Польша

Материал из Posmotreli
Перейти к навигации Перейти к поиску

(link)

Классика жанра - от самих поляков.
« Не то беда, что ты поляк:
Костюшко лях, Мицкевич лях!
»
— А. С. Пушкин[1]
« Во многих польских сказках и стилизациях «под фольклор» — Боженька присутствует везде, кроме чуланчика пана Ковальского, да и то потому лишь, что у пана Ковальского нет чуланчика. »
— Анджей Сапковский

Мировая художественная культура не могла не испытать на себе отпечаток, оставленный поляками, в том числе разнообразными стереотипами о них. В силу исторических причин особенно тесно с ними пообщались восточные славяне, что и отразилось на художественной литературе и прочем контенте.

Стереотипы, факты и упоминания[править]

Historia[править]

Odległa przeszłość[править]

  • Самое интересное, что было на территории Польши до нашей эры — это эпичная культура боевых топоров ака шнуровой керамики, известная своими прекрасными каменными топорами. Строго говоря, территория этой древней индоевропейской культуры занимала огромную часть континентальной Европы от Бельгии и чуть ли не до Волги, но на территории Польши КБТ-шников было особенно много. Из КБТ выводятся балто-славяне, протогерманцы, протокельты, протоиталийцы… словом, много кто. Польские горе-патриоты на этом основании гордо называют свою страну «прародиной всех европейских народов», что, строго говоря, неверно — на базе местечкового польского варианта КБТ развилась только часть балто-славян и, возможно, восточных германцев.
  • В позднем бронзовом и раннем железном веках на территории Польши (и немного Чехии, Словакии и Германии) формируется Лужицкая культура, от которой осталось хорошо укрепленное Бискупинское городище неподалеку от современного города Быдгощ (сегодня там археологический музей под открытым небом). Многие польские ученые считают ее однозначно протославянской, специалисты из других стран не определились — может, и правда славяне, а может, восточные германцы или вообще какой-то неизвестный индоевропейский народ.
  • Лужицкую культуру сменила поморская, интересная тем, что имела торговые связи аж с этрусками за счет торговли янтарем. Ее этническая природа, опять же, остается под вопросом. Если Тацит ничего не напутал, то похоже на венедов, одних из предков славян.
    • Примечание для любителей Выбегалл с «русскими этрусками» — торговые связи. Не этнические, не генетические и не культурные, и даже не языковые.
  • В начале нашей эры на территории Польши жили не только праславяне, но и германцы (оксывская, пшеворская, вельбаркская археологические культуры). К VI—VII столетиям все они были славянизированы, и начиная с этого момента на этих землях живут практически исключительно славянские племена. Самыми могущественными среди них были поляне (не путать с днепровскими полянами), нынче это историческая область Куявия (опять же, не путать с «Куявией», государством русов, у арабских авторов — те явно имели в виду владения первых русских князей в Поднепровье). Центром полянского племенного союза был город Гнезно. Слово «Польша» происходит от западных полян, а вот «ляхи» — это другой племенной союз, лехиты, тоже рано вошедший в состав молодого польского государства.
    • Одним из важнейших культовых регионов для славян на территории Польши были Свентокшиские горы. Там есть, например, Лысая гора, куда, по поверьям, все средневековье потом слетались ведьмы. А советский археолог Седов детально описал в этом регионе еще и крупный (по меркам варварской Европы, конечно) металлургический центр.
  • По легенде, полянами правил князь Попель. Однажды он отказался принять на своем пиру двух странников (возможно, в оригинальном, до-христианском предании, это были волхвы или сами славянские боги). Зато принял их простой крестьянин Пяст, за что и был благословлен, а Попель проклят. По одной версии, в итоге князем полян стал он, по другой — его сын Земовит. Что там произошло на самом деле, сказать сложно, но первые князья, а позднее короли Польши выводили свой род к Пясту на полном серьёзе, а прочие европейские монархи эту родовитость признавали.
    • Более-менее реалистичную, хоть и художественную версию предлагает фильм Ежи Гофмана[2] «Когда Солнце было Богом». Роль главного антагониста — собственно, Попеля — очень колоритно играет культовый украинский актер Богдан Ступка. А Земовита — не менее культовый польский Михал Жебровский.
  • При первых, полулегендарных Пястах, произошло объединение вокруг Гнезна и западных полян целого ряда окрестных славянских племён. Завершил этот процесс Мешко I, принявший христианство латинского образца в 966 году. В 1025 году его сын Болеслав I Храбрый получил из Рима корону короля Польши.
  • Пясты регулярно воевали с Киевской Русью, в основном за «Червенские города» (нынешнюю Западную Украину - настолько западную, что с 1945 часть этих земель уже, похоже, окончательно стала юго-восточной Польшей), а также регулярно вмешивались в древнерусскую политику. Так, король Болеслав II Смелый дважды участвовал в войнах против русских князей, поддерживая претензии своего союзника Изяслава Ярославича на киевский престол. В 1077 году он взял Киев для него, попутно, по легенде, выщербив свой меч о Золотые ворота. Этот меч получил имя Щербец и стал одной из династических регалий Пястов, а позднее — других польских королей.
  • Прямая линия наследования династии Пястов прервалась на Казимире III в 1370 году. В дальнейшем Польшей правили сначала представители Анжуйской династии, потом Ягеллоны, с 1572 года королей начали выбирать.

Rzeczpospolita[править]

Основная статья: Шляхта, сеймы и фольварки
  • Знаменитое польско-литовское государство Речь Посполита образовалась в 1569 г. в результате унии Польского королевства с Великим княжеством литовским (ВКЛ), в котором до этого относительно мирно уживались белорусы, поляки, татары и собственно литовцы. До 1696 г. литовско-русский язык, он же старобелорусский (местный вариант русского языка) даже был официальным в пределах Литвы.
    • Его создание произошло отнюдь не мирно и не без конфликтов — литовскую знать совершенно не устраивали явные преференции полякам, и они несколько раз срывали переговоры. В итоге же как плата за союз более половины этнической территории Литвы — Киевщина, Подолье, Волынь — были переданы Польше, полные политические права в новом государстве получила только литовская католическая шляхта. Это в близкой перспективе продлило агонию Литвы, но в долгосрочной привело уже общее государство к катастрофе: заметно ущемлённая в правах и не менее многочисленная православная шляхта (не говоря уже про казаков и простолюдинов) всё сильнее начала присматриваться к непрерывно растущему и крепнущему Московскому царству…
    • Само название «Речь Посполита» — просто перевод с официальной латыни на польский термина Res Publica, «Общее дело». Собственно, до второй мировой войны любая республика по-польски называлась rzeczpospolita. После неё в официальную номенклатуру вошло слово republika, а rzeczpospolita в нарицательном значении продолжает употребляться только применительно к Польше, в том числе в её официальном названии — социалистическая Polska Rzeczpospolita Ludowa (Польская Народная Ресублика), современная Rzeczpospolita Polska (Республика Польша).
  • Речь Посполитая процветала при королях-инородцах, а вот при правителях-нацкадрах… короче, закончилась при самом что ни на есть поляке Станиславе Понятовском.
    • По этому поводу маршал Пилсудский (который сам не то литовец, не то белорус) говорил: «Речь Посполита подобна бублику: все лучшее — на окраинах!» (Он же, кстати, говорил, что «Поляки есть народ идиотов!»)
    • Но не стоит ставить крест абсолютно на всех: ведь последний взлет Польши произошел при поляке Яне Собеском, но сами же поляки пишут, что при нем держава получила много воинской славы, но очень мало политической выгоды.
    • Да и Понятовский, заметим, правил очень неплохо и многое сделал для возрождения страны — просто когда у тебя в соседях две сильнейшие империи Европы, внутри страны — оборзевшая от вседозволенности и сбрендившая шляхта, подкупленная вышеназванными империями, выиграть на большой шахматной доске практически невозможно даже гению геополитики. Кстати, слегка ироничный факт: он скончался в Петербурге, где ему был выделен на проживание Мраморный дворец, построенный екатерининским архитектором Ринальди для того самого Григория Орлова, который занял место Понятовского в екатерининской постели.
  • Титул короля начинался очень необычно «Божьей милостью и волей народа король польский, великий князь литовский…». Да, именно так — с упоминанием воли народа. Только вот «народом» считалась шляхта и магнаты.
    • А всё остальное население страны (вне зависимости от национальности, кстати) шляхта и магнаты именовали bydło — «рабочая скотина».
  • Сильна Польша раздорами! Во времена Речи Посполитой царила своеобразная феодальная демократия, при которой любой шляхтич имел право мутить воду вплоть до открытого бунта против короля — рокоша.
    • А уж польское liberum veto (право вета) начиная с середины XVII века и вовсе парализовало работу сейма. Считалось, что сейм должен принимать решение единогласно. Немудрено, что почти на каждом сейме и по любому серьёзному решению находился мелкопоместный шляхтич, который крикнет с заднего ряда знаменитое «Nie pozwalam!». Когда любой народный избранник имеет право вето на любую государственную инициативу, законы в стране приниматься перестают, несколько соборов сейма кряду не смогли принять ни одного решения, не то что закона. К концу XVII века фишку просекли могущественные соседи Речи Посполитой — Россия и Австрия aka Священная Римская империя (в XVIII веке к этой компашке присоединилась Пруссия), и при помощи когда подкупа, когда — спекуляции на национальных чувствах и родстве (особенно это любила делать Россия с православной шляхтой) превратили части польской элиты в свою пятую колонну, а страну — в совместный протекторат.
  • Как и русские, поляки страдали наслаждались имперскими амбициями, поэтому впечатление о них в восточноевропейской культуре сложилось двойственное. Русские и украинцы зачастую воспринимали их как угрозу (см. пласт произведений о 1612 и Иване Сусанине, а также трагедию Тараса Бульбы: «Что, сынку, помогли тебе твои ляхи?»[3]), а вот в белорусской культуре прослеживается целый полонофильский пласт. Многие знаковые для польской истории и культуры особы были не коренными поляками, а происходили от русских, литовцев и татар, жили на территории современных Литвы и Белоруссии (среди них Радзивиллы, Тадеуш Косцюшко, успевший стать и американским национальным героем, и самой высокой горой Австралии, а также автор знаменитого полонеза Михал Огинский и многие иные). Среди польских магнатов были и бывшие Рюриковичи — Острожские (одно время были богатейшим родом всей Речи Посполитой), Заславские, Огинские.
    • С украинцами тоже всё очень неоднозначно: русины долгое время жили в составе Польши и позже Речи Посполитой — в конце XIV века ей было захвачено Владимирское княжество (ныне Владимир-Волынский, вместе с Галичем и Львовом), а поляки называли эти земли — Воеводство Русское. Киевщина с Подольем вошли в Польшу только после Унии с Литвой. И менее чем за 100 лет поляки довели местных жителей до национально-освободительной войны. Но в конце 16 — начале 17 века вполне серьёзно обсуждалась идея объединения Русского царства и Речи Посполитой: то с Иваном Грозным на польском троне (причём его кандидатуру предлагали поляки, а сам Иван не особенно горел желанием переходить в католичество ради этого), то с польским королевичем Владиславом IV — на русском (он был приглашён русской Семибоярщиной на престол, в ходе переговоров и после них вёл себя откровенно по-хамски, но окончательно потерял шансы на престол только после отказа принять православие, но использовал титул Великого князя Московского вплоть до 1634 года).
  • Национальный польский юнит образца XVI—XVII в. — крылатые гусары. Других войск в Польше просто нет, разве что европейские наёмники иногда забредут.
    • И это при том, что первые гусары появились не в Польше, а в Венгрии. Зато именно в Речи Посполитой впервые появились уланы. В начале своей истории это были служивые татары Великого княжества Литовского. От тюркского слова «оглан» (юноша) и произошло польское слово «улан», разошедшееся по всей Европе в значении «солдат лёгкой кавалерии».
  • Да и знаменитая фуражка польских жолнёров и уймы польских повстанцев — конфедератка — в конечном счёте восходит к тюркской тюбетейке.
  • В Речи Посполитой… банили за долго до появления интернета! Баном называлось временное или постоянное изгнание шляхтича.

Moskali[править]

  • Поляки не любят русских за:
  • в общем и целом за историческую победу России в борьбе за статус восточного полюса силы в Европе. На пике своего могущества Польша (а точнее Речь Посполитая) в XVI - XVII веках действительно представляла собой силу, сопоставимую с мощью главных политических игроков Европы и всерьез претендовала на статус восточной границы европейского мира, за которым начинается условное Дикое поле. Однако Речи не удалось реализовать эти стремления и уже к XVIII веку она скатилась в статус лимитрофа, а в дальнейшем и вовсе надолго утратила независимость. Это произошло вследствие целого ряда причин, как внутренних, так и внешних, но главной из них было возвышение России, которая и без того была одним из главных конкурентов Польши. В этой связи польскому истеблишменту до сих пор свойственна определенная русофобия. В быту поляки настроены менее антироссийски, чем в большой политике, неприязнь к России питает лишь небольшая националистически настроенная часть их обества.
    • Три раздела Речи Посполитой в 1772, 1793 и 1795 гг. и раздел герцогства Варшавского в 1815 г. Поляки, утратив независимость, целый век старались её вернуть (что соответствует истине). Более того, возврат к границам 1772 года до сих пор является неким фетишем правой части польского общества. В нынешних политических реалиях он представляется маловероятным.
      • Однако собственно польская культура и ментальность сохранилась в основном в российской части Польши, в меньшей степени — в австрийской (т. н. «Малопольша» — Краковщина, Галиция). А вот германцы извели поляков почти под ноль — после ВМВ «старые новые» польские земли пришлось заселять чуть ли не с нуля (немалой частью поселенцев стали выселенные в ходе операции «Висла» украинцы Галиции и Волыни, подвергшиеся заодно полонизации).
    • Подавление восстания в 1830—31 гг.
      • Первоначально Жюль Верн хотел сделать капитана Немо участником именно этого восстания, но издатель отговорил — мол, французская публика не поймёт такой русофобии. Автор поменял поляка на индийца, и правильно сделал: откуда у шляхтича возьмутся деньги на строительство такого монстра, как «Наутилус»? Впрочем, шляхтичи разные бывали — у Радзивилла, например, нашлись бы деньги на целый флот. Хотя он не рядовой шляхтич, а магнат. При этом в советской экранизации книги капитана Немо сыграл потомок польских дворян Владислав Дворжецкий.
    • Подавление январского восстания в 1863-65 гг. (январское — потому что началось в январе).
    • Варшавский поход Красной армии в 1920 году. Даже несмотря на то, что советско-польская война 1919—1920 гг. была начата Польшей, а Советская Россия формально признала независимость Польши сразу в 1918 г.
    • Раздел Польши в 1939 г. и катынский расстрел (ОЧЕНЬ спорный вопрос). Да и сама Польша ещё в 1938 г. отметилась в разделе Чехословакии, о чем поляки предпочитают не вспоминать.
    • Отсутствие помощи варшавскому восстанию 1944 г. Тут было очень… интересно. Польские прозападные националисты из Армии Крайовой попытались освободить столицу от немцев своими силами до того, как это сделает Красная Армия с просоветской польской Армией Людовой, в итоге получив Польшу без коммунистов. Судя по всему, АК хотела выйти из войны примерно на тех же условиях, что и Финляндия. Итог: Варшава раскатана чуть ли не по кирпичикам с полным уничтожением всего исторического центра, полегло почти 200 тысяч мирных жителей и большая часть актива АК, а в Польше несколько позже всё равно было установлено просоветское правительство. Данных о немецких потерях нет. «Безумству храбрых поём мы песню…» То, что АК была антисоветской организацией — это субъективная сторона дела (в конце концов, правило «Враг моего врага — мой друг» никто не отменял. Гораздо важнее, то что Советский Союз был совершенно не обязан по первому же щелчку пальцев бежать и спасать этот авантюрный и неподготовленный бунт так как каких-либо договоренностей, союза или даже уведомления о его начале он не имел. Мало того отряды Армии Крайовы уже успели себя запятнать очень активной войной с белорусскими и украинскими партизанами и столь же пассивной борьбой с немцами. До этого восстания Армия Крайовы предпринимала многочисленные и неудачные попытки занять хоть какие-то города до входа в них советских войск (Вильнюс, Люблин, Брест и т. д.), чтобы сказать — «Мы здесь власть !», но либо немцы без труда расправлялись с её отрядами, либо советские войска банально занимали их раньше
      • Также есть мнение, что это поляки получили кармическое возмездие за то, что отказались помочь евреям во время восстания в гетто. А также беспощадной, жестокой и бескомпромиссной борьбой по сносу каких-либо архитектурных свидетельств нахождения Варшавы в составе Российской Империи — например были снесены более двух десятков православных церквей и более полусотни разных памятников.
      • Тем не менее, помощь в виде сброса припасов с самолётов со стороны РККА была. Могли ли советские солдаты успеть по земле (учитывая, что сами восставшие рассчитывали справиться до её подхода), должны ли были срочно бросаться на помощь, нарушив план наступления — вопрос спорный и сильно политизированный.
    • Навязанный социалистический строй в 1949-89 гг, хотя его «навязанность» далеко не бесспорна — коммунисты пришли к власти в Польше только в 1949 году, уже ПОСЛЕ вывода советских войск. В силу изложенных выше причин многие поляки в свое время приняли активное участие в становлении советской власти: один Феликс Дзержинский чего стоит!
    • В 1945 году очень многие простые поляки ещё очень хорошо помнили, что в 1939 году их правящая элита втянула страну в войну и всего через полторы недели из неё сбежала. За пять лет жизни в оккупации они почему-то не воспылали к немцам любовью и без всякого восторга воспринимали возврат своих беговых правителей и генералов. Зато своими глазами видели, как РККА освобождали их от немцев.
  • Россияне, в свою очередь, объявили национальным праздником годовщину изгнания поляков из Кремля в 1612 г.
    • На самом деле большинству россиян пофиг. Правительству надо было сохранить привычный выходной день в начале ноября и в то же время отмежеваться от наследия советского режима. Тут и подвернулась дата 4 ноября. На самом деле изгнание произошло в другой день.[4] К тому же русские (и казаки) сами активно воевали друг с другом — в разборках участвовало несколько независимых друг от друга казачьих ватаг, часть которых была в союзе с Мининым и Пожарским, часть с поляками, а часть сама по себе. И все по старой казачьей привычке грабили кого попало.
    • С этой историей связано популярное заблуждение, что Иван Сусанин завёл поляков в болото, пожертвовав собой, но спас юного Михаила Романова. Но это не так…
    • Массовая гибель пленных красноармейцев во время войны 1919-21 гг., больше похожую на акт геноцида. В польских лагерях красноармейцы были лишены самого необходимого (пищи и санитарных условий содержания), отмечены многочисленные случаи издевательств и пыток, вплоть до садистских убийств, со стороны польских надзирателей. Минимальное число погибших в польском плену красноармейцев (порядка 40 тыс. чел.) вдвое превосходит максимальное количество убитых в Катыни поляков (21 тыс. чел.).
  • После этого проводились т. н. Пацификации во Всходних Кресах. Это были мероприятия по ополячиванию территорий, полученных по итогам войны, включающие в себя переселение на данные территории поляков-«осадников» для создания прослойки лояльного Варшаве населения и силовое подавление как местных левых, так и формирования националистов (ОУН), которые, в свою очередь, отвечали террором.
  • Отличия в менталитете и устоях остались, и большие. Польша в советские времена была весьма европеизирована и богата дефицитными товарами, а потому котировалась чуть ниже тогдашней Чехословакии. Член партии даже мог и не быть атеистом. А уже в начале 1980-х в стране снималось такое, чего в Советах позволить себе не могли. Чего стоит «Секс-миссия» aka «Новые амазонки» с тонной эротического юмора и молочных желёз.
    • Спорно, когда миллион поляков уехал из страны поляки с радостью приняли украинцев и белорусов. Местные имеют мало конфликтов с приезжими, если только они не с Кавказа, а славян воспринимают спокойно.
  • Польша не может в космос…
    • В советское время польский космонавт таки был. Мирослав Гермашевский, первый и единственный.
  • Магазин «Ванда» на Большой Полянке в Москве в советское время торговал товарами из Польши, где это имя очень популярно.

Język[править]

« — Гарри, ты умеешь разговаривать со змеями?
— Это польский.
»
— смищная шутка про Гарри Поттера[5]
  • В первую очередь полякам не прощают их специфический выговор. «— В Польше стало трудно мне. Там живут холодные и лживые люди. Я не знала их змеиного языка. Все шипят… Что шипят? Это Бог дал им такой змеиный язык за то, что они лживы. Шла я тогда, не зная куда, и видела, как они собирались бунтовать с вами, русскими». М. Горький, «Старуха Изергиль».
    • Сюда же восприятие польского имени, только уже на Западе. Мультсериал «Люди в чёрном»: «K: — Косцюшко. J: — У пришельцев такие странные имена. К: — Не у пришельцев, у поляков. Едем на мост Косцюшко».
      • И Гжегож Бженчишчикевич, да.
  • Не менее жёсткое и написание. От всех этих cz (ч), sz (ш), ch (х), rz (ж, аналог русского «рь») и других сразу начинает рябить в глазах. Собственно, вышеупомянутый товарищ пишется как Grzegorz Brzęczyszczykiewicz.
    • …польский город Щецин, страшный своим названием для любого народа, пишущего латиницей: Szczecin. Немцы называли этот город «Штеттин» и не парились.
    • Город Щебжешин. W Szczebrzeszynie chrząszcz brzmi w trzcinie i Szczebrzeszyn z tego słynie… (Жук жужжит в Щебжешинской пуще, для Щебжешинской славы пущей).
  • В Российской империи были проекты перевода польского языка на кириллицу, провалившиеся из-за яростных протестов поляков. Без зубодробительных латинских буквосочетаний польский текст выглядит вполне похожим на русский (даже побольше сербского или болгарского).
  • Рвёт шаблон не-поляку польская привычка упоминать собеседника не во втором, а в третьем лице. Мы переспросим: «Что вы сказали?». Англичанин или американец тоже спросят: «What did you say?». А поляк спросит: «Co pan powiedział?» (Что пан сказал?).
    • Константы Ильдефонс Галчинский («польский Хармс») выстёбывает эту особенность своего же родного языка:
«

БЕСПАЛЬЧИК. Не хочет ли пан пройти со мной до полиции?
ПШЕКЧИК. К сожалению пана — не имею времени.
БЕСПАЛЬЧИК. А если я учтиво попрошу пана?
ПШЕКЧИК. Я вынужден буду отказать пану.
БЕСПАЛЬЧИК. Тогда я схвачу пана за шиворот и потащу пана.
ПШЕКЧИК. А не хочет ли пан схлопотать по морде?
БЕСПАЛЬЧИК. Но я тоже в силах наподдать пинков под панский зад.
ПШЕКЧИК. Пусть только пан попробует. Тогда пан немедленно проедет по мостовой панской харей.

»
— «Театрик „Зелёный гусь“»
    • В данном контексте «пан» — вежливое обращения к собеседнику. Если вы говорите в третьем лице, то к «пану» надо добавить фамилию или должность, иначе будет абсурд.
  • Мы в значении «Фиг тебе!» употребим одну из красочных идиом вроде «От жилетки рукава!», «От мёртвого осла уши!», и т. п. Американский гопник просто нагло щёлкнет пальцами перед самым носом собеседника. А поляк скажет «Ucho od śledzia!» — «Ухо от селёдки!».

Kultura[править]

  • Венгры традиционно дружат с поляками (примерно так же, как русские с сербами). У них про это и поговорка есть: Lengyel, magyar — két jó barát, együtt harcol s issza borát («Поляк да венгр — два брата; хоть за ножик, хоть за чарку»). В польском варианте — Polak, Węgier, dwa bratanki, i do szabli, i do szklanki.
  • Без внимания не осталась и крайняя набожность и привязка к католицизму и связанной с ним культуре. Особенно зло над этим поиздевались И. Ильф и Е. Петров, рассказав в «Золотом телёнке», как «Козлевича ксендзы охмурили». « — Пан Козлевич! — застонали ксендзы. — Доконд пан иде? Опаментайсе, пан!»
  • Польская же пословица «В кого ни плюнь — попадёшь в шляхтича!».
    • Если в других странах дворянство составляло 1 % от численности населения, то в Польше (и в Испании, и в Японии) — все 10. Сущий тебе Вестерос!
    • С шестнадцатого века считалось, что шляхта — сарматы, а холопы — славяне (это называется сарматизм). С учётом же того что первый же случайно встреченный поляк считает себя потомком шляхты (см. выше), то получается…
      • Впрочем, А. Бушков в своё время знатно потроллил поляков — дескать, собственно поляков в классической «Трилогии» Сенкевича почти нету — всё русские, литвины и прочая православная шляхта.
    • При этом шляхтичи желали жить не хуже других дворян, а их крестьяне работали не лучше других крестьян. Поэтому польскому крепостному мужику — по крайней мере до XVIII века включительно — не позавидуешь…
    • Товарищи, а не похож ли этот изъян менталитета — на точно такую же «булкохрустию» в отечественном обществе (особенно в 90ые и 00ые), когда среди каждого просвещённого человека со святой ненавистью к большевикам, обязательно можно было найти какого ни будь «наследника дворянского рода»?
      • Может и похож (дебилы вообше одинаковы везде под всеми широтами), вот только чем это отличается от былого чванства большевиков, выискивавших у себя бедняцкие корни, и на том основании ставящих себя выше потомков аристократов? Да ничем. Такая же стыдливость за классово неверное происхождение, такие же попытки его скрыть, то же стремление подправить родословную…
  • Польский гимн с 1927 г. — «Марш Домбровского», написанный в честь наполеоновского генерала Яна Генрика Домбровского, стал польским гимном. За пределами Польши наиболее известна первая строка — «Jeszcze Polska nie zginęła» («Ещё Польша не погибла»). Домбровский возглавлял т. н. «польские легионы» набранные им в Италии из польских эмигрантов, предназначались для войны с антинаполеоновской коалицией. А сам текст гимна повествует о том как Домбровский пытается из Италии дойти до Польши, чтобы некая Бася таки наконец-то сумела увидеть польские войска.
    • Большая часть воинства Домбровского была просто использована французами в качестве обычных колониальных войск и погибла при подавлении гаитянского восстания.
  • Комиксы Countryball, которые упорно именуют Polandball — в честь польского страношара, вечного неудачника (даже флаг Польши перевёрнут!) с огроменным гонором. Это, кстати, изначально было «на тебе!» в адрес не Польши как таковой, а конкретного юзера — неймфага[6] форчановского /int/ по имени Wojak, поляка, известного своим ура-патриотизмом; оный поляк, кстати, стал лицом типового сойбоя во всем мире.
  • Культурные подарки братской Польши советскому народу:
    • Цикл мультфильмов и мультсериалов «Болек и Лёлек».
    • Цикл мультфильмов «Рекс».
    • Сериалы про Вторую мировую войну «Четыре танкиста и собака», «Ставка больше, чем жизнь».
    • Певица Эдита Пьеха и актриса Барбара Брыльска.
    • Некоторым образом к этой категории можно отнести также передачу «Кабачок „13 стульев“», где все были паны да пани.
  • В более поздние годы ещё добавились:
    • Цикл мультфильмов «Приключения Мышки».
    • Цикл мультфильмов «Волшебный карандаш».
    • Кинодилогия «Ва-банк».
    • Фарс совместного производства «Дежа вю».
  • Анджей Сапковский — «Ведьмак» и прочее.
  • Мюзикл «Метро», успешно перенесённый на российскую сцену и ставший первым в России именно мюзиклом, а не опереттой, которая ставилась и до него.
  • Крайне интересна и любопытна история польского геймдева, которое претерпела серьёзную эволюцию от «польских шутанов» (дешевых и крайне плохих игр, эксплуатирующих военную тематику), до одного из лидеров жанра (Painkiller). RPG же развились из местячковой, пусть и хорошо принятой первой части «Ведьмака» до «последней хорошей игры в мире» — третьего Ведьмака.
  • Владимир Свержин в своей серии романов про Институт Экспериментальной Истории вывел под именем «одного из оперативников Института, французского аристократа Мишеля Дюнуара, часто работавшего под видом шляхтича Михала Чарновского» — своего друга из реальной жизни, старожила тусовки толкинистов, ролевиков и исторических реконструкторов Михаила Черныховского, специалиста по историческому фехтованию, в былые годы славного своей могучей дубиной.
  • В Западной Европе «польский сантехник» — популярный образ гастарбайтера из «новых членов» ЕС. Слово «Polack»[7] считается грубо оскорбительным из уст англоговорящих.
  • В бразильском португальском эвфемизм polacca настолько закрепился за проститутками, что пришлось для обозначения женщины польского происхождения «сочинить» слово poloneza.
  • Matka Boska Częstochowska была привезена в Польшу галiцким князем Львом Даниловичем. Во время Кровавого Потопа, когда Речь Посполитая чуть было не прекратила своё существование, эта икона находилась в монастыре штурмуемом шведской армией — самой крутой во всей Европе. После того, как штурм чудом отбили, икона была признана общепольской святой реликвией.
    • Вышеупомянутые колониальные войска Домбровского обогатили гаитянскую культуру иконографией лоа Эрзули. Местное негритянское население было под впечатлением от поклонения поляков Матке Боске и взяло её образ, адаптировав под свои верования.

Известные личности[править]

  • Николай Коперник. Приверженец гелиоцентрической системы, католический священник и одновременно учёный создатель классической экономической теории за 300 лет до Адама Смита, герой войны Польши с крестоносцами, рифма к слову «соперник». Правда, может считаться лишь польским подданным, его этническая принадлежность к полякам не доказана. Его мать была этнической немкой, происхождение отца точно не известно. Сам Коперник писал свои труды исключительно на латинском и немецком, да и воспитывался в детстве и юности среди своих немецких родственников. И нет, церковь его не преследовала, и его таки не сжигали — не путайте с итальянцем Бруно.
  • Ян Собеский — крутой король, прославлен снятием осады турок с Вены в 1683 г. Но ещё ранее сумел их разгромить и отменить действие позорного Бучачского мира — по этому договору граница Османской империи прошла практически по современным пригородам Киева и лишь чуть южнее Житомира и Львова, даже более — правобережное казачество переходила под власть турецкого султана. Турецкая угроза вынудила его пойти на заключение вечного мира с Россией в 1686 г. — в обмен на признание Андрусовского перемирия и уступку Киева та обязалась вести войну с Турцией и Крымским ханством.
  • Польский король Станислав I Лещинский выдал дочь Марию за французского короля Людовика XV. Умер последним герцогом Лотарингский — не шутка и не номинальным.
  • Август II Сильный. Саксонский князь, отчаянно мечтавший о королевском титуле и получивший своё в Польше (ради чего даже перекрестился в католичество — неслыханный поступок для правителя колыбели лютеранства!). Сильным прозван в основном за любовь к женской красоте и способность без разговоров переходить к практический реализации этой любви. Впрочем, отличался и физической силой (но, увы, не душевной), о чём сохранилось немало историй. Прокоролевствовал для Польши XVIII века долго, имея крышу в виде Петра Первого.
  • Станислав Понятовский. Последний король Польши и ставленник (а возможно и фаворит) Екатерины II.
    • И его племянник, Юзеф Антоний Понятовский, знаменитый военачальник наполеоновских войн, маршал Франции.
  • Александр Валевский, Наполеонович по отцу и поляк по матери, графине Валевской. Род Валевских, кстати, существует до сих пор.
  • Тадеуш Костюшко. Участник Войны за независимость США, предводитель восстания против владычества Российской империи, неудачного, но памятного. (Отделался сравнительно легко: посидел при Екатерине II, вышел при Павле I, а Александр I даже предлагал ему стать наместником Царства Польского, но Тадеуш включил свой польский гонор и потребовал Речь Посполитую в границах 1772, за что был закономерно послан). Наполеон с ним тоже не сумел договориться.
  • Адам Мицкевич. Польское Наше Всё.
    • Родился на территории современной Беларуси (под Новогрудком), поэтому, как тогда было принято, называл родные места Литвой (в те времена под этим термином понималось не то, что в наши дни), а себя литвином.
    • Был современником Александра нашего Сергеича и, ожидаемо, имел с ним политические разногласия, порой выливающиеся в публичную полемику (наиболее известно в этом плане стихотворение Мицкевича «Друзьям-москалям», ответ на пушкинское «Клеветникам России»). В то же время, будучи коллегами, они испытывали друг к другу глубочайшие симпатии, что, в частности, вылилось в гениальный перевод Нашим Всем баллады «Три Будрыса» aka «Будрыс и его сыновья».
  • Фредерик Шопен. Польское Наше Всё для фортепиано с оркестром.
    • Заметим, что для фортепиано с оркестром Шопен написал всего два (зато знаменитых) концерта и ещё несколько произведений, а подавляющее большинство его произведений написаны для фортепиано соло или для голоса с фортепиано.
    • Сочинил более 60 мазурок.
  • И автор полонеза Огиньского — Михал Клеофас Огиньский. (Кто бы мог подумать…) Композитор-любитель, дипломат, один из лидеров восстания Костюшко. А ещё он составил план по восстановлению Великого княжества Литовского в унии с Российской империей наподобие финской — и почти сумел уговорить на это Александра I, но помешала война с Наполеоном.
  • Ещё один композитор, Станислава Монюшко. Лучшей его оперой и лучшим польским произведением XIX в. считается романтически-комедийный «Страшный двор» (Зачарованный замок; Таинственный замок; польск. Straszny dwór), содержание которого носило характерный патриотический оттенок. Премьера оперы в Варшаве в 1865 г., после подавления восстания 1863—64, превратилась в патриотическую манифестацию, и оперу запретили в РИ.
  • Мария Склодовская-Кюри. Лауреат двух Нобелевских премий: по физике (1903) и по химии (1911).
  • Владислав Городецкий — польский и украинский архитектор, работавший преимущественно в Киеве.
  • Игнацы Ходзько — родоначальник польского исторического романа, за пределами страны малоизвестен. Почти всю жизнь в имении на территории современной Белоруссии.
  • Генрик Сенкевич, автор исторических романов «Крестоносцы», «Огнём и мечом», «Потоп», «Пан Володыёвский», «Камо грядеши», лауреат Нобелевской премии по литературе.
    • Этнический липка (польско-литовский татарин).
  • Юзеф Игнацы Крашевский. Польский Дюма, накатал порядка 600 томов, из них 76 заняты 29 романами из цикла «История Польши». Ещё есть саксонская трилогия, и 269 других сочинений, включая комедии, рассказы, путевые очерки, исторические труды… В Польше считается чуть-чуть не дотянувшим до уровня Сенкевича, за пределами более знаменит плодовитостью. Фильмы «Графиня Коссель», «Болеслав Смелый», «История мастера Твардовского», «Когда солнце было богом» — это всё по его сочинениям.
  • Ян Бжехва (Ян Виктор Лесман) — детский писатель из евреев. Вошёл в историю паном Кляксой и труднопроизносимым стишком про жука из Щебжешинской пущи.
  • Болеслав Прус (Александр Гловацкий) — классик польской литературы. Шляхтич. Участник восстания 1863.
  • Игнаций Ян Падеревский — прекрасный композитор и пианист в одном флаконе с заметным политиком (в 1919 он был и премьер-министром, и министром иностранных дел).
  • Ярослав Домбровский — профессиональный военный и революционер, участник восстания 1863 года, генерал Парижской коммуны. Родился, кстати, в Житомире.
  • Юзеф Пилсудский. Борец за свободу Польши, не брезговавший для этого ни союзом с русскими революционными социал-демократами и не союзом с немцами в ПМВ. А после запретил и социал-демократию и знатно разграбил немецкие земли, невошедшие в Польшу в 1918—1920-х годах. При попытке восстановить восточную границу Польши на 1772 год, ему пришлось геройски спасать уже Варшаву — спас, но только с массированной военной помощью Антанты. После эпического провала (в Польшу вошло не более 10 % спорных земель) плебисцитов о территориальной принадлежности спорных территории б. Германской империи ушел в отставку, но через несколько лет вернулся к власти военным переворотом, умер диктатором.
  • Франтишек Жвирко и Станислав Вигура строили аэропланы, пролетели 5000 км по странам Европы, выигрывали международные соревнования. Ныне улица имени лётчиков связывает центр Варшавы с аэропортом.
  • Львовский математик Станислав Улам в 1936 г. эмигрировал в США, где участвовал в разработке водородной бомбы.
  • Станислав Лем. Знаменитый польский писатель, прозорливый фантаст, несостоявшийся врач. Еврей из Львова.
  • Кшиштоф Борунь — тоже фантаст, известен русскоязычному читателю по повести «Восьмой круг ада» (Ósmy krąg piekieł): про инквизитора, попавшего в 2034 год, и его любимой девушки-атеистки.
  • Бруно Шульц. Писатель и художник-сюрреалист, черпал в основном из снов и реалий родного городка. Еврей, из Дрогобыча. Погиб в гетто.
  • Станислав Ежи Лец. Больше известен как автор афоризмов, но заодно ещё неплохой поэт, писатель-сатирик и — без дураков! — герой войны. Отец — австрийский барон еврейского происхождения Бенон де Туш-Летц.
  • Юлиан Тувим, детский поэт, тоже еврей.
  • Януш Корчак.
  • Отто Скорцени, легендарный нацистский диверсант и террорист — чистокровный онемеченный (родился в Вене) поляк, который после распада Авcтро-Венгрии посчитал нужным видеть себя австрийцем и жить в Вене. Правильное чтение фамилии — Скорженый.
  • Папа римский Иоанн Павел II, в миру король Кароль Войтыла, — первый за всю историю славянин на этой должности (а также первый за много веков не-итальянец). «Мы тут им папу римского подкинули — из наших, из поляков, из славян!» © Владимир Высоцкий, «Лекция о международном положении…».
  • Лидеры социалистической Польши:
    • Болеслав Берут — первый глава ПНР.
    • Владислав Гомулка — проводил политику «оттепели» вплоть до сворачивания процессов коллективизации и отмены гонений на католическую церковь.
    • Эдвард Герек — довёл страну до экономического кризиса.
    • Войцех «Сварщик» Ярузельский — последний глава ПНР. Ввёл военное положение в Польше, дабы пресечь деятельность Валенсы без братской помощи СССР.
  • Лех Валенса. Рабочий-антикоммунист, лидер профсоюза «Солидарность».
  • Роман Поланский, Анджей Вайда и Ежи Кавалерович — кинорежиссеры.
  • Збигнев Цибульский. «Польский Джеймс Дин», знаменитый актер своего поколения и попросту лучший польский актёр. Почти во всех фильмах снимался в тёмных дымчатых очках.
  • Польский секс-символ своего времени и просто потрясающий актер (еще вопрос, кто лучший!) пан Даниэль Ольбрыхский.
  • Михал Жебровский — знаменитый польский актер того поколения, которое не знает кто такой Джеймс Дин. И да, вполне может оспаривать звание лучшего польского актера. Этнически верный Ведьмак из польского сериала/фильма, вельможный пан Ян Скешутский из «Огнем и мечом», Земовит из вышеупомянутого «Когда Солнце было богом» — все он.
  • Иоанна Хмелевская. Основательница жанра иронического детектива , который осквернили всякие там донцовы.
  • Анна Герман — немецко-голландского происхождения, родилась и выросла в СССР (узбекский город Ургенч), но учиться поехала в Польшу, там осела, стала певицей и прославилась. Правда, в СССР была намного популярнее, а в Польше относились к ней довольно прохладно, как к то ли немке, то ли к «русской».
  • Владислав Пасиковский — особенно в 80-90ые, чуть ли не единственный режиссёр остросюжетных фильмов в Польше, с острым социально-драматическим подтекстом и крепкой постановкой. В наших краях практически неизвестен, а зря.
  • Мариуш Дуда — польский рокер и человек оркестр. Основателей прогрессив-рок коллективов Lunatic Soul и Riverside. Недурной, не лишённой местного колорита и лиричной музыки, пускай и на английском. На сегодняшний день в Польше главный, и что немаловажно, наиболее интересный, музыкант и уж тем более рокер.
  • Пан Анджей Сапковский и его сага «Ведьмак», которая и в книжном воплощении была известна и любима, а с выходом игр-сиквелов обрела невероятную популярность.
  • Альфред Шклярский. Писатель, автор цикла о приключениях Томека.
  • Малгожата Мусерович. В Польше знаменита эпическим циклом «Ежициада» из жизни познаньских школьников. В России знают только первую книгу цикла («Целестина или Шестое чувство»).
  • Ян Потоцкий. Писатель. «Рукопись, найденная в Сарагосе».
  • Яцек Йерка — ещё один знаменитый художник-сюрреалист.
  • Кшиштоф Пендерецкий — дирижёр и авангардный композитор.
  • Хенрик Миколай Гурецкий — композитор, автор знаменитой Симфонии № 3, также известной как «Симфония печальных песен» или «Симфония скорбных песнопений».
  • Антони Ингиелевич — скрипач-вундеркинд, удостоившийся множества лестных прозвищ (в т. ч. наследника творческого стиля Дэвида Гаррета) в 14 (!) лет.
  • Юлиуш Махульский — известный кинорежиссер. Автор дилогии «Ва-Банк».
  • Барбара Брыльска — актриса. Известна в России и бывшем СССР как Надя Шевелева.
  • Богуслав Линда — Актёр боевикого жанра в своё время. Обаятельная польская вариация на Брюса Уиллиса и Дмитрия Марьянова. Телохранитель для дочери, это вот он, и не только это.
  • Марыля Родович — певица и человек-оркестр.
  • Владислав Пасиковский — главный «остросюжетный» режиссёр страны. Снимает сейчас в основном боевички и триллеры средней руки. Но в 90ые снял главную польскую летопись «лихих 90ых», дилогию «Псы». Которую можно считать лучшим отображением бесславной эпохи вообще во всё варшавском блоке, на равных с «Братом».
  • Чуть менее популярен на постсоветском пространстве её друг Северин Краевский, долгое время бывший лидером группы «Czerwone Gitary».
  • Анита Влодарчик — метательница молота. Двукратная Олимпийская чемпионка, действующая чемпионка мира, а также действующая рекордсменка мира.
  • Камиль Стох — прыгун с трамплина, трёхкратный Олимпийский чемпион и победитель много чего ещё.
  • Wojak, пользователь /int/ Форчана, горе-патриот, прославившийся своей тотальной ненавистью ко всем не-полякам, ломаным английским и безответной любовью к девушке по имени Шарлотта. Мало кто помнит, но именно со стеба над ним начинался Polandball.
  • Адам «Nergal» Дарский, бессменный вокалист, гитарист и клавишник Behemoth, одной из самых известных не-скандинавских блэк-метал групп вообще. Помимо несомненного музыкального и поэтического таланта, прославился также троллингом католической церкви, собственных фанатов (женился на поп-исполнительнице, продюссировал победителя конкурса The Voice of Poland), а также мужественной борьбой с лейкемией.

Известные российские личности с польскими корнями[править]

Политика[править]

  • Князь Константин Чарторыйский — генерал-адъютант Александра I.
  • Владислав Фигельский, глава правительства Туркестанской АССР в Гражданскую войну. Убит во время Осиповского мятежа.
  • Владимир Бонч-Бруевич — большевик, личный секретарь Ленина.
  • Михаил Бонч-Бруевич — брат предыдущего, генерал-майор царской армии и генерал-лейтенант РККА.
  • Глеб Кржижановский — деятель ВКП(б), инженер и экономист, личный друг Ленина, один из авторов плана ГОЭЛРО. Автор русского текста песни «Варшавянка» («Вихри враждебные веют над нами»).
  • Феликс Дзержинский. Создатель ВЧК в СССР.
  • Вячеслав Менжинский — преемник Дзержинского на посту председателя ОГПУ.
  • Иосиф Уншлихт — один из создателей советских органов государственной безопасности. Ими же и репрессирован.
  • Андрей Вышинский — генеральный прокурор СССР периода ежовщины и Московских процессов.
  • Станислав Косиор — первый секретарь ЦК КП(б)У периода Голодомора.
  • Константин Рокоссовский. Маршал СССР и Польши.

Наука[править]

  • Николай Пржевальский. Офицер российского Генштаба, обследовавший Центральную Азию. Открыватель одноимённой лошади. Из-за внешнего сходства со Сталиным ходила байка о том, что-де Пржевальский был его биологическим отцом, что маловероятно. В начале карьеры отправился добровольцем для участия в подавлении Польского восстания 1863-64 гг.
  • Софья Ковалевская, первая в мире женщина-профессор математики.
  • Константин Циолковский — основоположник теоретической космонавтики.
  • Николай Лобачевский — математик, один из создателей неевклидовой геометрии.
  • Михаил Пиотровский. Историк-востоковед, арабист, исламовед, директор Эрмитажа.

Культура[править]

  • Генрих Семирадский — российский художник.
  • Владислав Старевич — один из пионеров анимации вообще и кукольной анимации в частности. Сам Дисней восхищался.
  • Вацлав Нижинский — танцовщик балета, ставший легендой ещё при жизни. Именно ему отдал оммаж Фредди Меркьюри своим танцем в клипе «I Want To Break Free».
  • Казимир Малевич. Художник. Родился и провёл детство в Киеве.
  • Михаил Врубель — тоже художник.
  • Сигизмунд Кржижановский — советский писатель-модернист (по другим оценкам — постмодернист, но за полвека до наступления эпохи постмодерна).
  • Александр Грин — ещё один советский писатель, один из главных представителей русского магического реализма наравне с Гоголем и Булгаковым. Вышеупомянутый Кржижановский им кстати очень восхищался.
  • Дмитрий Шостакович — композитор.
  • Игорь Стравинский — тоже композитор.
  • Андрей Тарковский — режиссёр.
  • Янина Жеймо — актриса, известная за роль Золушки.
  • Эдита Пьеха. Родилась и выросла во Франции, куда её отец, польский шахтёр, ездил на заработки. Росла в Польше, высшее образование получала в СССР, там стала певицей и прославилась.
  • Актеры Дворжецкие: Вацлав (отец), Владислав и Евгений (сыновья).
  • Эдмунд Шклярский — вокалист рок-группы «Пикник».

Где встречается[править]

Литература[править]

Разумеется, до фига произведений польских авторов.

  • Н. В. Гоголь, «Тарас Бульба» — кроме того, что козаки воевали с поляками, Тарас тайно приехал в Варшаву, чтобы вызволить из польского плена сына Остапа, но успел лишь на его казнь.
  • М. Е. Салтыков-Щедрин, «История одного города» — среди губернаторов города Глупова есть жуликоватые паны с непроизносимыми фамилиями Кшепшицюльский и Пшекшицюльский, пытавшиеся посадить на губернаторский пост свою ставленницу — распутную дамочку.
  • Джек Лондон, рассказ «Потерявший лицо»: главный герой — поляк по фамилии Субъенков (в оригинале Subienkow). Похоже, автор решил, что раз он подданный Российской империи, то и фамилию должен носить «русскую».
  • Николай Островский:
  • Белополяки — также противники героев «Конармии» Исаака Бабеля.
  • А. Н. Толстой, «Пётр Первый» — немалая часть третьей книги выделена на описание злоключений короля Польши и Саксонии Августа II Сильного, отступающего под натиском шведов вглубь Речи Посполитой.
  • Украинский драматург Николай Кулиш, «Маклена Граса» — действие происходит в Польше начала 1930-х годов.
  • Юлиан Семёнов, «Майор Вихрь» — роман о спасении Кракова с участием полковника Иса… entschuldigen Sie, штандартенфюрера фон Штирлица.
  • Владимир Высоцкий, мини-поэма «Дорожный дневник», часть VI (Ах, дороги узкие):
«

В моем мозгу, который вдруг сдавило Как обручем, — но так его, дави! — Варшавское восстание кровило, Захлебываясь в собственной крови…

Дрались — худо, бедно ли, А наши корпуса — В пригороде медлили Целых два часа. В марш-бросок, в атаку ли — Рвались, как один,- И танкисты плакали На броню машин…

Военный эпизод — давно преданье, В историю ушел, порос быльем, — Но не забыто это опозданье, Коль скоро мы заспорили о нем.

Почему же медлили Наши корпуса? Почему обедали Эти два часа? Потому что, танками, Мокрыми от слез, Англичанам с янками Мы утерли нос!

А может быть, разведка оплошала — Не доложила?.. Что теперь гадать! Но вот сейчас читаю я: Варшава — И еду, и хочу не опоздать!

»
— Взгляд поэта (а не историка) на Варшавское восстание
  • Борис Акунин, «Приключения Эраста Фандорина»:
    • «Куда ж нам плыть?» — главный антагонист Цукерчек.
    • «Алмазная колесница» — малолетняя «жрица любви» Баська Зайончек.
  • Кир Булычёв, цикл «Великий Гусляр» — завмаг Ванда Казимировна, супруга провизора Никиты Савича (сам Никита, судя по фамилии — то ли белорус, то ли украинец).
  • Дэн Симмонс, «Песнь Кали» — главгерой дважды поправляет индусов, называющих его Лущак и Лукзак, мол, его фамилия — Лузак. Видимо, должен бы быть Luczak — Лучак…
  • Майкл Муркок, «Левиафан шагает по земле» — романтический польский подводный пират Корженевский.
  • М. Успенский, «Невинная девушка с мешком золота» — придурковатые студенты Яцек Тремба и Недослав Недашковский.

Кино[править]

  • Кинотрилогия по Сенкевичу — «Огнём и мечом», «Пан Волдыёвский» и «Потоп» — позволяет наглядно ознакомиться с историей Польши.
  • Экранизация «Когда солнце было богом».
  • «В джазе только девушки» — да, у героини Мэрилин Монро (Дана Ковальчик aka Душечка) тоже польские корни! Сама призналась.
    • У музыкального агента, который подыскал в ансамбль Милашки Сью «саксофонистку» и «контрабасистку», судя по его имени/фамилии, тоже.
  • Как и у Якоба Ковальского.
  • «Жена смотрителя зоопарка» (тема — Вторая мировая война).

Телесериалы[править]

  • «Четыре танкиста и собака», весьма популярный в СССР сериал из 1960-х.
    • «Ставка больше, чем жизнь», тоже сериал из 1960-х и тоже очень популярный в Союзе, про этакого польского «Штирлица».
  • «Приключения пса Цивиля».
  • Российские экранизации детективов Иоанны Хмелевской: сериалы «Что сказал покойник» и «Пан или пропал» (по роману «Всё красное»).
  • Французский телесериал «Возвращение Арсена Люпена» — во втором сезоне Люпен приезжает в Польшу, чтобы разобраться с убийцами своего фронтового товарища графа Тарновского.
  • «Волчонок» — Мечислав «Стайлз» Стиллински. Аналогично предыдущему примеру, родился в Штатах, но имя и фамилия имеют явно славянское происхождение. По всей видимости — польское.
  • «Кабачок „13 стульев“» — пример «ряженых под Польшу». Герои передачи — «пан Владек», «пани Зося», «пани Катарина», «пан Пепичек» и т. д. — разыгрывают сценки «соцлагерных» (в основном как раз польских) авторов-юмористов. Была закрыта в 1981 году из-за отказа вводить пана Танкиста.
  • «Данилин омут» Ивана Русских — именно от польского пана-колдуна прицепилась к протагонисту сюжетообразующая нечисть. Казак подался в монахи — но даже это ему не помогло.
  • Франшиза «Безумный Макс» — фамилия Макса Рокатански указывает на его польское проихождение.

Веб-комиксы[править]

Видеоигры[править]

  • Blacktail — главная героиня: Яга, ещё не баба, а ещё девка
  • Ancestors Legacy — обе славянских кампании посвящены польской истории в Раннем Средневековье. И игра тоже польская.

Где встречается как СФК[править]

См. также[править]

Примечания[править]

  1. Наше всё приврало: и Костюшко, и Мицкевич, и даже адресат эпиграммы Булгарин считали себя не ляхами, а литвинами.
  2. Да, того самого, что снял «Огнем и мечом».
  3. Хотя у Гоголя казаки сами те ещё гопники
  4. Как ни смешно, как раз 7-го. 4-го ноября поляков выбили из Китай-города и Второе Ополчение вошло на Красную площадь, после чего польский гарнизон Кремля начал переговоры о сдаче. Договорились как раз к седьмому числу.
  5. также обыгрывается в фанфике "Jeszcze Polska nie zginęła", где пани Агата опознает маленького Гарри, как своего внука Тадеуша и воспитывает, как этнического поляка, потомка генерала Коморовского
  6. На анонимных имиджбордах так называют пользователя, отказавшегося от анонимности и начавшего подписывать посты.
  7. В английском языке это слово ассоциируется со словом polluted — «грязный, загаженный». С учётом того, какие работы обычно выполняют польские гастарбайтеры, называть их так для англичан и американцев — всё равно что открыто обзывать их «обосранными» или «говнюками».