Редактирование: Фильм категории Б

Перейти к навигации Перейти к поиску

Внимание: Вы не вошли в систему. Ваш IP-адрес будет общедоступен, если вы запишете какие-либо изменения. Если вы войдёте или создадите учётную запись, её имя будет использоваться вместо IP-адреса, наряду с другими преимуществами.

Правка может быть отменена. Пожалуйста, просмотрите сравнение версий ниже, чтобы убедиться, что это нужная вам правка, и запишите страницу ниже, чтобы отменить правку.

Текущая версия Ваш текст
Строка 1: Строка 1:
[[Файл:invaders from venus.jpg|thumb|right|Современное творчество по мотивам оригинальных афиш]]
[[Файл:invaders from venus.jpg|thumb|right|Современное творчество по мотивам оригинальных афиш]]
{{Q|Там была одна сцена, в которой участвовало, наверное, восемь миллионов саранчи. Они заняли весь экран. Интересно, как им удалось снять такую сцену?|[[87th Precinct|Коттон Хейз]] описывает впечатления от мелодрамы}}
{{Q|Там была одна сцена, в которой участвовало, наверное, восемь миллионов саранчи. Они заняли весь экран. Интересно, как им удалось снять такую сцену?|[[87th Precinct|Коттон Хейз]] описывает впечатления от мелодрамы}}
Примерно в 1929 году, когда по всей Америке происходил переход от немого [[кино]] к звуковому, кинотеатры стали постепенно отказываться от живых представлений, которые давали перед показами, и принялись внедрять систему [[двойной сеанс|сдвоенных показов]] перед фильмом пускали ролики новостей, какой-нибудь мультик, сериал или короткометражку, а затем следовал собственно двойной сеанс, состоявший из двух полнометражных фильмов. Гвоздь программы, более качественный фильм категории А, шёл вторым, а перед ним демонстрировали '''фильм категории Б''' (англ. ''B-movie'').
Примерно в 1929 году, когда по всей Америке происходил переход от немого [[кино]] к звуковому, кинотеатры стали постепенно отказываться от живых представлений, которые давали перед показами, и принялись внедрять систему [[двойной сеанс|сдвоенных показов]] — перед фильмом пускали ролики новостей, какой-нибудь мультик, сериал или короткометражку, а затем следовал собственно двойной сеанс, состоявший из двух полнометражных фильмов. Гвоздь программы, более качественный фильм категории А, шёл вторым, а перед ним демонстрировали '''фильм категории Б''' (англ. ''B-movie'').


Сама практика съемок фильмов категории Б появилась в 1927—1928 годах, когда студии Голливуда, стремясь сэкономить, стали использовать актерский состав во время простоев для съемок второсортного кино. Стоимость производства минуты фильма второй категории была ниже, чем у короткометражек, соответственно, прокатчикам тоже оказалось выгодно их покупать.
Сама практика съемок фильмов категории Б появилась в 1927—1928 годах, когда студии Голливуда, стремясь сэкономить, стали использовать актерский состав во время простоев для съемок второсортного кино. Стоимость производства минуты фильма второй категории была ниже, чем у короткометражек, соответственно, прокатчикам тоже оказалось выгодно их покупать.
Строка 7: Строка 7:
В конце концов, студии приняли решение продавать такие фильмы «в нагрузку» вместе с высокобюджетным кино: чтобы получить доступ к качественным лентам, которые могли сделать хорошую кассу, прокатчику приходилось покупать определенное количество сомнительных фильмов. Стоит учитывать, что прокатчик закупал фильмы категории Б «вслепую», что позволяло студиям совершенно не заботиться об их качестве.
В конце концов, студии приняли решение продавать такие фильмы «в нагрузку» вместе с высокобюджетным кино: чтобы получить доступ к качественным лентам, которые могли сделать хорошую кассу, прокатчику приходилось покупать определенное количество сомнительных фильмов. Стоит учитывать, что прокатчик закупал фильмы категории Б «вслепую», что позволяло студиям совершенно не заботиться об их качестве.


Собственно, все это и сформировало [[жанр]] таким, каким мы его сейчас наблюдаем. Внезапно оказалось, что для хорошего кино (не с точки зрения критики, а с точки зрения восприятия его аудиторией) не обязательны красивые спецэффекты, продуманные диалоги, логичный [[сюжет]] и, соответственно, не нужен большой бюджет. Сложился свой рынок для низкобюджетных фильмов с дурацкими диалогами, картонными монстрами и шаблонными сюжетами, которые, тем не менее, что называется, не благодаря, а вопреки — стали любимы и оставили свой след в массовой культуре и памяти людей.
Собственно, все это и сформировало [[жанр]] таким, каким мы его сейчас наблюдаем. Внезапно оказалось, что для хорошего кино (не с точки зрения критики, а с точки зрения восприятия его аудиторией) не обязательны красивые спецэффекты, продуманные диалоги, логичный [[сюжет]] — и, соответственно, не нужен большой бюджет. Сложился свой рынок для низкобюджетных фильмов с дурацкими диалогами, картонными монстрами и шаблонными сюжетами, которые, тем не менее, — что называется, не благодаря, а вопреки — стали любимы и оставили свой след в массовой культуре и памяти людей.


В 1948 году один из прокатчиков подал в суд на студию Paramount Pictures; результатом стало прекращение практики навязывания фильмов категории Б в нагрузку к фильмам категории А. Но это не стало концом жанра, наоборот, привело к еще большему его расцвету.
В 1948 году один из прокатчиков подал в суд на студию Paramount Pictures; результатом стало прекращение практики навязывания фильмов категории Б в нагрузку к фильмам категории А. Но это не стало концом жанра, наоборот, привело к еще большему его расцвету.
Строка 15: Строка 15:
[[Файл:Nude nuns with big guns poster.jpg|thumb|right|Фильм категории Б из 2010-х]]
[[Файл:Nude nuns with big guns poster.jpg|thumb|right|Фильм категории Б из 2010-х]]


* [[Вестерн]]ы были настолько популярны, что в 30-е и 40-е составляли от 25 до 30 % всей кинопродукции [[Голливуд]]а. Многие студии содержали отделы по производству фильмов категории Б, которые работали над историями о ковбоях, бандитах и индейцах. Содержание этих лент напоминало [[комикс]]ы или статьи бульварных изданий.
* [[Вестерн]]ы были настолько популярны, что в 30-е и 40-е составляли от 25 до 30 % всей кинопродукции [[Голливуд]]а. Многие студии содержали отделы по производству фильмов категории Б, которые работали над историями о ковбоях, бандитах и индейцах. Содержание этих лент напоминало [[комикс]]ы или статьи бульварных изданий.
* [[Нуар]] появился в 40-х. Великая депрессия и Вторая мировая война, рост организованной преступности, безработица, полицейский произвол — все это нашло отражение в мрачных картинах о [[частный сыщик|частных сыщиках]], [[мафиози]], коррумпированных полицейских, сексе, наркотиках и насилии. Весь фильм зрители чувствуют, что демонстрируемое не может хорошо закончится — и все заканчивается плохо.
* [[Нуар]] появился в 40-х. Великая депрессия и Вторая мировая война, рост организованной преступности, безработица, полицейский произвол — все это нашло отражение в мрачных картинах о [[частный сыщик|частных сыщиках]], [[мафиози]], коррумпированных полицейских, сексе, наркотиках и насилии. Весь фильм зрители чувствуют, что демонстрируемое не может хорошо закончится — и все заканчивается плохо.
* [[Научная фантастика]] [[Летающая тарелка|летающие тарелки]] с Венеры пытаются поработить человечество; им противостоит [[Мисс Фансервис|полуголая главная героиня]], убивающая злодеев видом своего бюста. 50-е.
* [[Научная фантастика]] — [[Летающая тарелка|летающие тарелки]] с Венеры пытаются поработить человечество; им противостоит [[Мисс Фансервис|полуголая главная героиня]], убивающая злодеев видом своего бюста. 50-е.
** Впрочем из космоса может пробраться одно-два существа не для порабощения Земли. Но тоже доставить хлопот людям. С таким же успехом ОНО могло завестись и в лаборатории безумного ученого (см. далее).
** Впрочем из космоса может пробраться одно-два существа не для порабощения Земли. Но тоже доставить хлопот людям. С таким же успехом ОНО могло завестись и в лаборатории безумного ученого (см. далее).
** В те же 1950-е, но с меньшей популярностью - вариации на тему Франкенштейна и его монстра. Безумный ученый проводит научно-исследовательскую работу, а результат работы сбегает и начинает безобразничать. Или бесчинствует по команде своего создателя. Борется с этим компания, в которую входит одна красотка и как минимум один красавец.
** В те же 1950-е, но с меньшей популярностью - вариации на тему Франкенштейна и его монстра. Безумный ученый проводит научно-исследовательскую работу, а результат работы сбегает и начинает безобразничать. Или бесчинствует по команде своего создателя. Борется с этим компания, в которую входит одна красотка и как минимум один красавец.
** Еще реже про приключения астронавтов на другой планете. Космический корабль обычно напоминает что-то знакомое (в зависимости из какого хлама сделали реквизиторы, либо позаимствованный из другого фильма корабль с некоторыми доработками). Инопланетные пейзажи - горы, пустыни или лес (что из этого поближе к студии). Остальное действо в различных интерьерах. Обычно декорации, костюмы и реквизит "взяты на прокат" из высокобюджетных фильмов той же студии. Обитатели планеты - люди с другой планеты. Изредка инопланетная живность, которую тоже позаимствовали из других фильмов, либо загримированные коты и собаки. Плюс закадровый момент крутизны рулит по полной программе.
** Еще реже про приключения астронавтов на другой планете. Космический корабль обычно напоминает что-то знакомое (в зависимости из какого хлама сделали реквизиторы, либо позаимствованный из другого фильма корабль с некоторыми доработками). Инопланетные пейзажи - горы, пустыни или лес (что из этого поближе к студии). Остальное действо в различных интерьерах. Обычно декорации, костюмы и реквизит "взяты на прокат" из высокобюджетных фильмов той же студии. Обитатели планеты - люди с другой планеты. Изредка инопланетная живность, которую тоже позаимствовали из других фильмов, либо загримированные коты и собаки. Плюс закадровый момент крутизны рулит по полной программе.
* [[w:Эксплуатационное кино|Эксплуатационное кино]] фильмы, эксплуатирующие популярную на данный момент тему. Было популярно всегда, но особенный расцвет пришелся на 70-е годы. Например, фильмы о сексуальном насилии, положении женщин, расовой дискриминации, спагетти-вестерны, фильмы о [[ниндзя]], [[Природа с ПМС|месть природы]] (например, '''[[Godzilla|Годзилла]]''') и прочие подобные.
* [[w:Эксплуатационное кино|Эксплуатационное кино]] — фильмы, эксплуатирующие популярную на данный момент тему. Было популярно всегда, но особенный расцвет пришелся на 70-е годы. Например, фильмы о сексуальном насилии, положении женщин, расовой дискриминации, спагетти-вестерны, фильмы о [[ниндзя]], [[Природа с ПМС|месть природы]] (например, '''[[Godzilla|Годзилла]]''') и прочие подобные.
** [[Пеплум]] об античных или библейских героях. Весьма популярен был Геркулес, а также различные древнеримские и древнегреческие воины. 70-е.
** [[Пеплум]] — об античных или библейских героях. Весьма популярен был Геркулес, а также различные древнеримские и древнегреческие воины. 70-е.
** Фильмы о [[зомби]]. 70-е и 80-е.
** Фильмы о [[зомби]]. 70-е и 80-е.
** Малобюджетные [[ужасы]] любого толка. 80-е.
** Малобюджетные [[ужасы]] любого толка. 80-е.
** [[Боевик]]и. 90-е.
** [[Боевик]]и. 90-е.


В 80-е и 90-е стоимость производства фильмов росла в прогрессии, многие маленькие студии закрывались. Жанр переживал кризис, фильмы второй категории стало все сложнее продавать прокатчикам — очень велики были затраты на рекламу. В 2000-е, с распространением интернета, наступила совершенно новая эра — [[YouTube]] и интернет-реклама открыли новые возможности для продвижения малобюджетного кино; кроме того, цифровые средства для кинопроизводства сильно упали в цене и выросли в качестве.
В 80-е и 90-е стоимость производства фильмов росла в прогрессии, многие маленькие студии закрывались. Жанр переживал кризис, фильмы второй категории стало все сложнее продавать прокатчикам — очень велики были затраты на рекламу. В 2000-е, с распространением интернета, наступила совершенно новая эра — [[YouTube]] и интернет-реклама открыли новые возможности для продвижения малобюджетного кино; кроме того, цифровые средства для кинопроизводства сильно упали в цене и выросли в качестве.


В 80-90ых широко в этом деле прославилась студия «Трома», ультра бюджетные шедевры которой выжимали в асфальт все педали безумия и убойности настолько, что заслужили собственного жанра под названием «трома-фильм». Желающим причаститься истлевшей классикой подойдёт тетралогия '''«Токсичный Мститель»''' (а тем, кто желает большего, рекомендуем '''«Атомную школу»''', '''«Тромэо и Джульетта»''' (да, классику там тоже любят, во всех смыслах), и сферический сексплоитэйшн в вакууме «медсёстры-маньячки в поисках кайфа»). В наше же время особо выделяется Asylum, известная своими наколенными подделками популярных фильмов и оригинальными работами, иногда попадающими в категорию «так ужасно, что даже отлично!» (из самого известного — '''«Акулье Торнадо»''' и '''«Инопланетный Апокалипсис»'''). Ну и прочие шедевры вида '''«Презерватив-убийца»'''.
В 80-90ых широко в этом деле прославилась студия «Трома», ультра бюджетные шедевры которой выжимали в асфальт все педали безумия и убойности настолько, что заслужили собственного жанра под названием «трома-фильм». Желающим причаститься истлевшей классикой подойдёт тетралогия '''«Токсичный Мститель»''' (а тем, кто желает большего, рекомендуем '''«Атомную школу»''', '''«Тромэо и Джульетта»''' (да, классику там тоже любят, во всех смыслах), и сферический сексплоитэйшн в вакууме «медсёстры-маньячки в поисках кайфа»). В наше же время особо выделяется Asylum, известная своими наколенными подделками популярных фильмов и оригинальными работами, иногда попадающими в категорию «так ужасно, что даже отлично!» (из самого известного — '''«Акулье Торнадо»''' и '''«Инопланетный Апокалипсис»'''). Ну и прочие шедевры вида '''«Презерватив-убийца»'''.


== Альтернативное мнение ==
== Альтернативное мнение ==
{{Q|Я — Безумный Сесил Б!}}
{{Q|Я — Безумный Сесил Б!}}
Второй причиной появления фильмов категории Б было понимание воротилами шоу-бизнеса, что на одних и тех же актёрах, режиссёрах и бюджете далеко не уедешь. Фильмы с громкими именами в титрах и колоссальными бюджетами, как ни странно, тоже проваливались в прокате. Нужно было искать новых людей, новые типажи, новые идеи — а для этого нужно было, чтобы на место стареющих звезд приходили звезды молодые. И так категория Б стала своеобразным тренировочным полигоном для молодых и дерзких талантов. На своеобразных «тренировках» в фильмах категории Б высказывались смелые идеи, появлялись новые лица, пробовались новые приемы — в результате в большое кино приходили люди с опытом и послужным списком. Но это было раньше. Желающих попасть в Голливуд и сделать карьеру было столько, что хоть фильм про зомби с миллионной массовкой снимай, новых идей не появлялось, и возникли, собственно, жанры низкобюджетных ужасов без стыда, совести и смысла. Особняком стояло «тренировочное кино», где, как и встарь, режиссёры учились снимать фильмы. Например, большая часть элиты Голливуда (да-да, все те фильмы, что рубили Оскаров или просто полюбились публике в 80-е, 90-е и 2000-е) начинала с того, что снимала вторичненькое кинцо у Роджера Кормана. Если бы не было фильмов категории Б, у нас не было бы '''«Назад в будущее»''', '''«Терминатора»''', '''«Титаника»''', '''«Чужих»''', '''«Бегущего по лезвию»''', '''«Звездных войн»'''… Когда-то все эти темы были темами фильмов категории Б.
Второй причиной появления фильмов категории Б было понимание воротилами шоу-бизнеса, что на одних и тех же актёрах, режиссёрах и бюджете далеко не уедешь. Фильмы с громкими именами в титрах и колоссальными бюджетами, как ни странно, тоже проваливались в прокате. Нужно было искать новых людей, новые типажи, новые идеи — а для этого нужно было, чтобы на место стареющих звезд приходили звезды молодые. И так категория Б стала своеобразным тренировочным полигоном для молодых и дерзких талантов. На своеобразных «тренировках» в фильмах категории Б высказывались смелые идеи, появлялись новые лица, пробовались новые приемы — в результате в большое кино приходили люди с опытом и послужным списком. Но это было раньше. Желающих попасть в Голливуд и сделать карьеру было столько, что хоть фильм про зомби с миллионной массовкой снимай, новых идей не появлялось, и возникли, собственно, жанры низкобюджетных ужасов без стыда, совести и смысла. Особняком стояло «тренировочное кино», где, как и встарь, режиссёры учились снимать фильмы. Например, большая часть элиты Голливуда (да-да, все те фильмы, что рубили Оскаров или просто полюбились публике в 80-е, 90-е и 2000-е) начинала с того, что снимала вторичненькое кинцо у Роджера Кормана. Если бы не было фильмов категории Б, у нас не было бы '''«Назад в будущее»''', '''«Терминатора»''', '''«Титаника»''', '''«Чужих»''', '''«Бегущего по лезвию»''', '''«Звездных войн»'''… Когда-то все эти темы были темами фильмов категории Б.


== См. также ==
== См. также ==
* [[Аниме категории Б]] то же самое, только [[Развесистая сакура|по-японски]].
* [[Аниме категории Б]] — то же самое, только [[Развесистая сакура|по-японски]].


{{Nav/Кино}}
{{Nav/Кино}}
{{Nav/Жанры}}
{{Nav/Жанры}}

Пожалуйста, учтите, что любой ваш вклад в проект «Posmotreli» может быть отредактирован или удалён другими участниками. Если вы не хотите, чтобы кто-либо изменял ваши тексты, не помещайте их сюда.
Вы также подтверждаете, что являетесь автором вносимых дополнений, или скопировали их из источника, допускающего свободное распространение и изменение своего содержимого (см. Posmotreli:Авторские права). НЕ РАЗМЕЩАЙТЕ БЕЗ РАЗРЕШЕНИЯ ОХРАНЯЕМЫЕ АВТОРСКИМ ПРАВОМ МАТЕРИАЛЫ!