Поступай неправильно

Материал из Posmotreli
Версия от 17:47, 9 мая 2023; 93.74.86.247 (обсуждение)
(разн.) ← Предыдущая | Текущая версия (разн.) | Следующая → (разн.)
Перейти к навигации Перейти к поиску
Склифосовский.pngКороче, Склихосовский!
Именно неправильные поступки героев приводят к хэппи-энду
River Song.jpgSpoilers, sweetie!
Особенность темы этой статьи в том, что она по самой сути своей раскрывает спойлеры. Поэтому в этой статье спойлеры никак не замаскированы. Если вы уверены, что хотите их видеть — читайте!
«

Переспи с девушкой лучшего друга — докажи ему, что она шлюха. Приударь за замужней женщиной на глазах у мужа — твои синяки возродят их чувства. Размажь говно по всему туалету — заставь уборщика задуматься о том, чтобы сменить работу и следовать за мечтой.

»
— Сетевой фольклор
« Если бы Кевин не заварил всю эту кашу… мы бы не оказались в этом шикарном месте… со всеми этими подарками… итак… я думаю… что Кевин должен первым открыть свой подарок! »
— Базз Маккалистер подсвечивает
Сейчас я зажгу свечу с чёрным пламенем и воскрешу трёх злобных ведьм, зато потом все будут счастливы! Не благодарите

Архетипический сюжет — нарушение какого-либо правила или запрета:

Итог один — за неправильным поступком следует жесточайшая расплата. Мораль проста: семь раз отмерь — один отрежь; прежде чем совершить какой-либо поступок — подумай хорошенько: а правильно ли я поступаю? В общем, тропы «Несовместимое с жизнью любопытство» и «Несовместимая с жизнью тупость» никто не отменял.

Однако не менее часто встречается обратный случай: герой ведёт себя, как идиот либо козёл, нарушает все мыслимые и немыслимые запреты, суёт нос всюду, куда не следует, забивая большой и толстый х… хм, болт на разум и логику, ставит под угрозу себя и окружающих… чтобы в итоге всё закончилось прекрасно, добро восторжествовало, а зло было наказано — причём все эти положительные достижения были бы невозможны, поступай герой всегда разумно и правильно! Обоснуй — чтобы добиться того, чего никогда не добивался (к примеру, хэппи-энда), нужно сделать то, чего никогда не делал. А почему же никому не приходило в голову сделать это? Потому что это запрещено, или ни одному разумному человеку в голову не придёт.

Под троп не попадают те случаи, когда неправильный поступок героя обошёлся слишком дорогой ценой, то есть принёс счастье только ему (возможно — и близким ему людям), а горе — всем остальным. Важно, чтобы положительный результат действительно стоил учинённых героем бед. Если в результате оплошности задрота-ботаника весь город превратился в руины, но не погиб никто, кроме местного криминального авторитета, терроризировавшего жителей, а сам задрот-ботаник спас девушку и наконец-то обрёл любовь — это наш троп. А вот если в результате оплошности того же задрота-ботаника был разрушен целый город и погиб хотя бы один мирный житель — то никакое личное счастье героя такой цены не стоит.

Короче говоря, итоговый результат должен быть лучше, чем было бы, не поступи герой неправильно. По сути, это деконструкция более старого тропа нарушение правил.

Например, в «Мумии» Стивена Соммерса герои не должны были лезть в гробницу, читать Книгу Мёртвых и оживлять Имхотепа, и хотя в конце они богаты и счастливы — но погибла куча народу, чего не случилось бы, не поступи герои неправильно. Таким образом, «Мумия» под троп не попадает. А вот в фильме «Фокус-покус» герой, невзирая на предупреждения, оживил трёх ведьм, подставив под угрозу своих родителей, сестрёнку и всех детей Салема, но в итоге никто серьёзно не пострадал, ведьмы были повержены окончательно, душа страдальца Теккери Бинкса освободилась и воссоединилась с семьёй на Небесах, а сам герой очаровал милую одноклассницу — и это именно наш случай.

Иногда такая неудачная басня получается из-за того, что фильм детский, и создатели просто не хотят, чтобы в нем кто-нибудь погибал (кроме злодея, ему можно).

С прикрученным фитильком — герой наломал дров, и были жертвы, но в противном случае жертв оказалось бы гораздо больше. Смежный троп — Не было бы счастья… — когда скверные события, приведшие к положительным результатам или спасшие от ещё более страшных отрицательных, не обязательно зависят от действий героев. Родственный троп — Сделать добро из зла.


Где встречается[править]

Фольклор[править]

  • Собственно, согласно корифею фольклористики Владимиру Проппу, «запрет» и «нарушение запрета» — практически обязательные элементы волшебной сказки и её производных. Не поступали бы «неправильно» — не было бы сказки.
    • Емелюшка, конечно же. Вместо того, чтобы работать самому, использовал абилку от Щуки. В итоге — женился на царевне.
      • Однако, для того, чтобы получить абилку от щуки, ему таки пришлось сходить за водой. Правда, он это сделал исключительно из-за того, что боялся остаться без гостинцев от братьев. Зато щуку таки поймал руками, хотя вёдра были полны, то есть хоть раз проявил энтузиазм и энергию, чтобы порадовать родных хорошей ухой.
    • Да и вообще в русских народных сказках зачастую везёт именно тем, кто ведёт себя, как дурак. И не только в русских народных.
      • С фитильком, а может, даже аверсия: «дурость» заключается в том, чтобы, например, быть вежливым, или поделиться последним с тем, кто просит. Когда Иван-дурак сидит на могиле отца, хотя его братья сачканули выполнять старинный обряд, или отдал бедному старику единственный кусок хлеба, он как раз поступает правильно, просто не так как другие.
      • Опять же, «дураками» временами называют еще и персонажей, которые мыслят нестандартно и принимают неординарные решения. Отношение к этому и в наше время не совсем однозначно (инициатива, как известно, наказуема), а в соответствующие времена момент был ну очень спорный.
  • Если бы жена Синей Бороды не сунула нос, куда не следовало — не пережила бы дикого страха и жила бы долго и счастливо с любящим мужем… который так и не понёс бы наказания за шесть девушек, зарезанных раньше.
    • Не факт, что «долго и счастливо». Убил же он за что-то свою первую жену. Не исключено, что у него нашёлся бы повод убить седьмую, даже если бы она его слушалась. А у маньяков повод кого-то убить находится очень легко. У автора правки вообще подозрение, что Синяя Борода, давая жене ключи, именно что искал повода лишний раз пролить кровь. Впрочем, под троп ситуация в любом случае подходит.
      • Это мы исходим из тезисов современной криминалистики и психологии. Народ, создавший эту сказку, мог таких тонкостей и не понимать. А учитывая тогдашнее положение женщин в семье, можно предположить, что эта сказка не лишена и другого, совсем неблагородного подтекста: не совала бы баба нос куда не следует — жила бы себе мирно и весело в счастливом неведении с богатым мужем.
        • В романе Грейди Хендрикса «Руководство по истреблению вампиров от книжного клуба Южного округа» (действие происходит в маленьком городке на юге США) мать героини именно так и разъясняла ей в детстве мораль сказки: дескать, всегда доверяй мужу и не суй носа не в свое дело. А ведь это уже вторая половина двадцатого века.
        • А вот Перро, пересказавший в 17 веке эту сказку, закончил ее хэппи-эндом: «Оказалось, что у Синей Бороды не было наследников, и все его достояние поступило его вдове. Одну часть его богатств она употребила на то, чтобы выдать свою сестру Анну за молодого дворянина, который уже давно был в нее влюблен; на другую часть она купила братьям капитанские чины, а с остальною она сама вышла за весьма честного и хорошего человека. С ним она забыла все горе, которое претерпела, будучи женою Синей Бороды».
    • Автору правки попадалась и другая версия сказки. В ней Синяя Борода убивал своих жён просто так — из садистких наклонностей. Но это всё равно наш троп — если бы героиня не проявила любопытства, она так бы и не узнала о том, что с ней произойдёт, и тоже была бы убита.
    • Есть еще одна вариация, записанная братьями Гримм как «Чудо-птица». В ней план злодея заключался в испытании послушания похищенных девиц, и когда третья сестра успешно сымитировала это, злодей поздравил ее и стал готовиться к свадебному пиру. В итоге не только он был уничтожен вместе с гостями свадьбы, но и убитые сестры протагонистки воскресли!
  • Японская сказка «Огневой Таро». Жена нарушила запрет мужа и заглянула в тринадцатую комнату. Там она нашла глаза змея и отдала ему. После этого змей перестал мучить ее мужа. А если бы она не нарушала запрет, так бы и страдал бедняга Таро.
  • В принципе, если в завязке есть запрет, он будет нарушен. Последствия придется долго разгребать, но итог будет счастливым. Если запрет появляется сравнительно поздно, то, наоборот, его нарушение приносит несчастье.
  • История про те самые жёлтые/красные/синие/чёрные шторы. Нет, покупать их действительно не следовало, так как ночью они велели отцу встать и подойти к окну, после чего задушили его, и та же участь постигла затем мать и старшую сестру. Под троп попадает младший ребёнок (в различных вариантах это может быть мальчик или девочка), который был страшный копуша, чем крайне всех раздражал. Шторы велели ему встать — он только проснулся. А когда приказали подойти к окну — он только встал с постели. В итоге шторы стали душить пустое место, чем выдали свою зловещую сущность, и наутро были безжалостно сожжены во дворе. Составитель сборника Эдуард Успенский подсвечивает в примечании: мол, эта история намекает, что не следует очень ругать детей утром за то, что они медленно собираются в школу. Хотя по факту напрашивается мораль «не слушайтесь приказов говорящих штор»[1].
    • Интересно, что Михаил Успенский в цикле про богатыря Жихаря рассказывает подобную хохму про башмачки, которые пили кровь. Оммаж, не иначе.
  • Анекдот. «Я плохо себя вел, и мне не дали попробовать тех замечательных грибов, которые собрал в лесу папа».
  • «Джек и бобовый стебель» же!
  • Развесёлые ромалэ оправдывают свою воровскую традицию легендой, согласно которой, когда Христа вели на Голгофу, проходивший мимо цыган умыкнул один из гвоздей, тем самым невольно облегчив страдания Спасителя. Непонятно, правда, каким образом недостача одного гвоздя могла облегчить столь мучительную казнь, но цыгане этим страшно гордятся и утверждают, что Господь с тех пор в виде исключения благословил их тырить всё, что плохо лежит и громко ржёт.
  • Байка об офицере, незадолго до смотра умудрившемся утопить табельное оружие в выгребной яме. Был вынужден несколько дней вычищать яму самостоятельно (как ему удалось сделать это тайком — история умалчивает) — чтобы обнаружить, что пролежавший несколько дней в слабом растворе аммиака (в том числе) пистолет очистился до блеска. В итоге, был подан в пример (о том, как ему удалось так очистить пистолет, естественно, отмалчивался). Знающие люди, правда, говорят, что в реальности это так не работает. Не путать с другой версией байки.
  • Балканская баллада из цикла о Марко-королевиче «Королевич Марко пьет вино в Рамадан» — ему можно, он не мусульманин, хоть и в гостях у султана.
  • Старый анекдот, в котором США и СССР договорились уничтожить ядерные арсеналы. Американский президент пытается поставить Советы на колени, используя парочку заначенных ракет… и тут выясняется, что советский офицер по пьяни забыл уничтожить куда большее количество (в другом варианте нашёл кем-то потерянные).
  • Копипаста про парня, на телефон которого из-за ошибки комутатора среди ночи перенаправили звонки с горячей линии кризисной помощи. Тот, то ли не осознавая, что происходит, то ли не отличаясь особой эмпатией, всю ночь просто потешался над потенциальными самоубийцами. Как минимум одну спас, именно за счет того, что насмешки выбили ее из намеченного русла. В реальности, вроде бы, переговорщики иногда действительно делают нечто подобное, но это нужно уметь.

Театр[править]

  • Опера «Леди Макбет Мценского уезда» aka «Катерина Измайлова» — убийства, совершённые Сергеем и Катериной, раскрыл задрипанный мужичонка, забравшийся в погреб с целью стянуть наливку.

Литература[править]

Русскоязычная[править]

  • П. П. Ершов, «Конёк-горбунок» — зигзаг. Иван не послушался совета Конька, подобрал перо Жар-птицы и вначале имел крупные неприятности от Царя, но в финале стал царём сам.
  • Некрасов, «Кому на Руси жить хорошо», отрывок про разбойничьего атамана Кудеяра. Он раскаялся, ушел в отшельники и, в искупление ранее совершенных грехов, должен был повалить вековой дуб, используя лишь нож, которым грабил. Но не сдержался — когда мимкрокодивший помещик (садист) стал при нём хвастаться тем, что людей мучает, но при этом спит спокойно, Кудеяр не выдержал и заколол отморозка. Дуб тут же рухнул. То есть, одним правильным фрагом экс-разбойник искупал ранее совершенное.
    • С точки зрения православной морали, дело даже не в самом фраге, а в том, что дуб Кудеяр пилил, беспокоясь только за себя, а на помещика кинулся именно потому, что распереживался за его жертв. Надо полагать, дуб рухнул бы, даже если бы помещик сам завалил напавшего на него Кудеяра.
  • Макаренко, «Педагогическая поэма» — в самом начале существования детской колонии Антон Семёнович Макаренко, измождённый тяжёлым трудом по хозяйству, дал пощёчину одному из своих воспитанников, которые вовсе не желали трудиться, а только воровать и грабить в соседних деревнях. Он много писал потом, что это была его большая педагогическая ошибка, что бить в педагогике вообще не допустимо, что ударь он тупого и сильного воспитанника Буруна — и был бы убит. Но он ударил умного и харизматичного Задорова, который внезапно проникся пониманием, что Макаренко действительно хочет им блага. И уговорил всю шайку-лейку участвовать в хозяйственной жизни. Впоследствии колония Макаренко настолько окрепла, что сотни беспризорных подростков-рецидивистов завязали в ней со своим преступным прошлым, стали учиться, а потом получили нормальную профессию.
  • Александр Беляев, «Остров погибших кораблей» — со стороны сыщика Джимми Симпкинса было весьма подло оставлять преступника Гатлинга прикованным наручниками к койке на тонущем корабле, а медлить с эвакуацией во время кораблекрушения, мотаясь туда-сюда, с палубы в каюту, из каюты на палубу — попросту глупо. И все шлюпки тем временем уплыли. Что за идиот, вы говорите? Вот только, вздумай Симпкинс с Гатлингом прорываться к шлюпкам, с огромной долей вероятности они погибли бы в давке, а пароход благополучно остался на плаву, несмотря на повреждения. Оба выжили, а также спасли тонущую красавицу (впоследствии она вышла замуж за Гатлинга, который оказался невиновен) и, много позже, еще кучу людей с заглавного острова.
  • А. Гайдар, «Тимур и его команда». Чтобы подруга Тимура Женя смогла повидаться с отцом-полковником, прибывшим в Москву только на три часа, заглавный герой без разрешения дяди взял мотоцикл. «Он знал — так делать было нельзя, но другого выхода не было».
  • Сергей Михалков, басня «Полкан и Шавка». Две собаки натолкнулись на стаю волков, которые здесь символизировали гитлеровских захватчиков («Адольф» переводится как «благородный волк», и Гитлер вообще фанател от серых хищников). Отважный Полкан ринулся в бой и убил-таки одного волка, но остальные прикончили его на месте. Шавка же униженно просила серых о пощаде, обещая взамен привести их к целому стаду коров. Не обманула, привела. Правда, она почему-то не сказала, что стадо очень серьёзно охранялось (не знала? забыла? умолчала нарочно, заманивая хищников в ловушку?). Однако прежде чем напасть на стадо, волки растерзали эту «тоже собаку»: вдруг одумается и наведёт людей? Да и вообще лишняя эта Шавка, с точки зрения волков. Но это убийство им не помогло: пастухи с ружьями истребили всю стаю. Так что на выходе получилось, что от героической гибели Полкана было меньше пользы, чем от трусости Шавки.
    • Похоже, потом Михалков всё же понял, что у его сказочки появилось двойное дно. В снятой под его мудрым руководством мультэкранизации баг пофиксили, сократив стаю до всего-то двух волков (от которых у Шавки уже были шансы если не отбиться, то бежать), а охрану — до одного пастушка. Да и Полкан остался жив, только малость охромел (и, найдя разорванный ошейник Шавки, иронизирует: «С волками серыми на дружбу ты пошла, спасти хотела шкуру, да не спасла»).
      • Только ведь, получается, по самой басне именно Шавка — герой, да ещё и отдавший при этом свою жизнь (в стиле Ивана Сусанина). Так что, писалось одно, а получилось другое.
  • «В августе 44-ого…» — главные герои нарушили прямой приказ начальства (сделав вид, что его не поняли), благодаря чему и повязали вражеских агентов.
    • Тех бы и так повязали, но тут еще удалось расколоть одного.
  • «72 градуса ниже нуля» — в первый раз пошедший в Антарктиду Ленька Савостиков поленился заменить лопнувший палец (стержень, скрепляющий траки гусеницы) на своем тягаче. Затем, опасаясь «разувания» машины и неминуемого разноса от начальника санно-гусеничного поезда (и по совместительству, родного дяди) Гаврилова, остановился… и заметил, что замыкающего тягача нет. После чего развернулся, не предупредив остальных, погнал назад на полной скорости (что тоже не рекомендуется инструкциями), и успел-таки вытащить из заглохшего тягача уже почти замерзшего Гаврилова.
  • Дмитрий Емец, серия книг о космическом пирате Кроксе. Мальчику Андрею не следовало в обход правил тайком пробираться на звездолёт, чтобы прилететь на нём на Землю к бабушке (звездолёт оказался пиратским). Его роботу Баюну не следовало потворствовать ему в его авантюре (подсвечено самим капитаном Кроксом: «Ты-то куда смотрел?!». Капитану Кроксу не следовало, да и не было особой необходимости похищать дочь президента Деметры (как он впоследствии признавался, золота ему и без выкупа хватает). В итоге: во второй книге капитан Крокс совершает поворот направо и поднимает уровень доброты, сплотившаяся компания пиратов и бывших заложников помогает мирному народу с другой планеты. В третьей книге они спасают девушку, в одиночестве живущую на необитаемой планете после крушения её корабля. А четвёртая книга и вовсе заканчивается спасением родной планеты Андрея от уничтожения и власти жестокого тирана.
  • Владислав Крапивин, «Журавлёнок и молнии». Конечно, ночной поход Юрки Журавина на кладбище с целью проверки смелости был неправильным и глупым поступком. Но не окажись он в это время в этом месте, распятый неизвестным зоосадистом кот умер бы в муках на своём кресте, а так Журка его нашёл, спас, принёс домой, и жил кот долго и счастливо.
  • Сергей Лукьяненко — дилогия «Звёздная Тень» целиком и полностью состоит из воспевания данного тропа.
  • Марина и Сергей Дяченко, «Шрам». Чтобы снять проклятие животного, всеобъемлющего страха, Эгерту Соллю нужно однажды на пять вопросов подряд ответить «да» — но шанс ему выдастся лишь раз в жизни. На суде о причине Мора его вызывают как свидетеля, задают вопросы, он соглашается со всем… кроме вины любимой Тории и ее отца в призыве Мора — он прекрасно сознает, что обрек себя на вечные мучения от страха, пытки церковного палача и медленную смерть, но хотя бы сумел защитить любимую и честь ее отца и с вызовом смотрит на проклявшего его Скитальца. И вот тут проклятие спадает — нужно было не соблюсти формальное условие, а под прямой угрозой жизни отбросить все и успеть положить голову на плаху ради другого. В итоге он на месте убивает главного обвинителя и заговорщика Фагирру, истинные виновники Мора церковники Лаш разгромлены, Тория спасена.
  • Дмитрий Суслин, «Рыцарь Катерино» — после очередной ссоры Катя отшлёпала своего младшего брата Женю, который от обиды позволил волшебным лебедям унести его в волшебную Страну Остановленного Времени. Повелитель этой страны сделал мальчика принцем и своим наследником, на деле же собирался погубить его душу, а свою переместить в его юное тело, как не раз поступал с другими мальчиками, продлевая тем самым свою жизнь до бесконечности. Отправившись выручать брата, Катя здорово подняла уровень крутизны, став первой в истории Страны Остановленного Времени девочкой-рыцарем; избавила владения князя от дракона; спасла деревенских детей от похитивших их троллей и стала другом тролльчонку Друлю, которого никто не любил (тролли — потому что слишком добрый и симпатичный, а люди — потому что тролль) и который не раз спасал жизнь ей самой и её верному оруженосцу Крису; поспособствовала очистке Колдовского леса от ведьм; заставила двухголового разбойника стать порядочным человеком; помогла Крису освободить заколдованных братьев; наконец, пресекла преступную деятельность самого Повелителя и крепко сдружилась с братом. Бонусом идёт то, что Катя вдобавок не брезговала игрой в напёрстки, каковая помогла ей выиграть свою свободу и свободу похищенных детей у туповатых и азартных троллей (Друля она у них тоже выиграла таким образом).
  • «Приключения Буратино». Если бы Буратино не прогулял школу и не пошёл бы с Алисой и Базилио — Папа Карло так и остался бы бедным, а Карабас-Барабас и дальше бы тиранил кукол.
    • Кстати, полностью противоположно замыслу Карло Колодди. У него Пиноккио выполняет главный квест — становится человеком — после того, как начинает усердно работать и заботиться о своём старом отце Джепетто. Чем мог бы заняться и со старта, не наживая кучу неприятностей себе и окружающим.

На других языках[править]

  • Жюль Верн, «Дети капитана Гранта». Гленарван диктовал Паганелю письмо с приказом капитану «Дункана» Джону Манглсу ждать путешественников у западного побережья Австралии. Рассеянный учёный Паганель думал о Новой Зеландии и написал это географическое название. В итоге, удирая от разъярённых каннибалов-маори, путешественники совершенно неожиданно для себя увидели спасительную яхту!
    • С другой стороны, всё получилось только потому, что капитан Манглс отказался признать версию Айртона о случайной ошибке и выполнил полученный очевидно бессмысленный приказ буквально, особо не задумываясь, как лорд должен попасть в Новую Зеландию без яхты. Так что для Паганеля — троп, для Манглса — аверсия.
      • Поправка — письмо было не капитану, а его помощнику Тому Остину, который, по его же словам, не привык обсуждать приказы.
  • Марк Твен, «Приключения Тома Сойера» — ох, как нехорошо детям тайком ускользать из дома ночью на кладбище! Ещё и опасно: можно оказаться на месте убийства… а потом изобличить убийцу, когда за его преступление уже должны были повесить невиновного.
  • Р. Л. Стивенсон, «Остров сокровищ» — Джим поступил опрометчиво, ускользнув из форта и угнав «Испаньолу»… однако это сразу изменило положение в пользу героев.
    • Спорный пример. По факту его подвиг ни на что не повлиял: всю интригу выиграл доктор Ливси, подсунув Сильверу уже ненужную карту.
    • Ливси отдал Сильверу карту уже после того как Джим угнал «Испаньолу». Как раз мотивируя это тем, что поиск сокровищ теперь не имеет смысла, раз больше нет корабля на котором можно их увезти.
  • Астрид Линдгрен, «Калле Блюмквист и Расмус» — благодаря ночным вылазкам герои изобличили опасных международных преступников и спасли от похищения профессора с сынишкой.
  • «Чарли и шоколадная фабрика» — Чарли нашёл деньги на улице. Его родителей уволили с работы, семья очень нуждается. Надо бы отнести находку домой, а он покупает шоколадки. И находит золотой билет!
    • Чарли на тот момент сильно изголодался и ослабел, а шоколад быстро восстанавливает силы, не зря же он входит во все НЗ.
    • Тем паче, что он нашёл не такую маленькую сумму (50 пенсов), а шоколадка стоила 5 пенсов, и от покупки двух шоколадок осталось 40 пенсов. А вот в экранизации 2005 года ему попадается как раз столько, что хватает только на одну несчастную шоколадку, так что троп отыгран даже в большей степени.
    • К тому же, Чарли - ребенок, которому свойственно надеяться на чудо. Ведь когда дедушка перед этим отдал ему припасенную монету, он тоже не отнес ее родителям.
  • Марио Пьюзо, «Крёстный отец» — зигзаг. Поли Гатто, с одной стороны, по понятиям не должен был совершать «левых» (без приказа со стороны бригадира Клеменцы) преступлений — а он периодически совершал вооружённые ограбления. Но с другой стороны, те же неписаные понятия считали такие дерзкие дела признаком отваги и предприимчивости, похвальной для бандита — при условии, что не будет ни жертв, ни полицейского внимания.
  • Сага о Форкосиганах («Ученик воина»). Если бы бабник Айвен не задержался у очередной случайной пассии, он бы не смог избежать взрыва подложенной в корабль бомбы и доставить Майлзу официальное требование явиться в суд по обвинению в государственной измене.
  • Роберт Хайнлайн, «Имею скафандр — готов путешествовать» — «обожаю бывать, где не велят: это очень развивает».
  • Гарри Поттер. Смог бы он неоднократно (а однажды даже и насовсем) победить Тёмного Властелина, если бы всегда соблюдал школьные правила и законы магического мира?..
  • Михаэль Энде, «Бесконечная история» — стоит ли красть книгу из книжной лавки, владелец которой предоставил тебе укрытие от хулиганов? Ещё как стоит! Иначе кто спасёт страну Фантазию и её Девочку-Королеву?
  • Ричард Лаймон всегда любил выворачивать мораль наизнанку.
    • Роман «Во тьме» — молодая библиотекарша Джейн добровольно принимает участие в таинственной Игре, выполняя разные причудливые задания за денежное вознаграждение. С каждым разом куш повышается, но и задания становятся всё опаснее, так что в конце ей приходится всерьёз опасаться за свою жизнь и жизнь возлюбленного… Думаете, вас ждет очередная басня о том, к чему приводит жажда острых ощущений и халявных денег? Правильно думаете. А привела она в данном случае к тому, что: 1) Джейн встретила свою любовь и наколотила кучу бабла; Джейн испытала по-настоящему острые ощущения и сбросила лишний вес; Джейн завела несколько хороших друзей; и что главное — расправилась с бандой садистов, включая самого организатора Игры, а также спасла от них нескольких девушек, одна из которых к тому же была беременна. По сравнению с этим даже то, что саму Джейн изнасиловали, а её возлюбленный лишился уха, не так уж и важно…
    • А вот в любительской экранизации этого романа мораль стандартная — для героини и её возлюбленного всё закончилось хреново.
    • Как и в тайском фильме «13 заданий» с таким же сюжетом. Но с другой стороны… если бы там герой подавил сострадание и зарезал своего гнусного отца — получил бы куш, а принесённые им жертвы, по крайней мере, оказались бы не напрасны.
  • Терри Пратчетт, «Патриот» — что сделал бы по-настоящему умный и ответственный глава Городской Стражи перед лицом вторжения в родной город? Конечно, остался бы сооружать укрепления, мобилизовывать людей, сражаться с тыловыми крысами и зазнавшимися лордами. Командор Ваймс же бросил все и всего с десятком товарищей отправился в лихорадочную погоню за похищенной Ангвой на гражданском корабле… чем и решил в итоге исход войны. Останься он — огромный клатчский флот неминуемо прорвал бы оборону Анк-Морпорка и залил город кровью жителей, а так и принц Кадрам счел это провокацией и решил повременить с отплытием, и горе-патриот лорд Ржав вынужден был отплыть из города, а в итоге было выиграно время для достижения перемирия (фактически в итоге мира, провалившего все амбиции Кадрама по объединению Клатча через маленькую победоносную войну).
  • Бентли Литтл, рассказ «Полная Луна на Дэт-Роу». Индейцы одного племени очень боялись про́клятого города, в котором из поколения в поколение умирали некоторые их соплеменники, призываемые туда какими-то неведомыми силами. Индейцы отправлялись в Дэт-Роу добровольно и без оружия, как им предписывал совет старейшин. Считалось, что «с Дэт-Роу ничего нельзя поделать». Но однажды призванным оказался Полная Луна, тридцать пять лет назад видевший, как в Дэт-Роу был зверски убит его отец[2], и он решил не слушаться старейшин и взять с собой оружие, а также вооружённого спутника — соплеменника по имени Одинокое Облако, тоже видевшего смерть своего отца в Дэт-Роу. Обоим было страшно нарушать запрет старейшин (тем более что убийцы их отцов — трое зловещих ковбоев-бандитов — совершенно не изменились за тридцать пять лет, миновавших со дня гибели отца Полной Луны), но они решили не умирать без боя, кем бы ни оказались их противники — людьми, призраками или кем-то еще похуже. В результате эти индейцы, нарушившие запрет, расторгли договор вождя племени с тёмными силами, уничтожили «проклятье Дэт-Роу», освободили от посмертного мучения своих отцов и других соплеменников, а кроме того, остались живыми.
  • Сказка Г. Х. Андерсена «Сон» о не в меру суровом пасторе, любившем стращать прихожан адскими муками. Когда жена пастора заболела и лежала при смерти, ему явился ангел с повелением от Бога: жену можно исцелить, если пастор найдёт для приготовления лекарства грешника, обречённого на ад. Однако сделать это нужно до рассвета и с первой же попытки. Ангел, со своей стороны, готов помочь пастору решить проблему перемещения, а также обеспечивать безопасность. За эту ночь пастор с ангелом успевают посетить тюрьму, кабак, бордель. Даже к политиканам заглядывали. И каждый раз пастор колебался в выборе: а вдруг этот человек действительно желает добра стране? А вдруг эта женщина стала торговать своим телом исключительно в силу непреодолимых обстоятельств? А вдруг я ошибусь и выберу того, кто прощён или может быть прощён Богом? В итоге, когда рассвело, обречённый грешник так и не был указан, и пастор сказал ангелу, что не может выполнить поставленного условия. Ангел ответил пастору, что тот с честью прошёл испытание, научившись видеть в людях добро, а не зло, а его жена милостью Господа выздоровеет.
  • «Из рода войны» Г.Макнилла (Warhammer 40000). Кузнец Войны Хонсю постоянно проигрывает в военных играх-симуляциях своему примарху Пертурабо… пока не начинает действовать предельно неортодоксально, за гранью риска, а то и малейшего здравого смысла! И вот тогда дело внезапно идёт на лад.
  • Себастьен Жапризо «Дама в автомобиле, в очках и с ружьём» — босс, улетая с женой, поручил Дани отогнать его машину из аэропорта к его дому. Дани не устояла перед соблазном прокатиться на дорогом автомобиле и благодаря этому раскрыла преступление и, очень вероятно, спасла себе жизнь.

Кино[править]

  • «Один дома»:
    • Если бы в первом фильме родители не забыли Кевина дома, то старик Марли никогда бы не воссоединился с сыном и внучкой. Да и возвращение в ограбленный и залитый водой дом явно испортило бы всё удовольствие от поездки.
    • Если бы во втором фильме Кевин сразу обратился к персоналу аэропорта, его мама, вероятно, сэкономила бы много нервных клеток… Зато семья не получила бы кучу подарков, Гарри с Марвом благополучно ограбили бы магазин игрушек, и выручка не досталась бы больным детям, а голубятница так бы и чувствовала себя одинокой и никому не нужной.
  • Уже упомянутый выше «Фокус-покус». А всё началось с того, что подросток Макс, бахвалясь перед девушкой, зажёг колдовскую свечу с чёрным пламенем, дабы показать, что не верит в суеверия. С другой стороны, пацан же не знал, что россказни о ведьмах — это реальность.
  • «Гремлины»: да, герой нарушил все мыслимые и немыслимые запреты, так что многие пострадали, а два человека даже погибли. Но… второй жертвой была финансовая воротила миссис Дигл, собиравшаяся после Рождества выдворить на улицу несколько бедных семей, включая молодую семью с двумя больными детьми. Как знать, кто-то мог бы и не пережить. Со смертью миссис Дигл проблема была решена. Ай да гремлины!
  • «Новогодние приключения Маши и Вити» — непонятные шкажошные шушества просят у Маши и Вити помощи. Маша каждый раз спрашивает у Вити совета, на что бдительный советский ребенок вполне логично отвечает, что подходить к нему/к ней опасно: «И чащоба, и поляна здесь полны обмана». Однако Маша из гуманных соображений игнорирует его советы и тем самым заводит новых друзей, которые, как и положено сказочному сюжету, в конце помогают детям.
  • «Люди под лестницей» Уэса Крейвена: да будь ты хоть негр совсем юных годков, с больной мамой и кучей сестёр и братков, и жизнь твоя как бы ни шла тяжело, но грабить чужие дома — западло… Если только хозяева не чокнутые психи, похищающие детей и превращающие их в подвальных каннибалов, а в доме не заточена их прекрасная дочь, которую психи постоянно мучают, и которую необходимо спасти. В итоге злодеи будут повержены, страдальцы освобождены, жертвы отмщены, больная мама направлена на операцию, девочка спасена, а на жителей гетто прольётся дождь из денег — в самом прямом смысле!
  • «Призрачная красота»: друзья попытались выставить главного героя сумасшедшим, чтобы отстранить его от управления компанией. В итоге тот сумел, наконец, пережить травму от смерти ребёнка и воссоединился с бывшей женой, один из друзей помирился с дочерью, другой, смертельно больной, нашёл в себе силы сообщить жене о своем состоянии, а третья решилась-таки завести ребёнка.
  • Серия «Освободите Вилли» — настоящее пособие для молодых мамочек. Первый фильм: веди разгульный образ жизни, приживи ребёнка неизвестно от кого, брось его, смывшись в неизвестном направлении — и он спасёт жизнь огромного кита. Второй фильм: приживи второго ребёнка опять неизвестно от кого, продолжай распутствовать, покончи с собой, оставив его сиротой — и он поможет первому спасти того же кита во второй раз! В менее радикальном варианте — Джесси и познакомился с Вилли благодаря тому, что после кражи вломился в океанариум, спасаясь от полиции, да еще и стал расписывать там стекла граффити. А во втором фильме его младший брат Элвис, обидевшись на всех, сбежал из дома и тогда-то и подслушал разговор людей, решивших изловить касаток.
  • «Охотники за привидениями» — если бы чиновник-дегенерат Уолтер Пек не отключил Охотникам электропитание, выпустив на волю всех с таким трудом отловленных призраков… то не вырвался бы и очаровательный Лизун! А уже во втором фильме Лизун здорово помог новоиспечённому Охотнику Луису Тулли.
  • «Цена заклятья смерти / Бросив смертельный взгляд / Cast A Deadly Spell»[3] — детектив Гримальди не удержался и лишил невинности томную шестнадцатилетнюю дочку богача, который трепетно оберегал её честь… поскольку ему нужна была девственница для жертвоприношения Йог-Сототу, дабы самому стать божеством и править миром. В итоге Йог-Сотот с гневом отверг «порченный товар», а вместо девушки зохавал самого адского папашу и снова завалился на боковую. Восхищённый детектив Фил Лавкрафт говорит Гримальди, что он, сукин такой сын, своим поступком спас человечество, за что ему надо отлить памятник в золоте… но бедняга лишь слёзно умоляет ничего не рассказывать его законной супруге.
  • Скорее неудачная басня — в триллере Найта Шьямалана «Сплит». Главную героиню с детства мучает и насилует родной дядя. Когда безумец Кевин в ипостаси Зверя, в детстве также подвергавшийся издевательствам со стороны жестокой матери, видит на ее теле шрамы, он решает пощадить её. А вот её «благополучных» одноклассниц Кевин растерзал. Получается, что гнусный педофил своими действиями невольно спас племянницу от маньяка!
  • «Большой Лебовски» — Чуваку Лебовски поручают доставить сумку с денежным выкупом за жену его однофамильца, неадекватный друг Чувака Уолтер (контуженный во Вьетнаме) предлагает подменить деньги «куклой» (то есть нарезанной бумагой), а настоящие деньги прихватить себе. В ходе потасовки между Чуваком и Уолтером они рассыпают сумку с деньгами по автостраде и выясняется, что там вместо денег тоже была «кукла». План однофамильца строился на том, чтобы сорвать сделку, а всю вину свалить на Чувака, как подходящего бесполезного раздолбая. Если бы не Уолтер, то план бы удался и Чувак получил бы свою пулю в голову от кого-то из участников конфликта.
  • Star Trek, 2009 — пей, дерись, бросай учебу — пригласят в самое элитное учебное заведение, продолжай там пить, спать со всеми подряд, взломай экзамен, обманом проникни на корабль, нарушай приказы, оскорбляй вышестоящих офицеров и станешь самым молодым капитаном Звездного флота с одним из самых современных кораблей…
  • «Лабиринт Фавна» — субверсия(?). В последнем испытании Офелии была дана четкая инструкция — нужна кровь невинного ребёнка, и фавн настаивал, что пострадать должен новорождённый брат героини. Но она отказалась его отдавать и хоть сколько-то вредить, даже зная, что таким образом провалит задание. В итоге именно отказ выполнять сказанное оказался верным вариантом, и она смогла вернуться в Сказочную страну.
    • Скорее всего, условие не было полным обманом — кровь невинного ребенка должна была пролиться на пол лабиринта, хотя бы капля. И кровь была пролита — кровь самой Офелии, раненой отчимом. А учитывая, что она отказалась вредить брату, Офелия осталась невинной.
  • «}{0ТТ@БЬ)Ч» 2006 года — если бы Гена не взломал сервер Майкрософта, его бы не бросила девушка и у него бы не было проблем с ФСБ и бандитами. Но тогда главгерой также не познакомился бы с красавицей-хакершей, не встретил бы джинна Хоттабыча и попутно, помогая этому волшебнику, не победил бы злодея Шайтаныча, задумавшего «всемирный облом» (глобальное неисполнение желаний).
  • «Гостья из будущего» — несколько раз говорится, что Коля Герасимов не прав, когда запустил машину времени (странный незнакомый механизм) без спроса. Вот только если бы он поступил правильно, то некому было бы обнаружить пиратов, предупредить об их появлении людей будущего и перехватить у них в Космозоо миелофон, который Алиса так глупо оставила на ветке.
  • «Доблесть» — здесь диверсантов удалось обнаружить благодаря отвратительному поведению девушек.
  • «Ночь с Бет Купер» — на выпускном вместо прощальной речи публично признайся в любви девушке, с которой никогда не разговаривал. Также оскорби ещё несколько человек. Хулиган, которого ты назвал жертвой сексуального насилия, не обидится, а помешает троим амбалам избить тебя. Девушка твоей мечты бросит своего парня, тем самым «даст тебе зелёный свет», а у твоего лучшего кореша будет секс с двумя её подругами.
  • «Блэйд» — если бы Блэйд обезглавил Квинна, вместо того чтобы поджигать, то не познакомился бы с доктором-гематологом и не получил бы оружие против вампирского бога.
  • «Рубеж мира» — во время Холодной Войны американцы, вопреки договору о милитаризации космоса, вывели на орбиту оружие под названием «Экскалибур», которым и был уничтожен главный корабль пришельцев. А если бы главных героев эвакуировали из лагеря вместе с остальными, то женщине-астронавту некому было бы перед смертью передать ключ от этого оружия.
  • «Секрет моего успеха» — Брэнтли не должен был читать документы, которые развозит по офисам, но любопытство взяло верх. В результате Брэнтли спас компанию от поглощения (а сотрудников от увольнения), начал роман с прекрасной девушкой и возглавил корпорацию, поперев родственничка-паскудника из директорского кресла
  • «Техасская резня бензопилой» (римейк 2003 г.) — выбросить из машины труп самоубившейся девушки, конечно, не очень тактично по отношению к самоубийце или ее близким, но в данном случае позиция «моя хата с краю» реально могла избавить героев от кучи неприятностей.

Телесериалы[править]

  • «Я лечу» (мелодрама про студентов-медиков откуда-то из нулевых) — двое придурков-практикантов решают очень жестоко поиздеваться над задолбавшим их в свое время преподавателем физики (в неровен час попавшим в больницу, где они проходят практику) и заставить его считать, что у него рак. В итоге оказывается, что у него действительно рак, и вся эта история помогла ему намного легче это принять. С фитильком, так как никто не считает, что им стоило так поступать, и если бы обстоятельства сложились иначе, парочку идиотов вовсе выгнали бы с «волчьим билетом».
  • «Интерны»: Романенко с лобановым аналогично мурыжили своего квартирного хозяина, чтобы выбить отсрочку. Оказалось, у того действительно сложно диагностируемое, но легко излечимое на ранней стадии заболевание.
    • В другой раз они же решили избавиться от проблемной пациентки, спихнув её на обследование в другое отделение. Оказалось, та была носительницей опасного инфекционного заболевания. Не только поциентке помогли, но и родное отделение от карантина уберегли!
    • Инверсия: ещё они хотели поиздеваться над своей соседкой, вредной бабулькой, однако Быков её выписал. Однако, бабушка после этого к ним подобрела и стала задаривать пирогами: думала, они наркоманы, а они врачи, да ещё и мстить за всё хорошее не стали! О том, что отомстить просто не успели, ребята, естественно, рассказывать не стали.
    • Отжёг уже лично Лобанов. Что будет, если побороть в себе гомофобию и подружиться с пациентом-трансгендером? Правильно, тебя приревнует жена. А когда ты решишь снять видеодоказательство, что обнимался не с бабой, тебя спалят и будут ржать над тобой всем отделением, с главврачом заодно.
  • «Вавилон 5». Не летай на За’Ха’Дум. А то умрешь. Но потом типа воскреснешь. Заодно узнаешь много важной информации о Тенях и Ворлоне, тебе станет помогать представитель одной из древнейших рас, ты станешь почти религиозной фигурой… в общем, черта с два вы с товарищами смогли бы разрулить войну с Тенями и отправить как Теней, так и Ворлон на пенсию, если б ты туда не полетел.
  • «Завтра наступит сегодня» — перед Гэри встал выбор: спасти одну шестилетнюю девочку или самолёт, на котором 190 человек. Гэри выбрал девочку. Казалось бы, зритель должен осуждать выбор героя: как бы цинично это не звучало, сакраментальная фраза о слезинке ребёнка к реальности слабо применима, да и 190 душ важнее одной жизни. Но в финале серии выясняется, что отец девочки — пилот того самого самолёта, который не разбился из-за того что капитан, узнав что дочка попала в больницу, в последний момент отменил рейс.
  • «Эскадрилья „Чёрные овцы“» — двое пилотов ушли ловить рыбу, пропустили захват аэродрома японцами и, в результате, устроили провокацию, которая спасла всех остальных.
  • «Мятежный дух» — Фелиситас, грубо говоря, легла под первого встречного: Гонсало был попросту первым, кто действительно проявил к ней интерес, а не просто был вынужден общаться с Фели, пока его друзья развлекаются с её подругами В порыве страсти страсти лирические герои не подумали о контрацепции, и Фели забеременела в 16. Зато благодаря этому Фели вырвалась из-под гнёта деспотичной матери, а её жених получил хорошую должность у крупнейшего фэшн-магната Латинской Америки.
  • «Отец Браун» — Отца Брауна, конечно, не ограничивают правила, существующие для полицейских, однако проникать в чужой дом всё-таки незаконно. Но он это делает исключительно в целях расследования, и часто это помогает докопаться до правды.

Мультфильмы[править]

  • Любит это дело Дисней.
    • «Русалочка»: Ариэль пошла наперекор отцу и полюбила человека. А ещё благодаря ей и её возлюбленному была уничтожена злобная морская ведьма и освобождены порабощённые ею морские жители.
    • «Приключения Флика»: если бы Флик не был таким раздолбаем, то он бы не уронил в реку еду для саранчи… а ещё бы группа циркачей не обрела бы уверенность в себе, а угнетение муравейника так бы и продолжалось.
    • «Храбрая сердцем»: Превратить свою маму в медведя — очень плохой поступок. А вот если в попытке расхлебать то, что ты наворотила, ты улучшила взаимоотношения папы с лордами, помирилась с мамой, которая научилась прислушиваться к дочери, и освободила душу принца, превращённого в медведя, то это очень даже хорошо.
    • «Ральф»: Заглавный злодей по должности поставил под угрозу весь игровой зал. Зато потом помог другим героям, а жители дома наконец-то поняли, что не могут обойтись без него и не стоит относиться к нему как к мусору. Ну, и кроме Турбо, никто не пострадал.
    • «Тачки» — Молния МакКуин совершил не одну, а целых две глупости: не заменил шины на пит-стопе и заставил Мака везти себя в Калифорнию всю ночь без остановки для отдыха. Не будь этого — не попал бы он в Радиатор-Спрингс, где он нашёл настоящих друзей, встретил свою любовь, перестал быть эгоистом, да ещё и подтянул свои профессиональные умения под патронажем крутого в отставке.
    • «Мулан»: героиня переоделась парнем и отправилась воевать вопреки всем правилам. В результате спасла всю страну. Подсвечено Императором.
  • «Дорога на Эльдорадо». Главные герои Тулио и Мигель кормились мелким мошенничеством на нищих улицах Испании, хотя карту Эльдорадо всё-таки выиграли честным путём. Но не будь они аферистами, им не пришлось бы удирать от облапошенных горожан, городской стражи и огромного быка, что в итоге и привело их на корабль самого Эрнана Кортеса. В тот день друзья никак не могли подозревать, что послужат спасению целого города по ту сторону океана…
  • «Анастасия». Мошенник Дмитрий затеял весьма жестокую аферу (обмануть убитую горем пожилую женщину, потерявшую сына, невестку и внуков, выдать сообщницу за её чудом спасшуюся внучку Анастасию, получить денежную награду и быстренько свалить). В результате он, поначалу сам того не подозревая, нашёл настоящую Анастасию и привёз её к бабушке в Париж
    • Пардон, а что такого жестокого в его афере? Пожилая женщина, в случае успеха, довольна. Девушка шикарно пристроена. Сам награду получаешь. Преступление, конечно, но отнюдь не то же самое, что кинуть старушку на последние сбережения.
    • Как тут не вспомнить рассказ О Генри: бежавший Малыш участвует в очень сомнительной истории, выдавая себя за погибшего единственного сына богачки. Однако, пожив с ней какое-то время, отказывается обнести хату и сбежать, а организатора схемы пугает так, что тот больше ничего не сделает. Оказалось, Малыш проникся расположением к новой матери ещё и потому, что её настоящего сына он сам случайно в кабацкой драке.
  • «Земля до начала времён» — если бы толстенькая и хвастливая Цера не катапултировала нечаянно малышку Даки в воздух, та не наткнулась бы на осиротевшего стегозаврика Спайка.

Мультсериалы[править]

  • «Алиса знает, что делать!» — серия «Игры без правил»: дед и внук Сапожковы, а вместе с ними еще и Алиса, хотели нарушить ряд правил на открытии музея на Плутоне, поскольку в случае строгого соблюдения правил Самарадский кристал во время затмения начал бы излучать кси-волны, от которого все существа в зоне поражения окаменевали. Катастрофу предотвратить не удалось, однако Арик и Алиса сумели вовремя активировать защитное поле, благодаря чему сами не попали под воздействие кси-волн, потом они и спасли положение, расширив зону действия защитного поля. Как правильно подметила Алиса «Правила нужны иногда, только если без фанатизма».

Аниме[править]

  • Gatari Series — Кайки Дейшу в арке «Конец Хитаги» сознательно поступает наперекор угрозам. Ему подбрасывают записку в номер «Не вмешивайся» — он вмешивается. Гаэн через Ононоки велит ему оставить город и не провоцировать Надеко — он вмешивается. Гаэн предлагает ему отступные 2 миллиона иен за то, что он оставит город — деньги, что характерно, взял, но дело не оставил. Впрочем, так все было рассчитано с самого начала — и Гаэн, и подбросившая записку Сэндзегахара хотели так мотивировать Кайки не сдаваться и довести решение проблемы богини Надеко до конца.
  • «Покемон» — если тебе завтра предстоит стать тренером и получить первого покемона, не проспи такое событие! В противном случае всех желанных стартовиков разберут, а незадачливому соне профессор впарит упрямца Пикачу, чтобы отвязаться. С другой стороны, так ты обретёшь самого верного друга (и геморрой на всю жизнь в виде преследователей из команды R… но трудности закаляют характер). И не грусти насчёт стартовиков: вместо одного ты получишь всю троицу, компактно собранную на пути в Вермиллион.

Видеоигры[править]

То, насколько удачно будет реализован троп часто зависит ещё и от жанра игры: в одних случаях требование поступать неправильно может сделать игровой процесс более интересным, а в других — добавить фальшивой сложности.

  • The Path. «Иди по тропинке, никуда не сворачивай» — говорится игроку в начале. Но если так и поступить, героиня просто придёт в бабушкин домик и развития сюжета не будет. Хотя, с другой стороны, героиня останется жива…
    • Эм чего? Судя по всему героиням по умолчанию пи..ц. А это агония.
    • Аналогично в игре Please, Don’t Touch Anything. Точнее, ничего не трогая, вы получите одну из концовок. Чтобы получить остальные, что-то всё таки придётся потрогать.
  • Братья Пилоты, по следам полосатого слона — предпоследний уровень.
  • Starcraft — в конце кампании Brood War Керриган проявляет неожиданное, пусть и жестокое милосердие, оставив Зератула в живых. Казалось бы, поступок сей себе во вред, ведь Зератул наверняка захочет отомстить за всё (и вполне может, с его то мудростью и силой). Однако, в сиквеле как раз выяснилось, что не будь Зератула — и Керриган бы погибла, и всей Вселенной пришёл бы каюк.
  • Dragon Age: Inquisition — жесткий вариант Лелианы для решения личной проблемы Жозефины оказывается не только быстрее, но и лучше в долгосрочной перспективе.
  • Undertale — вопреки RPG-логике и некоторому инстинкту самосохранения, для лучшего завершения истории нужно никого не убивать.
    • Другой пример поменьше, в самом начале игры. Ториель предупреждает игрока ждать её, пока она не вернётся. Для продолжения игры обязательно ослушаться её и идти по подземелью самому.
  • Grand Theft Auto IV — казалось бы, ну зачем убивать было Влада? Одни несчастья после этого пошли — и Фаустин психованный заставляет выполнять свои ненормальные поручения, и Раскалов потом предаёт, и недвижимость Романа сжигают дотла. А поди ж ты — именно благодаря всему этому Мэлори и Роман наконец-то сближаются, братья Беличи наконец-то слетают с орбиты русских бандитов и Нико через боханских наркодельцов «выходит в люди», а таксопарк Романа восстаёт из пепла и становится даже круче, чем был.
  • Final Fantasy VI — если Терра категорически откажется помогать Возвращающим, то помогать все равно придется, но дадут гораздо более ценный предмет.
  • Secretary — в миссии проникновения в секретную лабораторию в ситуации, когда в нее внезапно входит лаборант, на выбор предлагается заболтать его, вырубить или спрятаться в установку и изобразить подопытного (игра даже подсвечивает, «вы уверены, что это хорошая идея?»). И нагло врет, зараза — каким бы ни был уровень интеллекта или владения боевыми искусствами, дело закончится бесславным выдворением, а вот в последнем случае протагонисту придется пережить эксперимент по промывке мозгов на себе, но за это время дружественный ИИ скачает все нужное и вызволит его.
    • Заснуть в кабинке туалета бара от усталости — единственный выход на рут проституции.
  • World of Tanks — к отыгрышу тропа недвусмысленно подталкивают условия получения гадкой ачивки «Рейдер», выдающийся за захват вражеской базы машиной, с самого начала боя и до его конца остававшейся не обнаруженной. Учитывая, что без ущерба собственной боевой эффективности, а значит — и вредительства остальным 14 игрокам из собственной команды, ультимативно избегать любого «засвета» можно только на САУ, целенаправленное получение данной ачивки на любой другой машине являет собой троп в чистом виде.
    • До переработки условий ЛБЗ к этому подталкивало и задание № 12 в линейке САУ, необходимое для получение машины «Объект 260». Условия выполнения этого задания требовали от управляющего САУ игрока уничтожения минимум двух САУ противника, не обнаруженных в ходе боя. Конкретно это означало то, что взявшийся за выполнения этого задания артиллерист должен весь бой наблюдать за трассерами от выстрелов вражеских САУ и стрелять по ним, полностью плюнув на огневую поддержку своей команды. Неудивительно, что впоследствии данное задание было изменено.
    • В принципе, в эпоху бронебойных чемоданов у САУ, так называемый «ПТ-режим»[4] для них же был вполне себе оправданной штукой, если применялся не тут и там, а с умом. Особенно этим был знаменит венец развития французской ветки САУ Bat.-Chatillon 155 58, имеющий башню и заряжаемый не одним, а четырьмя снарядами разом.
  • * TES4: Oblivion — мир не накрылся медным тазом только потому, что Император вовремя сходил налево.

Музыка[править]

  • Макsим — клип «Золотыми рыбками». Более добрая версия истории о Синей Бороде. Если бы героиня не похитила у своего парня ключи от запретной комнаты и не проникла бы туда, то так бы никогда и не узнала об изменах благоверного.

Настольные игры[править]

  • Шахматы:
    • Существует целая куча всевозможных рекомендаций типа «конь на краю доски стоит плохо»… на которые при определённых обстоятельствах нужно решительно «забивать»! Недавний пример — чемпионский матч 2018 года, где в одной из партий чёрные могли поставить мат, только загнав коня на g1, где его ещё и запирал белопольный слон белых.
    • Именно так 2-й чемпион мира по Э. Ласкер отстаивал свой титул в матче против З. Тарраша. И Тарраш со своим «правильным», ортодоксальным мышлением оказался беспомощен против иррациональных и «неправильных» позиций, созданных Ласкером. Особенно в этом плане была показательна 4-я партия — странные ходы в объективно худшей позиции сделали своё дело и неосмотрительная попытка «наказания» обернулась для Тарраша катастрофой.
      • В оправдание хочется сказать, что Тарраш проиграл ещё сравнительно достойно — шахматных романтиков Маршалла и Яновского Ласкер разгромил почти «всухую» (всего одно поражение в 3 матчах, а если считать первый матч с Яновским неофициальным, то поражений и не было вовсе!). И как раз с ними Ласкер играл предельно скучно, сухо и «правильно». Ибо 2-й чемпион чётко усвоил правило — заводи противника в предельно неприятные для него позиции.
      • Про того же Ласкера ходит байка, что однажды он взялся играть в «алкогольные шахматы» (в которых каждую фигуру или пешку изображает емкость со спиртным, причем ее содержимое тем больше и крепче, чем сильнее фигура; взятие фигуры/пешки означает, что взявшему игроку надо выпить содержимое) с сильным соперником (обычно таковым называют Гёзу Мароцци, который в начале века ой как претендовал на матч с Ласкером). Вопреки всем шахматным рекомендациям, первое, что сделал Ласкер — на третьем ходу принес в жертву сопернику ферзя (который соответствовал бутылке крепкого алкоголя). После этого соперник пришел в некондиционное состояние и быстро проиграл.
    • 8-й чемпион мира Михаил Таль в молодости тоже активно играл «неправильно» и даже говорил: «Есть жертвы корректные, а есть мои». И в таком поведении была своя логика: непросто найти опровержение в условиях явных угроз и весьма ограниченного времени шахматной партии (а просрочка — автоматическое поражение). Это вам не неспешный анализ дома, где путь по тонкому льду покажется простым и очевидным!
    • Венгерский шахматист Янош Флеш решился побить рекорд одновременной игры «вслепую», будучи неизлечимо больным, несмотря на все предостережения на предмет опасности этого для жизни (предыдущий рекордсмен, гроссмейстер Мигель Найдорф, уверял, что сам во время сеанса едва не умер от спазма мозговых сосудов). Оно и понятно — ему терять было нечего. В итоге, всё прошло более чем удачно — Флеш не только поставил новый рекорд, но и полностью излечился от рака лёгких!
    • В ходе претендентского турнира 2020-21 Александр Грищук умудрился потратить 70 (!!!) минут на свой третий ход белыми. Его соперник Ван Хао после игры признался, что никакой домашней хитрости не планировал, просто сам случайно напутал в дебюте.

Реальная жизнь[править]

По-хорошему, на каждый случай, когда кто-то поступил неправильно и от этого выиграл должно приводиться 500 примеров, когда неправильный поступок привёл к закономерному результату, но ведь это же скучно!

  • В позднесредневековой Европе за занятия оккультизмом можно было и на костер отправиться — но ученые и врачи, которые им не занимались, считались несерьезными и малознающими.
  • В данном случае не столько «неправильно», сколько «контринтуитивно», но суть сохраняется.
«

Однажды во владениях Токугава случился большой неурожай. Ждали голода. Кто-то из старых советников предложил немедля принять законы против престижного потребления, чтоб не тратили ресурсы зря. — Ни в коем случае, — ответил Иэясу, — это способ надежно вызвать голод. Наоборот, прикажите объявить, что в этот год всяк, без различия статуса, имеет право строиться так высоко и просторно, как денег и земли хватит, перестраивать существующее жилье, как, опять же, желание и средства подскажут, нанимать стольких работников, сколько может оплатить или прокормить — и вообще забыть о существовании понятия «по чину». Указ все поняли правильно: «сейчас или никогда» — и начали вкладываться. Пошло строительство, появилась работа, повезли товар, голода не случилось.

»
— Рассказано Еленой Михайлик, АКА Антрекот
  • Нельзя брать чужой сюжет и чужих героев без согласия автора, переписывать с какими угодно изменениями и публиковать под своим именем. НЕЛЬЗЯ. Но если бы все писатели поступали порядочно, мы были бы лишены «Доктора Айболита», «Волшебника Изумрудного города» и «Приключений Буратино».
    • С прикрученным фитильком, так как во всех трёх случаях явно указано, что это произведения по мотивам указанных авторов, от чужих сюжетов оставлены только общая фабульная канва в одном случае, только первая книга цикла во втором и только завязка в третьем, от чужих героев — только оболочка (а у Чуковского и вовсе собственные персонажи ранних стихотворений — Айболит, Бармалей, Ваня и Таня — замещают лофтинговских).
  • Случай из 1980-х: шайка воров, узнав день, когда на небольшое предприятие привезут средства на зарплату, проникла внутрь посреди ночи и выкрала сейф, куда эти деньги должны были сложить. Однако кассир в тот день немного поленился и положил все зарплаты в сумку, которую оставил на рабочем месте. Естественно, на сумку воры никакого внимания не обратили, а взяли сразу сейф и, выехав за город, неожиданно обнаружили, что никаких денег там нет.
  • Совсем уж вопиющий случай произошёл в каком-то морге: санитар-некрофил изнасиловал[5] недавно привезённое тело девушки, из-за чего та… очнулась от летаргии, избежав настоящей смерти в результате вскрытия. Её родители были так рады и благодарны, что даже не предъявили некрофилу никаких претензий. Но нельзя исключать, что это газетная утка (подробности см. в обсуждении).
  • 1 сентября 2004 года в Беслане один из учеников пришёл в разных носках, и учителя отправили его домой переодеваться. Это спасло его от попадания в число заложников. Причём неправильно поступил не только ученик, но и учитель.
  • Одного известного советского конструктора ракет спасло то, что он вышел покурить.
  • В 1997 году в Израиле прогремела история о воре по имени Моти Ашкенази, которого выпустили под залог, а он сразу пошел на пляж и украл сумку. Принес в укромное место, открыл… Бомба. Всё честно доложил полиции, никто обвинений предъявлять не стал. С тех пор, говорят, старается быть честным гражданином. Есть точка зрения, что израильским спецслужбам стоило персонажа не простить и отпустить, а завербовать: грех такой талант в землю закатывать; впрочем, после громкой истории ни о какой работе под прикрытием, естественно, не может быть и речи, даже если бы обе стороны этого хотели.
    • Вообще-то, его как раз и завербовали, но очень мягко: Мотя стал популярным публичным лектором, донося до населения те логичные знания о безопасности, которые полиция тщетно пытается донести.
  • История танкера «Советская нефть» (построен во Франции в 1929 году). Он, обнаружив глубокой ночью 16 мая 1932 года горящий французский лайнер «Georges Philippar» (который из-за стремительно пожара даже не успел толком подать сигнал SOS) пошёл на спасение экипажа и пассажиров. Нюанс в том, что для танкера, чьи хранилища не были дегазованы от паров нефтепродуктов, это было смертельно опасно. Но ничего, спасли большую часть пассажиров и команды злосчастного лайнера. В дальнейшем, у «Советской нефти» была долгая интересная и история (он участвовал в Великой Отечественной, был повреждён, затоплен, а потом снова вернулся в строй) — а закончил он свой путь только в 1984 году. Для сравнения, однотипный танкер «Борис Шеболдаев» (бывший «Нефтесиндикат СССР») бесславно погиб на рифах в 1934 году — самого же партийного деятеля Бориса Шеболдаева расстреляли в 1937-м.
  • После неудачи с PlayStation 3 с её навороченной, но небольшого объёма памятью, компания Sony в новом поколении консолей решила наступить на те же грабли в PlayStation 4. Но внезапно оказалось, что изначально дорогущая видеопамять GDDR5 начала стремительно дешеветь — и на момент релиза в 2013 году новая консоль за те же деньги смогла обзавестись полноценными 8 гигабайтами вместо изначальных 2. Ситуация резко поменялась — ведь Microsoft проявил избыточный консерватизм и сделал ставку на куда более медленную, но дешёвую GDDR3… всё в том же объёме 8 гигабайт! В результате, война консолей 8 поколения закончилась явно не в пользу Xbox One.
  • Устроив на обочине пикничок, не вздумайте убирать за собой объедки, пластиковые тарелки, бутылки, пакеты и прочий мусор. Пусть валяется, засоряя окружающую среду и заставляя офигевать муравьёв да жучков-паучков… может статься, что проходящих мимо братьев-фантастов оставленный вами срач вдохновит на одно из этапных произведений мировой фантастики.
  • А если бы один ирландец (по свидетельству его сына) не обожрался на ночь крабовым мясом под маянезиком и не увидел страшный сон про некоего короля вампиров, восстающего из гроба, мир никогда бы не узнал о Дракуле.
    • Да и «Франкенштейн» был порожден кошмарным сном, приснившимся юной Мэри Шелли на вилле Диодати. И неизвестно, что сыграло большую роль — страшные истории, которые хозяин дома Байрон с гостями читали на сон грядущий… или вещества, которые они все активно употребляли.
  • Что надо делать мотоциклисту, если ему наперерез выбегает кошка или собака? Тормозить? Пытаться объехать? Ни в коем случае. В идеале надо наоборот поддать газу, чтобы максимально разгрузить переднее колесо. В этом случае собака отправляется на радугу, но байкер остается в седле, а не скользит по асфальту, как если бы налетел на нее в торможении.
    • Вещь, которую вдалбливают обучающимся вождению хорошие автоинструкторы: перестроение — по умолчанию манёвр с набором скорости. Да, очень хочется ехать помедленнее, впереди машины, они видны, на них смотреть страшно. То, что сзади тоже машины, просто видны хуже, понимаешь только после того, как пара таких «трусишек» попытаются тебя при перестроении подрезать. И вообще, рефлекс чуть что жать на тормоз — штука в целом полезная, но в редких случаях неуместная до крайности, именно от него отучивают в первую очередь на курсах контраварийного вождения.
    • Из-за того какие чудеса творит современная экипировка многие верят что можно безнаказанно «положить» мотоцикл. Конечно чудеса она творит только насчет сдирания об асфальт, а вот с незамеченной ямой или вылетом на встречку все может закончиться быстро и печально.

Примечания[править]

  1. Судя по всему, эти шторы ещё и захватывали своих жертв под некий ментальный контроль, раз ни один из членов семьи даже не задумался над тем, кто и зачем отдаёт им приказы, а слепо их выполняли.
  2. Отец захватил с собой сына-подростка, чтобы тот вернул домой машину: «отец готов отдать на Дэт-Роу жизнь, но не грузовик»
  3. На самом деле, конечно, «Сотвори смертоносное заклинание».
  4. Тактика, когда крайне уязвимая САУ, по умолчанию стоящая далеко от противника и стреляющая из безопасного «артиллерийского режима», едет вслед за наступающими союзниками и стреляет своими снарядами с огромным уроном в упор.
  5. Он-то считал, что совершал мелкое преступление — надругательство над телом умершего (ст. 244), но с учётом дальнейших событий в суде это квалифицировали бы как более тяжкое — изнасилование. Автор правки-юрист заявляет: ничего подобного, никакой переквалификации быть не может, так как умысел виновного был направлен на половой акт именно с трупом, налицо типичная ошибка в предмете преступления.