Благие знамения

Материал из Posmotreli
(перенаправлено с «Добрые предзнаменования»)
Перейти к навигации Перейти к поиску
16554-dobryie predznamenovaniya.jpg

Good Omens («Благие знамения», в других переводах — «Добрые предзнаменования») — роман английских писателей Терри Пратчетта и Нила Геймана в жанре юмористического городского фэнтези. Для Нила Геймана книга стала первым крупным литературным произведением. Роман, выдержанный в тонкой манере английского юмора, рассказывает об ангеле и демоне, пытающихся предотвратить библейский Апокалипсис. Книга содержит большое количество аллюзий, цитат и отсылок к современной массовой культуре, в особенности к фильму «Омен».

В 2019 г. вышла блестящая экранизация в виде мини-сериала.

Сюжет[править]

Демон Кроули получает задание подменить Антихристом сына американского атташе по культурным связям, который вот-вот должен родиться в маленькой больнице при монастыре Сатанински Болтливого Ордена св. Бериллы. Кроули и ангел Азирафель понимают, что конец света не сулит им ничего хорошего независимо от исхода последней битвы. Поразмыслив, они решают, что Антихрист не несет в себе зла, только возможность зла, как и возможность добра, а значит, конца света не произойдет, если не дать ему склониться ни к одной из сторон. Оба пытаются разными способами поучаствовать в воспитании будущего Антихриста. Вот только сын американского дипломата на самом деле обычный мальчик, и он был не единственным, родившимся в ту ночь в той больнице…

Персонажи[править]

  • Азирафель — некогда охранял врата Эдема огненным мечом, потом жил среди людей тысячи лет и в результате очень полюбил их. Из-за его дружбы с Кроули и тех добровольных лет среди смертных он не настолько чистосердечен, как следовало бы. Некоторыми персонажами воспринимается как «гей-южанин», но внешность обманчива — пола у ангелов вообще нет, если они всерьёз не заморачиваются этим вопросом.
  • Кроули — Змей, который искусил Еву в Эдемском саду. Ангел не столько падший, сколько скатившийся по наклонной (с). Прожив на Земле последние шесть тысяч лет, он довольно сильно полюбил человечество. Его дружба с Азирафелем означает, что он не такой злой, каким должен быть демон, хотя он вообще никогда не был очень злым. Носит крутые тёмные очки, за которыми прячет жёлтые змеиные глаза.
  • Ньютон Пульцифер/Ньютон Импульсифер — потомок Не-Прелюбы-Сотвори Пульцифера и рядовой армии Ведьмоловов.
  • Шедвелл — старший офицер армии ведьмоловов, неполиткорректный герой, козёл, любитель покурить самокрутки и поесть сгущёнки, квартирант Трейси, а также непосредственный начальник Ньютона. Открыто презирает свою домохозяйку и пытается сорвать её сеансы по призыву духов, но его пакости только играют ей на руку.
  • Мадам Трейсимедиум-мошенница, живущая по соседству с Шедвеллом. По молодости, похоже, оказывала и другие, гм, услуги, но на данный момент уже весьма в возрасте и вынуждена зарабатывать «спиритическими сеансами».
  • Анафема Гаджет/Анафема Деталь — дальний потомок предсказательницы Агнесы Псих и одна из немногих людей, у которых есть шанс разобраться в пророчествах, которые оставила ее прародительница. Произвела большое впечатление на молодого Адама.
  • Эти — шайка хулиганов, которую возглавляет Адам.
  • Всадники Апокалипсиса, которые стали байкерами.
  • Хастур — герцог ада, начальник Кроули. Является интерпретацией одноименного лавкрафтовского божества из рассказа Амброза Бирса.

Что здесь есть?[править]

  • Австралия с барского плеча — Адам планирует передать Австралию Барбосу, поскольку здесь полно места для бега, а ещё тут можно охотиться на всяких кроликов и кенгуру.
  • Ай, молодца!:
    • Шедвелл с дурного ума влез в проводимый Азирафелем ритуал, сочтя его демоническим. Мало того, что доставил ангелу немало проблем, так ещё из-за него и книжный магазин сгорел, вместе со всеми древними книгами.
    • Кроули тоже горазд: превратил автомагистраль М25 в демонический символ, чтобы ублажить начальство, а когда надо быстро выбраться из Лондона в канун Армагеддона, так оказывается, что город окружает непреодолимый барьер из адской энергии.
    • Ему же в сериале аукнулась блокировка мобильной связи во всём Лондоне, когда потребовалось срочно позвонить Азирафелю. Впрочем, пример мягкий, поскольку прямо уж крупной проблемы из этого не вышло.
  • Аллюзия — в сериале есть несколько отсылок на более известную роль Дэвида Теннанта — Десятого Доктора. Например в сцене, где Кроули рассматривает звёздный атлас в поисках нового дома, где его не затронет Армагеддон, можно заметить планету Галлифрей — родной мир Доктора. А в сцене с Шекспиром великий драматург крадёт у Кроули пару строк. То же самое случается с Доктором. А описание одного из пришельцев подозрительно напоминает далека.
    • И ещё. В сериале Кроули рыжий. В одном эпизоде «Доктор Кто» Десятый (Теннант) сокрушается, что он не рыжий. Что называется, сбылась мечта…
  • Огромное количество Бафоса.
  • Блестящий неканон — некоторые моменты экранизации. Или таки канон, ведь к сериалу приложил руку один из соавторов книги, Нил Гейман.
    • В одном из своих интервью Гейман упоминал, что в сериал были добавлены многие герои\события, которые были вырезаны из книги, но тем не менее имели место в этой вселенной.
  • Борец за нравственность — эпизодический персонаж, председатель местного совета жителей Нижнего Тадфилда по имени Р. П. Тайлер, который смог завалить своими письмами о «нравственном упадке» тадфилдскую газету «Адвертайзер».
  • Босоногая магия — «в большинстве книг по черной магии утверждается, будто ведуньи творят свое колдовство обнаженными. А все потому, что большинство книг по черной магии написано мужчинами».
  • Вместе мы сможем править ГалактикойАдама пытались переманить на свою сторону Ад, Рай и Всадники Апокалипсиса, но все получили отказы.
  • Гроза — накануне битвы между Раем и Адом в Тадфилде вовсю шёл дождь с грозой.
  • Добро — это скучно — именно так Кроули убеждает Азирафеля в том, что они должны предотвратить Армагеддон: ведь тогда ангел навечно отправится в Рай, а всё самое интересное происходит или на Земле, или в Аду.
  • Друг всему живому — мистер Франциск, причём это ТОТ САМЫЙ Святой Франциск. Убеждает Мага любить всех тварей земных, но благодаря няне Ашторет (сотруднице Кроули) все его старания ни к чему не приводят: мальчик остаётся обычным ребёнком. Их действия были именно на то и нацелены, чтобы нейтрализовать влияние друг друга на Мага.
    • В сериале и садовник, и няня — те же Азирафель и Кроули.
  • Голливудский сатанизм — все демоны считают всех адептов этой практики ряжеными придурками.
  • Девушки любят мягкие игрушкисубверсия. Мадам Трейси считает, что мягкие игрушки создают в её будуаре интимную и игривую атмосферу. Она ошибается.
  • Её зовут Вера:
  • Загробная канцелярия — и ангел Азирафель и демон Кроули обязаны отчитываться о проделанной работе вышестоящему/нижестоящему начальству. В сериале даже показано, как оба входят в одно и то же офисное здание, Азирафель поднимается по эскалатору, а Кроули опускается по зеркальному эскалатору. Рай похож на ярко-белый офисный этаж. Все ангелы носят деловые костюмы. Ад похож на подвал офисного здания, с тесно стоящими рабочими столами. Фокус в том, что оба осознают, что их противоречие приводит к обоюдной нейтрализации с нулевым эффектом на Землю. А начальству плевать — главное чтобы был отчёт. А когда приходит пора призывать четырёх всадников Апокалипсиса, то эту работу аутсорсают одной курьерской компании. Плюс неоднократно упоминаются бюрократические проблемы в случае потери специально выданного для проживания на Земле тела.
  • Закадровая любовная сцена — в книге, у Ньютона с Анафемой. В сериале закадровой быть перестала.
  • Закадычный враг — Кроули и Азирафель после шести тысяч лет вражды.
  • Звероуст — Кроули понял совет «разговаривать с растениями» по-своему и терроризирует их. А если заметит какой-то жёлтый листик, то демонстративно забирает горшок с растением в другую комнату, после чего возвращается уже с пустым. В общем, трясутся листья не от сквозняка. Зато все растения в его квартире — самые красивые во всём Лондоне.
  • Зло — это отстой — большинство демонов выглядят так, словно их выгнали со съёмок «Зловещих мертвецов» за убогий грим и дешёвые костюмы. В книге же отличить ангелов от демонов можно только если как следует присмотреться с удачного ракурса.
  • Золотые волосы, золотое сердце — Азирафель и Адам.
  • Импровизированное оружие:
    • Кроули готов выйти против Сатаны с монтировкой (в книге он ещё закадрово поколотил ею нескольких американских солдат).
    • Агнесса Псих превратила свою одежду в бомбу с помощью пороха и кровельных гвоздей.
  • Индивидуализировать кордебалет — в книге единственный ангел, не считая Азирафеля, имеющий хоть какое-то непосредственное участие в событиях — Метатрон. В сериале Метатрон появляется всего раз, а большая часть его роли отдана Гавриилу, который в книге вообще не появлялся, а в сериале появляется почти во всех сериях. Плюс были добавлены Михаил, Уриил и Сандальфон.
  • Кнопка берсерка для Пеппер — произношение её настоящего имени Звёздочка Пиппин Галадриэль.
    • В экранизации — любое проявление сексизма.
  • Компьютерная магия — каким-то образом четверо всадников умудряются взломать всё ядерное оружие в мире через один компьютер. Правда, магия здесь действительно имеет место, ибо существа они сверхъестественные.
    • К счастью, Ньют способен сломать любой компьютер — достаточно лишь попытаться его починить или просто прикоснуться с намерением починить.
  • Крошечная армия — армия ведьмоловов одно время насчитывала десятки членов, и за каждую найденную и сожжённую ведьму им платили девять пенсов. К сожалению, об инфляции никто не думал, как и о том, что Великобритания перейдёт на десятичную денежную единицу, так что добровольцев сейчас мало. А если точно — всего два: сержант-ведьмолов Шэдвелл и рядовой-ведьмолов Ньют Пульцифер. Хотя в главбухе указано ещё десяток-другой солдат с подозрительно простыми или выдуманными фамилиями (что поделаешь, воображение у старика Шэдвелла никудышное).
  • Крутая тачка — Бентли Кроули. Любая кассета, оставленная в бардачке на две недели, превращается в «Лучшие хиты Queen».
  • Любимый фанский пейринг — Кроули/Азирафель. Был популярен ещё до выхода сериала, а уж после количество фанатского контента по нему превысило все мыслимые пределы. Гейман косвенно подтверждает.
    • Чуть менее активно шипперят Вельзевул и Гавриила.
  • Люди особенные — в отличие от ангелов и демонов, которые описываются как предрасположенные к тому, чтобы быть всегда законным добром и всегда хаотичным злом соответственно, люди обладают способностью быть любыми в любой данный момент. Фактически люди способны на большую добродетель, чем ангелы, и на более глубокую злобу, чем даже самые злобные из демонов, до такой степени, что Кроули удивляется, почему они вообще беспокоятся. Именно это качество заставляет Адама отказаться от своей судьбы и отменить апокалипсис до его официального начала.
    • Начальство в пекле постоянно хвалит Кроули за злодеяния, о которых он даже и не подозревал. Получив благодарность за испанскую инквизицию, Кроули отправился посмотреть, в чём там дело. После чего ушёл в недельный запой. В сериале ему также приписали французскую революцию и Эпоху Террора.
  • Мелькор был хорошим — внутримировой пример: засланные Раем и Адом гувернёры Кортезе и Гаррисон, соответственно, на своих уроках истории для антихриста обеляют или очерняют то одних исторических личностей, то других.
  • Милая черта крутого — Кроули обожает слушать группу Queen.
    • Он бы с удовольствием послушал что-то другое, но любая кассета в его машине, если полежит хоть немного, превращается в антологию «Best of Queen».
    • В экранизации им с Азирафелем добавили ещё любовь к мороженому.
  • Много имён — Война и Загрязнение каждый раз, меняя профессию, меняют и имя.
    • Также демоны, кроме истинного, имеют и несколько поддельных имён.
    • Враг Рода Человеческого, Разрушитель Царств, Ангел Бездны, Великий Зверь, имя коему Дракон, Князь Мира Сего, Отец Лжи, Порождение Сатаны и Владыка Тьмы — или просто Адам.
  • Морской народ — жители Атлантиды.
  • Нацистский оккультизм — в сериале во время войны Азирафель якобы сотрудничал с двумя немецкими шпионами, добывая для них книги пророчеств. Единственную, которую он не смог добыть — книгу Агнессы Псих. Ангел считает, что работает на британское правительство, однако его связная тоже оказывается немецкой шпионкой. К счастью, его спасает Кроули, вынудив какой-то фашистский бомбардировщик по ошибке сбросить на церковь бомбу, а Азирафель чудом (в прямом смысле слова) спас их от развоплощения (это же столько бумажной мороки — получать новое тело!). Фашисты также упоминают поиски Копья Судьбы и Ковчега Завета.
  • Несовместимая с жизнью болтливость — согласно одной из версий легенды про святую Бериллу, она была задушена своим женихом, князем Казимиром, через три недели после свадьбы из-за своей болтливости.
    • В экранизации Хастур убивает одну из болтливых монашек из-за того, что та не замолкает.
  • Не умеет давать имена — Адам называет своего пса «Пёс» (Dog). Зачем долго думать?
    • В переводах, увы, юмор отчасти теряется, и цербер становится то Бобиком, то Барбосом. Хотя суть одна и та же — «чем проще, тем лучше».
    • Там же: мать Анафемы Гаджет, будучи не в ладах с богословием, назвала дочку… ну да, Анафемой.
  • Несовместимая с жизнью тупость — в сериале Азирафель отправляется в Париж во время эпохи террора, одетый в свой любимый наряд, попахивающий аристократизмом. Разумеется, он чуть было не лишается головы, ибо французский народ сейчас казнит всех по любому поводу. Ну, не умер бы, конечно, но за развоплощение его бы по головке не погладили наверху — казённое имущество всё-таки. А почему он туда попёрся? Ему захотелось блинчиков.
  • Нечисть боится святых символов — святая вода равносильна серной кислоте для демонов. Даже пребывание в церкви подобно прогулке по раскалённым углям для Кроули.
  • Никто не любит Аида — многие грешники винят во всех своих грехах Люцифера, хотя он даже пальцем не пошевелил, чтобы склонить их к греху.
  • Ниндзя-пират-зомби-робот — «Я много знаю о книгах. Даже сам написал одну. Очень потрясную. Получилось почти целых восемь страниц. Об одном пирате, который стал знаменитым сыщиком. Я и картинки к ней нарисовал, — сообщил он и, расщедрившись, добавил: — Если хочешь, дам тебе почитать. Спорим, такой интересной ты никогда еще не теряла. Особенно тот кусок про звездолет, где динозавр нападает на ковбоев. Спорим, ты сразу плакать перестанешь. Вот Брайан ей очень обрадовался. Сказал, что никогда еще так не веселился».
    • Ну а когда малыш-антихрист начинает проецировать в окружающий мир свои фантазии, начитавшись всякого, в произведении, помимо ангелов и демонов, появляются на секунду пришельцы, Атлантида, тибетские монахи-землекопы и Кракен.
  • Окрутеть в адаптации — совсем эпизодический персонаж, мать Анафемы. В книге упоминается дважды — это не особенно образованная женщина, считающая, что «Анафема» — прелестное имя для девочки, и думавшая, что «экипаж с востока» из предсказания Агнессы — повозка какого-нибудь императора. В сериале это очаровательная итальянка, уж точно не страдающая ограниченностью.
  • Опенинг не в начале серии — тут время для опенинга определяют генератором случайных чисел.
  • Первый контакт — благодаря Адаму жители Тэдфилда становятся контактёрами с группой пришельцев, которые доставляют пожелание мира и добра, сами не зная зачем.
  • Полая Земля — «Откуда вы взяли, что нутро у неё совсем пустое? Там, внутри, милю за милей — все эти твои лавы, нефти, уголь и всякие тибетские туннели. А под ними-то как раз и пустота. Вот что люди думают».
  • Полное уничтожение: демонов можно полностью уничтожить, если их окунуть в святую воду. А ангелов — если их отправить в геенну огненную.
  • Полночь без пяти — ангел Азирафель и демон Кроули пытаются предотвратить войну между Адом и Раем, которая должна будет начаться через неделю.
  • Посмертный персонаж — Агнесса Псих.
  • Похитители телАзирафель получил способность вселяться в человеческие тела из-за того, что его собственная телесная оболочка оказалась разрушена после входа в пентаграмму. Шэдвелл принимает его за демона. Дважды в один и тот же день.
  • Похорошеть в адаптации — Ньют в книге описан как высокий, тощий, но не особо симпатичный парень. В сериале его играет обаятельный Джек Уайтхолл.
    • То же самое можно сказать и об Анафеме. В книге она описана как обладательница красивых черт, но только когда взяты по отдельности. Вместе получается что-то несуразное. В сериале её играет прекрасная Адриа Архона, хотя красоту несколько сглаживают её наряд и очки.
  • Предсказание — Агнес Псих и её «Превосходные и Недвусмысленные Пророчества» описывают чрезвычайно подробно будущее на 300 лет вперед. Правда, несколько туманно и без указаний на точное время, так что толкователи обычно осознают их лишь постфактум. Не должно покупать Бетамакса!
    • В сериале добавили предсказание о появлении в 1980 г. «Яблока, которое нельзя будет съесть», но в которое нужно вложить сбережения[1]. На этот раз один из предков Анафемы верно всё угадал и крупно разбогател.
    • И ещё одно предсказание, сугубо для Азирафеля и Кроули, благодаря которому они избегают казни, обменявшись личинами: «Кроули» спокойно купается в ванной, полной святой воды, а «Азирафель» безмятежно стоит в адском пламени, смертельном для ангела.
  • Приняли за гея:
    • Мистер Янг, не понимая тайный язык подмигиваний монашек, принял его за свидетельство тайной любви между ними. На самом деле монашки обсуждали подмену младенца.
    • Азирафеля очень часто (авторы даже это подсвечивают) принимают за гея (он просто разговаривает мягко и одевается по-старинке).
    • В книге Анафема беспокоилась, когда Азирафель и Кроули решили её подвезти (ночь, лес, пустынная дорога, двое незнакомых мужчин — небезопасная ситуация), даже на всякий случай предупредила их, что у неё с собой большой нож. Однако, уже высадившись, услышала, как Кроули назвал Азирафеля «ангел», и сделала вывод, что в ЭТОМ плане она их совсем не интересовала.
    • В сериале добавили ещё пару сцен. Первая — разозлившись на Азирафеля за то, что тот назвал его хорошим, Кроули припёр ангела к стенке и принялся высказывать всё, что по этому поводу думает. И тут вмешивается проходившая мимо бывшая монашка-сатанистка Мэри: «Простите, что прерываю интимный момент…»
    • И вторая — когда Азирафель и Кроули поругались, к ангелу подошёл случайно услышавший их перебранку прохожий и попытался утешить: «Я прошёл через это. Тебе будет лучше без него».
  • Принять оскорбление как комплимент — мадам Трейси воспринимает оскорбления Шедвелла как комплименты.
  • Свинья-страшилка — колыбельная няни Ашторет:
«

Вот поросёнок, который отправился в ад, Вот поросёнок, который дома остался, И сокрушил все народы мира, Вот поросёнок, что парной человечинки вкусил, Вот поросёнок, который насиловал девственниц, А вот поросёнок, который взобраться сумел На высокую гору из мертвых тел.

»
— Пародия, в частности, на американскую детскую считалку
  • Сменить пол в адаптации: женщинами в сериале сделались Загрязнение, архангелы Михаил и Уриил, Вельзевул и Бог.
    • Впрочем, учитывая слова Слова Божия о том, что в этой вселенной ангелы и демоны бесполые, тут как-то не очень понятно.
  • Сменить расу в адаптации:
    • В экранизации Адам и Ева стали неграми. В библии раса первых людей не указана, однако их привыкли изображать европейцами. Подобное решение вопросов не вызвало, так как современный человек примерно так представляет древних людей.
    • Пеппер в книге описана как белая девочка с рыжими волосами. В сериале она — негритянка.
    • Анафема в экранизации стала латиноамериканкой. (ну и гражданство сменила).
  • Стандартная христианская мифология: всё произведение — это большой стёб над сеттингом.
  • Так всё и было — именно благодаря демонам, ангелам и Всадникам Апокалипсиса произошли многие научные открытия и исторические события.
  • Украсть шоу — Дэвид Теннант в роли Кроули похитил практически всё шоу, а что осталось — украл сыгранный Майклом Шином Азирафель.
  • Тибет — по мнению Адама, половина выживших жителей затонувшей Атлантиды перебрались на Тибет и стали оттуда править миром. А ещё они создали тайный подземный город под названием Шамбала, а туннели из него тянутся во все концы земли, чтобы они знали обо всем на свете.
  • Фанская кличка:
    • Азирафель — Азя (Азичка), Зира, Рафаэлло, Азирафаэлло. А помимо вариаций на тему имени — Булочка и Зефирка.
    • Кроули — Змей, Кровля.
    • А любимый фанский пейринг Вельзевул+Гавриил красиво именуют Бляхомуха+Бляхомуж. Иногда сокращают до просто Бляхомухи.
  • Хороший парень — Уэнслидэйл и Брайн. В общем-то и Ньют подходит под это определение. И даже Азирафель с Кроули!
  • Хочу быть нормальнымАдам хочет быть нормальным человеком.
  • Хуцпа — гарантийное соглашение на дорогущий комп Кроули, в котором говорится, что «если он 1) не работает; 2) не делает того, что обещано в дорогой рекламе; 3) убивает током любого, кто пойдет к нему ближе чем на три шага, и 4) вообще отсутствует, когда вы вскрыли дорогущую упаковочную коробку, то это служит явным, прямым, абсолютным, косвенным и неотменяемым свидетельством того, что производитель не несет за это ответственности, что покупатель должен чувствовать глубокую благодарность за то, что ему позволено передать свои деньги производителю, и что последствием любых попыток расценивать только что оплаченное как личную собственность покупателя будет визит серьезных мужчин в очень тонких наручных часах и с угрожающе выглядящими портфелями. Условия гарантии, предлагаемые компьютерной индустрией, произвели на Кроули столь сильное впечатление, что он даже послал несколько образчиков Вниз, в отдел разработки соглашений о продаже бессмертных душ, наклеив на конверт желтую бумажку с короткой надписью: „Учитесь, ребята!“.»
  • Четыре героя — четыре темперамента: Адам — сангвиник, Пеппер — холерик, Уэнслидэйл — меланхолик, Брайн — флегматик.
  • Элвис — если верить Смерти, то он всё ещё жив.
« – Элвис Пресли? "В" должно быть – в 1977-ом он помер, так ведь?

– Не. "Д". 1976. Я уверен. – Да. В том же году помер, что Бинг Кросби. – И Марк Болан. Смертельная штучка! Тогда "Д" нажимай. Давай. Высокая фигура и не думала какую-то из кнопок нажимать. – В чем дело? – спросил Большой Тед раздраженно. – Давай. "Д" нажимай. Элвис Пресли умер в 1976-ом. – НЕВАЖНО, ЧТО ЗДЕСЬ СКАЗАНО, – ответил высокий байкер в шлеме, – Я К НЕМУ И ПАЛЬЦЕМ НЕ ПРИКАСАЛСЯ.

»
— Цитата из книги
И абсолютно счастлив, работая простым поваром в Бургер Кинге.
  • ЭТО! СПАРТА! — обычная манера речи Люцифера и Смерти.
  • Я этого не просил — именно такой ответ даёт Адам Раю и Аду на требование последовать своему предназначению и устроить наконец Апокалипсис.

Примечания[править]

  1. На самом деле «Apple» основали в 1976 г., а в 1980 г. акции стали доступны для общественной купли/продажи.