Чёрная книга

Материал из Posmotreli
Перейти к навигации Перейти к поиску
Чёрная книга
BBCov.jpg
Общая информация
ЖанрCRPG
Год выхода2021
РазработчикMorteshka
ИздательHypeTrain Digital
ПлатформыPC, PS4, Nintendo Switch, MacOS, Xbox One
Режимы игрыОдиночная

Эта статья о компьютерной игре.

Чёрная книга (альтернативное англоязычное название Black Book) — компьютерная CRPG от пермской студии «Мортёшка» по мотивам славянского и коми-пермяцкого фольклора. Во многом подражает Slay the Spire, но с большим упором на сюжет, персонажей и ролевую часть.

Сюжет

Действие происходит в Чердынском уезде Пермской губернии, в первой половине лета[1] 1879 года. Главная героиня — сирота Василиса, воспитанная старым колдуном. Девушка не хотела становиться колдуньей, решила выйти замуж, но её жених по неизвестной причине покончил с собой. Теперь Василиса решает стать ведьмой и вытащить парня из ада. Для этого ей придётся открыть семь печатей Чёрной Книги, что позволит исполнить любое желание. Но ей нужно торопиться — после сороковин душа парня полностью уйдёт в мир иной.

Геймплей

Каждый игровой день Василиса начинает в избе (или где ей довелось проснуться), где выслушивает посетителей, дающих квесты, беседует с товарищами и готовится к походу. Как только все дела в избе сделаны — отправляется путешествовать по карте уезда. Это путешествие представляет из себя цепочку разных событий, большинство из которых выглядит как «описание события — варианты действий». По сюжетным локациям можно уже полноценно погулять в полном триде, осматривая окрестности в поисках ценностей и улик. После выполнения главного квеста Вася возвращается домой.

В большинстве случаев Вася путешествует не одна, а в сопровождении одного из пяти спутников. Спутники могут помочь в разрешении некоторых ситуаций и подсобить в бою. У каждого спутника рано или поздно появится личный квест, выполнение которого усилит их боевые абилки.

Сражения в игре происходят в виде карточного поединка. Получить новые карты можно за победу над нечистью любым способом (в бою, в дурака, в загадки…), найти в бесовских тайниках или просто купить у книжника. С каждой открытой печатью Чёрной Книги выдаётся новый набор более мощных карт.

Как и положено колдунье, Василиса имеет в своём подчинении команду чертей. Каждый день их нужно отправлять на работу — наводить порчу, насылать крыс, портить посевы да чё да. С этой работы черти приносят немного денег, иногда полезных трав, и непременно несколько грехов. При наличии нужных навыков в чертознании можно отправить бесов на бесполезную работу, например, вить верёвки из песка — денег это не принесёт, но и грехов Ваське будет меньше. Можно и совсем никуда не посылать, но незанятые черти будут мучить Василису, что в игромеханике означает неприятные дебаффы.

Грехи также накапливаются при соответствующем поведении — воровство, убийство, ложь и всё такое накапливает грехи. Набираются они быстро, а искупаются очень медленно[2]. Также грехи даются за применение самых сильных карт Чёрной Книги. Количество грехов влияет на некоторые реплики и на возможные концовки игры.

Персонажи

Церквей-то сколько, и ни в одной не рады.
  • Василиса — или просто Васька, главная героиня, молодая векшица. Сирота, воспитанная дедом Егором и им обученная ведьмовству. Вот только между ведьмовством и замужеством Вася выбрала второе.[3] Но суженый покончил с собой, и теперь выбора у Василисы нет.
  • Дед Егор — старый деревенский колдун, обучавший Василису ведьмовству. Когда-то облапошил чертей на Чёрную Книгу, но так и не смог открыть ни одной её печати. Черти слушаются Егора просто по инерции — колдовские силы у деда уже не те.
  • Николай — бывалый солдат, недавно вернувшийся с русско-турецкой войны. Решил как-то доказать, что нечистого не боится, да и пошёл в полночь в заброшенную баню. Там его и сосватала банница. Повезло ему ещё, что она подменённой была.
  • Пахом — солевар, главный солильщик пермяцких ушей. Заключил как-то с водяным договор, да выполнять не собирался. Спортил ему за то водяной солеварню, да и человеческих жертв затребовал.
  • Федька-гармонист — удалой парень, всем девкам в деревне под сарафаны лазил. К Ваське тоже подкатывает, но осторожно, не настолько он дурной. Не боится ни чёрта, ни лиходея — гармонистов же все любят. Так и веселился, пока на вечерку к нечисти не попал — чуть не пропал.
  • Пряха — в миру Капитолина Ивановна. Могучая старая колдунья, по всей округе души православные пряжей колдовской к себе привязала, оплела паутиною, а те и не ведают.
  • Александр — заезжий дворянин, доктор учёный. В бесов не верит, но это временно. Один раз увидит — и побежит изучать. На самом деле только прикидывается неверующим, а так-то он ученик Пряхи.
  • Акулина — девочка на вид ранне-подросткового возраста. Была одержима бесом-икоткой Прошкой, из-за чего гонима другими детьми. После изгнания оного постепенно социализируется и подружилась с Петькой.
  • Петька — деревенский подросток. Мнит себя охотником на колдунов, хотя реальные познания о колдовстве у него поверхностные. Василисе стоило некоторого труда убедить его, что она тут не ради наведения порчи.
  • Прошка — суседко[4], со скуки заделавшийся икотником[5]. Как изгнала его Василиса — так и пошёл Прошка к ней в услуженье. Живёт в облике чёрного кота, хотя мог бы и волком, и человеком обернуться. Мог бы и свой истинный облик принять, да только не помнит, кем он на самом деле был.
  • Левонтий — колдун, захотевший смерть обмануть. Вот уж обманул так обманул — остался только череп лысый да глаз полузрячий, остальное уж пожрали черви да черти. Как будто этого мало, насадила Пряха на кол башку его непутёвую, стереги, мол, избу мою, еретник[6] окаянный. Если Васька покажет ему знаткость свою — напросится к ней в услуженье.
  • Карныш — мудрый ворон, лешего сын. Если помочь ему — напросится в услуженье. Но служить будет без удовольствия — лесной он дух, а не домашний.

Что тут есть?

В эстетике

  • Delicious Flat Chest — у Василисы.
  • Анахронизм — крестьяне могут поведать Василисе быличку о девушке, которая заблудилась в знакомом лесу, когда шла от дачи к автобусной остановке. И лишь вывернув одежду наизнанку, она услышала вдалеке шум машин и нашла линию ЛЭП, по которой и вышла к деревне. Это не история про попаданку в будущее, а просто современная быличка, рассказанная в XIX веке.
  • Без балды — на карте «Без головы» изображён безголовый рыцарь в доспехах, стоящий рядом с небольшой кучкой отрубленных голов.
  • Без лица — на лице банной невесты нет ни носа, ни рта (что, впрочем, нисколечко не мешает ей говорить), есть только светящиеся глаза.
  • Берегись красных глаз — горящие красные глаза встречаются у многих бесов и иных нечистых созданий — у некоторых не только два и не только на голове. А ещё по красным глазам можно отличить оборотней от обычных волков.
  • Бой чёрта и ладана — игра вся об этом. Нечисть боится святых символов, но не каждая, не всяких и не в любых руках — сильные бесы могут перетерпеть или даже превозмочь эффект благодати.
    • Так, наперсный крест не защитил Акулину от вторжения Прошки — но девочка признаётся, что без креста икотка совсем бы её извёл. С другой стороны, икон тот же Прошка терпеть не может (хотя красный угол деда Егора не трогает) — а вот в одной церкви поселился бес адописный, в самой большой иконе засел.
    • На адской ярмарке можно купить иконы и святую воду (запрещённый товар, хе-хе). Но это скорее геймплей вразрез с сюжетом.
  • Волосы Годивы — длинные чёрные волосы обнажённых русалок прикрывают их груди и промежности (в отличие от этих ваших европейских русалок, у здешних вполне себе человеческие ноги, а не рыбий хвост), а во время боя — только груди.
  • Голые, но в одежде — большинство чертей, духов и иных магических существ не носит одежду и при этом прекрасно себя чувствует. Особенно, конечно, примечательны русалки — бледные мёртвые девицы-красавицы, одетые лишь в собственные волосы.
  • Капитан Очевидность
    • Если спросить Тринадцатого брата, почему он так зовётся, тот ответит: «Потому что у меня было двенадцать братьев». А вы ожидали другого ли чё ли?
    • А ещё славный кэп приложил руку к написанию глоссария. Можете в этом не сумлеваться[7].
  • Межвидовое скрещивание — древний леший Ворса иногда берёт себе жён из «людского зверья», и тогда рождаются такие лешаки, как Филимон. А иногда он берёт звериных жён — так появился ворон Карныш.
  • Мрачная реприза — песня «Ой вы кумушки».
  • Натуральность фольклора — ради этого игра и затевалась, но в контексте общеславянской мифологии её можно за что покритиковать. Например, авторы убрали из лора невольных и рождённых[8] колдунов, проигнорировали вологодскую быличку, где домовой назван прямо демоном, а над огненным змеем ака летавец они дико поиздевались[9]. В целом, не советуем использовать игру в качестве учебника по славянской мифологии, это всё-таки игра. Стоит добавить, что игра едва ли не дословно цитирует «Страшные сказки Чердынского уезда» фольклориста Константина Шумова, так что все расхождения с общеславянской мифологией могут объясняться региональной коми-пермяцкой спецификой.
  • Одетые, но раздетые — уж казалось бы, наряд Василисы выглядит более чем скромно: длинный и совсем не облегающий сарафан до пят. И тем не менее некоторые персонажи стыдят её за то, что она ходит простоволосой. Вот ведь развратница!
  • Подводный уровень — во второй главе Василиса попадает в подводное царство Вакуля. Впрочем, вся подводность этих уровней проявляется только в сюжете и визуале, а по геймплею они ничем не отличаются от любых других. Оно и не удивительно — это ведь РПГ с пошаговыми карточными боями, а не платформер или экшн от третьего лица.
  • Принцессы не какают — пусть и оставленная за кадром, но тем не менее аверсия. Заперев пленённую Василису в темнице, предусмотрительный Александр оставил в её камере пустое ведро. Осматривая его, Василиса говорит: «Надеюсь, я быстро отсюда выберусь».
  • Растаскано на цитаты/Музыкальный триппер — ещё одного раза игру не пройдёшь, а речь уж намертво засоряют пермяцкие диалектизмы, да чё да.
  • Рука славы — самого артефакта в игре нет, но карта «Человека рука», на которой изображена горящая отрубленная кисть руки, явно к нему отсылает.
  • Седая прядь — у немзинского пастуха Филимона седая прядь в бороде.
  • Стандартная христианская мифология — белые слова в заклинаниях часто имеют отношение к православию, Богу и святым.
  • Число Зверя — угадайте: сколько здоровья у Сатаны? Правильный ответ: 1332[10] ОЗ. А всё потому что у него две фазы, и у каждой по 666 здоровья.
  • Чудовищная пасть — так выглядят адские врата в начале игры на Михайловской росстани. А вот ближе к финалу они походят уже на другой предмет анатомии.
  • Эклектика — чего тут только нет и языческие боги, и ад с чертями. Справедливости ради, лор продуман и эклектика не рассыпает мир на части.

В сюжете

  • Адаптированное имя — пермяки называли озеро, в котором живёт Вакуль, «Вадты», что означает «болотистое озеро». Но после того, как там стало чудить, русские и переиначили его в «Адово озеро». Дед Егор отмечает, что новое название водоёму очень подходит.
  • Адская гончая — в самом начале игры, чтобы впервые попасть в ад и обрести там знаткость, Василиса должна победить «псину адову». Это гигантский (в два человеческих роста) чёрный пёс с рогами и горящими красными глазами. Впрочем, несмотря на устрашающий вид, противник из него совершенно никакой — урон минимальный, здоровья меньше, чем у самых слабых рядовых противников, да к тому ж, в отличие от них, он выходит против Василисы один-одинёшенек. Оно и понятно, это тренировочный бой, цель которого — ознакомить игрока с основами здешней боёвки, но очень уж разительным вышел контраст между внушительным видом бисяка и лёгкостью, с которой он побеждается.
  • Бафос — первое появление банной невесты. Жуткая длинноволосая девушка без лица, но со светящимися глазами и горящими, как угольки, руками выползает из тьмы под банным полоком, словно какая-нибудь Садако из «Звонка». Звучит тревожная музыка, сулящая битву с боссом или ещё чего похуже. …а потом банная невеста встаёт в полный рост и приветливо машет ручкой. Здравствуйте.
  • Безликий персонаж и Безымянный герой — жених Василисы.
  • Боевой зверь — гигантский паук Черань для колдуньи Пряхи. Если (а точнее — «когда», поскольку иных вариантов развития событий нет) Василиса сможет пробраться мимо паука и не поддастся на уговоры его хозяйки, то Пряха нападёт на неё верхом на Черане. Паук настолько огромен, что на его спине спокойно помещается целый трон с колдуньей.
  • Бонус для гениев — внимательно читайте все былички и энциклопедические заметки, и сможете догадаться о двух главных сюжетных поворотах ещё задолго до них. Даже более, в игре есть специальная механика загадок, где чтобы дать правильный ответ, зачастую нужно читать найденные ранее народные сказания и внимательно следить за диалогами.
  • Благонамеренный экстремист — леший похитил Немзю, так как своим предвиденьем увидел в будущем страшные беды, что постигнут Россию, и решил спасти хотя бы одну деревню. Потребность периодически похищать жителей и вытягивать из них жизненную энергию для поддержания своей магии он видит необходимым злом.
    • Волчий пастырь обосновывает превращение людей в волков так: «Они не смогут грешить и не попадут за это в ад».
    • Один из бесов, Андрейко, уверяет что портит посевы, чтобы побудить крестьян использовать более эффективные методы земледелия. «Смерть пудами!».
    • Александр тоже подходит под троп, хотя с оговорками.
  • Вернуться и переиграть — в этом состоит план деда Егора. Он хочет использовать Чёрную книгу для того, чтобы обратить время вспять и отказаться от колдовской силы. И тогда его не будут ждать адские муки после смерти, книга останется замурованной в Сухаревой башне, и даже парень Василисы будет жив (впрочем последний пункт не слишком-то его волнует).
  • Водяной — Вакуль, водяной непростой, а древний и могучий, всех соседних водяных в округе извёл, а мстить Пахому за сорванный договор отправил его же собственную дочь, которая успела навести такого шороху, что перепугалась даже местная нечисть.
  • Волчий пастырь — финальный босс 3-й главы, из лап рук которого придётся вызволять превращённых в волков крестьян.
  • Волшебный цветок — цветок папоротника, цветущий только в ночь на Ивана Купала.
  • Вредная кошка, а поначалу — Зловещая кошка, — Прошка. Впоследствии совершает поворот направо и помогает Василисе, хотя и порой язвит.
  • Всё это время был злодеем — осторожно, первый большой сюжетный спойлер! Дед Егор специально погубил жениха Василисы, чтобы она стала колдуньей и открыла печати. Правда, дед сильно (особенно если идти по пути грешницы) недооценил силу мотивации воспитанницы...
    • Потом аж рожки прорезались.
      • Более внимательные игроки заметят неожиданную небольшую стервозность Деда Егора в мелочах.
        • В некоторых концовках становится кающимся грешником, который постоянно замаливает грехи в церкви.
  • Вторжение в ад — после открытия всех печатей придётся спуститься в пекло. Ад довольно прогрессивный — в преддверии ХХ века там строят концлагеря, механизируют пыточную работу и придумывают необычные усы.
  • Вера меняет богов — с приходом христианства бывшие коми-пермяцкие языческие духи превратились в бесов. Даже боги не избежали такой участи: водный бог Вакуль стал водяным, лесной бог Ворса лешим, психопомп Черань очутился в услужении у Пряхи, а один из богов-демиургов Войпель так вообще стал простым суседкой. Вакуль вообще в открытую ностальгирует по «старым временам», и даже заставил семерых утопцев ходить кругами в память о братьях-человеколосях.
  • Гигантская женщина — банная владычица Обдериха в два раза выше ростом, чем простые смертные. Правда, выглядит она не слишком фансервисно, потому как полностью лишена кожи. И лихорадница Саломея туда же. А Смерть, которая здесь женского пола, в два раза выше, чем Обдериха с Саломеей.
  • Глаза разного цвета — у главной героини один глаз карий, другой зелёный.
  • Гримуар — собственно, титульная Чёрная Книга.
  • Гулаги и рабы/Ряженые под Рейх — бесы в аду разрабатывают концепцию концлагерей и планируют лет через пятьдесят выкатить её для практической обкатки на Земле. Василиса может указать, что этим демоны вредят себе самим: ведь святых мучеников из этих конвейеров смерти выйдет гораздо больше, нежели не будь их вовсе!
    • Ай, молодца! — убедили чертей не творить концлагерные мучения? Поздравляем! Теперь нечисть будет действовать тоньше, уменьшая количество потенциальных святомучеников.
  • Даже у зла есть стандарты — Прошка, хоть и был «икоткой» у Акулины, не в восторге от колдовства Пряхи.
    • Да что Прошка, от колдовства Пряхи даже Левонтий офигевает.
  • Дендроид — подменыши часто оказываются поленьями, замаскированными под детей. Говорят, что такие дети не растут, но это их неправильно кормили. Одна баба из Слободы Кишконоговой вырастила из подменыша натуральный баобаб.
  • Деревня со зловещим секретом — Немзя. Леший похитил целую деревню вместе с населением. Войти в неё можно, но выйти уже не получится — водит кругами леший.
  • Диверсант — во время войны Николай прокрался к хорошо укреплённому турецкому редуту и поджёг запасы пороха. За это он получил Георгиевский крест и обзавёлся ПТСР.
  • Домовой — здесь они представлены в основном суседками — эдакие универсальные домовые, занимающие любое помещение.
  • Ели мясо мужики — согласившись почаёвничать со встреченными в Орловской курье чертями, Василиса вскоре почувствует на зубах металлический привкус и обнаружит, что вместо чая пила кровь. Вывод: Не стоит пить с незнакомцами. С людьми ещё туда сюда, с демонами — никогда!
  • Живая голова — Левонтий, в прошлом колдун, а ныне живой одноглазый череп. Ему лучше башкой среди живых, чем целиком среди чертей. Чтобы получить его в свиту, необходимо правильно ответить на все его загадки. Но так как для прохождения нужно правильно ответить лишь на одну, многие игроки прошли игру даже не узнав, что из него вышел бы спутник.
    • Среди противников тоже порою встречаются летающие черепа. Это довольно неприятные противники, которые каждый ход снимают с Василисы все положительные статусы, тем самым ломая многие билды.
  • Жуткие детишки — такое впечатление производит одержимая девочка Акулина при первой встрече с ней. Так-то на самом деле она добрый милый ребёнок, ей просто не повезло стать жертвой икотки, но это не отменяет того, что маленькая девочка с головой, обмотанной окровавленной красной тряпкой так, что даже лица не видно, выглядит жутко, тем более, что действие происходит в заброшенной церкви. А уж когда изо рта Акулины высовывается засевшая в ней сущность в виде гномика зловещего чёрного кота
  • Заявленная способность — у мини-босса еретника есть модификатор «господин», который означает, что с его гибелью умрёт и вся его свита. Но убедиться в этом на практике не представляется возможным, потому как еретник сражается в гордом одиночестве и не призывает никаких приспешников.
  • Золотая шевелюра зла — Александр.
  • Злая бабка — Анисья Ивановна из Немзи.
  • Злодей поневоле — вместе с колдовским даром Василиса получает бесов в услужение, и ежедневно должна либо посылать их портить жизни простых людей, либо терпеть их муки. В первом случае получим немного денег и грехов на душу, во втором минусы к характеристикам и вредные эффекты в бою. Но их можно снять с помощью ряда артефактов.
    • В аду Принц Ситри упоминает что бесы и демоны поставлены мучить грешников не по своей воле. Впрочем, их молодое поколение ничего принудительного в этом не видит.
  • Злой джинн — открыв наконец-то все печати и представ перед адовым владыкой Сатаной, Василиса загадала тщательно сформулированное желание «Хочу, чтобы мой суженный оказался со мной, чтобы он был жив и я была жива. Чтобы мы были свободны и от оков ада, и от блаженства рая». И Сатана «исполнил» желание Василисы, объявив себя её суженным. Ну а чего вы хотели от дьявола? Субверсия: На самом деле это был троллинг, ибо открытие печатей Чёрной книги не обязывает Сатану к исполнению желаний. Изначально пророчество гласило «Кто посмотрит в сию книгу на небе, иль на земле, иль под землёю и откроет печати её, то с желанием в пламень прибудет и награду достойную там обретёт», но за тысячи лет и после многократных пересказов, смысл немного исказился.
  • Канонический шиппер — Василису с Александром сводит несколько раз, больше всех отметился Прошка.
    • Если, отправляясь в Троицкую церковь за именем из святцев, Василиса возьмёт в спутники Николая, то отец Ефрем с порога решит, что они пришли венчаться, а узнав о цели их визита, спросит: «Не может быть… ужель детёнка ждёте?»
  • Козёл с золотым сердцем, Милый злодей — как ни странно, Александр. Хотя и спортил свадьбу Николая и схватил Василису во время бури, не дал Пряхе убить её и может мирно перейти на её сторону. Да и фельдшерский пункт на его деньги построили.
  • Кто кого перепьёт — на свадьбе Николая можно посостязаться в этом деле с плотником. Плотник — мужик здоровый, но главная героиня всё-таки ведьма.
  • Ктулху с побитой мордой — в конце игры набить морду можно аж самому Дьяволу. Также под троп подходят сохранившие часть силы чудские боги (Вакуль, Черань) и особо древние и могучие бесы (Пьер, Андромалиус, Смерть).
  • Леший — их тут несколько. Вöрса, шурале, волчий пастырь, каждый своим лесом ведает. Да и Карныш тоже наполовину леший.
  • Лёгкое золото — аверсия. Если Василиса попытается набрать сокровищ во дворце Вакуля, то не сможет унести больше 50 золотых монет.
  • Ложная мистика — обычно игра против неё возражает, нечисть и колдовство абсолютно неподдельные. Однако встретится Василисе и пара мужиков, севших друг дружке на плечи и выдающих себя за лешего. Да и телеграфные провода попортили вовсе не бесы.
  • Модульная концовка — после титров следует показ слайдов, стилизованных под фотографии, комментируя которые, рассказчик поведает о судьбе основных персонажей.
    • Золотая концовка — дед Егор замаливает грехи, бросив колдовское дело. Александр бросает оккультизм и тратит состояние на благотворительность. Николай с женой счастливо живут и даже все исторические потрясения как-то обходят их семью стороной. Петька стал охотником на колдунов и женился на Акулине, которая бросила своё желание стать колдуньей. Федька вступил в ансамбль народной музыки и выступает по России. Прошка-Войпель летает в горах северным ветром. Карныш, заполучив свою рощу, стал полноценным лешим, иногда водит путешественников, но всегда отпускает невредимыми. Левонтий после всех событий улетел своей дорогой и наслаждается своей возможностью летать, изредка пугая случайных людей. Нечисть в Чердынском уезде присмирела, а потом и вовсе повывелась, и теперь ходит в лес человек безбоязненно. И наконец, судьба Василисы: имея минимум грехов, победив Сатану отказалась от колдовской силы и воссоединилась в смерти со своим возлюбленным.
    • Плохой финал — Дед Егор и Александр убиты Василисой (причём Егор ещё и восставал из могилы), Николая сожгла банница, Федька и Петька остались оборотнями, а Акулина решила пойти по стопам Василисы и, добыв Чёрную книгу, начала «спасать» возлюбленного. Неупокоенного Левонтия зарыли в землю, Прошка отрастил рога и окончательно стал чёртом. А Карныш сгинул в Немзе. Ах да, Василиса теперь властительница ада, либо как невеста Сатаны, либо самостоятельно.
    • В одном из нейтральных вариантов Василиса просто отпускает жениха в рай и остается колдуньей. Александр и Дед Егор тоже продолжают заниматься колдовскими делами.
    • Такого финала в игре нет. Если автор правки имеет ввиду концовку, где игрок выбирает вариант «Выбраться из Ада», то там Василиса становится ещё одной печатью на книге. А под деревом в титрах сидит Акулина.
  • Магия — это плохо — весьма любопытный и неоднозначный случай, являющий собой то ли субверсию, то ли вариант тропа с фитильком. Магия в данном сеттинге имеет демоническую природу — колдуны получают свои силы от Сатаны, вынуждены постоянно отправлять своих чертей портить людей (иначе замучают), а их души не могут вознестись на небеса из-за многочисленных грехов. Кроме того, колдуны в большинстве своём представлены людьми с крайне сомнительным моральным обликом. Становление векшей в итоге не помогло Василисе вернуть возлюбленного — в лучшей из концовок она уничтожает Чёрную книгу и отрекается от колдовских сил, воссоединившись с возлюбленным на небесах. Дед Егор в лучшей концовке также отрекается от колдовства, замаливая свои грехи в церкви. С другой же стороны в игре неоднократно подчёркивается, что колдуны тем не менее необходимы простым людям — просто потому что обыватели ничего не могут противопоставить нечисти, которая тут терроризирует их постоянно. Впрочем, в некоторых концовках игра заканчивается тем, что Чердынский уезд очищается от нечисти и колдунов, после чего жить в нём становится значительно легче.
  • Моральный горизонт событий — перейдя отметку в 130 грехов, Василиса теряет право на хорошую концовку.
  • Награда от Дьявола — часть бесов в подчинении Василисы когда-то были смертными грешниками. Да и по ходу истории с подобными врагами можно столкнуться. Одна Саломея чего стоит.
  • Назови моё имя! — лихорадница Саломея страшно бесится, когда её называют народными прозвищами.
  • Не знаю, в кого стрелять
    • Обдериха соглашается отпустить банную невесту, если Николай и Василиса смогут её узнать, и предъявляет трёх совершенно одинаковых на вид невест: одна настоящая, а две другие — созданные из банной золы двойники. Отличить настоящую проще простого — перед спуском под полок она сама является Василисе и сообщает свой порядковый номер.
    • Ещё есть две почти одинаковые былички с таким же сюжетом, только вместо Обдерихи в первой истории был банный староста а во второй — водяной, и выбирать требовалось не из трёх невест, а из дюжины. В обеих быличках правильную невесту можно было опознать по цвету зубов — у настоящей они были белые, а у всех фальшивых — жёлтые. Чем не сюжет для рекламы жевательной резинки?
  • Нечисть на госслужбе — об этом мечтает Александр, сформулировав особое желание для Черной Книги, которое бы поставило бесов в вечное услужение людям.
  • Обнять и плакать Василиса. Просто бедная Василиса. Впрочем, финал её истории в золотой концовке вполне можно назвать счастливым — во всяком случае, теперь их с возлюбленным никто не разлучит…
  • Одержимость демонами — бесы запросто могут вселиться в человека, или, пользуясь местной терминологией, «сесть икотой». Соответственно, сам такой бес зовётся «икотка»[11], а одержимый им человек — «икотник». В первой главе, выполняя задании по поиску креста, которые носила нечисть, Василиса находит одержимую девочку Акулину и изгоняет из неё икотного беса Прошку, который на поверку оказывается обаятельным милым котиком и присоединяется к главной героине. Кроме того, Василиса может и сама давать подручным бесам задание отправиться туда-то туда-то и сесть икотой.
  • Однокрылый ангел — проиграв бой Василисе, замаскированный лешак Филимон сбросил с себя надетую человеческую кожу и предстал пред ней в своём истинном лешачьем облике. Пришлось побеждать его ещё раз.
  • Они выкололи мне глаза
    • Левонтий предлагает Василисе пройти испытание на знаткость: если она сумеет отгадать его загадку, то он пропустит к Пряхе, а если нет, то заберёт глаз — у него как раз одного не хватает. Не волнуйтесь, главгероине не придётся ходить одноглазой, в случае поражения начнётся обычный бой.
    • А ещё на карте, обозначающей атаку толстого беса «лютый коготь», изображён коготь, втыкающийся в глазное яблоко. Прямо в центр зрачка. Брррр…
  • Откровение у холодильника — книга побывала много у кого, однако её печати не смог открыть сам Яков Брюс, а простая деревенская ведьма смогла. Похоже Сатана заприметил Василису с самого рождения.
    • Парень Василисы похоронен среди елей, и с его могилой ассоциируется песня «Ель-ёлушка». Ель на Руси — символ смерти, а среди елей хоронили самоубийц. Выходит, парня схоронили не так, как тот того заслуживал — самоубийцей-то он не был...
  • Орфей и Эвридика — Василиса изучает чёрную магию и подчиняет бесов, чтобы вернуть своего умершего парня из пекла.
  • Пастырь добрый — отец Ефрем. Не взяточник, ничё, да и не пьёт особо. И Василису не трогает, даже исповедать может.
  • Пауки необычных размеров — Черань, древний психопомп, служащий Пряхе. Встречается также в игре «Человеколось» от той же студии.
  • План Стэплтона — обычно нечисть в игре самая что ни на есть настоящая, однако пару раз встретится и троп: то крестьяне-луддиты попортят телеграфную линию, а свалят на бесов, то два незадачливых рэкетира под видом лешего пожертвования у прохожих вымогают.
  • Полное чудовище — Прокопий, учитель деда Егора. Егор по молодости и неопытности не похоронил его так, как следует хоронить колдуна, тот восстал и принялся за старое.
  • Победитель дракона становится драконом — одна из концовок: имея слишком много грехов для прощения, Василиса может отвергнуть предложение Сатаны, победить его и сама занять его место в аду. Судя по созданной позднее одним колдуном адописной иконе, в аду от этого лучше не стало.
    • Уточнение игрока, закончившего с 0 грехов: то же можно получить и без значительного количества грехов — стоит лишь пожелать выбраться.
      • Нет, это средняя концовка, доступная в данной ситуации на обоих путях, и грешницы и праведницы. Тут Чёрная Книга сработала как злой джинн: пожелала Василиса выбраться из ада, вот и выбралась в виде ещё одной печати на Книге.
  • Похитители тел — бесы могут содрать кожу с человека (повезёт, если после смерти), чтобы натянув её на себя действовать в обществе людей. В адском концлагере черти упоминают, что множество вот таких их агентов готовятся претворить в жизнь то, что было испытано в адском «прототипе». И среди них распространяется мода на необычные усы…
  • ПТСР — на войне Николай прокрался и поджег редут противника. За это он и получил Георгиевский крест, но крики горящих заживо до сих пор снятся ему по ночам, а на огонь он не может смотреть без содрогания. В борьбе со страхом начал курить и согласился на предложение друзей взять камень с печки в бане, где его и подловила банница-подменыш. Желая встретиться со страхом лицом к лицу, бросился за Василисой в подпол к баннице-обдерихе.
  • Редупликация-шмедупликация
    • Чердынский полицейский очень недоволен тем, что какая-то девица с книжкой шастает по вверенной ему территории и ведёт беседы с заключённым: «Мне тут не до девок-безделок! Не в музей пришла, усекла?»
    • Андромалиус: «Зачем тебе эти глупости? Ангелы-шмангелы… Они нужны только глупым святошам!»
  • Ретроактивное бессмертие — после убийства Обдерихи Василиса говорит, что теперь её можно не бояться, но бывшая банная невеста Матрёна отвечает, что от Обдерихи так просто не избавиться, и скоро она снова возродится во мраке. Нет смерти на неё.
    • То же самое и с другими сильными сущностями, такими как древний водяной Вакуль или сама Смерть. Их можно «убить», но лишь на время, в случае Смерти — на очень короткое время. И даже сын лешего Филимон, по словам Карныша, после гибели от рук Василисы скоро объявится вновь и предстанет перед сердитым отцом, который будет учить его уму-разуму.
  • Родные братья противоположны — Карныш и его брат, чьё имя сами как-нибудь узнаете. Противоположны во всём, даже матери разные.
  • Роман однодневки с вечностью — последняя из жён хтонически древнего лешего Ворсы умерла от старости, потому как была простой смертной девушкой, которую Ворса унёс к себе, после того, как родные послали её к лешему.
  • Русалка — как и положено по русскому обычаю, без хвоста, но с ногами, и волосами Годивы.
  • Свадьба не задалась — перед свадьбой Николая Пряха сразу говорит, что спортит свадьбу, хоть и не своими руками. И ведь спортила, устроив Василисе забег по лесам.
  • Свежевание — любимое занятие банницы, не зря же её Обдерихой зовут. Сама без кожи ходит и другим не даёт. Да и другие черти тоже этим промышляют.
  • Сверхгигант — поверья приписывают лешим способность становиться ростом, как самые высокие деревья в лесу. Но истинные размеры Ворсы намного (НАМНОГО!) больше. Один только его зрачок больше, чем вся Василиса.
    • Сатана тоже подходит.
  • Свинья-страшилка — «Гзя! Гзя! Пришла за мной, дочка та, пришла! Ну ничего, я отгоню её, отгоню! Гзя! Гзя!». В данном случае ведьма-оборотень-свинья, которую бил, бил, да не добил Михал Никифорыч. А её схожесть со свиньёй из «Принцессы Мононоке» не отметили только те, кто не смотрел.
  • Связали и заткнули — вариант без связывания. Жители проклятой деревни Немзя стараются болтать как можно меньше и осторожно выбирать выражения, чтобы ненароком не послать кого-нибудь к лешему, он ведь может и правда унести — вон каждый месяц люди исчезают. А тем, кто «лешакается», завязывают рот от греха подальше. Одного такого заткнутого парнишку можно встретить на молодёжных посиденках.
  • Сделка с дьяволом — такую неосознанно совершает Василиса.
    • Почему же неосознанно? Вроде бы, она вполне осознавала, что к чему.
  • Сила денег — в игре есть слова, применяя которые, заклинатель отдаёт цели некоторую сумму денег из своего кармана, и слова, сила которых зависит от количества денег у цели. А стало быть деньги используются, как оружие. Правда, такая механика встречается очень редко.
    • В бою с кладником Василиса должна выдать ему 50 рублей двумя применениями карты «Целковый», а потом нанести 50 урон картой «Золотая казна».
    • Демон Андромалиус, сидящий на горе золота и заведующий грехом алчности, применяет деньги против самой Василисы. Сначала обильно одаривает её деньгами, а затем раз за разом ставит себе защиту, равную выданной сумме и не исчезающую в конце хода.
Три козырных туза, да. А вот неча с векшицей в карты играть! А ещё на столе есть подозрительные царапины.
  • Смертоносная змея — в ассортименте.
    • Для начала собственно змеи. По описанию событий с их участием они кажутся обычными животными, но в бою больше смахивают не то на бесов в змеином облике, не то на ещё каких змее-монстров.
    • У некоторых чертей змея растёт из плеча. По косвенным признакам, поступающий Василисе в услужение бес Андропко как раз из таких.
    • Ещё есть колдун-змеевик — одноглазый дедулька с целым клубком живых змей. Это довольно непростой противник, активно призывающий в бою змей из первого примера. Впрочем, с ним можно разойтись миром.
    • Да и финальный босс Сатана выглядит как исполинский змей, лежащий в лавовом озере.
  • С трёхлинейкой и Георгием — Николай служил в царской армии. Да не просто служил, а сражался на фронтах русско-турецкой войны и был награждён за проявленный героизм Георгиевским крестом. Теперь у него два креста — один на шее, другой на груди.
  • Тело из тел
    • В первую встречу Вакуль предстаёт пред Василисой в виде гигантского лица, состоящего из бесконечной стаи плывущих вверх рыб и двух пузырящихся глаз-водоворотов.
    • На западной вырубке Василиса встречает длинную змею, медленно ползущую вдоль дороги. При ближайшем рассмотрении она оказывается сонмом из тысяч крошечных червей, переплетённых, словно канат.
  • Тёмный Лорд Том — смертельно опасные бесы или могущественные колдуны зачастую носят ничем не примечательные имена, характерные для российской глубинки XIX века. Так, например, Прошка, Андрейко и Миколка — довольно мощные бойцы бесовского войска (просто представьте себе какой-нибудь гайд «How to defeat Proshka»), покойную колдунью-икотницу звали бабка Манька, а местные крестьяне до сих вздрагивают от вселяющего ужас имени Левонтий.
    • Аверсия с именами коми-пермяцких духов и божеств. Те действительно звучат необычно и весьма внушительно: Вакуль, Войпель, Черань.
  • Убийца — один из нас — деревню Немзю леший к себе прибрал да туманом скрыл, не выйти оттуда. Каждый месяц кого-то из жителей леший похищает. Покумекав с Василисой, жители смекают, что леший прикинулся кем-то из них.
  • Управление размером — быдмöм, перегнутый пополам, как резиновый, лесной мертвец. Постепенно растёт всю битву, увеличивая здоровье и силу, и если не пришибить его как можно раньше, способен наделать делов. А уж если их напало двое…
  • Уходи с баркаса! — подсвечивается неоднократно. Отец Ефрем и Федька твердят Василисе, что путь колдуньи до добра не доведет. Заколдованные Пряхой жители Вильгорта пророчат тщетность желания Василисы. Но с чем не справишься ради любви?
  • Фантастический расизм — Александр и его семья давно отказались от крепостных людей, но мучить и использовать рабский труд бесов не чураются. От такого отношения бесы настолько озверели, что стали измываться над суседкой.
  • Феникс — Жар-птица, охраняющая Цветок папоротника. Слово божие гласит, что это и есть Цветок, принявший облик птицы.
  • Характерный тик — русалка постоянно расчёсывает волосы.
  • Ходячий макгаффин — точнее, лежачий в могиле: жених Василисы, ради желания на воскрешение которого она и открывает печати.
    • Осторожно, второй большой сюжетный спойлер! На самом деле тут троп Фальшивый макгаффин. Черная Книга не исполняет желание, изначальный вариант видоизменившегося за века предания говорил о «желанной награде» — побратимстве с самим Сатаной.
  • Шок и трепет — Дед Егор атакует Василису молниями в первой и во второй фазах боя с ним.
  • Шрамы навсегда — Матрёна[12]. Восемнадцать лет просидела в плену у банницы, получив незаживающие ожоги на лице. К счастью, они её не шибко портят.
    • Да и у Николая остался шрам от ожога, когда его будущая жена схватила его за руку в бане.
    • Для Акулины одержимость Прошкой тоже не прошла бесследно, на ее щеках остались шрамы полученные в ходе его изгнания.
  • Шулер — любой чёрт или колдун, что играют в дурака. Приёмов тут два: подсмотреть карты соперников и превратить простую карту в козырную. Василиса тоже может так научиться.
  • Щука-разбойница — в Адовом озере обитает гигантская щука, которая находится на службе у Вакуля. Именно она отправила Василису на дно, потопив её лодку, и её же нужно одолеть, чтобы попасть в подводную пещеру, где находится дворец Вакуля.
    • В игре «Человеколось» от той же студии и сам Вакуль (на тот момент ещё водяной бог, а не просто водяной) был гигантской щукой, причём гораздо более опасной, чем нынешняя.
  • Это не луна! — Карныш, пообещавший отвести Василису к спящему лешему, вместо этого привёл её к какой-то скале. …а потом Василиса заметила, что скала шевелится. …а потом «скала» открыла глаза.
  • Я не бог — Войпель, пермский бог ветра. Когда поклонение ему было запрещено, люди забыли его, и он сам себя забыл. Утратил своё могущество и стал обычным бесом.

В геймплее

  • Босс-головоломка — помимо обычных сражений, в игре встречаются бои-головоломки. В них не действуют надетые артефакты, не доступны расходники, количество ходов, за который нужно победить, зачатую ограничено, а колода игрока заменена на подобранную специально для этого боя. Прокачка, умение составлять колоды и святой рандомий здесь бесполезны, и всё решает тонкий расчёт. Если в противником в таком бою выступает не обычная пачка чертей, а какой-нибудь уникальный обусловленный сюжетом монстр, то его можно считать боссом-головоломкой.
    • В более широком смысле, любой босс, обладающий настолько хитрыми статусам и атакам, что для противодействия им приходится придумывать новый билд.
  • Босс-дуэлянт — с некоторыми оговорками таковыми можно считать противников-колдунов. Как и протагонистка, они плетут заговоры из нескольких слов, и если заговор колдуна будет короче, чем василисин, то он будет ходить первым. Поэтому Василисе приходится постоянно разрываться между тем, чтобы вдарить вражине побольнее, но второй, или еле-еле уколоть его двумя словечками, но сделать это раньше него — правильный выбор не всегда очевиден и зависит от обстоятельств. Ощущается, как полноценная и при том весьма напряжённая дуэль.
  • Босс со свитой — многие боссы умеют призывать себе в помощь нечисть помельче или сразу начинают бой вместе с группой поддержки. Обычно у таких боссов есть неисчезающий и неснимаемый модификатор «господин», а у свиты — модификатор «малой». Если убить господина, то всё малые погибнут вместе с ним. Но бывают и исключения: например, призванные Волчьим пастырем волки продолжают драться и после его гибели, а заколдованных оборотней вообще нельзя убивать, иначе сразу поражение.
  • Ваншот — слова с модифкатором «Чёрный урон» мгновенно убьют цель, если пробьют защиту и заденут непосредственно хиты. Также в боях-головоломках нередко встречаются противники с уроном 999. К счастью, на то они и головоломки, что у Василисы обязательно есть, что этому противопоставить. Надо только догадаться, что именно.
  • Внезапная смена геймплея — подземелье Пряхи. Всю дорогу мы привыкали к почти квестовой медитативности — и тут нате вам элементы стелса! На низкопроизводительных компах оно от этого начинает тянуть на этот гадкий уровень — победить-то Пряху с её питомцем не так уж сложно, а вот добраться до неё…
  • Геймплей вразрез с сюжетом
    • Дед Егор успокаивает Николая: «Не бойся, я не глазливый [— не сглажу твою невесту]». Вот только спецспособность деда Егора — это сглаз, он в буквальном смысле глазливый.
    • По сюжету в какой-то момент Василиса временно лишается Чёрной книги, а также всех артефактов и расходников, а потому вынуждена обходиться теми словами, которые ей удаётся вспомнить перед боем. Это великолепно (без сарказма) объясняет наличие боёв-головоломок в основном сюжетном квесте. А вот в побочных заданиях помощников книга и все вещи у Василисы при себе, и ничто не мешает их использовать, но все бои почему-то тоже головоломные — с предустановленной колодой и неработающими предметами. Более того, в этих боях игроку часто выдают слова, которые Василиса ещё не изучила и не могла изучить, потому как не открыла соответствующую печать в книге. Педаль в геенну огненную, когда попадаются слова, которых нет в книге от слова совсем. То есть Василиса в принципе не могла их «вспомнить», а Чёрная книга не могла выдать их «авансом».
    • В большинстве боёв-головоломок (не важно, обоснованных или нет) есть ограничение на количество ходов, которое никак не объяснено сюжетом. Порою бывает, что враги наносят по единичке урона и Василиса спокойно могла бы ковырять хоть восемьдесят ходов, не защищаясь и не лечась, но нет: не успел прихлопнуть всех за два хода — проиграл. Что характерно, если подобное ограничение встречается в обычных боях, то у него всегда есть объяснение.
    • С отобранными вещами, кстати, субверсия. По сюжету в начале шестой главы у Василисы отнимают Чёрную книгу, а также все артефакты и травы, о чём она сама говорит прямым текстом. Но при этом все предметы и расходники по прежнему находятся в инвентаре, а экипированные по-прежнему экипированы. Но поскольку до возвращения книги все обычные сражения заменены боями-головоломками, всем этим добром всё равно нельзя воспользоваться. Кроме того за победу в сражениях Василиса по-прежнему получает новые карты-слова для Чёрной книги, которой у неё вообще-то нет, а на привале после прохождения усадьбы Александра даже есть возможность добавить слова в книгу, хотя та всё ещё не у Василисы.
    • По сюжету, сорвав цветок папоротника, Василиса спрятала его внутри себя (Господа гусары, молчать! Она надрезала ладонь ножом, поместила цветок внутрь раны и зашила её). А в геймплее его можно экипировать и снимать, как любой другой артефакт. Нужно Васька каждый раз заново режет и зашивает руку?
    • Оказавшись в аду, Василиса обнаруживает, что не может поднять руку, чтобы перекреститься. А Принц Ситри поясняет, что она теперь раскрещена, а потому ей придётся обходиться без крестного знамения, да и вообще в людской молитве силы мало. Тем не менее все белые слова, они же молитвы, по прежнему прекрасно работают.
  • Графон не нужен — лоу-поли графика, благодаря мастерству дизайнеров, выглядит очень стильно и аккуратно.
    • Локации и всевозможная нечисть в такой графике смотрятся действительно стильно, но вот на модельки людей без слёз не взглянешь…
  • Гумба — формально самым слабым (и по совместительству самым первым) противником является гигантский пёс, с которым Василиса сражается в самом начале игры. У него весьма низкий уровень здоровья и всего одна атака, наносящая смехотворную единичку урона. Однако, этого собакена едва ли можно считать полноценным противником, потому как встречается всего лишь раз за всю игру, да и то в тренировочном бою.
    • А вот кто однозначно губмы, так это серенькие крылатые бесенята с дополнительными глазами на теле. Здоровья у них зачастую ещё меньше, чем у вышеописанного пса (если повезёт, то столько же), а основная атака наносит всего 2 урона — больше, чем единичка, конечно, но всё равно курам на смех. Ещё они могут потратить свой ход на то, чтобы снять с Василисы положительный баф (даже если оного на ней и нет), что при определённых обстоятельствах могло бы быть неприятно, но как правило совершенно не критично. В общем эти ребята не представляют абсолютно никакой угрозы. Всё что они могут — это слегка оцарапать Василису своим коготком[13], пока она занята убиением более сильных противников, или наоборот — позволить этому самому более сильному противнику прожить чуть дольше, если игрок решить сперва разделаться с мелочью.
  • Закон злодейской смены стороны — демоны, переходя на сторону Василисы, становятся довольно жалкими чертенятами.
  • Запоздалая имба — в благодарность за спасение чёрт-прядильщик дарит Василисе чёртово знамя, которое ускоряет перезарядку способности помощника на три. Быть может и не имба, но вещь достаточно полезная… Вернее, была бы таковой в первых пяти главах, но дело происходит в седьмой, где у Василисы уже нет помощников. Подсвечено в описании предмета: «Верно говорят, что бесовские подарки в хозяйстве не пригодятся».
  • Игры азартные и не очень — миниигра в подкидного дурака. Обычные люди играют на деньги, нечисть на душу. Колдуны и черти могут заколдовать карты.
  • Кармическое возмездие — обыгрывается нестандартно: в случае сражения с Сатаной, во второй фазе боя численные значения на его способностях (урон, лечение, защита и т. д.) зависят от величины грехов, что мы собрали за игру. Если умудриться не получить ни одного (или деятельно раскаяться по ходу пьесы), его можно завалить даже стартовой колодой.
  • Каст с хитов — слова с меткой «жертва». На некоторых билдах столь мощное оружие может… сломать игру.
  • Многоглавый босс — гигантский паук Черань. Помимо его основного тела, имеющего аж 999 единиц здоровья (это один из самых высоких показателей в игре), в бою участвуют две передние ноги, каждая с 50 единицами (что довольно средне — к тому времени уже во всю встречаются рядовые противники потолще). Если «убить» (а точнее — сломать) обе ноги, то паук приляжет отдохнуть, и в бой вступит сидящая у него на спине Пряха с 200 единицами здоровья. Но уже через пару раундов Черань залечит искалеченные ноги и вернётся в бой, а колдунья снова станет недосягаемой. Во время передышек с не участвующих частей босса снимаются все негативные статусы, а для победы достаточно убить либо Чераня, либо Пряху, так что лучше заранее определиться с тактикой: сосредоточиться на живучем теле, не ломая ноги и не вмешивая в сражение Пряху, или наоборот — раз за разом ломать хрупкие ноги и бить хозяйку, не тратя силы на тело.
    • Иногда можно словить баг, при котором в сражении участвуют только ноги Чераня, а тело не атакует, не имеет показателя здоровья и не может быть выбрано целью для атаки. В этом случае подрубание обеих ног сразу же приведёт к гибели всего босса, что делает схватку до неприличия лёгкой.
  • Моб-грабитель
    • Кроме чертей, можно подраться и с обычными разбойниками, которые будут пытаться стырить у вас рубли прямо в бою. Крадут они не так уж и много, но на ранних стадиях игры, когда денег и так ни на что не хватает, даже такие удары по бюджету ощущаются болезненно.
    • Инверсия: Не моб-грабитель, а гроб-мобитель босс-даритель. Демон Андромалиус не крадёт у Василисы деньги, а наоборот — прямо во время боя снабжает её весьма крупными суммами. А всё потому, что сила некоторых его способностей прямо пропорциональна количеству денег у врага.
  • Не знаю, в кого стрелять — полено-подменыш призывает двух фальшивых подменышей, которые выглядят точно так же, как оригинал, но умирают с одного удара, а сам меняет свою позицию и теряется среди них. Статусы, наложенные на всех троих полешек, скрыты от игрока, а уровень здоровья у всех визуально такой же, какой был у оригинала на момент призыва. Волей-неволей приходится распыляться и тратить сильные карты на убийство фальшивок, а оригинал всегда может призывать новых.
  • Пасхалка — помимо вплетённых в сюжет отсылок к предыдущей игре студии «Человеколось», есть и уйма других пасхалок — от классики школьной программы до интернет мемов:
  • Паук-деньгоед — за победы в боях Василиса не только набирается опыта и узнаёт новые карты-слова, но и получает деньги. И не важно, что большинство её противников — это бесы, которые после гибели исчезают в клубах чёрного дыма, или представители агрессивной флоры-фауны, которым денежки вообще не положены. Враги-люди, которых можно было бы обобрать после победы, тоже встречаются но на порядок реже. Возможный обоснуй: Деньги наколдовывает сама Чёрная книга в награду, например, за то, что Василиса продвинулась в постижении колдовской науки. Столь мощному артефакту это вполне по силам, тем более, что в игре есть слова, которые приносят деньги, если убить врага с их помощью.
    • Полностью обоснованный сюжетом вариант: Похожий на быка монстр кладник поселяется на месте зарытого клада и со временем впитывает его в себя. Так что после гибели кладника из него натурально сыпятся золотые монеты. Василиса может встретить двух таких существ: Первый умирает с одного удара даже без боя и оставляет после себя довольно скромную сумму, зато второй — босс-головоломка, с которого падает полноценный клад.
  • Побить за 60 секунд
    • Если говорить о возможности, то уже к середине игры, а то и раньше, можно собрать билд, способный вынести пачку не слишком сильных рядовых противников за один раунд. Педаль в ад: Иногда Василисе даже не нужно для этого читать слова, надетые артефакты сделают всё сами.
    • Что же касается необходимости, то в большинстве боёв-головоломок стоит условие, победить всех врагов за ограниченное количество раундов (обычно от одного до четырёх), а иначе смерть. Как правило, такие ограничения никак не обоснованы. Даже если у Васьки здоровья под полтинник, а бесы наносят по единичке урона, всё равно, не уложилась в два раунда — умерла.
    • Что интересно, если подобное ограничение встречается в обычных (не головоломных) боях, то оно всегда объяснено сюжетом. Например, если Васька не сумеет убить Миколку и его банду за 7 раундов, то подвешенный с петлёй на шее гармонист Федька задохнётся и умрёт. Причём если вместо того, чтобы сразу начать этот бой, вступить с Миколкой в разговор, то каждый обмен репликами будет сокращать оставшееся у Федьки время на один раунд, вплоть до четырёх. Другой пример: Бой в подожжённой бане. Не успеешь уложиться в нужное количество — строение обрушится и погребёт под собой Василису.
  • Предпрописанное поражение — если попробовать напасть на Вакуля на его территории (то бишь под водой), то он лишь рассмеётся и вырвет книгу из рук Василисы потоком воды. Зато если бросить ему вызов в конце главы, то он уже не сможет провернуть такой фокус и, ежели силёнок хватит, Василиса начистит-таки его рыбье щачло. Так-то.
  • Сделает напарник, а не я — многие ситуации на дороге могут решить напарники.
  • Смерть в диалоге — если поддаться на лесть Пряхи и согласится принять её помощь, то пряхин «питомец» Черань убьёт Василису на месте. И только после трёх отказов начнётся обычный бой, в котором паукан уже не так могуч.
  • Снова и снова эта морда — некоторые модельки иногда повторяются, порою непонятно, один и тот же это персонаж или уже другой. Архип, например, попадается чаще всех, даже там, где его быть не может.
    • Два утопца, Лысый и Умный (они же Утопень и Потопень). Шагу ступить нельзя по царству подводному, чтобы не наткнуться на этих подгнивших Бивиса и Баттхеда. Да и потом они несколько раз попадаются. Они настолько тупы, что на раз-два обыгрываются в дурачка, но не в квесте Карныша, где сладкой парочке позарез захотелось отжать себе бесхозную рощу.
  • Стеклянная пушка — подобные противники часто встречаются в боях-головоломках. Какой-нибудь обычный на вид чёрт со здоровьем 8 и уроном 999.
  • С фитильком — некоторые карты из режима «Бесконечные битвы» по сравнению с аналогичными картами из основной игры. Была «Моря глубина», наносящая урон, равный наложенному на цель сглазу, умноженному на три — стала «Озера глубина», которая наносит урон, равный сглазу без множителя. Были «Ризы нетленные», накладывающие 5 единиц статуса «Нетленный» — стали «Нетленные ризочки», дающие всего лишь две единицы.
  • Тактическое ясновидение — Василиса (а соответственно и игрок) всегда видит, что собираются предпринять противники в текущем раунде. Эта неоценимо полезная способность здорово облегчает сражения, а вернее — отсутствие оной непомерно бы их усложнило. Единственное исключение за всю игру — первая фаза боя с Дедом Егором, который, будучи опытным колдуном, умеет скрывать свои намерения от бывшей ученицы. Но к счастью, его атаки не слишком разнообразны.
  • Торговец не к месту — книжник. Коробейники-то ладно, они торговцы бродячие, но книжник даже в ад ходит как к себе домой.
  • Унылая непобедимость — игра вполне позволяет собрать билд, превращающий Василису в абсолютно непобедимую машину по уничтожению чертей. Понятное дело, интересность битв при этом будет стремиться к нулю, а потому лучше этого не делать.
  • Чудовище недели — как пошутили в RPSh, каждую печать открывает свой монстр недели. Во вспомогательных квестах таковые тоже есть, кроме квеста Прошки, где финал без сражения, и квеста Карныша, где в качестве противников выступают пара знакомых увальней Вакуля.
  • Щитом можно бить — билды и комбинации на защите позволяют ею бить врагов.

Примечания

  1. Отец Ефрем упоминает приближение дня Ивана Долгого — это 1 июня, а по святцам даёт выбрать Клавдию, Матрёну и Александру — это 31 мая. Заканчивается всё чуть позже Ивана Купала — то есть до 10 июля.
  2. Для сравнения — убить юродивую: +50 грехов. Пощадить её: −1 грех
  3. Ведьма-то не может быть замужем — она чёрту невеста.
  4. Нечисть вроде домового.
  5. Вселяющимся в людей бесом.
  6. Колдун, обманувший смерть; умерший, но сохранивший душу.
  7. «Сумлеваться» означает «сомневаться», «не быть уверенным в чём-либо».
  8. Быть может, неспроста Пряха была в няньках у Александра?
  9. Огненный змей, летавец — славянская разновидность инкуба, описывается как красивый мужчина или похожий на мужа. С другой стороны можно понять авторов, ведь сделать из обольстителя жуткую тварь очень трудно.
  10. Если не сказано обратного, то указаны числовые показатели на стандартной сложности. На других сложностях они могут отличаться
  11. Икотка — это не какая-то отдельная разновидность бесов. Вселиться в человека может любой из них, и сделав это, он и станет икоткой, а покинув одержимого, перестанет быть таковым.
  12. Или Клавдия, или Александра — какое имя выбрали по святцам, такое и будет.
  13. А его атака называется именно так.