Шкала эффективности тирьямпампации

Материал из Posmotreli
Перейти к навигации Перейти к поиску
Pomoshzala.jpgПрошу помощь зала.
Автор статьи начал её писать, но не уверен, что сможет доработать до соответствия стандартам. Поэтому он просит других участников помочь в написании статьи.

Итак, у нас есть некий способ перемещения на большие расстояния, прежде всего — межзвездные. А насколько он хорош? Это — шкала, ранжирующая такие способы по удобству и эффективности использования, а также — возможным опасностям.

Шкала[править]

Вычислите среднее арифметическое из следующих категорий:

  1. Насколько быстро получается путешествовать?
    • 5 класс. В полтора-два раза быстрее скорости света. В итоге и Эйнштейн негодует, и все остальные грустят.[1]
    • 4 класс. Скорость — несколько, максимум десяток-другой скоростей света. Получается всё равно долго, но по крайней мере можно успеть за одну человеческую жизнь.
    • 3 класс. Значительно быстрее чем обычным способом, вместо многовековых перелетов — недели, месяцы, для сверхдальних расстояний — годы.
    • 2 класс. Из одного края галактики в другой можно переместиться за пару дней.
    • 1 класс. Можно за считанные минуты переместиться из одной галактики в другую.
    • 0 класс. Скорость просто не имеет значения.
  2. А насколько далеко получится?
    • 5 класс. Есть фиксированные точки, в которые можно перемещаться. В любые другие придётся перемещаться скоростью, одобренной Эйнштейном.
    • 4 класс. То же, что и в предыдущем, но можно лететь куда-то в сторону, однако скорость слишком низкая из-за того что мобильные гипердвигатели слишком медленны (5-10 световых скоростей).
    • 3 класс. У гипердрайвов есть определённые границы применения, так что перелететь махом от одного края галактики до другого не выйдет, но перемещаться между звёздными скоплениями можно спокойно.
    • 2 класс. Гипердрайв ограничен лишь масштабами галактики, и вполне возможно разрабатывают уже супергипердрайв, с которым можно заглянуть и в другие.
    • 1 класс. Можно попасть в любую точку вселенной, или же границы настолько огромны, что их можно не учитывать.
    • 0 класс. Возможности гиперпрыжка не ограничиваются вселенной.
  3. Сложность производства
    • 6 класс. Какое производство, мы его только нашли?
    • 5 класс. Всей цивилизации придётся напрячься для создания одного образца.
    • 4 класс. Для производства таких вещей требуются силы мегакорпораций и правительств. О массовом производстве говорить рано, но несколько уже есть. Сюда же — если требуется Хренполучий, возможно в большом количестве.
    • 3 класс. Пусть в основном гипердрайвом владеют военные и правительственные корабли, частные лица уже могут создать себе судно с такой фишкой, если вложат достаточно бабла и не будет лишней напряжёнки с бюрократами.
    • 2 класс. Ничего особо сложного, Хренополучий не нужен, но и собрать на коленке не получится.
    • 1 класс. Гипердрайв можно собрать в любом гараже из подручных материалов, чего не найдется в гараже — можно купить на Митинском радиорынке или его местном аналоге.
    • 0 класс. Зачем собирать — телепорты буквально на деревьях растут или валяются на каждом углу.
  4. И куда гипердрайв можно приспособить?
    • 5 класс. Существуют только стационарные Врата, имеющие вполне себе астроинженерные размеры. Мобильный гипердрайв невозможен в принципе или возникают какие-то совсем уж запредельные сложности.
    • 4 класс. Собственный гипердвигатель потянут только многокилометровые линкоры и им подобные гигантские корабли.
    • 3 класс. Помещается и работает на вполне себе небольших кораблях, в том числе частных прогулочных яхтах.
    • 2 класс. Гипердрайв можно воткнуть хоть на одноместный истребитель.
    • 1 класс. Гипердрайв может носить с собой человек.
    • 0 класс. Никаких устройств для тирьямпампации не требуется вообще.
  5. А не опасно?
    • 5 класс. Нужно быть полностью отбитым или самоубийцей, чтобы пытаться так путешествовать, риск смерти или чего похуже близок к 100 %.
    • 4 класс. Каждое такое путешествие — как игра в русскую рулетку, опасностей много, и подстерегают на каждом шагу, но просочиться можно.
    • 3 класс. Опасности есть, в том числе и при соблюдении ТБ, но в целом, они достаточны редки, чтобы применение было оправдано.
    • 2 класс. При соблюдении правил ТБ ничего особо опасного.
    • 1 класс. Опаснее улицу переходить.
    • 0 класс. Гипердрайв обеспечивает кораблю и его содержимому временную невоспримчивость ко вообще всем внешним воздействиям на протяжении самого прыжка, а опционально ещё и на время подготовки в нему и на некоторое время после него — безопаснее него нет ничего.
  6. Насколько изучен предмет сверхсветового перемещения?
    • 5 класс. «Да мы только нашли хреновину, тыкнули куда-то, и вон, у какой-то синей звезды». Как вариант, сверхсветом уже давно пользуются, но его не производят, а покупают или где-нибудь по другому обретают, руководясь принципом «Не взрывается и хорошо».
    • 4 класс. Только обнаружили принципы, согласно которым можно перемещаться на сверхсветовой, теории ещё сырые и от этой технологии может прийти много неожиданностей.
    • 3 класс. Производство и использовании этой технологии уже не сводится к «Тыкнуть пальцем в небо и помолиться», однако есть цивилизации, которые могут перемещаться куда дальше, быстрее, экономичнее и безопаснее.
    • 2 класс. Эта технология уже столь же хорошо изучена, как у нас двигатели внутреннего сгорания. Неожиданных открытий и происшествий можно не дожидаться, но если всё-таки обнаружится, то это хороший кандидат на сюжетообразующий поворот.
    • 1 класс. Из этой области выжат максимум, и ничего нового обнаружить, скорее всего к сожалению, уже ничего не смогут.
    • 0 класс. Знания о предмете не только полны, но ещё и общедоступны: умение использовать гипердрайв — это что-то одного порядка с умением отличать съедобные грибы от несъедобных и умением завязывать морские узлы.
  7. Энергоёмкость и способность к непрерывной эксплуатации
    • 5 класс. Перед каждым полётом нужно заряжаться под завязку, а перелёт флота может ощутимо уменьшить целую звезду.
    • 4 класс. На несколько не слишком дальних полётов хватит, но риск оказаться посреди ничего, причём враждебного, без возможности его быстро покинуть весьма реален.
    • 3 класс. Чтобы энергия иссякла нужно десятки раз совершать прыжки без подзарядки, например оказаться по другую сторону галактики от вашей цивилизации.
    • 2 класс. Космические корабли могут целые месяцы и годы действовать, не подзаряжаясь.
    • 1 класс. Нужно тысячи а то и астрономически долго скакать по вселенной, чтобы энергия стала иссякать.
    • 0 класс. Вопрос энергии просто не стоит.
  8. Последствия повреждения гипердвигателя
    • 5 класс. Ладно ещё сам корабль погибнет, так заберёт с собой ближайшие планеты и звёзды.
    • 4 класс. Гарантированный ёпздец кораблю.
    • 3 класс. Корабль сильно шандарахнет, а двигатель восстановлению не подлежит, экипажу останется только уповать на эвакуацию.
    • 2 класс. Двигатель вполне можно восстановить в полевых условиях, главное, не оказаться впритык со вражеским флотом.
    • 1 класс. Гипердвигатели восстанавливаются в считанные секунды, или же сломать двигатель не особо легче, чем уничтожить весь корабль.
    • 0 класс. В общем, гипердвигатель уничтожить невозможно, или можно, но чем-то запредельным, вроде взрыва на всю галактику или божественного вмешательства.
  9. А что с навигацией?
    • 5 класс. Проблема не в навигации — проблема в её невозможности: каждый «прыжок» — буквально прыжок вникуда.
    • 4 класс. Хорошая новость — навигация возможна. Плохая новость — больше хорошего о ней сказать нечего.
    • 3 класс. Навигация — это искусство, которому навигатору приходится посвятить всю свою жизнь. Двух одинаковых навигаторов не сыскать — каждый водит корабль по-своему. Технические подробности процесса понятны только самому навигатору, причём одному конкретному — у другого навигатора взгляд на всё то же самое будет немного иным. Пытающиеся это всё систематизировать в лучшем случае едва успевают дописать монографию, прежде чем выживут из ума, а в худшем оставляют после себя только «лабораторный журнал», написанный едва ли подверженной расшифровке системой стенографии.
    • 2 класс. Навигации за обозримое время может обучиться практически кто угодно. Есть базовый технический минимум. Есть написанные кровью правила техники безопасности. Есть негласные неписанные традиции. Есть свои хитрости, понятные только бывалим навигаторам. Есть вспомогательное оборудование. Есть карты. Есть правила поведения в нештатных ситуациях. Всё это в целом делает навигацию звездолёта относительно сопоставимой с навигацией любого другого транспортного средства, хотя и с поправкой на размеры корабля, скорости движения и преодолеваемые расстояния.
    • 1 класс. Навигация автоматизирована и не требует ручных операций — пилот просто дожидается, когда загорится лампочка «курс проложен», и нажимает на кнопку «вперёд». Живой навигатор, ежели таковой имеется, только проверяет карты на ошибки и неточности, а также периодически прогоняет диагностику навигационного компьютера.
    • 0 класс. Навигация вообще не требуется — просто переносишься туда, куда хочешь.

Трактовка результатов[править]

Стандартное замечание для шкал: написанное ниже — условность. Конкретный сеттинг может отличаться от описанного здесь.

  • 5 — ваша тирьямпампация отлично подходит для научных экспериментов над шариками из платиново-иридиевого сплава.
  • от 4,9 до 4,0 — а может ну её, такую тирьямпампацию?
  • от 3,9 до 3,0 — для межзвездных и прочих перелетов нужны весьма веские основания, позволить себе могут не только лишь все.
  • от 2,9 до 2,0 — все пользуются, но достаточно обоснованно, в развлекательных и прочих «несерьезных» целях — вряд ли.
  • от 1,9 до 1,1 — скорее всего у нас банальный космос. Пользуются все, о возможных минусах тоже в курсе все.
  • от 1 до 0,1 — совсем обыденный космос. Пенсионерке смотаться в 7 утра на рынок на Альдебаран, ведь там картошка на 3 рубля дешевле? Да запросто!
  • 0 — в данном сеттинге расстояния значения не имеют.

Вычисленные результаты[править]

Звездные войны[править]

  • Насколько быстро получается путешествовать? ― 2. Перемещаются довольно быстро.
  • А насколько далеко получится? ― 2. В пределах галактики.
  • Сложность производства ― 2.5. Больших сложностей и секретов в производстве нет, гипердрайв ставят даже на Космический дуршлаг. Проблем с топливом не имеет, так как питается непосредственно от корабельного реактора.
  • И куда гипердрайв можно приспособить? ― 2. Можно поставить на истребитель, как это делают повстанцы. Однако компактный и относительно дешевый гипердрайв для истребителя — изобретение недавнее. Истребитель Оби-Вана, на котором он во втором эпизоде летал на Камино, еще не был приспособлен для дальних перелетов, поэтому он использовал громоздкий внешний гипердвижок (т. н. «гиперпространственное кольцо»).
  • А не опасно? ― 1.5. Требуется расчет траектории. «Летать через гиперпространство ― это тебе не морковку дергать», ― Хан Соло Люку. Плохо рассчитанный прыжок может запросто обернуться гибелью корабля. Сам по себе полет безопасен.
  • Насколько изучен предмет сверхсветового перемещения? ― 2. Зигзаг. Технология за 25 тысяч лет изучена вдоль и поперек, но как она работает, до конца никто не понимает — первые гипердвжки были получены методом реверс-инжиниринга как наследие ракат, которые к тому времени уже сошли с доски галактической истории.
  • Энергоёмкость и способность к непрерывной эксплуатации ― 2. Но тут все зависит от класса корабля, мощи реактора и запаса топлива. Небольшой истребитель далеко не улетит, крупные корабли способны болтаться в космосе годами. К примеру, крестокрылы повстанцев способны летать на расстояние до 1000 световых лет и имеют автономность всего одну неделю. В то время как Звездный Разрушитель способен лететь в любую точку известной Галактики, и полностью автономен в течение 6 лет.
  • Последствия повреждения гипердвигателя ― 2,5. Крупные повреждения влекут нешуточный риск взорвать гипердрайв вместе кораблем, но мелкий ремонт в принципе возможен, в пятом эпизоде Хан с Чуи сумели залатать движок «Сокола» и кое-как дотянули на нем до Беспина.

Итог: примерно 2,35. Гипердвигатель — основа галактической цивилизации. Простота производства и относительная дешевизна привели к тому, что просторы Большого театра Галактики может бороздить любой абориген с доходом чуть выше среднего.

Warhammer 40,000[править]

Империум Человека[править]

Варп — едва ли не самый опасный способ перемещений, но люди им пользуются, так как реальной альтернативы-то и нет. Точнее, была… в Тёмную Эру Технологий. По факту, это показывает некоторую условность шкалы — ведь по факту из-за большой опасности перемещения фактическое удобство пользования для обычных людей куда меньше, чем можно было бы подумать из голых цифр.

  1. 2 — достаточно быстро, если вам просто повезёт. Слишком быстро, если вам слишком повезёт — есть шанс прибыть на место не то что до своего отправления, а даже до своего рождения! А вот если навигатор слегка заплутает, можно припоздниться на несколько тысячелетий. И это ещё не аварийные ситуации — просто в Варпе время течёт по-иному.
  2. 3 — формально дальность перелёта ограничена только запасами припасов на борту, которых может хватить и пересечь галактику от края и до края. Фактически же обычно дальность перелёта ограничивается стабильностью окружающего Имматериума и способностью навигаторов выносить нагрузку. В пределах видимости упрощающего навигацию Астрономикона в принципе можно совершить прыжок между двумя произвольными точками и даже прорваться через лёгкий варп-шторм. За границей покрытия Астрономикона все перелёты на свой страх и риск, потому летающие там каперы предпочитают «прыгать» между соседними звёздами, если только в регионе нет какого-то альтернативного варп-ориентира… Правда наличие оного зачастую оказывается поводом спешно прыгать обратно на подконтрольные Империуму территории.
  3. 3 — конструкция варп-движков известна всем проста и безыскусна, потому что основные принципы её ключевого элемента был известен местному человечеству ещё с незапамятных времён (хотя сам привод собрали уже после выхода в космос). Плазменные реакторы откапывают на тех складах археотека, что ещё не успела опечатать Инквизиция, или производят на сохранившемся с лучших времён оборудовании, но эта штука только снабжает корабль энергией, да обеспечивает тягу маршевых двигателей в Материуме — это не ключевой элемент. Генератор поля Геллера[2] представляет из себя мудрёный биомеханический конструкт и по всей видимости является одним из крайне немногих, если не вообще единственным, исключений из тотального запрета на бесшовное смешение живой плоти с машиной, а потому производится на Мирах Кузнях, где обособленные ячейки Механикумов бережно хранят его чертежи. Поле Геллера представляет из себя что-то вроде проекции сновидений подключённого к его генератору псайкера и в этом смысле отчасти концептуально сходно со светом Астрономикона, который тоже отгоняет обитателей Имматериума, но это только обязательное средство безопасности — это не ключевой элемент. А ключевой элемент — это варп-ядро, процесс производства которого держится в строжайшем секрете, потому что, во-первых, если секрет вскроется, варп-ядра начнут клепать все, кому не лень, во-вторых, официально Империум такие технологии не применяет и вообще всячески осуждает и преследует их использование: варп-ядро — это заточённая в недрах корабля орава мелких демонов, которые тянут корабль через Эмпиреи, как лошадь тянет телегу. Специальные покрытые сдерживающими письменами кольца не дают им вырваться, надёжно защищая экипаж… Пока не будут повреждены…
  4. 3,5 — в целом, чем больше корабль, тем больше есть пространства, чтобы развернуться со вспомогательными системами, потому оборудованные варп-приводом циклопические махины с небольшую луну размером удивление вызывать могут, но не наличием на них варп-привода. С масштабированием вниз всё несколько сложнее, потому где-то до полусотни метров длины корабля в целом ещё можно уложиться ценой снижения живучести и ограничения нагрузок, а вот в формат прогулочной яхты способен уместиться только ядрёный археотек.
  5. 3,5 — если вы параноик по жизни и принципиальный перестраховщик, на суппортах варп-ядра ни царапинки и все пылинки с них сдуты, псайкеров для генератора поля Геллера у вас троектратный запас, плазменный реактор издаёт приятный бионическому уху ультразвуковой писк, у навигаторов в их каморке годовой запас танны, рекафа и глазных капель, курс и прогноз возмущений Имматериума несколько раз перепроверены корабельными астропатами на Имперском Таро, всему экипажу (включая навигаторов и астропатов — чтобы в нештатной ситуации тоже могли защититься) розданы пси-блокираторы (навигаторы, понятное дело, полетят сперва с выключенными, чтобы их интуицию не глушило, но так они и от природы какой-то сопротивляемостью обладают), в носовых торпедных аппаратах покоится несколько торпед с антипсайкерскими боеголовками (чтобы в случае непредвиденных возмущений Эмпирея пробить себе выход обратно в Материум раньше, чем вас утянет в глубины Варпа), по каютам расселены знакомый инквизитор и его свита подчинённых с геном Кулексус, а непроверенных лиц на борту нет, вы войдёте в число тех немногих, кого Империум объявляет примером для подражания прижизненно, а не посмертно, потому что с таким количеством мер предосторожности можно умудриться улизнуть даже от натуральных Адских Легионов — ваш корабль будет служить вам верой и правдой. Если же ваш корабль видал лучшие времена и вообще держится на одном благословении Омниссии, а экипаж измотан настолько, что не вешается только потому, что вы отключили генераторы искусственной гравитации, полёт через Варп для вас — это игра в русскую рулетку карронадой. Ну а если вы в приведённом тут списке предосторожностей вообще ничего знакомого не увидели, при попытке «нырнуть» в Варп вас ожидает всё самое худшее, о чём вы когда-либо подозревали, но до сих пор боялись спросить.
  6. 3 — в зависимости от «погоды в доме Эмпирее». При спокойном Имматериуме в целом даже довольно неопытный навигатор низкой категории из мелкого клана (то есть с не особо выдяющейся генетической модификацией) способен по специальным картам и свету Астрономикона провести корабль через пару-тройку сегментумов. При лёгком волнении Варпа все карты летят гроксу под хвост из-за потери корреляции топологии Варпа с топологией Материума — в качестве аварийной меры корабельный астропат может использовать имперское гадание для предсказания потенциально наименее рискованного маршрута в помощь навигатору. При полноценном варп-шторме говорить о каких-то закономерностях попросту бессмысленно — тут уже изучать нечего: тут Хаос.
  7. 3 — заправленный под завязку плазменный реактор может обеспечивать корабль энергией очень долго — полдюжины прыжков в пределах одного сегментума на одной заправке никого не удивят.
  8. 3,5 — в зависимости от степени повреждений. С повреждённым и барахлящим плазменным реактором можно продолжить полёт, снизив его мощность до безопасного уровня — но есть риск доиграться и разворотить себе взрывом полкорабля — лучше не рисковать, как можно скорее «вынырнуть» обратно в Материум и заняться починкой. С повреждённым и барахлящим генератором поля Геллера некоторым иногда даже удаётся добраться до пункта назначения — но есть риск доиграться и заработать себе «зайцев» из варп-аборигенов, что может окончиться очень печально — лучше не рисковать, как можно скорее «вынырнуть» обратно в Материум и заняться починкой. В случае повреждения суппортов варп-ядра экипаж ожидает участь хуже смерти, причём независимо от того, выполнял ли корабль прыжок, или же стоял на причале — варп-ядро опасно всегда.
  9. 3,5 — навигацией занимаются специальные генетически модифицированные навигаторы, способные смотреть в Варп, не сходя от этого с ума. Кланы навигаторов входят в число наиболее влиятельных организаций Империума наряду с Механикумами, на пару с которыми способны заткнуть за пояс чуть ли не всю Терру разом. Также осуществлять навигацию способны особо сильные псайкеры уровня старших библиариев орденов космодесанта и примархов.

Итого — около 3,2 при условии ответственного и бережного обращения с матчастью и тщательной подготовки — без этого всего можно смело умножать результат на два.

Альфред Бестер, «Тигр, тигр» (1956)[править]

0,9 баллов. Все земляне умеют телепортироваться (это называется джонт\джантировать) силой мысли, но им приходится запоминать координаты площадок. Главный герой уникален — он один умеет телепортироваться в космосе и в особом состоянии - даже несколько раз переместился во времени.

  1. 1 балл — мгновенный прыжок.
  2. 1,5 балла — прыжки ограничены известными пользователю точками, но преодолеваемое расстояние — индивидуальная особенность.
    • Опять же ничто не мешает телепортироваться в место, которое ты видишь через окно или через забор — для защиты от бродяг и преступников богачи обзаводятся целыми лабиринтами на входе в дом.
  3. 1 балл — ничего сложного, все способны усвоить способ. Сложности есть только у людей с травмами мозга или контузией.
  4. 0 баллов — этому можно просто научиться и телепортироваться силой мысли, никаких движков не нужно.
  5. 1,5 балла — безопасно, если ты знаешь куда телепортируешься. Можно прыгнуть вслепую, и если оказаться в толще земли то… получится взрыв.
  6. 2 балла — как раз вокруг неожиданного открытия сюжет и поворачивается.
  7. 1 балл — можно продолжать прыгать, пока спать не потянет.
  8. 0 баллов — повреждать вообще нечего, если не считать самого человека.
  9. 0,5 баллов — нужно просто немного пространственного воображения, то есть достаточно просто не страдать топологическим кретинизмом.

Ольга Ларионова, «Чакра Кентавра» (1988)[править]

« В далекой юности Асмур пытался найти объяснение этому в старинных книгах, напечатанных еще до Черных Времен — когда существовали институты, университеты, исследовательские лаборатории… Он нашел множество непонятных слов: гиперпространственная трансгрессия, континуум субизмерений, имманентная телекинетика. Смысл их был утерян безвозвратно, и ему пришлось отказаться от своих поисков и продолжать бездумно пользоваться чудесной способностью посылать в любое место — хоть на другую планету! — любую вещь, или человека, или самого себя. Или только голос. »

Жители планеты Джаспер владеют умением телепортации, чем и пользуются в своих космических путешествиях и обычной жизни. Результат 1,5, хотя будь шкала расписанной по всем пунктам — число наверняка было бы ниже.

  • 1 балл — мгновенный прыжок.
  • 1 балла — хоть на другую планету или корабль на орбите, любое место где уже побывал
  • 3 балла — землянам этой силы не видать, это исключительно умение жителей Джаспера.
  • 1 балл — безопасно

Иван Ефремов, «Час Быка»[править]

Звездолеты Прямого Луча — 2,4 во время экспедиции «Темного Пламени» до 2,1 во времена эпилога. Вполне себе удобный способ перемещения, применяется даже для секс-туров на Эпсилон Тукана.

  • 2 — собственно перемещение по «прямому лучу» происходит не мгновенно, но очень быстро.
  • 0 — люди долетели и до Туманности Андромеды и до М-51 и уже ломятся в Антимир. Вселенная слишком тесна!
  • 4 — С точки зрения современного человека, люди Эры Встретившихся Рук — самые натуральные Люди-Плюс, автор подводит развернутый философский базис, почему Звездолет Прямого Луча может создать только коммунистическая цивилизация. На момент действия основной части романа «Темное Пламя» — второй построенный звездолет.
  • 3 — «Темное Пламя» достаточно маленький корабль, гораздо меньше досветовых звездолетов времен «Туманности Андромеды», размерами и формой сравним со зданием цирка в каком-нибудь провинциальном городе. Первый земной ЗПЛ, «Нооген», был еще меньше.
  • 3 на момент действия основной части романа, такие перелеты — вещь крайне рискованная и неизученная: можно провалиться в антимир, можно выскочить внутрь звезды (что и произошло в конце концов с «Ноогеном»). В дальнейшем освоились и стало 2.
  • 2 — изучили достаточно хорошо, в том числе с философской точки зрения, особых сюрпризов от Прямого Луча не ждут.
  • видимо 3 — энерговооруженность даже «Темного Пламени» позволяет без проблем и путешествовать и вести пропаганду среди аборигенов.
  • Точно неизвестно, но рискнем предположить, что 1 — «сломать двигатель не особо легче, чем уничтожить весь корабль». Защитные поля землян практически полностью защищают корабль от всего (ну почти).
  • 4 на момент действия основной части. Крайне тяжело, непредсказуемо. Похоже сыграло определенную роль в том, что вернувшиеся на Землю члены экипажа «Темного Пламени» вскоре поумирали. На момент действия эпилога скорее всего 2.

Братья Стругацкие, Мир Полудня[править]

2,14 — странно, у нас же банальный космос!

  • 1,5 — за считанные минуты может, и не между галактиками, но внутри нашей галактики — точно. «Все корабли дальнего действия, Д-космолёты, работают только на принципе сигма-деритринитации: у светового барьера они чрезвычайно сильно искажают форму мировых линий и как бы прокалывают риманово пространство». («Полдень, XXII век»).
  • 2 — нет данных, что можно перемещаться в другие галактики.
  • 2,5 — частные лица космолёты не строят, но приобрести их не просто, а очень просто.
  • 3 — работает на кораблях для частного пользования.
  • 1 — «При выходе из Подпространства всегда существует опасность оказаться слишком близко к какой-нибудь тяготеющей массе, а может быть, даже и внутри нее. Правда, опасность эта является чисто теоретической. Вероятность ее гораздо меньше вероятности угодить точно в печную трубу Эрмитажа, вывалившись над Ленинградом из стратоплана. Во всяком случае, ни то, ни другое событие ни разу не имело места за всю историю человечества». («Попытка к бегству»).
  • 2 — технология изучена хорошо.
  • 3 (?) — когда космолёт заряжается, вокруг него снижается температура. Заведомо хватит на полёт в другую звёздную систему.

1,78 — Нуль-транспортировка (нуль-Т) — банальная технология, общественный транспорт который используется для перемещения по Земле («Жук в муравейнике», «Волны гасят ветер»), вероятно, и ближнему космосу (как минимум Луна упомянута в «Парне из преисподней»).

  • 0 — мгновенно, как только набран индекс места назначения.
  • 5 — существует сеть кабин нуль-Т, перемещаться можно только по сети.
  • 2,5 — частные лица нуль-Т не строят, но кабины доступны любому обитателю Земли.
  • 2 — кабинка может быть размером как сельский нужник.
  • 1 — никаких данных об опасности.
  • 2 — технология изучена хорошо.
  • 0 — неясно, откуда берётся энергия, но проблем с ней явно нет.

Vorkosigan Saga[править]

Сеть гипертуннелей — 2. Все пользуются, и от этой сети и отталкивается цивилизация. Вообще в Саге банальный космос, чуть-чуть по шкале не хватило.

  • 1 — сам переход по туннелю мгновенный, больше времени уходит на перелеты от одного туннеля к другому.
  • 5 — Сеть туннелей — природное явление, она стационарна, все туннели в известной части галактики, похоже, уже открыты. «Бродячие» туннели теоретически возможны, но только теоретически. До звезд, где нет туннелей, добраться можно если только на субсветовых кораблях в обычном космосе.
  • 2 — корабли с двигателями Неклина, необходимыми для перелетов по туннелям, строятся на верфях очень многих планет, в том числе и относительно отсталых. Двигатели Неклина подробно не описываются, но во времена действия Саги ничего особо сложного из себя не представляют.
  • 3 — У многих аристократов есть свои роскошные корабли небольшого размера.
  • 1 — некоторые люди испытывают нечто вроде морской болезни в момент перехода, никаких других осложнений нет.
  • 1 — технология изучена почти полностью, создавать новые гипертуннели, судя по всему, невозможно в принципе. Максимум «выжимания нового» показан в романе «Комарра»: попытка террористов дестабилизировать туннель к Барраяру в надежде, что он схлопнется и изолирует ненавистную им систему. Получилось совсем не то и не так.
  • 1 — двигатели Неклина жрут энергии видимо совсем мало, проблем с этим ни у кого ни в одной книге не было.
  • 2 — ремонт двигателей Неклина достаточно геморроен, но вполне возможен, в том числе и в полевых условиях.
  • 2 — Навигатором («скачковым пилотом») может стать любой человек, но потребуется вживлять импланты в мозг для прямой связи с бортовыми системами корабля. Без них никак, так как нужно воспринимать пятимерную картину Вселенной.

Вселенная Хонор Харрингтон[править]

Есть три варианта тирьямпампации: 1) Импеллерный двигатель — субсветовое движение в нормальном пространстве с крайне высокими ускорениями за счёт гравитационного градиента, некий вариант двигателя Алькубьерре; 2) Гипер — движение быстрее света в «смещённом в сторону» пространстве-времени, итого от примерно 2,28 до 2,42; 3) Сеть П/В туннелей, позволяющая мгновенные переходы из точки в точку, итого примерно от 2,71 до 2,85. Все варианты гравитационно обусловлены и эксплуатируются с помощью гравитехнологий. Обычный субсветовой импеллерный полёт не будем считать отдельной тирьямпампацией, за исключением смещения в гиперполосы, он полностью эквивалентен гиперу.

  • Гипер — 3 (есть разные степени смещения, т. н. «полосы» гипера, чем выше/быстрее, тем опаснее), П/В туннели — 1 (переход занимает несколько минут и отлично отработан технически).
  • Гипер — 3 (межзвездные полёты), П/В туннели — 5 (фиксированные «терминалы» П/В сети). При острой необходимости можно совершать длинные полёты (десятки месяцев) в гипере, эквивалентные по дальности П/В переходам, но это делается только от большой нужды (блокировка П/В терминалов во время военных действий, например).
  • 3 — богатые частные лица спокойно заказывают на верфях личные корабли, способные как на гипер, так на П/В скачки.
  • 3 — минимальные масса и размер корабля ограничены размерами реактора и гравитационных узлов, создающих т. н. «паруса Варшавской». Крупная яхта — да, истребитель — нет.
  • Гипер — 3 — выход из строя гравитационного компенсатора означает мгновенную смерть экипажа и пассажиров, а на высоких ускорениях и разрушение корабля. Случается весьма редко (единичные случаи за десятки лет), но случается. Движение в высоких полосах гипера опасно, но военные корабли к этому прибегают по необходимости. П/В туннели — 2 — переход через изученные терминалы на исправном корабле занимает минуты и практически безопасен.
  • 2 — технология изучена, но иногда случаются интересные находки (сверхсветовая связь, например).
  • 2, 3 — зависит от размеров корабля (и запасов топлива), а также от режимов эксплуатации гравитационных узлов и скорости их износа.

Стивен Кинг, «Долгий джонт»[править]

Собственно джонт — 1,8. Простой способ, возможная опасность должна быть общеизвестна, так что то, что произошло в рассказе, можно объяснить только преступной халатностью работников космопорта.

  • 0 — Мгновенное перемещение между двумя установками.
  • 5 — Прежде чем перемещаться, нужно поставить «на том конце» установку, поэтому до других звезд сначала летят беспилотные аппараты в обычном космосе на досветовых скоростях.
  • 1 — абсолютно ничего сложного, первую установку её изобретатель собрал буквально в своем сарае. Никакого хренполучия, только электричество.
  • 1 — установку небольшого размера можно носить с собой, из подручных материалов при наличии электричества можно расширить для перемещения бОльших объектов.
  • 2 — С перемещением неживых предметов никаких проблем . А вот чем сложнее нервная система живого существа, тем хуже. Перемещаться можно только в бессознательном состоянии, что будет с человеком при попытке джонтироваться в сознании — лучше прочитайте.
  • 4,5 — как работает джонт, судя по всему, так никто толком и не понимает.
  • 0,5 — если есть 220 вольт, проблем не будет.
  • 1 — установку сломать можно запросто, но и чинится она тоже на коленке.
  • 1 — у каждой джонт-установки есть идентификатор, и навигация заключается в вводе номера нужной установки.

Сергей Лукьяненко, дилогия «Звездная тень»[править]

Джамп: 1,9 для людей — люди стали в галактическом сообществе «извозчиками». Для остальных рас формально 2,9, но неприменимо для всех, кроме Счетчиков.

  1. 0 — Джамп происходит мгновенно.
  2. 3 — прыгнуть можно в любом направлении, но на фиксированное расстояние — около 12 световых лет. Изменить это расстояние невозможно, судя по всему оно является одной из фундаментальных констант нашей Вселенной. Соответственно приходится выстраивать курс из нескольких прыжков, чтобы попасть в нужную точку .
  3. 1 — упоминается, что первый джамп-двигатель собрали нищие студенты в лаборатории.
  4. 2 — ГГ в начале летает на «Спирали». Кто не в курсе, реальная «Спираль» была размером с внедорожник. При этом описанный джампер установлен в кабине рядом с пилотом и по габаритам войдёт в хороший походный рюкзак.
  5. 1,5 для людей — в момент прыжка человек испытывает ни с чем ни сравнимое наслаждение, перед которым меркнут все возможные удовольствия. Известны случаи, когда пилоты сходили с ума и направляли корабль в бесконечную серию прыжков. Для всех иных рас — 5: пришельцы в момент прыжка либо гибнут либо необратимо сходят с ума.
  6. 3 — сама технология джампа хоть и не до конца понятна, но сюрпризов от нее не ждут. Единственный известный способ лучше — у Геометров (см. ниже).
  7. 3 — упоминаются серии в десятки джампов на маленьком шаттле типа «Бурана».
  8. 2 — перемещение происходит настолько быстро, что успеть повредить двигатель именно в тот самый момент практически нереально, а повреждение неактивного джампера просто выведет его из строя. При должных навыках и понимании конструкции теоретически можно починить и в поле.
  9. 1,5 — в астронавигации есть, чему учиться, но в целом прокладка курса сводится к рисованию ломанной линии из отрезков фиксированной длины в трёхмерном пространстве — достаточно просто понимать, где стоит размещать вершины, а где не стоит.

Способ Геометров — судя по всему, 1-1,5, судя по всему практически идеальный способ перемещения, лишенный недостатков джампа, но не мгновенный. Подробно не описывается.

Сергей Лукьяненко, «Лорд с планеты Земля»[править]

Полёт от Храма к Храму напрямик и с опорой на три маяка — банальный космос:

  • 2 — перелёт далеко не мгновенный, но и не слишком длительный. Судя по косвенным признакам, на очень приличные расстояния не больше нескольких дней.
  • 2,5 — видимо ограничение существует только в виде доступного энергозапаса, но не в виде предельной дальности.
  • 2,5 — корабли с гипердрайвом по сути находятся в свободной продаже на многих планетах, но всё же это сложная технологическая конструкция.
  • 3 — есть от огромных линкоров до небольших курьерских «Гонцов». Не сказано только, был ли гипердрайв у прогулочной яхты Эрнадо.
  • 2 — в первых двух частях никаких опасностей не было. В третьей появились гиперпространственные перехватчики, но в тот момент вообще много что изменилось.
  • 2 — ничего там уже не придумать, кроме упомянутых выше перехватчиков.
  • 3 — во время свободного поиска экипаж Сергея заправлялся регулярно, но не слишком-то часто, не после каждого прыжка.
  • 3 — клэнийскому крейсеру двигательный отсек разворотило, но сам он остался бы почти цел, если бы его дополнительно не обстреляли. А так там даже член экипажа уцелел.

Итог 2,5 — пользуются вообще все, у кого есть необходимость и средства для владения кораблем.

Прямой гиперпереход — «Это путь правительственных курьеров, разведчиков, богатых путешественников…», фактически телепортация:

  • 0 — мгновенно, абсолютно.
  • 2 — с одного конца галактики на другой Сергея кольцом перебросило, а вот фанги отправлялись не домой в соседнюю галактику, а на ближайший крейсер.
  • 3,5 — штука крайне сложная, высокотехнологичная и дорогая. По крайней мере, для обычной населенной галактики, а не Сеятелей.
  • 1 — самый распространенный тип — обычное кольцо на палец. Правда, одноразовое.
  • 4 — само по себе использование ни капли не опасно, но без предварительной настройки путешественника может выкинуть почти в любой точке планеты (Сергей как-то угодил в Байкал).
  • 1,5 — ничего тут уже не добавить, пока не пришли Отрешенные со своими сверхвозможностями.
  • 5 — можно перебросить только очень ограниченную массу (человек в экипировке, допустим), а доступно это только самым обеспеченным людям.
  • 0 — это вообще не двигатель в прямом смысле слова, а одноразовое (если не проводить её силой Храмов, что не-Сеятелям недоступно) устройство телепортации.

Итог 2,125 — очень энергозатратный и ограниченный способ телепортации. Выбор элиты и в случае аварийной необходимости.

Сергей Снегов, «Люди как боги»[править]

  • Скорость — 3. Намного быстрее света, но в галактических масштабах всё-равно достаточно медленно и время полёта может исчисляться годами.
  • Дальность — 1,5. Лишь бы активного вещества хватило и терпения (см. предыдущий пункт).
  • Сложность производства — 3. Примерно как в наше время с большими океанскими кораблями.
  • Куда можно приспособить — 3,5. «Звёздный плуг» маленький только в сравнении с кораблями галактов и зловредов разрушителей. В первой книге упоминаются межпланетные курьеры, но меньше ли они звездолётов и насколько — не сказано.
  • Опасность — 2. Сравнимо с современными атомными реакторами.
  • Изученность — 1. Что прямая (превращение пространства в вещество), что обратная (превращение вещества в пространство) землянам давно известны и хорошо изучены.
  • Энергоёмкость — 2,5. Для работы требуется «активное вещество», но если мы не воюем, то его может хватить на месяцы и годы. Плюс, бывают возможности пополнить запасы в дороге.
  • Последствия повреждения — 2. У нас тут, всё-таки, космоопера, так что если вражеское оружие оказалось достаточно мощным, чтобы повредить двигатели, то корабль уже бессмысленно ремонтировать.

Итого: 2,2875. «Звёздные плуги» здесь аналогичны современным морским судам. Затратно и не по карману частнику, но в масштабах страны (в данном случае — планеты) обыденная вещь.

«Кин-дза-дза!»[править]

Гравицаппа — 2. Почти идеально, главное — не приближаться к Альфе и следить за своим имуществом — желающие спереть гравицаппу найдутся на любой обитаемой планете.

  • 1 — «В любую точку Вселенной фьюить! — за пять секунд».
  • 3 — А вот здесь не всё так однозначно. «Фьюить — в любую точку Вселенной за пять секунд» — в любую, да вот только мимо планеты Альфа (возможно, не её одной) не проскочить.
  • 3 — сама гравицаппа и есть хренполучий, стоит достаточно дорого (хоть и не запредельно), купить можно в любом городе.
  • 1 — Гравицапу спер Скрипач и спрятал в портфеле (она размером с яйцо какого-нибудь орла), прикрутить можно к любому пепелацу.
  • 1 — дядя Вова и Скрипач даже не заметили самого перемещения.
  • 5 — судя по сеттингу, основная масса и пацаков и чатлан даже не представляет принцип действия гравицаппы. Сделать свою не могут, приходится покупать.
  • 0 — никаких дополнительных источников энергии не замечено.
  • X, скорее всего 2 или 1 (полный диапазон от 2,5 до 1) — гравицаппы ни разу не ломались, поэтому узнать, насколько сложно их уничтожить и насколько большие это вызывает разрушения невозможно. Можно предположить, что 2.5 или 1.5 — гравицаппа, скорее всего, по прочности такая же как и остальная чатлано-плюканская техника, сопутствующих разрушений вызывать не должна, из-за её ценности противник с большим шансом уничтожил бы экипаж или весь остальной корабль, ибо себе нужнее; главный вопрос в том, что гравицаппа дорого стоит и её принцип работы не известен, так что маловероятно, что серьезную поломку можно было бы починить в полевых условиях (будь устройство гравицаппы простым, их начали бы массово собирать из хлама, и их цена упала бы), хотя с другой стороны, она вполне может быть и очень ремонтопригодной. Поэтому 2.5 в случае если гравицаппы сложно чинить и 1.5, если легко.

Машинка перемещений — 1 или даже меньше. «Система простая: нажал — и дома!». Устройство размером с брелок для ключей, позволяющее мгновенно переместиться в любую точку Вселенной. Идеальный способ путешествий, можно даже не расписывать по категориям. Только заряды машинки ограничены и не говорится как их пополнить.

Star Trek[править]

Вавилон-5[править]

Гиперпространство — 2,9. Пользуются все и давно, хотя что это такое — так толком и не понимают.

  • 2,5 — полеты к самым дальним известным мирам занимают максимум недели, правда однозначной корреляции между расстояниями в обычной Вселенной и гипере нет.
  • 3 — теоретически через гипер можно долететь вообще в любую точку, но главное ограничение — наличие приводных маяков и возможность их установки в привязке к объектам нашей Вселенной. Так что в сериале всего одна галактика — невозможно установить маяки в межгалактической пустоте. В силу особенностей топологии гипера, часто приходится пилить от одной зоны перехода до другой в обычном пространстве.
  • видимо 3 — для строительства Зон перехода нужен некий Хренполучий «Квантий-40», за которым вечно охотятся пираты; но вроде бы добывается он много где. Корабли строят чуть ли не все, включая младшие расы из Лиги Неприсоединившихся Миров, так что ничего особо сложного нет.
  • 4 — прыжковые движки на кораблях имеют весьма немалые габариты и дикое энергопотребление, поэтому их ставят на корабли не меньше крейсеров. Все кто поменьше, пользуются стационарными Зонами перехода. «Белую Звезду» сейчас не рассматриваем — это уникальный проект на ворлонских технологиях (кстати, небольшие корабли ворлонцев в самостоятельных прыжках замечены не были).
  • 3 — главная опасность гиперпространства — невозможность в нем ориентироваться без приводных маяков, поэтому отказ навигационной системы корабля — практически гарантированная гибель. Слухи о НЕХах, живущих в гипере, всё-таки оказались правдивы (см. «Крестовый поход»), но данные НЕХи во-первых, живут только в глухих уголках, где нет особого траффика, во-вторых, особой опасности не представляют.
  • 3,5 — строить гипердвижки и зоны перехода умеем, сама технология — видимо ворлонская, никто из известных человечеству рас не является её изобретателем. Ворлонцы же видимо и заложили современную сеть зон перехода. Более эффективные способы есть — как минимум дракхи на технологиях Теней сделали некий переход, работающий мгновенно (см. фильм «Призыв к оружию»).
  • 4 для крейсеров с собственным гипердрайвом. Излюбленный тактический прием в сериале — подловить атакующий флот на выходе из гиперпространства и вынести, пока у них просадка энергии после прыжка.
  • 1 — повредить именно гипердвигатель на крейсере, не разнеся весь корабль, почти нереально.
  • пожалуй 2 — каких-то особых изысков не показано, почти вся навигация сводится к движению к сигналу приводного маяка.

Квантовое пространство из «Затерянных сказаний» — 2,3. Всё-таки достоверных сведений очень мало.

  • около 2 — Гораздо быстрее обычного гипера.
  • 3 — видимо примерно те же ограничения, что и для обычного гипера.
  • 4 — осилил только Альянс.
  • 2 — «Вален» — явно очень небольшой корабль, везет только 1-2 пассажиров.
  • 4, если верна фанатская гипотеза, что Квантовое пространство — это Третье пространство из одноименного фильма. В этом случае каждый перелет действительно можно сравнить с игрой в русскую рулетку.
  • предположительно 3 — работает, строить умеют, но «есть еще куда расти».
  • видимо 2 — явно экономичнее.
  • 1 — скорее всего аналогично гиперпространственному двигателю.
  • Неизвестно, но явно не сложнее обычного гипера.

Звёздные врата[править]

2,5 — Вратами пользуются почти все, у кого на планете они есть. Но это невоспроизводимый артефакт древней цивилизации.

  • 0 — Перемещение занимает менее секунды.
  • 1 — Врата есть в нашей галактике, соседних и даже весьма удалённых.
  • 6 — Новые врата производятся уцелевшими агрегатами Древних, только одна технически развитая цивилизация в нашей галактике смогла повторить их.
  • 3 — Врата весят 30 тонн, их можно транспортировать, как обычный груз, а так же открывать/закрывать прямо на борту. Ограничение сети — одни Врата на планету.
  • 2 — Не стоит подходить к Вратам в момент открытия — и проблем не будет. И лучше подождать с путешествием при солнечных вспышках — вас переместит в целости и сохранности , но время прилёта будет не по расписанию.
  • 4,5 — Люди и другие современные цивилизации имеют смутное представление о принципах работы: на уровне бумажки, проткнутой карандашом.
  • 1 — Врата подзаряжаются из окружающей среды: свет, молнии, тепло, электросеть — всё сгодится.

Mass Effect[править]

Ретрансляторы массы — 3,2. Вся галактическая цивилизация по сути построена вокруг них.

  • 1 — Перебрасывают корабль к другому ретранслятору мгновенно. Есть мнение, что ретрансляторы даже не ускоряют объекта, а телепортируют их, чем объясняется то, что Сарен и Шепард, ретранслировав туда, не размазали ни себя, ни Цитадель.
  • 2 — можно попасть в любую точку галактики.
  • 6 — новые ретрансляторы строить не умеем, под силу только Жнецам.
  • 5 — ретранслятор в Солнечной системе открыли еще в XX веке, он считался спутником Плутона. Вполне себе небесное тело. Мобильные именно ретрансляторы невозможны.
  • 1 — даже при прохождении многочисленных флотов случаев столкновения кораблей при выходе не зарегистрировано. Каких-либо возможных проблем тоже не замечено. Как выяснилось во второй части, для нынешних обитателей галактики точность перемещения +-1500 — отличный результат, но Жнецы и корабли их рабов имеют систему «свой-чужой», которая многократно повышает точность прыжка.
  • 5 — опять же, куда-то нас перемещает и вроде не взрывается.
  • 0 — ни разу не описан ретранслятор, у которого электричество кончилось. Когда один такой взорвали, была выпилена целая звёздная система.
  • 5 — см. пункт выше.

Сверхсветовой двигатель — 2,2. Если бы не необходимость разрядки ядер, может и без ретрансляторов бы обходились.

  • 2 — Описываются скорости в 200 световых.
  • 3 — В основном между звёздными системами перемещаются через ретрансляторы массы, ибо корабельные ССД могут за допустимое время непрерывной работы покрыть разве-что несколько световых лет, потому колонизация и экспансия с запретом на открытие новых ретрансляторов и застопорилась.
  • 3 — нулевой элемент — наше всё!
  • 2 — вроде есть даже одноместные корабли с такими движками.
  • 1 — Похоже, абсолютно безопасно.
  • 4 — опять же основано пусть и на широко используемом, но мутном принципе, о котором известно лишь как оно работает, но не как такое возможно.
  • 3 — после нескольких часов непрерывного полёта необходимо сделать пит-стоп у планеты или звезды. Но дело скорее не в энергии, а её излишках.

Incompatible system[править]

Все что выше про Масс Эффект — применимо для рас Цитадели . WIMP-двигатель землян — 1,57

  • 1 — прыжок мгновенный
  • 2 — практическая дальность — около 200 тысяч световых лет за один прыжок а больше человечеству не надо (есть исключение — в системы где подозревается наличия нулевого элемента могут прыгнуть только разведчики, ограничение в прошивке двигателя)
  • 2 — в гаражах пока не собирают но такое впечатление что просто это не надо, ну и контролируется. Ретранслятор кстати вполне себе воспроизвести люди могут но вот только даром не надо
  • 2 — а у людей вообще есть корабли без прыжкового двитагателя?
  • 2 — вот только если рядом с точкой старта или финиша будет нулевой элемент и повреждено экранирование двигателя — будет взрыв. Если рядом будет Ретранслятор — прощай система. (При этом сверхветовой двигатель Цитадели с точки зрения человечества — 5, потому что люди считают что они могут дестабилизироваться и все. Ретрансляторы же с их точки — 6 — считается что использование человеческих технологий около активного Ретранслятора вызовет взрыв)
  • 1 — отлично знаем все необходимую теорию
  • 0 — энергия вообще не проблема
  • 1 — с навигаций все хорошо

Schlock Mercenary[править]

Cистема Врат:

  • 2 — Врата фиксированы в звёздных системах. Пролететь галактику можно, но за очень приличное количество прыжков.
  • 5 — можно прыгнуть только от Врат к другим Вратам. Подключение новых систем к Вратам осуществляется их доставкой сугубо по Эйнштейну и является для системы важнейшим событием, наравне с зарождением разумной жизни. Соответственно, одной из высших мер воздействия на разумных является отключение Врат в системе.
  • 3,5 — Хранители производят и обслуживают Врата достаточно массово, но секреты производства и принципа действия хранят свято.
  • 5 — Врата, собственно и есть.
  • 1 — Хранители — уважаемая корпорация, и всё у них работает, как швейцарские часы. А вот когда Хранителей хорошо прижмёт, то выясняется, что у Врат есть несколько неофициальных функций, например полное копирование проходящих объектов, и Хранители поставили фишку с копированием и потрошением мозгов других разумных на поток.
  • 1 для Хранителей, 5 для всех остальных — монополия, однако. В среднем 3.
  • 0 — неясно, есть ли у Врат предел нагрузки вообще. Например, скопировать индивидуума миллиард раз одновременно — вообще не вопрос.

Итого: 2,5 для Хранителей и 3,07 для остальных, в среднем 2,64 — все пользуются, но на Хранителей-монополистов нехорошо косятся.

Терапорт после его изобретения Кевином Андреясном:

  • 0,5 — масса и дальность влияют не столько на скорость терапорта, сколько на скорость его запуска и расход энергии. Но если её хватает, то можно попасть и в другую галактику, и даже в скопление экзогалактических объектов.
  • 1 — смотри выше. Межгалактические прыжки ограничены только расходом энергии.
  • 3 — сам движок достаточно прост, но для энергообеспечения требуются аннигиляторные реакторы, а для их производства и работы — транспостурановые элементы таблицы Менделеева (ТПУЭ) и нейтроний. Как отмечает Кевин, имеет место bootstrap problem — для производства ТПУЭ уже нужен аннигиляторный реактор.
  • 2 — клетка-терапорт вполне может быть одноместной и даже разборной.
  • 2 — к терапорту прилагается и описание поля отрицания терапорта (teraport area denial, TAD). Сам физический принцип позволяет при достаточном энергозапасе пробивать чужие поля отрицания.
  • 2 — Кевин таки гений (на всю голову), но обнаружение системы long gun и его удивляет. А потом и законсервированных кораблей Эйно-Оафа…
  • 2 для бытовых и даже военных целей, сверхлинкоры класса Battleplate и гиперкрепости объёмом в кубический километр и больше терапортируются без проблем. 5 для межгалактических прыжков — для этого надо использовать сверхмассивную чёрную дыру в центре галактики как генератор, и то хватает на заброску ключевого отряда, а не полноценной армии.

Итого: ~ 1,78 — Кевин подарил разумным обитателям галактики доступ в обыденный космос, выложив технологию и схемы своего изобретения в открытый доступ. Это дало начало новой эпохе — Терапортационным Войнам. Как оказалось позднее, на фоне грядущего межгалактического конфликта эти войны оказались лёгкой разминкой.

Spore[править]

У каждого космического корабля имеется собственный межвёздный двигатель; у игрока он варьируется от первого до пятого уровня, разница между ними только в увеличении области перелёта.

  • 2 — трудно определить, как именно течёт время в игре на космическом этапе, но в теории, при максимальной прокачке двигателя и не беря время на подзарядку, за пять минут реального времени можно спокойно перескочить из одного рукава галактики в другой. Внутри игры это, скорее всего, будет равняться нескольким дням или месяцам.
  • 3 — именно то, что написано — у межзвёздного двигателя есть строго зафиксированная область вокруг корабля, куда корабль может отправиться в одно мгновение.
  • 3.5 — неизвестно, изготавливаются ли двигатели из какого-то материала, поэтому следует взять в учёт их стоимость: двигатель второго уровня легко приобретается за 75.000 или 150.000 спорлингов, в то же время как стоимость двигателя пятого меняется от 1.000.000 до 2.000.000 спорлингов. Для сравнения: за примерно 100к спорлингов можно обустроить целый город, гигадетонатор обойдётся 5 млн спорлингов, или 2.5 млн если покупать у воинов, максимальная стоимость покупки звёздной системы 10 млн спорлингов. То есть гипердвигатели не такое уж и дешёвое удовольствие, а самые крутые могут себе позволить лишь реально крутые империи.
  • 2 — чисто внешне можно создать корабль из одного небольшого серого кубика и двигатель спокойно туда поместится.
  • 1 — никаких неполадок, работает стабильно и без ошибок; существом на одноимённом этапе куда опаснее передвигаться по карте.
  • 1 — изучен досконально и полностью.
  • 3 — зависит от уровня топливного бака корабля, но даже при минимальном первом можно достаточно далеко улететь от своей родной планеты; другой вопрос — как вы будете искать обратный путь или соседнюю империю для подзарядки, если не запаслись батарейками в багаже.

Итого: 2,2 — здесь это не более, чем одна из основных составляющих для любого космического корабля.

Stellaris[править]

Звездные врата:

  • 0 Путешествие мгновенно.
  • 4,5 Есть фиксированные точки, но их можно строить.
  • 4 Строительство влетает в копеечку, но империям с гигатоннами нефти под силу клепать по 10 штук в год.
  • 5 Стандартные врата.
  • 2 При использовании неработающих врат может произойти какая-то хрень, активные врата полностью безопасны.
  • 4 на начальном этапе, 1 в конце.
  • 0 ЕМНИП, после постройки работают автономно.
  • 2,5 — как показывает одно событие, в случае повреждения врат или всей сети корабль застрянет в гиперпространстве на неопределенное количество циклов пока кто-то не отремонтирует врата.

Результат: 2,8. Врата серьёзное подспорье в логистике любой империи.

Гиперретрансляторы:

  • 3 путешествие значительно быстрее чем при использовании обычных гиперкоридоров.
  • 5 перемещаться можно только по гиперкоридорам, пусть и с большей скоростью, то есть из одной соседней системы в другую. И все это требует неплохих таких фин. вливаний.
  • 3 строительству под силу многим империям. Хренполучий спокойно можно делать самому или покупать на рынке.
  • 6 звездные врата на минималках.
  • 1 опасностей замечено не было.
  • 3 есть технологии перемещения покруче (см. звездные врата).
  • 2 требуют содержания и обслуживания, а так ничего особого.
  • 0 гиперретранслятор вполне можно выключить из общей сети, а потом также включить. Можно ли его вообще сломать неизвестно.

Результат: 2,75 серьёзное подспорье в логистике любой империи.

Прыжковый двигатель:

  • 3 Само перемещение мгновенно, но нужно 2 недели на подготовку двигателя.
  • 3 Радиус прыжка ограничен.
  • 3 После открытия технологии, установка не представляет сложности.
  • 3 Сабж можно установить на корветы, применение к истребителям не известно.
  • 5 Вы перемещаетесь через иное измерение. Ждите гостей в ендгейме.
  • 3 Обезопасить технологию не помешало бы.
  • 4 Сабж дает сильную нагрузку на корабль. Поэтому после прыжка корабль на полгода ухудшаются характеристики и двигатель использовать нельзя.
  • 2 Сложностей в эксплуатации незамечено.

Результат: 3,25. Нужно несколько раз подумать перед использованием этого двигателя.

  1. Однако в самый раз для внутрисистемной космооперы. Раз уж до других звезд всё еще далековато, 3-6 часов до Плутона это не так уж и плохо!
  2. Точнее Геллара — как фамилия актрисы, сыгравшей Баффи Саммерс.