Чмоборотень: различия между версиями

Материал из Posmotreli
Перейти к навигации Перейти к поиску
Строка 138: Строка 138:
==== [[Литература]] ====
==== [[Литература]] ====
* «[[Harry Potter|Гарри Поттер]]» — местные верфольфы заявлены, как крайне опасные и для волшебников, и маглов существа, но на деле показаны так, что не покидает ощущение, что гигантский агрессивный волк несет угрозу только для близких, мимокрокодилов и самого себя. А вот готовый к бою маг его вырубит легко, особенно если сохранность самого оборотня его не волнует. Сивилла Трелони вырубила знаменитого Фенрира одним из своих гадательных хрустальных шаров.
* «[[Harry Potter|Гарри Поттер]]» — местные верфольфы заявлены, как крайне опасные и для волшебников, и маглов существа, но на деле показаны так, что не покидает ощущение, что гигантский агрессивный волк несет угрозу только для близких, мимокрокодилов и самого себя. А вот готовый к бою маг его вырубит легко, особенно если сохранность самого оборотня его не волнует. Сивилла Трелони вырубила знаменитого Фенрира одним из своих гадательных хрустальных шаров.
** Сириус уж на что был готов к бою после Визжащей хижины — а выступить против перекинувшегося Люпина с палочкой не рискнул, предпочёл удерживать в псовом обличье. Тут скорее вопрос в личных качествах самого Сивого — [[маньяк|кровожадного]], [[псих-наёмник|отмороженного]] и зверски хитрого уголовника, но волшебника далеко не из угловых. Тем более что в Битве за Хогвартс он участвовал не волком.
* Джеральд Даррелл, «[[Говорящий свёрток]]» — оборотни с Острова Оборотней. Тупые, как дрова, невнимательные и легковерные.
* Джеральд Даррелл, «[[Говорящий свёрток]]» — оборотни с Острова Оборотней. Тупые, как дрова, невнимательные и легковерные.
* «[[Плоский мир|Пятый элефант]]» Терри Пратчетта — [[убервальд]]ские вервольфы-аристкраты из клана Желтоклык (собственно, родичи констебля Ангвы) — из четверых детей двое — йеннорки (то есть, не обладающие способностью превращаться, одна — в человеческом облике, второй — в волчьем). Тут неясно, то ли родовое проклятие, то ли близкородственное скрещивание, ибо аристкоратических родов не так уж много. И вообще, «генетика вервольфов — вещь непредсказуемая». Мать просто высокомерная стерва, то отец от постоянного пребывания в волчьем облике практически разучился вести себя по-человечески. То что он ест на полу еще полбеды, но когда он, забывшись, пытается пометить территорию, терпение кончается даже у жены.
* «[[Плоский мир|Пятый элефант]]» Терри Пратчетта — [[убервальд]]ские вервольфы-аристкраты из клана Желтоклык (собственно, родичи констебля Ангвы) — из четверых детей двое — йеннорки (то есть, не обладающие способностью превращаться, одна — в человеческом облике, второй — в волчьем). Тут неясно, то ли родовое проклятие, то ли близкородственное скрещивание, ибо аристкоратических родов не так уж много. И вообще, «генетика вервольфов — вещь непредсказуемая». Мать просто высокомерная стерва, то отец от постоянного пребывания в волчьем облике практически разучился вести себя по-человечески. То что он ест на полу еще полбеды, но когда он, забывшись, пытается пометить территорию, терпение кончается даже у жены.

Версия 19:10, 1 июня 2023

Склифосовский.pngКороче, Склихосовский!
Оборотень, который превращается в безобидное и забавное животное.
«

— Я… — Павел поморщился. Достал платок, промокнул потный лоб. — Тут такое дело… Мялся он замечательно, будто нашкодившая школьница на приеме у гинеколога. — Я в травоядного ящера превращаюсь, — выпалил он наконец. — Не самая высокая боеспособность, к сожалению. Челюсти сильные, но зубы плоские, трущие. И медлительный слишком. Руку или ногу сломать… палец сжевать… это могу.

»
— Сергей Лукьяненко, Владимир Васильев, «Дневной Дозор».
Обломоборотень.jpeg

(link)

А что? Пудели — это тоже Canis Lupus[1]!

Хорошо быть оборотнем! Обострённые органы чувств, регенерация, иммунитет к большинству болезней, сверхсила и суперловкость. И приятный бонус — возможность превращаться в опасного и благородного зверя. В быстрого и страшного волка. Могучего и живучего медведя. Хищного и стремительного орла. Ядовитого и незаметного огромного змея. Круто же!..

…Увы, но не в данному случае. Наш персонаж действительно может превращаться в животное. Но оно такое чм… гм, ещё раз, как бы это помягче сказать… оно совершенно безобидное и не крутое. Вообще не крутое. Например, это чихуахуа, панда[2], курица, черепаха или морская свинка.

Такая способность может выступать и как отстойный дар (если, помимо превращения в животного, оборотничество не даёт никаких других побочных плюсов), и как клёвое проклятие — ведь если подхвативший порчу оборотня персонаж не способен контролировать себя в форме животного, то от флегматичной панды или пугливого кролика будет гораздо меньше вреда, чем от волка или леопарда. А все плюсы проклятья оборотня (см. выше) при этом сохраняются. Главное, запрятать подальше бабушкин серебряный столовый сервиз. И отметить в календаре дни полнолуния.

В основном данные типажи встречаются в комедийных и пародийных произведениях, высмеивающих шаблоны жанра ужасов, супергероики или фэнтези.

Альтернативным вариантом тропа часто становятся и вполне традиционные оборотни, превращающиеся во вполне себе опасных зверей, но по сравнению со всей остальной представленной в сеттинге нечистью выглядящие редкостным чмом, на фоне тех же вампиров, демонов и даже колдунов способные только пугать по ночам маглов, а в поединках с другими сверхъестественными существами сливающие даже всей стаей, а то и простым смертным один на один проигрывающие. Или же не владеющие оборотничеством в должной степени и поэтому или неспособные превратиться вообще, или превращающиеся настолько частично, что смех да и только.

Товарищ по несчастью — кровосися. Надтроп для них обоих — чмонстр.

Примеры

Забавное животное

Общее

  • Формально к тропу можно отнести традиционную способность вампиров превращаться в летучую мышь, если, конечно, речь идёт об обычной летучей мыши, а не о монструозном нетопыре, сопоставимым по мощи с тем же вервольфом. Но только формально — маленькая летучая мышка, может быть, и не пригодна для того чтобы рвать врагов на мелкие кусочки, зато отлично годится для разведки, быстрого перемещения на огромные расстояния, а если наш вампир не может обращаться в дым или туман, то ещё и для проникновения в труднодоступные места. В общем, про вампирскую летучую мышь мы здесь сказали, так что заострять внимание на каждом отдельном таком случае не будем, если только речь не идёт о какой-то дефектном варианте — такое тоже случается.

Фольклор

  • Оказался смертельно близко к тропу Людоед из сказки про Кота в сапогах. Так-то он был многофункциональный оборотень, но Кот взял его «на слабо», и Людоед превратился в мышь. В присутствии кота. Очень умно.
  • Анекдотическая девушка-обуратень. По ночам превращается в бревно.
    • И развитие идеи: девушка-горбыль (доска и бревно одновременно).
  • Шуточный вопрос, не превращается ли дварф-оборотень в собаку породы корги.
  • Субверсия, ибо оборотничество в переносном смысле. Анекдот, где муж требует не будить в нём зверя, а жена отвечает: «А я не боюсь хомячков».

Литература

Русскоязычная
  • «Дневной Дозор» (см. эпиграф) — Тёмный Иной Павел, который сопровождал Алису в самолёте до Ялты, умеет перевоплощаться в доисторического ящера. Увы, не в хищного, а в травоядного. Да ещё и с чешуёй, расписанной как хохломская игрушка. Парень, естественно, своего обличья очень стесняется.
    • Справедливости ради, зря стесняется. Среди хищных динозавров и уж тем более всяких равизухий и горгонопсов особо скоростных тоже не наблюдалось (рапторы по боевым качествам были не ахти, всё-таки охотники на мелкую добычу). А в плане боевой мощи удар хвостом какого-нибудь эдмонтозавра очень даже ничего. Хотя… если имелся в виду, например, листрозавр, то разочарование вполне понятно.
      • Справедливости ради, самый старый из известных Иных — оборотень Хена, способный перекинуться в смилодона. И это воспринимается как «ни фига ж себе, когда это тебя так покусали?». А от смилодонов до динозавров слишком много времени, чтобы имелись в виду динозавры. Хотя тогда непонятно, в кого он перекидывается.
  • Андрей Уланов, «Оборотень в погонах» — упоминается маньяк-оборотень-бобр, который уже сгрыз одинадцать ни в чём не повинных скамеек. «Вот, — заметил он. — И я тогда заржал точно так же. А Серега печально посмотрел на меня и изрёк: „Да, тебе смешно, а мне его ловить“».
  • Андрей Белянин, цикл «Детектив из Мокрых Псов» — целое племя индейцев, которые, будучи в ярости, превращаются в боевыхчерепах. Упоминается, что по условиям превращения они в таком виде должны вернуться домой, чтобы вернуть человеческий облик. Последняя стычка с вампирами была несколько десятилетий назад, и посол племени благодарит вампиров, что с тех пор не нападали — до сих пор не вернулись, хотя уже доползли до соседнего холма.
  • «Баранкин, будь человеком!» — с прикрученным фитильком, так как главные герои и не собирались превращаться в кого-то крутого, надеясь на беззаботную жизнь. Но вышло у них именно чмоборотничество, так как ничего, кроме проблем, они, становясь то воробьями, то бабочками, то муравьями, не приобрели. Причём для друга главного героя форма бабочки оказалась наихудшей, так как его угораздило принять форму не встречающегося в Подмосковье махаона Маака, что не только сделало его желанной добычей для собирающих школьную коллекцию бабочек одноклассников, но и вынудило впасть в зимнюю спячку в первое же воскресенье осени. Спасибо, в трутней не превратились — в чужой улей их бы никто не пустил, а в природе они даже поесть сами не смогли бы.
    • Не в тех превращались. Могли бы стать котятами, щенятами, черепахами, улитками… не догадались.
  • «Хроники странного королевства» — принц-бастард Макар и принц-бастард Назар, результаты арифметической несостоятельности принца Кондратия, превращаются в бурундуков. «Если папа — собака, и мама тоже собака, объясните мне, почему дети — бурундуки?!».
    • Скорее всего, считать до тринадцати Кондратий мог прекрасно. Но вот далеко не факт, что контрацептивное заклятье подействует, если сделать это «по-собачьи» — после трансформации.
  • Макс Фрай серия «Ехо» — в одной из командировок сэр Макс и Коффа Йохх остановились в глуши на постоялом дворе, которым владела странная пожилая парочка. Уже перед отъездом выяснилось, что это оборотни, перекидывающиеся в белочек.
На других языках
  • «Гарри Поттер» — с прикрученным фитильком, ибо речь идёт об анимагах, но достаточно длинным, ибо анимагическая форма в этом сеттинге определяется душевными качествами:
    • Питер Петтигрю превращался в крысу, что было весьма удобно для шпионажа, и к тому же помогало ему успешно скрываться от правосудия целых тринадцать лет.
    • Рита Скитер умеет превращаться в майского жука, что весьма помогает ей в журналистской работе. Но весьма отстойно, если тебя накроют банкой.
    • В некотором роде к тропу относится и профессор Минерва Макгонагалл. Кошка — не самое страшное животное (хотя и профессор, судя по всем книгам канона, использовала эту возможность только для преподавательских демонстраций и — иногда — как форму маскировки).
      • Именно чмоборотни обычно или просто тайные (и нелегальные) анимаги, или стараются о своём даре не распространяться. Не потому что стыдно, а потому что быть тайным оборотнем для бегства-шпионажа так полезно, что перекрывает слабость самой формы.
  • Джеральд Даррелл, «Говорящий свёрток» — спасая друзей от вервольфов, Этельред представляется жабоборотнем — «это вроде волка-оборотня, только коварнее и злее». Брешет, конечно, как Арестович — на самом деле он просто жаба. Но и вервольфы здесь такие, что без проблем ведутся.
  • «Легенды Этшара» — летающая девочка умеет превращаться в обыкновенную рыбу, и изучила это умение специально, чтобы при бегстве можно было прыгнуть в воду.
  • Скотт Вестерфельд (под именем Р. Л. Стайна), книга-игра «Кошмар на весь день» — в одной из плохих концовок главные герои становятся скунсами-оборотнями.
  • Джордж Мартин, «Время закрытия» — сперва мистический брелок нашёл местный лоботряс, который ночью превратился в орла. К сожалению, следующий его владелец превратился в кролика… и был очень не рад этому.
    • А уж превращение последнего владельца, хоть и выглядит круто, на деле тот ещё капец для всех, включая её саму.
  • «Wild Cards» — Пацан-Динозавр может превращаться в любого динозавра, о существовании которого знает. При этом, в отличие от большинства оборотней в этом сеттинге, он не нарушает закон сохранения массы, а сам является щуплым одиннадцатилетним мальчишкой… поэтому тираннозавры и стегозавры у него получаются соответствующего размера.

Кино

  • «Крулл» — зигзаг с горе-магом Эрго. Он регулярно грозился встречным превратить их в разную безобидную живность… и каждый раз превращался в неё сам. А потом до него наконец дошло, что его анимагические абилки работают только на нём самом, и что он может превращаться в крутых опасных зверей.
  • Sky HighВысший пилотаж») — Фуксия может превращаться в морскую свинку. Хотя могла бы быть просто превосходным спецом по проникновению или шпионом…
  • «Вампирский засос» — оборотень-чихуахуа. Целый клан оборотней-чихуахуа.
  • Короткометражка «Интервью с некоторыми вампирами» (2005), послужившая основой для «Реальных упырей»
    • Рассказывая о вампирской способности меня облик, Влад с пафосным видом и многозначительными паузами перечисляет, в кого он может превратиться: Например… в утку… или корову… С фитильком: По всей видимости, он (равно как и любой другой вампир при должной практике) может превратиться в любое животное, просто Владу пришли в голову наиболее бафосные варианты. Тот же Виаго называет традиционную летучую мышь, крутого волка, а также кошку и лошадь.
    • Без фитилька. Когда речь заходит о других созданиях ночи, Влад в той же пафосной манере рассказывает о вервольфах, а потом добавляет, что помимо них есть и другие виды оборотней. Вер… кони — люди, которые превращаются в лошадей. Вер…. гуси, которые превращаются в гусей, получеловека-полугуся, и не в полнолуние, а в новолуние. Они не особо страшные. В некоторых уголках Монголии поговаривают о Верженщинах — это мужчины, которые могут превращаться в женщин. Это страшно!

Телесериалы

  • «Универ. Новая общага» — в серии, которая пародировала известные фильмы ужасов, Майкл в одном из кошмаров (отсылающем к «Сумеркам») оказался оборотнем, который превращался в маленькую собачку. Практически полностью содрано с «ДаЁшь молодЁжь!» (см. ниже).
  • «Гримм» — некоторые Существа: барахольщик (существо-мышь), бесхребетнус (существо-рыба-капля), добряк (существо-овца), древогрыз (существо-бобёр), дружелюб (существо-лань), косоглаз (существо-кролик), навозоголов (существо-навозный жук), панцирьгений безобиднус (существо-черепаха) и т. п.
  • «Калейдоскоп ужасов», новелла «Анонимные оборотни» — далеко не все оборотни здесь превращаются в хищных зверей, вполне можно оказаться черепахой-оборотнем, которая всю ночь хрупает салат, или свиньёй-оборотнем, которая потрошит… помойные баки в поисках отбросов.

Телевидение

  • «ДаЁшь молодЁжь!» — оборотень Руслан превращается в чихуахуа.
  • Кривое зеркало — в посвященном ужасам выпуске Новые Русские Бабки столкнулись с возглавляемой графом Дракулой бандой персонажей ужастиков, одним из членов которой был милиционер-оборотень, способный только вертеться на месте, перекидываясь из оборотня в погонах в образцового стража порядка, и требовать то соблюдения всех законов, то бабок себе лично, в зависимости от выпавшей формы.

Мультфильмы

  • «Уолес и Громит: Проклятие кролика-оборотня» — с фитильком. Всё-таки большой мохнатый сильный и прыгучий кролик-громила не такой уж и няшка.
  • «Иван Царевич и Серый волк» — с прикрученным фитильком: Волк не то чтобы оборотень, однако считает, что на его род пало проклятье, а его предки на самом деле были знатными людьми (князьями минимум). Однако, когда волшебное озеро возвращает Волку подлинное обличие, выясняется, что изначально он… суслик. Чтобы спасти и успокоить Волка, Ивану пришлось использовать одноразовое «То, не знаю что» — артефакт, из-за которого отправились в путешествие.
  • 100% Wolf — про оборотня, превращающегося в пуделя. А сам он из семьи, где все превращаются в волков.
  • «Я краснею» — протагонистка, как и все женщины из её семьи, в момент слишком сильных эмоций превращается в гигантскую красную панду.
  • «Monster High», полнометражный мультфильм «Под напряжением» — зигзаг. Во время спасения Сильви Тимбервульф Клодин и Дракулаура обе перекидываются. Клодин, как и Сильви, способна принимать форму крупной волчицы, только не серой, а рыжеватой масти, а Дракулаура превращается в маленькую кавайную летучую мышку. И преследователей бедняжки Сильви, удиравшей от них как раз в волчьей форме, и которые радостно кинулись за превратившейся в волчицу Клодин, этот милый нетопыренок пугает до воплей.

Мультсериалы

Комиксы

Веб-комиксы
  • «Драконовирус» — юноша, стремясь добиться признания от вампирши, упросил мага превратить его в оборотня. В итоге научился превращаться… в селезня. И, разумеется, успеха не достиг.
  • «Самый тупой в мире маг» — бард Людвиг стал боброборотнем. С одной стороны, в виде зверька он и вправду смешон. С другой — в полнолуние становится по-настоящему опасен и способен уничтожать любую древесину в почти неограниченных количествах. С третьей — способность эта неуправляемая, так что Людвигу удаётся совместить все проблемы настоящего оборотня со смешной внешностью сабжа.
  • Charby the Vampirate — Гектор. Укушен таксой, которую ранее укусил вампир-метаморф Чарби. Теперь Гектор классически, в полнолуние, превращается — но в откровенно бафосного таксочеловека. Окрас, длинное туловище и неловкие короткие конечности прилагаются; боевой потенциал (в отличие от полноценных волков) нулевой. Ништяков в человеческом облике тоже никаких, зато проблем с семьёй (которые оказываются из клана профессиональных охотников / демоноборцев) — выше крыши.
  • Bogleech — комикс о парне, которого покусали ВСЕ волки-оборотни сразу. К тропу относится не сам этот бедолага (он превращается в нечто кошмарное со множеством голов, глаз и волчьих пастей), а затесавшийся среди кусальщиков улитка-оборотень, «наградивший» его живым пальцем-улиточкой.

Аниме и манга

  • Ranma 1/2 — конечно, разнесчастный Рёга Хибики, который обрёл абилку-проклятье: от холодной воды, попавшей на кожу, превращаться в глазастенького минипига. (Горячая вода возвращает обычный облик: Рёга по жизни красивый и сильный, но бестолковый и немного больной на голову юноша 16-17 лет.) В облике минипига Рёга может только четыре вещи: 1) кусаться; 2) жалобно визжать; 3) становиться объектом истерического обожания толп старшеклассниц, уже втайне мечтающих о собственных детях; 4) спать на груди у безответно-любимой им девочки, которая любит маленьких милых зверюшек. Но она не подозревает о чувствах Рёги — а Рёга уверен, что Аканэ-сан учтиво откажет, если признаться, «и тогда моё стеклянное сердце разобьётся на множество мелких осколков!»(с). Да и просватана за другого эта дочь самурая, ещё с детства… Поэтому Аканэ-сан никогда не узнает, что Рёга-кун и маленький чёрненький Пи-тян — одно и то же существо… А временами Рёга-кун близок к провалу, потому что от сексуального возбуждения (ввиду близости нежных девичьих грудок Аканэ, пусть и укрытых пижамой) у него изредка начинает идти носом кровь. К тому же ночь на ночь не приходится — порой Аканэ-сан ворочается, страшно брыкается и машет руками во сне, и «Пи-тян» получает неиллюзорных люлей…
  • Dragon Ball — с очень сильно прикрученным фитильком. Свинтус Улонг и летающий котейка Пуар — метаморфы, способные превратиться в кого и во что угодно: хоть в большого страшного вервольфа, хоть в Годзиллу. Вот только уровень их сил при этом останется тем же, каким был в истинной форме, так что одолеть этого «большого страшного вервольфа» будет не сложнее, чем маленького поросёнка-задохлика. А в случае Улонга время трансформации ещё и ограниченно пятью минутами. Тем не менее способность полезная: масса небоевых возможностей, да и запугивание простых некрутых смертных никто не отменял.
  • «Эльф не может сидеть на диете» (Elf-san wa Yaserarenai) — вервольфица Райка превращается в толстенькую мохнатую собачку, чей внешний вид вызывает не ужас, а умиление, переходящее в желание погладить и забрать домой. Впрочем, сама Райка уверяет, что этот облик есть ничто иное, как большой и страшный волк, но ей никто не верит.
  • Slayers Excellent — Глубокое тёмное подземелье, высший вампир начинает превращаться в свою высшую форму, звучит мега-пафосная музыка, всё вокруг трясётся, рушатся колонны, раскалывается пол, кажется вот-вот и конец всему, а потом БАЦ и высшая форма оказывается крохотной летучей мышкой, которую Лина прибивает тапком.

Видеоигры

  • Baldur's Gate II: Throne of Bhaal — у замка огненного великана Яга-Шуры вам встретится один из потомков бога Баала, шиншилла-оборотень.
  • С прикрученным фитильком — в Kingdoms of Amalur: Reckoning был побочный квест на расколдовывание волка, превращенного в человека. Для бедолаги человеческий облик был самым настоящим чмоборотничеством — другие волки его едва не загрызли, люди принимали за слабоумного и либо насмехались, либо избивали, а для полного счастья он еще и оголодал, поскольку как охотиться в новом теле не имел ни малейшего представления.
  • Don't Starve — Дровосек Вуди в полнолуние превращается в бобра. Инверсия, так как бобр огромный, бессмертный и способен стать нехилой угрозой для энтов. Которые порой сильно досаждают.
    • В поздних версиях Don’t Starve Together стал превращаться ещё и в лося и гуся. Первый — настоящий мамонт-танк, а вот последний больше всех соответствует тропу, так как может быстро бегать… и больше ничего.
  • Dragon Age: Origins — во время миссии в Круге Магов главный герой попадёт в Тень, где ему будет необходимо принимать разные облики, чтобы найти выход из мира вечных кошмаров. Облик горящего скелета и каменного голема — очень крутые и полезные в бою. А вот облик крысы… с другой стороны, без этого чмоборотничества не получиться использовать маленькие норки, ведущие в по-другому недоступные локации. Главное, чтобы с той стороны не стоял противник, который может с пары ударов вынести в ноль наглого грызуна. А ещё крыса умеет уходить в невидимость. Для разведки — отличный выбор.
  • Castlevania: Lords of Shadow 2 — Дракула умеет превращаться в крысу. И опять же субверсия: этот облик позволяет проникнуть в труднодоступные места, куда иначе не добраться, а также обойти некоторых особо опасных противников. А в открытом бою Дракула и безо всяких превращений прекрасно себя чувствует.
  • Ultimate Mortal Kombat 3 и дальнейшие спиноффы третьего выпуска франшизы — несколько субверсий или, может быть, зигзагов. Принцесса Китана умеет превращаться в маленького, пушистенького белого кролика с розовыми глазками? Этот кролик может вам таких задать! Загрызёт, затерзает когтями, разорвёт вам живот!.. Эрмак, в своём обычном облике грозный и мрачный воплощённый дух (и копилка для МИЛЛИОНОВ могучих душ), оборачивается крохотной зелёной лягушечкой? А эта лягушка может проглотить вас целиком!

Настольные игры

  • Dungeons & Dragons — низкоуровневые друиды могут превращаться только в животных, уровень опасности которых не превышает 1/4. Самый опасный из таких — волк. Часть форм имеет ограниченную полезность, например Гигантский паук, Зловонный бык и Лось — паук умеет лазать по стенам и потолкам (а так же переносить союзника), к тому же кидается связывающей паутиной; лось весьма быстр и может забодать с разбега; бык отравляет окружающих своим зловонием. Под троп подпадает например альмираж — в исходных персидских мифах это лютый монстр, а в D&D — бафосный кролик-единорог.
  • Werewolf: The Apocalypse — аверсия. В этой линейке Мира Тьмы хватает перевёртышей, чьи альтернативные формы могут показаться крайне нелепыми. Как вам, например, оборотни-крысы, лягушки или тараканы? Но назвать их безобидными или беспомощными язык не повернётся. Раткины (крысооборотни) — одни из лучших шпионов и ассасинов в игромеханике со своими дарами духов. Ананура (лягухи-перевёртыши) описываются как крайне опасные маньяки и насильники, созданные Пентексом для диверсий объектов на реках. Замза (тараканооборотни и параноики) примечательны поразительной выживаемостью и возможностью брать дары как Вирма, так и духов тараканив, не корраптясь и оставаясь относительно порядочными (по меркам сеттинга) существами.
  • Ravenloft: Азраель Дак, бывший сподвижник лорда Сота, ставший, после исчезновения лорда, его преемником и формальным правителем домена — гном-оборотень-барсук.
    • И опять-таки аверсия. В этом изверге и людоеде нет ничего смешного или нелепого вне зависимости от того, в какой форме он находится. Да и барсук сам по себе — животинка солидная, а Азраель перекидывается не в обычного барсука, а в здоровенного, покрытого шипами и костяной бронёй

Музыка

  • Владимир Высоцкий, «Куплеты нечистой силы» — «Хотел превратиться в дырявый плетень, Да вот посерёдке запнулся. Кто я теперь — самому не понять. Эк меня, братцы, скривило…». Будем считать, что этот незадачливый метаморф просто неумело маскировался.
  • Король и Шут, «Медведь» — Тот же пример что и выше, с превращением дикого животного в человека и страдания из-за этого, ток в этот раз медведя. Что ж поделаешь, если «Колдун был пьяный, весьма упрямый».

Интернет-проекты

  • SCP Foundation — SCP-488-JP (Люди-Волки). Забавная и нестандартная инверсия: эти «ужасные и кровожадные оборотни» на самом деле являются самыми обычными волками, которые обладают способностью дистанционно редактировать и дополнять любую печатную и аудиоинформацию о себе в целях самозащиты и пропаганды собственного дутого «могущества». Впрочем, эти серые проказники не могут редактировать текст, помеченный красным цветом, чем и пользуется Фонд при написании инструкции по содержанию «оборотней».
    • SCP-2537. Это люди, которые умеют превращаться в кирпичи (sic!). Способны обращать других людей в себе подобных, прыгнув в облике кирпича на их головы.

Вервольф позорный

Поводы выть на Луну бывают разные…

Фольклор

  • Собственно оборотни, что из фольклора, что из современного масскульта. Или это будет неуправляемая машина смерти, в лучшем случае наделенная животными хитростью и коварством, а то и просто дистиллированный тупой громила, который в человеческой форме страдает от того, что творит в звериной и ищет смерти. Или все и вовсе сведется к возможности превращаться из человека в зверя, не имея ни сверхчеловеческих сил, ни повышенной регенерации, благодаря чему убить такого оборотня сможет одинокая девушка с кухонным ножом. А если оборотни еще хоть что-то будут представлять против простых смертных, то едва ли не вся остальная нечисть, наиболее частыми представителями которой в масскульте оказываются вампиры, колдуны и демоны, ими будет без особого труда вытирать полы. Исключений мало.

Литература

  • «Гарри Поттер» — местные верфольфы заявлены, как крайне опасные и для волшебников, и маглов существа, но на деле показаны так, что не покидает ощущение, что гигантский агрессивный волк несет угрозу только для близких, мимокрокодилов и самого себя. А вот готовый к бою маг его вырубит легко, особенно если сохранность самого оборотня его не волнует. Сивилла Трелони вырубила знаменитого Фенрира одним из своих гадательных хрустальных шаров.
    • Сириус уж на что был готов к бою после Визжащей хижины — а выступить против перекинувшегося Люпина с палочкой не рискнул, предпочёл удерживать в псовом обличье. Тут скорее вопрос в личных качествах самого Сивого — кровожадного, отмороженного и зверски хитрого уголовника, но волшебника далеко не из угловых. Тем более что в Битве за Хогвартс он участвовал не волком.
  • Джеральд Даррелл, «Говорящий свёрток» — оборотни с Острова Оборотней. Тупые, как дрова, невнимательные и легковерные.
  • «Пятый элефант» Терри Пратчетта — убервальдские вервольфы-аристкраты из клана Желтоклык (собственно, родичи констебля Ангвы) — из четверых детей двое — йеннорки (то есть, не обладающие способностью превращаться, одна — в человеческом облике, второй — в волчьем). Тут неясно, то ли родовое проклятие, то ли близкородственное скрещивание, ибо аристкоратических родов не так уж много. И вообще, «генетика вервольфов — вещь непредсказуемая». Мать просто высокомерная стерва, то отец от постоянного пребывания в волчьем облике практически разучился вести себя по-человечески. То что он ест на полу еще полбеды, но когда он, забывшись, пытается пометить территорию, терпение кончается даже у жены.
  • Джордж Мартин, «Семь серебряных пуль» — зигзаг. Главзлодей (номинальный) — оборотень нефигового ранга. Но вот только в силу этого он — продукт инбридинга, через это банальный уродец. Да, он высок, красив, чудовищно силен (обычные оборотни его даже превратившись в волка вряд ли замашут, а еще он «любит собачкам лапки отрывать заживо»), но… Он слабоумен (добавим воспитание от папы-хищника и получаем маньяка-социопата) и самое главное — НЕ УМЕЕТ СТАНОВИТЬСЯ ВОЛКОМ! (Что и побудило папу на его мраккультизм). К счастью, болезного Стива таки упокоили, а так как JRRM, еще не писавший Игру престолов, в очередной раз начал цикл и его забросил, пока вроде как все хорошо.
    • При этом для НЕЧИСТЫХ (нечистокровных) вервольфов связь предков с человеком даёт определённые бонусы. ГГ - астматик - может заглушить спазм путём трансформации, а покусанная им девочка-инвалид познала то, что не должна была с точки зрения современной медицины - она (на секунду паралитик с переломом позвоночника) и мужиков имела, и вообще передвигалась не на коляске, когда волк. Но обряд инициации был крайне мучителен и ГГ поклялся такое больше не повторять.
  • Стивен Кинг, «Темная башня» — верспайдер Мордред же! Если его отец (один из) хотя бы коварен и хитроумен, то это хнычущее, глупое, капризное и по-детски жестокое чудовище оказалось совершенно бесполезным, и даже вредным для Алого короля — особенно если учесть, с каким трудом и с какими хитрыми манипуляциями происходило его зачатие и появление на свет. Ну, а до возраста, когда Мордред мог бы стать действительно опасным, он попросту не дорос.

Кино

  • «Monster High: The Movie» — в дженерейшн 3 Клодин Вулф является дочерью оборотнихи и простого смертного и поэтому превращается не в волчицу, а из девушки-волчицы в обычную негритянку. Весь фильм она из-за этого комплексует, боясь что ее вышвырнут из школы, если она вдруг станет простой смертной, но в кульминации именно ее способность стать простой смертной сыграла решающую роль.
  • «Оборотни» — у брата главной героини все способности к оборотничеству свелись к возможности выпускать жуткие когти, на которых он улепетывал от главгада по потолку.
  • «Кровь и шоколад» — таковыми оборотни вышли из-за попытки сценариста сохранить крутость главного героя простого смертного, не делая его при этом профессиональным охотником на оборотней, коим он был в книге-первоисточнике. В итоге странствующий художник, вчерашний подросток, перебил припрятанным в рукаве серебряным столовым ножом из ресторана, которым даже колоть нельзя, только резать, чуть ли не полстаи лугару. Главной героине, молодой оборотнихе, он свои навыки объяснил тем, что его тренировал отец-спецназовец. Да и сама тупящая весь фильм главная героиня тоже прекрасный пример чмоборотня, поскольку заявлена крутой волчицей.
  • «Оборотень» — главная героиня заражает парня ликантропией во время секса, после чего он, как и она, начинает медленно превращаться в монстра, но чудовищно тупеет, покрывается прыщами и самое главное злодейство, на которое его хватило, — неуклюже попытаться напасть на маленького ребенка. Безуспешно.
  • «Мальчик, который рассказывал об оборотне» — оборотни в фильме заявлены сильными грозными защитниками человечества, а главная злодейка, древняя вампирша, даже признается, что одолеть своего злейшего врага-оборотня сумела только настолько бесчестным приемом, что даже у вампиров такое считается западло. Но из-за детского рейтинга главные герои-оборотни вместо того, чтобы порвать вампиров, как тузик грелку, все время оказываются закованными в кандалы, из которых через какое-то время вырываются, чтобы после еще одной схватки с кровососами снова оказаться в цепях. А победить вампиров им удается и вовсе только продержавшись до утра и повыкидывав врагов под лучи восходящего солнца.

Телесериалы

  • «True Blood» — веры. Что волки, что пантеры. Образцово показательные чмоборотни, заявленные, как что-то как бы опасное. Ненамного сильнее простых смертных, при этом существенно тупее, вампирам и в подметки не годятся и убиваются без каких-либо заморочек. А для полноты картины, почти все они еще и жалкие наркоманы.
  • «Уэнсдей» (2022) — юная оборотница Энид Синклер (та самая блондиночка с цветными кончиками волос, которую можно увидеть на каждом втором первом арте по сериалу) пафосно превращает ногти на руках в короткие, но острые коготки и грозится в случае чего пустить их в ход. Ух, какая опасная! А чуть позже выясняется, что окогтевание ноготочков — это не первая фаза её превращения, а всё превращение, на которое она способна. Впрочем, это всяко лучше, чем ничего — можно проколупать дырку в каноэ, или проколоть кому-нибудь шины. В последней серии первого (и единственного на момент правки) сезона она приняла-таки полноценную волкоформу. Может быть, помогла кровавая луна на небе, а может — беспокойство за подругу, или просто время подошло.
    • Главная опасность первого сезона, хайд — тоже разновидность оборотня — вроде бы не троп, ибо могуч достаточно, чтобы порвать стальные цепи, одним ударом когтей убить человека и на равных драться с оборотнем обычным, а в человеческом облике, когда способен связно мыслить — ещё и хладнокровный манипулятор. Но его пучеглазая морда с выражением клюнутого в жопу Голлума… нет, как скример работает отлично, но если остановиться и подумать…
  • «Новая Бесконечная история» — мистер Бланк. В этой адаптации великий и ужасный вервольф Гморк выродился в педагога-садиста, которого сообразительные детишки сумели чисто бюрократическим путем изгнать из реальности. А в конце концов он попал в опалу собственной хозяйки и был превращен в чмошного уродца ей на потеху.

Мультфильмы

  • «Monster High», полнометражный мультфильм «Под напряжением» — во время спасения Сильви Тимбервульф Клодин, чтобы отвлечь толпу с вилами, перекидывается в волчицу. Самозваные охотники на оборотней, от которых только что в ужасе улепетывала огромная серебристая волчица, тут же радостно кидаются за такой же зверюгой шоколадно-рыжей масти, которая от них тоже бежит, сверкая пятками.

Мультсериалы

  • «Сказочный патруль» — волколаки. В первых сериях со своим участием были вполне себе опасными оборотнями, но по мере развития сюжета скатились в чистых чмоборотней.
  • «Monster High» — поскольку в мультсериалах обыгрываются, в первую очередь, штампы молодежных комедий про школу и колледж, Клодин Вулф и остальные оборотни частенько оказываются беззлобно высмеяны, хотя не менее часто они выступают и противотропом.

Комиксы

  • Marvel Comics — Ночной Оборотень — попытка скрестить классический ужас с супергероикой. Получился на редкость никчемный персонаж, который сам толком никогда никого не побеждал, а только чудом спасался благодаря прибытию кавалерии в лице какого-нибудь полноценного супергероя. В итоге серия была закрыта на сорок шестом выпуске, когда издатели поняли, что если из вампира можно сделать как крутого злодея, так и крутого антигероя, то оборотни годны только на роль злодеев для битья и рядовых противников подобным персонажам.
Веб-комиксы
  • Фетиш-комиксы Gesperax с главными героинями-оборотнихами. Один посвящен бедам современной оборотнихи, пытающейся соответствовать стереотипам из фильмов ужасов, но неизменно позорящейся (см. иллюстрацию в начале раздела). Второй — охоте вампирши леди Афанасии и ее верной служанки-оборотнихи Ливонны за могущественным артефактом. При этом Ливонна не только недотепа, но еще и магнит для неприятностей — даже если досталось и ей, и ее хозяйке, несчастная девушка-волчица обязательно или схлопочет крепче, или с ней приключится еще что-нибудь очень болезненное.

Аниме и манга

  • «Принцесса чудовищ» — оборотниха-полукровка Лиза Вайлдман, вся трансформация которой сводится к превращению девичьих рук в здоровенные волчьи лапы, за что ее постоянно третирует заклятая подруга-вампирша.

Настольные игры

  • Werewolf: The Apocalypse — собственно Гару. Защитники Гайи и лучшие воины среди перевертышей. Вот только эта нация по большей части состоит из подростков на войне запертых в жестком иерархическом обществе, со всеми из этого вытекающими последствиями. Вся их история наполнена эпическими неудачами и склоками, которые явно помогли наступлению апокалипсиса. И даже на кануне конца света не спешат забыть старые склоки и объединиться.

Музыка

  • «Сектор газа», «Оборотень» — с прикрученным фитильком: оборотничество тут метафора буйства во время алкогольного опьянения.

Примечания

  1. Причем, как показывает детектор оборотней, он еще и несет в себе гены сразу оборотня, человека и собаки, что вызывает очень недетские и неприличные вопросы к его родителям.
  2. Хотя недооценивать их всё же не стоит. Несмотря на добрый нрав, у панд очень сильные челюсти и мощные лапы. Дикие панды вообще достаточно опасны, и к ним лучше не подходить. Всё-таки медведь, хоть и преимущественно вегетарианец.