Мегамозг

Материал из Posmotreli
Перейти к навигации Перейти к поиску


«Мегамозг» (англ. Megamind) — компьютерный анимационный фильм «DreamWorks Animation» 2010 года, повествующий о нелегкой жизни инопланетного суперзлодея-гения.

Сюжет

Мультфильм начинается с того, что злодей-протагонист вспоминает историю своей жизни. Его родную планету засасывало в чёрную дыру, но его родители в последний момент эвакуировали сына на космической капсуле, оставив ему флеботическую пустышку и друга-Прислужника — разумную говорящую рыбку. Они прилетели на Землю и должны были приземлиться рядом с богатым домом в городе Метро-Сити, если бы не одно «но»: с соседней планеты, разделившей участь первой, тоже стартовала капсула с ребенком, которая в прямом смысле сбила протагониста с пути, и он приземлился в местной тюрьме. С этого момента жизнь детей была диаметрально противоположна: везунчик вырос в богатой и любящей приёмной семье, да к тому же и обладал сверхспособностями — сверхсилой, неуязвимостью, умением летать и шикарной шевелюрой. Протагониста же вырастили и по-своему воспитали заключённые (которые, впрочем, тоже его любили и заботились о нём), а кроме них и Прислужника у него был только сверхчеловеческий интеллект и умение конструировать разные шизотехнические гаджеты. Двое снова повстречались в школе, где одноклассники (да и учительница) боготворили юного супергероя за его таланты; умник же оказался на положении изгоя, а попытки исправить положение с помощью изобретений оканчивались для него стоянием в углу. И вот однажды мальчика осенило: если место героя занято, ему остается только сделать карьеру злодея! Так началась их вражда; постепенно они выросли, супер взял себе имя «Метромен» («Мачомен» в русском дубляже) в честь города, а умник — «Мегамозг». Все их сражения Мегамозг стабильно проигрывал (по собственным словам — «почти выигрывал»), но никогда не унимался, сбегал из тюрьмы и начинал снова. Так прошло много лет.

В один прекрасный день в городе состоялось открытие музея имени Метромена, которое освещала телеведущая Роксана Ритчи (с которой, по слухам, у Метромена роман). Однако из тюрьмы в очередной раз сбежал (с помощью голографических часов) отбывающий там свои 85 пожизненных Мегамозг и (опять-таки в очередной раз) похитил Роксану, чтобы заманить Метромена в ловушку. Дальше все пошло по накатанной: на Роксану угрозы Мегамозга впечатления не произвели, Метромен хоть и попался в западню в куполе заброшенной обсерватории, но был готов триумфально вырваться и покарать зло… но оказалось, что медь, которой оббит купол, лишает Метромена сверхсил. Прежде чем все успели что-нибудь сообразить, орбитальный «луч смерти» испепелил ослабевшего Метромена и оставил город без защитника.

Тем же вечером Мегамозг и Прислужник беспрепятственно захватили город и принялись бесчинствовать — грабить банки, бить окна и рисовать на стенах, но вскоре это им наскучило. Оказалось, что быть злодеем, которого добро не останавливает, совсем не так интересно — особенно если вы банально не продумали, что делать после победы. В конце концов личностный кризис пробирает Мегамозга настолько, что он отправляется в музей Метромена поплакать перед статуей врага (а заодно и взорвать музей, ибо ЗЛОЙ!), где натыкается на пришедшую с той же целью Роксану и, чтобы она его не узнала, с помощью часов принимает облик музейного смотрителя Бернарда. Лже-Бернард, отвлекая девушку разговорами, выводит ее из готового взорваться музея, и в процессе этой беседы Роксане приходит идея организовать сопротивление Мегамозгу, а ему самому — идея сотворить себе в противовес нового супергероя. Из перхоти Метромена он вычленяет супергеройскую ДНК, заряжает ею специальное шприц-ружье и задумывается о поисках достойного противника. Однако из-за забравшейся в его лабораторию Роксаны ружье стреляет не туда и попадает… в оператора Роксаны Хэла Стюарта, ленивого раздолбая, неуклюже пытающегося за ней ухаживать. Мегамозг, хоть и разочарован, упорно пытается не подавать виду и, обрядившись «Космическим папой» (пародия на Джор-Эла), тренирует Хэла (которому он подобрал имя «Титан») в супергероизме. Однако скоро становится заметно, что новый кандидат в защитники города не обладает ни интеллектом, ни моральной стойкостью своего предшественника. А параллельно Мегамозг, в облике Бернарда, все больше времени проводит с Роксаной, у них завязываются отношения, и он начинает серьезно сомневаться в собственном выборе карьеры…

Тропы и штампы

  • Ай, молодца!: хотел сделать нового сверхсильного и неуязвимого супергероя — на, получай нового сверхсильного и неуязвимого суперзлодея и ешь его с кашей. Подсвечено Роксаной: «Поздравляю, еще один твой гениальный план сработал против тебя!»
  • Арсенал Чехова — примочки Мегамозга. Все. В особенности часы-камуфляж, пистолет-дегидратор и невидимая машина, стреляющие по нескольку раз.
  • Бафос. Одно имя: Мегамозг…
    • Титан, который на самом деле Tighten — «Вобтяжкин».
    • Metro Man — вроде как «Человек-город», но со вторым значением — «метросексуал».
  • Был никем, стал кошмаром — Хэл/Титан.
  • Великолепный мерзавец — ГГ, пополам со злодеем-недотёпой
  • Гиллигановский монтаж — «Ну, секретный проход она (т. е. Роксана) все равно не найдет» — в следующем кадре Роксана сообщает Бернарту (точнее, Мегамозгу, притворяющийся Бернартом), что заметила коврик с надписью «секретный проход» (который любезно оставил Прислужник, потому, что не мог его найти).
  • Грызть реквизит — какой же суперзлодей без этого тропа?
  • Дева в беде — сложным вывертом с Роксаной. Она уже настолько привыкла (и задолбалась) к бесконечным похищениям, что совершенно не воспринимает всерьез ни Мегамозга, ни его «смертельные ловушки», обстёбывает и его, и Метромена («Девочки, девочки, вы обе душки, но я хочу домой») и клянчит бонусы за частые попадания в плен. Тем не менее, сама она освободиться обычно не может, так что под троп подходит. А в финале попадает в беду по-настоящему.
    • Первая часть этого несколько странна, ибо некоторые из этих ловушек (те же голодные аллигаторы) довольно опасны, а Роксане хоть бы хны. Скорее всего, она просто знает, что Мегамозг никого не собирается убивать по-настоящему.
  • Добро — это паршиво — подсвечено Титаном: вкалываешь как проклятый на благо города хотя на тот момент он ничего хорошего ещё не сделал, а просто награбил денег и «заслуженно» отдыхал, играя в приставку, а в ответ тебе «Спасибо, герой, спаси нас еще и завтра», и даже девушки тебя не любят. Собственно, поэтому Метромен и ушёл.
  • Добро — это приятно: Мегамозг в конце.
  • Дракон (персонаж) — Прислужник, формально сабж, фактически — Напарник, еще и сиделка чудака.
  • Женщины мудрее: Роксана — единственная нормальная девушка среди слегка двинутых на почве супергероизма героев.
  • Закадычные враги — Мегамозг и Метромен, до такой степени, что первый даже пригодит порыдать у памятника последнему прежде чем взорвать его. А тот, в свою очередь, без сожаления оставил на первого город, полагая, что он станет его новым защитником, когда перебесится.
  • Злодей по должности: место героя было занято, вот Мегамозг и пошел в злодеи. Да и саму суть злодея он понимает не как «моральный урод, который творит что хочет», а как «тот, кто противостоит добру и огребает от него люлей в красивой форме».
    • Прислужник, по факту дружбы с Мегамозгом. Сам по себе он вообще милаха.
  • Злодей-недотёпа — протагонист же. Его идеи зла ограничиваются ограблениями банков и музеев, писаниной на стенах и архипафосными угрозами. Роксану он никогда не пытался убить, а Метромена… ну, пытался, но не ожидал, что получится. В роли героя он оказался куда эффективнее.
  • Злодейские шипы — ну куда ж без них. Мегамозг пихает их куда можно и куда не стоило бы.
  • Импровизированное оружие:
    • В первой битве Мегамозг (в мехе) и Титан («пешком») фехтуют на фонарных столбах.
    • Во второй Титан швыряется машинами и небоскрёбом.
    • Роксана всерьез намеревалась огреть Титана по затылку дорожным знаком.
  • Йопт In Translation — вот кто, объясните, додумался превратить Метромена в Мачомена? При том, что город, в котором происходят события мультфильма, называется Метросити и в переводе не изменилось?
    • На самом деле это правильно переданный каламбур. В оригинале Metro Man имеет подтекст «метросексуал», в русском же слово «метро» имеет только одно значение: подземный поезд. Чтобы передать смысл этой бафосной кликухи, нужно её адаптировать. «Метромен» — это надмозг на уровне Промта.
    • А вот причина неприязни Хэла к прозвищу «Титан» действительно не переводится. На самом деле, этот дебил подумал, что его называют Tighten («в обтяжку»), а не созвучное Titan (титан). Это становится очевидным когда он выжигает имя города лазером.
  • Казался злодеем, оказался героем: тот случай, когда герой казался злодеем даже самому себе.
  • Короткая стрижка — сильная женщина: Рокси.
  • Крутой ботан: когда вы десять-двадцать лет сражаетесь с копиркином Супермена, результат закономерен.
  • Люди с другой планеты vs Резиновые морды — Метромен и Мегамозг (лысый, с огромной головой и кожей голубого цвета) соответственно.
  • Молодец против овец: «благодаря» Метромену полиция Метро-Сити совершенно размякла.
  • На тебе! — плакаты «NO YOU CAN’T!» развешанные по городу. Без комментариев.
  • Негодяйский моральный стриптиз — Хэл же!
  • Непокорные, несгибаемые, несломленные: Мегамозг — злодейский пример, его можно сколько угодно втаптывать в грязь и бросать в тюрьму, он все равно встанет, отряхнётся, тут же сбежит и начнёт строить новый хитрый план. В финале, когда он поворачивает направо кругом, этот троп переходит в чистое Героическое упорство — теперь Мегамозг отказывается падать в грязь, потому что за ним весь город и Роксана в частности.
  • Ниндзя-пират-зомби-робот — Прислужник, говорящая инопланетная двоякодышащая пиранья в костюме Робовека робота-гориллы.
  • Огненная шевелюра — огненный характер. После получения суперспособностей дремавший в Хэле вулкан взорвался.
  • Ой, бл…. Один из основных тропов, причём для всех персонажей сразу. Самый яркий, наверное (для положительного героя) — когда Метромен, выходя в халате, вдруг видит Мегамозга и Роксану в его тайном убежище. Это словосочетание прямо читается у него по лицу.
    • Самых ярких для Мегамозга целых два: первый, когда он шокирован уязвимостью Мачомэна к меди. А второй, и этот наверное, даже ярче, когда в ответ на восторженное "Веди меня в тюрьму!" свежеслепленный Титан предлагает нашему злодею "А может, сразу на кладбище?!"
  • От неприязни до любви: Роксана, общаясь поближе с Мегамозгом (и не будучи при этом привязанной к стулу, для разнообразия), постепенно в него влюбяется, пусть даже некоторое время и не узнает его в гриме.
  • Откровение у холодильника — А ведь Метромен до этого мог ломать все планы Мегамозга буквально за доли секунды, но не делал этого…
    • Да и вообще есть фанатская теория, гласящая, что все противостояние Мачомена и Мегамозга было срежиссированным, ведь кто такой по сути Мачомен? Неуязвимый танк, которого вряд ли возьмет и ядерный взрыв, а Мегамозг, за исключением сверх-ума, от обычного человека ничем не отличается, да и почему он не стал злодеем а-ля Лекс Лютор? К тому же, при встрече с героями Мачомен назвал их с Мегамозгом жизнь глупой театральной постановкой, и потому и ушел.
      • И не терпит ли Мачомен все закидоны Мегамозга именно потому, что в детстве сам довёл его до жизни такой?
  • Печальная борода — инверсия, Метромен, уйдя в отставку, отрастил «радостную» бороду.
  • Пошли поговорим — Мегамозг с Метроменом обожали в процессе драк обмениваться наигранными пафосными фразочками. Увы, Титан способен только на угрозы в стиле гопника или на «АААААААААААА!!!».
  • Просто друг — Хэл для Роксаны. Да и с Метроменом у нее ничего не было — он оказался не в её вкусе.
  • Радиация - это магия! — в комиксах (действие происходит ДО событий мультфильма) у Мегамозга есть синяя собака с такими же способностями что и у Метромена. Нет, она не инопланетяная (как думает наш синий друг), а просто получила дозу.
  • Рыцарь крови — Мегамозгу очень нравилось сражаться с Метромэном и, когда он якобы умер, он (благодаря Роксане) решил дать его силы кому-то другому. Только, зря он выбрал Хела…
    • Не выбирал он Хэла. Насколько автор правки помнит, он хотел шмальнуть капсулой в Роксану, но капсула угодила не туда, и имеем что имеем.
  • Смищной аксэнт — Мегамозг всем назло выговаривает некоторые слова со странным акцентом, например: «шкьола», «паввук», «прювет», «мэсть» и «МетрОсити», которое в итоге вылезло ему боком.
    • Не всё из этого назло, а просто он школу не окончил. А в оригинале последнее слово явно должно рифмоваться с «atrocity» (злодеяние, зверство).
  • Серобуромалиновая мораль — ГГ путает добро и зло.
  • Так не доставайся же ты никому!: отвергнутый Роксаной из-за своей же придури Хэл в итоге пытался ее за это убить.
  • Тюрьма — дом родной — Мегамозг и Прислужник. В какой-то момент Мегамозг даже говорит «Я пошел домой» — и отправляется в тюрьму.
  • Тяжёлое детство, деревянные игрушки — именно по этой причине Мегамозг захотел стать злодеем, ибо что Метромен, что дети, что даже учитель над ним издевались и считали его плохим. И вот он решил, что если он плохой, то пускай он будет самым плохим на свете.
  • Тупой — это зло — загляните в эту статью — и увидите портрет Хэла, который находится там вполне заслуженно.
  • Ты жив! — пытаясь выяснить слабое место Титана, Мегамозг с Роксаной приезжают в секретное убежище Метромена... и находят там самого Метромена, живого и здорового.
  • Унылая непобедимость — этим страдает Метромен в предыстории и Мегамозг после победы над ним. Деконструкция: оба в прямом смысле страдают от собственной непобедимости. Метромена настолько достала рутина, в которую превратилась его жизнь, что он решил все бросить, инсценировать собственную смерть, уйти в подполье и заняться чем-то, что не было дано ему от рождения — музыкой. Для Мегамозга же каждая их битва была чем-то новым, а вот лишившись своего достойного противника, он смертельно заскучал и решил вырастить нового супергероя.
  • Унылый дождь. Роксана уходит с внезапно накрывшегося медным тазом свидания именно под таким дождём. И ещё выговаривает несчастному «суперзлодею» неосознанно признаваясь в любви. Так что дождь оказывается унылым для всех.
  • Характеризующая музыка: Мегамозг тот еще металюга, а Метромен — фанат Элвиса.
  • Херой — Титан до полновесного поворота налево кругом. Серьезно, бросать девушку с небоскрёба и ловить за ногу над самым асфальтом — не очень удачный способ завязать роман после спасения.
  • Хитрый план — Мегамозг постоянно вынашивает такие, но они у него удаются совсем уж редко кроме побегов из тюрьмы, тут он большой мастер — что неудивительно, учитывая, что тюрьма для него дом родной. Метромен — план у него был только один, но зато удался на славу. Титан — да нет у него никаких планов: просто злобный гоблин.
  • Цыганочка с выходом: уж если что-то и получается у протагониста по высшему разряду, так это драматические появления и СПЕЦЭФФЕКТЫ!!!
  • Что за фигня, герой?:
    • Мегамозг выдает одно хорошее Титану, когда приходит вызвать его на поединок… и видит в его квартире кучу наворованного добра. На что тот даёт понять, что нифига он не герой.
    • Роксана — Метромену, когда выясняет, что он жив, но возвращаться не намерен. С разбиванием предметов о его неуязвимую башку.
  • Шутка-бумеранг — устройства, кхм, разработанные вместе с Прислужником, требуют времени на разогрев…
  • Эгополис — разошедшийся Титан выжигает лазерным зрением новое имя Метро-Сити — Титанвиль.
  • Язвительная возлюбленная — Роксана. Причем Мегамозг сам её такой сделал своими постоянными похищениями.
  • Ярко-зелёные изумрудные глаза — глаза Мегамозга, которые остаются такими даже под голограммой-маскировкой.
  • В определенном смысле Сотвори себе злодея: если бы Метромэн и другие дети не занимались буллингом и дали маленькому Мегамозгу возможность проявить себя и получить признание, на одного злодея стало бы меньше. Впрочем, и мультфильма тогда бы не вышло.
  • Яндэрэ — Хэл по отношению к Роксане. Он был таким еще до того как случайно получил способности Мачомена. Разговаривая с Роксаной о том, как часто ее похищают, Хэл говорит, что будет наблюдать за ней «как собака динго с человеческого детёныша», что звучит жутко. А после получения способностей он захотел стать героем не для того чтобы спасать других, а для того чтобы завоевать Роксану. Для этого он решил швырять её по улицам и дорогам чтобы «спасти» её и встречаться. (Что не очень то умно…). А её отказ он воспринял, мягко говоря, не очень хорошо и захотел её убить.