Это не по-настоящему, мне всё можно

Материал из Posmotreli
Версия от 19:06, 1 мая 2023; 2a03:d000:1483:6772:1:0:33af:242b (обсуждение) (Новая страница: «{{spoilers ahoy}} {{q|pre=1| — Эх, Петька, Петька, — сказал Чапаев, — знавал я одного китайского коммуниста по имени Цзе Чжуан. Ему часто снился один сон — что он красная бабочка, летающая среди травы. И когда он просыпался, он не мог взять в толк, то ли это бабочке п...»)
(разн.) ← Предыдущая | Текущая версия (разн.) | Следующая → (разн.)
Перейти к навигации Перейти к поиску
River Song.jpgSpoilers, sweetie!
Особенность темы этой статьи в том, что она по самой сути своей раскрывает спойлеры. Поэтому в этой статье спойлеры никак не замаскированы. Если вы уверены, что хотите их видеть — читайте!
«

— Эх, Петька, Петька, — сказал Чапаев, — знавал я одного китайского коммуниста по имени Цзе Чжуан. Ему часто снился один сон — что он красная бабочка, летающая среди травы. И когда он просыпался, он не мог взять в толк, то ли это бабочке приснилось, что она занимается революционной работой, то ли это подпольщик видел сон, в котором он порхал среди цветов. Так вот, когда этого Цзе Чжуана арестовали в Монголии за саботаж, он на допросе так и сказал, что на самом деле он бабочка, которой всё это снится. Поскольку допрашивал его сам барон Юнгерн, а он человек с большим пониманием, следующий вопрос был о том, почему эта бабочка за коммунистов. А он сказал, что она вовсе не за коммунистов. Тогда его спросили, почему в таком случае бабочка занимается подрывной деятельностью. А он ответил, что всё, чем занимаются люди, настолько безобразно, что нет никакой разницы, на чьей ты стороне. — И что с ним случилось? — Ничего. Поставили его к стенке и разбудили. — А он? Чапаев пожал плечами. — Дальше полетел, надо полагать.

»
— Виктор Пелевин, «Чапаев и Пустота»
«

«Мир, — учил он, — мое представление!» А когда ему в стул под сидение Сын булавку воткнул, Он вскричал: «Караул! Как ужасно мое представление!»

»
— Самуил Маршак, «Про одного философа», перевод с английской анонимной эпиграммы

В реальной жизни, имея дело с реальными людьми, этот персонаж, скорее всего, и мухи бы не обидел. Ну или может, всё-таки добивался бы своих целей, в том числе агрессивными методами, но при этом соблюдал бы определённые понятия и/или законы. Сейчас же, если посмотреть на него со стороны, он ведёт себя как натуральный маньяк — избивает случайных встречных, чтобы проверить, насколько он силён, насилует любую понравившуюся ему девушку, хватает и присваивает всё, что лежит без охраны… А когда немного войдёт в силу — тут уже и вовсе счёт убитым, обездоленным и замученным пойдёт на целые города.

Что случилось? Почему милый, порядочный и в общем-то вполне совестливый человек вдруг превратился в полное чудовище? А очень просто — он верит, что всё это не на самом деле. По его мнению, это всё происходит во сне. Или в наркотических глюках. Или в продвинутой виртуальной реальности. Или даже что мир вокруг реален, но вот люди вокруг — всего лишь куклы, дистанционно управляемые или хитро запрограммированные андроиды. В любом случае, когда они плачут, им на самом деле не больно, а значит нет никакого смысла их жалеть и вообще принимать во внимание их интересы. В крайнем случае можно бояться того, что за чрезмерную наглость ты можешь досрочно проснуться/выйти из игры. И то — если играешь в сингл, то скорее всего, игра не позволит тебе окончательного гейм-овера. А в мультиплеере — вокруг тебя такие же игроки, и убивая их, ты просто доказываешь, что у тебя лучший скилл. В этом случае они настоящие, но ничего необратимого с ними не случится.

Если такой персонаж вдруг обнаружит, что происходящее с ним было по-настоящему — он может совершить поворот направо и даже впасть в состояние «Боже мой, что же я наделал!». Но порой и наоборот — Ловушка невозвратных затрат не позволяет ему признать, что он натворил массу гадостей в реале, и он до последнего будет цепляться за доказательства, что это нереально, или начать убеждать себя и других, что так было надо.

Близкие тропы, иногда совмещающиеся:

Примеры

Литература

  • «Игра Эндера» Орсона Скотт Карда. Дети на примере стратегической компьютерной игры учатся сражаться с жуккерами. Во время одного из тренировочных этапов заглавный герой в игре уничтожает планету жуккеров. Оказалось, действие происходило не в виртуальности, и он реально уничтожил расу жуккеров. Почти.
  • Адам Сыновец, рассказ «Игра». Аналогично предыдущему пункту, только Суил, военнослужащий комплекса противоракетной обороны, полагает, что просто играет в компьютерную игру. На самом деле центральный компьютер базы, получив сигнал, что дежурный уснул и не может отреагировать на приближающиеся к Земле космические корабли, передал управление на игровой автомат, за пультом которого сидел герой рассказа. В соответствии с логикой игры, герой первым атаковал противника… тем самым начав первую в истории космическую войну. Причём из всех причастных он единственный, по-видимому, осознал, какую ошибку совершил. Впрочем басня вышла немного неудачной: хоть первый выстрел и был сделан Суилом, вражеский флот был очень хорошо вооружен и долгое время пытался атаковать, а после уничтожения передовых разведывательных станций не остановился и не попытался установить связь (с чего, вообще-то, стоило бы начинать установление контакта), а выдвинул вперёд боевые корабли. Так что вывод главного героя о мирном характере миссии пришельцев мог быть и ошибочным.
  • Валерий Брюсов «Теперь, — когда я проснулся» — возможно, первопример в русскоязычной литературе. Герою рассказа нравится во сне пытать, мучить и убивать людей. И вот однажды он решил забавы ради во сне убить свою жену. Удовольствия ему это не доставило, он изо всех сил пытался проснуться и понял вдруг, что совершил убийство наяву…
  • Сергей Лукьяненко часто экспериментирует с этим тропом в разных формах:
    • «Звёздная Тень». Тень — сообщество вполне реальных планет, населённых вполне реальными людьми. Но специфика местных полубожественных технологий (никто не умирает насовсем, все воскреснут именно в тех мирах, которые в наибольшей мере соответствуют их сознательным и бессознательным желаниям) приводит к тому, что многие аборигены и некоторые гости Тени начинают относиться к своей жизни и поступкам в ней именно так: «Сашка! Давай! Хочешь, чтобы я тут всех положил, пока ты расшевелишься? Так я положу, не сомневайся! На вышках стоят лишь те, кому нравится там стоять!»
    • «Линия Грёз/Императоры иллюзий». На самом деле «Линия Грёз» не создаёт миры — в техническом описании проекта напрямую сказано, что она всего лишь сканирует бесконечный мультиверс и перемещает человека в ту вселенную, которая наилучшим образом соответствует его желаниям. Но есть множество намёков, что прошедшие по Линии будут вести себя в новых мирах соответствующим образом, именно потому, что считают всех вокруг порождениями своего воображения. Впоследствии выясняется, что и родная вселенная протагониста тоже является воплощением чьих-то фантазий, и персонажи тратят кучу времени и ресурсов, чтобы наказать злого демиурга. Между тем, они могли бы подумать пять минут и сообразить, что если бы он выбрал не этот мир, а соседний, для них бы ничего лучше в принципе не стало — их реальность осталась бы такой же гнусной, как и была, просто в неё не пришёл бы один довольно неприятный человек.
    • Лабиринт отражений — жёсткая инверсия. Неудачник в первой книге и Император в конце второй отказываются убивать игроков, хотя казалось бы, что тем сделается? Оживут на респауне и побегут стреляться дальше.
  • Станислав Лем любит троп не меньше:
    • Солярис — если «гости» не люди, и даже не инопланетяне, принявшие человеческий облик, а просто порождения наших собственных комплексов, значит с ними можно делать всё, что захочется… а хочется-то избавиться как можно скорее.
    • «Путешествие седьмое, или Как Трурля собственное совершенство к беде привело» — Экзилию-то было наплевать, правит ли он настоящим народом или всего лишь имитацией такового. А вот Трурль совершенно был уверен, что создаёт лишь симулятор королевства, потому и не колебался, отдавая его в руки тирана…
  • Фредерик Браун, рассказ «Ничего не случилось». С оговорками: мир-то реальный, но главный герой, столкнувшись с кое-какими феноменами, сделал совершенно правильный вывод, что как минимум большая часть окружающих его людей на самом деле не реальны, а порождены его воображением. И если кого-то из них убить, то он просто бесследно исчезнет вместе со всеми фактами и воспоминаниями других иллюзорных людей, указывающими, что такой человек вообще существовал. К сожалению для главного героя, оказалось, что реален не только он сам. А еще, что статус «реального» можно и утратить.
  • Степан Вартанов, «Смерть взаймы». Когда виртуальная фэнтези-реальность Мира Кристалла неожиданно ожила, превратившись в реальный мир, местные с большим удовольствием оттянулись на «демонах» — земных пользователях, внезапно утративших своё бессмертие. И во многих случаях вполне было за что — может и не все вели себя как конченые мерзавцы, но многие, а виртуальных врагов себе успели нажить почти все…
  • Джон Макдональд, «Вино грёз». Почти кодификатор. Когда роман писался, термина «виртуальная реальность» ещё не было, поэтому Наблюдатели называют свои кабинки, где можно немножко пожить чьей-то другой жизнью, «машиной грёз». На самом деле — это технология, предназначенная для космических патрульных, позволяющая временно перенести свой разум в тело человека на другой планете. И с точки зрения жителей этих планет — всё выглядит как самая натуральная одержимость демонами. Хотя полной вседозволенности там всё же нет, Наблюдатели придерживаются определённых правил даже в грёзах… вот только эти правила, настоящий смысл которых деградировавшими потомками патрульных давно забыт, во-первых, позволяют им развлекаться в достаточно широком спектре поступков, включая убийства и самоубийства (а что им будет? Ну умрёт временное тело, Наблюдатель просто проснётся и пойдёт по своим делам) а во-вторых, требуют блокировать техническое и социальное развитие на подопечных планетах
  • Стивен Р. Дональдсон, «Хроники Томаса Ковенанта» — в нашем мире прокажённого Томаса сбило машиной, и он очнулся в фэнтезийном мире. Там его встретила и подлечила странствующая целительница. Томас думал, что он лежит в коме, и это всё галлюцинации; поэтому, неожиданно оказавшись здоровым и полным сил, он первым делом схватил и изнасиловал эту целительницу. (Потом, разобравшись, он сильно раскаивался и всячески пытался искупить свою вину).
  • Джеймс Шмиц, «Ведьмы Карреса». Ватчи, энергетические существа из иной вселенной, обладают в нашей почти невообразимым могуществом, и считают свои приключения здесь — сновидениями. Они редко целенаправленно на кого-то нападают, но развлекаясь в сновидениях из-за своей силы могут напакостить немало… пока не наткнутся на достаточно сильного паранорма, способного управлять энергией клатха. «ЧУДОВИЩЕ! — причитал ватч дрожащим голосом, в котором, правда, еще звучали отголоски былой мощи. — ОТПУСТИ МЕНЯ! АХ, КАКОЙ УЖАСНЫЙ СОН! РАЗБУДИ МЕНЯ!»

Сетевая

  • Worm — способность суперзлодея Выверта — разделять реальность на две ветки, которые отличаются тем, что он принял в них разные решения (например, в одной остаться дома, в другой пойти погулять). Впоследствии одну из реальностей по его выбору необходимо «сбросить». В основном Выверт использует эту силу, чтобы «предсказывать будущее», но также у него есть хобби — пытать и насиловать людей в тупиковых ветках. Не то чтобы он был добрым и хорошим человеком в основной хронолинии, но гораздо более осторожным — определённо.
  • «Неприкаянный» Ильи Гутмана. Один из второстепенных персонажей, Том Таур был уверен, что участвует в виртуальной симуляции, убивая образы ненавистных ему политиков. На самом деле в его мозг грузилась искажённая картинка, и на самом деле его сознание, управляющее роботом, уничтожило целую семью. Он, уже до этого страдавший депрессией, окончательно сошёл с ума и попал в дурку главврач которой его руками и избавился от своей семьи, чтобы получить дом в наследство.

Кино

  • Матрица — инверсия. Повстанцы отлично знают, что хотя мир вокруг виртуален, противостоят им настоящие живые люди, спящие в капсулах, и что виртуальная смерть влечёт за собой реальную. Тем не менее, они совершенно без колебаний пачками укладывают спецназ, полицейских, охранников, и даже просто случайных прохожих.
  • Тринадцатый этаж — ты точно знаешь, что всё вокруг — виртуальная реальность. Ещё бы, ты сам принимал участие в её создании! Коли так, что по отношению к электронным болванчикам можно поступать как угодно, верно? Тогда как ты сам — совершенно реален… А для психопата-Дэвида, обладающего наклонностями серийного убийцы, виртуальная реальность — идеальная среда для их реализации.
  • «Волшебная лампа Алладина» — якобы сон халифа и придворных о свадьбе принцессы с бедняком.

Телесериалы

  • Мир Дикого Запада — большинство посетителей парка ведёт себя с андроидами-хостами самым мерзким образом. А что такого, это же всего лишь спектакль… Поначалу — да, был…
  • Чёрное зеркало — вот это поворот первого эпизода четвёртого сезона, U.S.S. Callister: космический корабль оказывается вирутальной реальностью, создатель которой всячески издевается над виртуальными копиями коллег.

Мультсериалы

  • Самурай Джек — на протяжении всего сериала протагонист сражается с роботами, служащими демону Аку. В пятом сезоне он убивает несколько девушек-ниндзя, будучи уверенным, что они роботы. Но они истекают кровью. Поняв, что он убил живых людей, заглавный герой впадает в ГЭС. Из девушек-ниндзя выжила только одна и стала его любовным интересом.

Аниме, манга и ранобэ

  • Skeleton Knight in Another World — главный герой однажды заснул за монитором, играя в MMORPG, и попал в мир, очень похожий на его игру. Но он почти не сомневался в реальности этого мира. А вот главный злодей, как выяснилось, тоже попал в этот мир из игры — но из другого мира, более технологически развитого. В его случае игра была в виртуальной реальности, и он до самого конца так и не понял, что мир вокруг настоящий. А раз это всё игра, то почему бы и не поднимать армии нежити и не убивать местных жителей тысячами: они же всё равно NPC.
  • Восхождение героя щита — Герои Копья, Меча и Лука убеждены, что попали в игру. Не в смысле, что они буквально находятся в виртуальности, а в том, что они попали в мир, который во всём и полностью следует правилам знакомых им игр. Включая и то, что умереть там окончательно нельзя. Многие персонажи Авангарда Волн разделяют то же заблуждение.

Видеоигры

  • Собственно, все игры, как таковые. Мало кто из игроков отказывал себе в удовольствии устроить резню NPC перед уходом из локации, если за них дают опыт, да и просто «повеселиться», скажем, выпустив толпу нежити на улицы города. Благо, всегда доступна магия save/load. Неудивительно, что некоторые игры даже играют с этой возможностью.
  • Fallout 3 — доктор Станислас Брон, погрузивший себя и всех соседей по экспериментальному убежищу в моделируемую им виртуальную реальность, окончательно поехал крышей и превратился в отмороженного садиста именно потому, что хотя мучил он людей вполне по-настоящему, их после смерти всегда можно было перезагрузить в другой модели реальности.

Реальная жизнь

  • Поведение некоторых людей в онлайн-играх. Да и просто в интернете.
« Это ты только на улице такой крутой! Вот давай в интернете встретимся я на тебя посмотрю кто ты такой! »
— башорг
  • Военные учения. Просто военные учения. Особенно такое поведение характерно для тех, кого назначили командовать условным противником, который по замыслу учений должен проиграть. Терять нечего (буквально — все потери условны), что порой побуждает их идти на такие шаги, на которые ни один здравомысленный командир в реальных условиях никогда не пойдёт: или слишком рискованно, или неизбежны чудовищные потери.
    • Совместные англо-американские манёвры в западной части Индийского океана в 1981 году. Британский адмирал Вудвард прошёл сквозь все защитные периметры американской АУГ и условно потопил авианосец Coral Sea ценой... гибели всех четырёх кораблей своей эскадры, включая собственный флагман (с которого и наносился условный удар).
    • Учения «Вызов тысячелетия 2002», имитировавшие нападение США на Курак. Генерал с говорящей фамилией Ван Рипер, игравший за куракцев, вопреки плану учений одержал победу благодаря стратегии массированного использования камикадзе.