Редактирование: Слить моральную дилемму

Перейти к навигации Перейти к поиску

Внимание: Вы не вошли в систему. Ваш IP-адрес будет общедоступен, если вы запишете какие-либо изменения. Если вы войдёте или создадите учётную запись, её имя будет использоваться вместо IP-адреса, наряду с другими преимуществами.

Правка может быть отменена. Пожалуйста, просмотрите сравнение версий ниже, чтобы убедиться, что это нужная вам правка, и запишите страницу ниже, чтобы отменить правку.

Текущая версия Ваш текст
Строка 10: Строка 10:
* «[[Chronicles of Narnia|Хроники Нарнии]]»: пример намеренно слитой автором моральной дилеммы в «Племяннике чародея». Белая Колдунья предлагает Дигори взять волшебное яблоко, чтобы излечить его маму, и он колеблется — брать яблоки для себя запретил Аслан. Но затем она [[Что бы такого сделать плохого|зачем-то]] предлагает ему бросить в Нарнии Полли, и он с негодованием отказывается от всех её предложений, решив, что [[Полное чудовище|такое существо]] просто не может предложить что-либо хорошее. При том, что «бросить» Полли фактически невозможно — у нее есть свое волшебное кольцо для путешествий между мирами, так что выберется.
* «[[Chronicles of Narnia|Хроники Нарнии]]»: пример намеренно слитой автором моральной дилеммы в «Племяннике чародея». Белая Колдунья предлагает Дигори взять волшебное яблоко, чтобы излечить его маму, и он колеблется — брать яблоки для себя запретил Аслан. Но затем она [[Что бы такого сделать плохого|зачем-то]] предлагает ему бросить в Нарнии Полли, и он с негодованием отказывается от всех её предложений, решив, что [[Полное чудовище|такое существо]] просто не может предложить что-либо хорошее. При том, что «бросить» Полли фактически невозможно — у нее есть свое волшебное кольцо для путешествий между мирами, так что выберется.
** Ну не совсем «зачем-то», просто девочке ведьма с самого первого появления не понравилась. Кроме того, ведьме плевать, выберется девочка или нет — ведьме за чем-то важным ([[Фанатский обоснуй|связанным с ее злой магией?]]) нужно, чтобы Дигори фактически отказался от Полли (предал Полли), вне зависимости от того, что там потом будет на практике с девочкой. Ведьма не столько подстраивала пакость девочке, сколько занималась «обработкой» Дигори. Спустя много (по людским меркам) времени, во втором эпизоде, она будет похожим образом «обрабатывать» Эдмунда Пэвенси… вот только при этом будет обращаться с ним уж настолько «как с отбросом», что итоговый выбор Эдмунда почти очевиден (нафиг эту злую колдунью! [[Уленшпигель|Обещай она мне в сто раз больше унижений, мучений, страха и тоски — я и то с ней не останусь!]]), и у автора опять-таки получился троп.
** Ну не совсем «зачем-то», просто девочке ведьма с самого первого появления не понравилась. Кроме того, ведьме плевать, выберется девочка или нет — ведьме за чем-то важным ([[Фанатский обоснуй|связанным с ее злой магией?]]) нужно, чтобы Дигори фактически отказался от Полли (предал Полли), вне зависимости от того, что там потом будет на практике с девочкой. Ведьма не столько подстраивала пакость девочке, сколько занималась «обработкой» Дигори. Спустя много (по людским меркам) времени, во втором эпизоде, она будет похожим образом «обрабатывать» Эдмунда Пэвенси… вот только при этом будет обращаться с ним уж настолько «как с отбросом», что итоговый выбор Эдмунда почти очевиден (нафиг эту злую колдунью! [[Уленшпигель|Обещай она мне в сто раз больше унижений, мучений, страха и тоски — я и то с ней не останусь!]]), и у автора опять-таки получился троп.
** Не надо считать Льюиса [[МТА]], которым он не был. Тут не слитая моральная дилемма — тут [[увесистая басня]] о том, что [[Единый Бог]] [[в своём праве]] устанавливать любые правила — и они хороши потому, что их установил Он, всеблагий, даже если ''кажется, что'' из этого следует что-то плохое. И о том, что [[сатанинский архетип|злодею такого масштаба, как Джадис]], верить нельзя, даже когда ''кажется, что'' он глаголет наичистейшую истину.
* «[[Dresden Files|Досье Дрездена]]»: «Барабаны зомби» и ситуация с Коулом. Некроманты, которых весь цикл клеймили как очень злых ребят, оказывается, могут делать хорошие дела и помогать людям с помощью своей силы, более того, один из них, вроде как, собирается дать человечеству бессмертие… Ой, да ладно, ему для этого нужно уничтожить Чикаго со всеми его жителями, проехали.
* «[[Dresden Files|Досье Дрездена]]» — «Барабаны зомби» и ситуация с Коулом. Некроманты, которых весь цикл клеймили как очень злых ребят, оказывается, могут делать хорошие дела и помогать людям с помощью своей силы, более того, один из них, вроде как, собирается дать человечеству бессмертие… Ой, да ладно, ему для этого нужно уничтожить Чикаго со всеми его жителями, проехали.
** В ту же степь: Дрездену на тот момент уже дважды встречались товарищи, всерьёз собиравшиеся устроить апокалипсис (конкретно, ледниковый период и супер-пандемию) и при этом разливавшиеся соловьём на тему «я не разрушаю этот мир, а спасаю его»; ритуал породит, ни много ни мало, бога некромантии; обещание дать бессмертие людям — лишь слова Коула, причём сказанные не лично Гарри, а собственной идеалистке-ученице (которая одна и пытается спасать жизни некромантией), Дрездену же он втирал «всё равно кто-то станет некробогом, а я лишь меньшее зло»; кто-то из некромантов явно спелся с вампирами, пообещав им уничтожить людских магов после обожествления; наконец, сильно маловероятно, что бессмертие всем даром вообще возможно даже с такой силой. Там и дилеммы особо-то не было, слишком много «красных флагов».
** В ту же степь: Дрездену на тот момент уже дважды встречались [[апокалиптический маньяк|товарищи, всерьёз собиравшиеся устроить апокалипсис]] (конкретно, ледниковый период и супер-пандемию) и при этом разливавшиеся соловьём на тему «[[спасение через уничтожение|я не разрушаю этот мир, а спасаю его]]»; ритуал породит, ни много ни мало, бога некромантии; обещание дать бессмертие людям — лишь слова Коула, причём сказанные не лично Гарри, а собственной идеалистке-ученице (которая одна и пытается спасать жизни некромантией), Дрездену же он втирал «всё равно кто-то станет некробогом, а я лишь меньшее зло»; кто-то из некромантов явно спелся с вампирами, пообещав им уничтожить людских магов после обожествления; наконец, сильно маловероятно, что бессмертие всем даром вообще возможно даже с такой силой. Там и дилеммы особо-то не было, слишком много «красных флагов».
* [[Отблески Этерны]] продолжать ли оставаться на стороне друга, который стал правителем-тираном или возглавить восстание против него? Пока Робер колебался с моральной дилеммой, друг сам убился об лошадку. Впрочем, Робер в то время уже начинал готовить почву для второго варианта.  
* [[Отблески Этерны]] — продолжать ли оставаться на стороне друга, который стал правителем-тираном или возглавить восстание против него? Пока Робер колебался с моральной дилеммой, друг сам убился об [[жеребец-убийца|лошадку]]. Впрочем, Робер в то время уже начинал готовить почву для второго варианта.
* Пол Андерсон, «Патруль времени»: что же делать сотруднику Патруля времени позволить товарищу спасти любимую, погибшую во время Второй Мировой войны, и рискнуть возникновением временного парадокса, или пожертвовать девушкой, но выполнить долг патрульного и сохранить историю как есть? В критический момент появляется [[Бог из машины]] в лице пришельца из будущего и сообщает, что парадокс уже существует: девушка одновременно погибла и не погибла, так что спасти её — это как раз устранить парадокс.
* Пол Андерсон, «Патруль времени» — что же делать сотруднику означенного Патруля времени: позволить товарищу спасти любимую, погибшую во время Второй Мировой войны, и рискнуть возникновением временного парадокса, или пожертвовать девушкой, но выполнить долг патрульного и сохранить историю как есть? В критический момент появляется [[бог из машины]] в лице пришельца из будущего и сообщает, что парадокс уже существует: девушка одновременно погибла и не погибла, так что спасти её — это как раз устранить парадокс.
* «Тайна кораллового рифа» [[Р. Л. Стайн]]а — дядя Билли Дипа, учёный-океанограф, ловит живую русалку по заказу морского зоопарка, посулившего награду в один миллион долларов. Дядя вовсе не [[злодей-прагматик]], не [[Сумасшедший учёный|безумный]] и не [[неэтичный учёный]] деньги нужны ему на исследования; и тем не менее, ради науки он не считает возможным отпустить такое чудо на свободу, несмотря на то, что по сути русалка является разумным, страдающим, человеческим (!) существом. Билли пытается освободить русалку сам, но все его попытки проваливаются. По-человечески прав Билли, с точки зрения науки — его дядя. Этическую дилемму разрешают бандиты, похитившие русалку.
* «Тайна кораллового рифа» [[Р. Л. Стайн]]а — дядя Билли Дипа, учёный-океанограф, ловит живую русалку по заказу морского зоопарка, посулившего награду в один миллион долларов. Дядя вовсе не [[злодей-прагматик]], не [[Сумасшедший учёный|безумный]] и не [[неэтичный учёный]] — деньги нужны ему на исследования; и тем не менее, ради науки он не считает возможным отпустить такое чудо на свободу, несмотря на то, что по сути русалка является разумным, страдающим, человеческим (!) существом. Билли пытается освободить русалку сам, но все его попытки проваливаются. По-человечески прав Билли, с точки зрения науки — его дядя. Этическую дилемму разрешают бандиты, похитившие русалку.
* «Этические уравнения» Мюррея Лейнстера (в данном случае это не баг, а фича, смысл серии именно в [[наука — это круто|решении этических проблем научно-техническими средствами]]; другое дело, что реализация подкачала и автору приходится подыгрывать героям).
* «Этические уравнения» Мюррея Лейнстера (в данном случае это не баг, а фича, смысл серии именно в [[наука — это круто|решении этических проблем научно-техническими средствами]]; другое дело, что реализация подкачала и автору приходится подыгрывать героям).
** Маленький космический корабль землян (не умеющих пока в межзвёздные перелёты), обнаруживает за орбитой Плутона огромный военный инопланетный корабль. [[Первый контакт]], сложности взаимопонимания, взвешивание рисков, сложная дипломатия? Нет — [[Спящий корабль|корабль в спящем режиме]], и земные инженеры легко разбираются, как отключить температурные датчики, запускающие процесс пробуждения при приближении к звезде.
** Маленький космический корабль землян (не умеющих пока в межзвёздные перелёты), обнаруживает за орбитой Плутона огромный военный инопланетный корабль. [[Первый контакт]], сложности взаимопонимания, взвешивание рисков, сложная дипломатия? Нет — [[Спящий корабль|корабль в спящем режиме]], и земные инженеры легко разбираются, как отключить температурные датчики, запускающие процесс пробуждения при приближении к звезде.
** Превосходящая земные возможности техника пришельцев — красть, пытаться купить или отнять силой? Нет, земляне [[копирование — это просто|легко копируют большую часть оборудования]], в том числе сверхмощные, но очень простые и компактные двигатели, открывающие путь к звёздам, даже не разбудив мирно спящий экипаж.
** Превосходящая земные возможности техника пришельцев — красть, пытаться купить или отнять силой? Нет, земляне легко копируют большую часть оборудования, в том числе сверхмощные, но очень простые и компактные двигатели, открывающие путь к звёздам, даже не разбудив мирно спящий экипаж.
** Что делать с кораблём — отпустить с миром, реквизировать в состав флота Земли, или хотя бы разобрать на металлолом? Нет, корабль изготовлен из необычных изотопов, которые при температуре хоть немного выше абсолютного нуля при контакте с земными веществами аннигилируют, так что единственное возможно решение — заправить его и запустить на автопилоте куда подальше, чтобы не устроить большой ба-бах в Солнечной системе.
** Что делать с кораблём — отпустить с миром, реквизировать в состав флота Земли, или хотя бы разобрать на металлолом? Нет, корабль изготовлен из необычных изотопов, которые при температуре хоть немного выше абсолютного нуля при контакте с земными веществами аннигилируют, так что единственное возможно решение — заправить его и запустить на автопилоте куда подальше, чтобы не устроить большой ба-бах в Солнечной системе.
* «[[Гарри Поттер]]» — этично ли скрывать существование магии от немагического населения, не брезгуя для этого вмешательством в людскую память и лишая мир буквально чудесных решений множества проблем? А если страх магов перед немагами обоснован, то так ли уж неправы те из них, кто требуют дать немагам окорот и обеспечить магам свободу и достойное их способностей положение? Чтобы не пришлось отвечать на эти неудобные вопросы, движение в защиту прав магов сведено к примитивному нацизму и целиком отдано на откуп наглухо отбитому чернокнижнику с кликой таких же звероподобных прихвостней, сочувствовать которым решительно невозможно.
* [[Гарри Поттер]] этично ли скрывать существование магии от немагического населения, не брезгуя для этого вмешательством в людскую память и лишая мир буквально чудесных решений множества проблем? А если страх магов перед немагами обоснован, то так ли уж неправы те из них, кто требуют дать немагам окорот и обеспечить магам свободу и достойное их способностей положение? Чтобы не пришлось отвечать на эти неудобные вопросы, движение в защиту прав магов сведено к примитивному нацизму и целиком отдано на откуп наглухо отбитому чернокнижнику с кликой таких же звероподобных прихвостней, сочувствовать которым решительно невозможно.
** Никакой дилеммы нет. На каждую проблему, которую можно решить магией, но нельзя техникой, найдётся две, которые наоборот — от близорукости до рабства, так что здесь маги и маглы в совершенно равных условиях. Вторые, пожалуй, ещё и в более выгодных — первым мешает пользоваться достижениями магловского прогресса [[традиции превыше разума|упоротый консерватизм и изоляционизм]], как [[сатира]] на который книжка и писалась. Что до «достойного их способностей положения», то маглы в целом воспринимаются волшебниками в диапазоне от «[[инстинкт старшего брата|братья наши меньшие]]» до «[[мы для них животные!|ты как с пальмы спустилось?]]», так что желание занимать какое-то положение среди них для волшебника примерно аналогично желанию Билла Гейтса стать вождём сентинельских дикарей.
* «Потерянные звёзды» Клаудии Грей, книга по вселенной «[[Звёздные войны|Звёздных войн]]». Офицер Империи Сиена Ри узнаёт, что её возлюбленный, Тейн Кайрелл, перешёл на сторону повстанцев. Она разрывается между любовью и преданностью режиму… но автор раз за разом кидает её в ситуации, в которых показывает, насколько Империя плохая и не заслуживает этой преданности. В итоге Сиена остаётся на службе Империи только по причине совсем уж [[Честь прежде разума|гипертрофированного чувства долга]]. Что характерно, Тейну (и читателям вместе с ним) наоборот, всеми силами показывают, какой Альянс Повстанцев хороший.
* «Потерянные звёзды» Клаудии Грей, книга по вселенной «[[Звёздные войны|Звёздных войн]]». Офицер Империи Сиена Ри узнаёт, что её возлюбленный, Тейн Кайрелл, перешёл на сторону повстанцев. Она разрывается между любовью и преданностью режиму… но автор раз за разом кидает её в ситуации, в которых показывает, насколько Империя плохая и не заслуживает этой преданности. В итоге Сиена остаётся на службе Империи только по причине совсем уж [[Честь прежде разума|гипертрофированного чувства долга]]. Что характерно, Тейну (и читателям вместе с ним) наоборот, всеми силами показывают, какой Альянс Повстанцев хороший.
* Анника Тор, тетралогия про Стефанию и Нелли Штайнер — в последней книге Стефания разрывается между желанием увидеть отца и поехать с ним в далекую Америку и желанием остаться в ставшей привычной Швеции с возлюбленным Свеном. А в итоге Свен за кадром просто тихо сливается, внезапно оказавшись козлом и бросив Стефани.
* Анника Тор, тетралогия про Стефанию и Нелли Штайнер — в последней книге Стефания разрывается между желанием увидеть отца и поехать с ним в далекую Америку и желанием остаться в ставшей привычной Швеции с возлюбленным Свеном. А в итоге Свен за кадром просто тихо сливается, внезапно оказавшись козлом и бросив Стефани.


=== [[Кино]] ===
=== [[Кино]] ===

Пожалуйста, учтите, что любой ваш вклад в проект «Posmotreli» может быть отредактирован или удалён другими участниками. Если вы не хотите, чтобы кто-либо изменял ваши тексты, не помещайте их сюда.
Вы также подтверждаете, что являетесь автором вносимых дополнений, или скопировали их из источника, допускающего свободное распространение и изменение своего содержимого (см. Posmotreli:Авторские права). НЕ РАЗМЕЩАЙТЕ БЕЗ РАЗРЕШЕНИЯ ОХРАНЯЕМЫЕ АВТОРСКИМ ПРАВОМ МАТЕРИАЛЫ!