Литература

Материал из Posmotrelisu
Версия от 05:06, 13 мая 2022; Commorite (обсуждение | вклад) (описание правки удалено)
(разн.) ← Предыдущая | Текущая версия (разн.) | Следующая → (разн.)
Перейти к навигации Перейти к поиску
« В созданиях всех великих поэтов, в сущности, нет второстепенных персонажей, каждое действующее лицо есть на своем месте главный герой. »
— Генрих Гейне

Литература (от лат. litera — буква) — в самом широком смысле совокупность любых текстов. Обычно под литературой понимают художественную литературу, то есть вид искусства, когда результатом творчества является текст. Литература является настолько же древней, как и сам язык. Первыми известными литературными работами являются эпические поэмы — шумерский «Эпос о Гильгамеше», индийские «Рамаяна» и «Махабхарата», греческие «Илиада» и «Одиссея», которые передавались из уст в уста и позднее были записаны.

В древности литература в основном выполняла воспитательную функцию. С развитием городской культуры появились драма и сатира, созданные для развлечения аудитории. Лирическая поэзия, посвящённая чувствам и переживаниям, берёт своё начало в придворных и аристократических кругах.

С развитием общества появлялось всё большее количество жанров и литературных форм. Эпохи сменяли друг друга, менялись и литературные направления — классицизм, романтизм, реализм, модернизм, постмодернизм. Входили и выходили из моды разные литературные формы. Со временем всё сильнее размывались жанровые границы.

Давным-давно чтение являлось занятием не для всех — книги были чрезвычайно дороги, их переписывали вручную. В 1440 году Иоганн Гутенберг изобрел книгопечатный станок, что сделало книжный рынок относительно массовым. Это также удешевило образование, следствием явилась всеобщая грамотность, а с ней и бульварная литература, на смену которой в качестве развлечения в ХХ веке пришли кино, комиксы, телевидение и видеоигры.

Современные люди читают меньше книг, чем в былые времена, но литература по-прежнему является важным разделом искусства. В конце концов, сценарий видеоигры — тоже литература.

Классификация литературы[править]

По структуре текста[править]

  • Поэзия — текст в той или иной степени ритмически упорядочен, часто обладает созвучными окончаниями строк (рифмой). При объединении с музыкой получаются песня и т. п. жанры.
  • Драматургия — текст преимущественно предназначен для постановки в театре (когда слово объединено с пантомимой) и состоит главным образом из реплик персонажей, в меньшей степени — из авторских ремарок по их поведению и описания обстановки на сцене. Новой разновидностью можно считать кино- и телесценарий и даже сценарий видеоигры.
    • При объединении, в свою очередь, театра с поэзией и музыкой получается музыкальный театр. Примеры жанров: мюзикл, оперетта, опера, водевиль. Есть ещё и балет, но в нём от литературы осталось лишь либретто.
  • Проза — текст организован примерно так же, как нехудожественный (как удивился персонаж пьесы Мольера «Мещанин во дворянстве» г-н Журден, «я и не подозревал, что вот уже более сорока лет говорю прозой»).

По содержанию (род литературы)[править]

  • Эпос — род, для которого важны события и действия героев (сюжет). Обычно пишется прозой, реже стихами. Примеры жанров: сказка, предание, идиллия, эпопея, роман, сказ, повесть, рассказ, новелла, очерк, эпическая поэма, баллада.
    • Более узкое значение — героический эпос: (около)фольклорный жанр, повествующий о подвигах богатырей и полубогов в прошлом.
  • Лирика — род, для которого важны мысли и чувства героя. Обычно стихами, реже прозой. Примеры жанров: романс, послание, элегия, ода, эпиграмма, наконец, стихотворение в прозе (привет Тургеневу!). Пожалуй, что и эссе сюда же.
  • Драма (в широком смысле слова) — род, для которого важна речь героев. Они вслух выражают свои мысли и чувства, а также сообщают о событиях и в меньшей степени совершают действия. Иначе говоря, драма объединяет признаки и лирики, и эпоса.
    • Драма (в узком смысле слова) — жанр, в котором изображается частная жизнь, но её главная цель — не осмеяние (в отличие от комедии), и в то же время персонажи лишены исключительности, а конфликты — неразрешимости (в отличие от трагедии). Да, ещё ведь есть и трагикомедия!
    • Примеры отдельных жанров: буффонада, водевиль, фарс, мелодрама, театр абсурда.

Классификация поэзии[править]

Для русской поэзии традиционный стих — силлабо-тонический с основанной на гласных более или менее точной рифмовкой и двух- или трёхсложным размером. Стихотворения обычно разбиты на катрены (четверостишия), чаще с перекрёстной рифмовкой (abab). Ещё бывает попарная рифмовка (aabb) и опоясывающая (abba). Прочие вариации четверостиший (например, aaba в рубаях) катренами не считаются.

По ритмике[править]

  • Силлабический стих — важно количество слогов в строчках, иногда есть условия: где должно обязательно быть ударение, или что после определённого слога идёт цезура (делается пауза). Используется обычно в языках, где ударение постоянное. В русской поэзии бытовало с сер. XVII в. до 1730-х гг., пока Тредиаковский с Ломоносовым не покончили с этим безобразием.
  • Силлабо-тонический стих — основывается на стопах (подробнее о них ниже). Обычно между рифмующимися строками равное количество стоп, но это нередко нарушается.
  • Тонический стих — если в силлабо-тонике между ударными гласными строго определённое количество безударных (одна безударная в двусложных метрах и две безударных в трёхсложных метрах, плюс пиррихии и трибрахии соответственно) , то в тонике число безударных спокойно варьируется. Иногда ошибочно считают, что у рифмующихся строк совпадает количество ударных гласных, но на деле это часто нарушается. Тоника делится на три вида: дольник (количество безударных гласных между ударными строго либо одна, либо две), тактовик (количество безударных гласных между ударными строго от одной до трёх) и акцентный стих (сколько угодно безударных гласных между ударными). Дольник часто относят к промежуточному варианту между силлабо-тоникой и тоникой, т.к. часто дольник имеет лишь несколько лишних безударных гласных относительно обычной силлабо-тоники. В России стали популярными с Серебряного века. Например, ахматовские строчки «Я на левую руку надела / Перчатку с правой руки», если строго соблюдать размер, должны были бы звучать так «Я на левую руку надела / Па-перчатку со правой руки». Очень много тоникой писал Маяковский - отсюда его немного "неуклюжее" звучание. Само по себе явление вообще нечастое и более-менее распространено лишь в русско- и немецкоязычной поэзии.
  • Свободный стих (верлибр) — имеет значение лишь общая гармоничность звучания, ни рифма, ни ритм не требуются. Тут уже недалеко и до стихотворений в прозе… Вот яркий забугорный пример:
«

великая земля горькая и сухая
страна, где почва дрожит и содрогается
где вулканы едва остыли…

Столовая Гора — корабль, перед носом которого
взлетает над гребнями парусов океанская пена

ибо ветер вздымает
вихревые пески снастей
подобно бабочкам восточной поэзии —
но буруны здесь будут повыше
безлюдье и дикий простор поближе
к плоти
изящества здесь маловато
никаких королевских печалей над разбитыми царствами
единственная косметика — свинцовые белила смерти —
но как бабочки из поэмы
ищут ветра праздные яхты

»
— «Из Капстада в Рио», Брейтен Брейтенбах, пер. с африкаанса Е. Витковского
  • Рифмованная проза — количество слогов и расположение безударных и ударных гласных не учитывается, зато есть рифма! Примером был русский народный «раёшный стих». В таком стиле перевели дешёвую агитку из «Швейка»:
«

На виселице, в приятной выси,
Качается Эдвард Грей из породы лисьей.
Надо бы повесить его ранее,
Но обратите внимание:
Ни один наш дуб дерева не дал,
Чтоб баюкать того, кто Христа предал,
И приходится болтаться скотине
На французской республиканской осине.

»
— «Стихи Грейнца хлёстки, полны неподдельного юмора и непревзойдённого остроумия»

По метру[править]

Метр — тип чередования ударных и безударных слогов. Одно стандартное для данного размера сочетание образует стопу. В Европе, от России до Ирландии, используется древнегреческая классификация. У индусов, китайцев, арабов и викингов классификация другая. Не путайте термин "метр" с размером: пятистопный ямб (стопа ямба повторённая пять раз) — размер. Сам ямб — метр.

  • Двусложные:
    • Ямб — безударный + ударный. Хорошо известен нам, например, по творчеству Пушкина. Пример из «Евгения Онегина»: «Мой дядя самых честных правил».
    • Хорей (от греч. «плясать») — ударный + безударный. Пример: «Мчатся тучи, вьются тучи» («Бесы»). Как отличить от ямба, дабы не уподобляться Евгению из примера выше? Чувствуете задорный мотив (и неважно, что содержание мрачное)?
  • Трёхсложные:
    • Дактиль (от греч. «палец», потому что фаланги пальце различны по длине) — ударный + 2 безударных. Пример: «Тучки небесные, вечные странники!» («Тучи», М. Ю. Лермонтов). Как запомнить? Есть такая рифма — дактилическая (это будет ниже).
    • Амфибрахий — безударный + ударный + безударный. Пример: «Последняя туча рассеянной бури!» (И снова «Туча», но пушкинская). Как запомнить? Это слово содержит греч. корень «амфи-» — «равный», т. е. ударный слог — в середине.
    • Анапест — 2 безударных + ударный. Пушкин его не особо жаловал, поэтому пример для разнообразия будет не очень классическим.
«

Жил старик с пребольшой бородой.
Он сказал: «Я считаю бедой,
Что две галки и стриж,
Три синицы и чиж
Свили гнёзда под сей бородой».

»
— Лимерик от Эдварда Лира, цитирую по памяти, переводчика не помню
  • Пеон (не путать с батраком в Латинской Америке!) — четырёхсложный размер. В русской поэзии встречается более чем редко, а вот древние греки, у которых и взята эта теминология, его юзали (только в их языке слоги делятся не на ударные и безударные, а на длинные и краткие). Делится на пеоны I, II, III и IV — по месту расположения сильного слога. Пример: «Заметались, затерялись в океане корабли» («Буря с берега», В. Брюсов).

Выделяют также неправильные стопы - такие, которыми целиком написать стих невозможно, но которые могут время от времени выскакивать вместо стандартных. Наиболее известны неправильные двухсложные стопы - пиррихий (два безударных слога) и спондей (два ударных), которыми может перемежаться ямб или хорей. Неправильные трехсложные стопы - трибрахий (три безударных слога), бакхий (безударный, два ударных), антибакхий (два ударных, безударный), амфимакр (ударный, безударный, ударный) и тримакр (три ударных слога). В Древней Греции все это были актуальные и используемые стихотворные размеры; в русском же языке, ввиду особенностей ударения и длины слов, это всего лишь неправильные стопы.

По рифмам[править]

Следует заметить, что в современной русской поэзии не одобряются глагольные рифмы, которых было полно у классиков, и заезженные типа «любовь — кровь». Детишкам (не путать с МТА!) можно. Зато ценятся, к примеру, составные — и не обязательно точные. Например, «аспиду — за спину» (Владимир Высоцкий). Или с использованием разных частей речи: «Я раковину эту / В коробке берегу. / Она лежала раньше / В песке на берегу». (Агния Барто, «Раковина»).

Вообще, европейская поэзия вплоть до Высокого Средневековья обходилась без рифм. Либо поэзия была сакрализована (как на древнем Ближнем Востоке), либо обходилась ритмом (как у греков и римлян), либо держались на внутренних созвучиях (встречается много где, от Ригведы до поэзии древних Скандинавов). Первые рифмованные (в современном понимании) тексты сохранились от кельтских поэтов V века: «Битва Деревьев» Талиесина уже зарифмована.

Также рифмы-созвучия были в древнекитайской поэзии, но язык со временем менялся и рифмы начали пропадать. Пришлось составлять словари рифм.

  • По клаузулам. Клаузула - последние слоги строки, начиная с последней в этой строке ударной гласной.
    • Мужская рифма (клаузула) — ударный слог последний. Обозначают строчной буквой.
    • Женская — второй с конца. (Эти термины пришли из Франции: в средневековом французском языке слова женского рода заканчивались на предпоследний слог). Обозначают заглавной буквой.
    • Дактилическая — третий с конца.
    • Гипердактилическая — четвёртый и более. В русской поэзии встречается крайне редко.

Клаузулы почти всегда совпадают между рифмующимися строчками, но бывают исключения:

«

жить без тебя - поскольку я живу.
Как видно из бумаги. Существую;
глотаю пиво, пачкаю листву и
топчу траву.

»
— «Второе Рождество на берегу», И. Бродский

Клаузулы в русской поэзии принято чередовать, но, как всегда, это нарушается.

  • По видам рифм.
    • Квадратная рифма. Она же "на окончания". Типично для золотого века:
«

В осенней наготе стояли дерева
И неприветливо чернели;
Хрустела под ногой замёрзлая трава,
И листья мёртвые волнуяся шумели!

»
— «Запустение», Е. Баратынский
    • Диссонансная рифма, когда рифмуются согласные (=консонанс), но различаются гласные. Тоже весьма редкий зверь. Пример:
«

Во все дворцы, обставленные щедро,
Где прерван ток и отработан пар,
Вошли малютки атомные ядра
И довершили поминальный пир.

А там, где воцарился холод лютый,
Где отработан мозг и прерван пульс,
Там для одних Ромео и Джульетты
В рыданьях скрипок не кончался вальс.

»
— «То, что казалось», П. Антокольский
    • Ассонансная рифма, когда, наоборот, совпадают гласные. Согласные же могут никак не совпадать, но очень часто совпадает либо согласная сразу после ударной гласной, либо (что реже) согласная перед ударной. Пример:
«

В смертных изверясь,
Зачароваться не тщусь.
В старческий вереск,
В среброскользящую сушь,

»
— «Деревья», М. Цветаева

Рифмы, где мало совпадений, называют "бедные". Соответственно, где совпадений много - "богатыми". Но это не значит, что одни хуже (или лучше) других.

    • Нерифмованные — т. н. белый стих. В стихотворениях в русской поэзии редок. Пример:
«

Шел трамвай десятый номер
По бульварному кольцу.
В нем сидело и стояло
Сто пятнадцать человек.

Люди входят и выходят,
Продвигаются вперед.
Пионеру Николаю
Ехать очень хорошо.

»
— С. Михалков, «Одна рифма»
  • Особые созвучия:
    • Аллитерация — повышенная концентрация в стихотворении согласного звука (не обязательно в начале слов). Опять же Маяковский: «Мы живём, зажатые железной клятвой» («Товарищу Нетте — пароходу и человеку»).
    • Ассонанс (не путать с ассонансной рифмой и ассасином) — повышенная концентрация гласного звука:
«

У наших ушки на макушке!
Чуть утро осветило пушки
И леса синие верхушки —
Французы тут как тут.

»
— Ага, это Лермонтов

Отдельные значимые случаи[править]

  • Гекзаметр — стих из пяти дактилей или спондеев (это такая фигня из Древней Греции) и одного спондея или хорея в последнем слоге. Активно использовался поэтами античности, сейчас применяется теми, кто хочет добавить своему произведению архаичности или пафоса. Пример:
«

Крив был Гнедич поэт, преложитель слепого Гомера,
Боком одним с образцом схож и его перевод.

»
— «К переводу Илиады», конечно же, опять Пушкин
  • Терцины — откровенно устаревшая форма. Состоит из терцетов (трёхстиший), в которых 1 и 3-я строчки последующего рифмуются со 2-й из предыдущего. Знаменитый пример — «Божественная комедия» Данте.
  • Сонет — 14-строчная форма:
    • В классическом варианте состоит из двух катренов и двух терцетов, причём рифмовка в катренах повторяется.
    • «Английский сонет» шекспировского типа попроще. Он состоит из трёх катренов и двустишия, причём рифмовка в катренах перекрёстная, и рифмы не повторяются.
    • Венок сонетов — шедевр искусства. 14 сонетов создаются таким образом, чтобы последняя строка первого сонета была первой строкой второго сонета, последняя строка второго — первой строкой третьего, и так далее — вплоть до последней строки четырнадцатого, которая должна быть первой строкой первого, замыкая таким образом «круг». А в совокупности первые строки 14 сонетов должны составить «ключ» — 15-й сонет, рифмованный и осмысленный! Из примеров можно вспомнить Rosarium — венок сонетов за авторством Сергея Калугина.
  • Октава — шесть строк с чередованием мужских и женских рифм в нечётных и чётных строках плюс двустишие. Пример: «Домик в Коломне» Пушкина. Подсветка:
«

А в самом деле: я бы совладел
С тройным созвучием. Пущусь на славу!
Ведь рифмы запросто со мной живут;
Две придут сами, третью приведут.

»
— Начало поэмы
  • Монорим — во всём стихотворении есть только одна рифма! Пример: «Когда будете, дети, студентами…», А. Апухтин. Экзотика, но прикольно.
  • Пятистопный нерифмованный ямб — популярная форма в классической драматургии. Тут вам и «Гамлет» с «Ромео и Джульеттой», и Борис Годунов с «Маленькими трагедиями»…
  • Неравностопный ямб. Им написаны басни Крылова и «Горе от ума» Грибоедова.
  • Лимерик — рифмуются 1, 2 и 5-я более длинные строки и 3 и 4-я — более короткие. Содержание — рассказ о персонажах, которые влипают в смешные ситуации.
  • Пирожок — новейшая форма. Нет рифмы, знаков препинания и больших букв. Есть 4-стопный ямб с чередованием строк с ударением на предпоследний и последний слоги.
  • Порошок — похоже, но чётные и нечётные строки рифмуются, а последняя — одностопная.
  • Авторский размер. Поэт произвольно выбирает форму с определённым построением строк и более-менее строго следует ей до конца произведения.
    • Онегинский размер («онегинская строфа») — один из значимых примеров. 14-строчная форма — вариации на тему сонета. За подробностями — к Солнцу русской поэзии.
    • «Бородино» Лермонтова: семистрочная форма 9-9-6-9-9-9-6.
    • Н. А Некрасов, «Кому на Руси жить хорошо» — пеон II, форма 8-8-6. Исключение — вставные «новеллы».
    • Евтушенко так писать очень любит — например, его фирменный семистрочник 9-9-9-8-9-9-8 (возможны вариации):
«

Так справедливость, как Далила,
Самсону нечто удалила.
Балладка вас не утомила?
Чтоб эти строки, как намёк,
здесь никого не оскорбили,
скажите - вас не оскопили?
А может, вам и невдомёк?

»
— «Баллада о большой печати»

Неевропейская поэзия[править]

Всё описанное выше характерно для европейской культуры Однако в других регионах сложились свои стихотворные традиции. Нашему читателю относительно хорошо известны арабо-персидская (рубаи, газель, касыда) и японские (хокку/хайку, танка) формы. Можно не сомневаться, что у индийцев и китайцев были и есть свои традиции.

Три века русской поэзии[править]

  • Золотой век русской поэзии — первая треть XIX века. Первое место на пьедестале занимал конечно же, А. С. Пушкин. Второе плотно застолбил М. Ю. Лермонтов. За третье могут поспорить баснописец Крылов и «побеждённый учитель» Пушкина Жуковский. Рядом кружились поэты рангом поменьше — Баратынский, Батюшков, Дельвиг, П. Вяземский, Д. Давыдов, Кюхельбекер, повешенный Рылеев и другие современники Пушкина. Последним в этой компании был умерший в 1873 г. Тютчев.
    • Есть и более широкое понятие — «Золотой век русской литературы». Автор формулировки — М. А. Антонович (статья «Литературный кризис», 1863 г., журнал «Современник»). По выражению В. Катаева, «между рождением Пушкина и смертью Чехова уместился золотой век русской классической литературы».
  • Серебряный век — конец XIX и начало XX вв. В это время не только в литературе, но и в искусстве в целом шли разнообразные эксперименты и появлялись многочисленные направления.
    • Символизм — Мережковский, Гиппиус, Ф. Сологуб, Брюсов, Бальмонт, Блок, А. Белый, В. Иванов. Любили пофилософствовать.
    • Акмеизм и группа «Цех поэтов» — Гумилёв, Городецкий, Ахматова, Мандельштам, Г. Иванов. Любили конкретность содержания и точность слова.
    • Футуризм — любили различные эксперименты:
      • Будетляне, они же кубофутуристы, они же группа «Гилея»[1] (Хлебников, Кручёных, Маяковский, Бурлюк, В. Каменский и Б. Лившиц). Самые радикальные реформаторы, они выдали «Пощёчину общественному вкусу», предлагая сбросить классиков с парохода современности, и сочиняли заумь.
      • Эгофутуристы — «Я, гений» Игорь Северянин, Г. Иванов, Рюрик Ивнев, Шершеневич.
      • «Центрифуга» — Пастернак, Асеев.
      • Новокрестьянские поэты — Клюев, Есенин, Клычков.
    • Имажинизм — Мариенгоф, Шершеневич. местами Ивнев и Н. Эрдман. Любили создавать образы.
  • Раз есть золото и серебро, должна быть и бронза, да? Бронзовым веком русской поэзии условно можно считать 1960-80-е гг. В его рамках развиваются три разных, но взаимосвязанных направления:
    • Авторская песня.
    • Русский рок.
    • Шестидесятники (по названию статьи критика С. Рассадина) — наиболее известны четверо молодых поэтов, выступавших в Политехническом музее: Евтушенко, Вознесенский, Ахмадулина, Р. Рождественский. Менее популярны Шпаликов, Чичибабин, Р. Казакова. Внезапно в эту же компанию входит Юнна Мориц и больше известный околоисторическими изысканиями казах Олжас Сулейменов.
      • Конечно, это не только поэты, но и прозаики (Аксёнов, Бакланов, Битов, Ю. Бондарев, В. Быков, Войнович, Гладилин, И. Ефремов, В. Некрасов, Солженицын, братья Стругацкие, Трифонов, В. Шефнер), кино- и театральные режиссёры (Гайдай, Данелия, О. Ефремов, М. Захаров, Калатозов, Э. Климов, Любимов, Митта, Э. Рязанов, Тарковский, Хуциев), композиторы (Губайдулина, Э. Денисов, Шнитке) и т. д.

Примечания[править]

  1. Название позаимствовано из «Истории» Геродота, где Гилеей (Hylaea) он называет часть Скифии за устьем Днепра.