Поднял уровень крутизны

Материал из Posmotreli
Перейти к навигации Перейти к поиску
TVTropes.pngTV Tropes
Для англоязычных и желающих ещё глубже ознакомиться с темой в проекте TV Tropes есть статья Took a Level in Badass. Вы также можете помочь нашему проекту и перенести ценную информацию оттуда в эту статью.
«

— Что с тобой случилось, мужик? — Мне перерезали глотку и все друзья меня бросили.

»
— Уэсли объясняет Ганну причины своего покрутения («Ангел»)

Некрутой становится крутым, крутой — ещё более крутым. Вот, собственно, и всё.

Сара Коннор в 1984 году и она же в 1991. Вот как меняет людей встреча с Железным Арни…

В массовом искусстве зачастую реализуется примитивно: либо тупым наращиванием силы и крутизны героя, которое никак не сказывается на характере и развитии персонажа, либо неожиданно свалившимися на него суперспособностями (и то, и другое характерно для отечественных циклов о попаданцах). В произведениях более высокого уровня служит развитию характера героя: как он распоряжается вновь открывшимися возможностями, как они на него влияют, как после этого складываются отношения между ним и прочими персонажами.

Для циклов о супергероях поднятие уровня крутизны, как правило, служит завязкой произведения.

Иногда это может быть источником ужасов. В особенности если меняется личность. Впрочем некоторые авторы с сомнительными убеждениями умудряются выставить так любое изменение организма.

Повышению уровня крутости способствуют два фактора: непрестанная прокачка скиллов и получение люлей от более сильных врагов, стимулирующее героя тренироваться больше и лучше, либо изобретать новые стратегии. Бывает, что уровень крутизны повышается благодаря валящимся на героя волшебным дарам, но это Мэри Сью и не считается(но это можно обыграть). Рулит схема «нас бьют, а мы крепчаем» (см. примеры).

Примеры

Фольклор

  • Былины об Илье Муромце — старше, чем феодализм. Тридцать лет сидел на печи с параличом, а затем вылечился (не без помощи калик перехожих), глотнул чудесной воды и стал непобедимым воякой, одним ударом уничтожающим сотни противников. Мог бы обрести ещё большую силу, но остановился, «а то земля носить не станет».
  • Пятачок из анекдотов после дембеля или отсидки.

Литература

  • В. Скотт, «Айвенго» — заглавный герой в ходе крестовых походов.
  • Р. Сабатини, «Скарамуш» — третья часть не просто так называется «Шпага». Главный герой волей случая попадают в помощники учителя фехтования и за счёт практических занятий + самостоятельного изучения теории прокачивает свой навык владения шпагой настолько, что потом успешно отправляет на больничную койку (или даже в могилу) дворян-бретёров, по факту убивающих на дуэлях своих идеологических противников из Законодательного Собрания.
  • А. Волков, цикл «Волшебник Изумрудного города» — население Волшебной страны.
    • В первой книге они жили под тиранией злых волшебниц и пикнуть боялись.
    • Во второй — легко сдались Урфину Джюсу, и спасать их пришлось Элли и Чарли Блеку. Но когда освободители появились, жители Волшебной страны тоже активно участвовали в борьбе.
    • В третьей книге они уже сами спасают попавшую в переплёт Элли.
    • В четвёртой, когда Урфин вторично захватывает власть, устраивают восстание и свергают его почти без помощи героев.
    • Во всей красе этот троп развернулся в «Жёлтом тумане», когда Арахна, проснувшись, начинает предъявлять претензии на трон и получает неожиданный отпор: перековавшийся Урфин послал её подальше, Марраны подкрепили посыл несколькими сотнями пращников, Рудокопы спустили дракона, Мигуны подстрелили из пушки, в Изумрудном городе Арахну обстреляли из катапульт и чуть не утопили; даже робкие Жевуны ответили ей своеобразно: они попросту спрятали всё, что можно так, что вовек не найдёшь. Даже когда она в отместку наслала одноимённый туман, Волшебная страна продержалась несколько месяцев, прежде чем звать на помощь.
  • А. Бушков, цикл о Свароге. Начиная с «Нечаянного короля» главгерой нехило прокачивается от захолустного барона до правителя, практически, Таларской Империи, совершенствуясь и в менеджменте, и в дипломатии, и в практической психологии. При этом закономерно меняясь, постепенно утрачивая некогда вполне прочные моральные запреты и приучаясь мыслить в духе: «Благо всех — это не то же самое, что благо каждого».
  • С. Лукьяненко, цикл «Дозоры». Антон Городецкий, в первой книге маг «четвёртого, максимум слабого третьего уровня», в «Сумеречном дозоре» добирается до высшей категории.
  • Ник Перумов, цикл «Хранитель Мечей» — в течение всей серии ГГ поднимает уровни с наёмника до Разрушителя.
  • Цикл «Досье Дрездена» может считаться хрестоматийным примером. Начав как заурядный чикагский волшебник, Гарри бросает вызов всё более сильным противникам и заканчивает (на данный момент) рыцарем-заступником эльфийской королевы Зимнего двора. На своих условиях. И это ещё не конец цикла!
    • Друзья Гарри тоже поднимают уровень в течение цикла. Особо отличились: Мёрфи, которая теперь гоняет монстров по Чикаго пинком и автоматом не хуже, чем Гарри в более спокойные годы, Баттерс, который заслужил себе место среди Рыцарей Креста, и Молли, ставшая сначала вигилантом, а затем Зимней Леди.
  • «Тайный город» — Артём Головин за первые шесть книг прошёл путь от «офисного планктона» до невозмутимого, всегда подготовленного наёмника, который на пару со своей девушкой организовывает охоту на метаморфа или иерархов Кадаф (чтобы наделать из них чучел и продать!), а самоуверенных человских магов щёлкает по двое. Правда, на этом пути он всё же совершил пару ошибок, каждая из которых выливалась в госпитализацию.
    • Товарищ Артёма по команде Яна — случай особый, наследственные способности и невероятная сила гиперборейской ведьмы свалились на девушку, которая до того уже была водителем, специалистом по информации и довольно крутым снайпером. Вот только дар оказался довольно отстойным — мало того, что под его влиянием Яна целую книгу вертелась влево-вправо и чуть не устроила апокалипсис, так ещё и вынуждена теперь до конца жизни регулярно принимать особый синтетический наркотик.
  • Ялмар Тесен, «Опасное соседство» — чёрный леопард оправился от своей раны и стал вдвое опаснее для людей, потому что научился быть осторожным.
  • Брендон Сандерсон, цикл «Рождённый туманом» — Эленд Венчер, ставший из кухонного политолога весьма неплохим королём, а также из обычного человека — рождённым туманом, приняв лерасиум у Источника вознесения.
  • Владимир Титов, «Золото колдуна»: главные герои, вчерашние школьники (точнее, студенты-первокурсники), решившие на каникулах поиграть в приключенцев-кладоискателей, за полторы недели странствий превратились в настоящих головорезов. Наиболее заметно изменились двое: Петро, из растяпистого домашнего мальчика ставший хладнокровным и ловким бойцом, и Настя, выросшая из инфантильной куколки в бой-девку, которой палец (и не только…) в рот не клади.
  • И. Ефремов, Час Быка — Таэль из классического забитого «маленького человека» к концу книги становится умелым и отчаянным подпольщиком.
  • Р. Сабатини, «Белларион» — начинает скромным послушником монастыря, продолжает приемным сыном местного лорда и командиром небольшого отряда, а заканчивает принцем Вальсассины и блестящим полководцем, почти не проигрывающим сражения.
  • Сага о ведьмаке — жуткий пример с молодым королем Недамиром: пообщавшись в походе с развеселой компанией в лице рубайл, краснолюдов, долбанутого рыцаря, хитрых колдунов, циничного ведьмака и сапожника-отравителя, он послал подальше своего советника и решил как он теперь будет править.
  • Метавселенная Рудазова во многом посвящена тропу. При этом регулярно случается зигзаг, когда герой резко понижает крутизну с тем, чтобы поднять её уже в новой «ветке навыков».

Кино

  • «Властелин колец» (смешной перевод): «У Дьяблы понтов было много, а боец он никакой. Зарезал я его, как свинью, заработал много экспириенса и получил левел-ап». Ст. о/у Гоблин объясняет, как Гэндальф Серый стал Белым.
  • «Карибский кризис» (смешной перевод) — «Всё, что нас не убивает, делает нас сильнее!» «Ага… Особенно сильным тебя сделали глисты, цинга и выбитый глаз…»
  • Почти любой фильм из раннего этапа кинокарьеры Джеки Чана.
  • Сюжет большинства фильмов франшизы «Рокки».
  • «Другой мир» — Селин: Рыцарь Смерти, Супервампир, Супервампир-маг, одна из трёх Старейшин.
  • «Матрица» — Нео, прошедший ликбез у Морфеуса.
  • «Плохие парни навсегда» — Реджи, зять Маркуса. Во время своего первого появления во второй части — обычный подросток, прифигевший от знакомства с папашей и «дядюшкой» его подруги. Спустя 15 лет, в третьей части он уже сержант Морской Пехоты США.
  • «Дневная Смена» — Сет после превращения в вампира и излечения от вампиризма.

Телесериалы

  • В «Ангеле» Уэсли Уиндэм-Прайс начинает как претенциозный очкастый лузер, каким он пришёл из «Баффи». Первое повышение уровня крутости происходит после того, как ренегатка-истребительница Фэйт несколько часов жестоко его пытает: совершенно неожиданно для Фэйт и для себя самого Уэсли обнаруживает в себе волю и характер. Второе повышение уровня крутости происходит в конце третьего — начале четвёртого сезонов, см. эпиграф. Третье — в середине пятого сезона, после очередного жестокого удара судьбы. В принципе, Уэсли полностью укладывается в схему «нас бьют, а мы крепчаем». Особое восхищение зрителя вызывает тот факт, что Уэсли до конца остаётся простым крутым смертным.
    • А вот крутым стрелком он был с самого начала.
  • «Зена — королева воинов» — Габриэль постепенно развивается в течение всего сериала, периодически совершая заметные левел-апы.
  • «Игра престолов». Подрик Пейн почти не умел обращаться с мечом. Далее упоминается (но не показывается), что Бриенна начала на каждом привале серьёзно его «гонять», тренируя. И вот в шестом сезоне происходит то, чего Бриенна давно ждала: спасение Сансы Старк из рук болтоновцев. Бриенна убивает офицера и отвлекается на его помощников, а Подрик довольно эффективно рубится с солдатами. Он ещё не мастер меча — но уже хороший мечник, а не «тюфяк», каким был раньше. В конце концов Подрик умудрился выжить в битве с армией Короля Ночи… и закадрить парочку девиц сразу после боя.
  • «Вавилон 5»: в первых сезонах для уничтожения одного корабля Теней (местная раса предтеч) требовался либо мощный взрыв местного входа в гиперпространство, либо атмосферное давление Юпитера. В финальной битве с ними их корабли уничтожаются молодыми расами гораздо проще.
  • «Зачарованные» — с течением времени силы каждой сестры выросли, а некоторые даже получили новые дары.
  • «Плохие» — Саймон Беллами прошёл путь от застенчивого неловкого тихони до супергероя.
  • «Супергёрл» — Джеймс Олсен из простого репортёра становится супергероем в маске по прозвищу Страж. Затем его вынуждают завязать с супергеройской деятельностью, и он становится руководителем службы новостей. Получив разрывную пулю и приняв экспериментальное лекарство на основе чёрного криптонита, получает криптонские суперспособности.
  • Убойная сила — Шишкин из классического придурка-начальника превратился в храброго опера.
  • «Бангкок-Хилтон» — Хэл Стэнтон. В начале сериала опозоренный спивающийся старик, но ради спасения дочери берёт себя в руки, гоняется по всему миру за подставившим её наркоторговцем (и даже едва не ловит), а в итоге помогает ей сбежать из тюрьмы

Мультфильмы

  • «Город героев».
  • «Снежная королева» от студии Wizart — тролль Орм. Поначалу безвольный миньон заглавной героини, он под влиянием подружки Герды становится более решительным и в конце концов восстаёт против своей повелительницы.
  • «Бэтмен: Тихо!» — таинственным и страшным Хашем, схватившим за яйца и некоторых других злодеев и серьёзно угрожавшим Бэтмену и его друзьям, оказывается… Загадочник. Нельзя сказать, что Эдвард Нигма в прошлом своём амплуа был прямо таки ничтожеством, но его репутация среди остальных злодеев была незавидной, да и ни физической силой, не навыками боя он похвастаться не мог. Однако, взяв себе новый образ, он не только ещё больше развил свои умственные способности, но и смог драться на равных с Бэтменом. Кроме того, он смог сделать так, чтобы его планы выполняли другие злодеи — те самые, что раньше поднимали его на смех. В первоисточнике было примерно так же — хотя Хашем был другой человек, за ниточки дергал как раз Нигма.
  • «Три богатыря»:

Мультсериалы

  • Перезагрузка: Энзо Матрикс в третьем сезоне. Сначала на пацана свалилась ответственность за всю систему, включая необходимость в одиночку выигрывать Игры и отбиваться от атак вируса Мегабайта, но это были ещё цветочки. Проиграв одну Игру и потеряв глаз, чтобы избежать превращения в нуль, Энзо остался в игре и с тех пор бродил из системы в систему, из Игры в Игру в надежде случайно попасть обратно домой. В играх время течёт быстрее и окружение не слишком дружелюбное, а потому маленький наивный Энзо, теперь просто Матрикс, очень быстро вырос в огромного бородатого качка-козла, отстреливающего игроков и вирусов пачками (вместо глаза у него теперь устройство наведения), а в рукопашной схватке способного завалить тираннозавра и искалечить Мегабайта.
  • «Путешествия Жюля Верна»: из простого студента, мечтающего о приключениях и любящего что-то мастерить главный герой становится… да тем самым.
  • «Аладдин» — у Жасмин, безусловно, были задатки крутизны в двух полнометражных мультфильмах, но опыта не хватало. А вот в мультсериале, приключаясь вместе с Аладдином и Ко год-другой и периодически попадая в обучение к амазонкам и прочим крутым личностям, она становится по-настоящему крутой принцессой и в третьей полнометражке уже вовсю колошматит разбойников, посмевших испортить их с Аладдином свадьбу.
  • «Черепашки-ниндзя» 2003 — в шестом сезоне Леонардо попадает в прошлое и встречает Шреддера из первого. Во время боя Шреддер весьма справедливо офигевает: ведь всего минут пять назад он без особых усилий отпинал всех четырёх черепах, а сейчас Леонардо дерётся с ним как минимум наравне.
  • «Братья Вентура» — приспешник 21. Изначально был гиком, спасавшимся исключительно жанровой смекалкой. После смерти напарника и лучшего друга натренировался настолько, что стал легендой среди остальных приспешников Монарха, смог драться на равных с самим Броком Самсоном и заслужил уважение Монарха, который до этого даже номера его запомнить не мог. Гиком, впрочем, быть не перестал.
  • «Охотники на драконов» — весь действующий квартет из полнометражного мультфильма: если там герои только начинают охотничью карьеру и являются кочевниками поневоле, то в мультсериале это уже молодые специалисты, имеющие свой опорный пункт и личный транспорт. Каждый из четвёрки «прокачался» по-своему в профессиональном плане, особенно заметно выросла Зория (во всех смыслах). Ну, ещё бы: эти ребята десять лет наращивали опыт борьбы с драконами…
  • RWBY — Жан Арк. В первом сезоне он не умеет использовать Ауру (обязательный навык для любого бойца в сеттинге от гопника до Охотника), а его фехтовальные навыки оставляют желать лучшего, да и оружие (меч и щит-ножны) доверия не внушает (у остальных это вундерваффен вроде косы, совмещённой с ПТО). В четвёртом сезоне он уже тренированный боец, мастерски владеющий своим мечом, теперь способным складываться с щитом в огромный двуручник, и останавливающий Накелави (кельтского демона, похожего на коня, сросшегося со всадником) размером с дом голыми руками. В пятом сезоне он фактически на равных сражается с настоящей Охотницей — Синдер, и раскрывает своё Проявление.
  • «Стар против сил зла» — злодейский вариант: Людо. Во втором сезоне из беспомощного маленького злодейчика-недотёпы с группой туповатых приспешников он превратился в выживальщика, неплохого для своих габаритов бойца, начинающего колдуна и владельца небольшой рабовладельческой империи.
  • «Царевны» — Алёнка. В начале мультсериала показывает себя как слабая ученица, не способная даже огненный шарик сделать, но к концу первого сезона уже облака руками двигает и даже спасает жизнь однокласснице.
    • Вообще-то Алёнка (она же Елена Прекрасная) — с первых серий мастерица снега и холода, потому у неё и проблемы с противоположной стихией. Или это вы про Алёнку из «Сказочного патруля»? Тогда не надо смешивать!!!
      • Уровень крутизны по ходу действия поднимают и та, и другая, и все подружки той и другой.
  • «Мистер Пиклз» — Дедушка Генри. Если в начале сериала Пиклз как мог над ним издевался, то в конце третьего сезона Генри смог временно пленить Пиклза и даже на равных дрался с ним. А в начале 4 сезона окончательно победил Мистера Пиклза, обхитрив его и убив.
  • «Вселенная Стивена» —— заглавный герой и Конни на протяжении всего сериала, Ларс в 5-м сезоне.

Комиксы

  • Любые супергерои, ставшие таковыми не от рождения. Каноничный пример: Человек-паук.
  • Росомаха в ориджине был болезненным мальчиком и там же с проявлением сверхрегенерации и тогда ещё костяных когтей начал прокачивать силу и ловкость и развивать сверхчувства. Адамантиумный скелет он получил примерно век спустя. Регенерация становилась тем сильнее, чем больше ран он получал. Воскреснув, Логан получил абилку разогревать когти и не только резать ими, но и жечь.
  • Preacher: эталонный пример из палаты мер и весов. Джесси Кастер становится равен божественным сущностям, получив силу Генезиса.
  • Fables: Бигби Волк был самым слабым из семи щенков Северного ветра и обычной волчицы, слабым даже не по меркам полубогов, а по обычным волчьим, но усиленно поднимал свою крутизну. Ещё во флэшбэках ему распороли брюхо, запихали внутрь камни, зашили и утопили, и он выплыл, когда камни переварились. Далее он стал чудовищем, уничтожающим в одиночку целые армии и разоряющим города. А уж на момент основного действия получить пулю в голову, одолеть стаю оборотней (которых сам же случайно породил) или чудовище Франкеншейна, разметать армию деревянных солдат одним дыханием, припугнуть Южного, Западного и Восточного ветра…
    • Фрау Тоттенкиндер за свою немаленькую жизнь «прокачалась» даже сильнее, но обычно этого не показывает.

Веб-комиксы

  • «Гоблины: Жизнь их глазами»: большинство главных героев являются игровыми персонажами, и победы в битвах напрямую повышают уровень персонажей и, соответственно, их крутизну. А игровыми персонажами гоблины объявили себя самовольно.
    • Умрёт-Мучительно игровым персонажем себя не называл, но уровень крутизны таки поднял. Всего-то стоило разок умереть от лап демоницы.
  • Homestuck — поскольку сама цель игры в поднятии уровня крутизны, то это выходит практически у всех персонажей. У некоторых — особенно сильно.

Аниме и манга

  • Весь сюжет аниме «Блич» сводится, фактически, к тому, что Ичиго Куросаки неуклонно поднимает уровень своей крутизны. Поскольку поднятие уровня крутизны сопровождается интеллектуальным и, не побоимся этого слова, духовным ростом юноши, а также благотворно воздействует на довольно противную поначалу компанию боевых Синигами, сериал выходит за рамки заурядного мочилова и представляет собой вполне годное зрелище.
  • Beastars: На протяжении всего произведения главный герой, волк Легоши поднимает уровень крутизны как в социальном (из-за подвигов Легоши прежде боявшееся его общество начинает считать Волка героем), так и в физическом (для защиты дорогих себе людей и мести убийце своего друга Легоши посвящает почти все свое свободное время тренировкам под руководством панды Гоухина)
  • Весь сюжет куда более приближённого к жизни аниме «Сильнейший в истории ученик Кэнъичи» сводится к тому, что Сирахама Кэнъичи матереет и превращается из трусливой рохли в грозного воина за счёт суровых тренировок и изучения существующих в реальной жизни приёмов из боевых искусств. Своими учителями на этом пути он часто сравнивается с самым огромным в мире карликовым деревом, с одной стороны, намекая на полное отсутствие таланта, а с другой — хваля его неимоверное старание. С каждой серией растёт не только физическая сила, но и личность главного героя, что выгодно выделяет его на фоне большинства персонажей сёненов и, что характерно, старается и развивается в данном аниме он не один.
  • Tengen Toppa Gurren Lagann: уровень крутизны поднимает не только Симон, и не только остальные герои, а и человечество вообще. Единственный, кто не поднимает — Камина: ему попросту некуда.
    • Вообще, TTGL — один из самых эпичных примеров тропа. Началось всё с побегушек на мехе по постапокалиптической земле, а кончилось глобальным вселенским противостоянием.
  • JoJo’s Bizarre Adventure: много примеров, особенно в четвёртой части.
    • Джонатан Джостар. Из благородного, но несколько наивного отпрыска аристократического рода получился настоящий богатырь.
    • Коичи Хиросе. Парниша с каждой сюжетной аркой становился храбрее и смекалистее — и параллельно рос функционал его стенда.
    • Хаято Кавадзири. С того момента, как мальчик понял: его папа — вовсе не его папа, он начинает совершать такие поступки, на которые не у всякого мужчины хватит смелости.
    • Окуясу Ниджимура. Сильнее он не стал, зато научился думать, прежде чем использовать абилки. Вот уж где, а в JJBA это ой как важно!
    • Джолин Куджо. В тюрьму попала бедовой девкой, а вышла из тюрьмы (в обход инстанций) крутым бойцом и тактиком.
    • Джонни Джостар. Поднял к тому же ещё и уровень доброты.
    • А Дио — чем не пример? Начал с простого крутого смертного, затем стал вампиром, затем развил в себе несколько суперспособностей, а на пике научился ставить весь мир на паузу.
  • Fate/Stay Night — после символической битвы идеалов с Арчером, Широ, ещё недавно способный максимум создать два недооружия с непомерным вредом для себя, смело и решительно закидывает бесконечными мечами одного из сильнейших Слуг.
    • В третьем сценарии Широ повышает свой уровень крутизны до такой степени, что на равных сражается со слугами, сверхлюдьми? победить которых могут только другие слуги. Только цена за это постепенное превращение в овоща.
  • Результат арок «Голуби» и «Аогири» из манги Tokyo Ghoul — главный герой из доброго студента-хлюпика превращается в совершенно отмороженного бойца, не чувствующего боли, не чурающегося жестокости и способного один на один потягаться с подавляющим большинством следователей. Сиквел манги добавляет красок — пройдя тренировки в CCG, главный герой оказывается способным разделать под орех одного из сильнейших гулей в Токио, а заодно более-менее убедительно противостоять совсем уж крутому Кишо Ариме, который его и тренировал (во всяком случае заметно более удачно, чем в оригинале).
  • Vinland Saga — принц Кнуд. Начинал как нелюбимый младший сын, слабый и робкий, боящийся лишний раз слово сказать и прячущийся (буквально) за спину наставника. По ходу манги эволюционировал в искусного государя.
  • Giant Killing — Дайсукэ Цубаки. Начинает, как молодой футболист только-только переведённый из молодёжки «East Tokyo United», где его очень хвалили. При этом начинает откровенно не ахти — блеснув в двусторонке, скисает во время тренировочного сбора, после чего проводит крайне неоднозначный товарняк (с одной стороны отдал результативную передачу, с другой — косвенно виноват в одном пропущенном мяче своей команды и прямо — в другом) и пять подряд провальных официальных игр. Однако затем становится игроком матча в игре против «Нагоя Гранпалас» и с этого момента идёт по нарастающей, к середине сезона становясь незаменимым игроком стартового состава (в первой половине сезона он и вратарь — единственные игроки, которые отыграли все матчи от звонка до звонка), а во второй половине получая вызов в сборную Японии U-22.
    • При этом выглядит всё это достаточно логично: никаких внезапных озарений — просто изнуряющий труд на (и после) тренировках плюс безусловный талант, никакой моментальной крутизны — косяки у него случаются нередко, и подчас они совершенно дурацкие, да и в целом он довольно нестабилен, никакого резкого изменения характера — он и к середине сезона остаётся всё так же неуверенным в себе, мнительным и нервным человеком, правда приучается пересиливать всё это в критические моменты. В целом, на выходе получаем достаточно реалистичный рост молодого талантливого футболиста, которому повезло оказаться у тренера, который в него ПОВЕРИЛ и вложил в него немало старания и который сам ХОЧЕТ стать сильнее и прикладывает к этому все усилия.
    • Собственно всё вышесказанное (с поправкой на скорость подъёма) применимо и ко всей команде, которая несколько лет была безнадёжным аутсайдером и разительно изменилась с приходом нового тренера — просто Цубаки тут наиболее яркий пример.
  • One Piece — в принципе встречается после столкновений с особо сильными противниками, по принципу «нас бьют, а мы крепчаем», но самый заметный этап поднятия крутизны — безусловно, таймскипный. Как-никак вся команда два года прокачивала кто Волю, кто профессиональные навыки, кто свои аспекты боёвки — и прокачалась: первый же бой, в котором персонажи, не запыхавшись, выносят двух Пацифист и Сэнтомару — наглядный тому пример.
  • «Мрачный жнец и четыре девушки» — главный герой, в начале необщительный и не сильно выдающийся ОЯШ с любовью к сёдзё-манге, вынужденно поднимает крутизну в навыке планирования времени и разговорах, иначе девушки прознают друг про друга, и настанет ему конец как Ито в School Days. Если учитывать, что каждая из них со своими тараканами, герой форсированно прокачивается в помесь Кеймы Кацураги и Ягами Лайта, с дьявольским упорством и догадливостью выходя из самых сложных и компрометирующих ситуаций.
  • «Искусство соблазнения» — на этот раз корейский школьник постепенно проходит путь от зашуганного извращенца, который постоянно влипает в пикантные передряги с девушками (а та единственная, что терпела его и позволяла угощать её кофе, оказалась форменной стервой), до уверенного в себе молодого человека, способного понять настроение и чувства других и обретающего настоящую любовь. Манга особенно полезна тем, что становление героя происходит постепенно и в каждой главе сначала дают ценный совет\концепцию поведения, потом герой его реализует — то есть её можно воспринимать как своеобразное пособие по языку тела и умению общаться.
  • Hataraku Saibou — Т-киллеры и нейтрофилы отнюдь не сразу становятся такими крутыми. Начинать им приходится с уровня слабых Тимоцитов и Миелоцитов, буквально вылепляя из себя путём суровых тренировок крутых и мощных бойцов.
  • Жена по контракту — главная героиня Гу Си Си, из забитой инженю в суровую тетку всего за год поставившую на уши весь деловой мир Китая.
    • маньхуа так еще и с вертухи как следует припечатать может
  • Hajimete no Gal — ОЯШ Дзюнъити Хасиба начинает с полного ничтожества и безнадежного извращенца, стоящего всю первую серию на коленях перед Юканой Ямэ, чтобы та приняла его признание в любви и поскорее лишила его девственности (мол, гяру все развратные). Но постепенно матереет, преодолевает плотские инстинкты (даже отказывается от столь желанного перепихона с не менее сексуальной подругой Ямэ, чтобы не разрушить их отношения) и спасает ее от лицемерно подкатывавшего к ней отличника, за глаза трепавшегося приятелям о будущем покорении Ямэ.
  • Tatoeba Last Dungeon Mae no Mura no Shounen ga Joban no Machi de Kurasu Youna Monogatari — попав в Конран, Фило в короткое время поднимает уровень крутизны как бойца, хотя и шокирована тем, что ее боевой стиль считается тут простой гимнастикой (до того она смогла лишь ушибить уроженца деревни Ллойда, после всего дня тренировок смогла вышвырнуть в окно). Но ее обошел сосланный в Конран на перевоспитание Мелтфан — из обычного придурковатого офицера он стал настоящим мастером серпа и мотыги, фанатеющим по пахоте и способным навалять даже здоровенному каменному голему, упорно вбивавшему до того в землю самого Ллойда.
  • Ride-On King — Саки и Белл в ходе совместных приключений с Плутиновым заметно подтянулись как бойцы и с определённого момента перестали выглядеть на его фоне как бесполезный балласт.

Видеоигры

  • Как ни странно, главный герой Doom. Между классической серией из обычного брутального морпеха (хоть и весьма крутого) с помощью технологий творцов превратился в суперсолдата, поставившего раком весь ад и ставшего демоном… для демонов!
  • В принципе, под сабж подходит любая игра жанра РПГ, где поднятие крутизны персонажа — один из краеугольных камней. Начиная с убийства крыс в подвале, герой постепенно прокачивается до такого уровня, что способен в одиночку набить морду главгаду — типичный для РПГ шаблон.
  • Большинство героев цикла Resident Evil более-менее подходят, но Крис Редфилд — самый яркий пример. Начав в 1998 году молодым полицейским с наградами за меткую стрельбу, столкнувшийся с зомби и биооружием Крис решил, что для длительной борьбы он не в лучшей форме, и стал тренироваться. Несколько стычек с его архиврагом, превратившимся в сверхчеловека Альбертом Вескером, каждая из которых едва не стоила Крису жизни, только удваивали его рвение. И вот результат: в 2009 году Крис — живая легенда, основатель международной организации по борьбе с супермутантами и один из её самых опытных и уважаемых бойцов, способный вдвоем с напарником вынести любую базу биотеррористов, а его физические данные позволяют ему убить человека ударом кулака или бросить его как живой снаряд, стрелять из минигана и откатить с дороги валун размером с автомобиль. И наконец-то набить Вескеру морду в рукопашной. И спасти мир. Дважды.
    • Больших успехов в прокачке собственной крутости достиг и Леон Кеннеди. В 1998 году он был юным идеалистом-полицейским (причём юным не в том смысле, что Крис — у того за спиной была служба в ВВС и несколько лет в полицейском спецназе, а Леон в зомби-мясорубку угодил в первый рабочий день после окончания полицейской академии), но всего через шесть лет из него получился суровый агент Секретной Службы, разговаривающий короткими афористичными фразами на манер героев Шварценеггера, запросто общающийся с президентами США и ни при каких обстоятельствах не теряющий присутствия духа. Бонус к уровню крутизны за брутальную небритость, которой агент Кеннеди обзавёлся в RE6. Правда, стал он крутым агентом поневоле — Леону ясно дали понять, что либо он работает на правительство США, либо Шерри (о ней ниже) придётся очень плохо.
    • Шерри Биркин, девочка, которую всю игру надо спасать и лечить в Resident Evil 2, в 6 появляется уже взрослой девушкой тоже на должности правительственного агента и с довольно неплохими боевыми навыками. Причём после всех её прошлых злоключений у неё появилась весьма приличная регенерация. Но при этом она более чем 10 лет находилась на положении лабораторной крысы, из вен которой тайком брали кровь для создания C-Вируса, а кое-какую свободу она получила лишь после гибели Вескера.
    • Главный Гад Альберт Вескер тоже сильно поднял уровень крутизны, скушав вирус, наделивший его сверхчеловеческой силой, скоростью, рефлексами, прочностью и регенерацией. Загвоздка была в том, что вирус даже после тщательной подстройки конкретной дозы под гены будущего носителя с большой вероятностью мог убить его на месте, а активировался только клинической смертью, опять-таки с шансом несрабатывания. Тем не менее, Альберт рискнул и, полежав с проломленной рукой Тирана грудной клеткой, воскрес сверхчеловеком и первым делом убил другого Тирана голыми руками. Причём со временем сила Вескера только росла: если в Code Veronica он был уязвим к огню и получил по морде от Алексии, то в RE 5 он двигается так быстро, что это выглядит телепортацией, уклоняется от пуль, а выстрел из РПГ в лицо в лучшем случае собьёт с него очки — Алексия не продержалась бы против него и полминуты.
  • Протагонисты игр Prototype начинают свой путь как простые смертные, в начале вирусного пути могут убивать людей одним ударом, менять облик и делать ещё несколько вещей — но эти мэдскиллы даже рядом не стоят с теми, которые они приобретают в процессе! Например, при первой встрече с Охотниками Мерсер был вынужден спасаться бегством, а в дальнейшем рвал их на куски голыми руками.
  • Half-Life:
    • Гордон Фримен. Физик-теоретик в костюме РХБЗ, без военной подготовки. Оказавшись в эпицентре катаклизма, который порвал пространство, с боями проложил себе путь по Чёрной Мезе, разгоняя как пришельцев, так и армейский спецназ сначала монтировкой, а затем всё более впечатляющим арсеналом, отправился в параллельный мир, навёл шороху и там и убил главаря пришельцев (и освободил от его контроля целую расу). Во второй игре костюмчик уже больше похож на силовую броню, а сам Гордон имеет уже репутацию чуть ли не мессии, которую с блеском оправдывает, в одиночку вынеся (и случайно уничтожив) сначала тюрьму, а затем и Цитадель Альянса, подняв глобальное восстание и отрезав Землю от миров Альянса. В конце последней на данный момент игры опять-таки в одиночку отбивает атаку сотни солдат, двадцати боевых треножников и бог знает скольких треножников поменьше.
    • Похожий путь прошёл и приятель Гордона Барни Калхун — от охранника в Чёрной Мезе до выжившего в катаклизме (да, его маршрут короче, чем у Гордона, но, во-первых, он таки выбрался и нескольких учёных вывез, а во-вторых, проделал это без помощи Джи-мена или крутого костюма), до агента Сопротивления под прикрытием метрокопа, до де-факто командующего силами Сопротивления в Сити-17. В бою — почти такая же машина для убийства, как и Гордон.
    • Вортигонты (электрические пришельцы). В первой игре — пушечное мясо под телепатическим контролем, с искусственно ограниченной боевой мощью. Под конец Фримен их случайно освобождает. Во второй — раса поэтов и воинов, активно помогают Сопротивлению, а что до огневой мощи… Шахта Победы, Гордон, двое повстанцев и трое вортигонтов против пары сотен плотоядных жуков размером с пони, и что по этому поводу думают ворты? «Мы их усмирим». И усми… нет, это надо видеть. К концу боя начинаешь понимать, почему трупы муравьиных львов исчезают — в противном случае ошметки заполнили бы зал по колено и повесили даже мощный компьютер.
    • Пес. Илай Венс собрал для дочери робота-собаку. За последующие десять лет Аликс его «немного нарастила». Теперь это милое создание сносит стены, кидается бронетранспортёрами, отрывает страйдерам мозги и пинками разгоняет Советников. И очень любит играть в мячик.
  • Dragon Age — помните рыжеволосую девушку-барда из первой части? За прошедшие десять лет она успела поднять уровень крутизны, став Левой Рукой Верховной Жрицы (фактически главой тайной канцелярии). Дополнительно подсвечено в «плохом будущем», где подвергавшаяся пыткам долгие месяцы Лелиана при первом же удобном случае убивает своего палача и встаёт в строй. Так крута она всегда была, просто скрывала это Серого Стража.
    • Ко времени Инквизиции Каллен поднял в том числе и уровень крутизны: он прошёл долгий путь от начинающего храмовника до рыцаря-командора Киркволла, а в 9.41 возглавил военные силы Инквизиции. В ходе главного сражения Каллен фактически ведёт в бой объединённую армию Инквизиции и Орлея.
    • Во второй части протагонист может сам поспособствовать чужому развитию: спасённая от маньяка эльфийка Лия присоединяется к городской страже, «потерянная родственница» Шарада вскоре станет Рыжей Дженни Киркволла. Самый впечатляющий путь проделывает полукровка Фейнриэль: от затравленного пленника работорговцев до мага, способного убивать врагов через половину континента. Или Фредди Крюгера, если ваше прохождение было очень нестандартным.
    • Протагонисты всех трёх частей поднимают уровень крутизны не только в рамках геймплея: от нищего жителя трущоб/мага-новичка/молодого дворянина до командора Серых Стражей, остановившего Мор и Пробуждение; от беженца до Защитника Киркволла; от мелкого дворянина/долийского шпиона/гнома-бандита/васгота-наёмника до Вестника Андрасте и главы Инквизиции.
  • Neverwinter Nights 2 — соратник ГГ Бивил проходит путь от деревенского конюха до сержанта вашей личной стражи.
  • Life is Strange — после очень тяжёлой недели, полной убийств, путешествий во времени и тяжёлых решений Макс превращается из нерда в героя. Так и подсвечено антагонистом.
    • Уоррен Грэхэм во второй раз приходит на помощь Макс гораздо более эффективно, чем в первый.
  • Mass Effect — Педаль в пол. Чуть ли не все спутники нашего главного героя и многие второстепенные персонажи демонстрируют этот троп.
    • Кайден и Эшли из обычного лейтенанта и сержанта соответственно, пусть первый и биотик, смотря кто из них выживет, дослуживаются до майора и лейтенанта-коммандера соответственно и становятся вторым Спектром-человеком в истории.
    • Рекс из наёмника становится фактическим правителем своей расы, при нём она, возможно, совершит возрождение из пепла.
    • Гаррус из офицера полиции становится «советником», который пусть и не имеет формального звания в рядах Турианской Иерархии, но генералы отдают ему честь.
    • Тали из девушки, отправившейся по галактике для исполнения ритуала взросления, может стать одной из пяти правителей своего народа.
    • Лиара из археолога и биотика (последнее — норма для всех асари) становится торговцем информацией, а затем Серым Посредником — крупнейшим игроком в этой сфере, а также крайне мощным биотиком.
    • Грант из очень молодого (всего несколько дней) крогана становится главой элитного спецподразделения кроганских войск.
    • Андерсон из капитана с отличной выслугой в контр-адмирала и командующего объединёнными силами Сопротивления Земли.
    • Хакет из обычного адмирала в фактического командующего объединённого галактического флота, уничтожившего (или нет) Жнецов.
    • Ария Т’Лоак из простой наёмницы в главу мафиозного клана, фактически контролирующую всё происходящее в Системах Терминуса. Правда всё это произошло за кадром…
    • Волусы, как ни странно. Мы узнали их как забавных толстяков, банкиров и ходячих бомб, во второй части мы видим забавного Бога Биотики, но в третьей части внезапно узнаём, что раса обладает очень и очень солидным биотическим потенциалом и вполне может постоять за себя. Уникальный случай поднятия уровня крутизны в наших глазах у целой расы.
    • Шепард же, в конце концов! Из просто солдата, пусть и с безупречной выслугой, в Спектра, героя человечества и всей галактики и единственного способного спасти Галактику от уничтожения. Педаль в пол до глубокого космоса, если выбрать концовку Контроль — можно сделаться высшей бессмертной сущностью. Но это лишь копия мертвого шепарда. И совсем не точная копия. О чем новая сущность и скажет.
    • Ка’Хаирал Балак из простого капитана ВКС Батарианской Гегемонии превращается в ее верховного главнокомандующего. С прикрученным фитильком: от вооруженных сил Гегемонии к этому моменту уже не так много и осталось. В тех фанфиках, где батариане не уничтожены как вид по воле автора, его нередко делают лидером пытающейся возродиться Гегемонии.
  • Saints Row 4 — каждый из соратников после выполнения спецмиссии приобретает суперспособности. Да и сам Босс/Президент обрастает множеством суперсил.
    • А в сиквеле Gat Out The Hell Джонни Гэт и Кинзи Кенсигтон приобретают демонические способности во время похода в Ад! Оно и понятно — ведь они идут туда бить морду Сатане.
  • Игры компании FromSoftware: Demon's Souls, серия Dark Souls, Bloodborne, Sekiro: Shadows Die Twice — с пятого, с десятого, с двадцатого раза, но в принудительном порядке выпрямляют руки игроку для прохождения самих себя.
  • The Lost Vikings 2 — уже в самом начале троица викингов показывает злодею Томатору что почём. Воспользовавшись моментом, Эрик, Олаф и Балеог буквально «раздевают» робота Томатора и обзаводятся весьма крутой экипировкой.
  • Tales of Berseria — примеров несколько, но наиболее яркий — это Фиц. Из почти простого малахима заделаться в боги уже неплохо, но по мере прохождения игры растёт и его личная крутость: если в начале игры он являет собой типаж «мальчик-одуванчик», то уже к середине способен в критической ситуации откровенно наорать на Велвет (которую на тот момент вообще-то несколько побаивается). К концу же на равных (и даже несколько нахально) говорит с местным божеством, которое вознамерилось его уничтожить.
  • World of Warcraft — в новых дополнениях Сильвана способна в одиночку одолеть Короля-Лича и даже голыми руками разломать его корону пополам.
    • А как же Джайна Праудмур? По сравнению с предыдущими дополнениями, в Battle for Azeroth она стала значительно сильнее и духом, и магией. Особенно если вспомнить, как в ролике «Лики войны: Джайна» она подняла вместе с уровнем крутизны линейный корабль со дна морского и потом очистила Лордерон во время осады от чумы подчистую…
  • Серия Kingdom Hearts — подруга главного героя Кайри в первой игре является исключительно девой в беде. В последующих играх она немного повышает уровень крутости и даже учится владеть ключом-мечом. Но девой в беде всё же остается.
  • Старая Стратегия в реальном времени Battle Realms — крестьяне, юниты-рабочие. Потому что все боевые юниты не появляются из ничего, а тренируются из крестьян. А ведь у них ещё и апгрейды есть…
    • В ту же копилку и Evil Genius — крутые снайпера и «чёрные пояса» когда-то были простыми работягами-строителями, которых Злой Гений мог набирать чуть ли не за еду!
  • Sonic the Hedgehog — лисёнок Тейлз. В восьмибитной версии второй части (который является приквелом к Mega Drive версии игры) Тейлза придётся выручать. В версии игры для Mega Drive Тейлз уже активно помогает Сонику. Но пика своего развития он достиг в Sonic Adventure, где ему в одиночку пришлось спасти целый город от Эггмана. Причём он уничтожил очередную меху Эггмана своими усилиями, без гаджетов. В сиквеле теперь ОН выручает Соника. Увы, по левой пятке сценариста он заметно растерял свою крутизну в Sonic Forces.
    • Да и Эми тоже. В Sonic CD она выполняла роль девы в беде. В Sonic Adventure хоть она и не так далеко отошла от данного амплуа, но постоять за себя уже может. В Sonic Heroes она уничтожает орды роботов и бегает не хуже Соника.
    • Злодейский вариант в Sonic Heroes: Метал Сонику надоело, что его начальником оказался усатый болван, который так и не смог претворить свои планы в жизнь. И поэтому он решил заделаться Тёмным Властелином, запер Эггмана в камере, а самому принял его обличье, чтобы обвести вокруг пальца героев. В итоге он больше преуспел в своей карьере, чем его создатель: создатл крутую армию роботов с целым летающим флотом, захватил футуристический мегаполис, скопировал все способности героев и даже обзавелся крутой музыкальной темой.
    • И, внезапно, кот Биг. Помните этого неуклюжего кота из Sonic Adventure, за которого вы проходили эти замечательные рыбацкие уровни? В Sonic Heroes он превратился в ходячую машину для убийств, который своей удочкой может устроить локальный экстерминатус.
      • Правда, лишь с точки зрения геймплея. Вполне вероятно, что этот пузатый кот обладал подобными способностями ещё с момента своего дебюта. Но ему было настолько пофиг на происходящие в игре события со спасением мира, что просто решил не тратить свои силы на эту ерунду. Ведь кот Биг настолько суров, что он может поймать на крючок лягушку из водяного тела Хаоса.
  • Metal Gear — Райден. Этого персонажа когда-то ненавидели многие фанаты саги. Бестолковый и женоподобный недоспецназовец вместо старины Снейка? Ну что ж, Кодзима прислушался к фанатам и исправил персонажа. Знакомьтесь, новый Райден. Крутой кибер-ниндзя, который зарежет толпу головорезов в капусту.
  • Horizon: Zero Dawn — впервые мы видим Элой, главную героиню, шестилетней девочкой, которая ещё из лука-то стрелять толком не умеет. За двенадцать лет суровых тренировок она превращается в девушку, которая по уровню крутизны соответствует (а то и превосходит) мастеру спорта по стрельбе из лука, скалолазанию и лёгкой атлетике.
  • Франшиза Double Dragon — и другая, смежная, от тех же авторов, про Кунио-куна и его многочисленных друзей и не менее многочисленных врагов. Мэриан (у неё в разных параллельных мирах несколько кванков, и у каждого кванка другая фамилия) сильно подняла свой уровень крутизны, когда её окончательно задолбало, что силы зла её всё время похищают да похищают, а однажды и вовсе убили, а в другой раз ненадолго промыли мозги. В первых трёх играх Мэриан стандартно выступала в роли девы в беде, а далее прокачалась так, что стала складывать врагов штабелями. Да ещё и в силовики подалась (их тайным осведомителем она, возможно, была и с самого начала, когда ещё была нежной, не шибко крутой девицей, хоть и занимавшейся кунфу).

Визуальные романы

  • Rewrite — по сути это подразумевает под собой способность главного героя — перезапись себя.

Музыка

  • Сауроныч — «Баллада о кулаке» (переложение на музыку текста О. Ладыженского из романа «Мессия очищает диск»):
«

Шёл монах за подаяньем, Нёс в руках горшок с геранью, В сумке сутру махаянью И на шее пять прыщей. Повстречался с пьяной дрянью, Тот облил монаха бранью, Отобрал горшок с геранью И оставил без вещей. (…) Шёл монах за подаяньем, Нёс в руках горшок с геранью, В сумке — палку с острой гранью, Цеп трёхзвенный и клевец. Повстречался с пьяной дрянью, Ухватил за шею дланью, Оторвал башку баранью — Тут и сказочке конец!

»
— Уровень крутизны поднял, ни много ни мало, весь Шаолинь.

Телевидение

  • «Федеральный судья» — спустя полтора года после старта шоу Марина Борисовна Улищенко перешла из прокуроров в судьи.
    • В реальной жизни, кстати, это очень круто потому, что в судьи очень неохотно берут выходцев из правоохранительных органов (даже в случае успешной сдачи квалификационных экзаменов) — из-за опасений в наличии у человека профдеформации и обвинительного уклона.

Прочее

  • The Dota 2 Reporter — несколько персонажей подняли уровень крутизны.
    • Энигма сперва был неудачливым игроком, который не знал, как использовать Blink Dagger (а если использовал, то попадал в деревья), с трудом использовал Black Hole, не рассчитывал время для способностей, и т. п. Однако потом он стал успешным игроком и стал использовать свои способности намного лучше.
    • Поначалу Безликий Ужас был слепым, из-за чего часто врезался в деревья и бегал с тростью. Однако после того, как он освоил эхолокацию, он уже начал лучше использовать свои способности, атаковал кого надо было, и больше не врезался в деревья.
    • Бэйн также был слепым и использовал способности на своих союзниках! Однако потом он наконец научился применять способности на врагах.
    • Пудж в первом сезоне был невероятно тупым игроком, который гнил до смерти и постоянно промахивался крюком. Во втором же сезоне он сражался против команды Радиант. И он больше не гнил до смерти, поумнел, а чтобы уклониться от его крюка, Энигме пришлось сделать «тактическую паузу»!