боя с регенерацией). По лору способны восстанавливаться, даже будучи разорванными на куски, и умирают только от огня. В игре, к счастью, нет.
  • Bloodborne: один из боссов, отец Гаскойн, охотник, который подвергся проклятию зверя. В финальной фазе боя он, завывая и отбрасывая топор с мушкетоном, принимает форму чудовища (за которое, кстати, он принимает главгероя).
  • Werewolf The Apocalypse Earthblood — мы играем за оборотня Кахала, здесь это не изменённые люди, а представители народа Гару, экотеррористы, то есть верные стражи природы, противостоящие корпорации, которая уничтожает всё, до чего дотянется.

Настольные игры

  • «Vampire: The Masquerade» — один из кланов, доступных игроку, имеет дар перекидываться в некого зверя. Однако это не настоящие оборотни, а разновидность вампиров. Та же компания издала для той же вселенной отдельную линейку книг об оборотнях — Werewolf: the Apocalypse, а в Changeling: The Dreaming имеются зверободные фейри именуемые паки и способные полностью превращаться в зверя.
    • Более того — в Changeling: The Dreaming есть и Искусство Метаморфоза (Metamorphosis), позволяющее на четвёртой точке любому фейри (хоть ши, хоть красной шапке) превращаться в зверя (или превращать в него кого-то другого в качестве проклятия).
  • Битвы Fantasy: четверо волков-оборотней служат Колдуну. Отряд довольно мощный — это настоящие реактивные громилы. Единственный недостаток — они не могут пользоваться боевыми орудиями.
  • Warhammer 40,000: VI Легион Космодесанта «Космические Волки» — с самого посвящения, всю свою жизнь борются с «Проклятьем Вульфена» (Вервольфа). В моменты сильного стресса могут неожиданно обратиться в волосатую, кровожадную, безумную тварь, с чрезвычайно большим трудом отличающую своих от чужих. Хотя вернувшаяся из варпа 13-я рота космических волков нормально подчиняется приказам волчьего ярла, зато «новички» ведут себя дикарями. Что интересно, в Империуме ходит парадоксальная поговорка, что «на Фернисе — волков нет». Суть её в том, что Волков Фенриса можно только условно назвать потомками вывезенных с Земли псовых — на деле это выродившиеся до звериного состояния потомки первых колонистов — искусственно выведенных с помощью генной инженерии людей с волчьими генами. Не спрашивайте, как, это очень сильное колдунство.
  • Warhammer Fantasy Battles:
    • Дети Ульрика — в культуре Норски способность оборачиваться зверем считается благословлением богов. В Империи оборотней считают еще одной разновидностью мутантов Хаоса, но они вполне могут быть как героями, так и злодеями, хотя последних намного больше.
    • Шкуродёры — а вот эти оборотни именно что добровольно выбрали поклонение Губительным Силам в обмен на звериную силу и ловкость. Чаще всего такими становятся культисты Кхорна, но бывают и проклятые чернокнижниками. При трансформации они срывают с себя человеческую плоть, но часто не до конца, и она так и висит на них клочьями. При этом они полностью теряют разум, превращаясь в ненасытных и беспощадных хищников, а вернуть себе человеческий облик могут только наевшись сырым человеческим мясом после устроенной бойни или битвы.

Музыка

«

— Привет, добрый день! Я — оборотень, Неловко вчера обернулся: Хотел превратиться в дырявый плетень, Да вот посерёдке запнулся.

»
  • Любые переложения текста Марии Семёновой об оборотне («Оборотень, оборотень, серая шёрстка…») из «Волкодава», в частности группы «Юрс».
  • Алькор, «Не будите во мне зверя» — в комическом ключе. «Не будите во мне волка — разве мало вам меня?!»
  • «Агата Кристи», «Вервольф» (и, возможно, «Сирота»).
  • «Король и Шут»: «Охотник».
  • «КняZz»: «Вервольф», «Волкодлак» и «Волчица».
  • «Сектор газа», одноимённая песня — все мы, оказывается, немножечко ло… оборотни.
  • «Мельница», «Оборотень».
  • «Д. И. В.», песня «Оборотень» с одноимённого альбома. Главный герой — сын ведьмы и вампира, но сам является именно оборотнем.
  • «Сколот», «Оборотень».
  • Metallica, «Of Wolf And Man».
  • Disturbed, «The Animal».
  • The Vision Bleak — «Wolfmoon».
  • Bobby Pickett — «Monster Mash».
  • Почему-то эту тему любят немцы:
    • «Rammstein», «Du riechst so gut» — песню можно интерпретировать по-разному, а вот самый знаменитый клип на неё (он не единственный!) очень даже в тему.
    • In extremo, «Vollmond». И не верьте своим глазам, когда смотрите клип — в тексте песни о вампирах ни слова.
    • Powerwolf просто обожают оборотней и посвятили им огромное количество песен. Но педаль в пол придавили в альбоме Lupus Dei, который посвящён становлению оборотня из слуги дьявола воином божьим.
    • Schandmaul, «Wolfsmensch».
    • Mantus, «Wolfsmensch».
  • Финская англоязычная Sonata Arctica, «FullMoon».
  • Межколлективный концептуальный альбом-онгоинг «Ведьмак: Время Волков» — уже вышедшие композиции посвящены именно охоте ведьмака на вервольфа с замашками ницшеанца-самоучки:
« Сколько слабости в этом теле —

Но в ночи моя сила прибудет. Не по мне сон в уютной постели, Как ничтожно слабы эти люди!

Под моралью старых заветов Они все на цепи, как собаки — А когда нет подобных запретов, Люди хищники, как волколаки!

»
— Голод крови

См. также

Примечания

  1. С точки зрения русского языка такое разделение бессмысленное. Животное или человек метаморф будет оборотнем, вне зависимости от обретения данной способности.
  2. Возможно, здесь Салтыков-Щедрин подразумевает И. Я. Корейшу, юродивого, жившего по своей воле в страшной грязи, но всё равно собиравшего вокруг себя множество верящих в его ясновидение и способность лечить.
  3. В оригинале фильмы «Вой» 1981 и 2015 года называются по-разному: первый «The Howling», второй «Howl».