Индейцы

Материал из Posmotreli
(перенаправлено с «Индеец»)
Перейти к навигации Перейти к поиску
USA Indian.jpg
« Если ты, чувак, индеец, —
Ты найдешь себе оттяг!
Настоящему индейцу
Завсегда везде ништяк!
»
— Фёдор Чистяков

Индейцы — коренные жители обеих Америк. Когда обыватель слышит слово «индейцы», то сразу же ассоциирует их с Диким Западом и ковбоями. Однако даже на, казалось, безлюдной Огненной Земле жили индейцы — огнеземельцы или алакулуфы. Ацтеки, инки и майя — тоже индейцы, но них в этой статье речь не идёт.

Название, как известно, пошло от ошибки Колумба, принявшего Америку за Индию. Причем если в русском языке индеец всё же отличается от индийца, то в английском это так и осталось одним словом. В наше время путаницу исправили тем, что стали называть индейцев коренными американцами[1] (во французском языке для аналогичных целей используется термин «amérindien» — «амероиндеец», а конкретно в Канаде — фраза «First Nation»). Сами они, понятно, на своих языках никогда себя ни индейцами, ни американцами не называли.

В Сибири индейцами полушутливо называют представителей коренных народов Севера, но мы здесь не о них.

Штампы[править]

Двойной лук племени североамериканского племени Пенобскот (Penobscot)
Типи — стереотипное жильё индейцев
  • Индейцы — краснокожие. А ещё у них крепкое, мускулистое тело, длинные чёрные волосы и орлиный нос. Бороды и усов нет.
    • То, что у индейцев черные волосы и орлиный нос — это правда. Однако кожа у индейцев находится в оттенках от светлой до смугловатой, но никак не красная. Сейчас, когда множество индейцев перемешалось с пришлыми европеоидами и неграми, ситуация только усугубилась.
    • Профиль тоже у всех разный. Есть и похожие на эскимосов, таких в фильме «Вождь Белое Перо» изображали монгольские актёры. А у тлинкитов (народ, проживающий на юге Аляски и северо-западе Канады) растительность на лице вполне себе растёт, и её наличие является частью их традиций и культуры.
  • Все индейцы ходят в перьях и с раскрашенной рожей. В том числе и индианки.
    • Кстати, о раскрашивании рож. Название «краснокожие» пошло от обычая ныне вымершего племени беотуков (коренное население острова Ньюфаундленд) красить лицо охрой.
  • Индейцы, даже если они проживают в холодной Канаде, носят набедренные повязки и мокасины. А иногда ходят в сандалиях или вообще босиком (босоногостью, например, отличалась историческая Покахонтас, и эту её черту перенесли в одноимённый диснеевский мультфильм).
    • На самом деле, помимо повязок — рубахи и ноговицы (штанины, не соединённые друг с другом) из кожи или замши, которые впоследствии были заимствованы ковбоями и мексиканскими вакерос (у них известны под названием «чаппарахас» или «чап(с)ы»). Набедренные повязки без ноговиц носились в жаркое время года в качестве летних шортов, а когда было прохладно, одевались по сезону. Уже позже, под влиянием одежды европейских колонистов, ноговицы трансформировались в настоящие штаны.
      • Подсвечено в 17-й главе «Анжелики в Новом Свете» Анн и Сержа Голон. Жоффрей де Пейрак жертвует своим фортом, где предательски были убиты индейские вожди, его люди перебираются в не расчитанное на такое количество зимовье старателей и голодают зимой. Впечатлённые его поступком ирокезы приносят им продукты, представ перед укутанными в меха колонистами в метель в одних набедренных повязках. Однако старый траппер тут же поясняет главной героине, что те наверняка просто припрятали свои меховые одежды, одеяла и провизию где-то недалеко отсюда, сделали специальные упражнения и пришли произвести эффект.
  • Индейцы не говорят, а орут как сумасшедшие и улюлюкают боевые кличи.
  • А если и говорить, то на очень странный английский.
  • Любимое оружие индейцев — томагавк, лук и стрелы. Ружья? Нет, не слышали. Болас? А что это такое?
    • Хотя индейцы Субарктики ещё до прихода сюда Джованни Кабото Джона Кабота резали своих недругов медными ножами (про металлообработку смотри ниже).
      • А некоторые (вроде тлинкитов) и вовсе самостоятельно научились ковать железное оружие, некоторые образцы которого вполне тянут на короткий меч сравнимый с римским гладусом.
    • Битву при Литл-Бигхорн (упомянутую в «Ночи в музее») американцы продули дакотам и шайеннам не в последнюю очередь потому, что в армии были из экономии приняты на вооружение однозарядные «спрингфилды», а у индейцев хватило ума на свои кровные закупить многозарядные «винчестеры».
  • Все индейцы живут в индейских национальных избах — вигвамах. Пуэблос? Хоганы? Длинные дома ирокезов? Фиг вам!
    • На самом деле вигвам куполообразной формы и больше похож на юрту или на ярангу. То, что мы обычно подразумеваем под вигвамом — совсем другая постройка, типи.
      • Вигвам являлся постоянным жилищем и потому, формально, его действительно можно назвать «национальной избой». А типи — походная времянка.
  • Индейцами управляет вождь, он очень мудр и спокоен, и в его плюмаже дофига перьев.
    • Характерный плюмаж был распространён лишь у около дюжины племён, проживавших в прериях. У других индейских племён и народов существовали свои фасоны плюмажей.
  • Да и все индейцы обязательно втыкают в волосы перья. На самом деле каждое перо в головном уборе индейца имело своё определённое значение. Это как медаль или орден — знаки, право носить которые нужно сначала заслужить.
  • Индейцы носят длинные волосы, иногда заплетая в косы или создавая «конские хвосты». Кроме ирокезов, которые раньше носили ту самую причёску, которая названа в их честь.
    • Вообще-то ирокез в современном виде стали носить панки 1970-х-1980-х годов. Его отдалённым прототипом послужила причёска-чуб, носившаяся пауни (юто-астекская языковая семья, родственники навахо) и заодно кровными врагами ирокезов — шауни, которые относятся к алгонкинской группе народов; а непосредственным — роуч — плюмаж из торчащей кверху щетины различных видов животных и игл дикобраза. Роуч был распространён у некоторых (но не всех) племён ирокезской конфедерации.
    • Кроме плюмажей, индейцы из некоторых племён (в том числе и ирокезы) носили тюрбаны и плоские шапочки наподобие тюбетеек, которые также украшались перьями.
  • Ещё у индейцев есть шаман, который играет на бубне и ходит в страшной маске.
  • Индейцы вырезают из дерева тотемные столбы с зверями-тотемами, почитаемые в качестве мифического предка племени. Действительно, этот обычай был распространён у индейцев северо-запада США и запада Канады. Но всё же не стоит его экстраполировать на всех остальных индейцев
  • Любимые индейские занятия — нападать на чистых душой бледнолицых, плясать вокруг костра под бубен или барабаны, курить трубку мира, то зарывать, то откапывать топор войны и снимать скальпы с врагов.
    • Обычай снимать скальпы с врагов не был так распространён у индейцев, как показывают в старых вестернах. А вот белые поселенцы скальпирование ой как любили. Скальпы служили своего рода валютой или средством обмена. Например, в Массачусетской колонии в 1724 г. платили $500 за скальп индейца, чуть позднее — $200 за мужской скальп и $200 за женский или детский скальп. Индейцы же считали скальп трофеем: считалось, что при скальпировании сила от побежденного перейдёт к победителю.
    • Ещё дальше пошли маори: они полностью отрубали голову врага и насаживали на кол, а тело съедали. Делалось это в целях уважения к побежденному, хотя, как и индейцы, считали, что от останков побежденного к победителю перейдет его могущество. Только маори не индейцы, вопреки мнению Тура Хейердала.
      • Хейердал никогда подобного не утверждал! Он говорил только о частичном влиянии индейских цивилизаций на культуру полинезийцев, да и то прежде всего применительно к острову Пасхи.
  • Все индианки (они же скво) просто красавицы! Но, несмотря на красоту, они обычно тихие и скромные. Ещё индианки носят детей на спине.
    • Сейчас в русском разговорном письменном языке появилось слово «индеанка». Но в словарях его нет, поэтому граммар-наци беспощадно вырубают его из текстов. Автор правки, сам умеренный граммар-наци, удивлён: но почему? Это вам не мерчендайзер какой-нибудь, полезное слово.
  • Настоящий индеец очень жесток, он может устроить кровавое жертвоприношение, где в качестве подаяния будут дети бледнолицых. Несмотря на это, он очень храбр и благороден.
    • А здесь смешались в кучу сведения о разных племенах индейцев. Одни (вроде ацтеков, тлинкитов, ирокезов и поздних анасази) могли и пленников перед едой заживо разделывать, другие (вроде некоторых племён кри и хопи, потомков анасази) — пацифисты, которые воевать не любят, но умеют, однако не приемлют ненужной жестокости.
      • Жестокость и благородство отдельных племен может кардинально меняться в зависимости от рассказчика. Про пацифизм тех же кри их соседи и очень дальние родственники черноногие могли бы рассказать много интересного, равно как и про их умение воевать.
      • В принципе, прохладные истории про мирных, крутых и благородных «наших», всегда готовых протянуть руку и гуманитарную помощь даже злейшим врагам, которые обязательно отплатят черной неблагодарностью, ударят в спину и сожрут, были очень распространены у индейцев, записывались европейцами чуть ли не с XVII века (хрестоматийная история про иллиноев и виннебаго), ИЧСХ, звучат практически одинаково. Особенно забавно, когда по рассказам сиуязычных делают выводы о характере алгонкинов, а потом наоборот.
  • Индейцы не умеют вести сельское хозяйство, и поэтому их источником пропитания являются бизоны. Которых бездумно истребляют бледнолицые. Просто так.
    • Совсем не так. Именно от североамериканских индейцев к янки попали кукуруза, тыква и местная разновидность фасоли и одомашненная индейка. После того как индейцы были истреблены на широких пространствах на глубину 1000 км от побережья, выжившие были загнаны в резервации, где просто физически было невозможно заниматься сельским хозяйством — ни воды, ни плодородной земли. Потом же… искушав стейк из индейки с гарниром из фасоли, заев его тыквенным пирогом и хлебнув кукурузного самогона сценаристы Золотой эпохи Голливуда лихо строчили сценарии про некультурных, отсталых и диких индейцев, гоняющих бизонов по прериям.
    • Потом появился огнестрел и лошади, благодаря которым охота на бизона превратилась в сущую халяву, а также бледнолицые, с удовольствием скупавшие шкуры бизона. В результате индейцы и сами начали активно резать любимых зверушек (но и бледнолицые охоту уважали, да). Затем последовал спланированный злыми американцами голодомор… Правда, рассказы некоторых индейцев об этом голоде заставляют недоверчиво хмыкнуть — «С тех пор, как пришлые охотники варварски уничтожили бизонов на наших охотничьих участках, мы жестоко голодали. … Когда наши индейцы получили рогатый скот, они тут же перестреляли всех коров и волов, потому что не хотели приводить в лагерь таких зловонных животных. Всё, что они взяли себе, — это шкуры, которые обменивали на коленкор и краски. Только немногие вырезали наиболее лакомые куски мяса и обжарили на костре.» (c) Мой народ сиу. Автор — настоящий индеец, Мато Нажин. Вдумайтесь, насколько должны были оголодать индейцы, чтобы побросать стадо коров только потому, что оно, видите ли, пованивает?[2]
    • Было и w:Пять цивилизованных племён. Процветание которых закончилось, когда вождь чероки по имени Стенд Уэйти вынужденно продав земли своего племени (иначе соплеменники попросту отгеноцидили бы), превратился в одного из богатейших рабовладельцев-плантаторов Юга, а его соплеменников прогнали по т. н. Дороге слёз. Впоследствии этот вождь воевал на стороне южан в качестве генерала кавалерии.
      • На самом деле североамериканские индейцы находились на очень разных стадиях развития. Самыми отсталыми были калифорнийские индейцы, ведшие жизнь достаточно примитивных охотников-собирателей. Так называемые «рисовые индейцы», обитавшие на побережье Великих озёр, получили своё название за то, что они питались диким бурым рисом, растущим совершенно самостоятельно. Но были и более развитые земледельческие племена — ирокезы, чероки и некоторые другие (они прекрасно умели выращивать те же маис, фасоль и тыкву). А индейцы американского Северо-Западного побережья даже дошли до обработки меди и железа, создания из этой самой меди денежного эквивалента и даже до возникновения рабства. Но были и индейцы натчи (или натчезы), которые создали полноценное государство, очень похожее на те, что некогда существовали в Месоамерике. И только после прихода европейцев и появления мустангов возникла самая поздняя группа индейцев — прерийные, жившие охотой на бизонов и разведением лошадей.
    • Вплоть до конца XIX века, в США курганы построенные индейцами приписывали «загадочной белой цивилизации», хотя за 70 лет до прибытия корабля «May Flower» с англосаксами, испанцы ещё застали живых строителей этих курганов и успели с ними пообщаться, а французы из Нового Орлеана общались с ними и через 130 лет после появления англосаксов.
  • А до бизонов индейцы истребили на еду лошадей. Потом снова привыкали к ним. В итоге отлично научились ездить на мустангах — одичавших конях, привезённых европейцами.
    • Это не соответствует действительности. Местные виды лошадей (родственные, но не очень близко своим евразийским аналогам) вымерли в Северной Америке 12 тысяч лет назад в ходе мощнейшего Кловисского оледенения (ледники доходили почти до Флориды и Мексики). Вместе с последними саблезубами, американскими подвидами мастодонта, мамонта, гепарда, льва, леопарда, шакала и местного волка и огромным количеством всяких копытных, не только лошадей. Бизоны, кстати, тоже почти вымерли — по мнению генетиков, уцелело буквально 1-2 небольших стада в приледниковых лесах.
  • Бледнолицые споили индейцев огненной водой. И это после того, как не знавшие ранее никаких дурманящих веществ индейцы поделились с ними такими целебными растениями как табак, пейотль и кокаиновый куст! Ирония в том, что концентрация активного вещества в листьях коки на порядки меньше, чем в «белом порошке». И да, изначально это было именно целебное растение (хотя, как и с бокалом вина «для аппетита и улучшения кровообращения», пожевать чисто для кайфа тоже практиковалось). Это уже потом бледнолицые все опошлили.
  • Все индейцы носят говорящие имена, типа: Птица Рассекающая Ветер, Большой Медведь, Кровавая Рука, но никак не Джон Смит — это уже ковбойское имя.
    • В общем-то, правда. Но в крещении индейцы принимали христианские имена. Например, знаменитый Черный Лось в крещении принял имя Николас. А адъютант генерала Гранта, Эли Сэмюэл Паркер, был ирокезом.
      • Только у каждой группы индейцев были свои характерные имена, производные от окружающего их мира.
        • Спросите у самих индейцев, переводят они имена других племён, или транскрибируют/транслитерируют. Если транскрибируют/транслитерируют, то стереотип о говорящих индейских именах окажется чуть ли не развесистой клюквой!
          • Реально видел индейца, которого все называли по-английски Soaring Hawk (Парящий Сокол).
  • А ещё есть чёрные индейцы — потомки тех, кто бежал из рабства не на Север, а к индейцам и был принят в племя. Другой вариант — какой-нибудь зажиточный индеец из цивилизованного племени мог купить у белых раба, а по прошествии некоторого количества лет даровать ему свободу. И вольноотпущенник, которому было некуда идти, оставался жить в племени.
    • Таким образом образовался целый народ — w:гарифуна. Это потомки африканских рабов, проживающие на некоторых Карибских островах и в Центральной Америке — Гондурасе, Белизе и Гватемале, но говорящие на местные индейских языках (настоящие индейцы вымерли, причём одни из первых).
  • А ещё северо-американские индейцы традиционно отличаются высоким ростом, а южно-американские — традиционно невысокие. Исключением среди южных индейцев являются очень высокие индейцы Патагонии. Отчасти это связанно с тем, что традиционное земледелие даёт мало белковой пищи на человека, от чего земледельцы традиционно уступали ростом и скотоводам, как в Патагонии, где разводили лам, викуний и гуанако, так и охотникам-собирателям Северной Америки. Исключением являются племена охотников-собирателей Амазонки, которые, как и прочие обитатели экваториальных джунглей на Земле, невысокие, так как в джунглях гораздо легче насобирать растительной пищи, чем успешно поохотиться на достаточно крупную добычу.
  • Стереотипно письменность либо полностью отсутствует, либо это пиктографическая письменность в стиле w:en:Ojibwe writing systems письма племени оджибо с Великих Озёр, либо узелковое письмо как w:кипу у инков или бусины w:вапум как у ирокезов.
    • Майя и ацтеки имели свои иероглифические системы письма. Причём маяй свои иероглифы смогли превратить в слоговое письмо.
    • В 1820 году вождь Секвойя создал слоговое письмо чероки, а 1840 году миссионер Джеймс Эванс создал канадское слоговое письмо.

Известные личности[править]

Сара Ректор. Реально красавица
  • Покахонтас, она же Матоака, индеанка из виргинских индейцев, дочь вождя Поухэтана. Известна тем, что спасла от гибели капитана Джона Смита. Впрочем, она не вышла за него замуж, что бы ни утверждал Дисней, ибо была тогда ещё 12-летней девочкой. Она вышла замуж много позже за английского плантатора Джона Рольфа.
  • Сакагавея, она же Сакаджавеа, шошонка-переводчица, сопровождала экспедицию Льюиса и Кларка в 1804-06 гг.
  • Джонни Депп. Как-то обронил, что его прабабка была чероки. Впрочем, тут же добавил, что «в Кентукки про ваше происхождение чего только не скажут».
  • Секвойя. Вождь чероки, создавший первую письменность для индейцев. А ещё он активно распространял среди индейцев христианство.
  • Сидящий Бык. Вождь хункпапа-сиу, объединивший различные племена и народы в составе сиу для борьбы с общей угрозой — американской армией.
  • Тот, Кто Зевает, он же Джеронимо, вождь апачей. Воевал не только с американцами, но и с латиносами, пока в 1886 он не вынужден был сдаться.
    • И ещё его имя стало кличем американских парашютистов…
    • Вообще с апачами США воевали почти всю вторую половину XIX в. Джеронимо был взят в плен одним из последних.
  • Охайеза, он же Чарльз Истмен, сиу-писатель. Первым собрал фольклор сиу.
  • Рассел Минс, политический деятель западных сиу — лакота (а также актёр — в частности, сыграл Чингачгука и озвучивал вождя Поухэтана в диснеевской «Покахонтас»). Попытался вместе со своим племенем отделиться от США, но попытка создания полностью индейского государства обернулась провалом. Он умер совсем недавно — в 2012 г.
  • Перл Минс — жена Рассела Минса.
  • Красное Облако — вождь оглала-сиу. Всячески противился попытке построить на землях чейеннов и сиу железные дороги. Был практически единственным индейским вождем, который отстаивал интересы своего народа мирным путём.
  • Его Конь Неистов, он же Бешеный Конь — ещё один вождь оглала-сиу. В отличие от Красного Облака, отказывался решать проблемы мирным путём. Только силой, только хардкор! Не терял духа даже под пытками, что является идеалом индейского воина, который под любыми пытками, должен язвительно троллить тех кто его пытает.
  • Сат-Ок, он же Станислав Суплатович — польский писатель-полукровка, сын индейца племени шауни и полячки по прозвищу Белая Тучка. Провёл детство среди индейцев шауни, а после возвращения с матерью на историческую родину написал про это несколько относительно годных книг. Служил в Армии Крайовой во время Второй мировой войны. Зигзаг — позже выяснилось, что индейское происхождение очень сомнительно, а книги были написаны в негласном соавторстве.
    • В его книгах столько ошибок, что за записи настоящего индейца их может принять только ребёнок или человек, совершенно не знакомый с индейской культурой. Зато по характерной ошибке с упоминанием Маниту сразу видно, что автор (авторы?) почерпнул основную информацию из трудов этнографов XVIII—XIX веков.
  • Фрэнсис Пегамагабо — оджибве, самый результативный снайпер Первой мировой войны. За годы своего пребывания на Западном фронте собрал 378 фрагов. После войны активно боролся за права аборигенов и был лидером некоторых индейский организаций.
  • Серая Сова (Арчибальд Билэйни) — англичанин, всю сознательную жизнь проживший в племени оджибве. Писатель, автор книг о канадских индейцах и Канаде.
  • Леонард Пелтиер — оджибве-сиу, активист за права индейцев, отбывающий два пожизненных заключения за убийство двух агентов ФБР. Большинство сомневается в его виновности и считает его политзаключённым. В советских СМИ про него писали, как и про Манделу. Но тот успел выйти, получить Нобелевку, развестись со скандально известной женой, пробыть один срок на посту президента и умереть, собрав на свои похороны очень разных политиков. А Пелтиер всё ещё сидит.
  • Дэнни Трехо, известный по роли наёмника Мачете в одноимённом фильме (и ещё одного Мачете из «Детей шпионов») — тоже индеец из Латинской Америки.
  • Флойд «Красный Ворон» Уэстермен (1936—2007) — сиу, певец кантри, актёр, более всего известный заметной ролью второго плана в телесериале The X-Files.
  • Джастин Ирвин, лакота, женившийся на русской и ныне проживающий во Владимирской области.
  • Джо Беллардини aka Джои Белладонна, вокалист группы Anthrax, одного из коллективов «Американской Большой Четверки» (вместе со Slayer, Metallica и Megadeth). Сын индеанки и итальянского мигранта.
  • Роберт Трухильо, раз уж дошли до «Большой Четверки». Мексиканский индеец, бас-гитарист Metallica, известный своими соло-партиями и «Крабкором» — забавной манерой стоять на сцене во время игры на гитаре.
  • А также Чак Билли, вокалист группы «Testament», которая не входит в «Большую Четверку», является наполовину индейцем и наполовину мексиканцем.
  • Династия гончаров Нампейо из хопи. Основана в начале XX в. Айрис Нампейо (Некусающая Змея). Современная представительница династии — Декстра Квотскуйва Нампейо.
  • Джон Ромеро. Вроде бы индейской крови не так уж и много, но по внешности этого не скажешь. Геймдевелопер, программист (в основном по части геймплея), «несносный гений» в реальности и вообще личность незаурядная. В Doom II сыграл Абсолютное Зло.
  • Стенд Уэйти. Сначала печально прославился распилом земель индейцев, у которых отняли их земли и прогнали по «дороге слёз». Тогда он из обычного вождя превратился в одного из богатейших плантаторов Юга, за что его безуспешно пытались убить соплеменники. Затем прославился ещё раз — в качестве крутого генерала армии южан, единственного индейца, получившего во время той войны звание генерала (после войны северяне дали звание генерала ещё одному индейцу, но «за выслугу лет» в качестве адъютанта при штабе) и продолжавшего партизанить против северян, когда южане уже сдались.
  • После захвата карибов, где 99 % индейцев везде, кроме Кубы, вымерли из-за колониальной политики в стиле бельгийского «сердца тьмы», испанцы индейцев не геноцидили. Так что теперь во многих странах Латинской Америки они составляют немалую часть населения. Неудивительно, что и многие президенты там — индейцы и метисы: венесуэлец Уго Чавес (метис), боливиец Эво Моралес (аймара), никарагуанец Даниэль Ортега (майя), перуанец Ольянта Умала (кечуа), мексиканец Бенито Хуарес (сапотек).
  • Брэнскомб Ричмонд (род. 1955) — здоровенный метис, яркий эпизодник в Голливуде, изредка получавший и видные роли (Бобби Сикскиллер в телесериале «Отступник»; один из убийц в «Смерти вопреки»).
  • Санни Лэндхэм (род. 1941) — то же, что и Ричмонд (уголовник Билли-Медведь в «48 часов»; индеец-спецназовец в первом «Хищнике»; костолом-садюга Желтомордый Вебер в «Тюряге» с Сильвестром Сталлоне). Но, в отличие от Ричмонда, начинал кинокарьеру в порнофильмах.
  • Грэм Грин (род. 1952) — канадский актёр, ирокез-онайда. Помните, я выше, говорил, что индейцы бывают светлыми?
  • Чак Норрис на четверть чероки. Происхождение тут ни при чём, он просто сожрал чёртова индейца.
  • Сара Ректор, самбо, полуиндианка-полунегритянка, стала самой богатой цветной девушкой мира еще в начале ХХ в. Она жила в резервации, на бесплодной земле, и её отец решил решил пригласить бурильщика: чем нефтяной черт не шутит? Нефтяной черт оказался благосклонен к Саре и ее бате: вскоре скважина, сделанная на этом участке, приносила Саре ежедневно около 7 тыс. долларов (в пересчете на нынешний курс). Участок числился за Сарой, и белый друг её отца оформил над ней опеку. Он оказался честным человеком, и к 12 годам состояние Сары оценивалось примерно в 300 тыс. долларов. Это наделало много шума. Четыре мужика из Германии даже предложили ей свои руки, сердца и прочие причандалы, но получили отказ, и хорошо: фюрер таких браков не приветствовал. Законодательное собрание Оклахомы приняло во внимание ее богатство и причислило Сару к белым женщинам. Видимо, зелень ее долларов и чернота ее нефти так повлияли на цветовое восприятие судей, что цвет ее кожи был объявлен редкой формой крепко прилипшего загара. Сара окончила школу, помогла получить образование братьям, купила пятикомнатный дом и машину, вышли замуж, родила трех сыновей и жила в свое удовольствие. Как 4 «арийца» к чернокожей сватались
  • Джеффри Уиз — оджибве, скулшутер, устроивший 21 марта 2005 года стрельбу в школе города Ред-Лейк, где он учился. В её ходе погибло пятеро учеников, учительница и охранник школы, а сам Джеф застрелился, на тот момент ему было всего лишь 16. Перед этим он застрелил своего деда (у которого и взял оружие: ружьё с пистолетом) и дедову сожительницу. До инцидента был известен в школе как «мальчик-гот» за свой внешний вид, из-за чего постоянно подвергался буллингу и травле. В отместку Джеф писал жестокие рассказы и делал во Флеше не менее жестокие мультики и игры.

Примеры[править]

Литература[править]

  • Генри Лонгфелло, «Песнь о Гайавате» — переложение индейского фольклора. На финский мотив.
  • Джеймс Уиллард Шульц. Много лет прожил с племенем Черноногих, вместе с ними принял активное участие в уничтожении бизонов. Потом переехал на восток и начал писать про индейцев.
  • Приключения:
    • Даниэль Дефо, «Робинзон Крузо» — Пятница на самом деле индеец-араукан, а не негр, которым его часто изображают. Остров Робинзона находился в устье Ориноко, где местное население как раз из тех самых арауканов и состояло.
    • Фенимор Купер. Чингачгук Большой Змей из романа «Последний из могикан» — наиболее известный образ индейца как благородного дикаря (наряду с Виннету).
    • Т. Майн Рид (в том числе «Белая перчатка» — Ориоли, слуга Генри Голтспера).
    • Жюль Верн, часть «Детей капитана Гранта».
    • А. Конан Дойл, «Изгнанники».
    • Джек Лондон, клондайкские произведения и «Сердца трёх».
    • И Луи Буссенар, «Ледяной ад».
    • Р. Сабатини, «Одиссея капитана Блада».
    • Р. Л. Стивенсон, «Наследник Баллантрэ».
    • А. Шклярский: «Томек на тропе войны», «Томек у истоков Амазонки», «Томек в Гран-Чако»
    • Книги Джеймса Кервуда и Роберта Фрэнклина Лесли (кстати, тоже наполовину индейца) о Канаде.
    • А. Фидлер «Белый Ягуар, вождь араваков» — приключения европейца среди индейских племён на реке Ориноко и окрестностях. Попутно и немного «робинзонады» присутствует, в начале первой части.
    • Карл Май, цикл о Виннету. Во втором томе замечено лёгкое «на тебе!» Куперу.
    • Эмилио Сальгари «Человек огня» — о жизни белых моряков среди бразильских индейцев (которые почему-то все поголовно изображены каннибалами).
  • О’Генри, «Вождь краснокожих» — шутки ради. На самом деле главные герои так назвали безбашенного пацана, которого по глупости похитили, надеясь на выкуп — добрый мальчик Джимми больше всего любил играть именно в индейцев.
  • Александр Беляев, «Человек-амфибия». Тоже полным-полно индейцев, большинство из которых — рыбаки (да и сам Ихтиандр, главный герой — индеец племени араукана, только он об этом не знает).
  • Франсис Карсак, дилогия «Горы Судьбы» и «Львы Эльдорадо» — Тераи Лапрад. Он четвертькровка: один его дед был француз, другой — китаец, одна из бабушек — полинезийка, а вторая — индеанка кри. Результат вышел весьма незаурядный.
  • А. Казанцев, космооперная трилогия «Фаэты» — действие второй части происходит в Южной Америке времён ацтеков и инков. Главгерои, пришельцы с Марса, изрядно поспособствовали развитию цивилизации инков.
  • «Зелёная миля» — Арлен «Вождь» Биттербак.
  • Пролетая над гнездом кукушки — «Вождь» Бромден.
  • Нил Гейман, «Американские боги» — Саманта Чёрная Ворона (чероки-полукровка) и Виски Джек (он же Визакедьяк) — культурный герой из мифологии племени кри.
  • Карина Шаинян, «Долгий путь на Бимини»: Беглая Реме и горсть эпизодических персонажей — карибские индейцы.
  • Вадим Проскурин, «Путь индюка» — колония Барнард была основана коренными индейцами, улетевшими с Земли, чтоб основать своё государство. Получилось… не очень.
  • Барри Лопес, The Crow and the Weasel — детская книга по мотивам индейских народных сказок и легенд, повествующая о вороне и горностае.
  • Peter Brandvold, цикл про Якиму Генри — сам Генри. Индеец в квадрате, сын мексиканца и женщины из племени якима. Не стоит при нем говорить, что индейцы — тупые дикари-скальподеры. Якима — нормальные мексиканские крестьяне, скальпов никогда не снимали и вообще земледельцы, а на тушёную собаку от мамы Генри приходят даже из соседней деревни. Сам Генри успешно совмещает конокрадство, коноводство, многожёнство и работу шерифом. И единственная его проблема с белыми женщинами — они не хотят готовить собаку!
  • Дмитрий Ахметин, «Дезертир» — два шамана дакота.
  • Кирилл Еськов, «Америkа»: Калифорния долго и жестоко воевала с индейцами-тлинкитами за Алеутские острова, позже помирилась, и к моменту действия книги тлинкиты составляют костяк ее спецподразделений, да и в национальном составе индейцев хватает. А в Техасской республике индейцы с момента ее основания составляют значительную и равноправную часть населения, и даже на ее флаге три звезды из девяти обозначают племена чероки, навахо и пуэбло.

Кино[править]

  • Старых вестернов, где сценаристы наделяли индейцев стереотипным поведением, существует дофига и больше. Особняком стоит «Одинокий рейнджер» — как старый, так и новый.
    • А самым первым фильмом про индейцев была кинематографическая картина 1895 г. «Танец Буффало». В 20-секундном фильме изображены трое индейцев сиу, пляшущих под аккомпанемент барабанщика.
    • Пародийная субверсия в фильме Джима Джармуша «Мертвец». Один из главных героев — индеец по имени «Никто», постоянно изъясняющийся туманными и цветистыми выражениями. Только вот это не древняя мудрость индейского народа, а отрывки из стихов поэта-романтика Уильяма Блейка, которого Никто начитался, обучаясь в Англии.
    • Ещё один вестерн с индейцами (и хорошие, и плохие, разных народов) — «Джоси Уэйлс — человек вне закона».
  • «Маленький большой человек» — первый американский вестерн, в котором индейцы показаны положительными. ЧСХ снят во время ревизионизма. Вождя индейцев играл настоящий вождь, канадский киноактёр.
  • Несколько американских вестернов о легендарном вожде Джеронимо, воевавшем против американской армии.
  • Старый фильм с Клинтом Иствудом «Блеф Кугана» (1968) начинается с того, что протагонист-полицейский жестоко насмехается над индейцем из резервации, совершившим какое-то мелкое правонарушение, и избивает его, прежде чем арестовать. Нет, события происходят не в XIX в.: время создания фильма и время его действия совпадают.
  • Относительно современный (1995) вестерн «Быстрый и мёртвый» — Конь в Яблоках, участник турнира. Перед турниром публично хвастался своими шрамами от пуль по всему телу, говоря, что «Крапчатого Коня пули не берут». В итоге был убит пулей в голову. А через несколько секунд он встал и попытался застрелить своего противника. И получил вторую пулю туда же. И все равно ещё попытался встать.
  • «Танцующий с волками» — «Аватар» своего времени. Драматический фильм, повествующий о солдате Джоне Данбаре, предпринимающем попытки выжить среди индейцев сиу. И это у него получается! Сиу приняли в свое племя бледнолицего воина. Но он — солдат армии США и должен истреблять индейцев. Предстоит трудный выбор — остаться с племенем или вернуться в армию…
  • Аналогично и «Следопыт», только в декорациях раннего Средневековья (викинги приплыли в Америку) и с лютой долей фэнтезятины.
    • Лютейшей.
  • Фильмы про Виннету с французом Пьером Брисом в главной роли («Сокровище серебряного озера», «Виннету», «Среди коршунов», «Виннету — сын Инчу-Чуна», «Виннету — вождь апачей», «Верная Рука — друг индейцев», «Нефтяной король», «Громовержец и Виннету», «Виннету и полукровка Апаначи», «Виннету в долине смерти», «Возвращение Виннету»).
  • Красные вестерны киностудии ДЕФА: с Гойко Митичем («Сыновья Большой Медведицы», «Чингачгук — Большой Змей», «След Сокола», «Белые волки», «Смертельная ошибка», «Оцеола», «Текумзе», «Апачи», «Ульзана», «Братья по крови», «Северино», «Вождь Белое Перо», «Охотники в прериях Мексики») и др.
  • Разумеется, «Человек с бульвара Капуцинов». Особо выделяются вождь, его скво, принимавшая участие в нападении на городок, и их сын-силач, которого сыграл 28-летний рекордсмен по метанию диска Юрий Думчев: «— Как на тропу войны, так не мал, а как на фильму… — Стыдись, Белое Перо! Ты ещё не отпраздновал свою шестнадцатую весну».
  • Вик Паскоу, студент, который предупреждает доктора Крида в «Кладбище домашних животных», прямо говорит: «у меня в родне были индейцы».
    • Собственно, само кладбище построено в крайне нехорошем месте, и индейцы-микмаки это знали.
  • «Агенты Щ. И. Т.» — Улей до превращения в мутанта был индейцем-майя.
  • «Семейные ценности семейки Аддамс» — в летнем лагере разыгрывают пьесу в честь дня Благодарения о том, как первопоселенцы принесли цивилизацию отсталым дикарям. Однако в этот раз изгои-индейцы отказываются заключить с бледнолицыми мир — и сжигают всё к чёртовой бабушке.
  • Бразильский «Как сладок был мой француз» 1971 г. — про жизнь немецкого (но выдававшего себя за француза, что и вынесено в название) путешественника XVI века Ханса Штадена среди бразильского же племени индейцев-людоедов тупинамба.
  • Многочисленные экранизации произведения Купера «Последний из могикан».

Телесериалы[править]

  • «Сын» — главный герой в детстве попал в плен к индейцам-команчам, некоторое время жил с ними, даже считался полноправным членом племени и получил имя Тиетай (Тупой Белый Человек). В книге, по которой снят этот сериал, проблема ономастики команчей показана на всю катушку.
  • Венесуэльский сериал «Каина» — действие происходит в сельве среди индейцев яномамо.
  • «Звёздный охотник» — пожилой апач по имени Вахоте Кин с лёгкостью идёт по следу, замечая примятую траву, сломанную ветку и т. п. И это при том, что убийца способен сливаться с местностью получше хамелеона. А потом ещё и попадает по верёвке стрелой с двадцати метров. Ничего себе дедок!
  • Star Trek Voyager — Чакота, первый помощник капитана, потомок неустановленного индейского племени[3]. Практикует медитацию и тотемизм, чем помогает команде при встрече с пришельцами, обладающими псионическими способностями.

Мультфильмы[править]

  • В мультиках Hanna-Barbera 1950-60-х гг. часто появляются стереотипные индейцы в качестве второстепенных персонажей.
    • А ранее, в 1940-х, элемент насмешки над индейцами (как и над другими расовыми и этническими группами) то и дело добавляли в мультфильмы из цикла «Том и Джерри» от тех же Ханны и Барберы. То на Тома свалится юбка, перьевая метёлка и бельевые прищепки, отчего он станет похож на статую индейца (из тех, что традиционно устанавливали около табачных лавок); то мышата начнут изображать благочестивых бледнолицых XVII в., приплывших в Новый Свет на «Мэйфлауэре», и тогда Том перевоплощается в «безжалостного краснокожего»…
    • Не давала покоя индейская тема и Уолтеру Ланцу, создателю Вуди Вудпекера. В серии, где Вуди был ковбоем, антагонист Канюк Базз сам был индейцем. Кроме того, на студии Ланца состряпали целую мини-серию преднамеренно расистских мультфильмов, где окарикатуривали и выстёбывали индейцев, причём каждый такой мультик только из этого и состоял (там не было ни Вуди, ни какого-либо другого постоянного персонажа).
    • Этим же в 1930-40-х гг. занимались и Warner Brothers, и Metro-Goldwyn-Mayer. В частности, гениальный аниматор Текс Эйвери был одновременно и известным шовинистом — и не упускал случая превратить в балаган хоть тему чернокожих, хоть тему краснокожих (животному и идиотскому смеху над последними он целиком посвятил несколько своих мультфильмов).
    • Дисней тоже не оставался в стороне: так, в 1930 г. был выпущен мультик с Микки Маусом «Дни первопроходцев». Содержание этого мультика ничем не отличается от других мультфильмов тех лет: любовь; закос под кантри и под индейскую музыку; круглый пах персонажа; если черное — значит темное; секси-героиня (в мультфильме — Минни Маус); злодей-нахал; чудесное спасение и хэппи-энд… НО протагонист Микки Маус является белым первопроходимцем первопроходцем, а антагонистами — индейцы. А ещё они выпустили отдельную короткометражку про индейца — «Маленький Гайавата», а кроме того, они появились в экранизации «Питера Пэна». И это не считая множества отсылок (правда, в отличие от Ланца, не таких расистских) в других короткометражках.
  • «Легенды перуанских индейцев» — именно то, что написано на упаковке.
  • «Конь Солнца» — очень добрый французский мультик 2008 г., повествующий о дружбе индейца чейенна Безногого (раньше его звали Быстроногий, но стал инвалидом после того, как на его родное стойбище напали американцы) и коня, сбежавшего от хозяина-ковбоя.
  • «Дорога на Эльдорадо» — майя показаны на удивление весьма цивилизованными и адекватными, несмотря на одержимость верховного жреца человеческими жертвоприношениями (штука, кстати, характерная больше для ацтеков, у майя такое было редко).
  • «Незнайка и Баррабасс» — один из маленьких человечков, индеец Ски.
  • «Астерикс завоёвывает Америку».
  • Диснеевская «Покахонтас».
    • Их же «Братец медвежонок».
    • И их же «Энканто» — у Изабеллы Мадригаль индейские корни (через отца, у которого замаскированы костюмом?) ярко выражены, да и у её могутной младшей сестры Луизы проглядывают.

Мультсериалы[править]

  • «Гаргульи» (1994) — Элиза Маза по происхождению самбо: мама негритянка, а отец, таки да, индеец.
    • В эпизоде «Наследие» (2 сезон, 25 серия) герои (в число коих входит и Элиза), пытающиеся вернуться в Нью-Йорк после авалонских приключений, попадают на небольшой остров близ берегов Канады, населённый небольшим индейским племенем, которое сейчас переживает не лучшие времена. Вместе с подозрительно остроухой старой шаманкой они помогают индейцам разобраться со свалившейся на них проблемой неурожая, а вождю, считающему себя современным человеком науки, — приобщиться к традициям предком и победить злокозненного оборотня-ворона.
  • «Звёздные врата: Бесконечность» — Сиэтл Монтойя.
  • «Последний из могикан» от Mondo-TV.

Комиксы[править]

  • Индеец Умпа-Па из одноимённой серии комиксов (1958—1962) от Госинни и Удерзо. Увы, рейтинг был не настолько высок, чтобы сделать по этому сюжету еще и, скажем, мультсериал. Милая вещица, но с «Астериксом» не сравнить.
    • «Счастливчик Люк» тех же авторов тоже частенько пересекается с индейцами. Ковбой же!
  • Gen 13 — Сара Рейнмекер.
  • Веб-комикс Neonahuatl. Тут с фитильком, ибо действия происходят в далёком будущем, где люди уже несколько тысячелетий как вымерли. А индейцев (в частности, майя и ацтеков) тут косплеят эволюционировавшие животные. И при этом ещё умудряются в космос летать.
  • Marvel Comics — супергерой Американский Орёл, он же Джейсон Стронгбоу. И братья-мутанты-апачи Буревестник и Варпатч, Джон и Джеймс Праудстары. И сначала наемник-антизлодей, а в дальнейшем — антигерой — индеец-оборотень под псевдонимом Пума.

Веб-комиксы[править]

Аниме и Манга[править]

  • Cowboy Bebop: шаман Смеющийся Бык.
  • Shaman King — один из ключевых персонажей — индейский шаман Силва. Да и турнир проходит в каком-то «пуэбло».

Видеоигры[править]

  • This Land Is My Land — игра за индейца на Диком Западе. Целью игры является объединить племена и изгнать оккупантов, сжигая форты и фермы, а также устраивая диверсии на железных дорогах. Поскольку противник очень хорошо вооружён, а главный герой начинает игру без оружия и свой первый лук он должен сделать сам, то основной метод игры — это стелс. Причём игра имеет только одну сохранёнку, так что смерть в хардкорном режиме означает game over, а в нехардкорном после смерти оказываешься без оружия и предметов, которые нужно вернуть вернувшись на место своей смерти. А ещё, Можно грабить караваны, если этого не делать, то форты растут в уровнях становясь опаснее и неприступнее.
  • «Классических злых индейцев» — кровожадных диких монстров — можно увидеть в дилогии старых видеоигр (стрелялок типа «тир», а не типа «Doom») Mad Dog McCree, потому что там стилизуются именно типичные старые фильмы-вестерны.
    • Справедливости ради надо заметить, что такими там изобразили отнюдь не всех индейцев. Например, один из помощников героя — спасённый им от линчевания бандитами индейский вождь Shooting Beaver (во второй части).
  • Gun — поначалу главный герой периодически воюет против индейцев. Потом помогает им. А под конец выясняется, что он и сам метис.
  • BioShock Infinite. Главный герой, Букер ДеВитт, имеет в предках индейцев (по всей видимости, сиу — во всяком случае, на их языке он вполне бойко умеет разговаривать) и является полукровкой. Во время службы в армии яростно отрицал свое родство с коренными американцами и пытался доказать всем окружающим, что он самый обычный белый парень. Увы, в конце концов это привело к тому, что однажды ДеВитт просто перешел моральный горизонт событий, устроив на поле боя кровавую бойню, в которой он убивал, скальпировал и сжигал всех подвернувшихся индейцев (как воинов, так и беззащитных женщин и детей). Что интересное, этими действиями своей цели он не добился — за жестокость его иронично прозвали «Белый Индеец Вундед-Ни»… зато боль от воспоминаний о убийствах невинных соплеменников преследовала его всю оставшуюся жизнь.
  • Компьютерная стрелялка Prey. Главный герой — индеец-автомеханик — благодаря своему деду учится всяким индейским премудростям, чтобы отразить инопланетное нашествие.
  • Серия Mortal Kombat: один из персонажей — индейский шаман Ночной Волк, показанный, впрочем, не карикатурно, а уважительно и героично, хоть и не без налёта стереотипизации.
    • А в новой, десятой части был представлен майяподобный воин Коталь Кан — трагический антизлодей. В следующей, одиннадцатой части — он уже антигерой.
  • Age of Empires II: The Conquerors (Эпоха Империй 2: Завоеватели) — можно играть за индейцев.
    • В третьей части, почти все задания происходят в Америке (в том числе и в Вест-Индии) колониальной эпохи. Естественно, что без индейцев там никак. Например, в первом акте, шотландец Морган Блэйк должен защитить пирамиды ацтеков от испанских конкистадоров. Во втором акте, внук Моргана Джон является другом индейского племени. Его постоянно сопровождает его лучший друг Каньенке, а сам Джон влюблён в его сестру Нонаки. После гибели Джона, Нонаки рожает сына от него, которого воспитывает вместе с братом. Престарелый Каньенке возвращается в третьем акте, чтобы помочь внучке Джона Амелии. Там же Амелии нужно защищать от врага город инков. В дополнении «The WarChiefs», оба акта также тесно связаны с индейцами, особенно второй, главный герой которого — Чэйтон Блэк является сыном мужчины племени сиу и Амелии Блэк (в которой тоже течёт индейская кровь).
  • Аналогично — украинская «Завоевание Америки». Прохождение за индейцев реально интереснее, чем за европейские державы и США, очень похожие друг на друга по геймплею. Практически каждая «краснокожая» фракция имеет свои особенности.
  • Франшиза Street Fighter — индеец Thunder Hawk.
  • Killer Instinct: Вождь Гром и его брат Орёл.
  • Серия Total War — в Medieval 2 (дополнение Americas) и Empire (тоже с дополнением) индейские племена и государства являются играбельными фракциями, радикально отличающимися от европейских. Также, по неизвестным автору этой правки причинам индейские предводители не могут прокачиваться по пути «благородства», а потому приходится выбирать «жестокость».
  • Assassin's Creed — в третьей части (по нумерации) главный герой является сыном британца и женщины племени мохоков. Его настоящее имя — Радухагейду, хотя Ахиллес ему позже даёт имя Коннор Кенуэй (фамилия отца). Коннор отлично владеет томагавком, умеет охотиться и карабкаться по деревьям. Интересно, что все разговоры индейцев в основной игре — на их языке, с английскими субтитрами.
  • В четвёртой части, дед Коннора Эдвард иногда встречается с аборигенами Карибских островов, а также представителями народа майя. Более того, можно найти немало руин майя в игре. Штаб-квартира местного ордена Ассассинов расположена в городе майя Тулум, а его лидер — чистокровный майя по-имени А-Табай.
  • WarGods — среди персонажей есть и ацтекский жрец Ахау Кин.
  • Оригинальный Strider — племя индианок-амазонок живущих… правильно на Амазонке и сражающихся за Грандмастера Мейо.
  • Fahrenheit (Aka Indigo Prophecy) — главный злодей — мраккультист-индеец.
  • Файтинг Breakers: индеец-рестлер Кондор.
  • Europa Universalis 4 Можно играть за индейские племена Северной Америки.
  • w: Turok (серия игр), где главный герой — индеец.

Настольные игры[править]

  • Игральные карты «America» за авторством Г. Ф. Фурнье (Henry Francis Fournier), 1960 г. Коллекционная редкость. См. https://katia-lexx.livejournal.com/2029206.html#cutid1 последняя колода на странице.
  • И еще пара колод с американскими индейцами 1991 г. (http://www.21king.ru/ru/museum/?deck=g02992&category=classic&country=us) и 1997 г. (http://www.21king.ru/ru/museum/?deck=g03429&category=classic&country=us)
  • Колода «Gemaco Mohegan Sun» с отверстием в середине. https://www.youtube.com/watch?v=kgSDWuP21Js
  • Wild West Exodus — не очень известный на русскоязычном пространстве, но довольно популярный в США варгейм с миниатюрами. Фракция Warrior Nation — стереотипные индейцы, сражающиеся против ружей и паровых роботов при помощи копий, луков и магии духов (хотя техническими новинками тоже не брезгуют). Сильны в рукопашной и имеют «средства доставки» воинов ближнего боя к противнику. Ранее еще была фракция Dark Nation — те же самые индейцы, которым поплохело от собственной магии и они превратились в некое подобие нурглитов. Однако впоследствии их из канона выпилили вместе с конфедератами (видимо, по соображениям политкорректности).
  • Werewolf: the Apocalypse из сеттинга Мира Тьмы — два племени вервольфов, прозванные Чистыми, Уктена и Вендиго, базируются на индейской культуре. Вендиго заняли север США и Канаду, состоят целиком исключительно из коренных индейцев и относятся довольно предвзято по отношению к белым за все хорошее. Уктена обитают в более теплых краях, а заодно принимают к себе представителей и других этносов, по которым белые проехались паровым катком, за это Вендиго им иногда предъявляют. Также по тем же землям путешествуют Пумонка, оборотни-пумы, что тоже в основном происходят из индейцев. В Центральной и Южной Америке обретаются Балам, свирепые оборотни-ягуары, ведущие родословную от ольмеков, майя, инков и прочих ацтеков; также облюбовали Амазонку, пытаясь защитить ее от всяких н’вахов, что пытаются завладеть этой землей.
  • Карточная колода 36 карт «Дикий запад» (1999 г., без информации о производителе, предположительно автор В.Карякин, выпускалась предположительно на Комбинате цветной печати г. Санкт-Петербург, так как болванки для карт идентичны тогдашним, характерным для КЦП). Индеец — по старшинству карта, равная с валету в «классической» 36-тикарточной колоде. Остальные карты — типичные жители ковбойского города.

Музыка[править]

  • Процитированная в самом начале песня группы «Ноль».
  • «Iron Maiden» — Run To The Hills
  • Manowar — Spirit Horse of the Cherokee, Today is a good day to die
  • «Железный поток» — «Тропа войны».
  • «Comanchero» коллектива «Moon Ray». Название песни — имя главного героя. Видеоклип примечателен для любителей ретрофутуризма и ретрокомпьютеров — на заднем плане скачут двухмерные мультяшные индейцы, нарисованные на тогдашних ЭВМ. Клип 1984 года.
  • «Shocking Blue» — «Navajo Tears». Понятно, почему навахо в этой песне плачут.
  • «Кино» — «Сельва». Изображение индейцев и сельвы весьма условное, но тем не менее.
  • Nightwish — Creek Mary’s Blood.
  • Шейла (А.Шансель) песня «Дядюшка Джо» (Oncle Jo) в телеверсии «Salves d’or» декабрь 1969 г. В этом варианте племянница «индейской» национальности. В отличии от других вариантов исполнения этой же песни. https://www.youtube.com/watch?v=50CD51ti0wA
  • Redbone — первая рок-группа, добившаяся мировой известности, состоявшая целиком из музыкантов индейского происхождения. Собрались по инициативе Джими Хендрикса — который и сам имел индейские корни, а будущего лидера Redbone Кандидо «Лолли» Васкеса-Вегаса вообще называл своим любимым гитаристом. Кстати, их самый известный хит «Come and Get Your Love» вы могли слышать в одном достаточно популярном фильме
    • Кстати, Redbone умели не только развлекать почтенную публику: посвящённая резне у Вундед-Ни «We Were All Wounded At Wounded Knee» — самая натуральная песня протеста в духе чилийской «Nueva canción».
  • Александр Лаэртский — Колумб

Прочее[править]

  • Нередко метатели топоров в качестве сценического образа выбирают клюквенного индейца.
  • Достаточно известный фокус с «тремя сущностями из ящика» под тремя покрывалами в версии Ланса Бартона исполняется в клюквоиндейском стиле с двумя (а точнее четырьмя) очаровательными индианками. Вместо ящика — типи (которое по привычке многие ошибочно именуют вигвамом). См. https://www.youtube.com/watch?v=qzAOdHQ3_ok

Реальная жизнь[править]

  • Уличная мальчишеская игра в индейцев. Не забывается ещё с начала XX века и не забудется никогда! Причем, с выходом какого-либо произведения об индейцах интерес может еще и усиливаться.
  • А еще наборы маленьких фигурок индейцев. На любой вкус. От коллекционных до игрушек для детей 3+.

Интересные факты[править]

  • Вплоть до прихода европейцев индейцы редко болели. Множество племён в XVIII—XIX вв. косили оспа, малярия, ангина.
    • Европейцы, впрочем, активно «помогали»: например, при подавлении восстания Понтиака полковник Буке по предложению генерала Амхерста подарил индейцам в ходе переговоров «два одеяла и платок», принадлежавшие прежде пациентам оспяного карантина при форте Питт. По другой версии, эпидемия оспы среди индейцев к тому моменту уже началась, что, впрочем, нисколько не оправдывает британских военных.
    • Да и не только бледнолицые заразили индейцев, обратные случаи тоже были — например, эпидемия сифилиса в Европе XVII века, которая и вызвала такой скачок во влиянии пуританской идеологии.
  • Племена тлашкальтеки (Tlaxcalan) и куаолокетча (Quauhquecholan) являвшиеся врагами атцеков, и потому поддержавшие конкистадоров, в полном составе получили испанское дворянство идальго.
  • В начале 2000-х гг. арауаканы (они же мапуче) — индейский народ, проживающий в Аргентине и Чили — выступили против продажи Windows, выпущенной на арауаканском языке без разрешения самих арауаканов. Ещё раньше, в XVI—XVIII веках, они оказывали ожесточённое сопротивление испанским колонистам, и так и не были завоёваны ими. Испанцы, даже, посылали им официальные посольства признав их государством. Правда, уже в следующем, XIX-м веке, их ареал проживания был всё же поделён между свежепоявившимися Чили и Аргентиной, и последняя окончательно присоединила арауканские земли, лишив их независимости.
  • В честь гуарани, народа, проживающего в Парагвае, названо несколько городов и национальная валюта Парагвая, а также титулованный столичный футбольный клуб. Что впрочем, не мешало во времена правления диктатора Альфредо Стресснера активно их притеснять, и даже истреблять физически.
  • Талисман капитана Тига («Как мама? — Чудно выглядит») — это цанца, кожа головы, из которой аккуратно вынули череп, а потом высушили. Цанцы изготовлялись индейцами Колумбии и Эквадора из убитых врагов. Их упоминал в своей книге о путешествии на плоту «Кон-Тики» известный норвежский учёный Тур Хейердал.
  • Во время второй мировой войны в американской армии представители народа навахо работали шифровальщиками. У этой народности очень сложный и экзотический язык, специалистов по которому ни в Германии, ни тем более в Японии не было — поэтому, даже расшифровав сообщение, немцы и японцы получали тарабарщину на непонятном языке.
    • О них рассказано в фильме «Говорящие с ветром».
    • Кроме того, в Первую мировую для этих же целей использовались чероки и чокто, во Вторую — команчи и мескваки, а также баски.
  • Право на гражданство США индейцы получили только в 1924 г.
  • Ученые нашли народ, который процветал во время «конца света» В середине VI в. из-за извержения вулкана наступило значительное понижение температуры (аналогично 1816, «году без лета»). Но пуэбло катаклизм заставил реорганизоваться в социальном и политическом плане.


См. также[править]

Примечания[править]

  1. Хотя Бюро по делам индейцев (Bureau of Indian Affairs) так и не было переименовано.
  2. Пищевой консерватизм вообще свойственен человеку. Так, в своё время крестьяне в Европе долго отказывались сажать картофель, приходилось заставлять силой, в том числе и России: «Отец с картошкой не соглашался, когда картошку силком заставляли есть; его хотели пороть, а он побежал прятаться, провалился под лед, утонул» — Максим Горький, роман «Дело Артамоновых». В Ирландии во время Ирландского картофельного голода 1845-49 гг. голодные люди отказывались от раздаваемой кукурузы: её ещё надо было уметь размолоть и приготовить. Викентий Вересаев в сборнике воспоминаний «Невыдуманные рассказы о прошлом» рассказывает о таком случае: «Нашему госпиталю пришлось стоять однажды вдалеке от проезжих дорог, кругом пошаливали хунхузы, подвоз был затруднен. С неделю мы оставались без съестных припасов. Под рукою было сколько угодно крупы китайских растений — чумизы и каоляна. Это — обычная, основная еда местных китайцев. Чумиза по виду несколько напоминает наше пшено, каолян — гречневую крупу. Мы стали варить суп и кашу из чумизы и каоляна. И вот — странное дело! Мы, офицерский состав, ели чумизовую и каоляновую кашу вполне охотно и даже не без удовольствия. Солдаты же побросали ложки после первой пробы и отказались есть. Сидели на одних сухарях, голодали, а есть отказывались. Уверяли, что от каоляна болит голова, а чумиза вызывает ломоту в ногах. Командир полка возмущался привередливостью и избалованностью солдат: — Скажите пожалуйста, какие гастрономы! Мы едим — и ничего, а они морды воротят! Пусть поголодают. Захочется есть, сами запросят! А может быть, именно потому они и не могли есть чумизы и каоляна, что… не были гастрономами. Чем более однообразную пищу употребляет человек, тем труднее ему переходить на новую пищу и приноравливать к ней свой вкус. Нам, едавшим и устрицы, и сыр рокфор, и рябчиков, и артишоки, и бананы, легче было приспособиться к новой пище, чем людям, привыкшим изо дня в день есть капустные щи и гречневую кашу». У автора правки в начале 1990-х дома долго бесполезно валялись на полках полученные в качестве гуманитарной помощи из Германии пакеты с фасолью и сухим молоком.
  3. Создатели сериала не стали отсылать к реальным индейским племенам, а использовали сборный образ, что в свое время вызвало шквал критики и обвинений.