Редактирование: Экзистенциальный ужас
Перейти к навигации
Перейти к поиску
Внимание: Вы не вошли в систему. Ваш IP-адрес будет общедоступен, если вы запишете какие-либо изменения. Если вы войдёте или создадите учётную запись, её имя будет использоваться вместо IP-адреса, наряду с другими преимуществами.
Правка может быть отменена. Пожалуйста, просмотрите сравнение версий ниже, чтобы убедиться, что это нужная вам правка, и запишите страницу ниже, чтобы отменить правку.
Текущая версия | Ваш текст | ||
Строка 197: | Строка 197: | ||
** Согласно одной концепции философского [[w:компатибилизм|компатибилизма]], воля сама по себе является одной из сил, которая детерминирует будущее. Потому с точки зрения компатибилистов «ужас» возникает только от непонимания. Следует отметить, что не все компатибилисты считают будущее непременно стопроцентно детерминированно прошлым — просто они не считают вопрос детерминизма связанным с вопросами воли и моральной ответственности. В одном предложении компатибилизм можно описать так: «Мы можем делать, что хотим — в этом наша свобода воли и наша ответственность за свои дела, но мы не можем хотеть что хотим — в этом наша детерминированность.» | ** Согласно одной концепции философского [[w:компатибилизм|компатибилизма]], воля сама по себе является одной из сил, которая детерминирует будущее. Потому с точки зрения компатибилистов «ужас» возникает только от непонимания. Следует отметить, что не все компатибилисты считают будущее непременно стопроцентно детерминированно прошлым — просто они не считают вопрос детерминизма связанным с вопросами воли и моральной ответственности. В одном предложении компатибилизм можно описать так: «Мы можем делать, что хотим — в этом наша свобода воли и наша ответственность за свои дела, но мы не можем хотеть что хотим — в этом наша детерминированность.» | ||
*** Ну в принципе в формате ''«на слабО»'' человек может банальным самоубеждением заставить себя хотеть того, чего раньше не хотел. Правда тут возникнет вопрос, а действительно ли он этого не хотел. Или может он хотел показать, что он может сам управлять своими желаниями? Тогда опять получится, что он сделал то, чего хотел. | *** Ну в принципе в формате ''«на слабО»'' человек может банальным самоубеждением заставить себя хотеть того, чего раньше не хотел. Правда тут возникнет вопрос, а действительно ли он этого не хотел. Или может он хотел показать, что он может сам управлять своими желаниями? Тогда опять получится, что он сделал то, чего хотел. | ||
** Даже при принятии связи между пунктами 1 и 3 весь экзистенциальный ужас улетучивается, если человек оказывается настолько прожжённым материалистом, что отождествляет себя в первую очередь с физическими законами и их | ** Даже при принятии связи между пунктами 1 и 3 весь экзистенциальный ужас улетучивается, если человек оказывается настолько прожжённым материалистом, что отождествляет себя в первую очередь с физическими законами и их проявалениями — это ставит знак равно между волей человека и физическим устройством мира: при таком раскладе воля не подчинена физическим законам, а сама является их же проявлением. | ||
* Одним из самых известных философов, задумывавшихся, иллюзорен ли окружающий мир, был Рене Декарт. В «Размышлениях о первой философии» он задумался, насколько стоит доверять ощущениям. Мало ли было случаев, когда ложные мнения, воспринятые через ощущения, считали за истинные? А точно ли то, что видим наяву, существует, ведь [[Жизнь есть сон|во сне мы видим то же самое]]? Не может ли быть так, что все ощущения иллюзорны, и их внушил философу очень могущественный демон с целью обмана? Нет ни формы, ни цвета, ни материи, ни пространства вообще? Естественно, эти рассуждения повергли Декарта во смятение, и он решил не доверять ничему, кроме разума. Сначала он доказал себе: «Я мыслю, значит, я существую», затем на основании наличии идеи Бога в сознании утверждал существование самого Бога, а так как Он — Творец и благ, то сотворил человека способным к познанию объективной реальности, а ошибки случаются из-за повреждения человеческого существа, подобно тому, как сломанные часы показывают неправильное время. | * Одним из самых известных философов, задумывавшихся, иллюзорен ли окружающий мир, был Рене Декарт. В «Размышлениях о первой философии» он задумался, насколько стоит доверять ощущениям. Мало ли было случаев, когда ложные мнения, воспринятые через ощущения, считали за истинные? А точно ли то, что видим наяву, существует, ведь [[Жизнь есть сон|во сне мы видим то же самое]]? Не может ли быть так, что все ощущения иллюзорны, и их внушил философу очень могущественный демон с целью обмана? Нет ни формы, ни цвета, ни материи, ни пространства вообще? Естественно, эти рассуждения повергли Декарта во смятение, и он решил не доверять ничему, кроме разума. Сначала он доказал себе: «Я мыслю, значит, я существую», затем на основании наличии идеи Бога в сознании утверждал существование самого Бога, а так как Он — Творец и благ, то сотворил человека способным к познанию объективной реальности, а ошибки случаются из-за повреждения человеческого существа, подобно тому, как сломанные часы показывают неправильное время. | ||
** Принцип cogito ergo sum не применим к психически больным с множественной личностью. Позвольте, кто же может утверждать, что он существует, если сама утверждающая личность — плод воспалённого воображения? Поэтому логически верно только «[https://iphlib.ru/library/collection/newphilenc/document/HASHe586d0744b972adcc8eae5 я мыслю, следовательно я мыслю]», [[Капитан Очевидность|из этой посылки нельзя делать далеко идущих выводов]]. | ** Принцип cogito ergo sum не применим к психически больным с множественной личностью. Позвольте, кто же может утверждать, что он существует, если сама утверждающая личность — плод воспалённого воображения? Поэтому логически верно только «[https://iphlib.ru/library/collection/newphilenc/document/HASHe586d0744b972adcc8eae5 я мыслю, следовательно я мыслю]», [[Капитан Очевидность|из этой посылки нельзя делать далеко идущих выводов]]. |