Хронофантастика

Материал из Posmotreli
(перенаправлено с «Путешествия во времени»)
Перейти к навигации Перейти к поиску

Хронофантастика — жанр, в котором происходят перемещения во времени.

Возможные разновидности[править]

Хронофантастический элемент[править]

  • Путешествия во времени.
  • Общение, подглядывание сквозь время.
  • Кража/копирование предметов через время.
  • Взаимодействие с аномальным временем (которое замедлилось, ускорилось, остановилось, повернулось вспять, является дикретным и т. п.).
  • Возможность само время отнимать/давать (обычно под этим подразумевается время жизни, что, строго говоря, предметом хронофантастики не является).

Основы[править]

  • Герои перемещатся во времени намеренно.
  • Герои попадают в другое время (времена).
  • Герои вообще не путешествуют во времени, а происходит передача предметов (энергии) или информации из одного времени в другое. При этом в каждом времени могут быть свои герои (герой).

Влияние на будущее[править]

  • События в прошлом изменяют будущее.
  • События в прошлом не изменяют будущее (обосновывается разными причинами или не обосновывается вообще)…
    • Вариант — события в прошлом приводят к именно тому самому варианту будущего, который был до путешествия во времени.
    • Вариант — попытка изменить будущее приводит к откату до момента, когда персонаж ещё не попытался изменить будущее (Энтони Бучер «Клоподав»).
    • Оригинальный вариант в повести Айзека Азимова «Конец вечности». Влияние на прошлое может изменять будущее, но с течением времени все последствия изменений сводятся к нулю. И чем меньше воздействие, тем короче будет промежуток времени с измененной историей, вплоть до его отсутствия.
      • А это не «резиновая лента» ли Андерсона?
        • Вообще, технически там были не совсем путешествия во времени, а скорее влияние на временную линию извне.
  • … или приводят к созданию параллельной реальности.

Способы перемещения во времени[править]

  • В произведениях МТА порой вообще непонятно как (логичнее всего думать про способ № 2).

Отдельный поджанр[править]

Перемещения во времени как таковые не происходят, но используются различные эффекты, связанные с временем.

  • Замедление/ускорение/обратный ход времени.
  • Стазис (порой как абсолютная защита). Капсула времени.
  • Размазывание во времени или хронодезинтеграция.

Примеры[править]

Литература и театр[править]

Отечественная[править]

  • Фаддей Булгарин (тот самый, которого Пушкин обзывал «Видок Фиглярин»), «Правдоподобные небылицы, или Странствование по свету в ХХIX веке», первопубликация в 1824 году. Первое в русской литературе описание путешествия во времени.
  • Александр Беляев, рассказ «Держи на запад!» — пытаясь уберечь от старости сверхгения Великого Ума, люди слегка перестарались, и время в ракете пошло в обратную сторону. (Физика времени в рассказе очень своеобразная, но написан он был в 1929 году и, возможно, не всерьёз.)
  • М. Булгаков, пьеса «Блаженство» (путешествие в антиутопическое будущее), позже переделанная в комедию «Иван Васильевич» (в свою очередь, в двух редакциях. Да, фильм «Иван Васильевич меняет профессию» снят по ней).
  • Братья Стругацкие, «Попытка к бегству». Человек из 1940-х гг. попадает (непонятным читателю образом) в далёкое будущее, на несколько веков вперёд…
  • Кир Булычёв, цикл про Алисe Селезнёвe. Бой-девка нередко вместе с компанией перемещается в различные эпохи. При этом никто не напрягается, что есть какой-то там Временной парадокс! Хотя в их сеттинге существует Московский Институт Времени (МИВ) и все путешествия происходят более-менее под присмотром, если не сотрудников, так автоматики. Кстати, в сеттинге «Алисианы» эффект бабочки невозможен (кроме некоторых исключений), а влияние пришельцев из будущего обычно сравнивают с кругами на воде от падения камня.
    • Кстати, в «Алисиане» есть еще и внутренний подцикл «Алиса и ее друзья в лабиринтах истории». Есть без Алисы, примыкающие к ее вселенной. Например «Фотография пришельца» про Р.Темпеста.
    • В рассказе «Сапфировый венец» описывается не очень ясная схема изменения прошлого: сначала Алиса узнает о письме с просьбой о помощи, написанном двумя детьми — жителями 19 века (письмо на панцире черепахи), плененными пиратами, но обнаруженном только в ее время — после этого Алиса пытается узнать, что в итоге с этими детьми произошло и узнает, что они благополучно вернулись домой, однако в следующий момент настоящее внезапно меняется, и оказывается, что дети в прошлом погибли, причем только Алиса помнит предыдущую «версию» прошлого — Алиса отправляется в прошлое и спасает детей, после чего в настоящем восстанавливается изначальная (?) история.
    • А вот в цикле «Великий Гусляр» хронотурист случайно становится свидетелем намеренного создания альтернативной реальности инопланетными колонистами из будущего. Вернувшись в свое время, бедняга попадает в новую линию времени и обнаруживает абсолютно другую флору и фауну планеты, а также цивилизацию, произошедшую от тех колонистов. Людей, разумеется.
  • Владислав Крапивин, «Сандалик, или Путь к Девятому бастиону» — Сандалик дружил с древнегреческим мальчиком Одиссеем.
  • Святослав Логинов, «Темпоральная машинерия» (рассказ из прикольных микрорассказов).
  • Василий Головачёв, книги серии «Смутное время». Хронофантастика, плавно перетекающая в мироходчество — после того, как оказывается, что время нелинейно, и путешествие во времени и в параллельные миры есть одно и то же.
  • Влад Савин, цикл «Морской Волк» — АПЛ К-25 «Воронеж» вышла на очередное боевое патрулирование в 2012 и попала. Сместилась в пространстве (в Атлантику) и во времени. В 1942. Сначала просто разбирались с фашистами и решали что делать, затем установили связь с СССР, там достаточно быстро поняли с кем имеют дело. СССР получил кучу разнообразной информации, как технической так и нет, специалистов и технику. СССР развивается немного быстрее. Вторую мировую закончили побыстрее. А как именно К-25 попала…в СССР так и не разобрались.
    • Сейчас среди читателей получила некоторое распространение версия, основанная на фанфике Михаила Кубрина (и реальной науке), о том, что АПЛ К-25 «Воронеж» прошла через связывающую будущее и прошлое червоточину, оба устья которой (по неизвестной причине) находились в тот момент на Земле, в мировом океане, хотя и в разных эпохах. Автор, вроде бы, тоже согласен с этой версией, но канонизирует ли он ее в книгах окончательно — конечно, зависит только от него. Притом, в книгах цикла «Морской Волк» бытует теория, что при перемещении АПЛ в прошлое, там от прежней Вселенной ответвилась новая Вселенная, то есть после перемещения герои книг действуют уже не в нашем прошлом, а в фактически их же стараниями и появившейся параллельной Вселенной. Есть читательское предположение и предложение, что в случае повторного обнаружения этой червоточины герои из этого альтернативного мира смогут вернуться в «наш мир», где прошлое осталось прежним и где прошло столько же времени с момента их исчезновения, сколько прошло в альтернативном мире со времени их появления. Однако автор пока не подтвердил и не опроверг такую возможность.
  • Сергей Симонов «Цвет сверхдержавы — красный» — один из физиков долго работал над теорией, которую в том числе можно и для перемещения во времени использовать (а еще и как гиперпривод), умер. Остальные члены команды кое как довели установку, откалибровали и отправили ноутбук + еще немного электроники + специально подготовленный пакет информации в 1953. Хрущеву. Последствия…история в будущем — изменилось. В СССР проводят эксперименты на тему — что будет с книгой которую напишет большой нелюбитель СССР если его «исчезнуть». Ну и исправляют допущенные в изначальной версии истории ошибки.
  • Сергей Арсеньев:
    • «Студентка, комсомолка, спортсменка…» (переделано в незаконченый роман «Аластор») — старик из 2040-х переносится в 1960-е (в тело девочки-младенца) … а у него все мысли, как изменить историю… его сын погиб под ядерным ударом во время мятежа (с точки зрения законных на тот момент властей). Изменил. Успешно. Хватило трех пуль. Руководство СССР уже потом разобралось, что он был из будущего. Что стало с исходной исторической линией? А непонятно.
    • «Фройляйн Штирлиц» — мир, созданный в результате действий предыдущего ГГ, парочка подростков обсуждают альтернативную историю (сама ГГ относится к идеям вида «а что было бы если бы СССР распался» как к бреду), друг ГГ, используют одну маргинальную теорию — создает временной портал куда проваливается ГГ, прямо к Гитлеру в ночь на 22 июня. Вернуться она не может но возможен двухсторонний обмен информацией. Первый итог действий ГГ — ВОВ отменяется, потому что Гитлера убедили что хорошим — не кончится. СССР-из-будущего поддерживает контакт в научных целях. А история опять идет по совсем другому пути. А в будущем ничего не меняется. Получается, что создан параллельный мир.
  • С. Лукьяненко, трилогия «Лорд с планеты Земля». Перемещение назад во времени с целью создания параллельного развития множества цивилизаций гуманоидного типа для последующего их использования в войне с цивилизацией не совсем гуманоидной.
  • Евгений Прошкин «Механика вечности» (и прототип романа — рассказ «Двадцать минут из жизни Антона Соболева»): в 2005 году к МТА-неудачнику звонит в дверь его двойник из будущего, теперь уже маститый автор, и предлагает несколько наиболее удачных романов издать не в 2025 году, а в 2000. Для этого протагонисту следует смотаться на пяток лет назад и вручить дискеты своей ещё более ранней копии, дабы сохранить жену и обрести славу ещё в двухтысячном. Получасом раньше протагонист вытащил из почтового ящика дурацкую бумажку с единственным словом ОТКАЖИСЬ. Конечно, Мефодий принимает заманчивое предложение, так как очень тоскует по жене. Жена — один из хроноагентов, протагонист — пешка в большой игре КГБшника, страстно желающего стать президентом любыми средствами, с любыми последствиями, в любой альтернативной реальности. И всё заверте…
  • В. Д. Звягинцев. Цикл «Одиссей покидает Итаку». Герои, советские граждане из 1980-х годов, сталкиваются с деятельностью внеземных цивилизаций. Инопланетяне не в ладах между собой, а полем битвы они избирают Землю, на историю которой пытаются влиять в своих целях. Герои путешествуют и в 1960-е годы, чтобы разослать нужные для изменения хода истории телеграммы, и в 1940-е, чтобы добыть утерянный внеземной артефакт, либо для вживления в тело Сталина, чтобы выиграть войну быстро и с меньшей кровью. Вселенная цикла именуется «Гиперсетью», где можно создавать новые реальности и изменять уже существующие.
  • Евгений Лукин
    • «Пятеро в лодке, не считая Седьмых». Из-за опечатки в приказе («Обязуемся выгрести к пристани Баклужино в десять ноль-ноль, шестнадцатого, одиннадцатого, тысяча двести тридцать седьмого. Печать, подпись директора…») пятеро работников советского НИИ попадают в 1237 год. После ряда приключений спасаются по принципу «подобное лечится подобным»: войдя в контакт с местными властями в лице хана Батыя, исправляют на документе дату и выгребают уже в своё время.
    • «Бытиё наше дырчатое» — один из второстепенных персонажей отправляется в прошлое, чтобы убить «Еву». Судя по всему, преуспел в своём начинании, уничтожив человечество. А если человечество не возникло, то стало некому отправиться в прошлое, чтобы убить праматерь человечества, а следовательно она выжила, и человечество всё же возникло… И так далее.

Зарубежная[править]

  • Одним из первых к идее такого путешествия обратился норвежский поэт Йохан Вессель, написавший в 1781 г. комедию «В 7603 году».
  • Сватоплук Чех, «Новое эпохальное путешествие пана Броучека, на этот раз в XV столетие». Пражский буржуа Матей Броучек, напившись в трактире, попадает из 1888 года в 1420 и становится свидетелем восстания гуситов.
  • Г. Уэллс, «Машина времени». По сути, кодификатор. Протагонисту как-то не очень понравилось в далёком будущем…
  • Стивен Бакстер, «Корабли времени». Продолжение романа Уэллса. Путешествия во времени и вмешательства в историю приобретают вселенский размах.
  • Рэй Брэдбери, «И грянул гром».
    • А также экранизации рассказа.
  • «Гарри Поттер». Использование времяворота, он же маховик времени.
  • Ф. Браун, рассказы «Конец начал» и пр. Приколы вместе с вывихами мозга.
  • С. Лем, повесть «Повторение» из цикла «Кибериада» — деконструкция. Трурль и Клапауций несколько раз моделировали общество, где любой желающий может отматывать время назад для исправления своих ошибок. Ни к чему хорошему это не привело.
    • Его же произведения про И.Тихого: 7-е путешествие (камерная хронофантастика в пределах одной ракеты), 20-е путешествие (Тихий руководит целым хроноинститутом — исправляет историю), 4-е воспоминание (были варианты названия «Мольтерис» и «Пропавшая машина времени», про изобретателя машины времени и технику безопасности).
    • Пьесы про проф.А.С.Тарантогу. «Черная комната профессора Тарантоги» (Тарантога вместе с небольшим числом энтузиастов делает то, что старался сделать Тихий, руководя большой хроноорганизацией в 20-м путешествии), «Странный гость профессора Тарантоги» (Про Тарантогу и пациента дурдома, выдающий себя за попаданца из будущего). Еще «Путешествие профессора Тарантоги» завершается некоторым хроноперемещением.
  • Клиффорд Саймак, «Снова и снова», «Заповедник гоблинов»… и много что еще.
  • Хайнлайн, «Все вы, зомби» («Уроборос») — педаль в мантию Земли.
  • Любимый жанр Пола Андерсона.
  • Роджер Желязны, «Хрономастер» — практически педаль в пол. Главный герой профессионально занимается крафтингом вселенных, а власть над временем — это его основной рабочий инструмент.
  • Джон Бойнтон Пристли, «31 июня» — пополам с фэнтези, и адаптации.
  • Dragonlance, «Час близнецов» — хронофентези. Автор правки упорно искал на обложке фамилию Стивена Моффата, ну или Пола Андерсона, на худой конец.
  • «Paradox Bound» — главные герои путешествуют по американской истории на автомобиле, отыскивая «скользкие точки», по которым можно проскользнуть в другую эпоху. Их знакомый вообще это делает на паровозе.
  • Азимов, «Конец Вечности».
  • Джон Бирмингем, цикл «Ось времени» — международный флот из XXI века перемещается в самый разгар Второй мировой, кардинально меняя ход войны.
  • Жерар Клейн:
    • «Непокорное время». Межзвездная Федерация, созданная человечеством, отслеживает конкурентов, которые в будущем могут посягнуть на ее господство в Галактике. Группы темпоральных коммандос разбираются с этими конкурентами в прошлом, пока однажды не сталкиваются с создателем технологии путешествий во времени, и он раскрывает им глаза на Федерацию.
    • «Боги войны» — полуразумная тварюшка-оружие, способная контролировать пару минут времени, внезапно забрасывает себя и протагониста (который должен был её высадить на вражеской планете) на примерно 6000 лет в будущее. Протагонист-офицер мотается по Галактике и (в несколько меньшей мере) по времени, дабы прийти к выводу «войны это плохо, их надо искоренить» и подстроить себе-раннему скачок в будущее.
  • Орсон Скотт Кард, «Искупление Христофора Колумба» — группа учёных из будущего узнаёт, что их цивилизация вымирает. Трое отважных путешественников отправляются в XV век, чтобы изменить ход освоения Америки и не допустить ошибок ни знакомой им истории, ни первоначальной (в которой Колумб не открывал Америку, а весь мир захватили тласкаланцы).
  • Гарри Гаррисон
    • «Фантастическая сага» — протагонист использует машину времени для съёмок фильма про викингов, ведь оказалось, что спонсирование и использование машины времени дешевле, чем связываться с профсоюзами насчёт декораций и актёров.
    • «Стальная крыса спасает мир» — Джеймс ди Гриз отправляется в далёкое (для него) прошлое (США семидесятых, Англия времён пошедших не так наполеоновских войн и успешно загаженная Земля в далёком прошло-будущем,[1] незадолго до её уничтожения) в борьбе с непонятным врагом, который пытается стереть из реальности Специальный Корпус.
  • Майкл Суэнвик, «Кости Земли» — путешествия во времени используются практически эксклюзивно палеонтологами для исследования мезозоя.
  • Тед Чан, «Купец и волшебные врата» — различные аспекты хронопарадоксов со средневеково-арабским колоритом.
  • Роберт Янг, «У начала времён» — сотрудник хроноагентства расследует причины появления консервной банки в мезозойских отложениях… И внезапно натыкается на детишек-вундеркиндов с цветущего Марса, а также охотящихся на детишек космических пиратов.
  • Роберт Асприн. Цикл «Вокзал времени».
  • Роберт Хайнлайн. «Дверь в лето».

Кино[править]

  • Фильмы «Назад в будущее» — все об этом. В первой части Марти МакФлай случайно оправляется в 1955 год, запарывает знакомство своих будущих родителей и полфильма пытается это исправить (ещё полфильма он решает проблему своего возвращения в 1985-й). Во второй части прыжков в прошлое и будущее уже побольше: сначала в 2015 год, потом в альтернативный 1985-й, после этого — в 1955-й, чтобы вернуть нормальный 1985-й, и, наконец, ещё один, незапланированный прыжок машины времени в 1885 год. А события третьего фильма (за вычетом начала и конца) происходят в 1885 году.
  • Мы из будущего
  • «Патруль времени» с Ван Даммом. ГГ является спецагентом, отправляющимся за преступниками, нелегально попавшими в прошлое.
  • «Люди в чёрном 3» — главгад использует машину времени, чтобы убить Кея 40 лет назад, а также не позволить ему установить орбитальный щит вокруг Земли. Единственный, кто помнит Кея — Джей, который сам отправляется в прошлое исправить ситуацию. Ему приходится работать с более младшей версией Кея против сразу двух версий главгада.
  • «Терминатор», конечно.
  • «В ловушке времени» — группа историков обнаруживает очки коллеги в древних раскопках французского замка. Оказывается, одной компании удалось создать машину времени, связанную с тем самым периодом Столетней войны «кротовой норой». Историки отправляются в прошлое и попадают в самый разгар осады того самого французского замка.
  • «Пришельцы» с продолжениями, французская комедия — граф Годфруа де Монмирай со своим слугой Жакуем попадают в современность благодаря волшебнику.
  • «Часто задаваемые вопросы о путешествиях во времени» (2009) — фильм с английским юмором в стиле сайфай — три друга сталкиваются с временными парадоксами в обычном пабе
  • «Безопасность не гарантируется» (2012) — художественная картина о журналистском расследовании по объявлению о наборе хрононавтов.
  • Телефильм «Звёздные врата: Континуум» — последний системный владыка Баал отправляется в прошлое и не позволяет учёным США заполучить звёздные врата. Каким-то образом, трём членам команды ЗВ-1 удаётся вернуться на Землю, но это уже не та Земля, которую они помнят. В конце, Митчелл отправляется в прошлое, дружится с собственным дедом и убивает Баала.
  • TENET (Довод) — технология инверсии, позволяющая инвертировать во времени как объекты, так и людей. Инвертированные пули сами прыгают в протянутую руку, пистолет вбирает пули из стен в себя и т. д. Законы физики тоже стараются соблюдаться: дышать окружающим воздухом в инверсии невозможно, огонь будет морозить, а не сжигать и т. д. Также с помощью инверсии можно направлять предметы из прошлого в будущее и наоборот. Впрочем, один вопрос остаётся открытым: где у инвертированного предмета его начало?
  • Primer («Детонатор») — эталонная хронофантастика от физиков для физиков.
  • "Предопределение" (в России почему то "Патруль Времени") - экранизация по мотивам, "Все вы, зомби" Хайнлайна.

Телесериалы[править]

  • «Доктор Кто» — в режиме педаль в пол, сюжет принципиально вертится только вокруг того, что Доктор путешествует во времени (и пространстве).
  • «Гостья из будущего»: машина времени — ключевой механизм в сюжете.
  • «Вне времени» — террорист похищает машину времени и отправляться менять прошлое. Вдогонку за ним посылают троицу: единственного оставшегося пилота, эксперта по-истории и солдата-спецназовца.
  • «Семь дней» — секретный проект правительства США. Используя инопланетные технологии из крушения в Розуэлле, проект создал «Сфера», способную перемещать единственного хрононавта ровно на неделю в прошлое. Его задача — предотвращать катастрофы, которые почему-то случаются с завидной регулярностью.
  • «Легенды завтрашнего дня» — Повелитель времени Рип Хантер собирает разношёрстную команду, чтобы остановить бессмертного главгада первого сезона. Они путешествуют по-эпохам, пытаясь остановить его. Главгады второго и третьего сезонов также умеют скакать по-времени, существенно затрудняя борьбу с ними.
  • «Флэш» — ГГ бежит в прошлое или будущее хотя бы раз на сезон. И никакая машина времени ему не нужна — главное быстро побежать и хорошенько подумать.
  • «Путешественники» — весь сериал о том, как люди, живущие в постапокалиптическом мире будущего, отправляют свои сознания в тела жителей двадцать первого века с целью улучшить это будущее. Само будущее при этом не показывают, и обо всех удачных и не очень изменениях временной линии мы узнаём только от новых путешественников.
  • «Тьма» («Dark») — весь про путешествия во времени, временных петлях и червоточинах. Петель настолько много(как и путешествий), что не пересчитать. Используется как машины времени, так и природные аномалии. События в прошлом не изменяют будущее, наоборот, без них будущее невозможно, вплоть до того, что девушка является матерью своей матери, а соседский школьник отцом главного героя.
  • Звездные врата — В «SG-1» и «Атлантиде» встречается в нескольких сериях, глобально на сюжет не влияет. Неудивительно, ведь любой способ сверхсветового перемещения позволяет попасть в прошлое. Во «Вселенной» нестабильность врат часто и неконтролируемо забрасывает людей в прошлое, герои помогают себе из прошлой или будущей итерации.
  • «Континуум» — террористическая группа сбегает в прошлое с собственной казни, их преследует офицер-протектор Кира Кэмерон. Дальше террористы будут пытаться изменить прошлое, а Кира — мешать им в меру возможностей.
  • «Фил из будущего» — для людей из 22-го века путешествия во времени — обыденное дело, просто у семьи Диффи, выступающей в роли центральных героев, машина в самом конце 2003 года поломалась, и наши герои застряли в самом начале того времени, когда снимался сериал. Весь сериал построен именно вокруг семьи попаданцев и её попытках восстановить машину.
  • «Бюро магических дел» — в 9 серии 2 сезона в библиотеке Максвелла нашлась магическая машина времени, задействованная там же, а также в 19-20 сериях для путешествий в прошлое, к Магнусу Соренсону, чтобы добыть сначала 2-й журнал (9 серия), а затем и планы Лотоса, что Ванакс сделал, дабы уничтожить его в настоящем (19-20 серии).

Мультсериалы[править]

  • «Гаргульи» (1994) — эпизод «Обеты» (2 сезон, 8 серия). Благодаря Вратам Феникса, Демона, Ксанатос и Лиса, а также невольно примкнувшие к ним Голиаф и отец Ксанатоса перенеслись в прошлое за 20 лет до событий, приведших к тысячелетнему окаменению гаргулий. Ксанатос с помощью существовавшего уже тогда тайного общества Просветителей обеспечил будущего себя стартовым капиталом, тем самым доказал отцу, что заработал своё состояние сам (а не получил в подарок его от таинственного незнакомца) и оставил будущему себе послание с подробными инструкциями, следуя которым он и провернул весь этот архи-хитровыпендренный план. Демона отыскала прошлую себя и попыталась склонить её ко злу и истреблению рода людского. Голиаф пообщался со своей давней возлюбленной и сорвал планы Демоны, в которую эта возлюбленная превратится в будущем. Что же до Лисы и Ксанатоса-старшего, то первая помогала мужу, а второй в основном офигевал от происходящего.
  • «Маша и Медведь» — серия «Пещерный медведь» (48-я). Медведь из разных старых вещей воссоздал машину времени из фильма «Иван Васильевич меняет профессию», причем действующую. Среди персонажей — Пещерный Медведь и «пещерная Маша». Здесь хронофантастика спародирована как жанр.
  • «Футурама» — персонажи часто перемещаются в прошлое или будущее. Собственно, завязка сюжета — главный герой оказывается замороженным на тысячу лет и таким образом попадает в далёкое будущее.
  • «Аладдин» — однажды наши герои и Абис Мал путешествовали во времена основания Аграбы, где им повстречались её основатель предок султана Хамед и предок Абис Мала по имени Абнор Мал.
  • «Приключения Пети и Волка» — учительнице Маре-Ванне, подменяющей Снегурочку на Новый год, чтобы успеть раздать подарки перетрбургским детям за одну ночь, приходится использовать эффект гравитационного замедления времени вокруг черной дыры — благо, у Деда Мороза в мешке как раз черная дыра и оказалась. В результате за пять часов для рядовых питерцев она проработала 179 дней.

Мультфильмы[править]

  • «Ванюша и великан» из цикла «Пришелец Ванюша». Хроновставка в космическую фантастику (даже в космическую сказку).

Аниме, манга, ранобэ[править]

  • Для японцев самым известным примером использования приема является книга 1967 года «Девочка, покорившая время» («Девочка скакавшая сквозь время», но чаще переводят как «Девочка, покорившая время»). Очень популярным также оказалось полнометражное аниме 2006 года с тем же названием, которое можно считать слабо связанным сиквелом книги. Фантастическое допущение умело используется развития темы взросления и романтической линии.
  • Zetsuen no Tempest: любопытная интрига с перемещением во времени главной героини.
  • Steins;Gate (изначально — визуальный роман): Косплеящий сумасшедшего ученого главгерой с помощью банана в микроволновке перебирает варианты развития истории с целью минимизации числа трупов в его окружении.
  • Natsu no Arashi!: Главгерои сообща умеют путешествовать в прошлое, чем иногда пользуются в бытовых целях, вызывая запутанные парадоксы.
  • Irozuku Sekai no Ashita kara — силой магии Кохаку Цукисиро отправляет свою внучку Хитоми из 2078 в 2018, когда сама была старшеклассницей, чтобы Хитоми смогла вернуть себе способность видеть цвета.
  • Sakurada Reset — пара ОЯШей обладает дополняющими друг друга сверхспособностями и используют их для решения поставленных Администрацией задач. Мисора Харуки может откатить весь мир на три дня назад, но теряет при этом и свою память, а Кэй Асай единственный сохраняет память о прошлых вариантах.
  • Toshishita no Senpai — свалившись с детской качалки, 25-летняя Нанасава перемещается в своем теле на 10 лет назад, когда она и ее тайно любимая всю жизнь сэмпай Сёто учились в школе. Теперь Нанасава под чужим именем может выразить свои чувства к Сёто.
  • Yojouhan Time Machine Blues: Через 25 лет после описываемых событий обитатели того же общежития по-пьяни собирают машину времени, что повлекло запутанную историю с перемещением во времени испорченного пульта от кондиционера.
  • Suzumiya Haruhi no Yuuutsu: Главгерой хронопоутешествовал несколько раз, обычно используя TPDD Микурочки (представительницы фракции пришельцев из будущего). Что такое TPDD — закрытая информация, но внешне оно себя никак не проявляет, просто иногда у Асахины Микуру это есть, а иногда — нет.
  • «Суперкнига» 1980-х — религиозная хронофантастика. Первый сезон больше фэнтези: Кристофера (он же Сё Асука) и Джой (она же Адзуса Ямато), добавляя к ним усовершентствованного робота Робика (он же Гизмо и Дзэммай-Дзикакэ) в «библейские времена» отправляет Книга. Во втором сезоне больше похоже на фантастику. Хронопутешествия осуществляются при взаимодействии с компьютером, а разумный робот Робик — изготовлен родственником Джой. И путешествуют уже новый Робик и Эрик (он же Ю Асука) — двоюродный брат Джой. При этом Джой и Крис могут следить за приключениями через компьютер.
  • «Летающий дом» тоже религиозная хронофантастика. Дети случайно стали гостями у изобретателя машины времени. И все вместе отправились в прошлое. Пока ученый возится с машиной времени, главные герои присутствуют при событиях из Нового Завета.

Видеоигры[править]

  • DOTT (графический квест от Sierra) — одновременно приходится действовать в настоящем, прошлом и будущем.
  • Achron — игра в реальном времени, где время так же является динамически используемым ресурсом. В игре имеется возможность изменять прошлое в определённом отрезке. Например вы спокойно строите базу, а враг посылает на вас отряд пехоты, пехота уничтожает вашу базу, вы перематываете время назад и ставите защитные турели. В настоящем турели уничтожают отряд противника. Враг, впрочем тоже может отмотать время и заказать танки вместо пехоты, а они уничтожат турели.
  • Dragon Nest — Вокруг путешествий во времени строится сюжет механика и ассасина.
    • 11 и 12 главы сюжета состоят из перемещений во времени: герои также оказывают поддержку персонажам в прошлом, призывая продолжить сражение, тем самым давая им надежду и приводя к тому самому варианту настоящего.
  • Chrono Trigger — сюжет игры состоит в стремлении героев спасти будущее при помощи возможности путешествовать по разным эпохам.
  • Цико «The Journeyman Project» — агент № 5 (Гейдж Блэквуд) работает на Агентство по-безопасности времени, отслеживающее изменения и засылающее агентов в прошлое, чтобы исправить их.
  • Quantum Break — вся игра крутится вокруг машины времени, испытание которой прошло немного неудачно (поломали вселенную, и скоро в ней вообще всё время остановится). После этого Джек Джойс (главгерой) пытается избегнуть такого будущего, меняя прошлое, а Пол Сайрин (главзлодей) уверен, что это невозможно, и реализует масштабный план по спасению немногих избранных. Беда в том, что обоим для своих целей нужно некое устройство, существующее ровно в одном экземпляре. Так и начинается центральный конфликт игры.
  • Life is Strange — как небольшая перемотка времени, так и скачки в прошлое, с ломанием дров там.

Псевдопутешествия во времени[править]

  • Братья Стругацкие, «Понедельник начинается в субботу». Машина Луи Седлового предназначена для путешествий по вымышленным мирам (как и наш сайт).
  • Рассказ А. Зиборова «Али-Лев». Папа подарил сыну машинку времени для перемещения, но не в реальном времени, а в миры литературных произведений.
  • «Царь, царевич, король, королевич…» Ю.Буркина и С.Лукьяненко — зигзаги:
    • Холмс и Уотсон знают, что путешествуют по вымышленным литературным мирам, но поначалу не догадываются, что сами принадлежат одному из них, а Кубатай и Смолянин явились не из их будущего, а из метамира, реальность которого, впрочем, тоже под вопросом.
    • Стас проникает в мир книги «Сегодня, мама!», думая, что вернулся в своё время. От реальности этот мир отличается лишь тем, что эта самая книга в нём не написана и вообще её соавторы никогда не писали вдвоём.
    • С прикрученным фитильком сюда же — сам остров Русь на Мадагаскаре (магически дополненная реальность с развесистыми бананами, участники которой, однако, считают себя не путешественниками во времени, а исконными жителями былинного прошлого).
  • Е.Милутка «САМОВАР или Новые приключения Самоделкина и его друзей» (комикс из «Веселых картинок» № 8 за 1988). Собственно устройство СМВ он САМОВАР (именно большими буквами). При помощи специального чая переносил веселых человечков в миры разных сказок.
  • «Экипаж» — Ежов поначалу подозревает, что провалился именно в будущее. И теоретически это возможно, вот только Ежов попал не просто так, а на место Моручи. Которому по этой логике полагается провалиться на место Ежова, но… путешествия в прошлое в метавселенной Рудазова как раз-таки и невозможны! Так и вышло: оказалось, параллельные миры с разницей в семьсот лет. Но земляне и серраны одни и те же.

Примечания[править]

  1. Для нас это далёкое будущее, но для протагониста это не менее далёкое прошлое