BIONICLE/Mata Nui island

Материал из Posmotreli
Перейти к навигации Перейти к поиску
Остров с высоты птичьего полёта. Вулкан расположен на месте рта Великого Духа.

Мата Нуи (назван в честь Великого Духа) — остров, омываемый океаном планеты Аква Магна. Он создан в результате работы систем камуфляжа на лице роботизированного тела Мата Нуи. После утечки энергетического протодермиса получившаяся мёртвая почва в краткие сроки сделалась плодородной и покрылась тропической растительностью. Из-за искусственного происхождения на острове можно выделить шесть зон-биомов, соответствующих шести элементам. На Мата Нуи обитает больше семидесяти видов Рахи, бежавших из Метру Нуи, и прочих животных. На этот остров привезли в канистрах Маторанов, потерявших память, и за тысячу лет существования острова они создали здесь свою примитивную культуру и свою веру, основанную на якобы пророчествах и легендах, — а в действительности твёрдом знании, переданном им в форме сказаний бывшими Тоа Метру. На острове также жил Макута Теридакс, и на него прибыли Тоа Мата, Повелители Стихий, ставшие защитниками Маторанов и Тураг.

Дисклеймер: сейчас события на Мата Нуи вписаны в общий лор серии, но изначально ими и должен был ограничиться весь «BIONICLE». Впоследствии три года G1 разрослись до десяти. Чтобы это стало возможным, произошёл закулисный реткон, поэтому о некоторых особо мистических событиях нам как будто всё ещё известно не всё. [1]

География, природа. Селения Маторанов[править]

На этом небольшом островке природа довольно разнообразна. Он делится на шесть областей, называемых Вахи. В каждой есть несколько географических объектов с собственными названиями и одно Коро, селение Маторанов. Климат тропический. В каждом Коро растёт дерево Вуата Мака, из которого Матораны могут извлечь энергию. Зелёные ягоды дерева Була годятся для утоления голода. Фрукты с дерева Маду — естественный аналог гранат. Передвигаться по острову может быть опасно из-за множества диких Рахи. Некоторые из них приспособлены к определённым условиям, другие разбрелись по разным регионам острова.

Ле-Вахи[править]

Ле-Коро и озеро Канай

Южная часть острова. Покрыта густыми джунглями, у их подножья почти всюду раскинулось болото Фау. Ограничено на юге бухтой Канай, которая соединяется рекой с озером Канай. На его берегу среди древесных крон построено Ле-Коро — селение Маторанов Воздуха. Материалом послужили листва и древесина, для маскировки от диких Рахи дома напоминают ульи. Местные жители любят метать бамбуковые диски, играть музыку на различных инструментах и танцевать. Беспомощны в воде. Они изобрели древоговор, свой диалект, в котором два слова часто объединяются (древониз, быстро-хаживать), а ещё есть диалектизмы, например, путезнатец — следопыт. Также здесь умеют седлать четырёхкрылых птиц Гукко. Во время войны с Рахи на Ле-Коро напал рой похожих на огромных летающих насекомых Нуи-Рама, у которых неподалёку оказалось гнездо.

Здесь плетут паутину ядовитые пауки Фику. Кроме Гукко здесь обитают птички Таку. Болотистые змеи — естественные враги встречающихся здесь Гекюла. Птички Покави не летают, но они научились бросаться врассыпную при виде хищников. Обезьяны Бракасы любят безобразничать и красть у Маторанов фрукты из запасов. Встречается летающая черепашка. Пепельные Медведи во многом похожи на обыкновенных медведей, они атакуют, если есть опасность для детёнышей. На островках Куму поселились опасные звери-мутанты.

Та-Вахи[править]

Вулкан Мангаи и Та-Коро

Расположен к северо-востоку от Ле-Вахи, а вулкан Мангаи — ближе к центру острова. От него потоками стекает лава, всё вокруг покрывая чёрной копотью, несколько таких рек сливаются в Огненное озеро. Посреди него Та-Матораны построили свою деревню, охраняемую крепостью и несколькими Матаронами-стражниками. У них имеется механизм, который позволяет поднимать прямо из лавы мост, ведущий в Та-Коро, и опускать обратно. Во время войны с Рахи загорелась и выгорела полоска леса, — «до самого пляжа огонь танцевал свою Такару». Так появился Обугленный лес. Из него Та-Матораны делают доски для лавового сёрфинга Игналу. Ещё они собирают и остужают лаву, используя её затем для постройки жилищ или поделок. Одно из мест сбора — Разлом Трен Кром, где протекает лавовая река. Через него существовала канатная дорога в Ко-Вахи. Ещё в Та-Вахи есть Большой Телескоп, через него рассматривают звёзды звездочёты.

Здесь построили самый большой стадион для Колхи. На границе с Ко-Вахи имеется местность, контролируемая Макутой — Ущелье Теней. Здесь обитает ужасный Рахи Нуи, существо с большими рогами, мощными передними лапами, крыльями Нуи-Рама и жалом. Хикаки — немного похожие на кенгуру любители горячих мест. Хото невелики, но могут источать жар, который позволяет им плавить насквозь камень. Птички Инфернавики любят присутствие лавы, которая отгоняет от них хищников. Кофо-Жага похожи на скорпионов, любят тепло, но боятся света, предпочитают нападать группами исподтишка. Ранама плавают в раскалённой лаве и нападают на тех, кто попадётся им на глаза. Лавовые Крысы примечательны тем, что разбрасываются огнём для защиты. Та-Матораны также приурчали шестиногих лис.

Ко-Вахи[править]

Санктум

Суровый ледяной край. Гора Иху примыкает к вулкану Мангаи, а её скалистые ледяные пики тянутся на запад и уходят в океан. Из-за жестоких буранов здесь бывает опасно передвигаться, Ко-Матораны расставляют красные флажки для ориентирования. Особенно опасны Шквальники, где ветра свирепствуют очень часто, их или самые опасные их участки ещё называют Пустошами; видимо, потому что там почти никто не живёт. Ко-Коро находится между двумя ледяными глыбыми и под ледяным потолком. Дома Маторанов отстроены изо льда. В таинственном Санктуме близ деревни находится Стена Пророчеств, ледяная пещера с выгравированными письменами. Расшифровкой нанесённых на неё предсказаний в свете факелов занимается большинство Маторанов, в свободное время они медитируют или сооружают искусные ловушки для Рахи.

В этом неприветливом краю водится не так много животных. Здесь можно встретить громадного и проворного тигра Муаку, одного из самых грозных хищников. Ещё тут водится Кане-Ра, могучий бык. Кристальный Ползун своими цепкими когтями карабкается на льдины, они собираются небольшими группами, а их глаза горят красным светом. Здесь живут неизвестные птицы, падающие на жертв с высоты. Как ни странно, теплолюбивые Хикаки смогли адаптироваться и здесь. То же касается похожих на носорогов Вако, быстрых и предпочитающих с разбега бросаться на чужаков.

Га-Вахи[править]

Скалы пляжа Га-Вахи, водопад Нахо, Га-Коро на поверхности и под водой

Это местность на побережье бухты Нахо, она граничит с Та-Вахи на юге и с Ко-Вахи на западе, а на севере — с По-Вахи. Её берега сложены из песка и белых скал, местами покрыты джунглями, частью заняты плодородными равнинами, на пляже — пальмами. Здесь всегда влажно и жизнь бьёт ключём. Река Хура-Мафа стекает с горы Иху и заканчивается водопадом Нахо, её воды стекают в океан. В скале вокруг водопада вырезан лик Гали, Тоа Воды. Вдоль Старой Тропы Фуса растут бамбук и харакеке (местный лён). На поверхности воды в бухте произрастают огромные листья лилий, на которых из водорослей Га-Маторанки соорудили Га-Коро. Селение окружено водоворотами и сильными течениями, не зная о которых, плавать там опасно. Все Га-Маторанки и их Турага — женщины. Они отличные пловчихи, умеют плести верёвку из харакеке и мастерить многие другие предметы, например, удочки и крючки. Под Га-Коро произрастают подводные растения, которые собираются ныряльщицами. Это место называется Восточными Садами. Га-Маторанки также умеют ходить под парусом и любят состязание на лодках — Нгалава.

Пещерные рыбы обитают в подводных пещерах бухты Нахо, они могут раздуваться для отпугивания хищников. Светящиеся Медузы безобидны и освещают бухту по вечерам. У рыб Ру́ки крайне сильные челюсти, которыми они разгрызают сети рыбачек. Стаей они могут даже напасть на Таракаву — крупное Рахи, которое прячется под водой и нападает из засады, совершая удары передними конечностями. Рыбы-бритвы на самом деле дышат кислородом, но у них есть острая, как бритва, чешуя. Дермис-черепахи носят почти непробиваемый панцырь и имеют клыки для самозащиты. Они медлительны, но умеют прятаться, умеют петь. Крабы Керасы любят рыбу и недолюбливают солнечный свет. Известно два нападения громадного Осьминога Великого Храма, у которого есть двенадцать щупалец. Существует много неназванных Рахи, например, известно, что Маторанки приручали существ, похожих на китов. Есть тут и органические создания, аборигены планеты: рыбы, кузнечики, морские звёзды.

По-Вахи[править]

Сувенирная лавка[3] на берегу бухты Левы и Каменоломня

Пустыня Мотара занимает большую часть территории и большую часть северной оконечности острова. На западе она изрезана каньонами, самый крупный из них — Тиро. На востоке находится бухта Левы, где расположен причал, от которого лодки плывут в Га-Коро. Местный сторож продаёт сувениры туристам. Дорога Предсказаний с большими каменными головами Маторанов, вырезанными по обе её стороны, ведёт ко входу в По-Коро, вырезанному в скале в виде «рта» такой же головы. Селение отстроено из камня, его обитатели в основном камнерезы. На устроенном здесь базаре можно купить мячи для игры в Колхи и скотину (пойманных Рахи). Если свернуть на развилке дорог в другую сторону от По-Коро, можно попасть на Каменоломню, где резчики добывают камень для своих работ — статуй, статуэток и каменных инструментов. Здесь вырезаны шесть голов Маторанов, на которых установлены сверху шесть масок Тоа из камня.[4]

Дикапи похожи на страусов, у них сильные ноги и клюв, они не умеют летать, издают характерный свист. Фуса напоминают тушканчиков, но могут нанести сильный удар передними лапами, в целом миролюбивы. Хуси похожи на киви, но могут ударить своим клювом, Махи напоминают рогатых баранов, могут быть агрессивны. Те и другие приручаются и продаются на базаре. Макика — существа с длинными руками, передвигаются неуклюжими прыжками, но довольно опасны из-за кислоты, которую производят. Она добывается для быстрого растворения камня при работе в шахтах или туннелях. Нуи-Жага и более мелкие Кофо-Жага распространены по всему острову, в том числе и здесь. Это агрессивные похожие на скорпионов Рахи, которые могут ударить противника жалом или брызнуть на него ядом. Их крик похож на звук бьющегося стекла. Тунельщики поедают протодермис и могут иногда забраться в дом Маторана. Если их атаковать, принимают вид направленной на них силы, например, огня. Ещё тут обитают агрессивные птицы Моа и ядовитые Каменные Черви.

Ону-Вахи[править]

Сияющая Каверна, Ону-Коро и Большая Шахта

На северо-западе находится Риф Папа Ниху. Все остальные места интереса расположены под землёй. В громадной пещере отстроено Ону-Коро. Оно освещается светокамнями, добываемыми под землёй. Ону-Матораны отлично приспособлены видеть в темноте, поэтому они в основном шахтёры или инженеры, занятые на добыче полезных ископаемых. Сюда прорыты подземные шоссе из других Вахи, по ним торговцы из разных селений собираются на большой базар. Дорога в Ко-Коро была заброшена, но по ней ещё возможно пройти. Сияющая Каверна прорыта где-то на пути из Ону-Коро в Та-Коро и Ле-Коро. Там добывают светокамни — аналог фонариков, когда добыча экстренно прекратилась, шахтёры и землекопы начали забастовку.

В Большой Шахте, выкопанной ярусами почти вертикально, ведётся основная добыча протодермиса, другой руды. Руда и камень добываются кирками, дрелями, транспортируются вверх на лифтах, механизмы приводят в движение крабы-Уссалы. Эти животные обитают по всему острову, но здесь их приручают и используют их умение рыть. Уссалерия используется как местная армия, а ещё на крабах устраивают гонки. Двенадцать тоннелей-ответвлений от основной шахты зовут тоннелями Марн, в них также ведётся добыча.

На самом дне оказался слой непробиваемой породы, там были найдены солнечные часы. Когда тень от стрелки падает на 4:00, открывается проход в логово Макуты. Внутри его стерегут ужасные крабы Манасы, одни из сильнейших Рахи. Проблемы шахтёрам доставляют в основном Кофо-Жага, мелкие скорпионы, атакующие группами. Иногда можно встретить Подземных Червей, длинных белых с шестью усами, приспособленными бить с большой силой. У них тонкий слух. Здесь водятся Фику. Ещё тут встречаются элементали Ватука, груда камней, складывающаяся в руки и голову.

Верования и принципы[править]

Амайя Нуи общим планом и Сува храма Кини-Нуи, к которой направляются Тоа

Все порядочные Матораны верят в Великого Духа Мата Нуи, милостивого к их нуждам. В кругу Амайя, на песчаном плато, Турага рассказывают Маторанам легенды о том, как Мата Нуи даровал им жизнь на этом острове, но его брат Макута погрузил Великого Духа в сон. Пророчества говорят о шести героях, которые явятся развеять тьму над островом. Существует священное место Кини Нуи, где Турага также рассказывали истории. Там находится вход в логово Макуты, туда шесть Тоа принесли по шесть масок, которые они отыскали по всему острову. В достроенном Маторанами Амайя Нуи предавалась медитации Тоа Гали.

Матораны стараются следовать Трём Добродетелям: Единство, Долг, Судьба (см. символ). Первая означает, что им необходимо оставить в стороне раздоры и создавать прочные братские узы. Вторая напоминает о том, что вверенная Маторану работа должна быть исполнена, дабы не подвести остальных и себя. Третья — туманная, но вполне реальная установка следовать уготованной ему роли и не забыть о своей цели. Достичь её можно многими путями, поэтому следует искать самый верный.

Каждая деревня придумала для себя Принцип, идущий от Добродетелей. Они помогали в тяжёлые времена. Дабы сломить их, Макута последним средством в борьбе с ними избрал шесть Ракши, каждый нёс способность, которая могла бы эффективно противостоять Принципам.

  • Принципом Та-Коро стала храбрость (чтобы исполнить Долг перед остальными), а её враг соответственно — Страх.
  • Принципом Га-Коро — чистота (лишь незамутнённый разум может достичь Единства), её враг — Отравление.
  • Принципом Ле-Коро — вера (в Единство и в исполненный Долг), её враг — Разъединение.
  • Принципом По-Коро — творчество (чтобы исполнить Долг и следовать Судьбе, создавая новое), враг — Тление, дабы обратить всё в пыль.
  • Принципом Ону-Коро — процветание (его приносят Долг и Судьба, когда они исполнены), враг — Голод.
  • Принципом Ко-Коро — мир (когда в спокойствии следуешь своей Судьбе), враг — Злоба, лишающая покоя.

Культура[править]

Матораны живут в разных селениях обособленно и от природы отличаются характерами в силу различной принадлежности к элементам. У каждого Коро есть набор традиционных профессий, а работа играет большое значение для каждого Маторана. Они все должны выполнять какую-то определённую задачу. Это может быть и особенное занятие, например, работа летописца или сопровождающего Тураги, но главное — не бездельничать. Когда на острове появились Тоа, Матораны стали чтить их как своих защитников, но ещё раньше они из Пророчеств узнали некоторые детали их облика и сил и стали поклоняться им, отождествлять их со стихией. Матораны под руководством Тураг иногда танцуют Такару, хвалебный танец Великому Духу. Это священная церемония.

У всех Маторанов есть свои виды спорта. В Га-Коро соревнуются в скорости и умении маневрировать на каноэ, это соревнование названо Нгалава. В Та-Коро занимаются сёрфингом по расплавленной магме, Игналу. В Ле-Коро седлают птиц Кева, подвид Гукко, и соревнуются верхом на них. В Ону-Коро любят устраивать гонки на крабах-Уссалах, со своей спецификой — рытьём на скорость. В Ко-Коро бросаются снежками, это называется Хуай.

Особенно популярный вид спорта возник в По-Коро. Начало ему положил спор По- и Ону-Маторанов о качестве работы резчиков и качестве камня из шахт. Начали бросаться всем, что попадётся под руку. Тогда Турага предложили игру, чтобы решить спор. В ней Матораны забивали каменные мячи в ворота противника и защищали от них свои, причём ворот было четыре штуки и четыре игрока; играли ногами. Затем правила были доработаны. Игроков в командах стало неограниченное количество и команд — до шести. Играть стали клюшками из пемзы, окованными сталью, а один из команды получил возможность носить щит, чтобы защищать им ворота. Поля для новой игры Колхи построили во всех Коро, она стала неотъемлемой частью празднеств.

Тропы, связанные с островом[править]

  • Боевая дрель — ей вооружён Турага Венуа, он намечает с её помощью направление строительства шахты.
  • Верующий интеллектуал — любые Турага, мудрые и много знающие «старцы», которые помогают своим народам в их работе. По совместительству жрецы местных культов, хотя о сущности их веры им известно больше, чем остальным.
  • Географический сеттинг — деревеньки занимают лишь небольшую часть биомов, в которых расположены.
  • Горцы — Ко-Матораны, молчаливые и немного нелюдимые обитатели горы Иху.
  • Затерянный город в джунгляхселение на примерно тысячу Маторанов, построенное на деревьях в джунглях Ле-Вахи.
  • Затерянный город в пустыне — По-Коро.
  • Зловещее болото — болото Фау в Ле-Вахи. Оно даже красиво, только Ле-Матораны совершенно не умеют плавать...
  • Искусный мастер — Хафу, резчик, который создаёт статуи из камня.
  • Лоскутная география — на небольшом острове нашлось место для шести биомов. Терраформинг живородящий.
  • Мраккультист — часть Маторанов стала поклоняться тёмному властелину Макуте. Один из них фигурировал в истории, устроив вспышку инфекции в По-Коро. Он продавал заражённые мячи для Колхи, и их раскупали из-за отличного качества работы.
  • Плавучий городдеревня на воде — Га-Коро. Дома построены из водорослей и покоятся на листьях очень крупных плавающих растений.
  • Планета с островком обитаемости — одним из них является Мата Нуи, второй Войя Нуи. Хотя за тысячу лет на острове появилась и органическая фауна, которая по всей видимости принадлежит планете, — насекомые и птицы. Значит, где-то должна быть другая суша.
  • Племя — шесть племён во главе с Турага занимаются стандартным промыслом островных народов, а заодно изобрели различные механизмы, как дрели в Ону-Коро, и целую культуру спорта. Наверно, с ними поделились знаниями Турага, у которых много секретов в запасе.
  • Подземный городселение Маторанов, Ону-Коро, расположенное в большой подземной пещере. Освещается светокамнями, Ону-Матораны приспособлены видеть в полумраке.
  • Психологические эффекты магии — строго говоря, субверсия. Характер соответствует элементу каждого из обитателей острова, но лишь потому, что и то, и другое присвоено им в комплекте.
  • Технари — инженеры Ону-Коро. Обслуживают все сложные механизмы.
  • Тёмный лес — Обугленный лес, прогоревший до тла и теперь угольно-чёрный. Густые джунгли Ле-Вахи.
  • Снег означает смерть — всем, кроме местных жителей, соваться в горы опасно, а в Шквальники — вообще каждому.
  • Фракциоцентричный сеттинг — Матораны не враждуют, но у каждого племени немного самобытная культура, и иногда у них случаются перепалки.
  • Эпоха тьмы — длилась почти тысячу лет, в это время Рахи были особенно агрессивны и нападали на Маторанов, заражённые Макутой. Конец ей положили Тоа, героически отбившие нападения и сошедшиеся в бою с Макутой.

Примечания[править]

  1. Вот ссылка на одного архивариуса, который посвятил этой теме не один лонгрид.
  2. Цифры не совсем сходятся с ростом Великого Духа. После реткона остров мог «вырасти».
  3. Смешная надпись на сувенирном камне: «Мой друг побывал в По-Коро, и всё, что он привёз, — это завалящая книжка».
  4. Это полушуточная отсылка к известным статуям с острова Пасхи, на головы которым ставили каменные блины, похожие на шляпы.