Наживка для «Оскара»

Материал из Posmotreli
Перейти к навигации Перейти к поиску
TVTropes.pngTV Tropes
Для англоязычных и желающих ещё глубже ознакомиться с темой в проекте TV Tropes есть статья Oscar Bait. Вы также можете помочь нашему проекту и перенести ценную информацию оттуда в эту статью.

(link)

Наглядно
« Либо сегодня победит «12 лет рабства», либо вы все расисты. »
— ведушая «Оскара» Эллен ДеДженерес, вроде как в шутку

Итак, есть два стула фильма.

Первый — разухабистый боевик, летний или рождественский блокбастер о супергероях, который лихо прокатился по всему миру и заработал миллиард зелёных денег.

Второй — острая социальная драма о матери-одиночке, пытающейся добиться справедливости после того, как ее единственного сына, ветерана войны с ПТСР, изнасиловали и забили насмерть в полицейском участке.

Какой из них возьмет «Оскар»?

Риторический вопрос.

Нет, конечно, не факт, что второй фильм возьмёт его обязательно. Фишка может лечь по-всякому. Но что первый его не возьмет — это точно. То есть мы говорим о «серьёзных» Оскарах — лучший фильм, лучшая режиссура, лучший сценарий, лучшие роли. За лучшие спецэффекты, лучший монтаж и лучшую операторскую работу наш блокбастер может ещё пободаться. Также открыты для него «лучшая работа художника», «лучшая музыка», «лучшие костюмы» и «лучшая песня». И на этом, собственно, всё.

Есть, конечно, старые волки — Скорсезе, Спилберг, Иствуд, — которые целятся и в кассу, и в «Оскара», в надежде погнаться за двумя зайцами и поймать обоих. И у них иногда получается. Есть неожиданные «чёрные лебеди» вроде «Паразитов» или «Страстей Христовых», которые при скромных вложениях рвут кассу и вдобавок получают букет «Оскаров». Есть прорывы вроде классических «Звёздных Войн», «Криминального чтива» или «Властелина Колец», которые получили свои «Оскары» чисто за новаторское нахальство. Но зачастую приходится выбирать: или ты хочешь много денег, или позолоченного дядьку с мечом.

Важное уточнение: то, что фильм — «наживка для Оскара», ни в коем случае не значит, что он плохой. Наоборот, важная составляющая успешной «наживки» — высокое качество исполнения, тем более что «Оскар» — это вам не Канны, и статуэтки достаются всё равно достаточно зрительскому кино, а не артхаусу. Просто качественных фильмов в Голливуде снимают каждый год многие десятки — а премии всё равно получают именно те из них, что посвящены любимым темам Американской киноакадемии.

Как получить «Оскар»?

Если хочешь много денег — снимай боевики, комедии, фантастику и фэнтези, супергеройское кино и бестолковые, но добрые мультики.

Если хочешь дядьку с мечом — снимай социальную драму, у неё больше всего шансов, да проблематику возьми поактуальней: права женщин, права меньшинств, права инвалидов и ветеранов. Снимай военную или полицейскую драму, если хочешь угодить ещё и массовому зрителю и подпустить экшна. Комедия? Только с элементами социальной сатиры, и побольше, побольше. Детектив? Переделай его в социальную драму, быстро! Ну разве что это экранизация книги, порвавшей магазины. Вестерн? Переделай в историко-социальную драму (ну или снимай «Непрощённого» и «Танцы с волками», у них получилось). У исторического костюмного фильма шансы уже не те, но тут тебя могут довезти до «Оскара» хорошие актёры и оригинальный сценарий. У фантастики шансов ещё меньше, про фэнтези лучше забыть, фэнтези возьмёт максимум «лучший грим» (если ты, конечно, не ПиДжей). Ужасы? Ты бы ещё порно выдвинул, честное слово…

Возьми на главную роль уже прославленных актёра/актрису, у которых пока ещё нет «Оскара». Они будут очень стараться. Сделай что-нибудь страшное с их лицом или заставь играть в маске/под вуалью, чтобы никто не подумал, что ты пытаешься продать зрителю популярную мордашку. Резко смени амплуа: пусть комедиант играет беспощадного гангстера или истекающего кровью мученика, звезда боевиков непрерывно шутит, а мисс Фансервис наберёт 15 кг и приклеит огромный резиновый нос. В пару поставь заслуженного старикана/бабулю, которые действительно умеют играть, даже когда не очень стараются. Обязательно найми оператора, способного красиво снять даже лужу блевотины. И композитора, чей саундтрек на малоизвестном скандинавском сериале поразил тебя изысканной простотой. Готово. «Оскар» там или не «Оскар», а какую-то из престижных наград ты возьмёшь. И, может, даже не одну.

Вообще говоря, «Оскар» в заголовке статьи — условность. Речь о фильме, нацеленном на получение престижной награды. А также о сериале, который целится в «Эмми», музыке, нацеленной в «Грэмми», книге, нацеленной в «Букера», игре, нацеленной в The Game Awards и т. д. Впрочем, с «Грэмми» вообще очень просто: будьте красивой негритянкой, исполняйте какую-нибудь попсу, и премия у вас в кармане.

Особые приметы «наживки»

  • Биография известного человека или хотя бы фильм «по реальным событиям».
  • Социальная тематика, особенно на тему притеснения меньшинств. Если герой страдает от расизма, сексизма, гомофобии — идеально.
    • Нет, это всего лишь «хорошо». А «идеально» — когда от всего этого одновременно!
  • Критика капитализма (и ничего, что фильм снят какой-нибудь мегакорпорацией типа Уорнер Бразерс).
  • Слезогонка практически обязательна. Бонусные очки — если взять за основу реальную трагедию. Холокост — вообще безотказно, фильмы на эту тему получают хоть что-то всегда!
  • Кино про кино: все киноакадемики — бывшие или нынешние голливудские киноделы, посмотреть кино про себя любимых они очень любят!
  • Снимать желательно про XIX—XX века или «условную современность» — короче, чтобы герои могли ходить в пиджаках. Никаких тебе средних веков, будущего и т. п.. До XXI века академия уважала и историческое кино, но теперь как отрезало: последний «глубоко исторический» фильм, взявший главного чурбана, — «Гладиатор» в 2000-м.
  • Аллюзии библейские или на античную мифологию.
  • Экранизация классики с необычной точки зрения.
  • Экранизация бестселлера (только не жанрового!).
  • Высокий уровень исполнительского мастерства.
  • Скромный (по сравнению с блокбастерами) бюджет.
  • Ограниченный прокат/тираж.
  • Хороший плохой конец. Или Плохой хороший конец. Или просто Плохой конец.

Если наживкой для «Оскара» является отдельная роль, то обычно срабатывают следующие правила:

Родственный троп — фестивальное кино.

  • А вот с мультфильмами аверсия: типичной «наживки», чтобы получить «Оскар» за лучший мультфильм, не существует. Существует простое правило: «Оскар» достанется просто лучшей за последнее время картине крупной американской студии — в 80 % «Дисней» либо подчинённый ему «Пиксар» (нет, серьёзно, 80 %: за 15 лет исключений было ТРИ). Всякие там аниме и европейские мультики американское жюри обычно просто не смотрело — делать им, что ли, больше нечего, мультики смотреть? Единственное аниме, получавшее «Оскар» — главное творение Миядзаки, и даже в номинации берут крайне редко (и тоже одно Ghibli).
  • Очень смешная аверсия постоянно получается с фильмами, которые на «Оскар» выдвигает Россия: Это в подавляющем большинстве случаев что-то из категории «кино и немцы» («Сталинград», «Белый тигр», «Утомлённые солнцем 3» и т. п.), и каждый раз в номинацию не попадает. Такое впечатление, что в нашей киноакадемии вообще не представляют, за что обычно дают «Оскара». Но стоило пару раз в виде исключения послать драмы Звягинцева про тяжкую судьбинушку — и фильму давали номинацию.
    • И раньше прекрасно знали, а теперь начали не стесняясь эксплуатировать — Гулаги и рабы дают стопроцентное попадание в призы от Нобелевки по литературе до пресловутого дядьки с мечом.

Примеры

Наживка для «Нобелевки» по литературе

Тут всё очень просто. Примерно со второй половины XX века не важно, что ты пишешь, важно, кого ты ругаешь. Если это враги западных буржуазных демократий — добро пожаловать в клуб.

Наживка для «Оскара»

  • «Охотник на оленей» — продюсер Алан Карр сразу понял, что зритель на это не пойдёт, так что организовал ограниченный прокат в Нью-Йорке и Лос-Анджелесе, на который постарался затащить как можно больше критиков и членов «Оскаровского» номинационного комитета. После того, как фильм получил «Лучший фильм» и «Лучшую режиссуру», в повторном прокате удалось отбить бюджет в три раза. Если верить «ТВ Тропам», с этого фильма и начался раскол на «фильмы для зрителя» и «фильмы для Оскаровского номинационного комитета».
  • «Цветы лиловые полей» — поговаривают, что Спилберг снял эту драму про чернокожих, чтобы наконец получить «Лучший фильм», с которым ранее скандально прокатили «Инопланетянина» (проиграл байопику «Ганди») и «Индиану Джонса» (проиграл байопику «Огненные колесницы» про еврея на Олимпиаде). 11 номинаций… и аверсия: фильм пролетел во всех номинациях.
    • И тут же субверсия: проиграл он биографической драме «Из Африки», где проблемы африканцев играли не последнюю роль. То есть академики просто предпочли другой аналогичный фильм.
    • Спилберг позже получил своё, сняв «Список Шиндлера» про Холокост — безотказная оскаровская тема. Впрочем, для него и самого как для еврея это личное.
  • «Выживший» — и фильм на основе реальных событий, и роль Ди Каприо, в которой он даже жрал настоящее сырое мясо и залезал в настоящую тушу коня. Принесла ему наконец-то вожделенную статуэтку. Против ожиданий, и в прокате собрал кассу более чем в полмиллиарда.
    • На самом деле «Выживший»-то — вполне зрительское кино, про приключения на фронтире, хоть и немного медленно-эстетское. А проиграл он «Лучший фильм» максимально «Оскаровской» «В центре внимания», фильму по реальным событиям про священников-педофилов и борцов за справедливость.
  • «Монстр» — и тот, что с Шарлиз Терон, и тот, что с Холли Берри. Обе получили по «Оскару».
  • «12 лет рабства»: байопик про негра-раба. Получила «Лучший фильм». Бонусные очки: некоторые члены жюри за этот фильм голосовали, даже не посмотрев его.
  • «Игра в имитацию». Байопик про гея. «Лучший адаптированный сценарий», а вот на «лучший фильм» только номинация.
  • «Харви Милк». Байопик про гея. «Лучшая мужская роль», а вот на «лучший фильм» только номинация.
  • «Лунный свет» — просто идеальное комбо: драма о взрослении чернокожего гея. О том, что этот фильм возьмёт «Оскар», не пошутил в своё время только ленивый. И он-таки взял «Лучший фильм»!
  • «Зелёная книга». Байопик о трудностях жизни чёрного в эпоху белого заборчика, по реальным событиям. «Лучший фильм» и второй «Оскар» Махершале Али, за два года до того уже получившему его за предыдущий фильм из этого списка.
  • «Иуда и чёрный мессия», «Суд над чикагской семёркой», «Чёрный клановец», «Скрытые фигуры», «Зови меня своим именем», «Сельма», «Прислуга» (та, которая про юг США), «Минари» — номинанты на лучший фильм, все сплошь о проблемах расизма/гомофобии, большинство по реальным событиям.
  • В 2022 году главной наживкой обещает стать «Власть пса»: про геев и токсичную маскулинность. «Золотой глобус» уже взят.
  • Байопики про великих гарантируют премию хотя бы актёрам: «Король говорит» («лучший фильм» и актёрский «Оскар» Фёрту), «Линкольн» (актёрский «Оскар» Льюису, номинация на лучший фильм), «Железная леди» про Тэтчер (актёрский «Оскар» Стрип), «Тёмные времена» (актёрский «Оскар» Олдмену, номинация на лучший фильм), «Богемская рапсодия» («Оскар» Малеку, номинация на ЛФ).
  • Никита Михалков держал зуб на Квентина Тарантино — «Золотую ветвь» взяло «Криминальное чтиво», а не «Утомлённые солнцем». Последний имел все признаки наживки — небольшой бюджет, сталинские репрессии, неспешно развивающийся сюжет, прекрасная операторская работа, заявка на психологизм… «Оскара», кстати, взял.
    • «Криминальное чтиво» в тот год проиграло «Лучший фильм» гораздо более «Оскаровскому» «Форресту Гампу» — истории жизни инвалида с погружением в историю США. Впрочем, в то время вкусы киноакадемии были ещё не столь специфичны, и «Форреста» чистой «наживкой» обычно не считают.
  • Отдельная категория — кино про кино, а точнее про актёрскую и режиссёрскую долюшку. Вот тут совсем не обязательно снимать по реальным событиям, но за них бонус. Берёт главный «Оскар» реже, чем социальные драмы, но номинируется регулярно: только за последнее десятилетие «Манк», «Однажды в Голливуде», «Ла-Ла Ленд», «Операция „Арго“», «Хранитель времени», а «Артист» и «Бёрдмен» даже главного истукана взяли.

Наживка для «Эмми»

  • У жюри «Эмми» свои тараканы: премию особенно любят давать сериалам на тему политики, особенно закулисной жизни политиков («Вице-президент», «Западное крыло») и спецслужб («24 часа», «Родина»), ну и конечно на тему «телевидение про телевидение» — про жизнь продюсеров, пиарщиков, медиамагнатов («Безумцы», «Наследники», «Студия 30»). Да, если вы не поняли, все перечисленные в этом абзаце — это лучшие сериалы года по версии «Эмми».
  • Баффи — истребительница вампиров — эпизод «Тело». То есть, «Эмми», кроме него, получили еще «Тсссс!» и «Ещё раз, и с чувством!», но именно «Тело» снято как новаторское кино. Например, кроме опенинга, в нем нет музыки. Привет «Левиафану» Звягинцева.
  • Корона — историко-социальная тематика, «британская коммуналка» в главных ролях, великолепная операторская работа, великолепные сценарии… Результат? Количество наград и номинаций потребовало отдельной статьи в Википедии.

Наживка для Game Awards

  • На самом деле The Game Awards проводится всего-то 7 лет, и каких-то необычных предпочтений у жюри нет. Премию получали «Ведьмак 3», Zelda: Breath of the Wild, God of War и т. п. — то есть примерно то же, что назвал бы средний геймер или игрожур.
  • The Last of Us 2 — «наживка для „Оскара“» от мира видеоигр. Суровая главная героиня-лесбиянка, переживающая утрату близкого ей человека и желающая всеми силами отомстить? Галочка. Неоднозначная антагонистка с мощным телосложением? Галочка. А также она присматривает за трансгендером, маленьким воином, столкнувшимся с презрением и непониманием в своём «племени». Мрачный тон произведения и драматический сюжет, сконцентрированный на теме человеческой жестокости, который от начала до конца подаётся с серьёзным лицом? Галочка. Плохие религиозные фундаменталисты? Галочка. Пусть видеоигра в большинстве своём не понравилась обычным игрокам, критики от неё ликовали и ставили высокие оценки, а сама игра получила рекордное количество наград (получив ко всему «игру года» на The Game Awards 2020), обогнав при этом Ведьмак 3: Дикая Охота.

Внутримировые примеры, стёб и пародия

  • «Солдаты неудачи» — фильм про то, как снимается «наживочный» фильм, в котором оскароносный актёр Кирк Лазарус в исполнении Р. Дауни-младшего играет «наживочную» роль чёрного сержанта.
    • Также имеется фальшивый трейлер «наживочного» фильма «Аллея Сатаны», где тот же Лазарус и Тоби Магуайр (в роли себя) играют влюбленных друг в друга католических монахов.
    • Также имеется персонаж-актёр Тагг Спидман, бывшая звезда боевиков, сыгравший опять-таки «наживочную роль» умственно отсталого работника фермы, который, тем не менее, не получил за неё номинации на «Оскар». Лазарус объяснил это тем, что тот сыграл «полного дебила», а «Оскары» клюют на «аутистов, слегка тормознутых — но не полных дебилов. Спроси Шона Пенна».
    • Также имеется пузатый, носатый, очкастый и лысый Том Круз в роли матюкливого продюсера.
    • А ещё среди главных героев есть самый настоящий темнокожий гей, который регулярно терпит оскорбления по расовому признаку, и не может совершить каминг-аут, потому что боится осуждения своей социальный среды.
    • Вишенка на торте — Роберт Дауни-младший за роль Лазаруса был номинирован на «Оскар». Правда, таки не получил.
  • «Колхоз Entertainment» — сценарист-неудачник считает, что первым делом надо определиться: на «Оскар» будем снимать, на каннский «веник» или ещё на что… В итоге фильм таки заслуживает «Оскар» (за что конкретно?), но получить его не может, так как все причастные сидят в тюрьме — за развал колхоза-миллионера.
  • «Гриффины» — эпизод, где Гриффины пытаются получить премию «Эмми». Питер ради этого меняет пол, Лоис меняют на латиноамериканку из «Американской семейки», Брайан и Стью теперь гей-пара и т. д. Подсвечивается, когда Мег говорит по буквам слово me: «I do it for me! For M-E! For Emm-e».
  • Аниме «Киноманка Помпо» — главная героиня, великая продюсерша ужастиков Джоэль Давидович Помпонетт поручает своему ассистенту, студенту типа я Тарковский, снять фильм «Маэстро» именно с этой целью. И она знает точный рецепт!