Скудный гардероб

Материал из Posmotreli
Перейти к навигации Перейти к поиску
TVTropes.pngTV Tropes
Для англоязычных и желающих ещё глубже ознакомиться с темой в проекте TV Tropes есть статья Limited Wardrobe. Вы также можете помочь нашему проекту и перенести ценную информацию оттуда в эту статью.
« Северус Снейп утром открывает шкаф со своими мантиями, долго думает и наконец говорит: «Пожалуй, сегодня надену чёрную» »
— Народное творчество
«

— …Это очень загадочная личность. Он сводит с ума весь Париж. — Чем же? — Как, за всё время в Париже он ни разу не появился в модных сюртуках, это при его-то богатстве. — В чём же он появляется? — Только в чёрном, а это так загадочно…

»
— Узник замка Иф
Limitedwardrobe1.jpg

Этот персонаж всегда носит одну и ту же одежду, несмотря на обстановку и/или время года. Если он живёт не в тёплых краях, то зимой, по крайней мере в рождественский эпизод он иногда надевает куртку, пальто или шубу, но под ними, как правило, обнаруживается его привычный наряд. Иногда вместо верхней одежды на персонаже могут появиться шапка, шарф или варежки, которые сообщают нам о холоде, но не меняют сложившийся образ героя.

В телесериалах возможен вариант, когда персонаж одевается по определенной схеме; например, в сериале «Как я встретил вашу маму» Барни всегда носит костюм, а Тед — джинсы, рубашку, футболку и пиджак.

Это можно наблюдать и в реальной жизни: до начала эпохи промышленного производства одежды и обуви у многих людей был очень скудный гардероб. Исключением были лишь богачи (и то не все), аристократы и модники, но и в наше время гардероб многих людей скуден, потому что они не хотят заморачиваться на одежде, предпочитают одеваться в определённом стиле и не хотят менять его.

Скудный гардероб может быть даже у персонажа, чья суть совершенно противоречит этому — например, у модницы. Небольшое расследование обычно показывает, что её или его гардероб состоит из множества наборов совершенно одинаковых вещей. Обычно такой персонаж, не задумываясь, берёт ничем не отличающийся от других набор одежды. В подобных случаях троп обычно играется шутки ради, либо для того, чтобы подчеркнуть психические отклонения героя(или же наоборот).

Использование данного приёма имеет смысл, например, в следующих случаях:

  • Статус, социальное положение или профессия персонажа предполагает ношение униформы — школьники (в тех странах, где есть школьная форма), военные, супергерои, монахи любых конфессий. Вполне естественно смотрятся деловые костюмы на менеджерах и юристах, лабораторные халаты — на докторах и учёных.
  • Персонаж очень беден и поэтому приходится носить что есть.
  • Или наоборот: он богат, но неприхотлив, внешнему виду внимания почти не уделяет.
  • Он бродяга или беспризорник, весь его гардероб — на нём, или, в лучшем случае, ещё один-два таких же в вещмешке.
  • Персонаж страдает от синдрома Аспергера, аутизма, психастении или ОКР. Одним из симптомов этих психических расстройств является аномальная привязанность к определённым предметам, в том числе и гардероба.
  • Или наоборот: он здравомыслящий и выше всяких мыслей типа «Чё сегодня мне одеть бы…» и «В чём бы мне выйти и показаться всем…».
  • Он обладает нестандартной фигурой, и ему очень трудно найти себе подходящие одежду и обувь, поэтому то, что подобрать всё же удалось, носится, пока не сносится вовсе.
  • Персонаж оказался на необитаемом острове или отправился в путешествие по диким и безлюдным краям без подготовки, так что у него просто нет сменной одежды.
  • Герой живёт в тёплом климате, и ему нравится ходить полуголым.
  • Истории, происходящие в течение коротких отрезков времени, в которых переодевание не имеет смысла.
  • Мультяшные животные, роботы и прочие персонажи, которым одежда ни к чему. Элементы одежды на них вводятся лишь как отличительный признак.

Троп может обыгрываться тремя способами:

  • Любимый предмет одежды — например, кепарик Эмиля из Лённеберги, плащ лейтенанта Коломбо.
  • Однообразный гардероб — много одинаковой взаимозаменяемой одежды.
  • Собственно скудный гардероб — когда носильные вещи у персонажа можно пересчитать по пальцам по причине его бедности, скупости, проживания в жарком климате и т. п.

Варианты могут сочетаться как в художественных произведениях, так и в реальной жизни.

Положительный момент — персонажей можно узнать по одежде, которая становится такой же частью их образа, как характер, причёска или коронная фраза. Есть еще практический момент — сцены часто снимаются в разном порядке, так что чем меньше актеры переодеваются, тем легче поддерживать целостность повествования. По этой же причине одежда редко пачкается или портится, если это не является абсолютно сюжетно необходимым.

Скудный гардероб выгоден производителям мерчандайза, потому что в этом случае можно добиться максимальной похожести экранного образа героя и его реальной подвижной фигурки. Меняющийся или разнообразный гардероб может этому помешать. В анимации скудный гардероб — признак экономии, потому что в этом случае студия стремится минимизировать траты на перерисовку персонажа и получить как можно больше шаблонных кадров, которые сможет использовать при производстве следующих серий. Это часто происходит в ТВ-аниме, имеющем меньший бюджет, чем фильмы или OVA. Кроме того, многие сериалы рисуются по серии в неделю, а скудный гардероб позволяет сэкономить время.

Гардероб героев видеоигр также не отличается разнообразием — часто они всю игру проводят в одном и том же наряде, изредка переодеваясь во что-нибудь особенное. Некоторые игры, впрочем, позволяют менять внешность и одежду персонажа — например, в серии GTA можно было хранить найденные костюмы дома, а потом добавили магазины одежды. Во многих MMORPG давно стало стандартом изменение внешнего вида брони и оружия, чтобы высокоуровневые игроки не выглядели одинаково. Во играх фэнтезийного или фантастического сеттинга герой зачастую обладает одним универсальным, но максимально навороченным, вычурным и порой даже нелепым костюмом. Противоположность — Бездонный гардероб.

Примеры

Комплексные франшизы

  • Harry Potter — Северус Снейп всегда в чёрной развевающейся мантии (единственное исключение — в 4-й книге он ночью выбегает в коридор в ночной рубашке, чтобы найти того, кто забрался к нему в кабинет, ну так не спать же ему в мантии!). Педаль в пол Хогвартса — серия фильмов: Снейп все семь фильмов носит одну и ту же чёрную мантию, и это единственный персонаж, которого ни разу за все фильмы не переодевали. А если мантию надо починить или постирать, так это можно сделать магией, даже не снимая с себя.
  • Disney — у большинства персонажей во всех направлениях франшизы один и тот же характерный наряд (каноничнейший пример — платье Белоснежки). На минималках — принцессы последнего поколения (Анна, Эльза, Рапунцель, Мерида): у них по несколько нарядов.
    • То же самое касается многих других франшиз по мультфильмам и комиксам.

Фольклор

Литература

Русскоязычная

  • Николай Носов, трилогия о Незнайке — знаменитые голубые широкополые шляпы и брючки канареечного цвета служат визитной карточкой персонажа. Других головных уборов и штанов он не признаёт.
  • Юрий Магалиф, «Кот Котькин» — может показаться, что у бабушки и внучки из этой сказочной повести на двоих один джинсовый костюм. На самом деле владелица у костюма одна — ведьма-перевёртыш, старуха-девчонка Цапа Цопик. Но ходит она вне дома только в нём, в обоих обличиях. Дело в том, что одна из пуговиц на этом костюме — волшебная. Поворачивая её против часовой стрелки, старуха может превращаться в девочку, поворачивая по часовой — принимать свой нормальный облик.
  • Антон Орлов, «Тина Хэдис» — сама Тина. Тяжёлое детство (родилась тоталитарной планете в семье высокопоставленного чиновника) под круглосуточным контролем множества служанок, которые всеми способами заставляли её «быть всегда красивой, как положено девушке из хорошей семьи», привело к полностью противоположному результату после освобождения от этого кошмара. Короткая стрижка наверху, особо прочные говнодавы внизу, а между ними — уныло-практичный комбинезон. Самый подходящий наряд для крутого гиборга (сама подсвечивает в начале первой книги в разговоре с другом). Хотя в нужные моменты может для маскировки одеться как угодно.
    • Стив Баталов (он же Гонщик) всегда ходит в комбинезоне со множеством карманов, в которых можно найти всё, что угодно.
    • Римма Кирч — этакий «злой двойник» Тины Хэдис (на самом деле очень злой — отмороженная на всю голову психопатка). Носит одну и ту же одежду до тех пор, пока та не начинает протираться до дыр. Стирает её при этом крайне редко, а сама моется ещё реже.
  • Вячеслав Шишков, «Странники» — педаль в магму. Весь гардероб восьмилетнего беспризорника Павлика Вошкина состоит из старой фуражки и мешка из-под муки с отверстиями для рук и головы.
  • Дарья Донцова, цикл о Даше Васильевой — полковник Дегтярев настолько не выносит походов по магазинам, что домашние схитрили: тайком сняли с него мерки и заказывают ему у частных портных одни и те же модели одежды, а потом потихоньку подменяют старое новым. Наивный полковник уверен, что его рубашкам и брюкам сносу нет.
  • Подсвечено в книге Стругацких «Понедельник начинается в субботу»: "То и дело попадались какие-то люди, одетые только частично: скажем, в зеленой шляпе и красном пиджаке на голое тело (больше ничего); или в желтых ботинках и цветастом галстуке (ни штанов, ни рубашки, ни даже белья); или в изящных туфельках на босу ногу. Окружающие относились к ним спокойно, а я смущался до тех пор, пока не вспомнил, что некоторые авторы имеют обыкновение писать что-нибудь вроде «дверь отворилась, и на пороге появился стройный мускулистый человек в мохнатой кепке и темных очках».

На других языках

  • Марк Твен, «Приключения Тома Сойера» — у Тома лишь два костюма, состоящих из шляпы, рубашки, штанов и куртки: повседневный и «тот, другой». А у Гека костюм всего один, подробно описанный автором, и находится он в очень плачевном состоянии.
  • Уильям Голдинг, «Повелитель мух» — не так много и было одёжек у мальчиков с потерпевшего крушение самолёта, но и те они сбросили на жарком тропическом острове, а их трусы и майки быстро изорвались. К тому же большинство ребят предпочитает бегать босиком.
    • Джек Меридью, главный антагонист, вообще с известного времени начинает щеголять в одном только поясе. Хотя с плащами хористов та же проблема, что и с мантиями в « Гарри Поттере»: неизвестно, что под ними. К самому Гарри, впрочем, это неприменимо: так как он предстаёт пред читателем не только в школьной форме. Гардероб Ральфа описан более подробно.
  • Туве Янссон, «Муми-тролли» — Муми-мама всегда носит один и тот же передник, чтобы не запачкать брюшко, хлопоча по хозяйству, а Муми-папа — цилиндр, для солидности.
  • Астрид Линдгрен любит этот троп и часто его использует.
    • В трилогии о Малыше и Карлсоне описан гардероб Карлсона — клетчатая рубашка, синие штаны на лямке, полосатые рваные носки и тёмные башмаки. Похоже, другой одежды у него нет, а на зиму он улетает в тёплые края.
    • «Пеппи Длинныйчулок» — героиня постоянно носит одно и то же заплатанное платье и чулки разного цвета.
    • «Расмус-бродяга» — в течение всей повести Расмус проходил в одной и той же одежде и босиком. Откуда было мальчику, сбежавшему из детского дома, взять другие наряды?
    • «Мы — на острове Салькрока» — повседневный костюм Чёрвен состоит из рубашки, свитера и брючек. Поэтому, когда она на празднике появляется в вышитом платье, все изумляются — никто и не предполагал наличия у девочки такой нарядной вещи. Впрочем, вскоре Чёрвен залезла в нём в воду, и пришлось переодеть её в старый костюмчик.
    • «Приключения Эмиля из Лённеберги» — главный герой годами ходит в одной и той же суконной кепочке (которую зовёт кепариком), потому что обожает её. Он даже спал в своём кепарике «недели три, не меньше». Другой шапки у него нет. Даже отправившись в метель и лютый мороз с больным Альфредом в больницу, Эмиль просто обвязал голову голову поверх кепарика шарфом и чуть не отморозил уши.
    • «Рони, дочь разбойника» — разбойники из шайки Маттиса всю зиму не только не переодеваются, но и не моются.
  • «Парк Юрского периода» — Ян Малкольм носит только чёрное. В крайнем случае, серое. Потому что не хочет тратить время на подбор туалетов и считает моду чем-то скучным и бессмысленным. И нет, ему не жарко.
  • Пратчетт, «Плоский Мир» — в шкафу патриция Ветинари Ваймс обнаруживает несколько совершенно одинаковых, простых чёрных мантий. Ну не любит этот человек тратить время на выбор одежды… да и вообще на что бы то ни было.
  • П. Ротфусс, «Хроника убийцы короля» — Квоут. В период бродяжничества — очевидная педаль в пол, что нашел, то и носил. В первые семестры в университете педаль приотпустилась, потому что герой выполз в цивилизацию: пришлось приобрести две рубашки — одну стирать, вторую носить.
  • Йон Колфер, серия книг об Артемисе Фауле — главный герой носит почти только костюмы от Армани, а если ему приходится надеть что-нибудь другое, испытывает сильный дискомфорт.
  • Эрих Кёстнер, «Двойная Лоттхен» — внутримировой пример: близнецы из анекдота, которые ходили в школу через день, подменяя друг друга, потому что у них была одна школьная форма на двоих. Вот только один из братьев был хорошим математиком, а другой — весьма слабым.

Кино

  • «Рваные башмаки» — педаль в земную кору: на двоих братьев из бедной семьи приходится лишь одна пара обуви, и то, как понятно из названия фильма, рваная.
  • Тогда вспомним ещё иранский фильм «Дети небес», где в такой же ситуации брат и сестра.
  • «Муха» 1986 года — главный герой, учёный-изобретатель, обладает гардеробом из совершенно одинаковых предметов одежды и обуви. По его собственным словам: «Чтобы не тратить интеллектуальную энергию на выбор одежды».
  • «Покемон: Детектив Пикачу» — охотничья кепка-двухкозырка, как у Шерлока Холмса — единственная одежда Пикачу.
  • «Лысый нянька» — у главного героя несколько десятков маек цвета хаки. Тем не менее, когда одну из них пачкают, он возмущается — это была его любимая майка.
  • «Пятьдесят оттенков серого» — во вступительной заставке показывается, что у Грея множество одинаковых костюмов и галстуков.
  • «Джордж из джунглей». В сиквеле показано множество совершенно одинаковых мохнатых плавок ГГ в одёжном шкафу. Хотя под давлением окружения Джорджу приходится надевать и цивилизованную одежду.
  • «Главный Герой» — Когда ГГ впервые надел очки, админы приняли его за хакера косящего под NPC и начали спрашивать где он взял этот скин. Что говорит о том, что у всех NPC строго определённые, никогда не меняющиеся скины. Потом на этом делается акцент, когда ГГ проснувшись с утра хочет что-то поменять в своей жизни, как минимум одеться не так как всегда, он видит в шкафу абсолютно одинаковые голубые рубашки.
  • «Байки из склепа: Ритуал» (2002) — встретив Элис во второй раз и заметив, что она одета точно так же, как и в первый, Кэро спросила: «Значит авиакомпания потеряла твой багаж?» Однако ж, оказалось, что в прошлый раз на Элис была другая одежда, просто она предпочитает однотипный стиль.

Телесериалы

  • «В поле зрения» — в отличие от Финча и Фаско, которые тоже обычно носят костюмы, но разные костюмы, и уж тем более Рут, которая в поздних сезонах практически каждый день меняет не только одежду, но биографию, профессию и личность, Джон, начиная с середины первого сезона, стабильно появляется практически только в своем иконическом классическом черном костюме свободного кроя, который заслуживает ему прозвище «Человек в Костюме».
  • «Учитель в законе», третий сезон («Возвращение»), вторая арка («Бенефис Циркача») — некто по прозвищу Валет всю 16-серийную арку проходил в одной и той же коричневой клетчатой толстовке.
  • В корейских исторических сериалах очень много персонажей постоянно ходят только в форме — военной, придворной, корпоративной и т. д., иногда одетых иначе героев практически нет. Поскольку носителей каждого из видов формы при этом обычно немало, то для непривычного зрителя это часто приводит к путанице. Зато может обыгрываться и для помощи зрителю: скажем, в сериале «8 дней: Загадочные покушения на короля Чонджо» многочисленные чиновники все в красных и синих форменных халатах — но если в действительности это соответствовало старшим и младшим рангам, то здесь указывает на сторонников и врагов короля-реформатора.
  • «Звёздные врата» — львиная часть героев являются военными, и носят что-то похожее на военную форму. И там же стёб над этим — вопрос, как они узнают, в какой цвет одеваться, и ответ, что они перезваниваются по утрам.
    • Там же Гуаулды носят одни и те же пышные костюмы, почти не снимая.
    • Рейфы, судя по всему, носят плащи-пальто тех же фасонов, что и 10000 лет назад.
  • «Дживс и Вустер» — у камердинера Дживса только два костюма, правда, очень хорошего качества. А вот у его хозяина, напротив, бездонный гардероб, который он любит пополнять новыми эксцентричными одеяниями.
  • «Удивительные странствия Геракла» — Геракл с Иолаем подолгу носят одну и ту же одежду, а когда она приходит в негодность, надевают новую, точно такую же.
  • «Зена — королева воинов» поступает точно так же, даром что принадлежит к прекрасному полу.
  • «Секретные материалы» — пиджак и галстук в принципе предписаны всем агентам ФБР, но Моррис Флетчер, который служит в полумифическом MJ-12 и появляется в 6 сезоне в эпизоде «Дримлэнд», носит ТОЛЬКО черный костюм с белой рубашкой.
  • «Коломбо» — педаль в пол: лейтенант 35 лет подряд носит один и тот же плащ и одинаковые костюмы. Ботинки меняет несколько чаще, но только вынуждено, например, когда промочит их насквозь или когда они так износятся, что начинают просить каши. Кстати, у Коломбо, как и у Тома Сойера, тоже имеется «тот, другой» костюм. Он остался у лейтенанта с собственной свадьбы и состоит из свежей белой рубашки с запонками, фрачной пары и банта-бабочки. Надевает его Коломбо не каждый год, а лишь по особым случаям, например, когда его приглашают на званые вечера.
  • «Пуаро Агаты Кристи» — старший инспектор Джепп тоже, мягко говоря, не поражает обилием и разнообразием нарядов. Причём он одет в один и тот же костюм, плащ и шляпу и в декабрьский мороз, и в июльскую жару.
  • «Мост» — Сага Норен практически всегда носит одни и те же чёрные кожаные брюки и чёрный джемпер на молнии. У неё клиническая картина синдрома Аспергера, хотя само название расстройства в сериале не звучит.
  • В датском сериале «Убийство» детектив Сара Лунд тоже одевается скромно, на каждый сезон у неё по одному фарерскому свитеру, которые вновь стали невероятны популярны именно благодаря ей.
  • «Полиция Майами: отдел нравов» — лейтенант Кастилло всегда носит белую рубашку и чёрный костюм. Его визуальный образ оживляется только сменой галстуков.
  • «Дефективный детектив» — может показаться, что Эдриан Монк всё время ходит в одной и той же одежде, но на самом деле он просто закупает партиями одинаковые рубашки, пиджаки, брюки, ботинки и прочие предметы гардероба, заворачивает их в целлофан и хранит дома в шкафах. Такая ригидность объясняется тем, что герой болен обсессивно-компульсивным расстройством (ОКР).
  • «Деграсси» — большинство ребят часто переодеваются, но только не Коннор. У него синдром Аспергера и чемодан одинаковой одежды. Он терпеть не может что-то менять в своей жизни.
  • «Остаться в живых» — по понятным причинам все выжившие ходят по острову в той одежде, которая была на них в момент крушения самолёта, или которую удалось спасти, выловив чемоданы.
  • «Игра престолов» — на фоне бездонного гардероба Дейнерис особенно заметна многострадальная жёлто-зелёная рубашка Джораха Мормонта, с которой его смогли разлучить только переезд в Вестерос и зима.
    • Серсея все 6 серий 8 сезона ходит в одном и том же платье. Хотя, казалось бы, королева, как-никак…
  • «Ходячие мертвецы» — переодеваются здесь крайне редко даже те, кто живёт в относительно хороших условиях. Мытьём же себя утруждают — только откровенные злодеи.
  • «Баффи, истребительница вампиров» — Спайк почти всё время ходит в чёрной футболке, чёрных джинсах и чёрном кожаном плаще. Изредка надевает красную рубашку. А вот Баффи, наоборот, являет собой пример противоположного тропа.
  • «Байки из склепа» — инверсия. У Хранителя Склепа столь разнообразный гардероб, что он чуть ли не в каждой серии предстаёт перед зрителями в новом костюме, который, как правило, связан с сюжетом рассказываемой байки. Эта привычка Хранителя перекочевала и во все последующие адаптации. Так в фильме «Демон ночи» он одевается стереотипным кинорежиссёром, а в «Ритуале» примеряет на себя образ растамана.

Мультсериалы

  • Мультфильм «Элька» — заглавный герой, белый медвежонок, носит только колпак и шарф (оба красные).
  • «Южный Парк» — Кенни же! Кто-нибудь в курсе, есть ли у этого пацана другая одежда, кроме оранжевого комбинезона?
  • «Черепашки-ниндзя» 1987 года — Эйприл со своим вечным жёлтым комбинезоном. Хотя в некоторых сериях пару-тройку раз мелькает и в других нарядах.
  • «Эй, Арнольд!» — игра с тропом: в серии «Фиби сломала ногу» эта самая Фиби попала под машину, пока несла в прачечную одежду Хельги. При этом по дороге оказалось разбросано огромное количество одинаковых розовых платьев Хельги.
  • «Современная жизнь Рокко» — заглавный герой всё время ходит в сине-фиолетовой рубашке. Причём таких рубашек у него целый шкаф.
  • «Ох, уж эти детки!» — у всех карапузов гардероб небогатый, но Томми реально выжимает педаль в земное ядро! Его повседневная одежда состоит из ОДНОГО предмета — голубой футболки (памперс полноценной одеждой назвать нельзя). Ни обуви, ни рубашки, ни штанишек, ни кепки этот малыш не носит до самого снега. Видимо, родители его так закаляют, хотя в эпизодах, действие которых происходит, например, в конце ноября, и на остальных героях надеты свитера и шарфы, от вида босого, голоногого и голорукого Томми порой натурально бросает в дрожь.
  • Диснеевский «Винни-Пух» — главный герой тоже носит одну футболку, только не голубую, а красную. Но он — плюшевый мишка, ему можно.
  • «Команда Дино» — зайчонок Пол и родители главных героев. Пол всегда одет в зелёную футболку с жёлтыми полосками и голубыми рукавами и фиолетовые штаны. Его мама носит розовый сарафан поверх жёлтой футболки в горошек. Мама Эмили носит розовые туфли, чёрные леггинсы и оранжевую футболку с двумя зубчатыми линиями жёлтого цвета. Медвежонок Бэн носит красные футболки и майки с кругами, некоторые из которых перечёркнуты молниями. Пингвинёнок Виктор носит голубой джинсовый комбинезон. А их учительница ходит в жёлтом платье и носит оранжевый бант. К тому же все персонажи, кроме мамы Эмили и дедушки Пола, ходят в ботинках. Мама Эмили носит туфли, а дедушка Пола — резиновые сапоги.
  • «Чип и Дейл спешат на помощь» — у всей команды спасателей.
  • «Утиные истории» — скряга Скрудж десятилетиями носит старомодный сюртук и цилиндр. Его внучатые племянники, попавшие под его опеку после того, как их дядя Дональд Дак отправился служить в военно-морской флот, также обладают чёткими визуальными образами: Билли одевается в красные футболки и кепки, Вилли — в синие, Дилли — в зелёные.
  • «Аладдин» — тело главного героя прикрывают только шаровары и жилет, его ноги босы. Он живёт в жарких краях, ему так комфортно.
    • Иногда появляется в наряде принца из первого мультфильма.
  • «Охотники на троллей» — все главные человеческие персонажи в повседневности носят одну и ту же одежду. И даже после первых нескольких эпизодов это начинает производить очень странное впечатление, ввиду общего высокого уровня трёхмерной графики и качественного закоса под игровые сериалы в жанре городского фэнтези.
  • «Охотники на драконов», с подсветкой — 30-летние главные герои десятилетиями (!) носят стиранные-перестиранные и чиненные-перечиненные походные комплекты ввиду полукочевого образа жизни, при котором частые переодевания бессмысленны, если дело не касается маскировки. К счастью, в гостинице охотники хотя бы пользуются пижамой для сна. И на смену погодных условий/социальных требований тоже реагируют адекватно.
    • В первом томе комикс-серии показано, что Гвиздо тяготеет к ношению лётного шлема ещё с самого раннего детства. И, как показывают дальнейшие события, перепробовал несколько различных фасонов.
    • Во втором томе комикс-серии охотники заново приобретали в магазине шмотьё и обувь, максимально похожие на привычные для них обноски.
  • «Финес и Ферб» — в повседневной жизни в тёплое время года Финес носит рубашки в жёлто-оранжевую полоску, а Ферб — чисто жёлтые, штаны на Финасе синие, на Фербе — фиолетовые. Впрочем, пижамы и тёплые зимние вещи у мальчиков тоже имеются.
    • Подсвечено в серии «Чупакендэс»: Кендэс роется в целой куче совершенно одинаковой одежды. Да ещё и помнит в какой серии какую носила!
  • «Симпсоны» — Лиза подсвечивает: «Мне кажется, что я всю жизнь носила это красное платье!»
    • В другом эпизоде ​​Мардж стирает одёжки Барта — несколько пар синих шорт и оранжевых футболок. Затем она перемешивает их, как колоду карт, и говорит: «Теперь Барт экипирован на неделю».
  • «Dexter Laboratory» — буквально вариант «полный гардероб одинаковых наборов» — в его случае, чёрных брюк, чёрных же бот, белых халатов и фиолетовых лабораторных перчаток.
  • Steven Universe — жители Человеческого Зоопарка. Жилет, юбка и серьги с динамиком, передающим, по сути, команды.
    • Туда же — сам Стивен. На самом деле у него сотни футболок, но все одинаковые — розовые со звездой.

Веб-комиксы

  • «Whomp!» — Ронни в один прекрасный момент обнаруживает, что растолстел настолько, что весь его гардероб состоит из гавайских рубашек (и синих джинсов). Более того, его жир стал волшебным — любая одежда на нем превращается в гавайку. С тех пор ему приходится поддевать гавайки под любую одежду, даже больничный халат и пижаму. Похожая проблема у его отца, Санта-Клауса.

Аниме и манга

  • Neon Genesis Evangelion — почти все главные и второстепенные герои. Особенно отличился Гендо — всегда в одном камзоле и с перчатками. Но нужда именно в перчатках хитро обыграна. Официальная версия гласит, что он носит перчатки из-за ожога ладони, но после лечения он себе имплантировал эмбрион Адама именно в ладонь. У Рэй нет никакой выходной одежды, кроме школьной формы и школьного же купальника для занятий в бассейне.
  • Люпен Третий — Дзиген, Гоэмон и Зенигата всегда ходят в одном и том же. Люпен тоже переодевается только тогда, когда маскируется, и имеет несколько вариантов наряда, которые в пределах произведения (сериал, OVA, полнометражка) не меняет.
  • JoJo's Bizarre Adventure — большинство главных героев на протяжении одного сезона. Хотя между сезонами прикид они обычно меняют.
    • В 5-ой части Бруно Буччеллати во флэшбеке в детстве показывают практически в таком же костюме, какой он носит во взрослом возрасте.
    • В 8-ой части похожая картина — все члены семьи Хигашиката во флэшбеке натурально росли вместе со своими шмотками.
  • Лейдживерс — почти все персонажи. Иногда могут поменять одежду в какой-то драматический момент, но в основном не меняют не только в пределах произведения, но и в большей части вселенной. Есть основания полагать, что изначально было смесью банальной экономии и способа сделать персонажей узнаваемыми (волосы кислотных цветов не подходят к франшизе), сейчас уже фишка, которая местами выливается в совсем уж безумные ситуации — скажем, сцену пересечения пустыни в черной куртке сложно воспринимать всерьез.
  • InuYasha — в первых сериях героиня порой переодевается в удобную одежду для путешествий в прошлое, но чем дальше, тем реже меняет школьную форму на что-то ещё.
  • «Благословение небожителей» — так как Се Лянь в настоящем небожитель без определенного места жительства, у него имеется всего три комплекта одежды, которые он меняет по необходимости. Что примечательно, все три комплекта выглядят одинаково, поэтому кажется, что у него вовсе нет сменной одежды.
  • Hunter x Hunter — почти все персонажи переодеваются либо никогда, либо один раз от силы. Выделяются разве что Киллуа, Иллуми и Хисока, которые довольно часто меняют наряды. Особенно контрастно смотрится Киллуа, меняющий 1-2 наряда за арку, на фоне Гона, который всю дорогу проходил в одном и том же зелёном костюме.
  • Noblesse — Многие ноблесс, в том числе Рэй. В одном из выпусков это даже стало темой шутки.
  • Hataraku Saibou — у всех антропоморфных клеток организма гардероб вполне ожидаемо достаточно скуден.

Видеоигры

  • Серия Hitman — весь внешний вид Сорок Седьмого выдаёт в нём наёмного киллера: лысина, татуировка в виде штрих-кода на затылке, чёрный костюм с белой рубашкой и красным галстуком.
  • Mirror’s Edge — на уровне бреда: сестра главной героини, арестованная и осужденная, по-прежнему носит полицейскую форму с дубинкой на поясе.
  • Resident Evil — не то чтобы Альберт Вескер ходил в одном и том же на протяжении всех игр, но преобладает в его гардеробе черный костюм с водолазкой в тон.
  • Silent Hill — Гарри Мейсон во время событий первой игры не переодевался, что, впрочем, объяснимо сравнительно недолгим пребыванием в городе. Гораздо интереснее то, что в воспоминании семилетней давности, когда чета Мейсонов подбирает на обочине ребенка, Гарри одет в точно такую же одежду, которую носит на протяжении игры. В третьей части игры, спустя 17 лет после событий первой, Гарри, даже находясь у себя дома, за 24 года в общей сложности никак не разнообразил гардероб.
  • GTA III — Клод носит одну и ту же одежду. Причём, как следует из игры GTA San Andreas — в течение последних 9 лет. Только в самом начале игры он носит тюремную робу. Так же в игре есть скин с немного изменённой внешностью Клода.
    • Ну куртец он судя по всему он все же сменил (в SA у него была косуха, а не бомбер как в III).

Визуальные романы

  • Ace Attorney — большинство персонажей не меняют наряда вообще никогда. Феникс Райт и Эджворт переоделись в играх на 3DS, но цветовую гамму не сменили. Особо стоит выделить Дика Гамшу — во флэшбеках у него плащ светло-бежевого цвета вместо привычного темно-зеленого, но это тот же самый плащ, просто он еще чистый. Когда в финале одной из игр его девушка дарит ему новый бежевый плащ, он торжественно обещает изгваздать его как можно быстрее.

Музыка

  • ВИА «Самоцветы», «Али-баба» — «Даже в праздник носил весь в заплатах халат Али-баба».
  • «Махнём не глядя» — «Который месяц не снимал я гимнастёрку» (из фильма «Щит и меч»).

Интернет-проекты

  • Веб-сериал «Confinement» — у Коннора. Что и понятно: зачем Фонду тратиться для «расходника» на что-то большее, чем оранжевый комбинезон?

Реальная жизнь

  • Товарищ Владимир Ильич Ленин и товарищ Иосиф Виссарионович Сталин.
  • Отец (Пётр Леонидович) и сын (Сергей Петрович) Капица.
  • У Альберта Эйнштейна в шкафу висела дюжина одинаковых костюмов, потому что ему не хотелось тратить время и силы на размышления о том, что сегодня надеть. Он также не любил носить носки.
  • Эдит Пиаф всегда выступала в чёрном платье.
  • Джонни Кэш большую часть времени носил чёрное. Ассоциировал себя со всеми жертвами социальной несправедливости.
  • Стив Джобс десятилетиями носил одинаковые чёрные водолазки St Croix или чёрные же рубашки с длинными рукавами, синие джинсы Levi 501 и белые кроссовки New Balance 991. Он закупил их оптом, десятками и сотнями экземпляров.
  • Билл Гейтс после того, как поднял бабла, не изменил своим ботанским свитерам с рубашками.
  • Нил Гейман, помимо особо торжественных случаев, всегда носит чёрные джинсы RM Williams, чёрную или серую футболку, чёрный свитер, и если холодно, чёрную кожаную куртку. Он утверждает, что у него очень плохое чувство моды.
  • Стив Ирвин носил шорты и рубашку цвета хаки в пир, в мир и в добрые люди.
  • Художник EDM Роберт Делонг всегда носит чёрные джинсы и чёрную футболку с оранжевым логотипом «Х».
  • Ингвар Кампрад, основатель всемирно известной фирмы «IKEA».
  • Марк Цукерберг, легендарный основатель социальной сети «Facebook».
  • Сергей Брин, основатель компании Google.
  • Евгений Касперский создатель антивируса-«однофамильца».
  • Киану Ривз.
  • Леонардо ди Каприо.
  • Тим Бёртон.
  • Полковник Сандерс.
  • Девушка три года ходила на работу в одной и той же одежде.
  • Дресс-код пацанов с раёна старой закалки (у современных всё чаще проявляются хипстерские пристрастия в одежде) предусматривает ношение на любые мероприятия летом — спортивной формы «Адидас», зимой — утеплённой спортивной формы «Адидас».
  • Санкюлоты.
  • Пуритане, Кальвинисты, Гёзы, Амиши и прочие радикальные протестантские секты.