Мана

Материал из Posmotreli
(разн.) ← Предыдущая | Текущая версия (разн.) | Следующая → (разн.)
Перейти к навигации Перейти к поиску
Склифосовский.pngКороче, Склихосовский!
Очки, расходуемые на волшебство.

(link)

Мана мана!
« Два чернокнижника сошлись
И из-за маны подрались,
А грозный тёмный бог Мелькор
Их помирил, а ману спёр.
»
— Фольклор толкинистов
« — Не хватает маны. »
— Вторая по популярности фраза из оригинальной Diablo

Мана (также Очки магии, Очки заклинаний, Magic Points, Spell Points) — в ролевых системах и некоторых неролевых видеоиграх бензин, на котором работает магия. Представляет собой запас некоей энергии, которой обладают персонажи-маги и которую они расходуют, чтобы совершать заклинания. Чем более круто заклинание, тем больше маны оно стоит. Когда у персонажа заканчивается мана, он больше не может совершать заклинания.

Восстанавливается мана в зависимости от системы по-разному. В некоторых случаях она сама восполняется со временем (каждую игровую секунду или каждый ход, в зависимости от того, пошаговая или реалтаймовая игра). В некоторых случаях ее восстанавливает только отдых. В большинстве случаев присутствуют так называемые зелья маны — бутылочки, как правило, синего цвета, восстанавливающие ману.

Противотроп Магия Вэнса — чудеса с ограниченным количеством зарядов.

Происхождение слова[править]

Название происходит из полинезийской мифологии, где оно означало что-то вроде «удачи» или «расположения небесных сил». Европейцам это слово принёс миссионер Роберт Кодрингтон (1891), а потом и румынский религиовед Мирча Элиаде (1950-е). Как «топливо магии» применил ману писатель Ларри Нивен (1969): мана разлита по всему миру, колдуны её расходуют, и сейчас она начинает кончаться — вот такой экологической посыл. Первая настольная ролевая игра, Dungeons & Dragons, имела безмановую систему магии, но в многочисленных её подражателях были очки магии — тут кто-то и вспомнил Нивена. Название, по-видимому, много лет было разговорным (сообщества фантастики и ролевых игр сильно пересекаются), и первая игра, где эти очки прямо названы маной,— CRPG Dungeon Master (1987). А ещё понятие «мана» проникло в Magic: The Gathering в несколько другом смысле: объём колдовства за один ход.

Не путать с манной небесной: мана — с одним «н», манна — с двумя!

Как отображают[править]

Отображают ману числом (линейкой, сосудом с жидкостью) традиционно синего цвета. Крайне редко существует несколько цветов маны (например, в Hexen — синяя и зелёная, в Disciples её пять типов, а в Тургоре вообще всех цветов радуги).

Альтернативы мане[править]

В некоторых ролевых системах присутствует магия Вэнса — безмановая система, где заклинания «запоминаются» или «подготавливаются» в виде одноразовых зарядов. В некоторых мана как таковая отсутствует, и её заменяет какой-то другой показатель: например, в GURPS вместо маны маги расходуют Очки Усталости (в базовых правилах привязанные к мышечной силе), что при злоупотреблении приводит к замедлению, потере сознания и касту из хитов (но могут они черпать энергию и из определенных внешних источников), а в Slayers d20 роль маны выполняет так называемый субдуальный откат — временные повреждения (по сути, та же потеря запаса сил), получаемые персонажами-магами, когда они кастуют заклинания.

  • В 3-й редакции D&D появился класс Sorcerer, который кастует по комбинированной системе. У него фактически на каждом уровне заклинаний отдельная шкала маны, и каст заклинания, например, 3-го уровня уменьшает ману 3-го уровня на одну единицу. Но сами заклинания (в пределах уровня) выбираются свободно, как при системе маны.

В других системах существует ограничение на кастование и в целом применение скиллов по времени, т. е., скастовал файербол — подожди несколько секунд, прежде чем сможешь скастовать новый. Именно так работает магия в Sacred — там определяющим параметром силы кастера является не только уровень творимых заклинаний, но и частота применения (например, повышение уровня заклинания неизбежно влечет увеличение паузы между кастами, но также есть много способов уменьшить эту паузу).

В Diablo III для части умений и заклинаний используется мана (или ее заменитель), а часть (в особенности, самые мощные) требует определенного времени на восстановление. Каждый персонаж имеет свой ресурс для использования умений или заклинаний первого типа. У варвара это Ярость, у монаха — Духовная энергия, у колдуна — собственно, Мана и т. п. Охотник на демонов — единственный класс, имеющий сразу два ресурса: для одних его умений (преимущественно небоевого типа — вызов питомца, уклонение, дымовая завеса и т. п.) он использует Концентрацию, а для других умений — Ненависть.

В некоторых случаях для немагических (например, воинских) умений, существует своя отдельная мана. Не синяя, а, скажем, зелёная. В King’s Bounty: Легенда о Рыцаре помимо маны имеется ярость, действующая как мана для умений ярости, и имеющая красный цвет. В The Elder Scrolls запас сил (зелёный) является маной для воинов и воров, расходуемой на усиленные и специальные удары, а также на быстрый бег по полю боя.

Альтернативная мана в JRPG («ярость», «разгон», «концентрация» и т. п.) не запасается заранее. Она получается за простые действия в бою и сбрасывается в ноль после окончания. «Файтеры» отличаются от «кастеров» тем, что не могут применять самые крутые приёмы с первого хода, и ограничены в их частоте скоростью накопления очков. Зато не ограничены их запасом, и лучше действуют в затянутых боях.

В ещё некоторых случаях существует такое явление, как Каст с хитов. Это когда вместо маны заклинания расходуют очки жизни, и слишком сильное заклинание может убить самого мага. Это опасный и запретный приём, который может использоваться в самом крайнем случае, когда кончилась мана, а может быть неотъемлемым свойством какой-то определённой магии (например, магии крови).

В некоторых играх серии Ultima (например, четвёртая часть) на использование заклинаний тратятся предметы. Например, алхимические ингридиенты.

Нестандартная мана[править]

  • Garm Wars: the Last Druid — «мана» контейнер с питательными веществами и стимуляторами, который вкалывают для поддержания жизненных сил вместо еды
  • В Майнкрафте своеобразной заменой маны можно считать опыт героя, так как он нужен лишь для зачарования.
  • Bloodborne — ртутные пули по факту это мана, потому что ими не только стреляет огнестрел, но и расходуют магические предметы вроде Перчаток палача, а еще их можно получать в обмен на хитпоинты.