Редактирование: Экзистенциальный ужас

Перейти к навигации Перейти к поиску

Внимание: Вы не вошли в систему. Ваш IP-адрес будет общедоступен, если вы запишете какие-либо изменения. Если вы войдёте или создадите учётную запись, её имя будет использоваться вместо IP-адреса, наряду с другими преимуществами.

Правка может быть отменена. Пожалуйста, просмотрите сравнение версий ниже, чтобы убедиться, что это нужная вам правка, и запишите страницу ниже, чтобы отменить правку.

Текущая версия Ваш текст
Строка 197: Строка 197:
** Согласно одной концепции философского [[w:компатибилизм|компатибилизма]], воля сама по себе является одной из сил, которая детерминирует будущее. Потому с точки зрения компатибилистов «ужас» возникает только от непонимания. Следует отметить, что не все компатибилисты считают будущее непременно стопроцентно детерминированно прошлым — просто они не считают вопрос детерминизма связанным с вопросами воли и моральной ответственности. В одном предложении компатибилизм можно описать так: «Мы можем делать, что хотим — в этом наша свобода воли и наша ответственность за свои дела, но мы не можем хотеть что хотим — в этом наша детерминированность.»
** Согласно одной концепции философского [[w:компатибилизм|компатибилизма]], воля сама по себе является одной из сил, которая детерминирует будущее. Потому с точки зрения компатибилистов «ужас» возникает только от непонимания. Следует отметить, что не все компатибилисты считают будущее непременно стопроцентно детерминированно прошлым — просто они не считают вопрос детерминизма связанным с вопросами воли и моральной ответственности. В одном предложении компатибилизм можно описать так: «Мы можем делать, что хотим — в этом наша свобода воли и наша ответственность за свои дела, но мы не можем хотеть что хотим — в этом наша детерминированность.»
*** Ну в принципе в формате ''«на слабО»'' человек может банальным самоубеждением заставить себя хотеть того, чего раньше не хотел. Правда тут возникнет вопрос, а действительно ли он этого не хотел. Или может он хотел показать, что он может сам управлять своими желаниями? Тогда опять получится, что он сделал то, чего хотел.
*** Ну в принципе в формате ''«на слабО»'' человек может банальным самоубеждением заставить себя хотеть того, чего раньше не хотел. Правда тут возникнет вопрос, а действительно ли он этого не хотел. Или может он хотел показать, что он может сам управлять своими желаниями? Тогда опять получится, что он сделал то, чего хотел.
** Даже при принятии связи между пунктами 1 и 3 весь экзистенциальный ужас улетучивается, если человек оказывается настолько прожжённым материалистом, что отождествляет себя в первую очередь с физическими законами и их проявлениями — это ставит знак равно между волей человека и физическим устройством мира: при таком раскладе воля не подчинена физическим законам, а сама является их же проявлением.
** Даже при принятии связи между пунктами 1 и 3 весь экзистенциальный ужас улетучивается, если человек оказывается настолько прожжённым материалистом, что отождествляет себя в первую очередь с физическими законами и их проявалениями — это ставит знак равно между волей человека и физическим устройством мира: при таком раскладе воля не подчинена физическим законам, а сама является их же проявлением.
* Одним из самых известных философов, задумывавшихся, иллюзорен ли окружающий мир, был Рене Декарт. В «Размышлениях о первой философии» он задумался, насколько стоит доверять ощущениям. Мало ли было случаев, когда ложные мнения, воспринятые через ощущения, считали за истинные? А точно ли то, что видим наяву, существует, ведь [[Жизнь есть сон|во сне мы видим то же самое]]? Не может ли быть так, что все ощущения иллюзорны, и их внушил философу очень могущественный демон с целью обмана? Нет ни формы, ни цвета, ни материи, ни пространства вообще? Естественно, эти рассуждения повергли Декарта во смятение, и он решил не доверять ничему, кроме разума. Сначала он доказал себе: «Я мыслю, значит, я существую», затем на основании наличии идеи Бога в сознании утверждал существование самого Бога, а так как Он — Творец и благ, то сотворил человека способным к познанию объективной реальности, а ошибки случаются из-за повреждения человеческого существа, подобно тому, как сломанные часы показывают неправильное время.
* Одним из самых известных философов, задумывавшихся, иллюзорен ли окружающий мир, был Рене Декарт. В «Размышлениях о первой философии» он задумался, насколько стоит доверять ощущениям. Мало ли было случаев, когда ложные мнения, воспринятые через ощущения, считали за истинные? А точно ли то, что видим наяву, существует, ведь [[Жизнь есть сон|во сне мы видим то же самое]]? Не может ли быть так, что все ощущения иллюзорны, и их внушил философу очень могущественный демон с целью обмана? Нет ни формы, ни цвета, ни материи, ни пространства вообще? Естественно, эти рассуждения повергли Декарта во смятение, и он решил не доверять ничему, кроме разума. Сначала он доказал себе: «Я мыслю, значит, я существую», затем на основании наличии идеи Бога в сознании утверждал существование самого Бога, а так как Он — Творец и благ, то сотворил человека способным к познанию объективной реальности, а ошибки случаются из-за повреждения человеческого существа, подобно тому, как сломанные часы показывают неправильное время.
** Принцип cogito ergo sum не применим к психически больным с множественной личностью. Позвольте, кто же может утверждать, что он существует, если сама утверждающая личность — плод воспалённого воображения? Поэтому логически верно только «[https://iphlib.ru/library/collection/newphilenc/document/HASHe586d0744b972adcc8eae5 я мыслю, следовательно я мыслю]», [[Капитан Очевидность|из этой посылки нельзя делать далеко идущих выводов]].
** Принцип cogito ergo sum не применим к психически больным с множественной личностью. Позвольте, кто же может утверждать, что он существует, если сама утверждающая личность — плод воспалённого воображения? Поэтому логически верно только «[https://iphlib.ru/library/collection/newphilenc/document/HASHe586d0744b972adcc8eae5 я мыслю, следовательно я мыслю]», [[Капитан Очевидность|из этой посылки нельзя делать далеко идущих выводов]].

Пожалуйста, учтите, что любой ваш вклад в проект «Posmotreli» может быть отредактирован или удалён другими участниками. Если вы не хотите, чтобы кто-либо изменял ваши тексты, не помещайте их сюда.
Вы также подтверждаете, что являетесь автором вносимых дополнений, или скопировали их из источника, допускающего свободное распространение и изменение своего содержимого (см. Posmotreli:Авторские права). НЕ РАЗМЕЩАЙТЕ БЕЗ РАЗРЕШЕНИЯ ОХРАНЯЕМЫЕ АВТОРСКИМ ПРАВОМ МАТЕРИАЛЫ!