Идеологическая Сью

Материал из Posmotreli
Перейти к навигации Перейти к поиску

Идеологическая Сью — собственно, подвид Мэри Сью, как индивидуальной, так и коллективной. Дистинктивно отличается от надтропа тем, что к обыкновенной мерисье автор питает симпатии личные, а к этой — сословные, классовые и мировоззренческие. Обыкновенная Сью получает от автора все вообразимые плюшки (перечисленные в посвящённой ей статье) потому, что автор по-другому ещё не научился и, возможно, не научится. Идеологическая — потому, что политические взгляды автора перевешивают его рационализм, вот он и подыгрывает любимчикам (в жизни или в искусстве), за которых искренне радеет и/или чьи деньги пытается своим произведением привлечь. Или даже не не просто подыграть, а побудить других — в надежде, что жизнь подражает искусству и что публика воспримет произведение как прямое руководство к образу мыслей.

Идеологическая Сью по определению резонёр, но не всякий резонёр — идеологическая Сью. К примеру, Чацкий в «Горе от ума» провозглашает идеи, с которыми автор сердечно согласен — но при этом сам себя выставляет таким идиотом (фактически хипстером XIX века), что нужно быть Грибоедовым, чтобы, смеясь над его идиотизмом, продолжать (и зрителя заставлять) относиться всерьёз к самим идеям. Беда в том, что авторы идеологических Сью — ни разу не грибоедовы. Зачем развитие персонажа? Он уже исповедует единственно правильное мировоззрение, — и этого вполне достаточно, чтобы считать его правым в любой спорной ситуации. Естественно, противоположное сьюшному мировоззрение превращается в соломенное чучело, а неудобные точки зрения радостно игнорируются. Все несогласные — всегда плохие, и никакого другого обоснования их действиям тоже не нужно. Viva il Duce!

Но даже идеологическую Сью возможно написать искренне и интересно — только далеко не у всех авторов есть такое желание и умение. Поэтому куда чаще берётся готовая каноническая Сью и приписывается к желательному социальному слою задним числом, зачастую сменив в адаптации цвет кожи, пол, возраст, а то и вообще всё, кроме имени.

Идеологическая анти-Сью тоже существует и называется «у нас он будет негодяем». Если же о персонаже, выставляемом идеологической сьюшей, есть и менее комплиментарные сведения, то недалёк троп «вам террористы, нам партизаны».

Где встречается[править]

Тут помню тут не помню.jpgДа миллион раз же было!
Автор этой статьи уверен, что неоднократно видел примеры этого тропа, но не может вспомнить достаточное их количество. Может быть, вам придёт на ум ещё хотя бы парочка?

Общее[править]

  • Сабж всплывает у любого МТА, если он вооружается политической повесткой.
  • Среднестатистический попаданец поджанра «бей X, спасай Россию» — хрестоматийный пример. Необязательно именно Россию, можно любую симпатичную автору реальную или вымышленную сторону конфликта, а уж конкретное значение X и вовсе дело двадцатое.

Комплексные франшизы[править]

Литература[править]

  • Ильф и Петров, фельетон «Рождение ангела» — пародия на троп. Восемь киносценаристов работают над образом советского положительного героя, наделяя его всеми возможными достоинствами и тщательно следя, чтобы у него не было ни одного недостатка:
« а) Он должен быть членом всех добровольных обществ, работу коих было бы, кстати, неплохо отразить в фильме.

б) Он одинок, так как семейная жизнь может совратить его с правильного пути. в) Посещает ли он заседания месткома? — Безусловно. г) Борода, конечно, утверждается (связь с деревней). д) Утром он работает. А вечером? — Учится. — А ночью? — Читает газеты, чем расширяет свой кругозор. — А по дороге с завода домой? — Борется с плохой кооперацией. е) Борется ли он с прочими бытовыми неполадками? — Да. — А как это показать? — Пустяки. Для этого есть надписи.

»