Теперь в космосе!

Материал из Posmotreli
(перенаправлено с «Теперь в космосе»)
Перейти к навигации Перейти к поиску
TVTropes.pngTV Tropes
Для англоязычных и желающих ещё глубже ознакомиться с темой в проекте TV Tropes есть статья Recycled IN SPACE!. Вы также можете помочь нашему проекту и перенести ценную информацию оттуда в эту статью.
« А рядом шла картина: «ТАРЗАН ПОБЕЖДАЕТ ВАМПИРОВ САТУРНА!»
Тарзан, смутно припомнил он читанное в книгах, — это герой древних народных сказаний Земли.
»
— Р. Шекли, «Паломничество на Землю»
« В земле была нора, а в норе жил хоббит… Ой, пардон! В астероиде была НОРА, а в норе жил НОРБИТ »
— Как пример…

Космооперный вариант тропа Теперь банановый!

Берём классический сюжет. Переносим действие в космооперный или иной научно-фантастический сеттинг. Или, если проще, берём похожий на исходный сеттинг и добавляем какой-нибудь научно-фантастический космический элемент в роде инопланетян. Ура, получилось!

Примеры[править]

  • Жанр космический вестерн как таковой.
  • Космопанк — киберпанк в космосе, но с прикрученным фитильком, ибо у одного из основателей киберпанка — Стерлинга весь киберпанк и был с самого начала в космосе, а вот у другого основателя — Гибсона — на Земле (особенно «Нейромант» на Земле, ага). Так что не столько «теперь в космосе», сколько обрёл самостоятельность.
  • Частично Любовно-фантастические романы, если сеттинг более-менее научно-фантастический и желательно с космическими полётами. По сути те же любовные романы.
  • Жанр фанфикшна Space-AU как таковой.

Фольклор[править]

  • Рассказы обывателей о встрече с инопланетянами. В. Санаров в статье «НЛО и НЛОнавты в свете фольклористики» («Техника — молодёжи», 1979, № 9) сравнивает подобные рассказы с быличками, то есть о случаях встречи людей с различной нечистой силой. Там же он приходит к выводу, что инопланетяне вышли на замену «устаревшей» нежити.
    • Правда, он рассматривает зарубежные «контакты» с инопланетянами, а сравнивает их с отечественным фольклором (то есть быличками). Возможно, чтобы было понятнее целевой аудитории, поскольку зарубежные городские легенды отчасти сходны с быличками, но советскому читателю 1970-х не очень-то и знакомы.
  • Переделка некоторых анекдотов (в том числе и советских) из привычного сеттинга в сеттинг «Звёздных войн». В частности советские про сталинские и брежневские времена, но в империи Палпатина. Получается по-всякому. В некоторых вариантах даже смешнее оригинала, хотя чаще наоборот.
    • В меньшей степени анекдоты, переносимые в другие космические франшизы «Звёздный путь», «Чужой»/«Хищник» и пр. Но больше всего этим прославились толкинисты, которые даже издавали это добро на бумаге (к сожалению).
    • Как отмечал Лукьяненко, проблема субкультур в том, что ты всегда заранее знаешь все их анекдоты… Справедливости ради, есть и такие, которые обыгрывают канонные реалии, но встречаются реже — чтоб такое сочинить, нужен талант, а не только знания фольклора.
    • Вот пара анекдотов, специфичных для «Барраяра»:
      • Афонские новости (20 лет спустя). В связи со статьей № 2 конституции Афоса [Нога женщины да не ступит на землю сию] комиссия галактического движения «Женщины за полноценное воспитание ребенка» была составлена из четырех квадди[1] и аут-леди[2] в качестве председателя.
      • Би Форратьер говорит Ришару:
 — Ты знаешь, Донна вернулась с Беты…
 — Ну и х$# с ней!
 — Так в том-то все и дело![3]

Театр[править]

  • «Интерстелла 5555: история секретной солнечной системы» — рок-опера с инопланетянами.
  • Новогодняя Кремлёвская елка, посвящённая наступлению 1988 — праздник решили сорвать инопланетяне, похитив Деда Мороза.

Литература[править]

  • Илья Варшавский, «Секреты жанра» — исписавшийся фантаст пишет рассказ «Красный скафандр», переделывая на космический лад историю Красной Шапочки. У него появляются электромагнитные хищники «лвоки». Всё по канону — невидимы, неуязвимы, перемещаются со скоростью света — но ещё и способны брать людей под ментальный контроль и переваривать заживо (почему-то только людей).
  • Братья Стругацкие, «Малыш» — старая как свет легенда о Маугли в космосе. Английский перевод именно так и называется — «Space Mowgli» («Космический Маугли»).
  • Н. Носов, «Незнайка на Луне» — теория и практика капитализма для чайников.
  • Франсис Карсак, «Робинзоны космоса» — собственно, по названию уже всё понятно.
  • Джанни Родари, «Мисс Вселенная с тёмно-зелёными глазами»: главная героиня Дельфина — Золушка.
  • Александр Казанцев, «Дон Кихоты вселенной» — «Дон Кихот» и Жанна Д’Арк на другой планете.
  • С. Лем, «Звездные дневники Ийона Тихого» — барон Мюнхгаузен в космосе. Хотя автор изначально это не задумывал. А потом при некотором сходстве, сделал И.Тихого как бы продолжателем дела барона. В прочем "Дневники" и другие книги про Тихого гораздо глубже, чем приключения Мюнхгаузена.
  • Андрэ Нортон, «Звёздная стража» — «Анабазис» Ксенофонта в космосе.
  • Георгий Шах, «Нет повести печальнее на свете» — «Ромео и Джульетта»… на планете. Инопланетная Италия и профориентационный фашизм в наличии.
  • Альфред Бестер, «Тигр! Тигр!» (он же «Звёзды — моё назначение») — говорят, что сам автор отзывался о нём, как о «Графе Монте-Кристо в космосе».
  • Гарри Гаррисон, «Рука закона» («Arm of the Law», другие переводы: «Полицейский участок „Марс“»; «Полицейский робот») — «Робокоп» в космосе. Хотя написано задолго до «Робокопа».
  • Хайнлайн, «Двойная звезда» — «Пленник Зенды» в космосе.
  • Энди Вейер:
  • Роберт Шекли, знаменитый рассказ «Лаксианский/Индетерминированный ключ» — сказка «Горшочек каши» в космосе.
  • В. Медведев, «Сверхприключения сверхкосмонавта» (1977). Внутримировой пример — главный герой наблюдает школьный спектакль на космическую тему: «Понятно, — подумал я. — Ребята выступают в старых классических масках рыжего и белого клоуна, только в художественно-космической разработке. Неплохо».
  • Владимир Сухомлинов, «Пастух и девушка», выросшая из одноимённого рассказа повесть. История про влюблённых, которые не могут быть вместе, так как они относятся к разным сословиям/религиям/социальным слоям/и пр, то есть сюжет как минимум старше, чем феодализм. На этот раз Он и Она — представители различных цивилизаций. Пастух с Земли ближайшего будущего (рассказ написан в начале 1980-х). Девушка Яа — инопланетянка со слишком развитой планеты, и земляне для них — необразованные дикари. Тем не менее закончилось всё хорошо.
  • Виталий Пищенко, «Рекламный проспект» — внутримировой пример: ушлый американец мистер Пиггинс не только переносит действие сказки «Колобок» в космос, но и превращает её в рекламную историю вперемешку с фильмом о мафии наподобие «Крёстного отца».
  • «Бета-тестеры» — а точнее, игра про космических пиратов. Когда тестеры увидели, КАКИЕ именно там космические пираты, то капитально подвисли. К этому всему добавился странный геймплей и приколы разработчиков. Автор правки считает, что эта глава вдохновлена диснеевской «Планетой сокровищ».
  • «Сердце меча» (первая часть) — в основном следует фабуле «Пятнадцатилетнего капитана».
  • «Хонор Харрингтон» — Горацио Хорнблауэр в космосе.
    • То же самое — J. A. Sutherland, цикл про Алексис Кэрью (Alexis Carew), только ещё больше.
  • Джоан Виндж, «Снежная королева».
  • Пэт Мэрфи, «Норбит, или Туда и обратно» — «Хоббит» в космосе.
  • Кордвайнер Смит, The Dead Lady of Clown Town — автор старательно подсвечивает (вплоть до имени главной героини), что это пересказ истории Жанны д’Арк в условно-космооперном сеттинге.
  • Леонид Каганов, «Роман и Лариса» — «Руслан и Людмила» в космосе. Не раз подсвечено упоминаниями самого Пушкина.
  • Г. Диксон, «Мистер Супстоун» — космическая «Каша из топора», вернее, её западноевропейский вариант — «Каменный суп».
  • Йен Макдональд, «Desolation Road» («Дорога отчаяния») — «Сто лет одиночества» Габриэля Гарсии Маркеса в космосе! Планетарный романс о поселении Дорога Отчаяния, основанном беглецами и изгоями на обочине железной дороги сквозь безжизненные пески пустынной планеты Марс — и нескольких поколениях горожан, которые уживаются друг с другом, враждуют, влюбляются, женятся и расстаются. Даже не Магический, а Достаточно-развито-технологический реализм в живописных и гротескных декорациях, со всей атрибутикой оригинала — взаимоотношения семейств, колоритные и чудаковатые персонажи, социальные потрясения, взросление героев и метаморфозы характера, странствия и чудеса, гражданская война и революция — и притом намного оптимистичней и в целом «светлее» оригинала.
  • Аластер Рейндольдс, «За разломом Орла» (и экранизация в «Любовь, смерть и роботы») — по сути, «Пионовый фонарь» в космосе, только вместо нежити — инопланетная паучиха.
  • Адаптация одного из романов Джеймса Х. Чейза (с похищением наследницы, которое должно было быть фальшивым, но девушка в итоге погибла, а герой оказался на крючке у ее мачехи) под космический сюжет (часть действия происходит на Луне), в остальном же — следование чейзову шаблону.

Кино[править]

  • «Свадьба на Луне» (Un matrimonio interplanetario, 1910 г.) — Небольшая зарисовка про влюблённых. Только жених — с Земли, а невеста — с Луны. И свадьбу гуляют на Луне.
  • Классика: «Запретная планета» (1956) — «Буря» Шекспира в космосе.
  • «Санта Клаус побеждает Марсиан» (Santa Claus Conquers the Martians, 1964). Типичная рождественская сказка, в которой кто-то хочет сорвать праздник. В данном случае — марсиане. И не со зла (по крайней мере правитель и часть элиты), а сами хотят такой же.
  • «Волшебник Марса» (The Wizard of Mars, 1965) — своеобразная «космическая интерпретация» сказки Ф. Баума «Удивительный волшебник из страны Оз».
  • «Альфавилль» Жан-Люка Годара — фильм-нуар в космосе. Или, скорее, на Земле, но в некоем будущем (?), в нуар-сити, которым командует ЭВМ.
  • «Робинзон Крузо на Марсе». Да, и такое бывает.
    • «Марсианин» же!
    • Первоисточник всё же, роман, а не фильм. Причём весьма неплохой, так как при экранизации многое пошло под нож.
  • «Солнце в авоське» (1979) — телефильм-концерт-цирковое представление. В действо вмешиваются инопланетяне — подданные принца, то есть Звёздного Мальчика. И срывают представление, похитив «солнечного клоуна».
  • «Битва за пределами звёзд» — «Великолепная семёрка» (и, следовательно, «Семь самураев» заодно) в космосе.
  • «Чужбина» с Шоном Коннери — «Высокий полдень» в космосе.
  • «Космические охотники» (Space Raiders, США, 1983). Классический сюжет про храбреца (иногда рыцаря), спасающего деву из беды, находящего в пути приключения и друзей. Последняя попала в лапы к чудовищу и его прихвостням. На этот раз действо происходит на планете-свалке (почти свалке), а дева в беде не одна — их сразу три.
  • «Крулл» (Krull, 1983) — вроде бы привычное фэнтези, но главгад The Beast (перевели как Чудовище или Зверь) — не типичный тёмный властелин, а пришелец из космоса. Его прихвостни, которых называют убийцами, являются киборгами и вооружены бластерами. И место действа — планета Крулл.
  • «Затура: Космическое приключение» — «Джуманджи» в космосе (Ну так оба фильма сняты по рассказам одного и того же автора).
    • Ох и отстойна же игроизация этого фильма! Просто на редкость. Держитесь от неё как можно дальше.
  • Шутки ради Сергей Овчаров в свой фильм «Оно» добавил космическую — а заодно и пародию на параноидально-конспирологическую — тему, превратив щедринскую «Историю одного города» в сабж. В финале, как и в оригинальной сатире Щедрина, прилетает загадочное Оно, отчего «история прекращает течение своё»… Но только Оно — это, оказывается, не что иное, как летающая тарелка с инопланетянами. Ну всё, быть теперь в городе Глупове гуманитарной катастрофе, а на всей планете — кризису цивилизации!
  • «Луна 44» (первый серьезный фильм Роланда Эммериха!) — полицейский в тюрьме под прикрытием (как в «Ордер на смерть» с Ван Даммом) в космосе!
    • «Напролом» (2011) — еще тюрьма и заложники в космосе!
  • «Ангел тьмы» — типичный полицейский боевик 80-х, только злодей пришел из космоса.
  • «Восставший из ада 4» — Пинхэд тоже летит в космос.
  • «Зубастики 4» — и зубастики тоже! Впрочем, зубастики изначально и были из космоса.
  • «Лепрекон 4: В космосе» — именно то, что написано на упаковке.
  • «Космические дальнобойщики» (Space Truckers, 1996) — история о дальнобойщиках, решивших перевезти некий груз, законность которого под большим вопросом, рискующих жизнями, встречающих по пути бандитов, которые промышляют грабежом проезжающих грузовиков. Сюжет встречался не так уж редко. На этот раз дальнобойщики космические, а на кону — власть на Земле.
  • «Space Marines» (1996, «Космическая морская пехота», хотя возможен вариант «Космодесант») — типичная история, когда бандиты/террористы/иные неприятные личности похищают кого-то из важных людей, а на помощь заложнику отравляют отряд элитных бойцов (от спецназа до компании крутых в отставке). Как всегда, «бах-бах», «тра-та-та» и прочего действия много. В «Спэйсмаринах» ещё и «пиу-пиу» в космических битвах, на планетах же «традиционный» огнестрел.*
  • «В поисках галактики» (1999) — космический вариант комедии «Три амиго» (1986). Актеры, игравшие героев, внезапно оказываются вынуждены стать такими героями в реальности.
  • «Крепость 2: Возвращение» (1999) — та же самая предыдущая «Крепость» с Ламбертом, только в космосе.
  • «Призраки Марса» — предыдущие «Вампиры» режиссера, только в космосе.
  • «Ты не одинок» (कोई मिल गया, Koi… Mil Gaya, 2003). История, как умственно отсталый (но честный и добрый) парень идет к успеху. Если в начале истории его считают деревенским дурачком, то постепенно он становится первым парнем на деревне (правда, место действия — небольшой индийский город). В этом фильме на его судьбу влияют инопланетяне. Первый раз — роковым образом, до его рождения. Из-за чего он и стал слабоумным. Второй раз помогает найти свое место в жизни. А приключения пришельца можно считать индийским римейком «Инопланетянина» С.Спилберга. В прочем, есть отсылки и к «Близкие контакты третьей степени».
  • «Дракула 3000» — вампиры на мёртвом космическом корабле. Часть персонажей фильма зовут в честь персонажей Брэма Стокера, капитан мёртвого корабля привязан к стулу на мостике. Попутно пародируется непереносимость вампирами крестов — персонажи отгоняют Орлока и новообращённых перекрещенными деревяшками.
  • «Кровососы» — вампиры и охотники на вампиров в космосе.
  • «Джейсон X» — всё та же «Пятница, 13», но на космическом корабле.
  • «Аватар» — «Покахонтас» в космосе. Или «Танцы с волками» в космосе. Или «Солдат удачи» (тот что с Дольфом Лундгреном) в космосе. Или «Кровь и шоколад» в космосе.
  • Обстёбано в кинофраншизе «Мачете» с Дэни Трехо в главной роли. В конце второго фильма «Мачете убивает» показан трейлер к фальшивому (несуществующему) фильму «Мачете убивает вновь…. в космосе!!»
  • «После нашей эры» — «Последний дюйм» в космосе.
  • «К звездам» — Брэд Питт «Сердце тьмы» в космосе. И там же эпизод с пиратами на Луне — «Безумный Макс» в космосе.
  • «Спасательный модуль» (1993) — ремейк фильма Альфреда Хичкока «Спасательная шлюпка» (Lifeboat, 1944) в космосе.

Телесериалы[править]

  • «Остров сокровищ» (мини-сериал, 1987, Италия и ФРГ).
  • «Подводная одиссея» — наоборот. «Звёздный путь» в океане, даже путешествия во времени и пришельцев потом добавили, да и аномалий на глубине хватает.
  • «Звёздный путь: Следующее поколение» s02e04 'The Outrageous Okona' — Ромео и Джульетта в космосе. Благодаря Пикару и общему повышению уровня гуманности в XXIV веке остаются живы.
  • «Причуды науки» (1997) — весь сериал в целом — это научно-фантастические «Байки из склепа». Действие отдельных серий происходит в космосе.

Телевидение[править]

  • (link)

    «Доброе утро, страна!»
    Музыкальная программа «Доброе утро, страна!» В период 20 апреля 1996 — 31 декабря 1997 была в некотором роде на космическую тематику, насколько это позволял её формат. Первый выпуск с научно-фантастической заставкой был посвящён дню космонавтики, а потом такое оформление прижилось до конца 1997 года. см. https://www.youtube.com/watch?v=t-k2sGsUIMw Хотя вышеназванный период можно считать и космической вставкой в не космическую франшизу.

Мультфильмы[править]

  • Диснеевская «Планета сокровищ» — «Остров сокровищ» в космосе.
  • «Пиноккио в открытом космосе» (Pinocchio in Outer Space, США-Бельгия, 1965 г.). Хотя это, скорее, сиквел сказки К. Коллоди, причём с её мотивами. Место действия — американская глубинка 1960-х (если посмотреть подробнее — это заметно), которая на первый взгляд напоминает и итальянскую деревню начала XX (а то и XIX) в. А в космос деревянный мальчик попадает благодаря черепахообразному пришельцу в космокатере.
  • Тетралогия «Пришелец Ванюша» (по названию 2-го мультика). Почти русская-народная сказка. Жили-были старик и старуха. И не было у них детей. Но вот однажды… Однажды залетел к ним инсектоид (инопланетянин-муравей), которого супруги усыновили и нарекли Ванюшей. Потом начались приключения всей семьёй.
  • «Вовка тренер» — история про типичное спортивное состязание между «хорошими парнями» и хулиганами. Играют в хоккей (посему могут напроситься аналогии с «Шайбу, шайбу!» и «Матчем-реваншем»). Состав «хороших» земной школьник Вовка и пришельцы с планеты Чуни-Муни. И тренировку проводит он в космосе на специальном стадионе инопланетной конструкции.
  • Мультик «Возвращение со звезд» (ТО «Экран» 1982 г., не путать с романом С. Лема и его адаптациями!), реж. А. Татарский. Вроде бы маленький пропагандисткий мультфильм-плакат о бережном отношении к ресурсам, в данном случае к воде. Только главные герои — космонавты, а своим несознательным поведением они довели Землю до всеобщей засухи. Не важно, как — мультяшная физика тут рулит вовсю. Плюс шуточный стиль повествования.
    • Кстати, есть в той же стилистике и «Берегите хлеб!» (1982), но действие на Земле.

Мультсериалы[править]

  • «Дак Доджерс» — с одной стороны «Looney Tunes» в космосе. С другой, не то расширение, не то перезапуск вселенной одноимённого мультфильма 1955 г. (где Дак Доджерс и Марсианин Марвин делят планету). С третьей, пародия на приключения Бака Роджерса, Джеймса Бонда (заставка сильно отсылает к 1960-м), «Звездный путь», классические ужасы, классическую фантастику и ещё великое множество произведений. При этом встречаются и другие персонажи «Looney Tunes», которые как бы играют научно-фантастические аналоги самих себя.
  • «Визионеры: Рыцари магического света» — легенда о Рыцарях Круглого Стола на другой планете.
  • Space Strikers — история о капитане Немо в Космосе. Об анимешном варианте см ниже «Аниме и Манга».
  • ExoSquad — Вторая Мировая в космосе. Эхофлот соответствует западным союзникам, неосапиенсы — Германии, пиратские кланы — СССР. Воспроизведены очень многие эпизоды и реалии войны, есть даже космический аналог газенвагенов. Здесь это транспортные корабли, на которых неугодных якобы депортируют с Земли на Венеру, а на самом деле — оставляют умирать от удушья и перегрева вблизи Солнца. Детский мультик, ага!
  • «Капитан Скарлет и Мистероны» (Captain Scarlet & The Mysterons, 1967—1968 гг.). По сути шпионский детектив-боевик, где в каждой серии спецслужбы обезвреживают вражеских диверсантов. Причем тут враги не какая-то земная всемогущая спецслужба, а пришельцы мистероны. Действие же происходит спустя 100 лет после выхода сериала.
  • Последний сезон «Обычного мультика» — практически эталонный пример сабжа. Персонажи ВНЕЗАПНО оказались в космосе и ВНЕЗАПНО оказались втянуты в историю со спасением вселенной. Поначалу даже рекламировался под названием «Обычный мультик В КОСМОСЕ».

Эстрада и цирк[править]

  • С середины 1950-ых набирала популярность космическая тематика. Посему некоторые цирковые номера стилизовались под научно-фантастические, особенно это касалось воздушных гимнастов и полётов под куполом цирка. В частности «Полёт на спутнике» Щетининых, «Полёт на ракете» В. Лисина и Е. Синьковской, несколько вариантов «Полёта на Луну» от разных исполнителей и в разных жанрах. К 1980-ым за небольшим исключением сошли на нет.
    • Частично в ту же копилку и первые варианты иллюзионных аттракционов династии Сокол — по формулировке Ю. Благова «НТР на манеже». Посему присутствовали и космические мотивы.
  • "Земля-космос-Земля" (1962 г.) тепелепередача, эстрадное представление, насколько возможно. Главные носители "космических тем" Миров и Новицкий.
  • Ия и Имант Бриедитис номер «Космос». По сути типичный номер иллюзионистов, в котором из ничего появляется много всего. В данном случае это не платки, трости, птицы, столы, зонты, холодное оружие, факелы, тигры и кролики, а макеты космических аппаратов. https://www.youtube.com/watch?v=V8LMza7vgVI
    • Другой вариант этого же номера в другом качестве можно видеть в "Школе волшебников 1982 г. См. https://www.youtube.com/watch?v=uLyhn1OntmA с 14.00. Правда, выступление фокусников на «хромокее» (или как это называлось в 1980-х) идея несколько сомнительная.
  • (link)

    The Story of Magic, см. трюк с 28.00
    Майкл Эммар (возможно, что не он) — типичный трюк, когда зритель и фокусник производят манипуляции с картами — каждый со своей колодой, а потом выбранные ими карты совпадают. На это раз фокусник был на орбите с астронавтами, а зрители на Земле в одном из здании НАСА, откуда поддерживается связь с астронавтами. Был показан в телепередаче «Grand Illusions. The Story of Magic» (1997) выпуск «Карточные фокусы, часть 1-я» (Playing cards, part 1). Возможно, что запись взята из какого-то «магического» телешоу. А ТВ-3 оказались с юмором и пустили в эфир первый «карточный выпуск» 12 апреля 2004 года (возможно, что в 2004 году это был вообще официальный премьерный показ документального цикла). см. с 21.30 https://www.youtube.com/watch?v=LKxigKwhyR4, то есть финальные титры.
  • (link)

    Franz Harary
    Франц Харрари. Номер известен как финальный трюк телешоу «The World’s Greatest Magic» 1994 года. Исчез не вагон, не танк и не памятник, а космический шаттл. Для этого цикла телепередач характерно, что в финале что-то большое исчезает, обычно «колдовал» Ф.Харари. На этот раз в некотором роде с фитильком, поскольку «космическим» был только исчезнувший объект. Аналогично можно было «убрать» и привычный самолёт. А организация самого представления — продавались билеты на не совсем обычную площадку, где прошло полноценное (возможно, что сокращённое) иллюзионное шоу с эффектным исчезновением.
  • (link)

    Lance Burton
    Ланс Бартон — три трюка, «вытекающие» один из другого. Во время живых шоу вне его театра могут демонстрироваться в урезанном варианте. Во всей красе можно посмотреть в телешоу «Lance Burton The Encounter» (1997). Сначала «появил» тарелку (методом «творчество изменяет реальность»), потом прилетел на ней на сцену, выкатил телепортационную кабину (как оборудование, связанное с тарелкой), «появил» из кабины 5-7 девушек (в зависимости от концертной площадки) и серого гуманоида-пилота непонятного пола, после чего девушек превратил в голубей. Самое интересное с появлением тарелки обычно показывают на экране (в духе Д. Копперфилда 1990-х), а остальное непосредственно перед зрителями.
  • (link)

    Факир Йода
    Старый и уже поднадоевший трюк, когда факир висит в воздухе на улице, слегка опираясь рукой на палку. Обычно «взлёт» и «посадка» остаются за кадром. Разоблачался в книгах и не раз, в т. ч. и с чертежами и советами, как осуществить. В этом варианте «висит» не факир в чалме или какой-нибудь колдун в колпаке, а Йода. Заодно и показано, как можно осуществить подобный трюк без Силы.
  • Макс Мэйвен, «заслуженный экстрасенс» в телешоу «The Best of Magic» 27.09.1989 показал интерактивный фокус для телезрителей (нечто похожее спустя пару лет будет показывать и Д.Копперфилд). В этом случае «реквизитом» оказался космос на картинке и небесные тела. https://www.youtube.com/watch?v=wOtP9QEqUko с 2.05.05
  • Дж. Брэндон, заслуженный маг-и-воин. Есть у него «протыкание», но «ящик» оформлен под космический аппарат НАСА. Вернее, «протыкание» с «появлением» https://www.youtube.com/watch?v=qL6KO3_zIs8
  • Алекс Крей «космическая корзина» и «космическая пирамида». По сути «протыкание» в корзине/пирамиде, но сначала ее выкатывают «серые» гуманоиды (или иные инопланетяне, а то и вообще похожие на нежить) в балахонах, а сам Крей выходит в осовременом наряде, напоминающей костюмы героев старых фантастических палп-журналов.

Аниме[править]

  • Gankutsuou — «Граф Монте-Кристо» в космосе. Действия перенесено в 5050-е годы, а персонажи вместо путешествия по странам совершают межпланетные перелёты. Любопытно еще и тем, что сместили точку зрения: главным героем стал Альбер — сын главного злодея. Впрочем, всё весьма близко к тексту (и Наполеон свой был таки да!).
  • «Ulysses 31» — «Одиссея» в космосе.
  • Samurai 7 — «Семь самураев» в космосе.
  • «Капитан Харлок»: капитан Немо в Космосе. А протагонист изначально был героем вестерна.
    • Arcadia of My Youth — Вторая Мировая (точнее, то-ли оккупация Японии, то-ли очередной мир, где Гитлер победил: слово божие если и есть, то до русскоязычного фендома не дошло, так что каждый судит по своим взглядам на мир) в космосе. Только в роли оккупантов — люди с другой планеты (отличающиеся от людей по большому счету только тем, что им и людям намного удобнее испытывать взаимный фантастический расизм). В особенности полнометражка (натурально снятая по манге о Второй Мировой); сериал все-таки с сильно прикрученным фитильком (герои там занимаются не только партизанством, да и предтечи появляются).
      • Помните 2 вставки про XX век? Это 2 главы манги «Кокпит» про Вторую Мировую. Проблема в том, что в прямую экранизацию этой манги, худо-бедно гайдзинам известную (есть и на русском), именно эти главы не вошли. Более того, глава про Харлока на Мессершмидте и называлась «Аркадия моей юности». Так что это аниме — прямой СИКВЕЛ «Кокпита». И приквел Харлока-78 (в его римейке прямо вписано в обновлённую хронологию). Ну и «Бесконечной Одиссеи» как уже его сиквела.
      • В ремейке — может быть, только оригинальные сериал 78 года и АМЮ не стыкуются по событиям, а у Бесконечной Одиссеи что-то странное с датами, чтобы её можно было железобетонно считать продолжением.
    • Harlock Saga: The Ring of the Nibelung — «Кольцо Нибелунгов» в космосе, при том, в данном случае именно фанфик, а не просто явная перекличка. Правда, на сколько понимает автор правки, общего у оперы и сериала не то, чтобы много.
      • Деконструкция скорее. Здесь есть Вотан, но Харлок оказывается как бы новым Вотаном.
      • Общего — имена персонажей «перекочевавших» из оперы, да суета вокруг куска золота и выкованного из него кольца.
    • Выше много букв, скажу проще — Лейдзиверс на этом тропе стоит весь. Вообще весь, и под это прописан обоснуй. К примеру тот же Харлок был раубриттером, потом погулял на Ган Фронтире, потом был воздушным пиратом, потом люфтом в Войну, и в итоге стал пиратом космическим. При этом разных Харлоков 2, от силы 3, плюс ещё самозванцы — про здешний механизм бессмертия см. мангу «Мирайзер Бан» (на русском есть; в других произведениях тема тоже поднимается, но без этой манги пройдёт мимо зрителя, в ней вся «матчасть»). И Кэп такой там не один. Там по пальцам можно считать, у кого из весомых персонажей история не такая.
  • Gintama — Бакумацу с инопланетянами вместо европейцев. Старинно-японские же реалии соответственно заменены на современные.
  • Shinzo — «Путешествие на Запад» в космосе.
  • Lost Universe — «Рубаки» в космосе. Схожесть с оригиналом наблюдается практически во всём: в приёмах построения сюжета, в юморе, стиле рисовки, саундтреке… даже большинство актёров озвучки те же самые! Более того, миры Рубак и Потерянной вселенной (они же Красный и Чёрный миры) сотворены Повелительницей Кошмаров. Так что схожесть в них заложена по умолчанию.
  • Eden’s Zero — сыграно с обезоруживающей прямотой. Это Fairy Tail в космосе за авторством всё того же Хиро Машимы. Откуда ноги растут, видно даже без глубокого анализа. С самого начала имеем фансервисную Люси, болтливого кота Хэппи (пусть и с другой предысторией) и Нацу, у которого характер прежний, а тёмные волосы и привычка раздеваться почему-то от Грея. Чего? Какие ещё «Шики и Ребекка»? Даже запоминать неохота. Это космические Нацу и Люси — без вариантов! Потом подтягиваются и другие узнаваемые персонажи. В случае с Эрзой… пардон, с Элси Кримсон, это уже похоже на самопародию автора. Скарлет, Кримсон… И то, и то оттенки красного — как бы не спутать.
  • «Приключения Гулливера» (1965) в этом варианте беспризорник Тед, пес Мак и заводной «солдатик» в звании капитана знакомятся с Л. Гулливером и совершают с ним последнее его путешествие. Это путешествие в космос. А заодно помогают инопланетянам решить их проблемы. У бывших роботов-господ взбунтовались роботы-слуги. Отчасти конфликт перекликается с борьбой между «остроконечниками» и «тупоконечниками». А далее следует привычное спасение принцессы из лап чудовищ. После чего открывается и сущность роботов-господ — неожиданная для героев, да и для самих рободворян (по крайней мере для принцессы).
  • Hakugei Densetsu — «Моби Дик» в космосе.
  • «Галактический экспресс 999» — старинный поезд на паровозной тяге везет своих пассажиров в дальние дали навстречу приключениям. Теперь в космосе!
  • Chikyuugai Shounen Shoujo — Dennou Coil в космосе. Неудивительно, ведь оба сериала от одного автора и поднимают схожие темы детей в окружении кибер-мира.

Комиксы[править]

  • Guardians of the Galaxy — супергерои в космосе!
    • …если не знать, что они там были всегда, со времён Фантастической четвёрки и Супермена. При этом собственно «Стражи» в меньшей степени супергероика и больше космоопера.

Видеоигры[править]

  • Super Mario Galaxy — Марио в космосе!
  • StarCraft — WarCraft в космосе. От той же фирмы и со множеством параллелей (настолько, что на первой презентации игру и обозвали орками в космосе и пришлось менять графику). Да, и название намекает, если не сказать, что напрямую взято.
    • А потом появилась Heroes of the Storm, в которой персонажи с Азерота, Санктуария и сектора Копрулу наконец встретились.
  • Space Engineers — MineCraft в космосе.
  • Starmade — то же самое.
  • RimWorld — а вот это уже Dwarf Fortress в стилистике планетарного романса и Космического вестерна.
  • Stardeus — тот же Rimworld, но вместо колонии на окраине цивилизации бороздящий космос колонизационный корабль.
  • Saints Row: The Third — нарочито подсвечено внутриигровым фильмом «Святые в космосе». А четвёртая часть натурально переносит действие на космический корабль Империи Зин.
  • Sid Meisr’s Civilization: Alpha Centaur. Продолжение Цивилизации после научной победы, когда корабль колонистов прилетел в систему Альфы Центавра, колонисты распались на фракции и всё началось по новому кругу.
  • Sid Meier’s Civilization: Beyond Earth — это всё потому, что для выпуска продолжения Альфа Центавры придётся воскресить из мёртвых и перебрать по винтикам всю механику, а пятая Цива вот она, готовая!
  • Master of Orion — тоже «Цивилизация» в космосе, куда древнее двух вышеупомянутых игр. Вместо городов — планеты, вместо пеших колонистов — колонизаторские корабли, вместо варваров — космические пираты.
  • Civilization II, аддон Test of Time. Ещё одно ответвление оригинальной серии «Цивилизация». Имеет помимо оригинальной игры с улучшенной графикой фэнтезийный вариант, научно-фантастический вариант (нации потерпевших крушение людей и инсектоидов в системе Лаланд выживают и возрождают свои цивилизации, сражаясь за планеты системы), расширенную основную игру (поначалу обычная Цива, но после того, как корабль людей приземлился в системе Альфы Центавра, люди открывают телепортацию, что позволяет перебрасывать юнитов с Земли на Центавру и обратно, открывают кучу технологий будущего и сражаются за Альфу Центавра с её аборигенами, разводящими в качестве юнитов фауну планеты. Можно играть и за аборигенов, но скучно: поначалу вы — единственная на планете нация) и фэнтезийную игру.
  • Asura's Wrath — God of War в космосе, ещё эпичнее и ещё масштабнее.
  • Creatures 3: Excodus — теперь в космосе и на корабле поколений. Разводим Норнов, для которых это самый настоящий корабль поколений.
  • Deep Sky Derelicts — Darkest Dungeon в космосе.
  • Deep Rock Galactic — у нас именно такие гномы, но теперь они космические шахтёры.
  • Trials in tainted space — космическая версия эротической текстовой RPG Corruption of Champions от того же автора.
  • Spaceforce Captains. Heroes of Might and Magic в космосе. Правда, реализация подкачала.
  • Age of Wonders: Planetfall — перезапуск Age of Wonders в космооперном сеттинге. Разработчики те же (только теперь под крылом Paradox Interactive), механики по сути тоже.
  • Игры от Wargaming.net. После выпуска карт для танковую MMO World Of Tanks «Руинберг», «Зимний Руинберг» и «Руинберг в огне» соседнее подразделение компании, разрабатывающее корабельную MMO World of Warships выпустило шуточную первоапрельскую карту «Руинберг в джакузи», представлявшую собой ванну. На следующий они же год подготовили карту «Руинберг в вакууме» в космической стилистике.
  • Sunless Skies — Sunless Sea в космосе. Примечательно, что вселенная одна и та жеу и время действия отличается ненамного.
  • Space Siege — по отношению к Dungeon Siege от тех же разработчиков.
  • The Outer Worlds от Obsidian формально — идейный продолжатель, по факту — Fallout: New Vegas в космосе!
  • Among Us — Мафия/режим или мини-игра Murder в космосе.
  • Desinger city: Space edition — тот самый desinger city, но теперь в космосе (а именно — в условиях чужой планеты).
  • 60 parsecs — те же 60 seconds, только пересенные в космос в стилистике 50-ых с возможностью крафтить предметы из энергии, минералов и химикатов.
  • Angry Birds Space — злые птички и зеленые свинки, покорив Землю, устремляются в космос.
  • Starbound — Terraria в космосе.
  • IXION — ещё на стадии раннего доступа большинство обозревателей охарактеризировали игру «Frostpunk-ом в космосе».
  • Judas — Bio-Shock в космосе с плазмидами и на разрушающемся космическом корабле
  • Age of Wonders: Planetfall — космический спин-офф фэнтезийной глобальной стратегии.

Настольные игры[править]

  • Warhammer 40,000 — тёмное фэнтези Warhammer Fantasy Battles в космосе. По популярности давно обошло своего прародителя. Ибо Император защищает!
  • Spelljammer — Dungeons & Dragons в космосе! И в отличие от Вархаммера сеттинг представляет собой манапанк.
  • Starfinder — Pathfinder в космосе (самже Pathfinder основан на изменённых правилах D&D)
  • Американская колода 1962 г. https://katia-lexx.livejournal.com/1628070.html#cutid1. Вроде бы обычная «видовая» колода, но на этот раз вместо пейзажей, автомобилей или красоток на каждую карту помещена картинка на тему «США в космосе», на худой конец «мечты о полётах» (или «а мне летать охота»). Аналогично «Piatnik Science-Fiction» — только не каждая карта посвящена космической фантастике, а только через одну-две https://shopudachi.ru/karty_igralnye_piatnik_nauchnaya_fantastika_55_listov_1659.html.
    • В ту же копилку современные STARLIGHT и STARGAZER от компании Вicycle. Каждая из карт из каждой из колод оформлена в космическом стиле. Только космос этот больше фэнтезийный, чем научно-фантастический.
    • Их же колода «Rockets. Ellusionist». В оформлении присутствуют ретрофутуристические шуточные мотивы.
    • Т. н. «восьмибитные карты» https://www.artlebedev.ru/space-invaders/. Посвящены не столько непосредственно космосу, сколько ретро-играм, действие каковых так или иначе было связано с космосом.
    • Колода «Rockwell International Space Shuttle Playing Cards NASA». Короли и дамы — астронавты, валеты — ученые, инженеры и конструкторы, джокеры — роботы (подозрительно напоминающие кое-кого в качестве отсылки, но с руками) https://www.worthpoint.com/worthopedia/vtg-1st-edition-deck-rockwell-1884486736
    • Игральные карты Orbit V6, V8 и проч. еще одна переделка англо-американского шаблона на космическую тематику. Фигурам некоторым дали в руки «космические» предметы, джокеры — инопланетяне, космическая техника и проч. (в зависимости от цифры после «V», то есть «модификации»)
    • А ещё сильно с фитильком. В 1990-х были достаточно популярны игральные карты англо-американского шаблона от различных (в т. ч. скрывающих свою сущность) производителей, обычно из 100%-ного пластика, где джокер — шут с биноклем, сидящий на луне. См. http://zonatigra.ru/publ/magija/denezhnaja_magija/dzhoker_magnit_dlja_deneg/11-1-0-597. Встречались подобные джокеры и позднее. Иногда с обыгровкой: костюм перерисован, добавлен тёмный фон и звёзды, луна с шутом в одном углу, в другом какая-нибудь достопримечательность (Великая Китайская стена, Эйфелева башня и проч.). Кстати, кинолюбители из «Самодельной фантастики» в фильме «Слово предоставляется» в прологе с фокусами данного джокера «пересадили» на астероид. Кстати, за много лет до этого (в 1880-х и примерно до 1920-х) компания «Байсикл» выпускала колоду «Congress No.606» в версии «Moon Fairy», где джокером была красотка, сидящая на полумесяце.
    • https://www.youtube.com/watch?v=pspDFtsnOvU карты «космической» тематики англо-американского шаблона.
    • От «Байсикл» колода «Ace Invaders» (именно Ace — тузы) — еще одна переделка классического шаблона. На этот раз в стилистике фантастики 1950-х. Плюс добавлены более поздние элементы.
  • Советская кинь-двинь «Большое космическое путешествие» из «Весёлых картинок» (№ 4 1986). Очень напоминает «Путешествие» (в конце 1980-х игра выпускалась под названием «Мир приключений», также несколько раз переиздавалась и в «Картинках») из того же журнала, но за 1983 г.
    • Кстати, существовало два варианта игры «Большое космическое путешествие». Различались некоторыми деталями — количество клеток оставалось прежним.
  • «Риск» 1990 г. https://zen.yandex.ru/media/borman_b/risk-nastolnye-zvezdnye-voiny-iz-sssr-pro-chto-eto-igra-i-gde-ee-naiti-5f4e473c101c162a0546873a

Визуальные романы[править]

  • Soul Link — Ever17 в космосе. В отличие от оригинала, смог получить аниме-адаптацию.

Изобразительное искусство[править]

  • Новогодние открытки на космическую тематику. См. http://www.kosmo-museum.ru/news/kosmicheskiy-novyy-god-v-sovetskih-otkrytkah
  • Набор (точнее подборка) открыток-валентинок https://theretrofuturist.com/25-vintage-scifi-space-robot-valentines/
  • Книжка-самоделка «Retro Space Girls» Брэнды Мэттокс. Вроде бы самоделка с бумажными куклами, которых можно наряжать в бумажные наряды с клапанами. Только на этот раз куклы — героини старых зарубежных (почти классических) фантастических фильмов: «Королева космоса» и далее к 1970-м. Хотя пара из них не относится к космосу. Плюс может возникнуть вопрос — а детей эта самоделка или больше для коллекционеров. Слишком уж наряды откровенные. Плюс некоторые выглядят даже откровеннее, чем в фильмах (наиболее заметное — марсианский национальный женский костюм из «Полета на Марс» 1951 г.). https://www.amazon.com/Retro-Space-Brenda-Sneathen-Mattox/dp/1942490445
    • Аналогичные бумажные куклы в детских советских журналах. Изредка среди гардероба (примерно на два листа А4, хотя не А4, а немного меньше) среди вещей мог быть и скафандр. Особенно, если кукла — мальчик http://samoe-vazhnoe.blogspot.com/2016/08/bumazhnie-kukli-veselie-kartinki.html образец № 8. Но это уже «космические вставки»
  • Вариант (оформление) шоколадки «Аленка», сделанной шоколадной фабрике в Новосибирске 1960-х. См. 4-я обертка https://zen.yandex.ru/media/dkk/7-obertok-shokolada-alenka-kotorye-my-uje-nikogda-ne-uvidim-v-magazine--5ddbb40053711a3617e8c4f6
    • А еще современная пародийная «Алиенка» с девочкой-инопланетянкой.
  • Календари Анастасии Просочкиной на космическую тематику. Плюс в календаре отмечены даты, связанные с освоение космоса.

Реальная жизнь[править]

  • Жилой отсек для космонавтов на «Союзе» авторства Г. А. Балашовой-Брюховой. Галина Андреевна и ее коллеги время от времени шуточно обыгрывали мысль, что это та же квартира, но в космосе.
  • Здание УкрНИИНТИ в Киеве, на метро «Лыбедская» — оно состоит из двухэтажной «основы», тринадцатиэтажной надстройки и сидящей возле нее двояковыпуклой «летающей тарелки». В ней находится конференц-зал с великолепной акустикой.
  • «Хаббл» — телескоп, но ТЕПЕРЬ В КОСМОСЕ!
  • Инверсия: субмарины — это космические корабли В ОКЕАНЕ! (согласно ставшему крылатым выражению австралийского сенатора Джона Мадигана).

Игрушки[править]

Прочее[править]

  • Горки и лестницы на детских площадках в виде ракет. https://cont.ws/@id367184739/350190 Встречались достаточно часто. В некоторых детских телепередачах такая горка вполне могла «сыграть роль» космической ракеты — персонажи внутри, вокруг телевизионщики «обрисовали» и дорисовали космос, за реалистичностью не гнались, правило прикольности обычно побеждало.
    • Подсвечено в фильме «Большая перемена»: мол, раньше на каруселях лошадки были, а теперь — самолёты да ракеты.

«Космические» вставки в некосмические франшизы[править]

Общие случаи[править]

  • Отечественные СМИ с середины-конца 1980-х и в 1990-х успели «переболеть» всевозможными «летающими тарелочками» с инопланетянами (а также в «нагрузку» различной экстрасенсорикой и прочей антинаучной чушью). Проще назвать исключения. Потом про «тарелочки» и прочее необычное постепенно перешло в «специализированные» издания и телепередачи.
    • Аналогично было в США, но раньше — с середины 1940-х. Сошло на нет примерно к 1960-м.

Литература[править]

  • А. Волков, «Тайна заброшенного замка», последняя книга из цикла — в Волшебную Страну вторгаются инопланетяне.
  • Роман Канушкин, цикл про Петровича и Патапума — рассказ «Большое космическое путешествие». В каком-то смысле с фитильком. Данная книжка обычна позиционировалась как вторая.
  • Глен Кук, серия про Гаррета: в романе «Злобные чугунные небеса» в Танфейре появляются классические Серые инопланетяне, которых местные называют «серебряными эльфами». Научили местных делать трёхколёсные велосипеды.
  • Г. Романова, «Властимир» — славянское фэнтези о богатырях, сражающихся с темными силами. Но Змей Горыныч это инопланетный корабль, а его пассажиры воспринимаются, как опасная нечисть, похищающая людей для опытов, и которой для жизнедеятельности нужен человеческий материал.
  • Александр и Ксения Рудазовы обычно пишут мироцентричное научное фэнтези, но как-то раз писателя (тогда ещё без жены) занесло и в «кожетвёрдую» НФ — и вполне успешно. Ну и «Паргоронские байки» периодически напоминают, что в Метавселенной встречаются цивилизации не только с файерболами и пентаграммами, но и с фотонами, протонами и магнитными полями: то на Парифат свалится корабль инопланетных колонизаторов, то Бельзедор гоняет ссаными тряпками местную пародию на автоботов, то Дикая Попойка бухает в совершенно космооперной кантине, её посетитель-ксенос распознаёт в них демонов, а его собутыльник-человек уговаривает его забить на эти глупые суеверия.

Кино[править]

  • В комедийной серии «Жандарм из Сен-Тропе» с Луи де Фюнесом был фильм «Жандарм и инопланетяне». Стражам правопорядка пришлось по-настоящему сражаться с пришельцами. Фильм в определённом роде пародирует «кино про тарелочки».
  • «Пан Клякса в космосе».
  • Бондиана:
    • «Лунный гонщик» — вторая половина (а точнее, последняя треть, если не четверть) фильма происходит в космосе.
      • К одноимённой книге «теперь в космосе» не относится, так как там ничего такого нет: при экранизации от книги остались только имена и фамилии некоторых персонажей и несколько сцен, вошедших к моменту съёмок в арсенал авторского набора штампов бондианы. В романе была только баллистическая ракета, которую Дракс хотел подарить английскому правительству. И вокруг которой был весь сыр-бор.
    • «Живёшь только дважды» — с прикрученным фитильком. Сюжет строится вокруг пропаж американских и советских пилотируемых космических аппаратов. В космос агент 007 не полетел — любитель котов заметил нехарактерное для астронавта поведение в самый последний момент перед стартом.
      • В одноимённом романе космосом и не пахнет, а весь сыр-бор вокруг «клуба самоубийц».
    • «Бриллианты навсегда» — с фитильком побольше, так как в космос никто из персонажей лететь не только не полетел, но и не собирался. Но любитель котов, т. е. Э. С. Блофельд создаёт свою «звезду смерти» — спутник с лазером. Он транклюкирует три военных объекта (советскую подлодку, американскую и китайскую базы). Кроме того, Уилорд Уайт ведёт свои (или совместные с кем-то) космические разработки — спутник, лунная программа.
      • Первая половина фильма — более-менее по книге, где 007 противостоит контрабандистам. Хоть масштаб незаконного бизнеса велик, но никаким космосом в романе не пахнет.
    • Аналогично «Золотой глаз» и «Умри, но не сейчас». Там тоже сюжет крутится вокруг космического оружия. И никто лично не планирует покидать Землю.
  • «Горец 2»: вдруг оказывается, что все Бессмертные — сосланные на Землю инопланетяне. Сюрпри-из!
    • Это так разъярило фанатов, что сами же создатели франшизы были вынуждены признать это неканоном.
    • Переделанная версия фильма полностью вырезает все упоминания о других планетах. Теперь те события в начале фильма происходят в далёком прошлом. Немногим лучше, но всё же…
  • Четвёртый фильм из цикла «Восставший из ада», «Кровное родство» (Bloodlines). В этом фильме рассказывается о том, как мастер Лемаршан создал шкатулку для вызова сенобитов, а также о дальнейшей судьбе шкатулки и о потомках Лемаршана. В финале очередной потомок Лемаршана вызывает сенобитов на специально построенной космической станции и пытается уничтожить их навсегда. Пинхед. В космосе. Вы серьёзно?
  • «Зубастики IV» — на этот раз выстёбывается серия про Чужих. В прочем, первые три фильма относительно «космические». Сначала эти монстрики удрали (из космической тюрьмы или из зоопарка?), угнав звездолет. Попали на Землю. За ними идут охотники. И т. д.
  • Один из выпусков цикла трэш-ужасов «Лепрекон».
  • «Джейсон Х» (Jason X).
  • «Дракула 3000».

Телесериалы[править]

  • «Убойная сила», серия «Аномальная зона». Тут опера расследуют похищения людей инопланетянами. Они выясняют, что НЛО и исчезновения — мистификация, но инопланетяне в серии присутствовали. Пришельцы прятались в муравейнике: никого не трогали и изучали Землю. Даже обрадовались, что их не обнаружили.

Телевидение[править]

  • Примерно каждая третья передача, выпадающая на 12 апреля. Обычно с фитильком — насколько позволяет формат передачи. Самый простой способ — гость в студии как-то связан с космосом.
  • (link)

    «Великолепная семёрка», см. с 26.11
    Молодёжная телеигра начала 1990 «Великолепная семёрка». Был определённый период, когда команды (7 на 7) соревновались, выполняя задания и разгадывая загадки космооперных злодеев («лживого короля» Джойстика, доктора Болена и проч.). А само соревнование олицетворялось полётом мультяшно-компьютерных звездолётов.
  • «Городок» выпуск «Планета Городок» (1998 г.). На этот раз Стоянов и Олейников в образе двух пришельцев исследуют Землю на примере г. Городка.
    • (link)

      «Городок»
      Также изредка встречались отдельные скетчи про инопланетян (обычно исследующих людей и человеческий быт) и про космонавтов.
  • «Голубой огонёк-1967» среди гостей были космонавты, поэтому часть номеров была на космическую и околокосмическую тему. В частности космические частушки «Ярославских ребят», «Не в своей тарелке» О. Попова и пр.
  • «Уральские пельмени», выпуски «Нельзя в иллюминаторе», «Союзы-Аполлоны» и «Лень космонавтики».

Мультфильмы[править]

  • «Как казаки инопланетян встречали».
  • Мультсборник «Переменка», выпуск 3-й (а может, 4-й), сюжет «Врун» по мотивам одноимённого стихотворения Хармса: как сделать, чтобы на небе вместо солнца было колесо? Да очень просто: солнце снимет с неба инопланетянин специальным пинцетом и повесит туда… штурвал.
  • «Том и Джерри», линейка Евгения Дейча: выпуск «Мышь в космосе».
  • «Том и Джерри», линейка Чака Джонса и Ко: «космическая трилогия» — «Космическое мяу» (O-Solar Meow), «Техника на грани фантастики» (Advance and Be Mechanized), «Ракетная мышь» (Guided Mouse-ille). При этом повторяются некоторые локации, а кое-где и некоторые сцены. Особенно с робокотом.
  • Дятел Вуди, «Термиты с Марса» (Termites from Mars, 1953) — на Землю нападают марсиане. Тут пародируются множество штампов и сюжетных ходов из произведений про инопланетное вторжение. А спасает мир дятел.
  • Тетралогия про Мурзилку — «Мурзилка на спутнике» и его адаптации (https://www.youtube.com/watch?v=vPnPU_W1kPM - диафильм). Сильно с фитильком «Мурзилка и великан», где протагонист рассказывает великану о достижениях прогресса, в т. ч. и о космосе.
  • «Капитан Пронин в космосе» — 3-я серия тетралогии про внука знаменитого майора Пронина.

Мультсериалы[править]

  • «Настоящие охотники за привидениями» пара серий: «Привидение в космосе» («Ain’t NASA-sarily So») и «Космические охотники» («Spacebusters»).
  • «Маша и Медведь» — серия «Звезда с неба» (70-я). Медведь полетел на Луну на ракете с пассажирами — Машей и Пандой. Луна имела форму полумесяца. На Землю они вернулись, прыгнув на вездеходе. А потом Медведь подарил звезду с неба Медведице, только сначала попросил надеть тёмные очки.
  • «Черепашки-ниндзя» — первая половина четвёртого сезона.
  • «Конан искатель приключений» — Хануман, обезьяний бог, на самом деле заблудившийся инопланетянин, которого взял в плен коварный мошенник, укравший жезл могущества (по-видимому, пульт управления). В книжной серии тоже есть похожий сюжет.

Комиксы[править]

  • «Астерикс», 33-й выпуск («Небо упало им на головы», то есть то, чего пуще всего боялись суеверные галлы) — прилетают инопланетяне.
  • Usagi Yojimbo: действие комикса происходит в мире, очень похожем на Японию начала XVII века, только вместо людей здесь антропоморфные животные, а также встречается, хоть и редко, магия и нечисть-ёкай. И неожиданно после примерно сотни выпусков очередная сюжетная линия была посвящена инопланетному вторжению.

Аудиопостановки[править]

  • Приключения кузнечика Кузи М.Пляцковского, а именно «Разыскивается кузнечик Кузя» (3-я часть) и «Кузнечик Кузя на планете Туами» (4-я часть)

Видеоигры[править]

  • Wolfenstein: New Order — одной из локаций является Лунная База нацистов.
  • Dino Crisis 3 — динозавры в космосе.
  • Call of Duty: Infinite Warfare — Call of Duty в космосе, с лёгким привкусом Gundam. Других отличий, по большому счёту, нет.
  • Fallout 3 — дополнение Mothership Zeta, шутер на инопланетном корабле. Впрочем, и в невышедшей Fallout Van Buren финал должен был происходить на орбитальной станции.
  • Chip ’n Dale Rescue Rangers для консоли NES (по мотивам мультсериала) — субверсия. После прохождения уровня G показывают катсцену с ракетой, летящей в космос… но вскоре после вылета она тут же приземляется обратно, только уже на новую карту с уровнями H, I и J.
  • Celeste — глава 9, «Прощание».
    • И что же в ней происходит?
  • «РУСЫ ПРОТИВ ЯЩЕРОВ» (2023) — в бесплатном DLC «Русы на луне» древний русич летит на обратную сторону Луны, чтобы сокрушить иноземных иродов на их территории.

Прочее[править]

  • Фольклорный (точнее околофольклорно-клюквенный) коллектив «Чё те надо?» клип «Приходи на чаёк, выпьем водочки!» Инопланетянин исследует Землю. А завершается клип совместным с пришельцем чаепитием.
  • «Приключения весёлых человечков». Время от времени они отправлялись в космос или встречали инопланетян. Конкретный пример — «Новые приключения весёлых человечков на Марсе», худ. Е. Милутка. (№ 10, 1989 г.). Или его же «Планета сказок. Новые приключения весёлых человечков».
    • А в одном из номеров «Веселых картинок» за первую половину 80-х человечки встретились с инопланетянином (кажется, Мормышкой) с Планеты Инструментов. Или это в комиксы?
  • В шуточном ролике студии Universal утверждается, что события несуществующего фильма «Челюсти-11» происходят в космосе.
  • Коллекция нарядов Пьера Кардена 1966 г. «Cosmonaut» (Космонавт). Стала отправной точкой для С.Андерсон при создании образов (точнее костюмов) персонажей мультсериала «Капитан Скарлет и мистероны».
  • Feuerschwanz, клип на песню «Blöde Frage, Saufgelage» — действие разворачивается в космосе, а разговор Хауптманна и принца Ходенхерца проходит по космическому телефону-автомату и бортовой рации, пока вся остальная группа покоится на борту корабля в анабиозе. В конце все просыпаются и летят в космический кабак.

Игры со штампом[править]

  • Вячеслав Котёночкин в 14-м выпуске «Ну, погоди!» немного постебался над тем, что его с завидным упорством просили отправить Волка и Зайца в космос (на протяжении 10 лет ему об этом писали или говорили в среднем раз в две недели!). Спасаясь от Робо-Зайца, Волк прячется в аттракционе — симуляторе космического корабля и, полагая себя в безопасности, играет с искусственно сгенерированной невесомостью под звуки «Травы у дома».
  • Один из польских мультиков о псе Рексе — «Рекс-космонавт». Главный герой летит в космос и спасает другую планету от тирании собак-роботов… А потом выясняется, что это были всего лишь грёзы Рекса…
  • «Болек и Лёлек», серия «Космонавты» — герои, прочитав про советских космонавтов, сами хотят в космос. Для этого они собирают из хлама ракету. Им даже удаётся взлететь, но не очень высоко.
    • Похоже, именно этот сюжет использовал Владимир Высоцкий в поэме, которая так и называется «Детская поэма» (которая про Витьку Кораблёва и друга закадычного — Ваню Дыховичного). У него во второй части аналогично действуют советские дети. Нюанс: у них ракета вообще не взлетела (на их счастье). Но им показалось, что взлетела и где-то села. «Быть не может! Неужели до Венеры долетели? Или, может быть, забылись и случайно прилунились?.. Что же это за планета? Мы ж летели полчаса!.. Слышишь, Витька? Я ведь где-то слышал эти голоса!»
    • Кстати, сюжет песни-поэмы немного напоминает рассказ «Спутник Лира-3» украинского писателя Всеволода Нестайко. Только там использовалась самодельная катапульта с бочкой.
    • «Денискины рассказы» напоминает ещё больше. Да и фамилия у Дениски как раз Кораблёв!
  • Франшиза про Годзиллу не была изначально связана с космосом. Первые четыре фильма обошлись без космоса, а с фильма «Гидора, трёхголовый монстр» начались не только визиты пришельцев, которые привозят с собой монстров, но и полёты японских астронавтов ТУДА.
    • Что касается периода Хэйсэй (1984—95), то почти все фильмы некосмические, кроме «Годзилла против Космического Годзиллы». Хотя кто-нибудь из хороших кайдзю после борьбы с ящером может отправиться в космос, помахав на прощание щупальцам/лапой, как это сделали Биоланте и Мотра.
    • А в фильме «Вторжение Астро-Монстра» (идет как раз следом за «Гидорой») в космос слетал и сам Король Монстров. Летал в качестве груза — инопланетяне выпросили.
  • С. Седов, «Сказки про дураков» — в качестве самопародии сказка «Дурак Сеня». По сюжету и по структуре как и предыдущие, только тут антагонист — инопланетный ОБЧР, а возлюбленная протагониста — дочь конструктора космических кораблей.
  • Французский мультик «Волшебная лампа Аладдина» (Aladin et la Lampe merveilleuse, 1970). Маленькая, но яркая вставочка (исключительно ради фишки) — Аладдин, думая, как наказать колдуна-лжедядюшку, предлагает джинну отправить его в ракете в далёкий космос либо конкретно на Луну, но потом решает наказать более подходящим для сказки методом. Там же в фантазиях Аладдина и лжедядюшки путешествие показано как бы из космоса.
  • Комиксы «Валериан и Лорелин». Вообще-то изначально комиксы были хронофантастикой, а космооперным был больше антураж, чтобы показать светлое будущее 2720 года. Но с комикса «Империя тысячи планет» началась привычная космическая опера с монархическими планетами и всевозможными гуманоидами.
  • Частый случай, когда цельное произведение (фильм, мультфильм, но не сериал) состоит из отдельных более-менее самостоятельных историй, а одна из них относится к космосу или к будущему. Если произведение поделить на серии, то получилась бы «Космическая вставка», но произведение цельное. Более конкретные примеры:
    • «Переменка», выпуск третий, «Врун» по мотивам одноимённого стихотворения Хармса: «что на небе вместо солнца скоро будет колесо» помните? В мультфильме это сделал стереотипный «зелёный» инопланетянин — снял с неба пинцетом горячее солнце и прицепил вместо него штурвал с своего корабля. Зачем? Он же инопланетянин!
    • «Весёлые мелодии» — «Один лягушачий вечер» (One Froggy Evening, 1955 г.). Основная история произошла в 1950-х. Продолжение (финал мультика) уже в будущем. Показано только начало. И дается намек, что история с поющим лягухом и нашедшим его рабочим будет мало отличаться от той.
    • «Дарю тебе звезду» — «Песнь четвертая» (она же эпилог). Он и Она уже в космосе.
    • «Волшебная палочка» — финальное сочинение. Мечта девочки стать летчиком-испытателем или даже космонавтом (последнее подразумевается).
    • Телеигра «Хрустальный лабиринт». Четыре «сектора», один из которых называется «будущее» (или космическая станция). Декорации и задания соответствующие. Обитатель футуристической части лабиринта — компьютер станции (в разных сезонах различались голоса и характеры). Некоторые испытания из космического сектора могли встречаться в прошлых или последующих сезонах (практически один в один), но в других секторах и в ином стиле. За всю игру команда посещает все сектора.
  • «Новеллы о космосе» «Новелла вторая. Космическая девочка» Небольшая «типовая» зарисовка о ПДД и детях-нарушителях. На этот раз на космотрассе, а ребенок — рободевочка. Вместо водителей как земные космонавты, так и разного рода инопланетяне. 1-я и 3-я новеллы как бы сами по себе.
  • Древний словацкий детский сериал «Spadla z oblakov». На банкете в честь прибытия инопланетянки все блюда «космические». Так, фрикаделька «Спутник» — фрикаделька с воткнутыми четырьмя зубочистками… и прочие блюда столь же, гм, креативны.

Спорные случаи, или получилась игра сама собой, или получилась при восприятии[править]

  • Мультсериал «Эвоки» (иногда за компанию ещё и два телефильма). Вообще-то это спин-оффы к «Звёздным войнам». Для определённого времени даже каноничное расширение вселенной. Не так уж редко «Эвоки» воспринимаются как «Мишки Гамми» в космосе (или другой планете). В первую очередь из-за внешнего вида главных героев. А если прикинуть, то что «Мишки», что «Эвоки» — детские мультсериалы 1980-90-х. С таким же успехом можно найти множество сходства «Мишек» и «Эвоков» с другими сериалами тех же лет, где главные герои — вымышленные (и более-менее симпатичные) существа.
  • «Испытание» (Центрнаучфильм 1968 г., по одноимённому рассказу С. Лема, главный герой — курсант Пиркс). Попытайтесь рассказать про фильм и не взболтнуть лишнего человеку, далёкому от фантастики (и уж тем более от творчества Лема). Может получиться нечто в духе: как Дуб из «Операции „Ы“» (В. Павлов) решил стать космонавтом.
    • А «Дознание пилота Пиркса», хоть и по рассказу, но вполне может восприниматься как типичный советский детектив 1970-х про буржуазный запад, снятый в Прибалтике, но главный герой не полицейский, адвокат или частный детектив, а космонавт.
  • Телеигра «Космические добровольцы» (Scavengers, 1994-95) — воспринимают как космический «Форт Боярд» (или иная похожая игра). Но правила другие. В соревновании команд (обычно 2 на 2) — состязались, кто больше ценностей из каждого задания достанет (обычно на очки), и кто на корабль вовремя доберётся. В версии «каждый сам за себя» — задания на выбывание чередовались с другими, а возвращался домой один — победитель.
  • «Алиса знает что делать» — поначалу встречалось мнение (вроде как сошло на нет) в духе смесь «Папиных дочек» и ЕЩЕ ЧЕГО-ТО (обычно компьютерного мультфильма) в будущем. Или как вариант «Что-то похожее на „Дочек“ и „Войны клонов“ одновременно». Сходства с «Дочками» добавляло то обстоятельство, что озвучивали Д.Мельникова и М.Карпович, причем часто воспринимались они в тех же амплуа, что и в телесериале.

Примечания[править]

  1. Приспособленная для жизни в невесомости человеческая раса, у которой вместо ног — дополнительная пера рук; на планетах перемещаются в антигравах типа ступы ведьмы из славянских сказок
  2. Эти ходить могут, но по обычаю перемещаются в антигравах с односторонне прозрачным — чтобы посторонние не видели их — пузырём".
  3. На Бете Донна поменяла пол и вернулась под именем Доно, чтобы наследовать отцовские титул и поместье.
  4. Тут скорее троп Мультяшная физика.